Важность развития ребенка раннего возраста

Важность развития ребенка раннего возраста thumbnail

ВАЖНОСТЬ РАННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.

С самого первого дня появления на свет, маленький человек начинает развиваться с большой скоростью. В первые дни жизни малыш уже умеет улыбаться, узнаёт голос папы и мамы, спустя несколько месяцев он уже держит головку, переворачивается на животик, ползает, ходит… Он настолько быстро развивается, что родители не успевают удивляться возможностям своего малыша. Для того, чтобы ребенок рос здоровым, умным и всесторонне развитым человеком, с ним нужно заниматься с самого раннего возраста.

Что такое раннее развитие ребенка и для чего оно необходимо?

Потенциальные возможности ребенка исследовали многие педагоги и психологи.Развитие детей раннего возраста имеет огромное значение для дальнейшего развития. По мнению, многих исследователей характер и способности закладываются в раннем возрасте, а не даются человеку с рождения. Умственные способности ребенка закладываются от рождения до 3-х лет, так как это период развития мозговых клеток. Стимулируя головной мозг ребенка в раннем возрасте можно достигнуть потрясающих результатов. Мозг только родившегося малыша чист как лист бумаги. И только от окружающих близких ребенка зависит, что появится на этом листе и каким одаренным будет ребенок. В период от рождения до трех лет в мозге наиболее активно осуществляются связи между клетками, и мозг достигает около 80 % потенциала взрослого человека. К четырехлетнему возрасту начинают работать «фронтальные доли» мозга, отвечающие за мышление, творчество, чувства, потребности, при этом они основываются на том, что сформировалось в мозге до этого возраста.

Раннее развитие малыша – это формирование физических, психологических, эмоциональных и языковых способностей, которые проявятся в будущем. Ранним развитием считают период, во время которого человек развивается быстрей всего. Это возраст од рождения и до 7 лет. В этот период времени малыш учится всему, схватывает всё на лету и узнаёт этот мир, такой интересный и прекрасный. Маленький мозг способен запоминать очень много информации без особых усилий. Кроме этого, в возрасте до 7 лет открываются способности у малыша к определённому виду деятельности, формируется его личность, характер и умственные способности.

Поэтому очень важно развивать его способности, для этого и существует раннее развитие ребенка. Учёные долго исследовали возможности маленького человека и сделали вывод, что 70% навыков формируется именно в младенчестве. Кроме этого, был проведён ряд социологических исследований. В их следствии было выяснено, что потенциал детей, с которыми занимались в раннем возрасте гораздо выше, чем у тех, развитием которых родители не занимались до 7 лет.

Кроме этого, учёные изучили биографию известных людей, гениев в той или иной сфере, и было выяснено, что с ранних лет с ними работали и развивали. Поэтому, как гласит поговорка: «гениями не рождаются, ими становятся». Каждый может вырастить со своего малыша гения. Каждый ребенок особенный, талантливый и неповторимый.

Как мы видим, раннее развитие – это незаменимая часть жизни, без неё будет трудно открыть таланты вашего малыша. С первых дней жизни мама даёт своему ребенку заботу, внимание и базовые навыки поведения. После 2 лет малыша можно записывать на специальные курсы раннего развития. Такие занятия помогут открыть и развивать таланты ребенка, учится взаимодействовать с другими детьми и развивать своё «Я». Дети – самое главное в жизни, занимайтесь со своими детьми, и они обязательно вырастут умными и образованными людьми.

Период раннего возраста у детей очень важен. Развитие детей раннего возраста предполагает не сотворение гения, а закладку фундамента для дальнейшего образования, чтобы у ребенка был физически здоровый организм, пытливый ум и сообразительность.

Источник

ВАЖНОСТЬ РАННЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

С самого первого дня появления на свет, маленький человек начинает развиваться с большой скоростью. В первые дни жизни малыш уже умеет улыбаться, узнаёт голос папы и мамы, спустя несколько месяцев он уже держит головку, переворачивается на животик, ползает, ходит… Он настолько быстро развивается, что родители не успевают удивляться возможностям своего малыша. Для того, чтобы ребенок  рос здоровым, умным и всесторонне развитым человеком, с ним нужно заниматься с самого раннего возраста.

Что такое раннее развитие ребенка и для чего оно необходимо?

Потенциальные возможности ребенка исследовали многие педагоги и психологи.Развитие детей раннего возраста имеет огромное значение для дальнейшего развития. По мнению, многих исследователей характер и способности закладываются в раннем возрасте, а не даются человеку с рождения. Умственные способности ребенка закладываются от рождения до 3-х лет, так как это период развития мозговых клеток. Стимулируя головной мозг ребенка в раннем возрасте можно достигнуть потрясающих результатов. Мозг только родившегося малыша чист как лист бумаги. И только от окружающих близких ребенка зависит, что появится на этом листе и каким одаренным будет ребенок. В период от рождения до трех лет в мозге наиболее активно осуществляются связи между клетками, и мозг достигает около 80 % потенциала взрослого человека. К четырехлетнему возрасту начинают работать «фронтальные доли» мозга, отвечающие за мышление, творчество, чувства, потребности, при этом они основываются на том, что сформировалось в мозге до этого возраста.

Читайте также:  Роль игрушки в развитии ребенка с овз

Раннее развитие малыша – это формирование физических, психологических, эмоциональных и языковых способностей, которые проявятся в будущем. Ранним развитием считают период, во время которого человек развивается быстрей всего. Это возраст од рождения и до 7 лет. В этот период времени малыш учится всему, схватывает всё на лету и узнаёт этот мир, такой интересный и прекрасный. Маленький мозг способен запоминать очень много информации без особых усилий. Кроме этого, в возрасте до 7 лет открываются способности у малыша к определённому виду деятельности, формируется его личность, характер и умственные способности.

Поэтому очень важно развивать его способности, для этого и существует раннее развитие ребенка. Учёные долго исследовали возможности маленького человека и сделали вывод, что 70% навыков формируется именно в младенчестве.  Кроме этого, был проведён ряд социологических исследований. В их следствии было выяснено, что потенциал детей, с которыми занимались в раннем возрасте гораздо выше, чем у тех, развитием которых родители не занимались до 7 лет.

Кроме этого, учёные изучили биографию известных людей, гениев в той или иной сфере, и было выяснено, что с ранних лет с ними работали и развивали. Поэтому, как гласит поговорка: «гениями не рождаются, ими становятся». Каждый может вырастить со своего малыша гения. Каждый ребенок особенный, талантливый и неповторимый.

Как мы видим, раннее развитие – это незаменимая часть жизни, без неё будет трудно открыть таланты вашего малыша. С первых дней жизни мама даёт своему ребенку заботу, внимание и базовые навыки поведения. После 2 лет малыша можно записывать на специальные курсы раннего развития. Такие занятия помогут открыть и развивать таланты ребенка, учится взаимодействовать с другими детьми и развивать своё «Я». Дети – самое главное в жизни, занимайтесь со своими детьми, и они обязательно вырастут умными и образованными людьми.

Период раннего возраста у детей очень важен. Развитие детей раннего возраста предполагает не сотворение гения, а закладку фундамента для дальнейшего образования, чтобы у ребенка был физически здоровый организм, пытливый ум и сообразительность.

Используемая литература:

1. Антропова М. В. Психолого-педагогические и гигиенические подходы к организации развивающих занятий для детей дошкольного возраста. Дошкольное образование.

2. Доронова Т. Н., Карабанова О. А., Соловьева Е. В. Игра в дошкольном возрасте.

3. Карпинская Н. С. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста // Под ред. С.Л.Новоселовой.

Источник

Особенности развития детей раннего возраста

Раннее детство – важный период в становлении всех органов и систем организма и, прежде всего, функций мозга. Учеными доказано, что функции коры головного мозга не только имеют наследственную составляющую, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Особенно интенсивно это происходит в первые три года жизни малыша. В это время наблюдается максимальный темп формирования предпосылок, обусловливающих все дальнейшее развитие организма, поэтому так важно своевременно закладывать основы для полноценного развития и здоровья ребенка.

Для того чтобы сохранять и укреплять здоровье детей, большое значение имеет оздоровительная работа: соблюдение режима дня, правильное питание, закаливание, гимнастика, медицинский и педагогический контроль за развитием ребенка и его здоровьем. Впервые весь комплекс особенностей раннего детства был сформирован одним из основателей ясельного дела в нашей стране профессором Н. М. Аксариной. В чем они заключатся?

Во-первых, для раннего возраста характерен ускоренный темп развития организма. В этот период наблюдается быстрое увеличение массы и длины тела, совершенствование всех функций мозга. Малыш рождается беспомощным существом. Но уже к 2 месяцам у него образуются условные рефлексы (привычки), на протяжении первого года жизни формируются реакции торможения. В это время активно развиваются движения, сенсорное восприятие, малыш овладевает речью.

Интенсивный темп развития ребенка раннего возраста имеет ряд особенностей. Прежде всего – скачкообразность развития. Есть периоды медленного накопления, когда идет замедление в становлении некоторых функций организма, и так называемые критические периоды (скачки), когда на протяжении короткого времени меняется облик ребенка. Это можно проследить на примере развития функции понимания речи ребенком второго года жизни. Так, в возрасте от 1 года до 1 года 3 месяцев наблюдается медленное накопление запаса понимаемых слов. В этот период малыш овладевает самостоятельной ходьбой, что расширяет для него возможность самостоятельного изучения окружающего мира. С одной стороны, ходьба как бы на время замедляет проявление реакций, связанных с пониманием речи. С другой стороны, именно ходьба способствует непосредственному общению ребенка с окружающими предметами (которые взрослый обозначает словом), помогает установить прочную связь между предметом и словом, ведет к скачку в развитии понимания речи.

Читайте также:  Речевое развитие ребенка в год и три месяца

Л. С. Выготский выделил критические периоды в развитии ребенка:1 год, 2 года, 3 года, 6–7 лет, 12–13 лет. Именно в это время происходят резкие изменения, дающие новое качество в развитии детей:

•        1 год – овладение ходьбой;

•        2 года – формирование наглядно-действенного мышления, переломный период в развитии речи;

•        3 года – период, когда особенно ясно выступает связь между поведением и развитием ребенка со второй сигнальной системой, малыш осознает себя как личность;

•         6–7 лет – период школьной зрелости;

•        12–13 лет – пубертатный период, период полового созревания.

Скачкообразность говорит о нормальном, закономерном процессе развития организма ребенка. А отсутствие скачков является следствием отклонений в развитии и воспитании детей. Поэтому очень важно в период накопления ребенком опыта создавать оптимальные условия для своевременного созревания у него нового качества в развитии той или иной функции. Однако и критические периоды трудны для ребенка. Они могут сопровождаться ухудшением здоровья ребенка, его работоспособности и иными функциональными расстройствами. В этот период малыш особенно нуждается в хорошем тщательном уходе, в щадящем его нервную систему режиме.

В раннем возрасте взаимосвязь с окружающим миром устанавливается быстрее, но закрепление реакций происходит в замедленном темпе. Для малышей характерна неустойчивость и незавершенность формирующихся умений и навыков. (Поэтому и требуется повторность в обучении, обеспечение связи между воздействиями окружающих взрослых на ребенка и его самостоятельной деятельностью).

Неравномерность, скачкообразность в развитии ребенка раннего возраста определяется созреванием различных функций в определенные сроки. Наблюдая эту закономерность, Н. М. Щелованов и Н. М. Аксарина определили периоды особой чувствительности малыша к определенным видам воздействия и наметили ведущие линии в его развитии. Они говорили, что при воспитании детей большое внимание должно быть уделено формированию тех реакций, которые созревают впервые и которые не могут развиваться самостоятельно, без целенаправленных воздействий взрослого. Например, «комплекс оживления», появляющийся у малыша в 3 месяца, умение пользоваться несложными предложениями при общении с взрослым в 2 года, появление ролевых игр в 3 года.

В связи с тем, что организм ребенка в первые три года жизни развивается быстрыми темпами, отмечают большую ранимость детей. В этом возрасте дети легко заболевают, происходит частая смена настроения, быстрая утомляемость. Все это характерно для стрессовых ситуаций, каким и является период адаптации при поступлении ребенка в детский сад.

Однако ускоренный темп развития возможен только при большой гибкости и пластичности организма, больших его компенсаторных возможностях. В большей степени это касается функций мозга. В коре головного мозга ребенка много так называемого незанятого поля, поэтому с помощью специально направленных воздействий можно достигнуть достаточно высокого уровня развития малыша и более раннего формирования той или другой функции.

Развитие таких способностей, как подражание, воспроизведение, умение смотреть и слушать, сравнивать, обобщать, различать, сопоставлять должно лечь в основу обучения детей раннего возраста. Эти способности будут нужны в дальнейшем для приобретения определенных умений, знаний и жизненного опыта.

Еще одной особенностью периода раннего детства является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервно-психического развития детей. Крепкий и физически полноценный малыш меньше подвергается заболеваниям и лучше развивается психически. Но даже небольшие нарушения в состоянии здоровья ребенка негативно воздействуют на его эмоциональную сферу. Течение болезни и выздоровление тесно связано с настроением ребенка, и если удается поддержать позитивные эмоции, самочувствие его улучшается, и быстрее наступает выздоровление.

В первые три года жизни для здорового ребенка характерна высокая степень ориентировочных реакций на окружающий мир. Эта возрастная особенность стимулирует так называемые сенсомоторные потребности. Учеными доказано, что если ребенок ограничен в получении информации и переработке ее в соответствии с возрастными особенностями, то темп его развития замедляется. Поэтому важно, чтобы жизнь малышей была разнообразной, наполненной новыми впечатлениями. Сенсорные потребности вызывают и высокую двигательную активность, а движение – естественное состояние ребенка, способствующее его интеллектуальному развитию.

Читайте также:  Развитие речи ребенка его этапы

Большое значение в раннем детстве приобретают эмоции, которые необходимы при проведении режимных процессов: при кормлении, бодрствовании ребенка, формировании его поведения и навыков, обеспечении всестороннего развития. Залогом становления личности ребенка является раннее формирование позитивных эмоций на основе установления социальных связей с взрослыми, а в дальнейшем – со сверстниками. Эмоциональная сфера оказывает большое воздействие и на формирование познавательных способностей детей.

В раннем возрасте интерес к окружающему миру является непроизвольным и в большей степени обусловлен социально. Заставить малыша слушать или смотреть невозможно, однако заинтересовать его можно многим, поэтому здесь особую роль играют положительные эмоции. Дети часто реагируют на интонацию речи, эмоциональный настрой, еще не понимая ее смысла, легко улавливают их и заражаются таким же настроением. В этом и простота, и трудности воспитания детей раннего дошкольного возраста.

Ведущая роль в развитии детей раннего возраста конечно принадлежит взрослому. Он создает и обеспечивает условия, необходимые для развития и сохранения здоровья малыша. Общаясь с ним, несет ласку, тепло, и информацию, которая необходима для развития ума и души ребенка. Доброжелательный тон взрослого, спокойное, ровное отношение – залог уравновешенного состояния малыша.

С раннего возраста у детей начинают формировать самостоятельность. Выполнение действий без помощи взрослого достаточно рано начинает доставлять малышу удовольствие. И только научившись говорить, он идет к взрослому со словами «Я сам». Эту потребность ребенка в проявлении активности, самоутверждении следует поддерживать. В игре дети часто сами пробуют преодолеть какие-то трудности, и не стоит им сразу же помогать. Ребенок должен попытаться самостоятельно выполнить действие. Это является одним из условий формирования умений и хорошего настроения малыша.

Нарушение деятельности ребенка часто является причиной его неуравновешенного поведения. В раннем возрасте ребенок не умеет быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, поэтому резкий срыв или требование немедленно прекратить, например, игру и заняться чем-то другим ему непосильно и вызывает резкий протест. Но если взрослый делает это постепенно – вначале предлагает закончить игру, положить игрушки на место, затем дает установку на новый вид деятельности: «Сейчас пойдем мыть руки душистым мылом. А на обед будем есть вкусные блинчики. Ты мне поможешь поставить тарелки на стол?» – малыш охотно подчиняется.

В воспитании ребенка необходимо учитывать его индивидуальные особенности. У детей с разным типом нервной деятельности предел работоспособности разный: одни быстро утомляются, им чаще требуется смена подвижных и спокойных игр, более раннее укладывание спать, чем другим. Другие дети сами вступают в контакт с окружающими, требуют, чтобы их вызывали на такие контакты, чаще поддерживали их положительное эмоциональное состояние. Засыпают дети также по-разному: одни медленно, беспокойно, им необходимо, чтобы рядом находился воспитатель; к другим сон приходит быстро, и они не нуждаются в воздействиях со стороны взрослого. Во время игры одни малыши легко выполняют задания взрослого (поэтому важно, чтобы задание было достаточно трудным, но посильным), другие ждут помощи, поддержки и поощрения. Поэтому знание индивидуальных особенностей ребенка не только поможет воспитателю найти нужный подход, но и будет способствовать формированию определенных черт личности подрастающего человека.

Зачастую причиной неуравновешенного поведения детей становится неправильная организация их деятельности: когда не удовлетворяется потребность в двигательной активности, ребенок не получает достаточно эмоций, впечатлений, испытывает дефицит в общении с взрослыми. Срывы в поведении могут происходить еще и потому, что своевременно не удовлетворены органические потребности: ребенок голоден, не выспался, на нем неудобная одежда и так далее. Поэтому, режим дня, тщательный гигиенический уход, правильное проведение всех режимных процессов: кормления, сна, гигиенических потребностей, своевременная организация самостоятельной деятельности ребенка, занятий – все это является залогом формирования правильного поведения ребенка, создания у него хорошего настроения.

Литература:

  1. Афонькина Ю.А.»Психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ развитие ребенка раннего возраста»: Методическое пособие. -М.: АРКТИ,2010. -80 с.
  2. Выготский Л.С. Психология. Серия «Мир психологии» – М.: 2000. – 1008с.
  3. Жердева Е.В. » Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня)’‘. — Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 186 с.
  4. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология/Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 2007.

Источник