Вегетососудистая дистония ребенок 5 лет

Вегетососудистая дистония ребенок 5 лет thumbnail

Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог,  стаж — 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.
Об авторе

Дата публикации: 26 октября, 2019

Обновлено: 13 марта, 2020

ВСД отмечается и у детей, и у взрослых. Не считается опасной, лечится преимущественно немедикаментозными методами. Симптоматика в каждом случае различна. Пациент требует детального обследования, чтобы исключить реальную органическую или психическую патологию.

Доктора, при размытых, не прогрессирующих симптомах у ребенка, нередко ставят диагноз ВСД (вегетососудистая дистония), родителям необходимо понимать, что это означает для будущего малыша.

Основа неудовлетворительного самочувствия в таких случаях – нарушение работы сосудов в области мозга или в других отделах человеческого организма. По сути, это – не болезнь, а набор симптомов, отражающих дестабилизацию работы систем жизнедеятельности человека.

Причины

Как правило, такой диагноз ставят детям в 7 или 10 лет.

Первая дата – поступление в школу, сильный стрессовый фактор, способный спровоцировать развитие синдрома. Вторая – период перестройки эндокринной системы, проявляющий проблемы, к которым организм ребенка был предрасположен с рождения.

Типичными причинами возникновения ВСД в раннем возрасте считают:

  • предрасположенность, передавшуюся от родственников или сформированную в периоде вынашивания;
  • физические, интеллектуальные и психоэмоциональные перегрузки;
  • хронические стрессы;
  • серьезные общесоматические болезни;
  • патологию центральной и периферической нервной системы;
  • перенесенные травмы головы, даже внешне несерьезные.

Предугадать заранее, будет синдром у малыша или нет, на практике невозможно.

Симптомы сосудистой дистонии у детей

Проявления болезни различаются в зависимости от особенностей организма малыша. На какие-то неприятности с самочувствием он жалуется, что-то остается без внимания и выявляется при специальных исследованиях.

Ярко признаки расстройства проявляются в стрессовых ситуациях: при поступлении в садик, школу, смене детского коллектива, переездах.

Дети с ВСД жалуются на:

  • боли в груди в области сердца;
  • приступы усталости;
  • головокружение;
  • головные боли;
  • тошноту;
  • понос или запоры;
  • боль и дискомфорт в области желудка;
  • нехватку воздуха;
  • сильное сердцебиение.

Дополнительными признаками нездоровья являются резкие смены настроения, плаксивость, быстрое засыпание в неудобной позе.

Разновидности

В зависимости от реакции сердечно-сосудистой и вегетативной систем, сопутствующих симптомов у детей, выделяют несколько типов ВСД:

  • Гипотоническая – проявляется регулярной слабостью, быстрой утомляемостью, головокружением. В серьезных случаях возникают постоянные головные боли, выраженное снижение артериального давления, обморочные состояния с эпизодами тошноты.
  • Гипертоническая, которой присущи типичные симптомы: тахикардия, головная боль, повышение артериального давления.
  • Кардиальная – характеризуется расстройствами сердечного ритма, болевым синдромом в области сердца, но без признаков серьезной ишемии миокарда.
  • Смешанный тип наиболее распространенный. Симптомы возникают от разных органов и систем, группами, меняются время от времени. Дополнительно присоединяются проблемы с желудочно-кишечным трактом.

Симптоматика при ВСД характеризуется разнообразием, далеко не всегда проблемы явно видны и выявляются на первом визите к врачу. Даже при тщательном анализе жалоб пациента.

Уточняется картина уже в ходе исследований. Симптомы разделяют на три категории:

  • Постоянные возникают регулярно, эпизод ухудшения самочувствия может длиться несколько часов.
  • Скрытые проявляются вследствие некоторых факторов-катализаторов: душевного волнения, недосыпа, усталости.
  • Кризовые развиваются внезапно без какой-либо внешней причины, но и проходят быстро.

Как правило, при постановке диагноза ВСД у детей организовывается симптоматическое комплексное лечение без медикаментов.

Многие пациенты перерастают вегетососудистую дистонию вместе с преодолением пубертата.

Диагностика

Диагностирование ВСД – сложный, многоступенчатый процесс, так как синдром ставится методом исключения. То есть врачу необходимо провести полное обследование, рассмотреть и отвергнуть другие возможные проблемы. И лишь после этого назначать лечение.

Предварительный диагноз ставит педиатр.

Он же отправляет грудничка или подростка на консультацию к другим специалистам для исключения органической или психопатической патологии.

Диагностический процесс при ВСД складывается из трех этапов:

  1. Сбор анамнеза (истории жизни). Врача интересуют не только жалобы пациента, но и особенности развития, вредные привычки у него или у родителей в период беременности. Наследственность и период дородового развития играют важную роль в развитии проблемы. Рассматриваются результаты ЭКГ, проводится холтеровский мониторинг.
  2. Внимание уделяется работе ЦНС. Детям назначают комплекс исследований: РЭГ, ЭхоКГ, реовазографию, ЭЭГ.
  3. Получив результаты, специалисты отсеивают возможные патологии и заболевания, имеющие схожую симптоматику.

Только полностью убедившись в отсутствии патологий физического и психического свойства, педиатр диагностирует ВСД.

После определения заболевания, в зависимости от тяжести симптоматики, доктор назначает комплексное лечение, которое продлится минимум 1,5- 2 месяца.

Лечение

При выявлении у детей 5, 6, 7 лет симптомов ВСД, назначается мягкое лечение без применения медикаментозных средств. В этом периоде у детей один вид деятельности меняется другим, возрастают физические, психологические, интеллектуальные нагрузки.

Как правило, пациентам хватает курсов комплексной физиотерапии:

  • ЛФК – Комплекс упражнений разрабатывается с учетом физиологический особенностей, физической формы пациента;
  • рефлексотерапия;
  • массажи;
  • транскраниальная магнитная стимуляция (ТМС);
  • биорезонансная терапия;
  • периферическая магнитная стимуляция.

Медикаментозное лечение врачи назначают только в случае тяжелых проявлений синдрома, стараются ненадолго. Препараты призваны дать недостающие витамины, стабилизировать нервную систему, успокоить ее.

Чтоб достичь улучшения здоровья, требуется поддержать организм, подобрать оптимальный вариант терапии, выстроить поддерживающий режим дня.

Значительного увеличения положительного эффекта от лечения у детей 6-8 лет при вегетососудистой дистонии добиваются при помощи относительно простых вещей:

  • Сбалансированного режима бодрствования и сна. Спать в таком возрасте организму необходимо не меньше 9 часов.
  • Обязательные перерывы между занятиями, выполнением домашнего задания для младших школьников.
  • Правильное питание со специальной диетой, прописанной лечащим врачом.
  • Ежедневные прогулки на свежем воздухе.
  • Регулярные занятия спортом.
Читайте также:  Игры с ребенком 5 лет дома вдвоем

При соблюдении всех рекомендаций врача, лечение симптомов вегетососудистой дистонии у детей пройдет быстро и успешно, вне зависимости от причины, вызвавшей расстройство самочувствия.

Список использованной литературы

  1. Алексеенко С.Н., Дробот Е.В. Агрессивность и враждебность в структуре факторов риска синдрома вегетативной дисфункции // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. -№ 8-2. – С. 52-53. ALekseenko SN, Drobot EV. Agressivnost’ i vrazhdebnost’ v strukture faktorov riska sindroma vegetativnoj disfunkcii. Mezhdunarodnyj zhurnal jeksperimental’nogo obrazovanija. 2014;(8-2): 52-53. (In Russ.)]
  2. Somatoform Disorders – A Pediatric Experience. Pop-Jordanova N, Zorcec T.Pril (Makedon Akad Nauk Umet Odd Med Nauki). 2016 Nov 1;37(2-3):55-62. doi: 10.1515/prilozi-2016-0017
  3. Pediatric Somatic Symptom Disorders. Malas N, Ortiz-Aguayo R, Giles L, Ibeziako P.Curr Psychiatry Rep. 2017 Feb;19(2):11. doi: 10.1007/s11920-017-0760-3. Review.
  4. Conversion disorder and mass psychogenic illness in child Mink JW. Ann N Y Acad Sci. 2013 Nov;1304:40-4. doi: 10.1111/nyas.12298. Epub 2013 Oct 18. Review.
  5. Леженко ГА., Пашкова А.Е. Вегетативные дисфункции у детей. Патогенез, диагностика и терапевтическая тактика // Детский доктор. -2011. – № 4. – C. 20-32. [Lezhenko GA, Pashkova AE. Vegetativnye disfunkcii u detej. Patogenez, diagnostika i terapevticheskaja taktika. Detskij doktor. 2011;(4):20-32. (In Russ.)]
  6. Филиппова Н.В., Барыльник Ю.Б., Литовченко М.О. Вегетативно-сосудистая дистония: современный взгляд на проблему / Н.В. Филиппова, Ю.Б. Барыльник, М.О. Литовченко // Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. – 2014. – №9. – С.16-23.
  7. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – М.: Генезис, 2000

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

Перейти на форум

ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ

Гимранов Ринат Фазылжанович

Записаться к специалисту

×

Источник

Вегето-сосудистая дистония у детей

Вегето-сосудистая дистония у детей – симптомокомплекс функциональных расстройств со стороны различных систем, обусловленных нарушением регуляции их деятельности вегетативной нервной системой. Вегето-сосудистая дистония у детей может проявляться кардиальным, респираторным, невротическим синдромами, вегетативно-сосудистыми кризами, синдромом нарушения терморегуляции. Диагностика вегето-сосудистой дистонии у детей включает функциональное обследование сердечно-сосудистой, нервной, эндокринной систем (ЭКГ, ЭЭГ, ЭхоКГ, ЭхоЭГ, РЭГ, реовазография и др.). В лечении вегето-сосудистой дистонии у детей используется медикаментозное, физиотерапевтическое, психологическое воздействие.

Общие сведения

Вегето-сосудистая дистония у детей — вторичный синдром, затрагивающий различные сомато-висцеральные системы и развивающийся на фоне отклонений вегетативной регуляции функционального состояния организма. По различным данным, те или иные признаки вегето-сосудистой дистонии диагностируются у 25-80% детей. Чаще синдром обнаруживается у детей 6-8 лет и у подростков, преимущественно женского пола.

В педиатрии вегето-сосудистая дистония не рассматривается в качестве самостоятельной нозологической формы, поэтому изучением ее проявлений занимаются различные узкие дисциплины: детская неврология, детская кардиология, детская эндокринология, детская гастроэнтерология и др. Вегетативные нарушения у детей могут дать толчок к развитию серьезных патологических состояний — артериальной гипертензии, бронхиальной астмы, язвенной болезни желудка и др. С другой стороны, соматические и инфекционные заболевания могут усугубить вегетативные сдвиги.

Вегето-сосудистая дистония у детей

Вегето-сосудистая дистония у детей

Причины

Причины формирования вегето-сосудистой дистонии у детей чаще носят наследственный характер и обусловлены отклонениями в структуре и функционировании различных отделов вегетативной нервной системы по материнской линии. Развитию вегето-сосудистой дистонии у ребенка способствует осложненное течение гестации и родов: токсикозы беременной, гипоксия плода, внутриутробные инфекции, стремительные или затяжные роды, родовые травмы, энцефалопатии и пр.

Особая роль в развитии вегето-сосудистой дистонии у детей принадлежит различным психотравмирующим воздействиям – конфликтам в семье и школе, педагогической запущенности ребенка, гиперопеке, хроническим или острым стрессам, повышенным школьным нагрузкам. Предрасполагающими факторами вегето-сосудистой дистонии у детей могут выступать соматические, инфекционные, эндокринные заболевания, нейроинфекции, аллергозы, очаговые инфекции (хронический тонзиллит, кариес, фарингит, синусит), аномалии конституции, анемия, черепно-мозговые травмы.

Непосредственными триггерами вегетативной дисфункции в большинстве случаев служат неблагоприятные метеоусловия, климатические особенности, неблагополучная экологическая обстановка, гиподинамия, дисбаланс микроэлементов, чрезмерная физическая нагрузка, нерациональное питание, нарушение режима дня, недостаточный сон, гормональная перестройка пубертатного периода. Проявления вегето-сосудистой дистонии у детей манифестируют в периоды активного роста ребенка, когда функциональная нагрузка на организм особенно велика, а нервная система лабильна.

Вегетативные нарушения сопровождаются разнообразными реакциями симпатической и парасимпатической систем, обусловленными нарушением выработки кортикостероидов, медиаторов (ацетилхолина, норадреналина), биологически активных веществ (простагландинов, полипептидов и др.), нарушением чувствительности сосудистых рецепторов.

Классификация

При постановке диагноза вегето-сосудистой дистонии у детей учитывается ряд критериев, которые являются определяющими в различении форм синдрома. По преобладающим этиологическим признакам вегето-сосудистая дистония у детей может иметь психогенную (невротическую), инфекционно-токсическую, дисгормональную, эссенциальную (конституционально-наследственную), смешанную природу.

В зависимости от характера вегетативных расстройств различают симпатикотонический, ваготонический и смешанный варианты вегето-сосудистой дистонии у детей. С учетом распространенности вегетативных реакций вегето-сосудистая дистония у детей может носить генерализованную, системную или локальную форму.

Согласно синдромологическому подходу в течение вегето-сосудистой дистонии у детей различают кардиальный, респираторный, невротический синдромы, синдром нарушения терморегуляции, вегетативно-сосудистые кризы и др. По степени тяжести вегето-сосудистая дистония у детей может быть легкой, среднетяжелой и тяжелой; по типу течения – латентной, перманентной и пароксизмальной.

Читайте также:  Ребенок 5 лет не слышит

Симптомы вегето-сосудистой дистонии у детей

Клиническая картина вегето-сосудистой дистонии у ребенка во многом определяется направленностью вегетативных нарушений — преобладанием ваготонии или симпатикотонии. Описано около 30 синдромов и более 150 жалоб, сопровождающих течение вегето-сосудистой дистонии у детей.

Для кардиального синдрома вегето-сосудистой дистонии у детей характерно развитие приступообразной кардиалгии, аритмии (синусовой тахикардии, брадикардии, нерегулярной экстрасистолии), артериальной гипотонии или гипертензии. В случае преобладания кардиоваскулярных расстройств в структуре вегето-сосудистой дистонии, говорят о наличии нейроциркуляторной дистонии у детей.

Невротический синдром при вегето-сосудистой дистонии у детей наиболее постоянен. Обычно ребенок предъявляет жалобы на утомляемость, нарушение сна, плохую память, головокружение, головные боли, вестибулярные расстройства. У детей с вегето-сосудистой дистонией отмечается пониженное настроение, тревожность, мнительность, фобии, эмоциональная лабильность, иногда — истерические реакции или депрессия.

При ведущем респираторном синдроме развивается одышка в покое и при физическом напряжении, отмечаются периодические глубокие вздохи, чувство нехватки воздуха. Нарушение терморегуляции при вегето-сосудистой дистонии у детей выражается в возникновении непостоянного субфебрилитета, ознобов, зябкости, плохой переносимости холода, духоты и жары.

Реакции пищеварительной системы могут характеризоваться тошнотой, повышенным или пониженным аппетитом, немотивированными болями в животе, спастическими запорами. Со стороны мочевыделительной системы типична склонность к задержке жидкости, отекам под глазами, учащенному мочеиспусканию. У детей с вегето-сосудистой дистонией часто имеется мраморная окраска и повышенная сальность кожи, красный дермографизм, потливость.

Вегетативно-сосудистые кризы могут протекать по симпатоадреналовому, вагоинсулярному и смешанному типу, однако у детей они встречаются реже, чем у взрослых. В детском возрасте кризы обычно имеют ваготоническую направленность, сопровождаясь ощущениями замирания сердца, нехватки воздуха, потливостью, брадикардией, умеренной гипотонией, посткризовой астенией.

Диагностика вегето-сосудистой дистонии у детей

Дети с вегето-сосудистой дистонией нуждаются в консультации педиатра, а также (в соответствии с ведущими причинами и проявлениями) детского невролога, детского кардиолога, детского эндокринолога, детского гастроэнтеролога, детского отоларинголога, детского офтальмолога.

Исходный вегетативный тонус и вегетативную реактивность оценивают с помощью анализа субъективных жалоб и объективных показателей — данных ЭКГ, холтеровского мониторирования, ортостатической, фармакологических проб и др.

Для оценки функционального состояния ЦНС у детей с вегето-сосудистой дистонией проводится ЭЭГ, РЭГ, ЭхоЭГ, реовазография.

В ходе диагностики исключается другая патология, имеющая сходные клинические проявления: ревматизм, инфекционный эндокардит, ювенильная артериальная гипертензия, бронхиальная астма, психические расстройства и др.

Лечение вегето-сосудистой дистонии у детей

При выборе методов лечения вегето-сосудистой дистонии у детей учитывается этиология и характер вегетативных нарушений. Предпочтение отдается немедикаментозной терапии. Общие рекомендации включают нормализацию режима дня, отдыха и сна; дозированные физические нагрузки; ограничение травмирующих воздействий, консультацию семейного и детского психолога и пр. При вегето-сосудистой дистонии у детей положительным эффектом обладают курсы общего массажа и массажа шейно-воротниковой зоны, ИРТ, физиопроцедур (электрофореза на воротниковую зону, эндоназального электрофореза, гальванизации, электросна), ЛФК. Полезны водные процедуры: плавание, лечебный душ (циркулярный, веерный, душ Шарко), общие ванны (скипидарные, радоновые, хвойные, углекислые).

Важная роль в комплексной терапии вегето-сосудистой дистонии у детей отводится лечению очаговой инфекции, соматических, эндокринных и др. заболеваний. При необходимости подключения лекарственной терапии используются седативные, ноотропные средства, поливитаминные комплексы, по показаниям детского психоневролога — антидепрессанты или транквилизаторы.

Прогноз и профилактика вегето-сосудистой дистонии у детей

Последовательная профилактика, своевременная диагностика и лечение вегетативных нарушений позволяют существенно ослабить или устранить проявления вегето-сосудистой дистонии у детей. В случае прогредиентного течения синдрома в дальнейшем у детей может развиться различная психосоматическая патология, вызывающая психологическую и физическую дезадаптацию ребенка.

Профилактика вегето-сосудистой дистонии у детей включает предотвращение действия потенциальных факторов риска, общеукрепляющие мероприятия, гармонизацию развития детей. Дети с вегето-сосудистой дистонией должны находиться на диспансерном учете у специалистов и получать систематическое превентивное лечение.

Источник

Вегето-сосудистая дистония  или ВСД — это совокупность различных симптомов и синдромов, которые возникают у ребенка в связи с нарушением регуляторных механизмов вегетативной нервной системы. В связи с этим возникает нарушение активности нервных импульсов, которые влияют на тонус сосудов, правильную работу сердца, мочеполовой и пищеварительной систем, а также выделение различных биологически активных веществ в организме. Но все эти нарушения имеют функциональный характер без патологических изменений в обследуемых органах и системах.

Важно своевременно заподозрить первые признаки заболевания, определить его причины и помочь организму ребенка справиться с болезнью.

Почему развивается ВСД у ребенка

Чаще всего признаки заболевания появляются у малышей после 6-7 лет, в большинстве случаев после поступления в первый класс или в период полового созревания.

Это связано с неправильной адаптацией ребенка к школе, которая связана с тем, что первый год обучения в школе считается крайне сложным и переломным периодом в жизни детей, повышением определенной психологической нагрузки и социально-экономическими факторами у подростков.

Запросы общества в отношении школьного образования растут с каждым годом – ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации и ориентироваться в нем.

Кроме этого должна произойти физиологическая и социально-психологическая его адаптация к школе. Часто сбои правильной адаптации малыша к школе и провоцируют проявление признаков ВСД.

Дополнительными, но не менее важными факторами возникновения дисбаланса в автономной вегетативной нервной системе считаются:

  • гормональная перестройка в подростковом возрасте;
  • наличие эндокринных или обменных нарушений;
  • быстрый рост организма — не все системы развиваются одновременно;
  • нестабильность процессов возбуждения и торможения нервной системы.

Также особое значение в настоящее время имеет неправильное питание с введением в рацион новых «вредных» продуктов, частым использованием бытовой химии и/или косметических средств, которые имеют отрицательное влияние на здоровье ребенка.

Всегда ли это патология

Родители 6-7 или 10 летнего ребенка отмечают, что он начинает часто жаловаться на потемнение в глазах, частые головные боли, перебои в работе сердца, учащенное сердцебиение, затрудненное дыхание и дискомфорт в грудной клетке.

Иногда появление подобных признаков можно объяснить особенно излишней эмоциональностью, усталостью, психологическим или физическим перенапряжением. Но их периодическое возникновение в сочетании со слабостью, повышенной утомляемостью и появлением специфических симптомов дисбаланса пищеварительной, сердечнососудистой и мочевыделительной систем нельзя игнорировать.

Читайте также:  Какого размера одеяло для ребенка 5 лет

Родители ни в коем случае не должны игнорировать жалобы на усталость, слабость и головную боль,

Важно помнить, что проявление симптомов вегетососудистой дистонии у ребенка – это пограничное состояние между здоровьем и развитием органической патологии.

Если своевременно не устранить причины возникновения дисфункции автономной дисфункции у ребенка могут возникнуть различные психосоматические патологии (неврозы, нервные тики, заикания, астения), психологическая или физическая дезадаптация.

Социальные причины считаются ведущими в развитии этой патологии, особенно на фоне генетической предрасположенности развития ВСД.

Это связано:

  • с постоянным увеличением объема учебных программ и/или физических нагрузок;
  • с необходимостью приспособиться к новым условиям школьной жизни и/или отношений в обществе;
  • со стрессовыми ситуациями в школе и семье;
  • с большим потоком информации и переоценкой ценностей.

Облегчение и полное устранение симптомов наблюдается после нормализации режима дня и питания, снижения  физических и психоэмоциональных нагрузок и устранения других причин развития вегетативной дисфункции.

Симптомы вегетососудистой дистонии

Признаки вегетососудистой дистонии у детей разнообразны.

К ним относятся:

  • частые головные боли;
  • головокружения;
  • метеочувствительность;
  • повышение или снижение артериального давления;
  • одышка, частые вздохи, жалобы на недостаток воздуха;
  • проявление рвоты, тошноты, чередование запоров спастического характера и поносов, спастические боли в животе;
  • стойкое снижение аппетита, апатия;
  • страхи, перепады настроения, беспричинная тревожность;
  • обморочные состояния;
  • беспричинные повышения или снижения температуры тела;
  • учащенное или затрудненное  мочеиспускание;
  • сухость кожных покровов или чрезмерная потливость;
  • сильное или слабое слюноотделение;
  • панические атаки;
  • рассеянность, отвлекаемость, снижение памяти;
  • бессонница или сонливость.

Чаще всего это признаки вегетативного дисбаланса, то могут быть и сигналы любой другой патологии или же…взросления.

У детей после трех лет признаками ВСД считаются спад подвижности и активности малыша, потеря интереса к ранее любимым играм и занятиям, резкие смены настроения, появление страхов и нарастающего чувства тревоги.

В группу риска возникновения вегето-сосудистой дистонии относятся:

  • дети с родовыми травмами и с внутриутробной хронической гипоксией;
  • недоношенные и ослабленные малыши.

Какие признаки должны насторожить родителей

Проявления ВСД у ребенка чаще всего появляются после начала посещения школы.

К характерным симптомам относятся плаксивость и апатия у ребенка, панические атаки, одышка и повышение температуры без причин, синдром гиперактивности и дефицита внимания.

Если у ребенка появился один или несколько этих симптомов необходимо обратиться к педиатру, пройти обследование и уточнить диагноз, чтобы полностью исключить возможные сложные органические патологии.

ВСД у детей школьного возраста и подростков чаще всего связаны с перестройкой гормонального фона в периоды быстрого роста и полового созревания. Их признаки наиболее ярко проявляются после 12 лет, и проявляется дисфункциями сердца и тонуса сосудов, депрессиями и паническими атаками.

Изменяется не только поведение и самочувствие ребенка, но и отмечается ухудшение адаптации ребенка в социальной среде – отмечаются проявления астенического невроза, которые сопровождаются  нарушением речи, походки, зрения, слуха.

Дети предъявляют разнообразные жалобы, связанные с нарушением общего самочувствия, сна, вегетативные кризы в виде синкопальных (обморочных) состояний, ощутимое сердцебиение, боли в сердце, головокружения.

При этом важно помнить, что под «маской» сосудистых дистоний и вегетативных расстройств часто скрываются серьезные заболевания сердца, сосудов, пищеварительного тракта, мочеполовой и дыхательной систем.

Лечение вегетососудистой дистонии у ребенка

Терапия заболевания основана на полном устранении всех причин развития ВСД:

  • переутомления:
  • стрессов;
  • нормализации обстановки в семье и школе.

Иногда нормализация режима дня и питания, здоровый сон не менее 8 часов и ограничения работы с компьютером через определенный промежуток времени полностью устраняет все симптомы дистонии.

Кроме того важно помнить:

  • об адекватных физических нагрузках;
  •  о длительном пребывании на свежем воздухе не менее 2-3 часов в день;
  • стабилизации питания в виде ограничения острых и соленых блюд, копченостей, маринадов, продуктов, содержащих консерванты, красители и ароматизаторы, исключении тонизирующих напитков;
  • укрепление иммунной системы.

Также для коррекции вегетативных дисфункций назначают:

  • водные процедуры (плаванье, циркулярный душ, хвойные ванны);
  • физиотерапевтические процедуры (электросон, электрофорез);
  • фитотерапия (седативные травы, растительные адаптогены);
  • массаж;
  • аромотерапия;
  • климатотерапия и лечение в санатории.

Лекарственные средства назначают только при отсутствии эффекта от немедикаментозных методов лечения.

Терапия включает прием:

  • нейролептиков;
  • ноотропных средств;
  • препаратов магния, калия;
  • препараты для снижения или повышения артериального давления;
  • спазмолитики, кардиотонизирующие средства;
  • витамины и минеральные комплексы.

Лекарственные средства назначаются с целью активизации определенных функций мозга, улучшения памяти, увеличения способности к обучению, устойчивости мозга к повышающимся нагрузкам.

Все препараты назначают индивидуально с ограниченным их количеством и в минимальных дозах.

Сочетание немедикаментозных методов и индивидуально подобранного комплекса лекарственных средств позволяется добиться стабилизации состояния больного и устранения всех симптомов ВСД у ребенка.

врач-педиатр Сазонова Ольга Ивановна

Источник