Вклад родителей в развитие ребенка

КАК ВКЛАДЫВАТЬСЯ В РЕБЕНКА, ЧТОБЫ ОН СТАЛ УСПЕШНЫМ В БУДУЩЕМ?

«Все родители желают видеть своего ребенка успешным» – с этим утверждением невозможно не согласиться. Осталось только определиться, что же такое успех. Для одних родителей мерилом успешности становятся Оксфорд или Гарвард. Вторые подразумевают под этим понятием возможность заниматься делом по душе. Для третьих показатель достойного уровня – социальная защищенность и материальное благополучие. А четвертые вообще стремятся совместить все вышесказанное.

Мы не знаем, каким вы видите успешное будущее вашего ребенка. Но знаем, что и как необходимо вкладывать в раннем возрасте, чтобы сын или дочь гордились своей жизнью, стали счастливыми, нашли любимое дело.

Родители делятся на 2 группы. Первые готовы вкладываться в ребенка, создавая условия для раскрытия заложенного потенциала и формирования новых полезных навыков. От них можно услышать такие высказывания: «У моей Аринки с детства интерес к рисованию. Водим на кружок изостудии, хотим в будущем предложить в художественной школе учиться».

Родители из второй группы считают, что каких-то специальных усилий к развитию ребенка прикладывать не стоит. Таких мам и пап легко узнать по высказываниям: «Ну, мой на трояки учится в школе. Ну что поделать, и мне математика тоже не давалась, выше головы не прыгнешь. На кружки не ходит, книги не читает, неинтересно ему». Плыть по течению, конечно, легко. Но тогда с мечтами об успешности придется распрощаться.

ЧТО НУЖНО ВКЛАДЫВАТЬ В РЕБЕНКА, ЧТОБЫ ОН СТАЛ УСПЕШНЫМ В БУДУЩЕМ?

Приготовьте ручки и блокноты, записывайте, сейчас мы откроем вам потрясающую истину. Вкладывайте в ребенка свою любовь.

· Если люблю, то забочусь о физическом состоянии и здоровье.

· Если люблю, то обеспечиваю разностороннюю развивающую среду.

· Если люблю, то показываю, сколько в мире интересного.

· Если люблю, то стимулирую к занятию любимым делом и поддерживаю при неудачах.

Результаты исследований, проводимых японскими учеными, говорят следующее: чтобы ребенок вырос успешным, необходимо лишь 2 фактора: поддержка и совместное времяпрепровождение. На основании этих результатов мы сформулировали кодекс родителей успешного ребенка.

КОДЕКС РОДИТЕЛЕЙ УСПЕШНОГО РЕБЕНКА

  • Любите его. Когда он капризничает, бросает дело на половине пути, обвиняет вас в своих неудачах – все равно любите своего малыша или уже подростка, причем как можно сильнее.
  • Поддерживайте все его начинания. Пусть сын или дочь будут уверены: мама и папа всегда пойдут навстречу, поймут увлеченность и создадут условия для экспериментов или обучения.
  • Интересуйтесь ребенком. Задавайте ему вопросы, требующие развернутого ответа. Не «Ты играл с детками в садике?», а «В какие интересные игры ты сегодня играл? Что тебе не понравилось?»
  • Объясняйте причины и следствие. Если что-то запрещаете, обязательно расскажите, почему наложено вето и как можно изменить ситуацию.
  • Проводите с ним время. Играйте, гуляйте, занимайтесь спортом, поддерживайте его шутки, рассказывайте о своем детстве.
  • Подавайте личный пример. У родителей, курсирующих от дивана до микроволновки, целеустремленным ребенок может вырасти не благодаря воспитанию, а вопреки ему. Но такое случается редко, не надейтесь.
  • Помогайте ребенку осознавать себя, свои сильные и слабые стороны, учиться оценивать свои поступки.
  • Удовлетворяйте потребности ребенка. В принципе, они укладываются в перечень основных потребностей любого человека, о которых хорошо рассказал психолог Абрахам Маслоу. Когда ребенок живет в тепле, ласке, принятии, заботе, он стремится к самоактуализации.

Движущая сила развития (а значит, и успеха) – любопытство. Все дети от природы любознательны. Но проявляться это качество может только в условиях безусловной любви и безопасности. Когда ребенок уверен, что родители о нем позаботятся и ради него пойдут на все, он успокаивается, оглядывается вокруг и движется туда, где ему интересно. Следовательно, задача родителей – не навязывать свое видение жизни, свой вектор, а выяснить, что хочет сам ребенок, какие у него способности, наклонности, возможности. И, исходя из этого, создавать условия для развития, стимулировать, поддерживать, воодушевлять, направлять.

Успешный ребенок – это дерево, приносящее плоды.

Чтобы получить спелые плоды успеха, необходимо создавать для развития ребенка благоприятную питательную среду, заботиться о психическом и физическом здоровье, активизировать познавательные процессы с помощью школы и дополнительного образования.

Многие родители на пути к успешному будущему детей совершают одну и ту же ошибку – они не развивают, а обучают. Кому из нас придет в голову посадить ребенка за пианино, показать ему клавиши, на которые надо нажимать, чтобы сыграть «Маленькой елочке холодно зимой», и после этого хвастаться, что наш сыночек – пианист?

Но иногда в стремлении к успешности некоторые родители поступают схожим образом, получая недозрелые плоды. Они вкладывают в ребенка как можно больше знаний, думая, что помогают ему стать умнее и сообразительнее. Вместо тренировки памяти, внимания, мышления мама учит с малышом цифры и буквы. А потом удивляется неусидчивости и стремлению побегать, круша все вокруг.

Развивайте мозг ребенка, вкладывайте в него свое время, терпение, заботу, силы. Так вы заложите фундамент успешного будущего, откроете возможности ребенка и поможете реализовать его прекрасный потенциал. Вклад в развитие ребенка сегодня обеспечит его успех в будущем.

Источник

Разная Бываю

17 января 2017  · 861

В первые годы жизни ребёнка, от рождения и  до трёх лет он нуждается в матери как в постоянном объекте привязанности. С ней он получает базовое представление о безопасности. Это происходит путем слияния мамы и ребенка. Часто можно слышать что мамы говорят: «мы покакали», это из того периода, когда мама и ребенок находятся в важном и безопасном слиянии. 

Позже, в год-три, когда происходит постепенная сепарация и ребенок начинает ощущать свои и чужие границы, становится необходимой роль отца, как проводника в мир, полый опасностей. Папа помогает ребёнку исследовать и познавать окружающий мир. Роль мамы как безопасного объекта, куда можно прийти и получить утешение — остаётся. Также задача папы в выставлении понятных и четких границ для ребёнка в контакте с миром, которым в том числе являются родители. Это некоторые правила, которые важно соблюдать и поддерживать всем членам семьи. Мамина задача не мешать и поддерживать этот процесс.

В период с трех до семи лет жизни ребёнка, роль папы в наставничесве. Это время, когда реб формируется психическая независимость. Папа делает многие вещи вместе, но не вместо ребёнка, например, обучает завязывать шнурки или чистить зубы.

Это также период формирования сексуальности. Ребёнок учится идентифицироваться с родителем своего пола.  Тут роль мамы и папы приоритета в зависимости от пола ребёнка. И вторая часть — ребёнок научается находить привлекательным родителя противоположного пола. Тому, как вести себя с противоположным полом на примере отношений родителей. 

То что мы называем личностью, формируется благодаря отношениям ребёнка со значимыми людьми — мамой и папой. От того какие родители, насколько они привлекательны для ребёнка , включены  и доступны для развития — зависит  дизайн личности ребёнка.

Какие основные ошибки допускают родители в воспитании детей?

Как практикующий психолог, работающий со взрослыми людьми, я вижу, какой детский опыт ранит их больше всего и оказывает негативное влияние на их жизнь. На этом основании я бы сказала, что большая ошибка совершается родителем тогда, когда в своем ребенке он видит не отдельного человека со своими особенностями, желаниями и потребностями, а то, что он хочет видеть в ребенке. И тогда ребенок растет неуверенным в себе, не может опираться на себя, на свои потребности, не верит сам себе и идет на поводу у других людей.

Поэтому важно, несмотря на ожидания, которые все равно у нас, у родителей, есть, все же стараться видеть не только их, но и то, что из себя представляет ребенок; то, чего хочет он сам. Например, если вам кажется, что мальчик должен быть мужественным, а ваш ребенок стеснительный и робкий, стоит отражать ему это (вижу, что тебе не по себе с новыми людьми), называть его чувства (похоже, тебе неловко, ты стесняешься), учить его с этими чувствами обходиться. А не переделывать и не сообщать, какой он плохой, раз он не соответствует вашим ожиданиям.

Прочитать ещё 6 ответов

Как правильно воспитывать ребёнка :3 Тезис основных ошибок современных матерей?

МГПУ, Кандидат педагогических наук

  1. Чрезмерная гиперопека. 

Поясню. Все больше и больше родителей, которые продолжают принимать решения за своего ребенка, даже тогда, когда он вполне может делать это сам. Что одевать, с кем общаться, куда ходить, куда не ходить, что делать в какой момент времени — все эти вопросы постепенно человек начинает решать сам, если с ним рядом нет гиперопекающих родителей. Такие родители — это те, кто не дает ребенку самостоятельно решать возникающие в его, ребенка, жизни проблемы. 

Мотив этого поведения вполне прекрасен. «Я более опытен, взросл, я лучше знаю как нужно», — говорит такой среднестатистический родитель и, безусловно лжет. Просто так проще. Легче решить за ребенка, директивно управляя его поведением, чем дать ему свободу и самостоятельность и терпеливо ждать, на какие грабли он может наступить. 

Итогом такой чрезмерной гиперопеки становится высокий инфантилизм, от которого те же самые родители и страдают впоследствии, когда чаду исполняется 16-17-18-19 лет и родители вдруг вспоминают, что они в это время уже заработали «первый трудовой рубль» и вообще пора уже приносить пользу семье. А чадо не только не готово к самостоятельной жизни и вообще поиску работы — так еще и привыкло, что за него всегда все решают и приносят ему все на блюдечке с золотой каемочкой. В итоге скандалы, непонимания, проблемы. 

Вообще, говоря об этой ситуации, полезно различать два понятия. Первое понятие — понятие «забота», которое выражается в том что родитель ПРЕДЛАГАЕТ ребенку свою помощь. А когда тот отказывается — спокойно отстает от ребенка и более не докучает ему. А второе понятие — «опека», когда ребенку ничего не предлагают и ни о чем не спрашивают, а просто берут в охапку и делают с ним все, что родитель считает правильным. Классический пример — в случае заботы родитель спрашивает у ребенка: «Ты замерз?» и если ребенок говорит «Нет» — вопрос исчерпан. В случае опеки родитель говорит ребенку «Ты замерз!!» и укутывает его, не слушая возражения и сопротивления. 

  1. Удовлетворение всех прихотей и желаний ребенка. 

Об этой проблеме говорили еще несколько сотен лет назад. Сам Руссо как-то написал — вернейший способ сделать своего ребенка несчастным — это приучить его ни в чем не знать отказа. 

Но заботливые и любящие родители думают иначе. Они вспоминают свое детство, в котором их родители постоянно не могли себе что-то позволить. Вот первая клубника — но денег нет, она слишком дорогая. Хочется велосипед, приставку, дорогую одежду — но денег нет. И вот вспоминая это, они решают: «Мои-то родители не могли мне этого купить, а Я-ТО МОГУ! Поэтому мой ребенок не будет страдать от того, что он что-то хочет, а я не могу ему этого купить». 

И в результате — к возрасту 11-12 лет ребенок уже ничего не хочет. Я встречал родителей (и детей), которые уже начиная с 11-12 лет не знали что подарить ребенку на ДР и Новый год, потому что к этому моменту все желания были удовлетворены. И дарили деньги, прячась за прекрасным тезисом «Уже взрослый, сам решит и купит что захочет». «Уже взрослый» тратил деньги в Макдаке или на компьютерные игры…

Прочитать ещё 1 ответ

Источник

Роль семьи в интеллектуальном развитии ребёнка

Мытник Татьяна Алексеевна

Мурманск 2017

Содержание

Введение

3

Роль семьи в интеллектуальном развитии ребёнка

4

Советы родителям

8

Список литературы

9

Введение

В последние годы в ряду важнейших задач семейного воспитания все отчетливее заявляет о себе забота о развитии интеллекта ребенка. Тому существует несколько причин. Это и новые научные данные об особенностях интеллектуального развития ребенка раннего и дошкольного возраста, и «вторжение» в жизнь современного дошкольника разнообразных источников знаний, вплоть до компьютера, и несомненный рост уровня образованности, культуры родителей.

Необходимо напомнить, что современная система образования во многих странах мира переживает своеобразный кризис. Это значит, что система образования не отвечает в полной мере требованиям общества, перспективам его развития. Одним из показателей кризиса образования является снижение качества знаний детей, их интеллектуального развития. Выход из создавшегося положения многие страны видят в интенсивном реформировании образования. Однако педагоги, как теоретики, так и практики, постоянно подчеркивают, что без регулярной помощи семьи система образования не справится со стоящими перед ней сложными новыми задачами. В связи с этим возрастает образовательная функция семьи, имеющая целью повысить интеллектуальный уровень своих детей и качество их знаний.

Интеллектуальное развитие дошкольника отличается своеобразием, которое в наибольшей степени проявляется в условиях семейного воспитания.

Роль семьи в интеллектуальном развитии ребёнка

Интеллект ребенка — специфическая форма организации индивидуального познавательного опыта, обеспечивающая возможность эффективного восприятия и понимания окружающего мира. Но познание окружающего мира у дошкольников, в отличие от школьников, не концентрируется на учебных занятиях – оно осуществляется в повседневной жизни, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в игре, труде, различных видах продуктивной деятельности. Отсюда задача семьи — повышать образовательную, развивающую «нагрузку» повседневной жизни, прогулок, различных занятий ребенка, его видов деятельности и т.д. Это не значит, что из всего следует устраивать традиционный урок с вопросами и ответами. Но каждый миг общения родителей с ребенком расширяет его представления об окружающем мире, воспитывает отношение к тем или иным явлениям, событиям, людям, оказывает влияние на развитие мышления, речи.

Своеобразие интеллектуального развития дошкольников заключается и в преобладании образных форм познания — восприятия, образного мышления, воображения. Именно для их образования и формирования дошкольный возраст создает оптимальные возможности, и в этом состоит его основной вклад в общий процесс развития познавательной деятельности человека. Важнейшая задача интеллектуального развития дошкольника — всемерное стимулирование и обогащение образных форм познавательной деятельности. Здесь незаменимы игры, художественные средства познания окружающего мира, знакомство с природой во всем ее многообразии форм, красок, звуков, запахов, постоянном движении и изменении.

Необходимо чаще вовлекать детей в игру, которая помогает решить многие образовательные задачи: развития речи, памяти, внимания, наблюдательности, формирования представлений об окружающем мире, в том числе и математических, первоначальных исторических, географических и т.д.

Семья – первая школа овладения ребенком родным языком. Родной язык, являясь одновременно и средством, и источником интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания, формирует ребенка как личность. Пользуясь языком как средством общения, ребенок впитывает в себя культуру поколений, познает окружающий его мир и самого себя, усваивает нормы социального взаимодействия. Речь ребенка во многом зависит от родителей, их культуры, образования, социального положения, от понимания ими важности правильного речевого развития малыша. Родители должны осознавать особую ответственность за развитие речи ребенка в силу необыкновенно высокой детской чувствительности к языковой информации, которая «падает» на первые годы жизни. Внимание родителей должно быть обращено на становление и развитие всех сторон речи — фонематической, лексической, грамматической. Чем раньше начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. При этом надо учитывать уникальность, своеобразие и неповторимость речи каждого ребенка, которые проявляются и в способах выражения своих мыслей, умении использовать имеющиеся у него в запасе речевые средства, а также в особенностях оформления высказывания (мимика, жесты, реплики) (О.С. Ушакова). Однако родители не должны «умиляться» речевыми ошибками детей, дефектами звукопроизношения — следует своевременно консультироваться со специалистами и исправлять недочеты в речевом развитии, пока они не стали привычными для ребенка.

Особо следует сказать о роли художественных средств в интеллектуальном развитии дошкольника. В свое время И. Кант высказал удивительно меткую и верную мысль о том, что искусство раскрывает свободное пространство для «игры познавательных способностей». Несомненны познавательные функции искусства, что дает возможность расширять с его помощью умственный кругозор ребенка, развивать его художественный вкус, стимулировать творческую деятельность.

Традиционно прочное место в воспитании ребенка, его духовном обогащении занимает литература. Детские книги — обязательное средство воспитания современного ребенка. Родителям важно привить ребенку любовь к книге, чтобы он с интересом и охотой слушал ее, мыслил на основе словесных представлений, переживал вместе с героями повествования. Наиболее близки детскому мироощущению сказки с их чудесами и волшебными превращениями, с моралью, которая преподносится в прозрачной, ясной по смыслу, захватывающей и забавной форме. Восприятие сказки — особая деятельность ребенка-дошкольника с присущими ей сопереживанием, мысленным содействием герою произведения. Слушая сказку, ребенок неосознанно, в своем воображении сливается с ее героями, вызывающими его симпатию. Вместе с ними он проявляет чудеса храбрости, благородства, доброты, рискует ради других, любит, грустит, негодует, побеждает темные силы в лице Кощея, Бабы Яги, Змея Горыныча (А.В. Запорожец, Д.Н. Дубович-Арановская, Б.М. Теплов).

Одним словом, как удивительно точно отметил К.И. Чуковский, сказки воспитывают у ребенка «дивную способность волноваться чужими несчастьями, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу как свою». Воспитательная ценность сказки во многом зависит от методики ее преподнесения детям. Современные родители предпочитают сказки читать – конечно, это проще, быстрее. Но именно при рассказывании создаются возможности для особых контактов с ребенком (глаз в глаз), усиления эмоционального воздействия на него.

В дошкольные годы ребенок впервые посещает театры, музеи, концертные залы, выставки, библиотеку, т.е. знакомится с институциональными формами организации культуры. От семьи зависит, будет ли такое знакомство эпизодом в жизни ребенка или надолго определит его культурное развитие, станет служить обогащению ума и сердца, наполнит новым содержанием досуг.

Детей надо беречь от пагубного воздействия так называемой массовой культуры, а точнее — антикультуры, апеллирующей к низменным инстинктам человека, ведущей к разрушению личности. Хрупкой психике ребенка-дошкольника противопоказаны различные современные зрелищные мероприятия-шоу с громким музыкальным сопровождением, яркими световыми и пиротехническими эффектами. Помимо того, что такие зрелища возбуждают и утомляют ребенка (как, впрочем, и взрослого человека), они притупляют его восприимчивость к менее броским, но более художественным явлениям окружающей жизни. Ребенок, например, привыкший к постоянному громыханию и полыханию светомузыки, т.е. к очень сильным раздражителям, просто не увидит красоты серенького воробушка, принарядившейся в серебряный иней березки, что растет под окном.

Таким образом, домашнее воспитание — это деятельность, органично вплетенная в целостную ткань проживания детьми своей индивидуальной жизни среди самых близких и значимых людей. А для родителей и других членов семьи — это повседневный кропотливый труд по созиданию растущего человека, имеющий глубокий гуманистический смысл.

Советы родителям

♦ Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца

♦ Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.

♦ По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать.

♦ Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.

♦ Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.

♦ Развивайте мелкую моторику рук: лепите, рисуйте, вырезайте, рвите бумагу, собирайте мозаику и др.

♦ Всячески пытайтесь поддерживать ребенка в его стремлениях и действиях и тогда развитие его пойдет быстрее!

Список литературы

  1. Чуприкова Н.И. Психология умственного развития: принцип дифференциации. М.: Столетие, 2004
  2. Внешняя среда и психическое развитие ребенка / Под ред.  Р.В.Тонковой-Ямпольской. —  М.:  Медицина, 2003. – 243 с.
  3. Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети.-М., 1999. – 258 с.
  4. https://www.libsid.ru/semeynaya-pedagogika/rol-semeynogo-vospitaniya-v-formirovanii-lichnosti/intellektualnoe-razvitie-rebenka
  5. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. — 1994

Источник