Утверждали что развитие ребенка

Л.С. Выготский установил четыре основных закона детского развития.

1-й закон — цикличность развития. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Такие циклы развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи, интеллекта и др.) и для развития психики ребенка в целом.

2-й закон — неравномерность развития. Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно. Дифференциация функций начинается с раннего детства. Сначала выделяются и развиваются основные функции, прежде всего восприятие, затем более сложные. В раннем возрасте доминирует восприятие, в дошкольном — память, в младшем школьном — мышление.

3-й закон — «метаморфозы» в детском развитии. Развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь изменений качественных, превращений одной формы в другую. Ребенок не похож на маленького взрослого, который мало знает и умеет и постепенно приобретает нужный опыт. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом.

4-й закон — сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка. Процессы «обратного развития» как бы вплетены в ход эволюции. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок, научившийся говорить, перестает лепетать. У младшего школьника исчезают дошкольные интересы, некоторые особенности мышления, присущие ему раньше. Если же инволюционные процессы запаздывают, наблюдается инфантилизм: ребенок, переходя в новый возраст, сохраняет старые детские черты.

Определив общие закономерности развития психики ребенка, Л.С. Выготский рассматривает также динамику переходов от одного возраста к другому. На разных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут — быстро и резко. Соответственно выделяются стабильные и кризисные стадии развития.

Для стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Незначительные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно незаметны для окружающих. Но они накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования. Только сравнив начало и конец стабильного периода, можно представить себе тот огромный путь, который прошел ребенок в своем развитии. Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по нескольку лет. И возрастные новообразования, образующиеся так медленно и долго, оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре личности.

Кроме стабильных, существуют кризисные периоды развития. В возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии ребенка. Часть психологов считает, что детское развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Кризисы — ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного воспитания. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше. Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития.

Кризисы, в отличие от стабильных периодов, длятся недолго, несколько месяцев, при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваясь до года или даже двух лет. Это краткие, но бурные стадии, в течение которых происходят значительные сдвиги в развитии.

В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны, между возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, с другой — между новыми потребностями ребенка и сложившимися раньше отношениями со взрослыми. Сейчас эти и некоторые другие противоречия часто рассматриваются как движущие силы психического развития.

Источник: Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология

Следите за публикациями на канале. Далее мы будем рассматривать другие интересные материалы

Источник

Цитата сообщения Гуррри

Взгляды на развитие детей. Из истории психологии…

За последние 100 лет представления о процессе психологического развития детей кардинально изменились. В начале XX века существовала стойкая тенденция, утверждавшая, что развитие это связано в основном с наследственностью и воспитание особого влияния на ребенка не оказывает. Иными словами, «какой в колыбельку—такой и в могилку». Тенденция эта возникла отчасти в результате стирания традиционных социальных границ, когда представления о том, что место человека в обществе прочно закреплено за ним в силу его социального происхождения, сменились уверенностью, что это свое место необходимо завоевать собственным упорным трудом и личными достоинствами. Генетическая основа развития рационально обосновывала, например, почему одним семействам удается сохранять свое благосостояние, преуспеяние и влиятельность, а другим нет. Такое объяснение считалось тогда вполне масштабным и стало доминирующим в учении о принципах развития.

Немало было психологов, твердо убежденных именно в генетической основе развития. В американском Гезелевском институте изучения развития детей, например, даже выпустили руководство по поведению детей, в котором говорилось: «Прежде всего, признайте, что ребенок уже личность, и личность эта уже такова, какова есть, и оставьте намерения ее создать (разве что через наследственность) или изменить».

Поэтому тогдашние психологи развития в основном давали родителям рекомендации, как развивать в ребенке «природные» склонности. Это было полной противоположностью викторианской системе строжайшего воспитания, еще несколькими годами ранее столь широко распространенной в западном обществе. Новая же система утверждала, что дети — необработанные и потому ничего не стоящие драгоценные камни, которые необходимо огранить, дабы они приобрели ценность. Впрочем, она вовсе не подразумевала абсолютной вседозволенности для родителей и воспитателей, в отличие от современной, и, пожалуй, была умеренно строгой. Во всяком случае, более позитивной и менее карательной, чем предшествующая.

Читайте также:  Обследование ребенка 4 лет с задержкой речевого развития

Сейчас мы, разумеется, понимаем, что подобные экстремальные воззрения были ошибочны, однако в течение первых 30 лет минувшего века идея пользовалась большим успехом. Детские психологи того времени по большей части пристально наблюдали за развитием младенцев и детей постарше. Отмечали ход и стадии физического и умственного развития, виды игр. Многие из тогдашних суждений повлияли на нынешние представления о развитии детей, хотя о наследственности как об основе основ и единственном значимом факторе больше не говорят.

Социальные перемены, произошедшие после Первой мировой войны, принесли с собой перемены и в прикладной психологии развития. Отчасти это было связано с деятельностью психологов-бихевиористов*, постепенно приобретавших все большее влияние. Бихевиористы придерживались диаметрально противоположных взглядов на развитие и полагали, что новорожденный — та чистая страница, на которой можно написать что угодно, или мягкая глина, которой можно придать любую форму—все зависит от приобретаемого юным человеком опыта и намерений воспитателя. По их мнению, методом проб и ошибок, не без определенных, разумеется, ограничений, но, конечно же, без физического воздействия ребенок познает окружающий мир и учится вести себя и жить в нем.

* Бихевиоризм (от англ. behaviour — поведение) — ведущее направление американской психологии первой половины XX в. Считал предметом психологии не сознание, а поведение, понимаемое как совокупность двигательных и сводимых к ним словесных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды.

Бихевиористы, совершенно отвергая влияние наследственности, впали в другую крайность. Дж. Б. Уотсон (J. В. Watson, 1878-1958), признанный «отец» бихевиоризма, в 1924 году сказал:

«Дайте мне дюжину здоровых младенцев… и предоставьте оговоренные мною условия, и я гарантирую, что, взяв наугад любого, воспитаю из него кого угодно — врача, юриста… да хоть нищего или вора, независимо от талантов, призвания, наклонностей, профессии и даже расы его предков».

С точки зрения генетики это было абсолютно невозможно. Однако данная теория пользовалась большой популярностью, ибо замечательно совпадала с идеями построения нового, более справедливого мира, которые в то время носились в воздухе и в Британии, и в Америке. Проблема, однако, заключалась в том, что бихевиористы считали обучение чисто механическим процессом, состоящим из реакций на внешние раздражители, и неважно было, каким образом ребенок приобретал опыт. Для них это были всего лишь раздражители того или иного рода, а механизм обучения оставался лишь механизмом.

Исходя из этих взглядов в прикладной психологии развития основное внимание уделяли различным формам обучения ребенка. Правда, у психологов механистичность была не в такой чести, как у бихевиористов, возможно, оттого, что они-то имели дело с реальными детьми. Они работали и с другими формами обучения — с подражанием и распознаванием — и предпочитали исследовать, как и чему дети учатся от родителей и какие методы более эффективны: наказания, или же поощрения, или авторитарность. Тогда было проведено немало исследований форм воспитания, многие из которых еще и сегодня вполне уместны и полезны.

В 60-70-х годах известность приобрел другой подход. В нем развитие рассматривалось как сочетание факторов наследственности и обучения. Наиболее точное выражение эти взгляды нашли в работах Жана Пиаже*, разработавшего подробную теорию, в которой психологическое развитие ребенка рассматривалось как совокупность этапов, следующих друг за другом в установленной последовательности. Этапы эти обретают четкую форму и разворачиваются в процессе обучения. Последовательность их и то, как ребенок справляется с обучением, имеют генетическую основу, а вот то, что он воспринимает фактически, и то, как осваивает полученные знания, дабы обрести смысл повседневности и свое место в этом мире, является уже результатом опыта.

* Пиаже Жан (Piaget, 1896-1980) — швейцарский психолог, создатель операционной концепции интеллекта и генетической эпистемологии.

В тогдашней прикладной психологии развития очень большое внимание уделялось понятию этапов развития и концепции «готовности». Во главу угла ставился вопрос: достиг ли ребенок той стадии, когда он готов воспринимать определенную форму обучения. Родителям либо рекомендовали заниматься с ребенком, то есть давать ему тот опыт, который помог бы ему этой стадии достичь, либо давали общую «схему», позволявшую наблюдать поведение ребенка в определенной среде и опытным путем определять способы разрешения конкретных проблем, возникавших в результате.

Такое сочетание «натуры» с «воспитанием» было тогда очень модным, однако и у него имелись свои слабые стороны. Хотя Пиаже удалось наглядно показать совокупное воздействие двух факторов, все же в его теории основной упор делался на личность, индивидуальность ребенка, а социальный контекст оставлялся без внимания. Когда ученые вознамерились пересмотреть теорию Пиаже с учетом этого, выяснилось, что она сильно умаляет интеллектуальные способности ребенка: в действительности дети куда умнее и гораздо восприимчивее к сложным понятиям, чем считалось. К тому же именно этим сложным понятиям и оказалось необходимым в первую очередь обучить ребенка, дабы он мог обрести смысл повседневности.

Все эти «открытия» легли в основу обновленных методик прикладной психологии развития, которыми мы пользуемся и по сей день. Наилучшим образом современные понятия сумел выразить в своих работах Л. С. Выготский*, и это особенно интересно, поскольку, как и Пиаже, он свои идеи разработал довольно давно. Однако его труды были переведены с русского на английский лишь в 1962 году и влияние приобретали постепенно, а к концу XX века стали и вовсе считаться наилучшими в современной психологии развития вообще, и детской в частности.

Читайте также:  Развитие ребенка метро коломенская

* Выготский Лев Семенович (1896-1934) — психолог, автор трудов по развитию высших психических функций, мышлению и речи, психологии искусства.

Выготский не отрицал влияния на развитие ребенка как наследственных, так и социальных факторов. Но особенно интересовался он тем, как ребенок реагирует на других людей. Ведь эта реакция у детей очень сильно развита едва ли не самых первых дней. Выготский показал, как влияние окружающей среды помогает ребенку систематизировать, структурировать свой интеллект и упорядочить растущие знания о внешнем мире. Знания, которые ребенок получает от окружающих его людей, весьма разнообразны и гораздо прочнее других сведений из внешней среды.

Дж. С. Брунер*, известный психолог, на которого идеи Выготского оказали сильное влияние, говорит о таком понятии, как «опора» — род помощи со стороны взрослого, своеобразный психологический «несущий каркас», помогающий ребенку придавать расширяющемуся знанию структуру и форму. Поэтому психологи, следующие этим принципам, начинают с того, что обучают родителей поддерживать своего ребенка и помогать ему в развитии, дабы он мог обрести нравственные ценности и развить способности, которые понадобятся ему, чтобы стать полноправным, «подкованным» и ответственным членом взрослого общества.

* Брунер Джером Сеймур (Bruner, р. 1915) — американский психолог, одним из первых начавший исследования потребностей и ценностей как организующих факторов восприятия.

Все дети разные, с разными наследственными склонностями и опытом, поэтому для процесса воспитания не существует единой простой формулы. Но знания, получаемые ребенком от окружающих его людей, жизненно важны для формирования его характера, интеллектуальных навыков и вообще личности.

Еще одна значительная область прикладной психологии развития изучает, как ребенок строит отношения с близкими людьми, и как — с остальными. Этому в психологии развития было посвящено немало исследований, а прикладники применяют полученные знания, чтобы разбираться и, если нужно, помогать в семейных взаимоотношениях.

Источник

Большинство новоиспеченных родителей, с появлением на свет ребенка, приобретают определенное беспокойство, с которым очень трудно справиться. Постоянное беспокойство присуща молодым родителям всех поколений, это неотъемлемый элемент жизни, если ты становишься родителем. Мы обеспокоены прежде всего здоровьем наших детей, о том, довольны ли они, правильно ли заботимся о них, и гармонично ли развивается ребенок. Чтобы развеять сомнения родителей, читающих нас, мы подготовили небольшой сборник знаний о развитии маленького ребенка.

Развитие ребенка: самое главное, что нужно знать.

Прежде, чем вы начнете диагностировать вашего ребенка, искать недостатки развития и писать всевозможные страшные сценарии, вы должны понять и запомнить одну простую вещь: все дети разные. Мы не должны жестко держаться в рамках, которые кто-то когда-то опубликовал в книге или в интернете. Мы не должны постоянно оценивать ребенка и сравнивать его со сверстниками, ища отклонения. Очень важно относиться к вашему ребенку максимально индивидуально. Это может быть очевидно, но это не всегда так. Все больше и больше родителей могут быть вовлечены в нездоровое «соперничество» под названием «а мое любимое чадо уже сидел в этом возрасте» или «а моя Кристина уже не писалась в этом возрасте» и т.д. Такое сравнение бесполезно и никому не помогает.

Этапы развития ребенка.

Так зачем читать что-нибудь о развитии, если каждый ребенок особенный? Ну, чтобы знать, когда нужно действительно бить тревогу, на что обратить особое внимание и когда стоит обсудить ваши сомнения с педиатром. Этот врач должен быть первым специалистом в случае возникновения каких-либо сомнений, связанных с развитием вашего ребенка. Друзья, подруги, и тетеньки с форумов вам в этом не помогут! Врач-педиатр настоящий специалист в данной области, только он может сделать надежный диагноз на основе беседы и обследования ребенка.

Основные этапы развития ребенка.

Первый год жизни маленького человека приносит с собой массу эмоций и впечатлений. Ребенок меняется практически каждый день, приобретает новые, а гордые родители не могут преодолеть восхищение от своего маленького исследователя. Первый год — это время так называемых основ — важных навыков, которые ребенок приобретает в течение первых двенадцати месяцев жизни. Это:

  • реагирование на окружающую среду;
  • поднимание головы и корпуса;
  • захват;
  • вращение;
  • лепетание;
  • ползание;
  • самостоятельно сидите;
  • вставать на ножки;
  • реагировать на свое имя;
  • первые шажки.

Этапы развития ребенка на первом году жизни.

Каждый ребенок развивается в своем собственном темпе, поэтому некоторые из них быстрее овладевают навыками. Важно дать вашему ребенку время, наблюдать, а не принуждать его. Малыш должен быть физически и умственно готов к новом навыкам и будет рад представить их, когда наступит время. Однако, чтобы узнать, когда и какие «аттракционы» мы можем ожидать в первый год жизни ребенка, мы подготовили краткое описание каждого месяца жизни ребенка, включая наиболее важные функции и навыки.

1 месяц жизни ребенка.

В этом периоде у ребенка все еще тонкая розовая кожа, которая очень чувствительна к раздражителям. В это время прикосновение является самым важным коммуникатором ребенка с внешним миром. Голова новорожденного в первый месяц жизни непропорционально велика по сравнению с остальными частями тела, она все еще может слегка деформироваться, особенно после родов, но это не должно вызывать беспокойства. Кости черепа новорожденных все еще очень пластичны, только со временем они приобретают правильную форму и твердость. В первый месяц малыш набирает примерно полкилограмма.

Читайте также:  Развитие речи у ребенка с нормальным интеллектом и с нарушением

2 месяц жизни ребенка.

На втором месяце жизни ребёнка пропорции тела изменяются незначительно, а форма головы принимает правильную форму. В этом возрасте ребенок может подняться и удерживать голову на несколько секунд, лежа на животе. Стоит укладывать малыша в этом положении как можно чаще. Это хорошо влияет на укрепление мышц спины, а также помогает легче удалять воздух из пищеварительной системы. Зрение ребенка на втором месяце улучшается, он начинает узнавать лицо своей матери, в этот период мы можем ожидать первую улыбку.

3 месяц жизни ребенка.

На третьем месяце жизни ребенок все больше и больше интересуется окружающим миром. Он реагирует на звуки и визуальные раздражители, поворачивает голову к ним, он также знакомиться со своим телом, обнаруживает существование своих рук и ног, которые он с радостью кладет себе в рот, узнавая новые вкусы. В это ребенок начинает гулить, то есть издавать отдельные звуки, часто в ответ на слова, сказанные ему — первые беседы начинаются.

4-й месяц жизни ребенка.

Ребенок этого возраста все более мобилен, с радостью лежит на животике, наблюдая за окружающим его миром и игрушками, начинает поворачиваться со спины на животик и обратно. В течение этого периода малыш также начинает брать ручками игрушки, а также смеется в голос. Социальное и моторное развитие ребенка в это время часто поражает молодых родителей. Сон ребенка также стабилизируется. 4-месячный малыш обычно спит 2-3 раза в течение дня.

5 месяц жизни ребенка.

На пятом месяце жизни ребенок обычно удваивает вес при рождении, он довольно большой и сильный младенец, он хорошо вращается со спины на живот и на спину. Все, что он находит, тянет себе в рот, поэтому вам нужно уделять очень много внимания, чтобы в поле зрения малыша не было мелких предметов, которые он мог бы проглотить. В этот период ребенок начинает издавать первые слоги — мы можем слышать «мя» «ра» «гу» или «гхы».

6 месяц жизни ребенка.

Полгода — очень важный момент в жизни младенца. Именно тогда мы обычно начинаем изменять диету ребенка и изучать новые вкусы. Иногда у шестимесячных детей прорезаются первые зубки. В этот период ребенок много и часто плачет, любит играть руками и ногами, а также охотно подходит к игрушкам.

7 месяц жизни ребенка.

Первые попытки сесть — веха в развитии ребенка в возрасте 7 месяцев. Очень важно не помогать им. Ребенок должен быть достаточно сильным, чтобы сесть. Если он не готов, и мы окружим его подушками, чтобы он мог сидеть, мы слишком нагрузим его спину — так как он еще не сел, а это означает, что мышцы спины еще недостаточно сильны. Семимесячный ребенок может держать предмет в двух руках и играть с ним, добираться до игрушек.

8 месяц жизни ребенка.

Ребенок на восьмой месяц совершенствует навыки сидения и движения. Некоторые дети этого возраста овладевают искусством хлопать в ладоши и размахивают руками.

9 месяцев жизни ребенка.

В этот период некоторые дети уже быстро ползают, а также садятся самостоятельно. Эмоциональное развитие ребенка продолжается — он охотно идет на контакт, начинает имитировать жесты, он также улучшает малые двигательные навыки, играя с меньшими и меньшими объектами, он учится хватать их пальцами, а не всей рукой, как это было раньше.

10 месяц жизни ребенка.

Десятимесячный ребенок уже очень самостоятелен, как правило, он сидит стабильно и быстро ползает, некоторые дети уже пытаются встать опираясь на мебель. Здесь также ребенка нельзя «преследовать» и провоцировать встать или вести за руки. Это неестественная поза. Ранняя ходьба будет также оказывать неблагоприятное воздействие на позвоночник ребенка. Мы должны дать ребенку время и свободу, быть рядом, поддерживать, а не помогать или упрощать .

11 месяцев жизни ребенка.

До первого дня рождения многие дети умеют вставать сами и стоять у мебели, некоторые дети даже самостоятельно передвигаются. Ребенок может пинать мяч, строить башенку из нескольких блоков, а также есть яблоко или банан. Оглядываясь назад, родители замечают огромное физическое, эмоциональное и социальное развитие ребенка всего за двенадцать месяцев.

12 месяц жизни ребенка.

Первый день рождения ребенка — очень важный момент. Эффективный, энергичный и любознательный малыш вырос из маленького младенца. У ребенка уже несколько зубов. Возможно, он уже тренируется в одиночестве, и он даже говорит первые слова. Он многое понимает и может выполнять некоторые команды.

Небольшой шаг, большое дело!

Как вы видите, в первый год наша маленькая радость проходит огромную трансформацию. Тысячи новых навыков, переход от лежачего положения к стоячему и развивается речь ребенка. Как родители, мы, вероятно, знаем, что это только начало прекрасного пути, в котором мы имеем честь участвовать и помогать. Перед нашим маленьким человечком еще есть много проблем, на разных этапах развития ребенка, которые обеспечат ему необходимые навыки, необходимые для преуспевания во взрослой жизни. В качестве родителей мы должны обеспечить, чтобы в эти трудные моменты мы были рядом с ребенком, подавать пример и создать самое безопасное убежище, в которое он всегда сможет вернуться.

Не забудьте подписаться на наш канал и поставить лайк! Ваши мысли вы можете выразить в комментариях.

Источник