Ветлугина муз развитие ребенка

(ПО Н.А. ВЕТЛУГИНОЙ)*

* Ветлугииа Н.А., Кснеман Л.В. Теория и методика музыкального воспитания в диском саду. — М: Просвещение, 1983. — С. 222   226

Продолжение таблицы

1

2

Движение в соответствии с музыкой

Звучит украинская народная мелодия, ребе нок должен, менять движения соответствен но музыке (бег и притопывание ногой).

Средняя группа

Выявление музыкальных интересов

Дети «по секрету» говорят педагогу, какую музыку им хочется послушать.

Узнавание знакомых пе сен и пьес, исполняемых педагогом

Детям раздают карточки с условным изобра жением содержания знакомых им пьес и пе сен. Узнав произведение, ребенок поднимает соответствующую карточку.

Узнавание знакомых му зыкальных произведений по вступлению, заключе нию

Педагог исполняет вступление или заключе ние знакомых детям музыкальных произве дений.

Проверка качества певче ских навыков

Коллективное исполнение знакомых песен в сопровождении фортепиано. Дети опраши ваются небольшими группами.

Проверка    правильности исполнения   простейшей попевки без сопровожде ния

Индивидуальный опрос. Педагог помогает ребенку, если он затрудняется, даст оценку исполнения.

Различение   звуков   по высоте

Используя примеры из «Музыкального бук варя», педагог предлагает детям различать высокие и низкие звуки в пределах октавы, септимы, сексты, квинты.

Различение ритмического рисунка пьесы

Дети передают хлопками простейший рит мический рисунок мелодии.

Передавать   движениями характер незнакомой му зыки

Дети двигаются под музыку, стараясь пере дать плясовой или маршевый ее характер.

Умение заканчивать дви жение   одновременно   с окончанием звучания му зыки

Дети движутся под марш. Педагог неожи данно перестает играть (после окончания му зыкальной фразы, предложения) и фиксиру ет, остановился ли ребенок, когда перестала звучать музыка.

Различение части в двух-

частном построении музыкального произведения

Дети движутся под незнакомую музыку, ме няя движение или направление движения со сменой частей в музыке.

Различение части в трех частном построении музыкального произведения

Выполнение детьми элементов танцев, пред ложенных педагогом.

Продолжение таблицы

1

2

Применение знакомых эле ментов танца в свободной пляске

Детям предлагают двигаться под музыку танцевального характера, используя знако мые элементы танца.

Старшая группа

Выявление интересов детей к музыкальным произведе ниям

Педагог устанавливает, какие песни, пьесы дети помнят. Дети по очереди шепотом на зываю! педагогу любимое произведение.

Различение характера, жан ра музыкальных произведе ний (марш, вальс, полька, колыбельная)

Педагог исполняет незнакомые мелодии, а дети показываю! соответствующие карточ ки с изображением детей, марширующих, танцующих или укачивающих куклу.

Узнавание знакомого музы кального произведения по вступлению или мелодии

Педагог исполняет вступление или мело дию знакомой песни (пьесы), дети называ ют ее.

Проверка качества исполне ния детьми знакомых песен

Коллективное исполнение знакомых песен (по типу «Устроим концерт»), затем испол нение несложных песен или попенок без сопровождения. Индивидуальное исполне ние знакомой песни с фортепианным со провождением.

Проверка певческого слуха, вокально-слуховой координации

Каждому ребенку дается задание на повто рение мелодии «музыкальное эхо». С этой целью педагог варьирует мелодиче ские интонации, наиболее сложные из них предлагает повторить хорошо успевающим детям.

Проверка качества детских импровизаций

Педагог дает детям задание различной сте пени трудности: а) «Спой свое имя»; б) му зыкальные вопросы и ответы («Как тебя зо вут?»).

Проверка навыков создания музыкально-игровых   обра зов звучания наиболее контрастных но тембру детских музыкальных инструментов

Педагог предлагает незнакомые произведе ния, различные по тематике и жанрам, и просит показать движениями, как марши руют солдаты, летит самолет, крадется ли са, порхают бабочки.

Проверка качества усвоения танцевальных движений и их импровизации

Исполняется двух-частная пьеса (полька). На первую часть дети бегут парами, на вто рую каждый придумывает комбинацию из знакомых танцевальных элементов. Задание выполняется коллективно.

Различение и передача ритмического рисунка мелодии попевки

Педагог исполняет пьесу на металлофоне,

барабане, бубне (из «Детского оркестра» Н.А. Ветлугиной). Дети должны назвать инструмент.

Определение на слух

Поочередное пение и исполнение на инстру менте ритмической попевки (из «Музыкального букваря А. Ветлугиной)

Подготовительная группа

Называние любимых музыкальных произведений

Читайте также:  Карта индивидуального развития ребенка 6 7 лет

Педагог просит ребенка назвать любимое произведение и объяснить, почему оно нра вится

Узнавание знакомого музыкального произведе ния по отдельным фраг ментам

Педагог предлагает детям узнать исполняе мое произведение по отдельно сыгранным вступлению, заключению, второй части, яр кому фрагменту. Опрос проводится индиви дуально

Различение характера трех пьес одного жанра (пляска, полька, вальс)

Детям предлагают рассмотреть картинки с условным изображением польки, вальса и плясовой. После исполнения произведений дети выбирают соответствующую картинку. Педагог исполняет незнакомое произведе ние. Фишками разного цвета дети отмечают начало звучания каждой части

Определение трехчастной формы музыкально го произведения при ус ловии динамических и темповых изменений во второй части

Знать и называть знако мые произведения ком позиторов

П.И. Чайковского и Д.Б. Кабалевского

Различение вокальной и инструментальной музыки

Звучит грамзапись. Педагог предлагает де тям определить вокальную и инструментальную музыку

Исполнение знакомых
песен

Дети по своему  выбору исполняют 2-3 пес ни

Исполнение знакомой песни в разных тональностях

Дети исполняют знакомую песню в двух раз ных тональностях по тону, данному педаго гом

1

2

Определение направления движения мелодии вверх и вниз

По звукоряду дети определяют, куда движется мелодия, вверх или вниз, и по ют звукоряд.

Определение высоких и низких звуков в пределах квинты-терции

Педагог поочередно исполняет высокие и низкие звуки в пределах квинты-терции. Кто-либо из детей определяет, какой звук высокий (низкий).

Различение точности ис полнения песни

Кто-либо из детей исполняет песню, а другой ребенок определяет качество пе ния.

Передача в движении му зыкально-игрового образа

Прослушав незнакомую музыку, дети изображают с помощью выразительных движений характер персонажа.

Оценка исполнения танца товарищами

Дети парами исполняют танец. Осталь ные дают оценку их исполнению.

Сочинение танца

Дети становятся парами и договаривают ся, какие движения будут выполнять. Наблюдающие оценивают их исполне ние.

Импровизация пляски с использованием знакомых элементов народного танца

Опрос идет по парам (кто придумает больше вариантов?).

Инсценирование незнако мой песни с помощью самостоятельно подобранных движений

Педагог поет песню, ребенок импровизирует, стараясь не копировать своих това рищей.

Определение на слух зву чания детских музыкаль ных инструментов

Дети прослушивают и определяют, на каких  инструментах играли в оркестре взрослые.

Исполнение мелодии зна комых песен на детских инструментах

Детям предлагают па инструменте с диатоническим или хроматическим звукоря дом исполнить знакомую мелодию.

Знание и умение исполнять знакомые попевки

Педагог предлагает детям по желанию исполнить любимую попевку на музыкальном инструменте.

Источник

Методика музыкального воспитания Ветлугиной

Содержание

Введение

Задачи и содержание
программы музыкального воспитания

Виды и формы организации
музыкальной деятельности детей

Музыкальный букварь

Заключение

Список литературы

Введение

Различные виды искусства
обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же
имеет возможность воздействовать на
ребенка на самых ранних этапах.
Доказано, что даже внутриутробный период
чрезвычайно важен для последующего развития
человека: музыка, которую слушает будущая
мать, оказывает влияние на самочувствие
ребенка.

Музыка является одним
из богатейших и действенных средств эстетического
воспитания, она обладает большой силой
эмоционального воздействия, воспитывает
чувства человека, формирует вкусы.

Современные научные
исследования свидетельствуют о том, что
развитие музыкальных способностей, формирование
основ музыкальной культуры — т.е. музыкальное
воспитание нужно начинать в дошкольном
возрасте. Отсутствие полноценных музыкальных
впечатлений в детстве с трудом восполнимо
впоследствии. Чтобы полюбить музыку,
ребенок должен иметь опыт восприятия
музыкальных произведений разных эпох
и стилей, привыкнуть к ее интонациям,
сопереживать настроения.

Музыкальное развитие
оказывает ничем не заменимое воздействие
на общее развитие: формируется эмоциональная
сфера, совершенствуется мышление, воспитывается
чуткость к красоте в искусстве и жизни.
«Только развивая эмоции, интересы, вкусы
ребенка, можно приобщить его к музыкальной
культуре, заложить ее основы. Дошкольный
возраст чрезвычайно важен для дальнейшего
овладения музыкальной культурой. Если
в процессе музыкальной деятельности
будет сформировано музыкально-эстетическое
сознание, это не пройдет бесследно для
последующего развития человека, его общего
духовного становления» (4).

Задачи и
содержание программы музыкального воспитания

Н.А Ветлугина разработала
систему музыкального воспитания для
детей дошкольного возраста, которую активно
применяют в детских садах.

Читайте также:  Ребенок 2 года развитие центр

Целью программы является развитие у ребенка
общей музыкальности. Музыкальность —
это усвоенный музыкальный опыт, способы
усвоения опыта, а также способности, выступающие
как результата усвоения детьми обобщенных
способов музыкальной деятельности. Музыкальность
у детей — это комплекс способностей, содействующих
успешному проявлению активной музыкальной
деятельности в доступных формах. Интерес
к музыке и достаточно развитый музыкальный
слух, говорят о музыкальности ребенка.
. Музыкальность формируется через музыкальную
деятельность детей. Существуют способности,
наличие которых необходимо ребенку для
выполнения конкретной деятельности —
слушания, исполнения, творчества. Такими
способностями являются:

1)способность целостного 
восприятия музыки (внимательное 
слушание и сопереживание художественного 
образа в его развитии) и дифференцированного
(различение средств музыкальной 
выразительности);

2)исполнительские 
способности (чистота певческих 
интонаций; согласованность движений 
при игре на детских инструментах);

3)способности, проявляющиеся 
в творческом воображении при 
восприятии музыки, в песенных, музыкально 
игровых танцевальных импровизациях.

Ветлугина выделила
основные умения и навыки музыкальной
деятельности:

1. Целостное и 
дифференцированное восприятие 
того или иного произведения,
ориентировка в нем. Целостное 
восприятие предполагает правильную 
эмоциональную реакцию на общий 
настрой песни или пьесы. Ребенок 
следит за развитием художественного 
образа, выраженного комплексом 
музыкальных средств в определенной 
форме. Неоднократное прослушивание 
позволяет воспринимать мелодию 
дифференцированно, улавливать количество 
ее характерных черт. Эти умения 
помогают улучшать качество собственного 
исполнения.

2. Сопереживание 
чувств, настроений, выраженных в 
музыке. Оно необходимо для выразительной 
исполнительской деятельности.

3. Художественное 
исполнительство. Детям доступно 
умение проявить свое отношение 
к исполняемому произведению; непринужденность,
естественность действий во всех 
видах музыкальной деятельности;
относительная точность певческих 
и музыкально — ритмических навыков.

4. Творческие проявления 
детей. Создание новых образов 
и действий.

5. Самостоятельные 
действия. Умения действовать без 
посторонней помощи.

Названные умения и
навыки способствуют реализации основных задач музыкального воспитания:

1. Воспитывать устойчивый 
интерес и любовь к музыке,
закладывать основы музыкального 
вкуса, развивать стремление совместно 
исполнять песни, пляски, развивать 
нравственные качества, эмоциональную 
отзывчивость, музыкальные способности 
и память.

2. Развивать способность 
восприятия и исполнительства: целостное 
и дифференцированное восприятие,
певческий голос, слуховой самоконтроль,
выразительность пения, образность 
и ритмичность движений, умение 
играть в ансамбле на различных 
инструментах.

3. Знакомить с 
простейшими сведениями о характере 
музыки, ее развитии, изменении, о 
сходных и контрастных построениях,
выразительных средств, о наличии 
высоких — низких, долгих — коротких 
звуков.

4. Развивать творческие 
способности детей, приобщая их 
к песенным импровизациям, инсценированию
игровых песен.

Названные выше задачи
конкретизируются в форме определенных видов музыкальной деятельности.(2,3)

Виды и формы
организации музыкальной деятельности
детей.

Первым и ведущим видом
в детской музыкальной деятельности является слушание — восприятие.
Слушание складывается из следующих действий:

-слушания произведений;

-слушания в процессе 
разучивания песен, хороводов, танцев.

-слушания с целью 
определения свойств звука в дидактических
играх.

Вторым видом музыкальной
деятельности является детское исполнительство. Пение является массовым
и доступным видом исполнительства. Песня
— ценное средство нравственно- эстетического
воспитания благодаря единству музыкального
и литературного текста. Еще одним видом
является ритмика. Музыкально
— ритмическая деятельность условно делиться
на две группы: восприятие музыки и воспроизведение
ее выразительных свойств и движений.
Первая группа действий связана с целостным
восприятием музыки, которое постепенно
дифференцируется, становиться более
точным. Ребенок выделяет отдельные наиболее
яркие средства — регистры, динамические,
темповые нюансы, метрическую пульсацию,
структуру произведения и т.д. Вторая группа
действий направлена на освоение двигательных
навыков в процессе музыкальных игр, хороводов,
танцев. При этом используются различные
движения: из области физических упражнений,
танца. Все музыкально — ритмические движения
выполняют общую задачу — добиться слитности
характера движения и музыки. Музыкальные
игры — ведущая форма организации ритмических
движений. В основе игры чаще всего музыка,
которая подсказывает ход действий сюжетной
игры, музыкальную характеристику персонажей.
Хороводы чаще всего проходят под народные
песни. Танцы построены на зафиксированных
движениях в определенной последовательности
и построении (пары, круг)- состоят из знакомых
элементов движений, которые повторяются
на припев.

Игра на
детских музыкальных инструментах. Сначала детей знакомят с различными
инструментами , называют их, обращают
внимание детей на тембровую окраску,
объясняют расположение высоких и низких
звуков, показывают приемы игры. Постепенно
в самостоятельной деятельности дети
осваивают приемы игры. Дошкольникам доступны
такие исполнительские качества как: выразительность
воспроизведения, умение проявить свое
отношение к исполняемому произведению;
непринужденность, естественность действий
во всех видах музыкальной деятельности;
относительная точность певческих и музыкально
— ритмических навыков.

Третий вид деятельности
— детское музыкальное
творчество. В пении это импровизация
простейших мотивов, придумывание своих
мелодий на заданный текст. Танцевальное
творчество проявляется в умении комбинировать
знакомые элементы танца, создавать собственные
движения, придумать простой танец.

Четвертым видом является изучение элементарных сведений
о музыке. Этот вид деятельности не включен
в программу детского сада. Сюда включены
сведения, как общего, так и специального
характера.

Первая группа сведений
дает понять детям, что музыка всегда отражает
определенные чувства, мысли, она как бы
повествует о чем — то и поэтому так различна
по своему характеру, настроению. Детям
сообщается, что музыку создают композиторы,
народ.

Читайте также:  Развитие ребенка до года картинки для детей

Вторая группа сведений
связана с различными видами музыкальной
деятельности.

Ветлугина Н.А выделила
3 формы занятий:

Фронтальные занятия со всей группой детей.
Оно предусматривает следующую последовательность
детской музыкальной деятельности: в начале
занятия музыкально — ритмические упражнения,
вслед за ними слушание музыки, затем пение
и после этого музыкальная игра или танец.

Построение занятия
должно отвечать следующим требованиям:

1) Учитывать умственную,
физическую и эмоциональную нагрузки 
детей;

2) Устанавливать 
преемственность развития музыкальных 
способностей в процессе приобретения 
навыков, знаний, усвоения музыкальных 
произведений;

3) Обеспечивать связь 
и последовательность видов деятельности 
и разучиваемого материала;

4) Быть вариативными 
и соответствовать возрастным 
возможностям детей, учебным заданиям.

Индивидуальные музыкальные занятия с детьми
строятся на основе тщательного изучения
педагогом возрастных и типологических
особенностей детей, анализа их поведения
и деятельности в коллективе, учета уровня
их физического, умственного и эстетического
развития, эмоционального жизненного
тонуса. Педагог — музыкант учитывает особенности
каждого ребенка и создает ему условия
для развития, оказывает индивидуальную
помощь, обучает и воспитывает ребенка.

Музыкальные занятия с небольшими группами
проводятся с детьми, у которых недостаточно
развиты музыкально слуховые представления,
музыкально — ритмическое чувство, с застенчивыми
детьми, которые могут проявлять себя
творчески, но боятся коллектива.(3)

На них решаются задачи
музыкально — сенсорного развития детей,
обучения различным способам выполнения
музыкальных заданий по пению, творческие
музыкальные задачи.

По каждой возрастной
группе имеется краткая характеристика
психофизических особенностей детей и
определены задачи нравственного, умственного
и эстетического и физического развития.
Общими требованием по всем возрастным
ступеням является воспитание любви, интереса
к музыке, эмоциональной отзывчивости,
а так же развитие музыкальных и творческих
способностей. Задачи, последовательно
усложняются, т.е. используется концентрический
способ построения программы.

Ветлугина Н.А отметила
черты, характеризующие произведения,
предназначенные для детей. При этом необходимо,
чтобы произведения:

-отбирались из 
трех источников: народного музыкального 
творчества, классики и современной 
музыки;

— были проникнуты 
гуманизмом;

— отличались проникновением 
в мир чувств детей, отражали 
их интересы, были образными;

— были яркими 
запоминающимися, опирались на интонационно
— ладовый строй музыки;

— художественный 
уровень должен отвечать требованиям 
большого искусства.

Советовала использовать
народное творчество, его фортепианную
обработку и произведения композиторов,
написанные на национальной основе. Классическая
музыка так же представлена в репертуаре
программы. Известно, что композиторы
— классики проявили большой интерес к
созданию произведений для детей: Чайковский
И.П. «Детский альбом», Шуман Р. «Детские
сцены», Мусоргский М.П. «Картинки с выставки»
и т.д. . Для занятий ритмикой используется,
в основном народная музыка и музыка, написанная
для детей советскими композиторами.(2)

Для исполнения оркестром
Н.А.Ветлугина рекомендует использовать
произведения, выученные ранее из программы
по пению, слушанию или ритмике.

Для более полного восприятия
произведения детьми автор рекомендует
использовать наглядность. если речь идет
о литературном произведении( стихи, цитата
из текста песни) или о фрагментах из самого
музыкального произведения, то можно говорить
о слуховой наглядности , ибо она обращена
к слуху ребенка. При этом желательно использовать
технические средства, пластинки, магнитофонные
записи. Для зрительной наглядности могут
быть применены различные наглядные пособия
— литературный текст, условные обозначения,
карточки, соответствующие характеру
пьесы, движению мелодии.

Рекомендуется одно
произведение слушать несколько занятий
подряд, с каждым прослушиванием акцентируя
внимание на форме произведения, средствах
выразительности, ритме и т.д.

В разделе пение на
музыкальных занятиях акцентируется внимание
на использовании попевок — упражнений,
многократное повторение которых развивает
правильность и чистоту интонирования.
Н.А.Ветлугина считает, что для полноценного
восприятия музыки необходимо обучать
дошкольников пению по нотам. Методика
обучения пению по нотам изложена в «Музыкальном
букваре».(4)

«Музыкальный
букварь»

Задача «Музыкального
букваря»- заинтересовать детей музыкой,
развить их музыкальный слух. Подготовить
к пению по нотам.

Прежде всего, нужно,
чтобы ребенок научился слушать музыку,
и полюбил ее.

Книга состоит из четырех
разделов. Первый раздел —
донотный. Он содержит задания и упражнения,
направленные на различение ребенком
высоких и низких, долгих и коротких звуков,
движение мелодии вверх и вниз. Все это
ребенок усваивает на слух. Помещенные
здесь картинки дают наглядно- зрительное
представление.

Источник