Усвоение знаний ребенком 5 7 лет

Попова Людмила Викторовна
Особенности развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста 5–7 лет

Содержание

1. Введение

2. Понятие «познавательный процесс»

3. Особенности формирования познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.

4. Пути положительного отношения к познанию у детей старшего дошкольного возраста

5. Заключение

1. Введение

Одним из основных направлений модернизации дошкольного образования является «развитие самостоятельности, любознательности и инициативности дошкольников в различных видах деятельности» [1]

Дошкольное детство – это период, когда закладывается фундамент будущей личности. Именно дошкольное детство является периодом первоначального познания окружающей действительности. Развитие ребенка в дошкольном возрасте связано с его способностями – такими индивидуально психологическими особенностями личности, которые обеспечивают высокие достижения в какой-либо деятельности.

Умственное развитие дошкольника — важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей будущей жизни — это процесс формирование познавательных интересов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. Как отмечает Л. А. Венгер, «ядром» умственного развития, его основным содержанием является развитие умственных способностей. Умственные способности — это те психологические качества, которые определяют легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач. [2] Развитие умственных способностей имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению. Ведь важно не только, какими знаниями владеет ребенок ко времени поступления в школу, а готов ли он к получению новых знаний, умеет ли рассуждать, доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, фантазировать, делать самостоятельные выводы, строить замыслы сочинений, рисунков, конструкций. Все это предполагает определенную степень сформированности познавательных процессов (память, мышление, воображение и т. д.).

2. Понятие «познавательный процесс»

Познавательные способности — это такие качества и свойства личности, от которых зависит успешное овладение любым видом деятельности. Они охватывают сенсорные, интеллектуальные, творческие способности. Познавательные способности относятся к общим способностям, т. е. находят применение и развиваются в процессе усвоения знаний по различным разделам образовательных программ. Для указанных способностейхарактерны такие психические свойства: качество ума (широта, глубина, самостоятельность, инициативность, гибкость, особенности памяти (скорость, точность запоминания, полнота воспроизведения) и т. д. Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение и т. д.) — составная часть любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную информацию. Они позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, своих действий и управлять ими по мере выполнения. Когда говорят об умственных способностях ребенка, то также имеют ввиду развития и характерные особенности его познавательных процессов, ибо, чем лучше развиты у ребенка эти процессы, тем более способным он является, тем большими возможностями он обладает, от уровня его развития познавательных процессов зависит легкость и эффективность его учения. Человек рождается с достаточно развитыми задатками к познавательной деятельности, однако познавательные процессы новорожденный осуществляет сначала неосознанно, инстинктивно. Ему еще предстоит развить свои познавательные возможности,научиться ими управлять. Поэтому уровень развития познавательных возможностей ребенка зависит не только от полученных при рождении задатков (хотя они играют основополагающую роль), но и от характера воспитания и обучения ребенка в семье, в детском саду, от собственной его деятельности по саморазвитию своих интеллектуальных способностей. Исходя из вышесказанного, можно увидеть, что обучаемость ребенка зависит, в основном, от характера и степени сформированности познавательных процессов, под термином «обучаемость»следует понимать: владение приемами умственной деятельности (мыслительные операции-анализ, синтез, обобщение, сравнение и т. п.)-владение приемами деятельности- в данном случае игровой, т. к. игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте (практические умения- выполнение игрового задания, умение строить совместную со сверстниками игру, как выбрать необходимые игрушки или их заместители и т. п.). Целью обучения в детском саду является усвоение ребенком определенного заданного программой круга знаний и умений. Развитие умственных способностейпри этом достигается косвенным путем: в процессе усвоения знаний. Умственное воспитание ребенка, как справедливо подчеркивал А. Н, Леонтьев, нельзя рассматривать в разрыве от психического развития, от богатства интересов, чувства других черт, образующих его духовный облик. Дошкольное детство-очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые шесть-семь лет. Но они имеют непреходящее значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент дальнейшего роста. [3]

3. Особенности формирования познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.

Так, для старшего дошкольника отмечаются следующие особенности в развитии познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображение):память : преобладает непроизвольная образная память; все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер; словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание, расширяет сферу познавательной деятельности ребенка; складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса со стороны взрослого, а потом и самого ребенка; формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность, для овладения логическими процессами запоминания; по мере накопления и обобщения опыта обобщения ребенка с взрослым и сверстниками развития памяти включается в развитие личности; формируется и развивается способность к длительному запоминанию- долговременная память; значительно расширяется объем памяти; происходит развитие и формирование способности к быстрому и качественному запоминанию материала.Внимание: происходит дальнейшее развитие и формирование основных свойств внимания- развивается произвольность, увеличивается способность к произвольному сосредоточению (концентрации) на материале, увеличивается объем, распределение, переключаемость внимания. Все названные свойства внимания становятся произвольными, т. е. осознанными и управляемыми и управляемыми самим ребенком с сознательной целью.Ощущения и восприятие: происходит развитие (обострение) всех свойств ощущений- качества, интенсивности, длительности, пространственной локализации. В своем поведении ребенок все чаще прислушивается к своим ощущениям и его поведение становится согласно тем ощущениям, которые он испытывает к тому или иному факту жизни; ситуативные ощущения могут быть произвольными по воле самого ребенка, т. е. сознательно и осознанно и он к ним прислушивается и строить с ними свое поведение. При восприятии окружающей действительности старший дошкольник ориентируется на все более развивающиеся свойства восприятия- предметность восприятия, целостность, константность, структурность. Его восприятие становится все более осмысленным, формируется способность к апперцепции, т. е. начинает срабатывать зависимость восприятия от содержания психической жизни ребенка, от особенностей его личности; сложные формы восприятия (восприятие пространства, времени, движения и т. д.) продолжают развивать и все чаще ребенок использует их в качестве ориентира в тех или иных жизненных ситуациях.Воображение: преобладает произвольный характер, предполагая создания замысла, его планирование и реализацию; становится особой деятельностью- превращаясь в фантазирование; ребенок осваивает приемы и средства создания образов.Мышление: наглядно-образное, развивается словесно-логическая форма, зарождаются задатки абстрактной формы мышления; мышление приобретает характеристику внеситуативности, т. е. ребенок решает мысленные задачи в представлении; мышление становится проблемным, т. е. развивается способность к самостоятельному анализу, синтезу, абстрагированию, установлению причинно-следственных связей и, как следствие, ребенок решает возникающую перед ним умственную проблему; возникает понимание причинности явлений, что является показателем развития рассуждений, которые являются способом решения определенных мыслительных задач; формируется иное отношение к умственной и практической деятельности, когда возникают на основе предварительного рассуждения, возрастает планомерность мышления; ребенок- дошкольник переходит от использования готовых связной и отношений к «откровению» более сложных; возникают попытки объяснить явления и процессы; экспериментирование возникает как способ, помогающий понять скрытые связи и отношения, применять имеющие знания, пробовать свои силы;формируются предпосылки качеств ума: самостоятельность, гибкость, пытливость. При рассмотрении вопроса об особенностях познавательного развития, т. е. особенностей развития и формирования познавательных процессов, необходимо помнить о тесной взаимосвязи, взаимообусловленности мышления и речи. Согласно теории Л. С. Выготского, существует тесная связь между мышлением и речью. Развернутая речь является не только средством общения, но и орудием мышления. [4] 4. Пути положительного отношения к познанию у детей старшего дошкольного возраста

Читайте также:  Куда отдать ребенка 5 лет в уфе

В исследованиях Н. Н. Поддъякова обнаружились две противоречивые тенденции в процессе формирования знаний у детей дошкольного возраста.Первая тенденция: происходит расширение и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире. Эти стабильные знания составляют ядро познавательной сферы ребенка.Вторая тенденция: в процессе мыслительной деятельности возникает и растет круг неопределенных, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов. Эти развивающие знания – мощный стимулятор умственной активности детей. В ходе взаимодействия этих тенденций неопределенность знаний уменьшается – они уточняются, проясняются и переходят в определенные знания. [5]

Работая с детьми дошкольного возраста, педагог, формируя базу ясных знаний, в то же время обеспечивает непрерывный рост и неопределенных неясных знаний.Однако : информация (сведения, факты, события жизни) рассматривается не как самоцель, а как средство, с помощью которого надо развивать в ребенке познавательные потребности и интересы.

Положительное отношение создается двумя путями.

Первый путь создание положительного отношения к деятельности достигается формированием положительных эмоций (а затем и чувств) в отношении к объекту деятельности, к процессу деятельности, к лицам, с которыми ребенок имеет дело; это отношение формируется на основе выражения педагогом положительного отношения к ребенку и к деятельности, знакомства с прекрасными образцами деятельности, выражения веры в силы и возможности ребенка, одобрения, помощи и выражения положительного отношения к достигнутым результатам его деятельности. С этой точки зрения большое значение имеет успех (при посильной, преодолимой трудности задания) и его общественная оценка. Создать эмоциональное отношение легче в том случае, если новая деятельность, хотя бы частично связана с прежними интересами.

Второй путь создания положительного сознательного отношения к деятельности лежит через формирование понимания смысла деятельности, ее личной и общественной значимости. Понимание это достигается при посредстве образного рассказа о смысле деятельности, доступного объяснения и показа значимого результата.

Если воспитание интереса ограничивается созданием положительного отношения, то занятие той или иной деятельностью будет выражением любви или долга. Такого рода деятельность не содержит еще самого существенного для интереса познавательного характера. При малейшем изменении отношения, при исчезновении привлекательных объектов, ребенка покидает стремление заниматься этой деятельностью. Интерес возникает лишь в ходе правильно организованной деятельности.

На протяжении дошкольного возраста познавательная активность проходит сложный путь развития от простых ориентировок, вызванных новизной предмета, к стремлению разрешить противоречия между полученными знаниями и возникшими в процессе деятельности навыками. ФГОС ДО трактует этот путь «как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой» [1]. К этим этапам относят[6]: 1. Любопытство, проявление которого на этом этапе определяется избирательным отношением к любому предмету, обусловленное внешними признаками, часто внезапно открывающимися ребенку сторонами и обстоятельствами. 2. Любознательность характеризуется на этом этапе активным видением мира, проявляющимся в стремлении ребенка проникнуть за пределы увиденного и познанного. Именно в дошкольном возрасте любознательность становится устойчивой чертой характера и имеет значительную ценность в развитии личности в целом.Эта стадия отличается проявлением сильных эмоций: удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности от деятельности.

Систематическая активная самостоятельная “поисковая” деятельность и сопутствующее ей переживание радости и познания и достижения формируют стойкий динамический стереотип познавательного интереса, который постепенно превращается в характеризующее личность качество.

Подлинный интерес, сформированный в процессе специально организованной активной самостоятельной “поисковой” деятельности, характеризуется не только эмоционально положительным к ней отношением и пониманием значения и смысла этой деятельности. Главное в том, что для него характерно эмоционально-познавательное отношение к процессу этой деятельности, которая внутренне мотивирована. Это означает, что, помимо личных и общественных мотивов, вне положенных по отношению к деятельности, возникают мотивы, идущие от самой деятельности (сама деятельность начинает побуждать ребенка). При этом ребенок не только понимает и принимает цель этой деятельности, ему не только хочется достигнуть цели, но и хочется искать, узнавать, решать, достигать.

В старшем дошкольном возрасте на базе полученного опыта учебной, игровой и трудовой деятельности, складываются предпосылки для оформления мотивации достижения успехов. Задача родителей, педагогов воспитать в дошкольнике стремление развивать мотивацию достижения успехов. Это позволит ребенку достичь успеха в жизни, вырасти счастливой и гармоничной личностью.

Заключение

Развитие познавательного интереса у дошкольников возможно только при наличии развивающей среды.

Дети очень восприимчивы к окружающему и поэтому вся обстановка имеет большое развивающее значение. При внешней пассивности окружающие предметы активно воздействует на детей. В процессе взаимодействия с объектами окружающего мира дети узнают о назначении вещей, сравнивают между собой игрушки, обращают внимание на их форму, размер, цвет, материал, пропорции.

Нельзя говорить о полноценном развитии ребенка-дошкольника, если его окружающая обстановка примитивна и хаотична, и он не получает от взаимодействия с ней позитивную информацию. С помощью развивающей среды можно изменить активность детей, влиять на их эмоциональное состояние, а можно мешать проявлению фантазии, развитию индивидуальности, отрицательно влиять на взаимоотношения детей друг с другом, на процесс обучения. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы каждый предмет являлся органичной частью развивающего пространства, стимулировал активность детей (игрушки, в том числе полифункциональные, карандаши, бумага…находились в доступных для детей местах).

Показателем познавательного интереса будет,если дети:

• Думают (анализируют, обобщают, доказывают)

• Удивляются, радуются успехам и достижениям, новизне

• Внимательны, настойчивы, проявляют волю

• Фантазируют (предвосхищают, создают новые образы

Поэтому можно предположить, что познавательная активность «инициируется ребенком и продиктована его внутренним состоянием» [7]

Список использованной литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (принят 17 октября 2013 г., вступил в силу 1 января 2014г.)

2. Венгер Л. А., Дьяченко О. М. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» М., 1989

3. Леонтьев А. Н. «О формировании способностей//Вопросы психологии» 1960 №1

4. Выготский Л. С. «Мышление и речь» М.: Наука,2001

5. Поддъяков А. Н. «Исследовательское поведение. Стратегия познания, помощь, противодействие, конфликт» М. ,2000

6. Нищева Н. В. «Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности. Опыты, эксперименты, игры (Текст)/ Н. В. Нищева-СПб

7. Тугущева Г. П., Чистякова А. Е. «Эксперементальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» (Текст)/ Г. П. Тугущева, А. Е. Чистякова-Методическое пособие. -СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2013-128с.

Читайте также:  Индекс массы тела для ребенка 5 лет

Источник

Булышкина Ольга Сергеевна
Особенности развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет)

Содержание

Введение

Закономерности и своеобразие развития

1.1 сенсорной сферы

1.2 памяти

1.3 внимания

1.4 мышления

1.5 воображения

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Современное общество нуждается в личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению инициативности и творчества в решении актуальных проблем. Первоосновы такой личности нужно заложить уже в дошкольном возрасте. Главной проблемой работы педагогов дошкольного образования является развитие личности дошкольника, готовности его к школьному обучению. Эта проблема сложна и актуальна, неразрывно связана с процессом развития познавательных способностей у дошкольников, формированием познавательной активности. Чем больше уделить внимания этому на стадии дошкольного возраста, тем легче детям будет в школьной жизни.

Проблема особенностей познавательного развития на возрастных этапах, создания условий, эффективно влияющих на их развитие и формирование познавательной активности детей дошкольного возраста, на протяжении многих лет занимает одно из ведущих мест в педагогических и психологических исследованиях. Целенаправленное управление процессом развития познавательных способностей у дошкольников обеспечивает научно организованное воспитание. Этим объясняется значимость рассматриваемого вопроса для меня, воспитателя, работающего в старшей группе детского сада.

1.1 Закономерности и своеобразие развития сенсорной сферы

Продолжает развиваться восприятие. В возрасте между пятым и шестым годом жизни ребенок перестает пользоваться так называемыми предметными эталонами (оранжевый цвет называет «как морковка», зелёный — «как травка»; квадрат определяет через форму кармашка, платочка) [1]. В старшем дошкольном возрасте происходит усвоение сенсорного эталона (длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства, что вовсе не значит научиться называть то или иное свойство. У ребенка формируются представления о разновидностях каждого свойства, он учится пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств различных предметов в различных ситуациях [2].

В возрасте 5-7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Дети различают не только основные цвета спектра, но и их оттенки как по светлоте (например, красный и тёмно-красный, так и по цветовому тону (например, зелёный и бирюзовый). Различают как основные геометрические формы (квадрат, треугольник, круг, так и их разновидности (например, отличает овал от круга, пятиугольник от шестиугольника, не считая при этом углы). Дети выполняют задания на построение рядов из десяти элементов, расположенных по степени убывания (или нарастания) одного из параметров величины, устанавливают соответствия между двумя-тремя рядами. Учатся ориентироваться и использовать обозначения пространственных отношений (например, «надо спуститься вниз, повернуть направо, дойти до угла, перейти на другую сторону». Трудным для восприятия детей еще является восприятие времени, ориентация во времени суток. В оценке разных промежутков времени: (неделя, месяц, часы, минуты) также еще допускают ошибки.

Характер сенсорного познания меняется: от манипуляции с предметами ребёнок постепенно переходит к ознакомлению с ними на основе зрения, осязания, а также «зрительного ощупывания». Например, чтобы убедиться, что в ведёрке лежит сырой песок ребёнку 5–6 лет достаточно только посмотреть. Обследование предметов приобретает при благоприятных условиях воспитания систематизированный и плановый характер: восприятие целостного облика предмета; мыслительное деление на основные части и выявление их признаков (форма, величина, цвет, материал и др.); пространственное соотнесение частей друг с другом (слева, справа, над, верху и т. п.); вычленение мелких деталей, установление их пространственного расположения по отношению к основным частям; повторное целостное восприятие предмета [2]. Отличительной особенностью восприятия у старших дошкольников является резкое увеличение его осмысленности [3]. Восприятие, хотя и становится более осознанным, целенаправленным, все же сохраняет глобальность. Так, ребенок преимущественно выделяет наиболее яркие признаки предмета, не замечая другие, нередко более важные.

1.2 Закономерности и своеобразие развития памяти

В 5-7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объём информации. Ребенок запоминает то, на что было обращено его внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было интересно [3]. Игровые мотивы оказывают положительное действие и повышают эффективность непроизвольного запоминания [4]. Старшие дошкольники приобретают навык смыслового запоминания, фундамент которого заложен на содержательных связях частей материала, также материала и прошлого опыта. Образная память долгое время является преимущественной для дошкольника. Познавательные процессы, в особенности восприятие и мышление, влияют на ее развитие. Дети при запоминании выделяют преимущественно яркие признаки у предмета [4]. Старшие дошкольники используют речь при запоминании, и это повышает продуктивность образной памяти.

Дети старшего возраста могут самостоятельно ставить перед собой задачу что-либо запомнить. Она возникает в результате опыта припоминания, когда ребенок начинает осознавать, что если он не постарается запомнить, то потом не сможет и воспроизвести необходимое [3]. У детей старшего дошкольного возраста хорошо развито механическое запоминание — повторение. Оно может выступать в таких формах, как повторное восприятие предметов, их повторное называние, воспроизводящее повторение, осуществляющееся после восприятия всего материала (однако, в отличие от малышей, они делают это либо шёпотом, либо про себя). Если задачу на запоминание ставит взрослый, ребёнок 6 – 7 лет может использовать более сложный способ — логическое упорядочивание: разложить запоминаемые картинки по группам, выделить основные события рассказа. В развитии логической памяти основную роль играет процесс обучения. Этот вид памяти проявляется тогда, когда содержание запоминаемого материала понятно детям. Ребенок 6-7 лет воспроизводит в среднем из 10 хорошо знакомых слов — 4-8, а из 10 незнакомых всего 1-2 слова. Память приобретает интеллектуальный характер, все больше объединяясь с мышлением и речью. С помощью слова он анализирует запоминаемый материал, группирует его, относя к определённой категории предметов или явлений, устанавливает логические связи или же придумывает.

К 6-7 годам в жизни ребенка появляется важное психологическое новообразование, у них возникает произвольная память (наличие цели запомнить или припомнить и применение мнемических способов для осуществления этого). Возникновение произвольной памяти не случайно, оно связано с возрастанием регулирующей роли речи, с появлением идеальной мотивации и умения подчинять свои действия относительно отдаленным целям, а также со становлением произвольных механизмов поведения и деятельности [5].

Но, несмотря на возросшие возможности детей 6-7 лет целенаправленно запоминать информацию с использованием различных средств и способов, непроизвольное запоминание остаётся наиболее продуктивным до конца дошкольного детства.

1.3 Закономерности и своеобразие развития внимания

В старшем дошкольном возрасте формируется произвольное внимание: в 5-6 лет возникает элементарная форма произвольного внимания под влиянием самоинструкции, с 6-7 лет развивается волевое (в процессе игры, обучения, общения со взрослыми приходится делать то, что необходимо, но не хочется). Длительность и качество внимания начинают зависеть от воли, сознательного усилия самого человека, внимание становится опосредованным. В процессе обучения, в процессе работы могут возникнуть интерес, увлеченность, вдохновение, которые обычно снимают волевое напряжение и тогда возникает новый вид внимания – послепроизвольное, когда старший дошкольник сам возвращается к заинтересовавшей ранее деятельности, бывшей объектом произвольного сосредоточения [7].

Вместе с тем, возможность детей управлять своим вниманием, пока весьма ограничены. Произвольное внимание достаточно неустойчиво. Ребенок легко отвлекается на посторонние раздражители. Чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием на протяжении довольно длительного времени, его надо просить больше рассуждать вслух [7]. К концу дошкольного возраста у детей способность произвольного внимания начинает развиваться интенсивно. Сам процесс получения знаний этому способствует, главным образом, на основе возникновения интересов, в частности интереса к учебной деятельности.

Читайте также:  Мононуклеоз у ребенка 5 лет

У детей старшего дошкольного возраста значительно увеличивается объем внимания, ребенок способен удержать в своем сознании 5-6 предметов или явлений. Ребенок может видеть двойственные изображения. Однако объём внимания недостаточен для различения сложных по содержанию и мало отличных друг от друга объектов (например, рассказов или картин о зиме или лесе). Ребёнок ошибается, оба объекта (рассказа) сливаются в его восприятии.

Дети способны продуктивно заниматься одним и тем же делом 20-25 минут. Устойчивость внимания существенно зависит от значимости, эмоциональности, интереса для него материала, от характера деятельности, которую выполняет ребёнок. Так максимальная длительность одной игры к шести годам она возрастает до полутора часов. И если за 10 минут игры ребёнок 4-5 лет отвлекается в среднем 4 раза, то в шесть лет всего один раз. Так же долго он может быть сосредоточен на продуктивной деятельности. Но будет томиться, отвлекаться, если она ему безразлична или совсем не нравится [6]. Дети становятся способны удерживать внимание на действиях, начинающих приобретать для них интеллектуально значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа). Устойчивость внимания в интеллектуальной деятельности заметно возрастает к 7 годам. В устойчивости внимания очень резко проявляются индивидуальные различия детей. Особенности темперамента, усиленные хорошим или плохим воспитанием, значительно варьируют длительность доступного ребёнку сосредоточения.

У старших дошкольников возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребёнка. Но все же распределение и переключение еще очень слабо развиты. Они развиваются в процессе практической деятельности, путем упражнения и накопления соответствующего опыта.

1.4 Закономерности и своеобразие развития мышления

Психолог А. В. Запорожец утверждал, что типы мышления не имеют возрастных стадий развития. Наглядно-действенное мышление у детей появляется раньше, чем наглядно-образное, т. е. возраст не является тем критерием, который связывает их между собой.

«Мышление руками» (наглядно-действенное) не исчезает по мере взросления, а остается в резерве даже у взрослых, когда какую-то новую задачу они не могут решить в уме и начинают действовать путем проб и ошибок. [8], на развитие наглядно-действенного мышления старших дошкольников работают, например, пазлы, детали конструкторов, головоломки из подвижно сцепленных колец, треугольников и т. п.

Образное мышление подразумевает оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Детям старшего дошкольного возраста доступен данный тип мышления. Поэтому усилия здесь должны быть сосредоточены на формировании у детей умения создавать в голове различные образы, т. е. визуализировать. В образах отображаются не все особенности предмета, а только те, которые существенны для решения определенной задачи. То есть в сознании ребенка возникают схемы, модели. Особенно ярко модельно-образные формы мышления развиваются и проявляются в рисовании, конструировании и других видах продуктивной деятельности. С пяти лет ребенок может найти в помещении спрятанный предмет, пользуясь отметкой на плане, выбрать нужный путь в разветвленной системе дорожек, основываясь на схеме типа географической карты. Овладение моделями выводит на новый уровень способы получения детьми знаний. Если при словесном объяснении ребенок не всегда может понять, скажем, некоторые первичные математические действия, звуковой состав слова, то с опорой на модель он это сделает легко.

Наибольший интерес вызывает переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому, которое следует начинать развивать в старшем дошкольном возрасте. Образные формы обнаруживают свою ограниченность, когда перед ребенком возникают задачи, которые требуют выделения таких свойств и отношений, которые нельзя наглядно представить. Такой тип задач описал знаменитый швейцарский психолог Ж. Пиаже и назвал их «задачи на сохранение количества вещества» [9]. Требуется переход к суждениям на основе словесных понятий, к словесно-логическому мышлению. Способность использовать словесные рассуждения при решении ребенком задач можно обнаружить уже в среднем дошкольном возрасте, но наиболее ярко она проявляется в феномене эгоцентрической речи, описанном Ж. Пиаже (дети 4-6 лет очень часто сопровождают свои действия ни к кому не обращенными высказываниями, ребенок говорит сам с собой, как если бы он громко думал). Другое явление, открытое им же и относящееся к детям данного возраста, нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов, свидетельствует о том, что даже к концу дошкольного детства, многие дети еще совершенно не владеют логикой.

Процессом перестройки мышления, можно управлять, учитывая особенности психического развития ребёнка. Но при этом нельзя заставить ребёнка, например, логически мыслить, если он этого не хочет. Любое проявление мышления провоцируется какой-либо мотивацией, влияющей и на её продуктивность. Задача взрослого – помочь ребёнку научиться мыслить. К 6-7 годам ребенок может подходить к решению проблемной ситуации тремя способами: используя наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышления. Старший дошкольный возраст следует рассматривать только как период, когда должно начаться интенсивное развитие логического мышления.

1.5 Закономерности и своеобразие развития воображения

Старший дошкольный возраст является сензитивным для формирования воображения. Именно в этом возрасте происходит активация воображения: сначала репродуктивного, воссоздающего (механически воспроизводит полученные впечатления в виде образов, позволяет представить сказочные образы, воспроизводится то, что оказало эмоциональное впечатление, а затем творческого (обеспечивает возможность создания нового образа, когда появляется произвольность в запоминании [6]. Воображение соединяется с мышлением, включается в процесс планирования действий.

При целенаправленном развитии воображения у старших дошкольников необходимо учитывать тот факт, что пусковым механизмом является особая внутренняя позиция, которая помогает ребенку подняться над конкретной ситуацией, посмотреть со стороны, оценить с разных точек зрения. Она делает ребенка надситуативным и тем самым более свободным. Он начинает понимать контекст ситуации без наглядной опоры — предметного мира и прошлого опыта. Внутренняя позиция обеспечивает ребенку еще одно качество — она делает воображение произвольным. В 6-7 лет внутренняя позиция позволяет детям действовать не только по замыслу, но и подчинять собственному замыслу деятельность, произведенную и осмысленную кем-то другим. Иными словами, дети могут не только осмысливать, но и переосмысливать ту или иную ситуацию. Воображение – это исток игры в старшем дошкольном возрасте: в 5-6 лет доминирующей игры — игры с правилами, в 6-7 лет режиссерской игры [10].

Воображение становится особой деятельностью, которая приобретает осознанный, целенаправленный характер, превращаясь в фантазирование. В старшем дошкольном возрасте ребенок осваивает способы создания образов, которые как правило используются неосознанно.

Заключение

Изучив закономерности и своеобразие развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста, для меня стало возможным целенаправленное управление процессом их развития в своей работе.

Основным условием развития познавательных способностей дошкольников является включение их в деятельность: игровую, учебно-познавательную, продуктивную, двигательную. Одним из аспектов повышения уровня развития познавательных способностей является интеграция различных видов деятельности в учебно-воспитательном процессе. Развивающая роль любой деятельности заключается в том, что она является определенной формой практики, т. ?