Успешное развитие ребенка в образовательной среде
«РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ:ОПЫТ,ПРОБЛЕМЫ,ПЕРСПЕКТИВЫ»
Викулова Ольга Леонидовна, vikulowaolia@yandex.ru МАОУ СОШ №2 /с. Абатское/
«Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенции учащихся, но и как процесс развития личности, обретение духовно- нравственного и социального опыта»
Развитие и воспитание человека во все времена было и остается весьма важной и актуальной проблемой. Российское государство действующим законодательством в области образования как одну из приоритетных задач определяет создание такой образовательной среды, которая способствовала бы развитию творческой индивидуальности каждого ребенка. Это особенно актуально в период перехода на обучение по новым образовательным стандартам. Наши дети овладевают комплексом компетенций, который позволит им уверенно жить и развиваться в условиях современного быстро меняющего мира. Такими, как умение учиться на протяжении всей жизни, эффективно работать с информацией, владеть навыками коммуникации и сотрудничества в самых разных ситуациях, проектировать собственную деятельность, принимать ответственные и продуманные решения там, где нельзя положиться на готовые шаблоны, сформировать основы гражданской идентичности, толерантности, нравственных норм поведения в обществе. Необходимо создать условия, при которых наши дети смогут получить подготовку, позволяющую им уверенно ощущать себя в современном обществе. [2] Образовательная среда рассматривается как составляющая социальной ситуации развития и как условие развития личности ребенка. /Е.Б.Лактионова/. Эта цель достижима в результате создания образовательной среды, в которой нацеленность на достижение успеха является одной из главных личностно значимых целей. Критериями успешности формирующейся личности, я считаю образовательные достижения учащихся, т.к достижение- это еще и процесс получения определенного результата, это рост успеваемости, заинтересованность ребенка, повышение самооценки. В «Портфель достижении» я включаю следующие разделы: 1. Кто и чего я хочу. 2. Чему я научился на разных предметах. 3. Достижения Вне учебы. 4. Лист самооценки. 5. Самооценка творческого дела. Благодаря этой технологии, дети развивают умение самооценки, а также ряд качеств контрольно-оценочной самостоятельности, а родители смогут проследить реальные успехи и достижения ребенка.
Таким образом, современная образовательная среда становится одним из важнейших факторов формирования успешной личности при условии создания эффективной системы управления развитием достижений учащихся.
Современная образовательная среда помогает каждому ученику осознать значимость, не потеряться, а утвердиться в окружающем его мире, проявить свои способности, развивать инициативу, самостоятельность, творческий и интеллектуальный потенциал. Этому способствует глобальное образование, посредством которого у ученика образуется новое мышление, новое отношение к жизни, свое окружение, мир, в котором живет.
Модернизация современной образовательной среды создала определенные условия для развития ребенка, а это активное внедрение в практику различных педагогический инноваций, авторских программ и учебников, современных педагогических технологии, использование ИКТ в образовательном процессе, эффективных форм организации образовательного процесса и активных методов обучения. Индивидуальная, парная и групповая формы работы организации учебного процесса применимы на уроках для развития компетенции, позволяющих учащимся уверенно чувствовать себя в дальнейшем. Кроме того на уроках я применяю элементы « Технологии развития критического мышления», через чтение и письмо, где ученики не пассивные слушатели, они главные действующие лица урока. Они думают, делятся рассуждениями друг с другом, обсуждают прочитанное, учатся задавать вопросы. Благодаря этой работе учащиеся глубже понимают прочитанное, овладевают активными способами чтения и приемами работы с художественным текстом, повышается культура речи, эстетическое развитие, формируется активная личность, умеющая творчески и самостоятельно работать. Л.Н.Толстой утверждал «Знание только тогда знание, когда оно обретено усилием мысли, а не одной только памятью». Действительно чем выше осознанность любых познавательных действий, тем выше их эффективность. Именно поэтому я использую на уроках активные формы и приемы обучения. С целью развития интеллектуальных способностей я применяю такие игровые приемы, как «Подтверди или опровергни информацию», «Фишбоун», «И это все о нем», «Криптограмма», «Кластер», «Дерево предсказаний» , «Корзина идей», «Инсерн», «Синквейн», «РАФТ». Свою педагогическую задачу я вижу в том, чтобы помочь каждому ребенку осознать собственную уникальность и создать условия для самореализации. В этом мне помогает приемы технологии РКМЧП.
Одной из важнейших задач, стоящих перед школой на современном этапе ее развития, заключатся в том, чтобы воспитать у школьников стремление к совершенствованию своих знаний, научить их применять на практике, «помогать им вырабатывать самостоятельность мышления». Необходимо уделять особое внимание обучению самостоятельности у учащихся. Проблемой современной образовательной среды является выработка у учащихся умений и навыков самостоятельной работы.
Глубина и прочность знаний младших школьников, навыки их применения знаний на практике в значительной степени зависит от сформированности умения работать самостоятельно.
Китайская пословица гласит «Скажи мне и я забуду. Покажи мне, и может быть, я запомню. Сделай меня соучастником, и я пойму». Именно на организации самостоятельной деятельности ученика на уроке я строю свои урок. В условиях ФГОС хорошо вписываются известные педагогические технологии, проверенные в традиционной системе обучения и направленные на развитие самостоятельности ребенка. На своих уроках я применяю технологии «Проблемно- диалогического обучение». Применение этой технологии позволяет формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания в учебном процессе. Моя цель научить детей идти путем самостоятельных находок и открытии. Достигая результата, мои дети могут четко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли, развивать познавательную активность и творческую самостоятельность. Как вариантом проблемного обучения использую поисковые и исследовательские методы.
Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения, которые: формировали бы активную, самостоятельную и инициативную личность; развивали в ребенке: исследовательские, рефлексивные, самооценочные умения и навыки; развитие познавательного интереса учащихся; развивали бы принцип связи обучения с жизнью. Для достижения этих целей я использую технологию «Метод проектов».
В эпоху, когда личность стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве, необходимо создавать благоприятные условия для ее реализации. В последнее время наблюдается тенденция к потере интереса к процессу обучения со стороны учащихся, поэтому необходимо искать новые методы, приемы и формы организации обучения, которые позволят решить многие проблемы в рамках классно-урочной системы. В своей работе для стимулирования интереса школьников к учебной деятельности использую «Метод проектов»- как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся. Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность школьников (индивидуальную, парную, групповую). Одним из принципов является личностная ориентация содержания образования. Личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность ученика, учет его способностей, возможностей и особенностей предполагает особый акцент на запуск исследовательской программы.
В методе проектов предполагается постановка проблемы, решение которой приводит ребят к самостоятельной исследовательской деятельности. В работе над проектом могут участвовать дети с самыми разными способностями и талантами, всем найдется дело. «Метод проектов» дает возможность детям попробовать себя в новом качестве, в новой роли, что способствует развитию его умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека и общества в целом. Метод проектов способствует развитию творческих способностей, развивает интерес к познанию мира, уверенность в себе, коммуникативные способности, повышает мотивацию к обучению, уровень обученности и качество знаний
Наиболее приемлемой технологией повышающей познавательный интерес является «Игровая технология». «Игровые технологии» являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по обучению учебных предметов. Я использую игры и игровые моменты как на уроках, так и во внеклассной деятельности. Ученики очень любят игры. Им нравится сравнивать, анализировать, находить общее и различия, им интересен поиск недостающего. Положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации, таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Я считаю, благодаря использованию дидактических игр ученики становятся самостоятельнее, активнее, творческими.
Неотъемлемой частью систему обучения является внеурочная деятельность. Через внеурочную деятельность осуществляем:
-развитие интересов учащихся на основе свободного выбора;
-постижение духовно- нравственных ценностей и культурных традиций;
-создание условии для физического , интеллектуального и эмоционального отдыха детей;
-развитие каждого ребенка через самореализацию в условиях игровых и творческих ситуациях;
-развитие инициативы и творчества детей;
-воспитание любви к родному краю
-развитие любознательности, познавательной деятельности.
Решая эти задачи, в моем классе проводятся такие кружки, как «Школа трудолюбия», «Одаренок», «Я гражданин России», «Здоровячек», «Ладушки». Занятия я провожу в различных формах, это и беседа, рассказ, деловая игра, диалог исторических или литературных персонажей, путешествие, ролевая игра, телепередачи, экскурсии. Через экскурсии в музей, в храм, в библиотеку решаю такие задачи как: развитие познавательной мотивации, эстетического вкуса, духовно- нравственные ценности. Общаясь с детьми, родителями, отмечают, что это дает положительный опыт общения, позволяет проявить себя активной, творческой личностью, расширяет его представление об окружающем мире. Изучение классного коллектива по системе «Познай себя», классные часы «Мир моих увлечений», самовоспитание по системе «Сделай себя». В классе складываются доброжелательные отношения, что является формированием здоровьесберегающей среды. Большое значение в развитии ребенка являются занятия в учреждениях дополнительного образование. Это и спортивные секций, занятия хореографией, музыкой.
Я считаю, что современная образовательная среда это центр не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом. Системная работа школы, направленная на развитие творческих способностей учащихся, их самореализацию, приводит к определенным системным изменениям и социальным эффектам:
100% учащихся заняты организационными воспитательными формами, 90% заняты в системе дополнительного образования, наблюдается положительная динамика участия учащихся в предметных олимпиадах, конкурсах, повышается удовлетворенность родителей деятельностью ОУ. В настоящее время существует множество актуальных проблем развития личности в образовательном пространстве: проблема развития креативной личности, проблема развития социально ответственной личности, проблема развития нравственно- правовой культуры личности и ряд других проблем. Перспективы развития личности ребенка: взаимодействие с организациями всей социальной сферы, введение новых информационных технологии, приобщение потенциала родительской общественности в организации школьных дел. Задача школы в современных условиях- полноценное развитие личности.
Литература
Астафьева Н.Г. «Формирование и развитие среды школы»/статья,-2012г
Зубарева Е.В. «Актуальные проблемы развития личности в современном образовательном пространстве»/статья,-2011г
Коротеньков Ю.Г. Информационная образовательная среда.//учебное пособие, академия АйТи,-152
Назарова Т.С . Проблемы реализации Национальной образовательной инициативы «наша Новая школа»/ вестник образования России, №1,2012
Румянцева О.А., О.В. Уханова. Современная образовательная среда начальной школы, 2012г
Источник
Личностное развитие растущего человека в образовательном пространстве
Мияилович Т.В.
Аннотация: В статье предпринята попытка выявить сущность понятия «образовательное пространство человека» и возможности его формирования.
Ключевые слова: образование, образовательная среда, образовательное пространство.
The summary: The article attempts to reveal the essence of the concept “educational space of the person” and the possibilities of its formation.
Keywords: formation, educational environment, educational space.
Становление отношений и образование связей (как вида устойчивых отношений ) инициирует формирование специфического пространства, которое возникает и строится в ходе взаимодействия растущего человека с образовательными ресурсами и определяется ими. Это возникающее пространство и называется образовательным пространством человека.
Образовательное пространство влияет на формирование личности ребенка. Ребенок постепенно усваивает, каким образом познавать окружающий природный и социальный мир, как организовать свой быт, каких морально – эстетических ориентиров придерживаться, как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности.
Проектируя образовательное пространство, важно создать условия для физического и душевного комфорта ребенка, его эстетического развития. Необходимо организовать условия вхождения ребенка в систему социальных отношений как компонента этой системы, т.е. ребенок должен стать частью социума.
В психологической концепции Л.С. Выготского показаны новообразования, появляющиеся у детей в разных социальных ситуациях и возрастных периодах психического развития. В младенчестве психическая общность ребёнка с матерью является источником дальнейшего развития сознания, В преддошкольном возрасте ребёнок начинает осознавать свою деятельность, у него интенсивно развивается речь, до пяти лет он овладевает 1,5 тысячами слов с их лексическими значениями. Новообразованием в этом возрасте выступает более высокий по сравнению с младенчеством уровень сознания — подлинное сознание.
Социализация дошкольников в образовательном процессе должна способствовать не только формированию у ребёнка социально-значимых качеств, умений, поведения, но и актуализировать его Я, поддерживать, сохранять, раскрывать способности и индивидуальные возможности. Индивидуализация детей должна быть направлена не только на развитие представлений о себе, самооценки, индивидуальных действий как составляющих Я, но и на формирование у детей умений применять их для решения социальных задач (установления контактов, отношений с другими людьми, участия в совместной деятельности, общении и т.д.). Социализация-индивидуализация детей может выступать как процесс, механизм, результат взаимосвязей, взаимопереходов между представлениями, отношениями, поведением социальной и индивидуальной направленности. Дошкольная образовательная деятельность обеспечивает личностное развитие в пространстве культуры и стимулирует необходимые условия и предпосылки для процесса.
Учитывая то, что ребенок является частью природы и представляет собой особую саморазвивающуюся и саморегулирующуюся систему, можно выделить следующие предпосылки личностного развития дошкольника: наличие преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием; сотрудничество дошкольных организациях с семьей; обеспечение успешной адаптации воспитанников к новым социокультурным условиям школьной жизни; знание педагогом и удовлетворение значимых потребностей ребенка; создание благоприятного микроклимата в детском саду.
В настоящее время в системе начального образования складывается достаточно тревожная ситуация, когда растет неудовлетворительный уровень здоровья, эмоционального благополучия, когда присущее дошкольникам доверчивое отношение к людям, открытость окружающему миру, положительное самоощущение не всегда получают дальнейшего развития, когда снижается здоровое детское любопытство, творческий потенциал и т.д.
Подобная ситуация нуждается в выработке особенного образовательного пространства для младшего школьника, чтобы ему легче было адаптироваться к школе, чтобы он дальше развивал свои творческие способности, сохранил свое здоровье, чтобы родители и учителя нашли общие параметры взаимодействия для благополучного развития личности младшего школьника.
Цель современной школы состоит в создании наиболее благоприятных условий для развития личности ученика. А это развитие должно обеспечиваться образовательным процессом, основной функцией которого является организация единого пространства познания и индивидуального развития.
Основной целью в начальной школе является развитие общеучебных навыков и общих способностей, а также создание условий для проявления, раскрытия интересов, склонностей, природных задатков ребенка. Это тем более важно на данном этапе, поскольку в дальнейшем «страсть к развитию природных сил слабеет, и то, что не будет достигнуто на протяжении этого доведено до совершенства и даже будет утеряно» (Ш. Амонашвили. «Школа жизни»)
Основным видом деятельности ребенка в школе является учебная. Имея сложную структуру, она проходит длительный путь становления. Ее развитие продолжается на протяжении всех лет школьной жизни, но основы закладываются в первые годы обучения, именно в младшем школьном возрасте освоение приемов учебной деятельности дает наибольший положительный эффект. Учение должно быть организовано не с учетом индивидуальных особенностей учащихся, а на их основе, и поэтому образовательное пространство отвечает следующим требованиям:
- Предоставление обучающимся многообразия знаний и видов деятельности для опробования своих сил и возможностей, проявления интересов и склонностей.
- Предоставление возможности овладения основами наук на уровне и в темпе, соответствующем его индивидуальным особенностям обучающегося.
- Переход от пассивных форм обучения к деятельному обучению с преобладанием самостоятельной работы; вовлечение обучающихся в активную познавательную деятельность посредством разнообразных форм.
- Учет физиологических и психических особенностей обучающихся с целью сохранения их здоровья.
Знание личностных особенностей каждого ребенка помогает более рационально и эффективно спланировать образовательное пространство.
Используемая литература
1. Ковалев Г.А. Психологическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. — 1993. — ©1.
2.Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности социального становления ребенка // Сов. педагогика. — 1989. — © 5. — С.71-77.
3. Крейри Элизабет. Я злюсь: Для дошкольников и младшего школьного возраста. – Спб.: НО и Комплект, 1995.
4.Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов на/Д,1997.
5. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб., 2007.
6.Ясвин В.А. Образовательная среда. От моделирования к проектированию. М., 2001.
7. Шендрик И.Г. Образовательное пространство субъекта и его проектирование / МО РФ; АПКиПРО. М., 2003.
8. Л.С.Выготский
9. Ш. Амонашвили. «Школа жизни»
Источник