Вес мозга ребенка в 5 лет

Вес мозга ребенка в 5 лет thumbnail

Показатели массы

Масса мозга нормальных людей колеблется от 1020 до 1970 граммов. Мозг мужчин весит на 100—150 граммов больше, чем мозг женщин[1]. У мужчин он составляет 2 % от общей массы тела, у женщин — 2,5 %. Широко распространено мнение, что от массы мозга зависят умственные способности человека: чем больше масса мозга, тем одареннее человек.

Однако очевидно, что это далеко не всегда так.[2] Например, мозг И. С. Тургенева весил 2012 г, а мозг Анатоля Франса — 1017 г. Самый тяжелый мозг — 2900 г — был обнаружен у индивида, который прожил всего 3 года. Мозг его в функциональном отношении был неполноценным. Итак, прямой зависимости между массой мозга и умственными способностями отдельного индивида нет.

Степень развития мозга может быть оценена, в частности, по соотношению массы спинного мозга к головному. Так, у кошек оно — 1:1, у собак — 1:3, у низших обезьян — 1:16, у человека — 1:50. У людей верхнего палеолита мозг был заметно (на 10-12 %) крупнее мозга современного человека[5]

Не секрет, что женский и мужской центр нервной системы отличается по весу. Это было установлено в 1882 Френсисом Гаттоном и многократно подтверждено учёными из различных исследовательских институтов и центров всего земного шара.

Размер мозга никак не влияет на умственные способности. У мужчин мозг на 150-200 грамм тяжелее, чем у женщин. Одним из рекордсменов по массе мозга был Иван Тургенев (2,012 кг). А у Альберта Эйнштейна мозг весил меньше нормы – 1,23 кг. Масса мозга различается и у разных рас – в среднем, у австралийских аборигенов (1,15 кг) и негров (1,2 кг) он меньше, чем у европейцев (1,32 кг). У русских средняя масса мозга – 1,399 кг, у украинцев – 1,414, у немцев – 1,425, у американцев – 1,323.

У новорожденных масса мозга в среднем 350-400 грамм. До 25-27 лет мозг увеличивается, после 50 начинает уменьшаться примерно на 30 грамм каждые 10 лет.

Так сколько весит центр умственной деятельности человека?

Итак, по порядку. Сколько весит мозг человека в среднем? Согласно научным исследованиям, вес органа центральной нервной системы, состоящего из большого числа нервных клеток, составляет от 1,1 до 2,0 кг (иначе, 2% от общей массы тела).

У представителей мужского пола масса серого вещества ориентировочно больше на 100-130 граммов, чем у женской половины.

Сколько весит мозг человека – вроде бы понятно. Возникает вопрос: максимально ли данное вещество используется? Существует мнение, что в жизни человек использует только 10 % своего мозга. Так ли это? Данное мнение неоднозначно, но большинство ученых склонны делать выводы, что в работе мозг задействует полностью свой потенциал. Для выполнения даже самого простого задания серое вещество активизируется во всех своих отделах.

Как только человек начинает усиленно мыслить, величина потребления поступающей в организм энергии достигает показателя в 25% в то время, как в состоянии покоя серому веществу требуется не более 9% энергии. Активизирующаяся мозговая деятельность требует дополнительного кислородного питания, что вынуждает мозг забирать из организма практически его третью часть.

Строение головного мозга

где m – масса мозга, г; M – масса тела, г.

Вес мозга ребенка в 5 лет

Индекс энцефализации дает возможность изучить потенциальные возможности различных видов.

Размер мозга не влияет на интеллект

Следует детальнее рассмотреть эту аксиому на примерах животных разных классов и видов.

Классификация начинается самой большой цифрой (самым умным из животных) и продолжается в порядке спадания.

  1. Бутылконосый дельфин. Мозг весит 1550 г, коэффициент энцефализации составляет 4,14
  2. Лиса – 53г, коэффициент =1,6
  3.  Слон – 7843 г, коэффициент = 1,3
  4. Собака – 64 г, коэффициент = 1,2
  5. Макака – 62г, коэффициент = 1,19
  6. Осел – 370г, коэффициент = 1,09
  7. Кошка – 35 г, коэффициент = 1,0
  8. Воробей – 1,0г, коэффициент = 0,86
  9. Жираф – 680г, коэффициент = 0,66
  10. Лошадь – 510г, коэффициент = 0,9
  11. Овца – 140г,   коэффициент = 0,8
  12. Кашалот – 7800 г, коэффициент = 0,58
  13. Кролик – 12г, коэффициент = 0,4
  14. Крыса – 2г, коэффициент = 0,4
  15. Носорог – 500г, коэффициент = 0,37
  16. Еж – 3.3г, коэффициент = 0,3
  17. Мышь полевая – 0,2г, коэффициент = 0,22
  18. Зеленая ящерица 0,1г, коэффициент = 0,04
  19. Комнатная муха – 0,0002г, коэффициент = 0,02
  20. Гадюка – 0,1г, коэффициент = 0,005

Итак, самым похожим на человека по величине коэффициента энцефализации является дельфин.

Как видим, стереотип о невысоких умственных способностях, например, осла, жирафа и овцы не имеет под собой основания.

Интересный факт: у насекомых мозга нет, роль центральной нервной системы у них выполняют нервные узлы — ганглии. Теоретически, если таракан останется без головы, он умрет от того, что не сможет есть.

Вес мозга ребенка в 5 лет

Доведено также, что мыслительные способности организма зависят не только от величины мозга, а в немалой степени – от числа связей между нейронами.

Объём человеческого мозга составляет 91—95 % емкости черепа. В головном мозге различают пять отделов: продолговатый мозг, задний, включающий в себя мост и мозжечок, средний, промежуточный и передний мозг, представленный большими полушариями. Наряду с приведённым выше делением на отделы, весь мозг разделяют на три большие части:

  • Полушария большого мозга;
  • Мозжечок;
  • Ствол мозга.

Кора большого мозга покрывает два полушария головного мозга: правое и левое.

Головной мозг, как и спинной, покрытый тремя оболочками: мягкой, паутинной и твердой.

Мягкая, или сосудистая, оболочка головного мозга (лат. pia mater encephali) непосредственно прилегает к веществу мозга, заходит во все борозды, покрывает все извилины. Состоит она из рыхлой соединительной ткани, в которой разветвляются многочисленные сосуды, питающие мозг. От сосудистой оболочки отходят тоненькие отростки соединительной ткани, которые углубляются в массу мозга.

Паутинная оболочка головного мозга (лат. arachnoidea encephali) — тоненькая, полупрозрачная, не имеет сосудов. Она плотно прилегает к извилинам мозга, но не заходит в борозды, вследствие чего между сосудистой и паутинной оболочками образуются подпаутинные цистерны наполненные спинномозговой жидкостью, за счет которой и происходит питание паутинной оболочки.

Самая большая, мозжечково-продолговатая цистерна, размещена сзади четвёртого желудочка, в неё открывается срединное отверстие четвёртого желудочка; цистерна боковой ямки лежит в боковой борозде большого мозга; межножковая — между ножками мозга; цистерна перекресток — в месте зрительной хиазмы (перекресток).

Твёрдая оболочка головного мозга (лат. dura mater encephali) — это надкостницы для внутренней мозговой поверхности костей черепа. В этой оболочке наблюдается наивысшая концентрация болевых рецепторов в организме человека, в то время как в самом мозге болевые рецепторы отсутствуют.

Твердая мозговая оболочка построена из плотной соединительной ткани, выстланной изнутри плоскими увлажненными клетками, плотно срастается с костями черепа в области его внутренней основы. Между твердой и паутинной оболочками находится субдуральное пространство, заполненное серозной жидкостью.

Читайте также:  Ребенок 5 лет как правильно воспитывать мальчика

Вес мозга пропорционален возрасту?

Сколько весит мозг взрослого человека? Для мужчины среднестатистический показатель составляет 1424 грамма. Рекордный вес был зафиксирован у И. С. Тургенева – 2012 г. Для сравнения: вес мозга Людвига ван Бетховена составлял 1750 г., В. И. Ленина – 1340 г., Сергея Есенина – 1920 г., Д. И. Менделеева – 1571 г.

Данные показатели опровергают теорию о том, что на уровень интеллекта влияет весовой показатель серого вещества. Мозг гения может выявиться на порядок меньше, чем мозг человека, обделенного широкими умственными способностями. Доказано научно: на уровень интеллекта влияют определенные участки данного органа нервной системы, в которых ключевую роль играет частота расположения нейронов и количественные связи между ними. В качестве яркого примера: наибольший мозг весом 2850 граммов принадлежал слабоумному человеку.

Сколько весит мозг человека современного? Человеческий мозг, занимающий практически всю полость мозговой части черепа и принимающий его форму в процессе роста и развития, эволюционирует: в 19 веке его средний вес у мужчин составлял 1372 граммов, что значительно меньше современных значений. Для представительниц прекрасного пола самым большим показателем является вес 1565 граммов, самый маленький – 1096 граммов (был зафиксирован у 31-летней дамы).

Масса серого вещества также зависит от возраста человека. У новорожденного ребенка данный показатель в среднем составляет 455 граммов. Сколько весит головной мозг человека взрослого? Человеческий мозг не является постоянной величиной.

С момента рождения до 27-летнего возраста серое вещество «растет», а дальше начинает уменьшаться. Каждые 10 лет его масса сокращается на 30 граммов. К слову, к старости также понижается скорость сигналов нервной системы. Со среднего показателя 288 км/час она уменьшается на 15%.

Структурные части мозга

Компьютерная томограмма головного мозга.

Литература

  1. Саган КарлДраконы Эдема. Рассуждения об эволюции человеческого разума = Carl Sagan. The Dragons of Eden. Speculations on the evolution of human intelligence. — СПб.: ТИД Амфора, 2005. — С. 265.
  2. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. М., 1988

Держать мозг в форме

Волны

Держать мозг в форме помогают регулярные занятия спортом, способствующие увеличению капилляров. А это в свою очередь обеспечивает максимальное поступление в организм кислорода и глюкозы. Наиболее эффективными считаются упражнения, длительность которых составляет не менее 30 минут в день.

Самым эффективным методом развития мозга считается занятие новой, до этого момента незнакомой деятельностью, а также общение с людьми, превосходящими по интеллекту собеседника. Чем образованнее человек, тем меньше вероятностей для возникновения болезней мозга, ведь умственная активность обуславливает выработку дополнительной ткани, заменяющей пораженную.

Немного о мозге других живых организмов

Сколько весит мозг человека – стало понятным из выше написанного. А какой его вес, к примеру, у слона?

В сравнении с человеческим, мозг представителей крупнейших млекопитающих на планете в 2 раза больше, и весит от 4 до 5 кг. Это еще раз подтверждает теорию, что уровень интеллекта и вес серого вещества находятся в разных плоскостях.

Самым огромным животным, относящимся к классу млекопитающих, считается голубой кит. Его средний вес составляет 150 тонн, а длина – 30 метров. Вес мозга равен 9 кг при его соотношении к весу тела: 1 к 40000.

Зато у давно вымерших динозавров, достигавших 9-метровой высоты, мозг был размером с грецкий орех и весил всего 70 граммов.

Источник

В то время как существует мало не аргументов в пользу того, что дети в целом симпатичны, гораздо труднее определить, насколько они умны, поскольку мы не можем измерить их ноу-хау по стандартам развития мозга взрослых. Однако мозг младенцев развивается так быстро, что в первые 3 года жизни они обладают чистым, концентрированным потенциалом. Предположим, что 4-недельный плод формирует новые нейроны со скоростью 250 000 в минуту, и к тому времени, когда ребенку исполнится 3 года, его мозг достигнет 80 процентов объема взрослого и будет обрабатывать около 1000 триллионов соединений между нейронами. Вот 10 умопомрачительных фактов об удивительном детском мозге.

За первый год жизни мозг ребенка увеличивается в 2 раза.

1. ВСЕ ДЕТИ РОЖДАЮТСЯ » РАНО.»

Благодаря размеру среднего человеческого родового канала и тяжелой метаболической нагрузке, которую ребенок возлагает на свою мать во время беременности, голова ребенка может быть только довольно небольшой. Это означает, что дети рождаются с недоразвитым мозгом, который гиперчувствителен к стимулам. Первые три месяца жизни вне матки равны «четвертому триместру”, что может быть причиной того, что новорожденные любят быть плотно обернутыми и хорошо реагируют на громкий шум, которые им напоминают условия жизни в утробе матери.

2. ДЕТИ РОЖДАЮТСЯ СО ВСЕМИ НЕЙРОНАМИ, КОТОРЫЕ У НИХ КОГДА-ЛИБО БУДУТ.

Масса мозга увеличивается за счет образования и укрепления нейронных связей.

Предполагая нормальное развитие, здоровый ребенок выйдет из утробы со 100 миллиардами нейронов, почти вдвое большим количеством нейронов, чем у взрослых, в мозге, который в два раза меньше. Это огромное количество нейронов необходимо для огромного количества обучения, которое ребенок должен сделать в первый год своей жизни. В то время как объем мозга удвоится к 3 годам, не все из этих нейронов останутся в живых; синаптическая обрезка происходит с возрастом ребенка, в котором мозг избавляется от «ненужных» синаптических связей, т.е. тех которые были не задействованы в этот период.

3. ПРИ РОЖДЕНИИ ДО 3 ЛЕТ НАБЛЮДАЕТСЯ САМЫЙ БЫСТРЫЙ ТЕМП РАЗВИТИЯ МОЗГА ЗА ВСЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ.

Хотя вы можете думать, что ваш любимый растет, как сорняк, поскольку пухлое детство уступает место долговязому ребенку, в первые 3 года жизни вашего ребенка его мозг растет быстрее, чем любая другая часть тела. При рождении мозг ребенка примерно на треть больше мозга взрослого человека. За 90 дней он более чем удваивает свой объем, достигая 55 % от своего конечного размера. Мозжечок, в частности, мозговая структура в задней части мозга, участвующая в управлении движением, растет быстрее всех мозговых структур; всего через три месяца он будет на 110 % больше, чем был при рождении.

В первые годы жизни ребенка в мозге образуется до 700 (!!!) синапсов в секунду формируется.

4. БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ ЭНЕРГИИ, КОТОРУЮ ТРАТИТ РЕБЕНОК, СОСРЕДОТОЧЕНА В МОЗГУ.

В результате всего этого быстрого развития мозга 60 % метаболической энергии ребенка (в первую очередь потребление глюкозы) тратится на рост тех, кто вскоре станет массивным мозгом. В отличие от этого, мозг взрослого человека использует только около 25 % метаболической энергии организма.

Читайте также:  Ребенок 5 лет красное горло и температура

5. МОЗГ РЕБЕНКА ГОТОВИТСЯ К РЕЧИ ЗАДОЛГО ДО ТОГО, КАК ОН ПРОИЗНОСИТ СЛОВО.

Исследование 7-месячных младенцев в Вашингтонском университете показало активацию двигательных частей мозга младенцев, связанных с физическими аспектами речи—областью Брока и мозжечком,—прежде чем они действительно начали говорить. Это говорит о том, что мозг создает переходную основу в процессе, известном как “анализ путем синтеза”, в котором мозг предсказывает моторные движения, которые потребуются для создания звуков речи, и готовится к этому.

6. МОЗГ ДВУЯЗЫЧНЫХ МЛАДЕНЦЕВ ОБЛАДАЕТ БОЛЕЕ СИЛЬНОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИЕЙ.

Дети, с которыми регулярно разговаривают на двух или более языках, не только способны к изучению любого языка при рождении, но и обладают лучшей исполнительной функцией в более позднем возрасте, в частности способностью контролировать внимание к конфликтующим перцептивным или репрезентативным особенностям проблемы. Другими словами, двуязычные дети обладают лучшим вниманием или концентрацией внимания, что хорошо сказывается на успеваемости в школе и на работе.

Двуязычные дети обладают лучшим вниманием и концентрацией внимания.

7. ФИЗИЧЕСКОЕ ПРИКОСНОВЕНИЕ УКРЕПЛЯЕТ СИНАПСЫ МЛАДЕНЦЕВ.

Дети, которые получают регулярные прикосновения, имеют более сильные нейрональные связи и более хорошее общее самочувствие. В настоящее время хорошо известно , что дети, лишенные осязания, страдают от ряда негативных последствий для здоровья, от низкого веса до эмоциональных расстройств, таких как тревога и депрессия. Исследование из 92 детей в возрасте от 7 до 9 лет, которые ранее изучались в дошкольных учреждениях, выяснилось, что у тех, кто получал больше заботы от своих матерей (или опекунов), гиппокамп был толще, чем у тех, кому не так повезло. Более сильный гиппокамп связан с улучшенной памятью, лучшей фокусировкой, способностью удерживать обучение и многим другим.

8. МОЗГ РЕБЕНКА ЗАПРОГРАММИРОВАН ТАК, ЧТОБЫ ОН ПРЕДПОЧИТАЛ ЗАПАХ МАТЕРИ.

Большая часть связей между младенцем и матерью в первые дни определяется запахом и осязанием, более конкретно-связывающим гормоном окситоцином, который может вызывать у людей чувство эйфории и любви. Исследования показали, что младенцы запечатлевают и привлекают запах своей собственной околоплодной жидкости, который помогает им найти сосок своей матери. В течение нескольких дней здоровые дети начинают отдавать предпочтение запаху материнской груди. Одно исследование даже показало, что младенцы, вскармливаемые смесью, все еще предпочитают запах материнской груди запаху своей смеси до двух недель после рождения.

9. НЕЖЕЛАНИЕ РЕБЕНКА РАССТАВАТЬСЯ С РОДИТЕЛЯМИ СИГНАЛИЗИРУЕТ О РАЗВИТИИ ДОЛГОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ.

Матери, которые обнаруживают, что им приходится отрывать от себя внезапно заплакавшего ребенка, когда они готовятся к отъезду, могут с облегчением узнать, что такое поведение является самым ранним признаком развития долговременной памяти.

Нейронная связь – синапс – образуется в тот момент, когда ребенок получает опыт. Любой опыт!!!

10. ГИПОТЕРМИЯ МОЖЕТ ЗАЩИТИТЬ МОЗГ НОВОРОЖДЕННОГО.

Новое исследование в детской больнице Лос-Анджелеса новорожденных, получавших лечение от гипоксически-ишемической энцефалопатии —состояния, возникающего, когда мозг лишен адекватного снабжения кислородом,— показало, что индуцирование гипотермии через целенаправленное охлаждение мозга оказывало нейропротекторное действие.

Используй, или потеряешь! В мозгу новорожденного 150-200 миллиардов (!!!) нейронов, в мозгу взрослого человека – в 2 раза меньше.

Без лечения у этих детей часто развивается детский церебральный паралич или другие тяжелые осложнения, которые затрагивают до 1 миллиона детей во всем мире. Исследование показало, что гипотермия работает за счет снижения энергетического обмена, но также снижает синтез глутамата и других возбуждающих нейромедиаторов.

Источник

Ребенок рождается с большинством мозговых клеток, которые этот орган должен иметь. В первые 12 месяцев жизни головной мозг (ГМ) становится более сложным, при достижении 2-летнего возраста имеет 75% веса взрослого мозга. В возрасте 3-х лет процент веса увеличивается до 90%. Почти 50% мозговых клеток, присутствующих при рождении, ослабевают или умирают в течение первых лет. Этот процесс организует и оптимизирует мозговую деятельность. События в жизни ребенка провоцируют электрические импульсы, создают нервные волокна. Чем больше волокон используется, тем стабильнее становится важный орган, тем меньше нейронов подвержено отмиранию. Аналогично мышцам, детский мозг работает по принципу «используйте или потеряйте».

Мозговые волны

Мозговые волны – это выражение частоты, в которой работает орган. В течение дня они меняются, что вызывает изменение состояния человека. Волны делятся на 5 типов:

  • дельта;
  • тета;
  • альфа;
  • бета;
  • гамма.

Все волны активные, на сознание влияет доминирующая мозговая волна. Каждый тип волны играет важную роль в формировании интеллекта в детстве.

Деятельность и возможности мозга описаны в ряде книг В.М. Бехтерева (их можно скачать на многих специализированных сайтах).

Ниже представлена диаграмма частот волн и соответствующие состояния ума.

Бета (14-30 Гц):

  • концентрация, волнение, бдительность, познание;
  • высокие уровни связаны с беспокойством, заболеваниями, чувством одиночества, спорами.

Альфа (8-13,9 Гц):

  • релаксация, бодрствование, легкий транс, увеличение производства серотонина;
  • сонливость, медитация, вход в подсознание.

Тета (4-7,9 Гц):

  • фаза сна REM;
  • увеличение производства катехоламинов (важно для обучения и памяти), повышение креативности;
  • интегративные, эмоциональные переживания, потенциальные изменения в поведении, повышенное сохранение знаний;
  • гипнотическое воображение, транс, глубокая медитация, проникновение в подсознание.

Дельта (0,1-3,9):

  • «бессонный сон»;
  • выпуск гормона роста;
  • глубокое, нефизическое состояние, транс;
  • вход в подсознание.

Пренатальное развитие

Рассмотрение вопроса, как развивается мозг ребенка, следует начать уже со времени формирования эмбриона. Он формируется в утробе от передней части нервной трубки, возникающей на 3-й неделе (20-27 день развития). Нервная трубка образовывается первичной и вторичной нейруляцией. В головном конце нейронной трубки формируются 3 первичных церебральных кармана – передний, средний, задний. В то же время создается лобная, теменная, затылочная доля. Из нейроэктодермы возникает нейронный диск.

Дитя

На 5-й неделе образуются вторичные мозговые подушечки, формирующие основные части взрослого органа. Передний мозг делится на промежуточный конечный, задний – на продолговатый, мост, мозжечок.

Гирификация полушарий происходят последовательно. Сначала образуется продольная щель (определено тем, что полушария растут отдельно), затем – латеральная борозда (отделяет височную долю), после нее – центральная борозда.

Особенности пренатального этапа развития мозга ребенка:

  • 3 неделя: создание медуллярной (спинальной) трубки;
  • 4 неделя: расширение проксимальной трубки на 3 первичных и 5 вторичных фолликулов;
  • 6 неделя: нейробласты начинают превращаться в зрелые нейроны;
  • 2-й месяц: развивается мозжечок, основа нейрогипофиза, ринэнцефалон (обонятельный центр), гиппокамп, базальные ганглии; на этом этапе начинают развиваться полушария большого мозга;
  • 3-й месяц: начинает формироваться мозолистое тело;
  • 4-й месяц: развитие головного мозга у детей продолжается интенсивным разделением полушарий (гирификацией), увеличением их поверхности;
  • далее детский головной мозг переживает пролиферацию, дифференциацию, миграцию, созревание нервных клеток, рост поддерживающих элементов; с конца внутриутробной жизни начинается миелинизация.
Читайте также:  Ингаляции с мирамистином для ребенка 5 лет

Неонатальное развитие ГМ

Люди – единственные млекопитающие, ГМ которых в первые 2 года жизни в 3 раза увеличивается в размерах. Если бы он был больше уже при рождении, голова младенца не смогла бы пройти через родовые пути. В случае маленького объема жизнь малыша была бы под угрозой.

Недостаточный размер ГМ наблюдается при микроцефалии, аномалии, сопровождающейся умственной недостаточностью.

Как развивается мозг ребенка до года:

  • при рождении он весит около 350 г, до 1 года – около 1 кг;
  • при рождении мозг имеет около 200 триллионов нейронов (нервных клеток) – примерно столько же, сколько во взрослом возрасте;
  • каждый нейрон реагирует на стимуляцию растущей системы дендритов (разветвленных нервных клеток) и синапсов (место передачи сигналов от одного нейрона к другому);
  • каждый нейрон заканчивается дендритами с примерно 15000 синапсов;
  • формирование дендрита со временем становится более сложным, с 3-4 ветвями в возрасте до 6 месяцев;
  • чем больше стимулов захватывает ГМ, тем лучше становятся дендриты;
  • передняя доля (часть, отвечающая за эмоции) становится метаболически активной с 6 месяцев (нервная основа эмоционального интеллекта формируется до 18 месяцев);
  • на протяжении 2-4 месяцев количество синапсов в зрительном центре увеличивается в 10 раз (примерно 20000 нейронов);
  • до 12 месяцев нейроны, отвечающие за идентификацию родного языка, находят свое постоянное место.

Развитие ГМ в течение первых лет жизни

Мозг новорожденного анатомически и функционально незрелый. В грудной период он быстро растет, увеличивается количество глиальных клеток, уменьшается гидратация.

В конце 1-го года вес ГМ удваивается. Развитие мозга ребенка по годам происходит интенсивно, в процессе онтогенеза врожденные безусловные рефлексы заменяются условными.

В 3 года мозг весит примерно в 3 раза выше, чем при рождении. Используется способность абстракции, обучения, воспоминаний; ребенок осознает свою личность, становится социальным созданием.

Чадо

Первые годы жизни – это стадия, имеющая решающее значение для развития мозга ребенка, создают неврологическую основу для интеллектуального развития в подростковом и взрослом возрасте.

В первые годы дети очень открыты для науки путем игры. Для маленьких детей игра – это способ подготовки к успешной дальнейшей жизни. Поэтому в этот период важна родительская любовь, достаток совместно проведенного времени.

В 6 лет вес ГМ почти равен весу взрослого человеческого мозга (1250 г). Полушария выразительно бороздчатые. Завершается ветвление нейронов, миелинизация (создание покрытия, защищающего большие нервные волокна от повреждения), улучшается память, способность воссоздавать воспоминания. В деятельности коры ГМ применяется способность внутреннего блокирования, ребенок различает то, что он говорит, думает, читает.

В течение первых 8 лет жизни (особенно первых 3 лет) существует несколько критических периодов для приобретения определенных видов интеллекта. Если эти «периоды возможностей» закрыты, обучение становится более сложным, иногда даже невозможным.

У подростков ГМ растет в основном в передних долях, его вес составляет около 1400 г.

Сияние

Мозговые заболевания у детей

Поскольку мозг развивается во время внутриутробной жизни и относительно долго после рождения, его индивидуальные структуры более подвержены повреждению. С другой стороны, нервная система ребенка по сравнению с взрослой обладает лучшей пластичностью и способностью к регенерации, например, после удара, сотрясения, воспаления.

В педиатрической неврологии и нейропсихологии регистрируются следующие патологии:

  • церебральный паралич и другие расстройства нервной системы – врожденные пороки развития и различные генетические синдромы, задержка развития, аутизм, а также воспаления, опухоли, травмы;
  • гередодегенеративные заболевания, метаболические дефекты, способные (не обязательно) воздействовать на другие органы;
  • эпилепсия – в дополнение к идиопатическим эпилептическим синдромам (без видимых причин), приступы могут быть симптомом другого заболевания ГМ – рака, врожденных дефектов, дегенеративных, метаболических заболеваний; эпилепсия чаще встречается у детей с церебральным параличом.

Болезни у недоношенных детей

Недоношенные дети регулярно проходят исследование УЗИ. Из-за хрупких кровеносных сосудов, неспособных реагировать на изменения кровотока и внутричерепного давления, может возникать кровотечение в мозг. Это наиболее распространенная проблема в первые несколько дней после родов у детей из очень низкой весовой категории.

Другое специфическое мозговое заболевание недоношенных детей – кистозная перивентрикулярная лейкомаляция. Это расстройство белого вещества, приводящее к образованию кист. Основы этого заболевания возникают в ходе внутриутробного развития или сразу после рождения, но диагноз может быть определен только через несколько недель.

Как поспособствовать развитию детского ГМ?

Интеллектуальная основа человека в значительной степени формируется уже в пренатальный период. Поэтому, чтобы родить умного, физически здорового малыша, будущей маме важно сосредоточиться на своем образе жизни.

Лупа

Так же, как кальций – это основной строительный блок костей, белок – составляющая часть мышц, одно из важнейших веществ для мозга – жир. На его долю приходится около 60% сухой части ГМ, около 1/3 – это ненасыщенные жирные кислоты, в частности, α-линоленовая и докозагексаеновая кислота, ответственные за правильное формирование нервной системы, психическое развитие детей. Важны также витамины B, особенно B1, B6, B12, B9 и другие вещества, такие как железо, йод, цинк, белок.

Факторы, влияющие на развитие мозга у подростков

Наиболее интересным с точки зрения развития мозга является подростковый период. Это означает, что в это время он поглощает почти все, с чем сталкивается – от позитивных отношений с друзьями или учителями до рисков, стресса. Поэтому эксперты побуждают родителей заботиться о том, как развить мозг ребенка, помочь детям избегать рисков подросткового возраста, способных негативно сказаться на их жизни.

  • Сотрясение. Очень опасная проблема подростков; может происходить при любом виде спорта, которым дети занимаются в этот период. Если возникает подобная ситуация, следует обратиться к врачу, предпочтительно к спортивному профессионалу.
  • Стресс. Хотя области мозга, отвечающие за рациональные аспекты вещей, у подростков часто «заклиниваются», в эмоциональном отношении их мозг работает на полную силу. Поэтому даже незначительная критика, банальная для взрослого человека, для подростка может быть важным фактором развития.
  • Наркотики и алкоголь. Чрезмерная активность мозга подростка делает его буквально «губкой», поглощающей всю информацию из окружающей среды. Мозг быстро реагирует на любые новые задачи, как на положительные, так и на отрицательные, такие как различные вещества, вызывающие привыкание.

Детям не рекомендуется гипноз. МРТ выявил значительные функциональные изменения в мозге после гипноза.

Заключение

Детский мозг имеет гораздо больше нервных связей, чем взрослый. Новорожденный поглощает все стимулы из окружения, не умеет выбирать между ними. Только посредством обучения и опыта он постепенно начинает концентрироваться на индивидуальных восприятиях, а нервная сеть формируется в более простую, но конкретную форму.

Источник