Условия моторного развития ребенка
Месяцы ожидания позади, и вот наконец в доме зазвучал голос новорожденного полноправного члена семьи. Малыш пока выглядит хрупким и совсем беззащитным, но всего через несколько месяцев его моторное развитие достигнет определенного уровня и кроха обязательно порадует родителей новыми достижениями.
В первые недели жизни младенец практически ничего не умеет, большая часть его движений — не более чем рефлексы. До года малыш пройдет длинный путь, в конце которого научится уверенно сидеть, ползать, залезать на предметы мебели и, наконец, ходить. Родителям же остается набраться терпения и внимательно следить за тем, как протекает моторное развитие ребенка, фиксируя его новые навыки.
Для чего нужен контроль над процессом моторного развития крохи? Прежде всего для понимания того, что все идет своим чередом и малыш развивается в соответствии со своим возрастом. Естественно, что окончательную оценку процессу сможет дать только врач, тем не менее бдительный родительский контроль позволит не пропустить момент, когда консультация со специалистом может помочь своевременно решить проблему.
Важно понимать, что моторное развитие ребенка до года протекает поэтапно. Ребенок не может и не должен перескакивать этапы, осваивая новые навыки до момента закрепления имеющихся. Начинается процесс с умения держать голову, контроля над работой рук и торса, и только к концу года крохе в полной мере станут подвластны собственные ноги. Кроме того, скорость развития будет зависеть от:
- здоровья малыша;
- наследственных факторов;
- особенностей организма крохи;
- физического воспитания.
Тем не менее существуют некие нормы моторного развития ребенка до года, разработанные скорее для медиков, чтобы они могли отслеживать процесс, сравнивая имеющиеся показатели с нормой и делая соответствующие выводы с учетом вышеупомянутых факторов.
Условия для полноценного развития
Чтобы моторное развитие ребенка протекало гармонично и планомерно, необходимо создать благоприятные для этого условия. В первые месяцы кроху обязательно нужно будет ежедневно на несколько минут выкладывать на живот на твердой поверхности. После трех месяцев для развития ребенка будет полезным сменять привычную кроватку на бодрствование за ее пределами – в манеже или даже на полу.
Родители должны понимать, что современные методики развития малышей — это здорово, но чтобы процесс действительно шел без нарушений, просто необходимо обеспечить крохе все условия для самостоятельного моторного развития. Рассмотрим, какие особенности имеет этот процесс в каждый из месяцев жизни ребенка до года.
Первый месяц — адаптация
Сразу отметим, что первый месяц принесет не так много нового, так как в этот период малыш будет занят приспосабливанием к новым условиям жизни и большую часть времени будет тратить на сон и питание.
У новорожденного имеются отличительные признаки, связанные с долговременным пребыванием в ограниченном пространстве утробы матери. Мышцы малыша пребывают в постоянном тонусе, конечности согнуты в локтях и коленях и прижаты к телу, движения резкие и нескоординированные.
Заметить некоторые положительные изменения можно будет только к концу первого месяца. Ребенок к этому времени сможет некоторое время удерживать голову, лежа на животе, и достаточно уверенно на протяжении нескольких минут сможет держать ее в положении «столбиком». Укреплению мышц шеи будут способствовать ежедневные тренировки на животе, поэтому родители не должны забывать выкладывать кроху в это положение перед кормлением, даже если такие манипуляции приходятся ему не по душе.
Достижения второго месяца жизни
На втором месяце жизни двигательное развитие ребенка характеризуется в первую очередь достаточно окрепшими мышцами шеи. Кроха уже не так протестует против выкладывания на живот, пробует не только удерживать голову, но и приподнимать плечи. Тонус мышц становится слабее и к окончанию второго месяца пропадает совсем.
Если попробовать поставить ребенка на поверхность кровати ножками, удерживая под руки, он будет плотно упираться в нее стопами прямых ног. В этот же период у ребенка совершенствуется хватательный рефлекс. Если вложить в руку крохи соску или легкую погремушку, он сможет держать их на протяжении нескольких секунд.
Моторные навыки третьего месяца
Если понаблюдать за малышом в три месяца, то можно увидеть, что в моменты бодрствования он не просто лежит, а заинтересованно наблюдает за руками или вложенным в них предметом. Вместе с этим кроха старается поймать взглядом и ножки, которые намеренно за счет силы мышц пресса поднимает высоко над поверхностью. Со временем малыш научится пробовать на зуб не только пальчики рук, но и ног.
Анализируя моторное развитие в первые три месяца, можно сделать вывод, что оно протекает последовательно, по схеме «от простого к сложному». Сначала младенец учится соблюдать равновесие на опоре, после чего постепенно осваивает сложные в плане координации движения.
Четвертый месяц жизни: что изменилось?
Моторное развитие на четвертом месяце жизни приносит много новых сюрпризов. Движения ребенка становятся более координированными. Кроха сознательно захватывает игрушки, самостоятельно меняет положение, переворачиваясь в разные стороны, пробует поднимать верхнюю часть тела, лежа на спине. Тонус мышц конечностей пропадает окончательно.
Пятый месяц развития малыша
На пятом месяце жизни моторное развитие заметно совершенствуется. Ребенок уже с удовольствием лежит на животе, играя игрушками, удерживает предметы в каждой из рук, способен подниматься на руках, желая дотянуться до интересующих его предметов хотя бы взглядом. Многие малыши в 5 месяцев уже начинают сидеть, но, если этого не произошло, не стоит торопить события: скорее всего, мышцы спины крохи к этому пока просто не готовы.
Окончание первого полугодия: шестой месяц жизни
В 6 месяцев ребенок и ментально, и физически уже намного более развитый, чем был несколько месяцев назад. Активное развитие моторики позволяет ему менять положение тела, кроха умеет сидеть, переворачиваться и делает попытки доползти до игрушки.
Начиная с этого момента развитие моторики будет происходить в ускоренном темпе, поэтому задача взрослых — создать для крохи условия для активной двигательной деятельности. Не стоит в часы бодрствования укладывать малыша в кроватку или «запирать» в манеже. Правильным будет позволить ему исследовать безопасное пространство комнаты, помочь преодолеть первые расстояния с помощью ползанья, увлекая игрушками.
Шестимесячный малыш совершенно осознанно играет игрушками, перебирая их двумя руками, делает попытки шагать, если поддерживать его под руки на твердой поверхности.
Моторика на седьмом месяце жизни
Позади остались самые сложные первые 6 месяцев – впереди ждет стремительное, готовое привнести в жизнь крохи новые навыки моторное развитие. Полугодовалый малыш развивается не по дням, а по часам. На седьмом месяце он уже самостоятельно принимает позу для ползанья, активно преодолевает расстояния, прыгает, если поддерживать его под руки в вертикальном положении.
Что умеет малыш в 8-9 месяцев?
На девятом-десятом месяцах жизни малыши уже уверенно встают на ноги самостоятельно, стоят, удерживаясь за бортики кроватки или манежа, пробуют ходить вдоль опоры. В этот период особенно активным является развитие игровой деятельности. Дети намеренно кидают игрушки на пол, перекладывают их с места на места, стучат, звенят ими и катают.
На десятом месяце жизни многие малыши делают попытки шагать. Пока у них это получается с трудом, но уже спустя несколько недель самые смелые и активные малыши смогут справиться с новым вызовом.
Последние месяцы первого года
Ближе к концу первого года малыши всецело поглощены тем, что закрепляют освоенные ранее навыки, совершенствуя умение ходить. Именно этому дети посвящают большую часть свободного времени.
Многие детки к году уже не только самостоятельно ходят, но и прыгают, спускаются и поднимаются за руку по ступенькам, обходят препятствия, залезают и слезают с мебели, приседают и нагибаются без потери равновесия.
Основное достижение малыша в развитии общей моторики до года — это осознанность движений и их утонченность. Кроха способен на целый ряд манипуляций с игрушками, контейнерами, конструктором. Он с интересом закручивает и раскручивает пробки на бутылках, открывает и закрывает коробки, пытается строить башни из кубиков и конструктора.
О пользе положения на спине
В первое полугодие на развитие общей моторики оказывает влияние периодичность выкладывания малыша на спину в часы бодрствования. В этом положении кроха не просто лежит, а осваивает навыки координации движений, знакомится с собственными конечностями, а со временем и с окружающей его обстановкой.
Так как продолжительное лежание на спине быстро наскучивает ребенку, он делает попытки поменять положение, и это также стимулирует моторное развитие в первой половине года. Мотивировать малыша, который самостоятельно не желает учиться переворачиваться, можно с помощью яркой игрушки, размещенной сбоку от крохи. Чтобы рассмотреть ее получше, малыш обязательно сделает попытку поменять положение тела.
Выкладывание на живот: почему это важно?
Выше уже упоминалось, что в первые месяцы жизни ежедневные выкладывания на живот помогут усилить моторное развитие, укрепить мышцы спины и шеи. Какая же польза от такого положения в более старшем возрасте? Детки, лежа на животе, получают возможность больше увидеть, и это им не может не нравится.
Кроме того, в положении на животе малыши укрепляют руки и мышцы торса. Именно из этого положения в начале второго полугодия дети будут пробовать осваивать навыки ползанья, желая дотянуться до любимой игрушки.
О важности каждого из этапов развития
Как уже отмечалось выше, моторное развитие малыша происходит в несколько этапов, каждый из которых готовит кроху к новым достижениям. Естественно, бывают случаи, когда малыш переходит на следующий этап, минуя предшествующий. Родители в таких случаях испытывают чувство гордости, считая, что их малыш опережает сверстников в отношении моторного развития. На самом деле это не так хорошо, как кажется.
Например, если ребенок в 8 месяцев, так и не научившись ползать, будет осваивать навыки ходьбы, а родители, видя его воодушевление, позволят ему проводить много времени в ходунках или вожжах, то это может привести к развитию проблем с позвоночником и координацией движений. Дело в том, что ползанье — это подготовительный этап для освоения навыка ходьбы, в процессе которого мышцы позвоночника крохи готовятся к большей нагрузке.
В заключение отметим, что моторное развитие малыша до года — это определенные временные этапы, среди которых особенно стоит выделить наиболее важные:
- в 3 месяца;
- в 6 месяцев;
- в 8 месяцев;
- в год.
Как правило, именно в эти месяцы малыш осваивает особенно значимые навыки, способствующие дальнейшему гармоничному физическому и двигательному развитию.
Источник
05 апреля 2017 г.
Ребенок стремительно развивается сразу же после рождения как в двигательной, так и в психической сфере. Однако у внешне здорового малыша могут возникать отклонения в этом процессе, способные привести к тяжелым осложнениям в дальнейшем. Раннее выявление отклонений в моторном развитии позволяет вовремя назначить дополнительные методы исследования и соответствующую терапию, предупреждая прогрессирование заболевания. Поэтому каждому родителю необходимо знать о том, что такое моторное развитие и как диагностировать его нарушения.
Что такое моторное развитие?
Термин «моторное развитие» широко используется в педиатрии. Под ним в медицине понимают совокупность двигательных навыков, которыми должен обладать ребенок в определенном возрасте. Данный показатель характеризует степень развития центральной и периферической нервной системы.
Очень важно отметить, что подобные нормы относительны. Если согласно календарю освоения моторных навыков ребенок не начал самостоятельно ходить в годовалом возрасте, это не свидетельствует о наличие у него заболевания или умственной отсталости. Скорее всего, малыш просто немного запаздывает с освоением этого навыка, и уже скоро, в течение 1-2 месяцев, догонит сверстников. В связи с этим, например, в странах Европы и США строгих норм и вовсе не выделяют, позволяя детям развиваться в своем собственном режиме без давления со стороны медицинских и социальных служб.
Однако если ребенок отстает в освоении целого ряда моторных навыков на несколько месяцев, то родителям уже стоит забить тревогу и обратиться к врачу-педиатру.
Моторные навыки у детей
Для того чтобы правильно выявить нарушения двигательного развития у ребенка, необходимо знать установленные возрастные нормы.
- Если ребенку всего один месяц, то ждать уверенных движений ручками или ножками не стоит. Малыш часто свернут «калачиком», а конечности прижаты к туловищу. Это связано с особенностями мышечного тонуса крохи.
- В возрасте от одного месяца до года, малыш становится активным: появляется мимика (улыбка, огорчение и т.д.), активные движения руками и ногами. Ребенок уже может удерживать голову, если лежит на животе. Проведение массажа и специальной гимнастики позволяет укрепить развивающуюся мышечно-костную систему.
- В три месяца малыш уже активно шевелит верхними и нижними конечностями, пытаясь ухватить интересующие его предметы.
- В возрасте четырех месяцев ребенок может переворачиваться со спины набок, а так же поднимать голову, лежа на спине. Именно в этот период появляется интересный рефлекс – если под стопы малыша положить свою ладонь, позволив ему упереться в нее, то ребенок начинает ползти вперед.
- В 5-6 месяцев малыш начинает учиться ползать, а так же переворачиваться со спины на живот и обратно. К концу шестого месяца ребенок уже может уверенно сидеть.
- В 7-8 месяцев ребенок уверенно ползает, играет и перекладывает свои игрушки и другие вещи, а так же легко садится.
- В возрасте девяти месяцев малыш может уверенно стоять на ножках и пытается ходить, конечно, при поддержке родителей.
- В 10-12 месяцев ребенок уверено ползает, наклоняется, присаживается и сам встает. При этом малыш уже способен ходить даже при минимальной поддержке. Движения становятся очень точными и уверенными.
Важно помнить, что указанные нормы развития моторных навыков являются относительными и могут отставать у конкретного ребенка, не являя при этом патологию.
Диагностика моторного развития у ребенка
Перед тем как определять степень моторного развития у своего ребенка, важно помнить, что его активность определяется не только состоянием головного мозга, но и степенью его сытости, отдыха и множества других факторов. Поэтому самостоятельно интерпретировать полученные результаты стоит с большой осторожностью, особенно при сравнении их с «общепринятыми» нормами.
Диагностику моторного развития всегда стоит проводить в спокойной обстановке, в удобное для ребенка время (не сразу после сна или, наоборот, после длинного периода бодрствования), на фоне сытости. Если малыш отказывается выполнять какое-либо действие, то паниковать ни в коем случае не стоит. Необходимо повторить диагностику немного попозже или даже в другой день.
Для выявления отставания развития ребенка в уровне освоения моторных навыков ребенку предлагают или помогают (зависит от возраста) выполнить ряд простых действий. Например, помогают ему самостоятельно пройтись и оценивают уверенность и характер ходьбы. После этого происходит оценка увиденного и сравнение результата с возрастной нормой для данного двигательного акта.
Если же у ребенка действительно наблюдаются значительные отставания в моторном развитии, то необходимо посетить своего врача-педиатра и невролога, которые смогут провести диагностику на профессиональном уровне и правильно интерпретировать результаты.
Антон Яценко, педиатр, специально для Mirmam.pro
Полезное видео
Источник
Рождение ребенка – это праздник, за которым неизбежно наступают ежедневные хлопоты, заботы, необходимость учиться ухаживать за малышом, волноваться за его здоровье. Родителям в семье необходимо менять свой привычный образ жизни, ежедневно и ежечасно наблюдать за крохой. Самым напряженным считается первый год жизни малыша, когда все внимание матери должно быть устремлено на то, чему он научился за день, неделю, месяц.
МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДО ГОДА: ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Когда детки крошечные, хочется, чтобы они скорее выросли. Всегда кажется, что ребенок вот-вот начнет сидеть, ползать, ходить, и порой это превращается в соревнование с малышом, живущим по соседству. Но моторные навыки детей в большой степени зависят от готовности организма, в частности, тех отделов головного мозга, которые отвечают за равновесие, осанку. Но даже в том случае, если все эти отделы мозга работают, ребенок не будет сидеть или передвигаться, если структура мышц не изменилась достаточно для удержания веса тела и совершения необходимой для передвижения работы. То есть малыш начинает сидеть, ползать, брать в руки игрушку, ходить тогда, когда достигает необходимого развития его тело и мозг. А это в большой степени запрограммировано на генетическом уровне, а также зависит от здоровья родителей до зачатия ребенка, семейной предрасположенности к тем или иным заболеваниям, хронических заболеваний матери до беременности (сердечно-сосудистые, гинекологические, эндокринологические и др.), острых инфекционных заболеваний во время беременности, курения, употребления алкоголя даже в минимальных количествах.
Начнет ли ребенок ходить в 9 месяцев и 4 дня или в 15 месяцев и 10 дней, зависит от программы моторного развития, которую он унаследовал. Если он рано начал сидеть, это говорит о том, что, вероятнее всего, он рано приобретет и другие навыки. Но нет никаких свидетельств того, что дети, рано начавшие ходить, с большей вероятностью станут спортсменами или танцорами, чем те, которые ходить стали поздно. Также нет никаких доказательств того, что малыши, рано начинающие сидеть, ползать, ходить, будут лучше успевать в школе, чем те, у которых эти навыки появляются позднее.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ: ПЕРВОЕ ПОЛУГОДИЕ
На 1-м месяце жизни у ребенка еще сохраняется свойственный периоду внутриутробного развития повышенный тонус сгибательных мышц и движения его весьма ограниченны. Функционируют лишь мышцы, обслуживающие важные жизненные функции. Быстрое развитие мышц начинается с 1-го месяца жизни, однако происходит оно неравномерно. Первыми достигают функциональной зрелости мышцы шеи.К концу 1-го и началу 2-го месяца жизни ребенок может приподнимать на короткое время голову, лежа на животе.
Укреплению мышц в это время способствует выкладывание ребенка на живот, что целесообразно повторять несколько раз в день. Выкладывают малыша на ровную твердую поверхность. Продолжительность выкладывания возрастает постепенно, начиная с 1 минуты.
Вслед за мышцами шеи достигают своего развития мышцы туловища и конечностей. Чтобы этот процесс не тормозился, ребенку нужна свободная, не сковывающая движений одежда. Дети, длительное время лишенные возможности активно двигаться, развиваются хуже, у них труднее вырабатывается координация движения.В 2 месяца малыш уже может в течение нескольких минут хорошо держать голову в вертикальном положении, свободно поворачивать ее в сторону громких звуков или яркой игрушки.К 3-му месяцу жизни у детей начинает появляться комплекс оживления – активные, беспорядочные движения рук и ног в ответ на обращение взрослого. Совершая такие движения, ребенок пытается захватить и удержать игрушку. С этого возраста игрушки необходимо подвешивать так, чтобы малыш мог дотянуться до них рукой.
При выкладывании на живот в этот период малыш уже приподнимает голову и верхнюю часть туловища, опираясь на предплечья.
С 4-го месяца малыш поднимает голову из положения на спине, приподнимается, опираясь на локти, лежа на животе, пытается менять положение тела, поворачивается со спины на бок, упирается ногами при поддержке под мышки.
На 5-м месяце, лежа на животе и опираясь на ладони вытянутых рук, ребенок приподнимает туловище, свободно поворачивается со спины на живот, при поддержке за туловище переступает ногами, свободно берет игрушку.
6-й месяц приносит крохе дальнейшую свободу действий. Он дотягивается до игрушки из любого положения, перемещается, подползая к заинтересовавшему его предмету. Это способствует ускоренному развитию мышц спины, положительно влияет на осанку, улучшает кровообращение. Поэтому следует всячески поощрять эти полезные действия, помогая малышу ползать.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ: ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ
Со 2-го полугодия у ребенка повышается дифференциация, целесообразность и точность моторных движений. К 7 месяцам он уже не просто размахивает игрушкой, а может перекладывать из одной руки в другую, старается стучать игрушкой об окружающие предметы. Он уже хорошо ползает, стоит при поддержке за обе руки.
Умением устойчиво сидеть большинство детей овладевает к 8–месячному возрасту. Поэтому стимулировать это умение в более ранние сроки не только не оправдано, но и вредно, так как неокрепшие мышцы плохо удерживают позвоночник и он может искривляться, деформироваться. Лишь самостоятельные попытки малыша садиться или вставать, держась за кроватку, свидетельствуют о необходимой крепости мышц. Пока этого нет, сажать ребенка не стоит. К 8 месяцам малыш способен выполнять и другие целенаправленные движения: лечь, встать, придерживаясь за стенку кроватки, дать ручку.
На 9-м месяце ребенок обычно хорошо стоит с опорой, переступает при поддержке за обе ручки. Он уже способен залезть на невысокие предметы, становится более ловким. Играть с игрушками предпочитает сидя, поворачивая корпус, совершая свободные круговые движения рук.
Желая, чтобы ребенок быстрее овладел ходьбой, некоторые родители используют ходунки. Лучше этого не делать, так как, устав передвигаться или сидеть в ходунках, малыш не может опуститься, лечь или поползти. Кроме того, при ходьбе в ходунках ребенок постоянно наклоняется вперед, что не безразлично для позвоночника и освоения правильного вертикального положения.
На 10-м месяце ребенок способен нагибаться, при игре становиться на колени, придерживаясь одной рукой, переходить от предмета к предмету, открывать и закрывать коробочки, вкладывать один предмет в другой.
К 11 месяцам ребенок подолгу стоит и ходит при поддержке за одну руку, а иногда стоит самостоятельно, пытается забраться по ступенькам наверх, пробует сползти на животе с дивана. Он может снимать кольца с пирамидки и надевать их, любит открывать и закрывать коробочки, вынимать из них и вкладывать что-нибудь, комкать и рвать бумагу.
МОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В 1 ГОД
Годовалый малыш, как правило, прочно стоит на ногах, ходит, умеет взбираться на ступеньки, может нести двумя руками нетяжелые предметы. Его любимое занятие – опорожнять и заполнять ящики, тянуть за собой все, бросать мяч и другие игрушки.
Свобода перемещения годовалого ребенка таит в себе и опасность. Контакт с горячими, острыми, колющими и режущими предметами может привести к травмам, ожогам, попаданиям мелких предметов в ухо, нос, дыхательные пути. Ребенка этого возраста нельзя выпускать из поля зрения, так как его двигательные возможности нередко приводят и к несчастным случаям.
Приведенные графики развития ребенка первого года жизни могут только указывать на порядок, в котором развиваются моторные навыки.
Участковому педиатру в ходе осмотра вашего малыша за короткое время выявить и распознать возможные отклонения от нормального развития очень сложно, поэтому мама должна обязательно помогать врачу, указывая на все подозрительные моменты в развитии ее ребенка, в чем отстает ее малыш. Еще раз повторим: ребенок по своему поведению и моторному развитию может отличаться от остальных детей, и это не обязательно означает, что он отстает в развитии. У него может быть свой путь, свои временные периоды развития. Но к определенному возрасту должны формироваться соответствующие этому возрасту моторные навыки и функции. Если появление этих навыков и функций не соответствует возрасту, это говорит о задержке моторного развития ребенка.
ПРИЗНАКИ ЗАДЕРЖКИ МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Чтобы определить, нарушено ли моторное развитие ребенка, необходимо знать следующие признаки моторных нарушений, которые появляются еще до того, как умения ползать, сидеть, ходить, играть с игрушками сформируются. Следует обратить внимание участкового педиатра в том случае, когда:
– к концу 1-го месяца жизни ребенок не удерживает в вертикальном положении на мгновение головку;
– к концу 2-го месяца не приподнимает головку на 5 см от поверхности и не удерживает ее, продолжает совершать несимметричные движения ручками и ножками;
– к концу 3-го месяца жизни малыш не может удерживать голову в вертикальном положении в течение полминуты, а лежа на животе – в течение 1-й минуты, не разглядывает свои ручки, не тянется полуоткрытой ручкой к игрушке, которую держат перед ним;
– к концу 4-го месяца жизни у ребенка отклоняется головка назад, когда его поднимают из положения лежа на спине, он не может приподнимать туловище, лежа на животе, опираясь на предплечья; в вертикальном положении при поддержке под мышками не опирается на кончики пальцев ног;
– к концу 5-го месяца жизни ребенок неуверенно держит голову, особенно когда его поднимают из положения лежа на спинке, самостоятельно плохо поворачивается с живота на спинку, не может уверенно протянуть ручку к игрушке;
– к концу 6-го месяца, лежа на животе, не может дотянуться до игрушки; не может захватить игрушку; при поддержке под мышками в вертикальном положении не перебирает ножками;
– к концу 7-го месяца при поддержке за ручку родителей ребенок не пытается сесть;
– к концу 8-го месяца малыш не может ползти назад, не может короткое время стоять при поддержке, не может удержать пуговицу между большим и указательным пальцами;
– к концу 9-го месяца плохо удерживает равновесие при сидении, не может повернуться вокруг своей оси и ползти вперед, не пытается сдергивать шапочку, самостоятельно пить из чашки;
– к концу 11-го месяца жизни – не ползает на четвереньках, не может сидеть с вытянутыми ногами, не пытается стоять и передвигаться, держась за опору;
– к концу 12-го месяца ребенок не делает несколько шагов, держась за руки взрослого, не может удерживать одной рукой 2 маленькие игрушки или подать игрушку взрослому.
Окончательное формирование хватательных движений, умение играть с игрушками, ходить, продолжает совершенствоваться на 2-м и 3-м году жизни. Но чтобы вовремя выявить возможные нарушения развития грудных детей, установить причину и проводить своевременную коррекцию этих нарушений, необходимо осуществлять профилактические осмотры не только педиатром, но и детским неврологом в 1, 3, 6 и 12 месяцев.
Источник