В семье имеется ребенок 5 лет с умственной отсталостью микроцефалией

Задача: По данным анамнеза мать здорова и происходит из благополучной по одной из форм ихтиоза семьи (сцепленный с Х-хромосомой рецессивый тип наследования), а отец – болен этой формой ихтиоза. Дочь этих родителей выходит замуж за здорового юношу. Определите степень генетического риска рождения больного данной формой ихтиоза ребенка в этой молодой семье. Какие методы пренатальной диагностики могут быть использованы для обнаружения этого заболевания у плода? Какие рекомендации должен дать врач-генетик?

Решение:

На основании данных анамнеза строим родословную.

Р: ♀ ХАХА ____ ♂ Ха Y

G: ХА                Ха     Y

F1: ХА Ха: Ха Y

Р: ♀ ХАХа___ ♂ ХАY

G: ХА    Ха      ХА  Y

F2: ХАХА: ХаY: ХАХа: ХАY

Женщина, которая собирается иметь ребенка, гетерозиготна по гену ихтиоза. Вероятность рождения больного ребенка в браке со здоровым мужчиной составляет 25% от всех детей, 50% − если родится мальчик, 0% − если девочка.

Для уточнения возможности рождения больного ребенка показаны хорионбиопсия (8−12 неделя беременности) и амниоцентез (15−17 неделя беременности). Методы позволяют определить наличие Х-полового хроматина в клетках плода для установления пола.

Если будет установлено, что пол будущего ребенка мужской (генетический риск 50%), то врач-генетик должен объяснить тяжесть медицинских последствий заболевания. При выявлении женского пола у плода риск рождения больного ребенка равен 0% .

ЗАДАЧИ:

1. У человека описана аномалия − наличие перепонки между пальцами ног. От брака между женщиной с нормальными пальцами ног и мужчиной, имевшим перепонку, родилось трое детей: дочь была нормальной, а сыновья обладали этой аномалией. Один из сыновей в браке с нормальной женщиной имел 6 дочерей с нормальными пальцами и 4 сына с аномалией.

Составьте родословную и определите:

a) тип наследования;

b) вероятность рождения ребенка с аномалией, если внук женится на женщине с нормальными пальцами ног;

c) какие существуют методы пренатальной диагностики этого дефекта?

2. Пробанд − больной миопатией Дюшена (атрофия скелетной мускулатуры) мальчик. По данным собранного у родителей анамнеза, сами родители и две сестры пробанда здоровы. По отцовской линии два дяди, тетя, дед и бабушка пробанда − здоровы. Две двоюродные сестры от дяди и двоюродный брат от тети пробанда − здоровы. По линии матери пробанда один из двух дядей (старший) болел миопатией. Второй дядя (здоровый) имел двух здоровых сыновей и здоровую дочь. Тетя пробанда по линии матери имела больного сына. Дед и бабушка − здоровы. Составьте родословную. Определите:

a) тип наследования и генотипы лиц родословной;

b) вероятность рождения больного ребенка в семье, если пробанд женится на здоровой женщине, отец которой болен миопатией Дюшена;

c) какие существуют методы пренатальной диагностики этого заболевания?

d) какие рекомендации должен дать врач-генетик?

3. Одна из форм рахита не излечивается обычными дозами витамина D. Пробанд − юноша, страдающий этой формой рахита. Его сестра здорова. Мать пробанда больна рахитом, отец − здоров. У матери пробанда было трое братьев – все здоровы. Дед пробанда по линии матери болен, бабушка − здорова. Дед имел двух здоровых братьев и одного больного. У здоровых братьев деда от здоровых жен было 5 здоровых сыновей (у одного – 4 сына, у другого – 1). У больного брата деда жена была здорова, у них было три больные дочери и два здоровых сына. У двух больных дочерей брата деда пробанда от здоровых мужей было по одной здоровой дочери. Еще у одной больной дочери брата деда пробанда, состоящей в браке со здоровым мужчиной, были больны дочь и один из двух сыновей. У здоровых сыновей брата деда пробанда жены и их дети здоровы. Составьте родословную. Определите:

a) тип наследования;

b) вероятность рождения больных рахитом детей в семье пробанда в случае, если он вступит в брак со своей больной троюродной сестрой;

c) какие рекомендации должен дать врач-генетик?

4. Сын американского банкира Твистера страдал одновременно тремя болезнями: гемофилией, дальтонизмом и полным отсутствием зубов. Эти болезни обусловлены генами, находящимися в Х-хромосоме. Твистер младший много лет прожил вдали от родителей, в Париже, где и умер в 1944 году. После его смерти к Твистеру старшему явилась француженка с 15-летним мальчиком, у которого тоже сочетались гемофилия, дальтонизм и отсутствие зубов. Женщина сообщила, что этот мальчик – сын покойного Твистера младшего и его законный наследник, но подтверждающие документы утрачены во время оккупации Франции. Несмотря на отсутствие документов, Твистер признал мальчика своим внуком. Семейный врач убедил его, что такое совпадение редкого сочетания трех наследственных болезней доказывает, что этот мальчик – его внук. Согласны ли Вы с мнением доктора?

5. Беременной женщине 50-ти лет, отец которой был гемофиликом, произвели амниоцентез для того, чтобы определить пол плода, а также выявить у него возможные хромосомные аномалии. Но вырастить культуру клеток плода для кариотипирования не удалось, эти клетки погибли. Поэтому цитогенетические исследования пришлось ограничить определением полового хроматина. Установлено, что клетки плода не содержат полового хроматина. Следует ли на этом основании рекомендовать прерывание беременности?

Читайте также:  Проверка зрение ребенка 5 лет

6. В семье имеется ребенок 5 лет с умственной отсталостью, микроцефалией, «мышиным» запахом, повышенным тонусом мышц, судорожными эпилептиформными припадками, слабой пигментацией кожи и волос:

a) Какое заболевание можно предположить?

b) Как поставить диагноз?

c) Какова вероятность появления в этой семье следующего ребенка с такой же патологией?

d) Какие методы пренатальной диагностики можно применить для установления этой наследственной патологии?

7. В семье у здоровых родителей родился доношенный ребенок с массой тела 2400 грамм. В медико-генетической консультации у ребенка обнаружили микроцефалию, низкий скошенный лоб, суженные глазные щели, микрофтальмию, помутнение роговицы, запавшее переносье, широкое основание носа, деформированные ушные раковины, двухсторонние расщелины верхней губы и неба, синдактилию пальцев ног, короткую шею, четырехпальцевую борозду на ладонях, дефекты межжелудочковой перегородки сердца, задержку психического развития.

a) Какое заболевание можно предположить?

b) Каким методом исследования можно поставить точный генетический диагноз?

c) Какие методы пренатальной диагностики можно применить для выявлении данного заболевания?

8. У пожилых родителей (жена – 47 лет, муж – 49 лет) родился доношенный ребенок. При обращении в медико-генетическую консультацию у ребенка обнаружили плоское лицо, низкий скошенный лоб, большую голову, косой разрез глаз, светлые пятна на радужке, толстые губы, толстый, выступающий изо рта язык, деформированные низко расположенные ушные раковины, высокое небо, неправильный рост зубов, дефект межпредсердной перегородки, на ладонях четырехпальцевую борозду, главный ладонный угол 69°, радиальные петли на 4-ом и 5-ом пальцах рук, задержку умственного развития.

a) Какое заболевание можно предположить?

b) Какие методы следует использовать для постановки точного диагноза?

c) Какой прогноз дальнейшей жизнеспособности этого ребенка?

d) Какие методы пренатальной диагностики следует применить для выявления данного заболевания?

9. В молодой семье родился ребенок, плач которого напоминает кошачье мяуканье. При обращении в медико-генетическую консультацию у ребенка обнаружили лунообразное лицо, мышечную гипотонию, микроцефалию, антимонголоидный разрез глаз, косоглазие, низко расположенные деформированные ушные раковины, задержку психического развития:

a) Какое заболевание можно предположить?

b) Какие методы следует использовать для постановки диагноза?

c) Какой прогноз дальнейшей жизнеспособности этого ребенка?

d) Какие методы пренатальной диагностики следует применить для выявления заболевания?

10. Какие из перечисленных симптомов являются диагностическими признаками синдрома Марфана:

а) умственная отсталость, увеличение печени и селезенки, общая дистрофия, катаракта;

b) микроцефалия, микрофтальмия, двухсторонние расщелины верхней губы и неба, синдактилия пальцев ног, дефекты межжелудочковой перегородки сердца, задержка психического развития;

c) подвывих хрусталика, пороки сердца, высокий рост, длинные тонкие пальцы, воронкообразное вдавление грудины;

d) голубой цвет склер, врожденная глухота, ломкость костей;

e) плоское лицо, низкий скошенный лоб, светлые пятна на радужке, толстый, выступающий изо рта язык, деформированные низко расположенные ушные раковины, дефект межпредсердной перегородки, задержка умственного развития?

11. Какие из перечисленных симптомов являются диагностическими признаками фенилкетонурии:

а) умственная отсталость, увеличение печени и селезенки, общая дистрофия, катаракта;

b) умственная отсталость, микроцефалия, «мышиный» запах, судорожные эпилептиформные припадки, слабая пигментация кожи и волос;

c) подвывих хрусталика, пороки сердца, высокий рост, длинные тонкие пальцы, воронкообразное вдавление грудины;

d) голубой цвет склер, врожденная глухота, ломкость костей;

e) плоское лицо, низкий скошенный лоб, светлые пятна на радужке, толстый, выступающий изо рта язык, деформированные низко расположенные ушные раковины, дефект межпредсердной перегородки, задержка умственного развития?

12. Какие из перечисленных симптомов являются диагностическими признаками синдрома Патау:

а) микроцефалия, микрофтальмия, двухсторонние расщелины верхней губы и неба, синдактилия пальцев ног, дефекты межжелудочковой перегородки сердца, задержка психического развития;

b) умственная отсталость, микроцефалия, «мышиный» запах, судорожные эпилептиформные припадки, слабая пигментация кожи и волос;

c) подвывих хрусталика, пороки сердца, высокий рост, длинные тонкие пальцы, воронкообразное вдавление грудины;

d) голубой цвет склер, врожденная глухота, ломкость костей;

e) плоское лицо, низкий скошенный лоб, светлые пятна на радужке, толстый, выступающий изо рта язык, деформированные низко расположенные ушные раковины, дефект межпредсердной перегородки, задержка умственного развития?

13. Какие из перечисленных симптомов являются диагностическими признаками синдрома Дауна:

а) умственная отсталость, увеличение печени и селезенки, общая дистрофия, катаракта;

b) микроцефалия, микрофтальмия, двухсторонние расщелины верхней губы и неба, синдактилия пальцев ног, дефекты межжелудочковой перегородки сердца, задержка психического развития;

c) подвывих хрусталика, пороки сердца, высокий рост, длинные тонкие пальцы, воронкообразное вдавление грудины;

d) голубой цвет склер, врожденная глухота, ломкость костей;

e) плоское лицо, низкий скошенный лоб, светлые пятна на радужке, толстый, выступающий изо рта язык, деформированные низко расположенные ушные раковины, дефект межпредсердной перегородки, задержка умственного развития?

Читайте также:  Медаль ребенку на день рождения 5 лет

14. Укажите возможные варианты изменений структуры генетического материала, которые лежат в основе возникновения хромосомных болезней:

а) трисомии, нонсенс-мутации, делеции;

b) нонсенс-мутации, миссенс-мутации, сдвиг рамки считывания;

c) инверсии, моносомии, сдвиг рамки считывания генетического кода;

d) дупликации, транслокации, делеции;

e) полиплоидии, миссенс-мутации, инверсии.

15. Укажите возможные варианты изменений структуры генетического материала, которые лежат в основе возникновения болезней обмена веществ:

а) трисомии, нонсенс-мутации, делеции;

b) нонсенс-мутации, миссенс-мутации, сдвиг рамки считывания;

c) инверсии, моносомии, сдвиг рамки считывания генетического кода;

d) дупликации, транслокации, делеции;

e) полиплоидия, миссенс-мутации, инверсии.

16. Укажите формулу кариотипа мужчины при синдроме:

а) Эдвардса;

b) Патау;

c) Дауна;

d) «Кошачьего крика».

17. Какие из перечисленных признаков являются показанием для проведения цитогенетического исследования:

а) кожная шейная складка, низкий рост, недоразвитие первичных и вторичных половых признаков;

b) задержка психомоторного развития, гипопигментация кожи, необычный запах мочи;

c) синдром Эдвардса;

d) синдром «кошачьего крика»;

e) умственная отсталость, увеличение печени и селезенки, общая дистрофия, катаракта?

18. Какие из перечисленных признаков являются показанием для проведения биохимического исследования:

а) кожная шейная складка, низкий рост, недоразвитие первичных и вторичных половых признаков;

b) задержка психомоторного развития, гипопигментация кожи, необычный запах мочи;

c) синдром Эдвардса;

d) синдром «кошачьего крика»;

e) умственная отсталость, увеличение печени и селезенки, общая дистрофия, катаракта?

Источник

Читайте также:

  1. Cельскохозяйственное картографирование, его особенности и задачи.
  2. I группа: задачи на решение проблем в обучении
  3. I Цели и задачи изучения дисциплины
  4. I. Семинар. Тема 1. Предмет, система, задачи судебной медицины. Правовые и организационные основы судебно-медицинской экспертизы, Понятие, объекты, виды, экспертизы
  5. I. Цель и задачи дисциплины
  6. II. Типовые задачи.
  7. II. Цели и задачи выпускной квалификационной работы
  8. PR — деятельность в органах власти: задачи и специфика.
  9. V2: Предмет, задачи, метод патофизиологии. Общая нозология.
  10. Адвокатура. Понятие, задачи и виды юридической помощи, оказываемой адвокатами.

Задача 1. В семье имеется ребенок 5 лет с умственной отсталостью, микроцефалией, «мышиным» запахом, по­вышенным тонусом мышц, судорожными эпилептиформыми припадками, слабой пигментацией кожи и волос:

а) какое заболевание можно предположить?

б) как поставить диагноз?

в) какова вероятность появления в этой семье следую­щего ребенка с такой же патологией?

г) какие методы пренатальной диагностики можно при­менить для установления этой наследственной пато­логии?

Задача 2.В семье у здоровых родителей, являющих­ся троюродными сибсами, родился доношенный ребенок, который вскармливался молоком матери. В процессе раз­вития у него появились рвота и понос, желтуха, умствен­ная отсталость, увеличение печени и селезенки, общая дистрофия, катаракта, выраженность которых постепенно усиливалась:

а) какое заболевание можно предположить?

б) какие лабораторные исследования следует провести?

в) как предотвратить дальнейшее развитие заболева­ния?

г) какова вероятность рождения в этой семье второго
больного ребенка?

Задача 3.В семье у здоровых родителей родился до­ношенный ребенок с массой тела 2400 г. При обращении в медико-генетическую консультацию у ребенка устано­вили микроцефалию, низкий скошенный лоб, суженные глазные щели, микрофтальмию, помутнение роговицы, запавшее переносье, широкое основание носа, деформи­рованные ушные раковины, двухсторонние расщелины верхней губы и неба, синдактилию пальцев ног, корот­кую шею, четырехпальцевую борозду на ладонях, дефек­ты межжелудочковой перегородки сердца, задержку пси­хического развития:

а) какое заболевание можно предположить?

б) каким методом исследования можно поставить точ­ный генетический диагноз?

в) какие методы пренатальной диагностики можно при­менить для выявления данного заболевания?

Задача 4.У пожилых родителей (жена — 47 лет, муж — 49 лет) родился доношенный ребенок. При обращении в медико-генетическую консультацию у ребенка обнаружи­ли плоское лицо, низкий скошенный лоб, большую голо­ву, косой разрез глаз, светлые пятна на радужке, толстые губы, толстый, выступающий изо рта язык, деформиро­ванные низко расположенные ушные раковины, высокое

небо, неправильный рост зубов, дефект межпредсердной перегородки, на ладонях четырехпальцевую борозду, глав­ный ладонный угол 69°, радиальные петли на 4-ом и 5-ом пальцах рук, задержку умственного развития:

а) какое заболевание можно предположить?

б) какие методы следует использовать для постановки точного диагноза?

в) какой прогноз дальнейшей жизнеспособности этого ребенка?

г) какие методы пренатальной диагностики следует при­менить для выявления данного заболевания?

Задача 5. В молодой семье родился ребенок, плач ко­торого напоминает кошачье мяуканье. При обращении в медико-генетическую консультацию у ребенка обнаружи­ли лунообразное лицо, мышечную гипотонию, микроце­фалию, антимонголоидный разрез глаз, косоглазие, низ­ко расположенные деформированные ушные раковины, задержку психического развития:

а) какое заболевание можно предположить?

б) какие методы следует использовать для постановки диагноза?

в) какой прогноз дальнейшей жизнеспособности этого ребенка?

г) какие методы пренатальной диагностики следует при­менить для выявления заболевания?

Задача 6. Какие из перечисленных симптомов явля­ются диагностическими признаками фенилкетонурии: а) умственная отсталость, увеличение печени и селезен­ки, общая дистрофия, катаракта; б) умственная отста­лость, микроцефалия, «мышиный» запах, судорожные эпилептиформные припадки, слабая пигментация кожи и волос; в) подвывих хрусталика, пороки сердца, высо­кий рост, длинные тонкие пальцы, воронкообразное вдавление грудины; г) голубой цвет склер, врожденная глу­хота, ломкость костей;

Читайте также:  Сколько можно пить молока ребенку в 5 лет

д) плоское лицо, низкий скошен­ный лоб, светлые пятна на радужке, толстый, выступаю­щий изо рта язык, деформированные низко расположен­ные ушные раковины, дефект межпредсердной перегород­ки, задержка умственного развития?

Задача7. Какие из перечисленных симптомов явля­ются диагностическими признаками синдрома Марфана: а) умственная отсталость, увеличение печени и селезен­ки, общая дистрофия, катаракта; б) микроцефалия, микрофтальмия, двухсторонние расщелины верхней губы и неба, синдактилия пальцев ног, дефекты межжелудочко­вой перегородки сердца, задержка психического разви­тия; в) подвывих хрусталика, пороки сердца, высокий рост, длинные тонкие пальцы, воронкообразное вдавление грудины; г) голубой цвет склер, врожденная глухо­та, ломкость костей; д) плоское лицо, низкий скошенный лоб, светлые пятна на радужке, толстый, выступающий изо рта язык, деформированные низко расположенные ушные раковины, дефект межпредсердной перегородки, задержка умственного развития?

Задача 8.Какие из перечисленных симптомов явля­ются диагностическими признаками синдрома Патау: а) микроцефалия, микрофтальмия, двухсторонние рас­щелины верхней губы и неба, синдактилия пальцев ног, дефекты межжелудочковой перегородки сердца, задерж­ка психического развития; б) умственная отсталость, мик­роцефалия, «мышиный» запах, судорожные эпилептифор-мные припадки, слабая пигментация кожи и волос; в) подвывих хрусталика, пороки сердца, высокий рост, длинные тонкие пальцы, воронкообразное вдавление гру­дины; г) голубой цвет склер, врожденная глухота, лом­кость костей; д) плоское лицо, низкий скошенный лоб, светлые пятна на радужке, толстый, выступающий изо рта язык, деформированные низко расположенные уш­ные раковины, дефект межпредсердной перегородки, за­держка умственного развития?

Задача 9.Какие из перечисленных симптомов явля­ются диагностическими признаками синдрома Дауна: а) умственная отсталость, увеличение печени и селезен­ки, общая дистрофия, катаракта; б) микроцефалия, мик­рофтальмия, двухсторонние расщелины верхней губы и неба, синдактилия пальцев ног, дефекты межжелудочко­вой перегородки сердца, задержка психического разви­тия; в) подвывих хрусталика, пороки сердца, высокий рост, длинные тонкие пальцы, воронкообразное вдавле-ние грудины; г) голубой цвет склер, врожденная глухо­та, ломкость костей; д) плоское лицо, низкий скошенный лоб, светлые пятна на радужке, толстый, выступающий изо рта язык, деформированные низко расположенные ушные раковины, дефект межпредсердной перегородки, задержка умственного развития?

Задача 10.Укажите возможные варианты изменений структуры генетического материала, которые лежат в ос­нове возникновения хромосомных болезней: а) трисомии, нонсенс-мутации, делеции; б) нонсенс-мутации, мисценс-мутации, сдвиг рамки считывания генетического кода; в) инверсии, моносомии, сдвиг рамки считывания гене­тического кода; г) дупликации, нехватки, транслокации, делеции; д) полиплоидия, мисценс-мутации, инверсии.

Задача 11.Укажите возможные варианты изменений структуры генетического материала, которые лежат в ос­нове возникновения болезней обмена веществ: а) трисо­мии, нонсенс-мутации, делеции; б) нонсенс-мутации, мис­ценс-мутации, сдвиг рамки считывания генетического кода; в) инверсии, моносомии, сдвиг рамки считывания генети­ческого кода; г) дупликации, нехватки, транслокации, де­леции; д) полиплоидия, мисценс-мутации, инверсии.

Задача 12.Какие из перечисленных симптомов явля­ются ведущими в клиническом проявлении хромосомных болезней: а) задержка умственного развития у детей стар­шего возраста; б) нарушение физического развития; в) нарушение умственного развития в сочетании с поро­ками развития; г) пороки развития и нормальное ум­ственное развитие; д) голубой цвет склер, врожденная глухота, ломкость костей.

Задача 13.Укажите формулу кариотипа:

а) при синдроме Эдвардса; б) при синдроме Патау; в) при синдроме Дауна; г) при синдроме «кошачьего крика».

Задача 14.Какие из перечисленных признаков являют­ся показанием для проведения цитогенетического исследо­вания: а) кожная шейная складка, низкий рост, недораз­витие первичных и вторичных половых признаков; б) за-

держка психомоторного развития, гипопигментация кожи, необычный запах мочи; в) синдром Эдварса; г) синдром «кошачьего крика»; д) умственная отсталость, увеличение печени и селезенки, общая дистрофия, катаракта?

Задача 15.Какие из перечисленных признаков являют­ся показанием для проведения биохимического исследова­ния: а) кожная шейная складка, низкий рост, недоразви­тие первичных и вторичных половых признаков; б) задер­жка психомоторного развития, гипопигментация кожи, нео­бычный запах мочи; в) синдром Эдварса; г) синдром «ко­шачьего крика»; д) умственная отсталость, увеличение пе­чени и селезенки, общая дистрофия, катаракта?

Задача 16.Для диагностики каких из перечисленных болезней можно применить методы рекомбинантной ДНК: а) синдром Патау; б) синдром Дауна; в) гемофилия А; г) фенилкетонурия; д) болезнь Коновалова-Вильсона?

Задача 17.Какие из перечисленных признаков, ха­рактеризуют рецессивный, сцепленный с Х-хромосомой тип наследования: а) заболевание преимущественно встре­чается у мужчин; б) заболевание встречается не в каж­дом поколении; в) у больного отца все дочери больны; г) сын наследует заболевание отца; д) если здоровая мать является носительницей гена, то вероятность того, что сыновья будут больны равна 50% ?

Дата добавления: 2015-02-22; просмотров: 43 | Нарушение авторских прав

lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2020 год. (0.011 сек.)
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник