В нашем детском саду укрепление здоровья и физическое развитие ребенка
Укрепление здоровья детей в детском саду.
Здоровье детей – будущее страны! «Здоровье каждому человеку планеты!» – этот гуманный лозунг провозгласила Всемирная Организация Здравоохранения.
В период дошкольного детства развиваются двигательные качества и навыки ребенка, закаливается его организм, создается фундамент физического совершенствования человеческой личности, закладываются основы здоровья будущего взрослого человека. Исходя из этого, мы определили направления деятельности нашего дошкольного учреждения: укреплять здоровье детей, осуществлять профилактику заболеваний, повысить сопротивляемость детского организма влияниям внешней среды, создать оптимальные условия для закаливания, воспитать физически здорового, разносторонне развитого человека, готового обучаться в школе.
Успешная реализация этих направлений деятельности осуществляется через решение следующих задач:
– формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки дошкольника в соответствии с его индивидуальными особенностями;
– развивать физические качества ребенка;
– воспитывать потребности в здоровом образе жизни;
– обеспечивать физическое и психическое благополучие;
– создавать условия для реализации потребности в двигательной активности;
– снизить уровень заболеваемости.
В работе с детьми мы используем как традиционные формы физического воспитания, так и нетрадиционные. Например, такие:
– закаливающие и лечебно-профилактические мероприятия (утренняя гимнастика, воздушное закаливание, сон без маек, витаминотерапия, )
– прогулки на свежем воздухе (с подвижными играми и индивидуальной работой);
– спортивные праздники, дни здоровья;
– физкультминутки;
– музыкальные занятия и развлечения, связанные с ритмикой, движением;
– походы, экскурсии;
Для полноценного физического развития детей и реализации их потребности в движении в нашем детском саду созданы определенные условия. Так, в группах выделено достаточно места для активного движения, оборудован спортивный уголок, где наряду с традиционным оборудованием есть изготовленное своими руками:, коврики для профилактики плоскостопия, плетеные косички для общеразвивающих упражнений, мышка, черепаха для развития мелкой моторики рук и т.д. Яркость и красота использованных материалов способствует эмоциональному настроению детей, повышению интереса к занятиям, получению удовольствия от выполнения упражнений.
Для физкультурных занятий оборудован спортивный зал, где находятся скамейки, дуги, обручи, мячи разных размеров, спортивный инвентарь, игрушки и т.д. Все это повышает интерес детей к физкультуре, развивает жизненно важные качества, увеличивает эффективность занятий, позволяет малышам упражняться во всех видах основных движений в помещении.
А чтобы физкультурные занятия стали более интересными и доступными для детей, мы проводим их учитывая индивидуальные особенности и физиологические возможности мальчиков и девочек и уделяя внимание каждому ребенку.
При планировании своей работы мы опираемся на принципы рациональной организации двигательной активности детей. В связи с чем, в ходе занятий стараемся соблюдать следующие условия: преобладание циклических упражнений и их частая смена при многократном повторении одного упражнения (до 15 раз), обязательное музыкальное сопровождение занятий, осознанное отношение детей к выполнению упражнений, мышечное расслабление должно стать обязательной частью занятий, получение дошкольниками положительных эмоций от красиво выполненных заданий.
Мы проводим занятия, состоящие из набора подвижных игр большой, средней и малой подвижности; занятия-тренировки в основных видах движений; занятия с элементами аэробики; занятия-соревнования; занятия-зачёты. Включаем в занятия художественное слово, слушаем произведения классической музыки. Если позволяют погодные условия, все занятия мы стараемся проводить на улице.
Один раз в месяц мы проводим физкультурный досуг, который планируем на хорошо знакомом материале, в разных формах, поощряя детей призами, медалями, памятными сувенирами. Два раза в год проводим спортивный праздник с введением сказочных персонажей, сюрпризами и угощением.
Важное звено в системе оздоровления дошкольников – закаливание. Закаливающие процедуры проводятся в комплексе: воздушные ванны, массажные дорожки с элементами корригирующей и дыхательной гимнастики, точечного массажа. После сна дети делают разминку в постели. И как следствие этого – настроение у дошкольников хорошее, мышечный тонус высокий, профилактика нарушения осанки обеспечена, пробуждение приобрело эмоциональную окраску. Хорошим средством закаливания в группе стало босохождение. К тому же это еще и отличный способ формирования и укрепления свода стопы.
Непременным условием в обеспечении физического здоровья детей также является лечебно-профилактическая и оздоровительная работа, которая проводится совместно с медицинским персоналом. Во время сезонных подъемов ОРЗ и гриппа мы применяем следующие нетрадиционные профилактические средства:
– дети употребляют в пищу лук и чеснок;
– носят на груди «чесночные бусы»;
– принимают витаминные и травяные чаи .
Разумеется, наша работа по физическому воспитанию не может быть полной без привлечения родителей. Семья для ребёнка – самое дорогое, важное звено, где он получает индивидуальное воспитание.
В своей работе с родителями мы, как правило, ставим следующие задачи:
– знакомить родителей с основами теоретических знаний и с практикой работы с детьми по вопросам физического воспитания;
– повышать интерес родителей к проблемам оздоровления ребёнка;
– готовить и проводить совместные мероприятия.
Для решения этих задач воспитатели выступают на родительских собраниях, проводят беседы-консультации, устраивают открытые просмотры. Родители получают полную и правдивую информацию об успехах своих детей
В работе по укреплению здоровья дошкольников мы достигли определённых результатов:
– наши воспитанники стали испытывать больше потребности в движениях, в физическом совершенствовании;
– у детей сформировалась привычка к здоровому образу жизни;
– дошкольники стали более гибкими, у них повысилась работоспособность;
– к концу возрастного периода каждый ребёнок овладевает соответствующими двигательными навыками;
– повысился интерес родителей к проблемам физического воспитания детей;
– за последние несколько лет наметилась явная тенденция к снижению заболеваемости гриппом и ОРЗ.
Таким образом, в результате последовательной, системной работы с детьми, родителями уровень физкультурной-оздоровительной работы в нашем детском саду поднялся на качественно новую ступень. Но мы не намерены останавливаться на достигнутом, и в перспективе планируем поиск новых путей оздоровления дошкольников.
Источник
Анна Кузина
Проект направлен на укрепление здоровья и физического развития детей дошкольного возраста, «Здоровье детей — в наших руках»
«Здоровье детей – в наших руках»
Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности – будущего наших детей.
На сегодняшний день вопросы физкультурно-оздоровительной работы являются наиболее актуальными в деятельности любого дошкольного учреждения, так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы хорошего здоровья и полноценного физического развития.
Забота о здоровье ребенка и взрослого человека, стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны личности творческий, гармонично развитые, активные и здоровые.
Цель: физическое развитие и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в условиях прогулки на участках, физических занятиях и оздоровительных гимнастик в ДОУ.
Задачи:
1. Обогащение предметно-развивающей среды участка, спортивного зала и групповых комнат оборудованием и инвентарем для эффективного физического развития.
2. Расширение кругозора, приобретения новых знаний по физическому развитию и всестороннего развития в целом.
3. Развитие двигательных навыков и укрепления здоровья воспитанников в процессе режимных моментов и на спортивно-оздоровительных мероприятиях.
4. Привлечение родителей к физическому развитию и укреплению здоровья детей.
• Содержание проекта
В период дошкольного детства необходимо заложить позитивное отношение и интерес к спорту, к средствам закаливания, выработать положительные черты характера, что в конечном итоге укрепит здоровье воспитанников. И здесь велика роль создания и грамотного обустройства спортивного зала, групповых комнат и участков ДОУ для развития и обогащения двигательного опыта детей.
Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Так же необходимо проводить утренние, оздоровительные гимнастики после сна и занятия по физическому развитию детей (на воздухе и в спортивном зале).
Таким образом, правильно организованные и продуманные прогулки, гимнастики и занятия физической культурой помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей
База проведения проекта: МБОУ «Изыхская СШ» структурное подразделение детский сад «Колобок», в детском саду 4 группы – 1 младшая, смешанная группа, старшая и подготовительная группы, количество детей в детском саду – 80. Проект рассчитан на долгосрочный период.
• Механизм реализации проекта
1 этап — подготовительный.
Написание проекта. Изучение имеющихся условий для проведения физического развития воспитанников ДОУ, детальное обследование территории участка, спортивного зала и групп (какое оборудование и инвентарь необходим).
2 этап — технологический.
Покупка оборудования и инвентаря для спортивного зала, групповых комнат, участков ДОУ. Разработка спортивно-оздоровительных мероприятий с участием воспитанников и их родителей. Все финансовые средства будут направлены на приобретение оборудования, инвентаря канцелярских товаров.
3 этап – внедренческий
Установка оборудования, инвентаря. Непосредственное участие родителей в осуществлении проекта. Проведение спортивно-оздоровительного мероприятия в возрастных группах с участием родителей.
• Кадровое обеспечение проектом:
Коллектив детского сада: воспитатели возрастных групп, логопед, помощники воспитателя, заведующий хозяйственно-бытовой частью.
• Критерии оценки эффективности проекта.
Количество участников проекта, отзывы родителей воспитанников, положительная мотивация воспитанников ДОУ заниматься физическим развитием и укреплять свое здоровье систематически.
• Предполагаемые конечные результаты, потенциалы развития проекта.
Ожидаемые результаты:
1. Всестороннее развитие личности ребёнка.
2. Повышение двигательной активности уровня физического развития дошкольников.
3. Воспитание человека, который проявляет заботу о своём здоровье и окружающей среде.
4. Повышение материальной технической базы ДОУ.
5. Упрочение связей «детский сад-родитель», «ребенок-родитель».
Проект, представляемый нашим дошкольным учреждением, ценен тем, что деятельность его не ограничится определенными сроками. Оборудованные групповые участки, спортивный зал и групповые комнаты необходимым инвентарем для физического развития детей позволит вести системную физкультурно-оздоровительную и воспитательно-образовательную работу с детьми дошкольного возраста во время проведения прогулок, физ. Занятий гимнастик, а также организовывать досуг семей воспитанников детского сада.
Источник
РЕКОМЕНДАЦИИ
по укреплению физического здоровья детей
в детском саду.
1. Полноценное питание детей.
Принципы организации питания:
— выполнение режима дня;
— калорийность питания, ежедневное соблюдение норм потребления продуктов;
— гигиена приема пищи;
— индивидуальный подход к детям во время питания;
— правильность расстановки мебели.
2. Закаливающие процедуры.
Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно меняющихся факторов окружающей среды и является необходимым условием оптимального развития ребенка.
Основные факторы закаливания:
— закаливающие воздействия органично вписываются в каждый элемент режима дня;
— закаливающие процедуры различаются как по виду, так и по интенсивности;
— закаливание осуществляется на фоне различной двигательной активности;
— закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте организма ребенка;
— постепенно расширяются зоны воздействия и увеличивается время проведения закаливающих процедур.
В дошкольном учреждении проводится
обширный комплекс закаливающих мероприятий:
— облегченная одежда для детей в детском саду;
— соблюдение сезонной одежды детей на прогулке, учитывая их индивидуальное состояние здоровья;
— соблюдение температурного режима в течение дня;
— мытье прохладной водой рук по локоть, шеи, верхней части груди;
— правильная организация прогулки и ее длительность;
— полоскание рта.
3. Развитие движений
Физическое воспитание оказывает существенное влияние на совершенствование защитных сил организма, ход его физического развития, содействует овладению необходимыми движениями.
Укрепление здоровья средствами физического воспитания:
— повышение устойчивости организма к воздействию палочных микроорганизмов и неблагоприятных факторов окружающей среды;
— совершенствование реакций терморегуляции к простудным заболеваниям;
— повышение физической работоспособности;
— нормализацию деятельности отдельных органов и функциональных систем, а также возможная коррекция врожденных или приобретенных дефектов физического развития;
— повышение тонуса коры головного мозга и создание положительных эмоций, способствующих охране и укреплению психического развития здоровья.
Основные принципы организации физического воспитания:
— физическая нагрузка должна быть адекватной возрасту, полу ребенка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья;
— сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами;
— обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики, упражнений для повышения выносливости кардио-распираторной системы;
— медицинский контроль за физическим воспитанием и оперативная медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии здоровья.
Формы организации физического воспитания:
— НОД в зале и на спортивной площадке;
— дозированная ходьба;
— физкультминутки;
— спортивные игры;
— физкультурные досуги, праздники, дни здоровья;
— утренняя гимнастика;
— индивидуальная работа с детьми.
4. Гигиена режима
1. Выполнение санитарных требований к помещению, участку, оборудованию.
2. Рациональное построение режима дня.
3. Охрана жизни и деятельности детей.
4. Санитарно-просветительская работа (с сотрудниками и родителями).
5. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня.
6. Воспитание и дошкольника потребности в здоровом образе жизни осуществляется по следующим направлениям:
— привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
— обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
— формирование элементарных представлений об окружающей среде;
— формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.
Источник
Галина Снеткова
Рекомендации по укреплению физического здоровья детей в детском саду
РЕКОМЕНДАЦИИ
по укреплению физического здоровья детей
в детском саду.
1. Полноценное питание детей.
Принципы организации питания:
— выполнение режима дня;
— калорийность питания, ежедневное соблюдение норм потребления продуктов;
— гигиена приема пищи;
— индивидуальный подход к детям во время питания;
— правильность расстановки мебели.
2. Закаливающие процедуры.
Закаливание обеспечивает тренировку защитных сил организма, повышение его устойчивости к воздействию постоянно меняющихся факторов окружающей среды и является необходимым условием оптимального развития ребенка.
Основные факторы закаливания:
— закаливающие воздействия органично вписываются в каждый элемент режима дня;
— закаливающие процедуры различаются как по виду, так и по интенсивности;
— закаливание осуществляется на фоне различной двигательной активности;
— закаливание проводится на положительном эмоциональном фоне и при тепловом комфорте организма ребенка;
— постепенно расширяются зоны воздействия и увеличивается время проведения закаливающих процедур.
В дошкольном учреждении проводится
обширный комплекс закаливающих мероприятий:
— облегченная одежда для детей в детском саду;
— соблюдение сезонной одежды детей на прогулке, учитывая их индивидуальное состояние здоровья;
— соблюдение температурного режима в течение дня;
— мытье прохладной водой рук по локоть, шеи, верхней части груди;
— правильная организация прогулки и ее длительность;
— полоскание рта.
3. Развитие движений
Физическое воспитание оказывает существенное влияние на совершенствование защитных сил организма, ход его физического развития, содействует овладению необходимыми движениями.
Укрепление здоровья средствами физического воспитания:
— повышение устойчивости организма к воздействию палочных микроорганизмов и неблагоприятных факторов окружающей среды;
— совершенствование реакций терморегуляции к простудным заболеваниям;
— повышение физической работоспособности;
— нормализацию деятельности отдельных органов и функциональных систем, а также возможная коррекция врожденных или приобретенных дефектов физического развития;
— повышение тонуса коры головного мозга и создание положительных эмоций, способствующих охране и укреплению психического развития здоровья.
Основные принципы организации физического воспитания:
— физическая нагрузка должна быть адекватной возрасту, полу ребенка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья;
— сочетание двигательной активности с общедоступными закаливающими процедурами;
— обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики, упражнений для повышения выносливости кардио-распираторной системы;
— медицинский контроль за физическим воспитанием и оперативная медицинская коррекция выявленных нарушений в состоянии здоровья.
Формы организации физического воспитания:
— НОД в зале и на спортивной площадке;
— дозированная ходьба;
— физкультминутки;
— спортивные игры;
— физкультурные досуги, праздники, дни здоровья;
— утренняя гимнастика;
— индивидуальная работа с детьми.
4. Гигиена режима
1. Выполнение санитарных требований к помещению, участку, оборудованию.
2. Рациональное построение режима дня.
3. Охрана жизни и деятельности детей.
4. Санитарно-просветительская работа (с сотрудниками и родителями).
5. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня.
6. Воспитание и дошкольника потребности в здоровомобразе жизни осуществляется по следующим направлениям:
— привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
— обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
— формирование элементарных представлений об окружающей среде;
— формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.
Источник