Условия индивидуального развития ребенка в доу по фгос

ирина гаврилова
Построение индивидуальной траектории развития ребенка в свете ФГОС дошкольного образования

2 слайд

В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования сформулированы основные принципы дошкольного образования. Один из них — принцип индивидуализации, сформулированный как построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, где сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования

3 слайд

Индивидуализация – это осуществление принципа индивидуального подхода, это организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей детей, что позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка.

В дошкольном возрасте для всестороннего развития важно не только развитие имеющихся у ребенка способностей, но и не менее важно развитие скрытых возможностей, способностей. Ребенку можно передать определенный объем знаний, умений, навыков, но не все дети одинаковы, каждый ребенок идет в развитии своим особым, присуще только ему, путем, поэтому здесь особенно важна роль педагога, который обязан помочь ему в этом. Но не надо ожидать от всех детей высоких результатов, так как у каждого ребенка свои способности.

Всем известно о широком разбросе индивидуальных особенностей дошкольников.

Дети различаются:

разным уровнем гибкости мыслительной деятельности — одни быстро находят ответы, другим нужно основательно подумать, чтобы прийти к правильному заключению;

разным темпом усвоения знаний — одни быстро схватывают и запоминают, другим нужна длительная работа и повторения, чтобы усвоить новый материал;

в разном темпе формируются и навыки: один ребенок выполняет действия автоматически после десятка повторений, у других это число повторений удваивается и утраивается, и только тогда действие становится автоматизированным.

Возникает сложная проблема перед воспитателем — учесть все это и сделать обучение оптимальным для каждого ребенка. Как построить работу, чтобы максимально учесть индивидуальные особенности воспитанников? Один из выходов этой проблемы – разноуровневое обучение

Разноуровневое обучение – это личностно — ориентированная технология, при которой воспитанник имеет возможность овладеть программным материалом в зависимости от своих способностей и возможностей, но не ниже базового

Слайд 4

Понятие “индивидуальная образовательная траектория

обладает широким значением и предполагает несколько направлений реализации:

содержательный — вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут.

деятельностный — специальные педагогические технологии.

процессуальный — организационный аспект

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых. Важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных последствий. В слабых руках малышей – наше с вами будущее, наш завтрашний день.

слайд 5

Слайд 6

Индивидуальный образовательный маршрут можно рассматривать как персональный путь компенсации трудностей в обучении, а затем и реализации личностного потенциала ребёнка: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного.

Индивидуальные образовательныемаршруты разрабатываются:

для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

— для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

Индивидуальный образовательный маршрут

можно рассматривать как персональный путь компенсации трудностей в обучении

На основе анализа изученной нами литературы были выделены несколько этапов конструирования индивидуального образовательного маршрута

1. Этап наблюдения.

2. Диагностический этап.

3. Этап конструирования.

4. Этап реализации

5. Этап итоговой диагностики.

Остановимся подробнее на каждом этапе

1. Этап наблюдения.

Цель этапа: выявить группу дошкольников,испытывающих трудности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников»

2. Диагностический этап.

На данном этапе проводится ряд диагностик совместно с педагогом психологом

Цель данного этапа – выявление причин трудностей ребенка. По результатам наблюдения заполняется таблица «Выявленные трудности дошкольников и их причины (на начало и конец сопровождения)».

3. Этап конструирования.

Цель этапа: построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей. Определение методов педагогической поддержки, содержания работы.

4. Этап реализации индивидуальных образовательных маршрутов в процессе жизнедеятельности дошкольников.

Индивидуальный образовательный маршрут может реализовываться во всех видах деятельности, в любое время, всё зависит от желания ребёнка, от его выбора, самоопределения. Учитывая, что ведущий вид деятельности ребёнка дошкольника – игра педагогу в реализации индивидуальных маршрутов помогает педагогический приём «почтовый ящик», в котором дети находят письмо, адресованное конкретному ребёнку с условными обозначениями задания.

Читайте также:  Развитие ребенка как творца

5 этап завершающая диагностика

На этом этапе проводится завершающая диагностика.

Цель этапа: выявить результаты действия маршрута (трудность сохранилась или не сохранилась). По результатам наблюдения заполняется та же таблица.

С учётом данных этапов мы составили и реализовали индивидуальные образовательные маршруты, с учётом методов педагогической поддержки, содержания работы, для устранения выявленных трудностей в развития ребёнка и причин, способствующих их возникновению.

7 слайд

Принципы построения образовательного маршрута:

Принцип психологической комфортности

Принцип демократизации

Принцип индивидуализации

Принцип гуманизма

Принцип дифференциации и интеграции

Принцип развивающего обучения

Принцип творчества

Принцип естественной двигательной активности

8 слайд

Компоненты образовательного маршрута:

целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы);

содержательный (отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемой в ДОУ, в том числе программ дополнительного образования);

технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка);

диагностический (определение системы диагностического сопровождения);

результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий).

9 слайд

Этапы создания образовательного маршрута :

Цель:

1. Выявление дошкольников,испытывающих трудности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные.

2. Определение причин трудностей ребенка.

Этап конструирования образовательного маршрута.

Цель: построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей. Определение методов педагогической поддержки, содержания работы.

Этап реализации.

через специально организованную деятельность (подгрупповые, фронтальные, индивидуальные занятия,

организацию совместная деятельность педагога с детьми,

создание условий для самостоятельной деятельности,

Этап итоговой диагностики.

Проводится завершающая диагностика.

Цель: выявить результаты действия маршрута.

10 слайд

Типы индивидуального образовательного маршрута

Я – центрированный образовательный маршрут. В основе его – сам ребенок. Всё сосредоточено на нём, всё ориентировано на него. Маршрут имеет ярко выраженную личностную направленность.

ИОМ, ориентированный на получение знаний. Ведущая ориентированность маршрута связана с приобретением знаний.

ИОМ, ориентированный на формирование себя как образованного человека.

ИОМ, ориентированный на формирование себя как будущего специалиста

11 слайд

Комплекс факторов выбора индивидуального образовательногомаршрута определяется: особенностями, интересами и потребностями самого дошкольника и его родителей в достижении необходимого образовательного результата;

— профессионализмом педагогического коллектива;

— возможностями детского сада удовлетворить образовательные потребности воспитанников;

— возможностями материально-технической базы детского сада.

12 слайд

Индивидуальные образовательныемаршруты разрабатываются:

— для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования; -для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

13 слайд

Процедура разработки индивидуальных образовательных маршрутов

Воспитателями совместно с узкими специалистами (медицинский работник, педагог-психолог, учитель-логопед) разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут (содержательный компонент, затем в календарном плане фиксируется разработанный способ его реализации (технология организации образовательного процесса).

Следовательно, в более широком понимании ИОМ – это интегрированная модель психолого-медико-педагогического пространства, создаваемого дошкольными специалистами с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения ребенка на протяжении определенного времени.

14 слайд

Оформление индивидуального образовательного маршрута

Источник

Создание условий для всестороннего развития детей в группе детского сада в соответствии с требованиями ФГОС

«Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира» (Е.И.Тихеева).

Педагоги, психологи утверждают, что на развитие ребёнка оказывают влияние: наследственность, среда и воспитание.

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания, обучения и развития детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.

Важной задачей ДОО при введении Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации предметно – пространственной среды, обеспечивающей творческую активность и наиболее полно реализовать себя.

Предметно-пространственная среда ДОУ является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми.

В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка с нарушением зрения

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова) .

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.

Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде:

  1. предметно-развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала.
  2. доступность среды, что предполагает:

— доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.

— свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.

Таким образом, организация предметно — пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС должна строиться так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Педагогам важно правильно подойти к вопросу создания предметно-пространственной среды в группе. Внимательно наблюдая за каждым ребенком, педагоги группы должны вдумчиво и рационально организовать развивающее пространство своей группы.

Важно при формировании предметно-пространственной среды учитывать следующие принципы её построения, рекомендованные ФГОС:

— принцип дистанции позиции при взаимодействии;

— принцип активности самостоятельности, творчества;

— принцип стабильности – динамичности развивающей среды;

— принцип комплексирования и гибкого зонирования;

-принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды);

— принцип открытости и закрытости (природе, культуре, Я — образ);

— гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с общественными нормами;

— принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого.

Педагогам ДОУ важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанники упражняли себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. При этом показателем развития ребёнка являются не знания и навыки, а способность организовать свою деятельность самостоятельно: поставить перед собой цель, оборудовать своё рабочее место, спланировать деятельность, приложить волевые усилия, выстроить логическую цепочку действий, добиваться задуманного результата, проявляя при этом положительные культурно-этические качества в общении с взрослыми и сверстниками.

Свободная деятельность детей в развивающих центрах помогает им самостоятельно осуществлять поиск, включаться в процесс исследования, а не получать готовые знания от педагогов.

Психология дошкольника такова, что всё должно быть освоено и закреплено им в практической деятельности, а педагог внимательно наблюдает, делает выводы и организовывает для детей развивающее пространство.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы- магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом, девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре девочкам потребуются предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; мальчикам — детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек), которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами.  А так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности, фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.

Читайте также:  Центр развития ребенка на дружбы народов

Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.

В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно- развивающей среды групп и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно- пространственной среды:

Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметно — развивающих «зон»: для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет манипулировать и действовать ребенок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения со взрослыми. Для этого все предметные действия детей и их пространственно-временные «переживания» обязательно сопровождаются речевым комментарием (например: «Я залезаю под стол, я лезу на стул и т. п.). Как принято в практике отечественного образования, педагоги могут использовать несколько основных методических приемов обыгрывания среды, которые имеют прямой развивающий и обучающий эффект:

— показ предмета и его называние;

— показ действий с предметами и их называние;

-предоставление ребенку свободы выбора действий и экспериментирование.

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

  1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
  1. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
  2. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
  3. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
  4. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
  5. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально — потребностной сферы.
  6. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
  7. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
  8. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОО, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Литература:

  1. Киреева, Л.Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы / Л.Г. Киреева // Учитель. – 2009. – С. 143.
  2. Кирьянова, Р.А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / Р.А. Кирьянова// Детство-Пресс. – 2010. – С. 5-12.
  3. Марецкая, Н.И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального. Художественного и творческого развития дошкольника / Н.И. Марецкая// Детство-Пресс. – 2010. – С. 13-40.
  4. Нищева, Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н.В. Нищева// Детство-Пресс. – 2010. – С. 128.
  5. Петровская, В.А. Построение развивающей среды в ДОУ / В.А. Петровская // Москва. – 2010.
  6. Полякова, М.Н. Организация развивающей среды в возрастных группах детского сада / М.Н. Полякова // Детство-Пресс. – 2010. – С. 41-62.
  7. Ясвин, В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин // Москва. – 2000.

Источник