Условия в дополнительном образовании для развития личности ребенка

Формирование единого образовательного пространства, как условие
развития личности ребенка в дополнительном образовании.
О.Г. Галич , педагог дополнительного образования
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования «Юность» г. Белгорода
A very important area of pedagogical activity is the formation of a democratic mechanism of children’s self. The result of the work in this direction is demonstrated clearly in each shift.
The problem of development of creative personality in the process of education and learning is one of the significant problems of modern Russian society.
Успех в учении – единственный источник
внутренних сил, рождающий энергию
для преодоления трудностей,
желания учиться.
В.А. Сухомлинский
Цитируя высказывания Василия Александровича Сухомлинского, методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости.
Задачей развития творческой личности в процессе воспитания и обучения является одной из значимых задач современного российского общества. Работая в сфере дополнительного образования, на протяжении более пятнадцати лет, на своем опыте работы, я вижу какими прогрессивными «шагами» движется образование. Оно вышло на такой уровень, когда педагогические коллективы образовательных учреждений стали волновать не только процесс выпуска учащегося, процесс обучения, но и успешность выпускников в дальнейшей жизни за пределами образовательных учреждений, а также, успешность во время получения знаний. И конечно же встает проблема создания благоприятных условий в едином образовательном пространстве дополнительного образования, способствующем проявлению природных задатков учащегося и их развитию в общие или специальные способности.
Поэтому, почувствовав требование времени в поколении грамотных, творческих, активных детей, в структуре дополнительного образования разработана генеральная цель на основе целевых и ценностных ориентаций по становлению такой личности – создание каждому ученику ситуаций успеха.
Тенденции развития современного общества требуют инновационного подхода к образовательной подготовке учащихся. Основными задачами образования сегодня является формирование надпредметных (самообразование, способы творческой деятельности и т.д.) и социальных компетенций ( коммуникативности, личной и гражданской активности и т.д.), развитие личностного неманипулируемого самосознания учащихся. Бесспорно, реализация данных задач требует индивидуального или индивидуализированного образования, что, несомненно, связано с пересмотром подходов к его структуре и содержанию. Помимо того, что искусственное разделение целей и методов единого образовательного процесса на обучение и воспитание приводит к низкой эффективности обеих составляющих, позволило создать систему взаимодействия, преемственности в работе школы и сферы дополнительного образования. Ведь для успешного обучения необходимы определенные качества личности, формирующиеся в процессе воспитания. А успешного воспитания и создания условий саморазвития необходимы рефлексивные и интеллектуальные навыки и умения – рассуждение, сопоставление, анализ и т.д. Исходя из этого, обучение должно быть воспитывающим, а воспитание обучающим. Поэтому социально- значимые программы, которые реализует дополнительное образование (для примера взята деятельность центра дополнительного образования МБУ ДО «Юность» г.Белгорода) имеют цель- формирование и развитие индивидуальных и социальных качеств личности. Наиболее полно, плодотворно и эффективно такое взаимопроникновение происходит в личностно- значимых для учащихся совместной с педагогами продуктивной деятельности, опирающихся на их сотрудничество. Зафиксировано, что наблюдается смещение акцента с применения педагогами репродуктивных форм на продуктивные.
К позитивным изменениям на протяжении определенного периода можно отнести заметное обновление образовательной деятельности, насыщение ее элементами народной, отечественной и мировой культуры с целью формирования гражданственности, патриотизма, этнической толерантности и межкультурной компетентности детей. На своих занятиях в процессе нравственного воспитания, большими показателями для меня как для педагога в процентных соотношениях наблюдается эмоциональный подъем, заинтересованность учащихся, поиск самостоятельного накопительного материала.
Несомненно, большой образовательный потенциал имеет интеграция дополнительного образования, на основе активных деятельностных форм, максимальное разнообразие досуговой деятельности позволяет нам как педагогам создать непрерывное пространство культурного развития участника программы смены. Использование нашими педагогами дополнительного образования интерактивных методов (проектная, исследовательская деятельность, деловые, ролевые, игры, дискуссия, ИТК и др.) способствуют формированию у участников программ компетентности в решении проблем, умению работы в команде, творчества, эмпатии и множества других свойств личности, создающих предпосылки будущей благополучной социализации.
Очень важным направлением педагогической деятельности является формирование демократического механизма детского самоуправления. Результат работы в данном направлении демонстрируется наглядно в каждой смене: участники смены, находя для себя интересное дело, реализуют свои возможности, самоутверждаются, приобретают умения решения вопросов и конфликтов, организации и коммуникации, то есть компетенции необходимые во взрослой жизни. И как педагогу мне со стороны отрадно наблюдать, что «бывшие» учащиеся в дальнейшем продолжили процесс обучения- развития, одаренность и талант, тяга к прекрасному, рука об руку пошли вместе с ними в их уже взрослую жизнь- в институты и академии.
Индивидуализация педагогического процесса реализуется в содержании профильного обучения, целью которого стало создание системы профильного обучения в условиях временного детского коллектива, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию старшеклассников с учетом их образовательных потребностей. Элективные занятия, реализуемые учителями и педагогами дополнительного образования в профилях (гуманитарный, социально-экономический, художественно-эстетический, естественно- научный) различаются методикой, но во всех случаях они характеризуются интегративностью и продуктивным способом освоения учащимися. Занятия по выбору становятся средством создания пространства индивидуальной деятельности и завершаются созданием образовательного продукта. Совместная творческая работа меняет стиль отношения между педагогом и учеником. Педагог перестает быть носителем и транслятором, а становится консультантом, помощником, организатором самостоятельной деятельности учащихся ( об этой положительной динамике свидетельствуют процентный коэффициент проводимого мониторинга).
Учеными подчеркивается, что «дополнительное образование- это «зона ближайшего развития» личности ребенка, которую он выбирает сам или с помощью взрослого в соответствии со своими желаниями и потребностями. В Концепции модернизации российского образования до 2010 года подчеркивается роль учреждений дополнительного образования как одного из определяющих факторов развития способностей, склонностей, интересов, социального и профессионального самоопределения учащихся, что способствует их самактуализации. Самое главное для наших учащихся – это продемонстрировать то, чему они научились( на конкурсах, концертах, на выставках, в спортивных соревнованиях и т.д.). План деятельности нашего коллектива педагогов дополнительного образования насыщен всевозможными мероприятиями, конкурсами, которые предоставляют возможность проявить себя каждому ребенку, создаются условия для создания атмосферы творчества, самовыражения всех учащихся. Все педагоги, дают понять каждому ребенку, что каждый из них неповторимый и талантливый. И ребенок осознает, что при его желании он может быть успешен в своем увлечении. Моя работа как педагога по личностно-ориентированному нравственному воспитанию учащихся опирается на вариативное использование методов, приемов и форм эстетического воспитания, пробуждение у детей активной позиции в воспитании красоты окружающего мира.
Современному обществу необходима личность, способная к самосовершенствованию и саморазвитию. Поэтому как педагог я стараюсь применять разнообразные, необычные приемы обучения, обеспечивающие формирование учебных и общеучебных умений учащихся, рост творческого потенциала, познавательных мотивов, которые во взаимодействии дают обогащение форм со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности, как и предполагает ФГОС второго поколения.
Литература
- Белкин А.С. Ситуация успеха: Как ее создать. – М.: Просвещение, 1991.
- Ларионова И.А. Ситуация успеха в учебной деятельности как фактор развития отношений сотрудничества в системе «учитель-ученик»: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Екатеринбург, 1996.
- Строкова Т.А. Педагогическое сопровождение одаренных детей в обучении// Одаренный ребенок. – 2003. — №6. – С.45-51.
- Сухомлинский В.А. О воспитании. Издание 6-е. – Москва: Политическая литература. 1998.
Источник
Перспективы развития нашей страны во многом
определяются тем, каким вырастет подрастающее
поколение. Формирование личности происходит не
только в семье, детском саду, на учебных занятиях
в школе. Именно тогда, когда дети решают
самостоятельно с кем быть и какими быть, они
наиболее социально значимо раскрываются,
реализовывают свои индивидуальность. Такую
возможность детям представляет им внешкольная
жизнедеятельность.
Педагогические коллективы внешкольных
учреждений обеспечивают необходимые условия для
содержательного досуга детей, всестороннего
развития, для жизненного самоопределения.
Таким образом, функциями внешкольных
учреждений являются:
— массово-досуговая;
— образовательно-развивающая;
— социализация (развитие человека во
взаимодействии с окружающим миром);
— оздоровительная.
Стиль и методы руководства детскими группами
должны отличаться от приемов руководства
коллективами взрослых людей, так как в качестве
основной задачи в управле5нии детскими группами
ставится задача обучения и воспитания у детей
умений и навыков группового взаимодействия.
Существуют и возрастные особенности руководства
детскими коллективами,
Отражающие специфику возрастной психологии
обеспечивающие преемственность коммуникативных
умений.
Практически организуя работу детских групп и
коллективов педагог должен преследовать
следующие задачи:
1. Научить:
- детей правильно распределять между собой роли в
совместной деятельности и выполнять свои
ролевые обязанности; - каждого ребенка быть независимым в группе или
коллективе, преследуя собственные цели; в то же
время не ущемлять интересов других;
2. . Развивать руководительские и
коммуникативные способности;
3. Воспитывать чувство коллективизма;
товарищества.
Обучение правильному распределению
обязанностей предполагает проведение
систематической разъяснительной работы,
направленной на то, чтобы убедить детей в том, что
коллективная деятельность является
прогрессивной. При правильной организации такая
работа идет на пользу всем без исключения людям,
порождая значительный материальный выигрыш,
обеспечивая социальную и моральную поддержку и
способствуя развитию каждого, как личности. Это
происходит тогда, когда группа или коллектив не
доминируют над личностью, не ущемляет ее
интересов и не подавляет ее интересов.
Две самые важные роли, которые встречаются
практически во всех организованных группах
детского типа, — это роли “руководителя” и
“исполнителя”. Ребенку, прежде всего, нужно
показать, как собрать детей, распределить между
ними обязанности, добиться того, чтобы каждый их
них хорошо понял и принял свою роль. Следующий
этап обучения преследует цель усвоения функций
по координации, контролю совместной
деятельности, подведению его итогов. Сначала
взрослому нужно научить ребенка подчиняться ему,
а затем – своим товарищам, причем необходимо
следить за тем, чтобы от внешнего контроля за
своей деятельностью ребенок постепенно
переходил к внутреннему самоконтролю от
добросовестного выполнения обязанностей в
присутствии других людей к добросовестному их
исполнению наедине с самим собой. Не менее важно
своевременно научить детей подчиняться другим и
быть хорошими исполнителями своих обязанностей
внутри социальной группы. Важным моментом
обучения исполнительской деятельности является
научение следованию заданными в группе или в
коллективе правилами поведения. Большую пользу в
этом плане ребенку может принести включение его
в групповую работу, предполагающее строгое
следование различным правилам. Детей необходимо
так же учить устанавливать хорошие личные
контакты, располагать к себе людей, создавать и
поддерживать у них хорошее настроение. Это
требует усвоения детьми приемов эмоционально
благоприятного межличностного общения. Особую
педагогическую задачу составляет воспитание у
ребенка способности оставаться и в коллективе
свободной, независимой личностью и не утверждать
свое личное “я” за счет свободы и подавления
личности в других людях, нарушая их интересы.
Практически решение данной проблемы иногда
осложнено тем, что не каждый взрослый человек в
состоянии вести себя так, как положено, готов
стать примером и образом для подражания со
стороны детей.
В совместной деятельности у людей нередко
возникают споры, дискуссии, противоречия во
взглядах, которые могут, если их своевременно не
снять, перерасти в конфликт, завести совместную
деятельность в тупик.
Имея в виду природную импульсивность детей, их
эмоциональную экспансивность и несдержанность,
неумение контролировать свои действия и
поступки, важно как4 можно раньше научить детей следовать
определенным правилам в спорах и дискуссиях –
таким, которые предупреждают возникновение
конфликтных и тупиковых ситуаций в совместной
деятельности.
Таковы общие цели психолого–педагогической
работы с детскими группами и коллективами.
Обсудим теперь возможность их практической
реализации в работе с детьми разного возраста. В
младшем школьном возрасте можно и нужно,
например, обучать детей гибкости общения с целью
поддержания эффективного делового
взаимодействия друг с другом. Это же возраст
вполне подходит для формирования у детей умения
устанавливать и поддерживать эмоционально
положительные личные взаимоотношения с людьми. В
это время можно научить ребенка быть
независимым, следовать своим целям в
коллективном взаимодействии и в то же время
уважать интересы других. Младшим школьникам
вполне доступно элементарное научение в сфере
ведения споров дискуссий, включая способность
слушать и понимать других, предупреждать и
устранять конфликты в межличностных отношениях.
Словом, этот возраст обладает значительными,
далеко еще не полностью исследованными и
использованными на практике резервами
психического и поведенческого развития детей.
Одной из причин того, почему подростки и многие
старшеклассники не умеют общаться, почему
взрослым совместно с ними бывает так трудно
решать различного рода задачи, является то, что
этому детей в младшем школьном возрасте никто
специально не учит.
Подростковый возраст можно рассматривать как
время окончательного оформления
коммуникативных умений и навыков. В эти годы
перед детьми необходимо ставить настоящие
деловые задачи, подобные тем, которые стоят пред
группами и коллективами взрослых детей.
Руководить детскими группами в старшем возрасте
должны наиболее опытные психологически
компетентные педагоги.
Управление межличностных отношений в детских
группах и коллективах
Большую роль в межличностном отношении в
детском возрасте отводится тому, что в эти годы в
системе человеческих интерперсональных связей
происходит активный процесс становления
личности, а межличностные отношения
представляют собой наиболее эффективное
средство управления развитием личности.
В социально психологически зрелых группах и
коллективах, то есть в таких объединениях детей,
которые заняты какой-либо серьезной совместной
деятельностью, существуют два основных вида
взаимоотношений: деловые и личные. Их
развитие и функционирование оказывает
преимущественное влияние на формирование
деловых и личных качеств ребенка, и первый
педагогический важный вывод, который может быть
сделан на основе констатации этого факта,
заключается в необходимости параллельного
развития в детских группах и коллективах, как
деловых, так и личных взаимоотношений их
участников.
Что же входит в понятие системы деловых
отношений?
Какова их база и условие оптимального
формирования в детских группах?
К деловым отношениям в группах детей можно
отнести те, которые складываются в игре, учении,
труде – основных видах совместной деятельности
детей. Сюда входят руководство, подчинение,
распределение обязанностей, координация
действий, составление плановых программ, их
обсуждение и реализация, подведение итогов,
оказании в взаимопомощи. В каждом подвиде
деловых отношений формируется и развевается то
или иное социально полезное межличностное
качество или группа таких качеств. Например,
включение ребенка в руководство детским
коллективом способствует становлению у него
практического интеллекта и ответственности,
более глубокого понимания интересов других
людей и умение учитывать их на практике.
Выполнение в группе роли подчиненного развивает
у ребенка дисциплинированность, а личное участие
в распределении обязанностей формирует у него
более широкий взгляд на проблемы деловых связей
и отношения людей, тренирует наблюдательность и
память.
Руководство товарищами по группе с целью
координации их усилий развивает у ребенка
оперативность и гибкость мышления. Составление
планов и программ совместной деятельности, их
обсуждение, подведение итогов побуждает детей
совершенствованию коммуникативных умений и
навыков, в том числе умения слушать, понимать,
излагать свои мысли, доказывать, сотрудничать,
идти на компромисс.
Управление деловыми взаимоотношениями детей в
процессе индивидуального развития постепенно
охватывает разные сферы деятельности: игру,
учение и труд. Это одно из направлений в развитии
у детей умения работать вместе с другими людьми.
Второе направление связанно с постепенным
переходом от внешней организации и контроля
деятельности к самоуправлению и самоконтролю в
детских группах и объединениях, причем
прогрессивное развитие личности ребенка по
экологической линии в разных видах деятельности
может происходить независимо. Желательно, чтобы
в сюжетно-ролевых играх детей вначале
участвовали взрослые, а затем всю игру
организовывали и проводили сами дети.
В управлении деловыми взаимоотношениями детей
имеются определенно возрастные особенности.
Отметим некоторые из них.
Возраст | Особенности деловых взаимоотношений и их развитие |
Младший дошкольный | Должны быть представлены для детей в наглядно-образной форме, так как более высокий уровень интеллектуального развития им еще не доступен. Это исключает возможность использование взрослым словесных воздействий при руководстве деятельностью детей. Однако когда задача перевода деловых отношений детей на рельсы самоуправления, то наличие достаточного количества чувственных сигналов и ориентиров для детей следует, по – видимому. Считать обязательным моментом в данном случае социально-психологического научения. |
Старший дошкольный и младший школьный | Совместное планирование, как более развитая и сложная форма отношений. Мы должны |
Подростковый и ранний юношеский | Включение развитой системы самоуправление и самоконтроля. Участие взрослых в управлении сводится к роли советчика и консультанта. Это не значит, что совместную деятельность подростков надо пускать на самотек, просто методы руководства должны существенно быть иными, чем более ранних возрастах. Следует строить с учетом трех важнейших обстоятельств: 1. 2. Иметь в виду специфические особенности детей 3. Учет того факта, что создаваемая система |
Личные взаимоотношения детей, их развитие
и руководство детскими группами и коллективами
имеют свою логику. Главная задача развития взаимоотношений
укрепление и обогащение их нравственной основы,
то задача педагога в виде нормативов и
образцов задавать и действенно поддерживать
необходимые нормы нравственности, реализуя их в
системе детских групповых и межличностных
отношений. Важнейшими из них, являются
ПОРЯДОЧНОСТЬ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ДОБРОТА,
СОЧУВСТВИЕ, ГОТОВНОСТЬ ПРИЙТИ НА ПОМОЩЬ.
Такие отношения могут создаваться в группах,
начиная с раннего возраста, причем формирование
отношений в детских группах должно находиться на
1-ом месте по сравнению с деловыми
взаимоотношениями.
Организация детской групповой деятельности
Организация должна быть такой, чтобы
объективно создать оптимальные условия для
научения и воспитания личности, для приобретения
ею тех “положительных” качеств о которых
говорилось выше.
Каковы же условия и какой, исходя из них, должна
быть совместная деятельность детей?
№ | Условие | Выполнение |
Обеспечивание каждому члену детской группы или коллектива возможности для активного участия во всех делах. | Может быть выполнено лишь тогда, когда количество участников в детской группе, относительно не велико, то есть такое, которое позволяет каждому члену группы свободно вести себя, с полной отдачей сил включиться в совместную деятельность. | |
Получение богатого и разнообразного опыта общения и совместной деятельности в группах. | Рекомендуется систематически изменять состав и распределение ролей в детских группах. Это позволяет детям получать богатый и разнообразный опыт общения, усваивать различные формы ролевого поведения, вырабатывать нужные и достаточно гибкие коммуникативные умения и навыки. Чем меньше возраст детей, тем меньше по величине должна стать группа, в которой это все происходит. Благодаря постепенному увеличению детей в группах | |
Использование таких норм и правил взаимодействия, которые интересы личностного развития детей ставят на первый план. | Условие будет соблюдено, если отношения между группой и каждым отдельно взятым ее членом будут строиться на равноправной, демократичной основе. Это в данном случае обозначает, что каждый ребенок в группе получает такие же права, как группа в целом, и если его мнение расходится с мнением большинства остается право поступить в том или другом случае по-своему. | |
Воссоздание в практической деятельности той социальной реальности, с которой дети, став взрослыми, обязательно должны столкнуться. | При выполнение этого условия не обойтись без активной помощи взрослых, без совместной помощи педагогов. | |
Выявление задатков ребенка и превращение их в способности | Желание ребенка и педагога разбивать природные задатки. |
Составляя программу коллективного воспитания
детей, необходимо, чтобы в нее вошли групповые
дела, связанные с решением наиболее сложных
жизненных проблем. В их число обязательно
должны органически войти те виды совместной
деятельности детей, в которых решаются проблемы
нравственного, политического, экономического и
культурного характеров.
Виды деятельности, в которые, включаются дети,
должны не только готовить их к жизни, но
психологически развивать. В общении со
сверстниками ребенок не просто удовлетворяет
свои потребности, но и развивается.
Детские группы и коллективы, по крайней мере в
учреждениях учебно-воспитательного типа, должны
создаваться для решения определенных,
развивающих задач и находиться в зоне ближайшего
(потенциального) развития ребенка.
Развитие личности в детских группах и
коллективах
Теперь мы подошли, пожалуй, к самым сложным и
ответственным вопросам: о развитии детей в
группах и коллективах и о разумном
педагогическом руководстве этим процессом.
Сложность поставленных вопросов состоит в том,
что группа или коллектив могут оказывать
двойственное, как “положительное”, так и
“отрицательное” влияние на личность, ми важно
усилить первое, сведя к минимуму второе.
Вне общения со взрослыми людьми и другими
детьми ребенок вряд ли приобретет нужные ему
человеческие качества. Следовательно, коллектив
ему необходим. Но коллектив, как мы выяснили
ранее, при наделении его, слишком большими
полномочиями и властью над личностью, а также при
недостаточно высоком уровне собственного
развития ребенка может препятствовать его
дальнейшему росту. Педагог на практике
сталкивается, таким образом, со сложной задачей:
как, управляя развитием самого коллектива,
усилить его положительное и уменьшить возможное
отрицательное воздействие на личность ребенка.
Для того, чтобы положительно и разносторонне
влиять на личность ребенка, детский коллектив
должен жить достаточно разнообразной жизнью,
включающей виды деятельности, способствующие
развитию личности. На практике большинство
детских коллективов чаще всего заняты одним,
реже двумя и очень редко тремя видами
деятельности. В них ребенок не в состоянии
получить возможность для разностороннего
личностного развития. Тогда остается один выход: сделать
ребенка активным участником сразу нескольких
детских коллективов, занятых различными видами
деятельности и в совокупности, обеспечивающих
ребенку нужное разнообразие личностного
развития.
Это не есть единственное возможное и
оптимальное решение проблемы, так как в пределах
доступного для ребенка социального окружения не
всегда находится нужное количество
разнообразных по содержанию деятельности
детских объединений. Тогда можно сделать так,
чтобы ребенок непосредственно участвовал в
работе двух, максимум трех детских коллективов,
каждых из которых, в свою очередь, занимался бы
двумя или тремя различными видами деятельности,
взаимодополняющими друг друга в их влиянии на
личностное развитие ребенка. Участвуя в
деятельности каждого из них, ребенок будет иметь
возможность приобретать достаточное количество
различных полезных личностных свойств, причем в
зависимости от его собственных способностей и
склонностей. Разумно, чтобы каждым детским
коллективом в этом случае, руководили 2-3
педагог-специалиста в различных областях
человеческой деятельности.
Источник