В 3 года у ребенка закладывается

В 3 года у ребенка закладывается thumbnail

Вашему чаду исполнилось 3 годика? Поздравляем! Надеемся, вы полны энергии, чтобы наслаждаться всем тем, что ждёт вас впереди, ведь в ближайшие несколько месяцев вам ребёнок превратится в настоящего фантазёра и непоседу. Утром, днём и вечером засыпать вас непрекращающимися вопросами. Научится управлять трёхколесном велосипедом, сможет самостоятельно подниматься и спускаться по лестнице чередуя ножки.

Он так же сможет нарисовать красивый круг, осмысленно нажимать на кнопки музыкального руля сидя рядом с папой в машине, застёгивать собственную непослушную куртку. Ваш трёхлетний малыш — будет превращаться в любознайку. Он будет стремительно учиться познавать мир через органы чувств. Играя, так сосредотачиваться на собственной игре, что сможет игнорировать любые отвлекающие факторы, в том числе и не замечать вас.

Но давайте более детально разберёмся в навыках, которыми должен овладеть ваш непоседа к этому возрасту.

Что должен уметь ребенок в 3 года?

Физическое развитие ребенка в 3 года

Сразу поясним: все описанные ниже навыки малыш приобретет только в том случае, если папа и мама приложили достаточные усилия для занятий с ним. Другими словами ребенок в три года никак не сможет ездить на трехколесном велосипеде, если родители не купили ему этот велосипед и не потратили как минимум неделю на обучение катанию на нем. То же самое касается навыков с мячиком и всего остального. Все что должен уметь ребенок в данном возрасте — это лишь результат тех занятий, которые проводят с ним родители или педагоги в развивающих клубах. И, если ваши усилия достаточны, то ваш маленький непоседа должен уметь:

• уверенно, не покачиваясь стоять 5 секунд на одной левой или правой ножке;

• самостоятельно, без маминой и папиной поддержки подниматься и спускаться по ступенькам лестницы;

• пинать попеременно ножками вперед мяч;

• бросать мяч в руки стоящему напротив человеку;

• бросать мяч в кольцо подвешенное на 1-метровой высоте (не обязательно попадать!);

• ловить мяч из рук другого человека;

• двигаться вперед и назад с совершением поворотов;

• выполнять наклоны вперёд и назад не падая;

• управлять трёхколёсным велосипедом.

Развитие речи у ребенка в 3 года

При оценке речевых навыков в данном возрасте надо обратить внимание на то, что девочки всегда разговорчивее мальчиков, а дети имеющие старших братьев и сестер почти всегда разговорчивее тех кто их не имеет. И главное — если ваш ребенок в трехлетнем возрасте не очень разговорчив, не переживайте, это вероятнее всего изменится в ближайшие месяцы, или к 4 годам. Но в самом усередненном случае в 3 года ваш ребёнок должен уметь:

• чётко произносить свое имя, имя мамы и папы, ближайших родственников — сестёр, бабушек и дедушек;

• отвечать на простые вопросы;

• говорить фразами из 5-6 слов;

• говорить внятно не сильно коверкая и не слишком искажая слова;

• рассказывать короткие истории.

В трехлетнем возрасте дети начинают интересоваться всем тем, что видят. Они начинают задавать огромное количество вопросов, главые из которых «почему» и «зачем»

• Зачем папа уходит на работу?

• Почему кошка мяукает?

• Почему лимон кислый? И так до бесконечности.

Родители наблюдают: вопросы, вопросы и еще раз вопросы! И хотя для многих взрослых такая активность детей может быть раздражительной и навязчивой, на самом деле для маленького человечка — это нормальный и важный показатель правильного развития. В результате он накапливает необходимый объем знаний, который позволяет ребенку в 3 года уметь:

• безошибочно называть знакомые цвета;

• правильно понимать понятие: одинаковые — разные;

• уметь притворяться и фантазировать;

• помнить часть прочитанного рассказа;

• понимать счет на пальцах;

• быстро сортировать объекты по форме и цвету;

• складывать несложные карточные головоломки;

• узнавать и характеризовать людей и объекты на картинках и фотографиях.

В трехлетнем возрасте ребенок становится очень шустрым. В этот момент своего развития он должен уметь:

• быстро обрабатывать мелкие предметы;

• легко переворачивать страницы книжек и журналов;

• строить башни из 6 и более предметов;

• резать детскими ножницами бумагу и картон;

• рисовать при помощи карандашей кружочки и квадратики (очень неровные, но примерно напоминающие настоящие геометрические фигуры);

• уметь одеваться и снимать одежду без помощи родителей;

• завинчивать и отвинчивать крышку на пластиковой бутылке;

• поворачивать, нажимать и открывать ручки на дверях.

К возрасту 3 лет дети становятся более независимыми как с физической точки зрения, так и эмоциональной. Дети реже впадают в истерики, не боятся оставаться в садике с воспитателем или с няней, любят общение с знакомыми и посторонними детьми.

Малыши так же становятся более социальными. Ребенок уже может сотрудничать со своими друзьями, соблюдать очередь, показывать первые навыки решения возникающих проблем.

На данном этапе развития, ваш ребенок должен уметь:

• подражать родителям, родственникам и друзьям;

• показывать симпатию к маме, папе, бабушкам, дедушкам, знакомым семьи, друзьям;

• понимать понятия: мое, его, ее, не наше, чужое (слово МОЁ, а точнее ЭТО МОЁ любой ребенок уж точно понимает безошибочно и использует постоянно и дома и в любой песочнице);

Читайте также:  Креатинин норма у ребенка 3 года

• уметь демонстрировать широкий диапазон эмоций, таких как грусть, радость, гнев, огромное счастье или скучно.

В возрасте трех лет воображение детей находится в стадии становления, поэтому родители могут замечать как хорошие, так и плохие его проявления. Фантазии, притворства и способности играть у детей становятся более интересными и участливыми, но в этом возрасте ребенок может начать разрабатывать нереальные страхи, такие как вера в чудовище живущее в шкафу, страшного зверя живущего на балконе и т.д. Эти страхи следует искоренять, чтобы не травмировать психику ребенка.

Внимание: нельзя ни в каких педагогических целях пугать малыша вымышленными чудовищами под кроватью или за дверью, если вы не хотите впоследствии иметь проблемы с ночными страхами у ребенка. Злой волк живет в лесу (где-то далеко) — допустимо. Злое чудище живет под твоей кроватью (где-то в доме) — не допустимо никогда. Ребенок должен в своем доме чувствовать себя в полной безопасности. Мой дом — моя крепость

Первая дружба

В три года дети часто хотят и стремятся иметь друзей. Без помощи родителей дружба не возможно. Поэтому детские психологи часто призывают родителей не препятствовать потребностям ребёнка. Родителям предлагается:

• организовывать встречи с ровесниками;

• посещать общественные игровые детские площадки;

• определить ребенка в спортивную секцию.

Знакомясь с новыми детьми ребенок получит возможность формировать детские отношения, учиться позитивным ценностями и новому опыту. Групповые занятия учат малышей основам игры, подчеркивают коллективность работы и обмена. Они заставляют детей расходовать энергию, правильно двигаться, кувыркаться, плавать, вырабатывать гибкость, преодолевать страх.

Для творческих детей групповые художественные и музыкальные занятия — отличный способ тренировки когнитивных навыков.

Порядок в доме

В этом возрасте малыши обожают помогать родителям. В 3 года почти каждый ребенок должен уметь:

• мыть тарелки в раковине, используя мыльную мочалку;

• ставить свой автомобиль в коробку с игрушками;

• укладывать кукол на полочки;

• складывать грязное белье в бельевую корзину;

• собирать мелкие предметы с ковра;

• протирать пыль с доступных предметов;

• поливать комнатные растения стоящие на подоконнике,

• подметать полы при помощи детского веника.

И самое главное они с большим удовольствием делают это подражая маме и папе. Так они чувствуют себя взрослыми, о чем непременно сообщают при каждом удобном случае: «А я уже взрослый!»

Если родители будут вместе с детьми делать уборку, готовить обед или выполнять домашнюю работу, маленький непоседа будет ощущать себя важной частью семьи и не сможет чувствовать разочарование, подавленность и отстраненность. Ценные привычки заложенные на раннем детстве позволят воспитать в ребёнке хорошего помощника для взрослой жизни.

Процесс питания ребенка в 3 года

К возрасту трех лет дети часто настаивают на самостоятельном кормлении. Если это стремление присутствует у вашего малыша, значит он правильно развивается и взрослеет. Многие дети в возрасту 3 лет уже умеют употреблять пищу, используя детскую ложку и вилку, пьют жидкости их обычного стакана. Однако с трёх лет дети начинают осознать, что есть вкусная и не вкусная еда, есть красивые и не очень привлекательные блюда и предпочитают отвергать все то, что выглядит для них не интересно.

Чтобы справиться с проблемой психологи советуют маскировать фрукты и овощи с неинтересной для малышей едой — кашами, поднадоевшими супами и детскими пудингами. В детский рацион следует вводить разноцветные каши, цветные макароны, супы с фигурными компонентами, необычные по форме бутерброды и десерты.

Причины для беспокойства

Основные признаки задержки развития у 3-летнего ребенка:

• невозможность поймать и бросить мяч;

• неспособность подпрыгивать на месте;

• неумение ездить на трёхколесном велосипеде (не смотря на многократно повторяющиеся попытки);

• частые падения, большие трудности при ходьбе по лестнице;

• неспособность держать карандаш, копировать круг, проблемы с рисованием;

• в разговоре ребенок не использует более трёх слов;

• не может складывать башни из трех и более предметов, боится больших объектов;

• испытывает частую тревогу, раздражительность;

• игнорирует детей, не интересуется домашними животными, холодно относится к маме, папе, ближайшим родственникам;

• не понимает и не исполняет простых просьб;

Но не смотря на все вышеизложенное, вы должны понимать — все дети развиваются и взрослеют по разному. Поэтому родителям нет причины волноваться, если ребенок не достиг всех тех вех, которые указаны в медицинских справочниках (или в этой статье). По мере взросления своего малыша родители должны замечать прогрессирующий процесс роста и развития ребенка.

Если прогресса нет и ребёнок остаётся замкнутым, малоподвижным, капризным и явно отстающим от развития сверстников, следует получить консультацию у специалиста. Или просто продолжать заниматься с малышом и терпеливо ждать пока он приобретет все необходимые навыки — а ведь это обязательно произойдет рано или поздно.

Источник

От автора: Краткий обзор о том, как развиваются дети в возрасте трех лет. Рекомендации родителям.

В 3 года у ребенка закладывается

Ребенок в три года активно развивается в направлении всех сфер.  Малыш начинает осваивать предметное действие:  он изучает связь действия с предметом. Сперва, ребенок пробует осваивать  предмет разными способами, затем использует его только по прямому назначению и, в конце концов, свободно, при этом, точно зная его функцию.

Читайте также:  Фестал ребенку 3 года доза

Как только ребенок научился свободно взаимодействовать с предметом, это означает, что у него начинает активно работать воображение, он включает фантазию в процесс игры. Дети начинают представлять внутренние образы, например, режут палочкой шарик, а  в голове представляют будто используют ножик и апельсин.

Предметная деятельность развивает игровую, она, в свою очередь, стимулирует воображение.

На третьем году жизни у детей начинают формироваться взаимоотношения с другими малышами. Это происходит через игровой процесс. Поперву привлекает не сама игра, а место и игрушки. Важным этапом является период, когда дети жалуются на других во время игры, протестуют против вмешательства в их игровую деятельность. Со временем образуется общее игровое поле, в котором происходит обмен активностью.

Период развития ребенка, начиная с трех лет, характеризуется бурной деятельностью.  То, как он взаимодействует с внешним миром, определяет формирование отношения к самому себе.  Это происходит на основе того, насколько он в этом успешен: достиг результата – хороший, нет – плохой. Взрослый может выражать свое одобрение ребенку разными способами, например, «молодец, утром ты очень быстро поел кашу» или «я тебя люблю, ты молодец», но ребенок не дифференцирует эту похвалу на личность и поведение, он просто описывает себя как хорошего или плохого.

Поэтому, в этом возрасте ребенку в большом количестве требуется похвала, одобрение со стороны взрослых, важно как можно чаще делать акцент на успехах и достижениях ребенка. Если малыш не получает достаточного количества положительно обратной связи о своей деятельности, он проживает чувства стыда и огорчения, с которыми, ему в принципе очень сложно справляться. Другими словами, он не знает, что с этим делать.

В три года наступает период Я-сам! В это время ребенок учится ставить цель, ищет социально одобряемые способы достигать результата и, таким образом, развивает  целеустремленность. В это время следует поддерживать и поощрять автономию ребенка.

В это время расширяется эмоциональная палитра малыша: он тоскует по маме во время ее отсутствия, в отношении сверстников появляются зависть, ревность, симпатия, соперничество. Ребенок понимает, когда другой голоден или тому больно, он способен сопереживать другим детям и утешать их. В этом возрасте дети только учатся в мире все новых и новых эмоций и переживаний. Поэтому увеличение у ребенка истерик вполне нормальное явление. Надо понимать, что это не вредность маленького человека, а процесс познания себя, своих эмоций, развития взаимоотношений с внешним миром. От родителей требуется терпение, в этом помогает информирование, когда знаешь, почему так происходит, становится легче это переживать.

Гармоничное прохождение этого периода, когда ребенок получает одобрение, похвалу и поддержку со стороны родителей, помогает также сбалансировано и ровно пройти период знакомства и соответствия правилам. Ребенок соглашается выполнять требования, потому что хочет получить положительную оценку со стороны взрослых значимых для него фигур. Поэтому также стоит потратить время и усилия, чтобы рассказать малышу, зачем нужно такое правило, чем оно полезно и обязательно похвалить за его выполнение.

Этот возрастной период часто называют «подрожанием», дети перенимают от взрослых все: стили поведения, привычки, манеры, отношение к людям, животным и предметам окружающего мира.  Внимание ребенка в это время рассеянно, его трудно удержать на одной деятельности более 5-10 минут. Трехлетка лучше воспринимает последовательность действий, поэтому рекомендуется, чтобы занятия имели четкую структуру, а также  ритуалы начала и завершения. Важно чередовать развивающие занятия с двигательной активностью и расслаблением.

Можно предлагать ребенку делать физические разминки, ползанье, ходьбу по прямой, удержание предметов.

В это время ярко проявляется эгоцентризм: Я – центр вселенной. Это важный период формирования ребенка, время Я-могу! Родителям очень важно принимать активность малыша, хвалить его действия, его самого как личность. Это фундамент, на котором закладывается самооценка ребенка.

В этом возрасте начинает развиваться речевой навык. Ребенок в три года реагирует на конкретное слово, котик, собачка, но не понимает, что это животные, поэтому нужно в занятиях использовать игры на развитие и увеличение словаря: показывать картинки и называть их, петь ребенку песенки, читать небольшие стихи. Важно произносить слова правильно. Упражнения на мелкую моторику помогают развитию речи. Можно устраивать с ребенком игры с песком, заниматься пальчиковой гимнастикой.

Этот возрастной период действительно не простой для родителей, он требует от взрослых терпения, понимания  происходящего, активного внимания к ребенку и его достижениям, времени на развивающие занятия, принятия и любви. Небольшая мотивация на тот случай, когда силы на исходе, подумайте, что то, чего вы не получили в своем детстве, вы с избытком можете восполнить сейчас, давая это своим детям!

Источник

Воспитывающие первенца родители нередко убеждены, что младенчество – наиболее трудный этап в жизни малыша: его реакции на окружающую действительность непонятны, эмоции необъяснимы, разъяснение физиологического состояния часто требует привлечения специалистов. Но к трем годам большинство карапузов начинают удивлять родителей ярким проявлением своей личности. Неужели все проблемы позади и легко ли воспитывать трехлеток?

Читайте: Развитие детей в 2 года.

Возрастные особенности детей 3 года жизни.

Возрастные особенности детей 3 года жизни еще в начале XX в. немецкий ученый Эльза Келер, а затем и отечественный психолог Лев Выгодский выделили в особый этап, который впоследствии получил название «кризиса трех лет». Если еще вчера родителям было трудно приучить малыша к самостоятельности, то теперь все чаще он него слышатся слова «сам!», «хочу/не хочу». Стремление ребенка к независимости нередко сопровождается сложными психологическими проявлениями: непослушанием, негативизмом, упрямством, бунтом. В этот непростой период родители должны выстроить с малышом новые отношения, основанные на спокойном реагировании на его поведение, установке разумных ограничений, поощрении самостоятельности и предоставлении права выбора. Проигнорировав это, можно нанести психоэмоциональному развитию ребенка серьезный вред, который впоследствии нивелирует только психотерапевт.

Читайте также:  Что принести в садик на день рождения ребенка 3 года

Дети 3 года жизни имеют широкий спектр эмоций. Они уже не только плачут и смеются, но и грустят, смущаются, восхищаются, нередко склонны к мечтательности и задумчивости. Благодаря совершенствующейся долговременной памяти трехлетки становятся любознательны и любопытны. Он начинают отличать красивое от некрасивого, хорошее от плохого, проявлять симпатию к другим детям и некоторым взрослым, ощущать необъяснимые страхи, причина которых – стремительно развивающаяся фантазия, заставляющая додумывать то, что было увидено в мультиках и книжках, встречено в общественных местах. Родители должны чутко реагировать на подобное, доброжелательно и убедительно «гасить» любые страхи ребенка.

Меняются трехлетки и в социальном плане. Постоянно возрастающая независимость часто делает их привязанность к родителям не такой сильной, как прежде. Поэтому большинство малышей спокойно посещаются детсад, школы раннего развития, надолго остаются с воспитателем или няней. Малыши начинают «замечать» других детей, предлагая им пока еще примитивные ролевые игры. Конечно, многое здесь зависит от психоэмоциональных особенностей каждого ребенка: одни предпочитают играть сами с собой, другие любят бегать и лазать по горкам, третьи проецируют в играх домашние ситуации. Но как бы то ни было, родители должны понимать, что социальная изоляция от сверстников не позволит трехлеткам полноценно развиваться.

Последнее во многом возможно только тогда, когда ребенок в физическом и интеллектуальном плане соответствует возрастным нормам.

  Что должен уметь делать ребенок 3 лет?

Психологическая литература предоставляет родителям развернутый перечень того, что должен ребенок в 3 года знать и уметь. Придерживаясь рекомендаций специалистов и обучая своего малыша необходимым навыкам, можно избежать многих трудностей в будущем. Итак, что должен уметь делать ребенок 3 лет:

  • иметь активный словарный запас в 300-600 слов, пассивный – в 1000 (для детей без речевой патологии)
  • знать свой возраст, имя и фамилию;
  • здороваться, прощаться, благодарить;
  • концентрировать внимание не менее чем на 5 минут;
  • выполнять одновременно два разных действия (например, идти и хлопать);
  • считать до 3-5, владеть понятиями «один-много»;
  • называть и отличать друг от друга 7-10 базовых цветов;
  • сортировать предметы по форме и цвету (например, собирать матрешку из 4-6 составляющих, пирамидку – из 10 колец), при необходимости вставлять их в соответствующие отверстия;
  • отличать предметы по величине и фактуре (большой – маленький, мягкий – твердый);
  • рисовать линии и простейшие фигуры (круг, овал), раскрашивать с возможным заходом за границы предмета;
  • нанизывать бусинки на нитку, резать ножницами бумагу, лепить из пластилина шарики и «колбаски»;
  • называть изображенные на картинке предметы;
  • пересказывать небольшие сказки, рассказывать стихи, петь песенки.

Продуктивное физическое и интеллектуальное развитие невозможно без качественного питания, поэтому разработка примерного меню ребенка в 3 года – одна из важнейших задач родителей.

  Принципы питания детей 3-х лет.

Примерное меню ребенка в 3 года составляется на основе физиологических потребностей.Огромное значение для формирования детского иммунитета играют животные белки. Они участвуют в «строительстве» тканей, благодаря чему обеспечивается рост ребенка. В сутки трехлетка должен получать не менее 80 гр. нежирного мяса, которое предлагается в отварном, тушеном или жареном виде. Много белков есть и в куриных яйцах. Одно сваренное яйцо или омлет дается малышам через день.

В сутки ребенку следует употреблять около 500 мл пастеризованного молока или кисломолочных продуктов. Важно давать детям и масло (подсолнечное и оливковое в салатах, сливочное на бутербродах). Средняя суточная норма – 6 гр.

Для того чтобы ребенок получал достаточное количество углеводов, ему предлагают каши (до 200 гр. в день), мучные (100 гр. в сутки), макаронные и хлебобулочные изделия. Кроме того, ежедневно малыш должен получать около 200 гр. сахаросодержащих напитков (соки, компоты).

Обязательно в меню ребенка в 3 года, должна присутствовать рыба, чьи омега-3 жирные кислоты играют важную роль в активизации умственной деятельности и развитии речи малышей. Суточная норма – 40 гр. Рыбу (желательно морскую) предлагают в отварном, тушеном, жареном виде.

 Примерное меню ребенка в 3 года.

Завтрак.
  • гречневая (кукурузная, овсяная, перловая) каша, сваренное вкрутую яйцо или омлет, хлеб со сливочным маслом;
  • какао с молоком или чай.
Обед.
  • первое: суп на мясном/овощном бульоне;
  • второе: блюда из мяса или рыбы с тушеным овощным гарниром, а также салаты из свежих овощей, приправленные оливковым или подсолнечным маслом, хлеб из ржаной муки;
  • компот, чай.
Полдник.
  • творожные блюда (например, запеканка, ватрушки, творожная масса);
  • молоко.
Ужин.
  • тушеные овощи, котлеты из картофеля, фрикадельки, голубцы, пшеничный хлеб;
  • чай с молоком, кефир.

Читайте: Развитие ребенка 4 года

Источник