Условия гармоничного развития ребенка в семье

Условия гармоничного развития ребенка в семье thumbnail

Психологические условия гармоничного развития личности ребенка в семье.

Общеизвестно, что обучение, развитие и воспитание личности были и остаются при любых общественно-политических формациях вечными категориями. Поэтому общечеловеческие ценности должны стать приоритетными в воспитании подрастающего поколения.

Рассмотрим семьи с точки зрения наличия в них важных педагогических условий формирования благоприятных отношений.

  1. Отношения любви и уважения в семье.

 Психологии особо отмечают, что близость – это уникальная, неповторимая характеристика семейных отношений, супружеских и между родителями и детьми. Родительская любовь – величайший источник его духовного развития, эмоций, нравственных качеств, уверенности в себе.

Одним из необходимых условий для становления взаимоотношений в семье, является принятие членами семьи друг друга такими, какие они есть.

  1. Педагогическое просвещение родителей при взаимодействии школы и семьи.

Школы, учреждения дополнительно образования, сверстники должны оказывать помощь родителям в семейном воспитании, путем организации совместных посещений музеев, галерей, театров и т.д. Учителя должны быть заинтересованы в оказание помощи молодым родителям по содержанию и организации воспитания детей в семье.

  1. Демократический стиль взаимоотношений в семье.

Известно, что степень нравственно-эмоциональной полноты и выразительности супружеских взаимоотношений по-разному представлена таких типах семьи, как демократическая, авторитарная и переходного типа.

В семьях с более высоким уровнем демократизации супружеских отношений значительно выше успеваемость учащихся в школе, более развиты такие качества, как доброта, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность, ответственность, скромность.

Таким образом, патология супружеских  отношений продуцирует чрезвычайно широкий спектр аномалий, и притом весьма серьезных как в психике, так и в поведении личности вплоть до выраженных форм поведения. Конфликтная атмосфера в семье объясняет ту, казалось бы, парадоксальную ситуацию, когда «трудные» дети растут в семьях с хорошими материальными условиями и относительно высокой культурой родителей и, наоборот, когда в плохо обеспеченных семьях, у родителей с низким образованием воспитываются хорошие дети.

  1. Направленность на развитие личного потенциала ребенка.

Важнейшим условием эффективности воспитательных усилий в семьях различных типов является наличие у родителей четкой программы, направленной на развитие личного потенциала ребенка. Эта программа должна затрагивать все стороны развития личности: умственное, нравственное, физическое, трудовое, эстетическое.

Умственное развитие.

Успешность умственного развития ребенка в семье зависит от широты интересов родителей, от их кругозора, привычки заниматься самостоятельно. В тех семьях, где организуется совместный досуг и труд, дети растут мыслящими, любознательными.

Нравственное развитие.

Родительский пример имеет большое значение в формировании нравственности у детей и подростков. Но это влияние возрастает, когда пример семьи, сочетается со специальными усилиями родителей, направленных на глубокое усвоение детьми общественного значения норм и правил, на выработку у них потребности всегда и во всем следовать этим правилам.

Физическое развитие.

Физическое развитие является одним из основных слагаемых общего воспитательного процесса, без которого невозможно всесторонне гармоническое развитие личности ребенка.

Родителям необходимо приучать детей к регулярным занятиям физкультурой, правильному питанию, соблюдению здорового режима.

Развитие трудолюбия.

Главная задача семьи в развитии трудолюбия – организация уклада жизни семьи, деятельности ребенка в семье, таким образом, чтобы самостоятельный труд оказывал на него максимальное воспитательное воздействие. Этого можно достигнуть путем приобщения ребенка к труду через самообслуживание. Родителям необходимо помнить, что правильно чередуемый умственный и физический труд – основа для всестороннего, гармонического развития личности.

Эстетическое развитие.

Основные направления – развивать эстетическое восприятие окружающей природы, учить понимать и ценить искусство, возбуждать у детей интерес к художественной деятельности, развивать их творческие способности. Для этого необходимо совместное посещение театров, концертов, художественных выставок  и т.д.

Таким образом, необходимыми условиями гармоничного развития ребенка в семье является:

— отношение любви и уважения – основа воспитания, источник духовного, физического, психического развития младшего школьника, его эмоций, нравственных качеств, уверенности в себе;

— демократический стиль взаимоотношений в семье является одним из необходимых условий для создания комфортного внутрисемейного климата, способствующего гармоничному развитию личности;

— взаимодействие семьи и школы способствует полноценному развитию личности ребенка.

Источник

Рождение ребенка – это не только огромное счастье, но и большая ответственность для родителей. Ведь именно от мамы и папы зависит, насколько развитым в физическом, психическом и эмоциональном плане вырастет их малыш. Задача родителей состоит не в том, чтобы просто постоять в сторонке, наблюдая за тем, как растет их ребенок. Им нужно постараться помочь малышу в том, чтобы он вырос разносторонней личностью. В нашей статье рассмотрим, что такое гармоничное развитие детей. Обязательно остановимся на методах и принципах воспитания, расскажем о необходимости создания условий для всестороннего развития ребенка, представим советы и рекомендации от психологов.

Что такое гармоничное развитие личности ребенка?

Что такое гармоничное развитие

Воспитание детей представляет собой сложный и ответственный процесс. А главной целью, так называемым идеалом, является «создание» гармонично развитой личности. Вот только подобрать какой-то единый шаблон, который подойдет именно конкретному ребенку, невозможно, поскольку каждый человек, начиная с момента его появления на свет, – это индивидуальность.

Гармоничное развитие личности ребенка как цель предполагает воспитание всесторонне развитого человека: физически, психологически, интеллектуально. Все эти стороны одинаково важны и всячески дополняют друг друга. Невозможно достичь гармонии в целом, если не уделить достаточно внимания каждой составляющей:

  1. Физическое развитие предполагает развитие тела. Здоровый, сильный и выносливый человек будет легко воспринимать разные энергетические потоки.
  2. Психологическое развитие затрагивает эмоциональную сферу, душу. Начиная с детских лет, человек учится овладевать искусством, ценить красоту и т. д.
  3. Интеллектуальное развитие. В течение своей жизни человек должен познать мир и себя. Задача мамы и папы состоит в том, чтобы помочь ребенку реализовать свои умственные способности по максимуму.

Родители должны объединить все три составляющие воедино и создать все необходимые условия для всестороннего развития их чада.

Читайте также:  В каком возрасте водить ребенка в школу развития

Когда начинать воспитывать ребенка?

Младенческий возраст является первой ступенью на пути к гармоничному развитию. Дети впитывают всю информацию как губка, поэтому заниматься их воспитанием и формированием интеллектуальных способностей следует с самого рождения – в три или пять лет может быть уже поздно. Ученые, исследующие человеческий потенциал, пришли к выводу, что 1,5-2 года – это оптимальный возраст, чтобы научить ребенка читать.

Общепринятые методики, применяемые сегодня, направлены не на гармоничное развитие личности, а на воспитание человека, удобного обществу. Они основаны на том, чтобы буквально вбить в голову ребенка знания, сделать его послушным для родителей, вежливым для учителей и т. д. При этом родителям, которые хотят, чтобы их малыш рос гармонично развитым, не стоит особо надеяться на детские сады и школы. Нужно не возлагать обязанности по воспитанию на государственные структуры, а заниматься этим самостоятельно. Но главное, что делать это нужно с любовью к своему ребенку.

Общие принципы гармоничного развития

Общие принципы гармоничного развития детей

При воспитании детей следует придерживаться следующих принципов:

  1. Не нужно внушать ребенку мысль, что взрослые умнее детей, только потому, что они их старше.
  2. Не учить детей, а побуждать у них интерес к обучению, чтобы они смогли научиться этому сами.
  3. Не заставлять детей заниматься чем-либо без их желания, стараться не использовать меры принуждения по отношению к ним, за исключением тех случаев, когда без этого никак не обойтись.
  4. Взрослые должны считаться с выбором ребенка и соглашаться с ним, только если он (выбор) не способен навредить их здоровью.
  5. Процесс получения знаний важнее результата.

Для всестороннего гармоничного развития ребенка важно уделить достаточно времени образованию души. Это понятие включает в себя занятие искусством, общение с природой, познание законов природы и законов, по которым живут люди, умение любить себя и близких. В этом отношении не стоит особо полагаться на учреждения образования. Самое хорошее воспитание и развитие ребенку могут дать его любящие родители.

Методы воспитания

В процессе гармоничного развития детей применяются следующие методы воспитания:

  1. Внушение. Метод предполагает воздействие на эмоции, чувства ребенка, а через них на его волю и ум. В результате внушения или самовнушения человек начинает переживать за свои поступки, анализировать их.
  2. Убеждение. В основе этого метода лежат логические выводы, сделанные ребенком. Убеждение способствует формированию взглядов или понятий. Для реализации метода используются басни, отрывки из литературных произведений, исторические аналогии.
  3. Упражнение. Цель этого метода – формирование навыков и привычек в результате многократного повторения аналогичных действий, доведения их до автоматизма.
  4. Поощрение. Метод представляет собой положительную оценку действиям ребенка. Это одобрение, похвала, благодарность, награда. Поощрение воспитывает уверенность в себе и в собственных силах.

При выборе того или иного метода воспитания важно учитывать возраст ребенка, его возрастные и личностные особенности.

Физическое развитие детей

Физическое развитие детей

Гармония представляет собой развитие всех сторон деятельности человека. И тело, и душа должны развиваться в равной степени. Если родители хотят, чтобы их малыш был здоров, умен и жизнерадостен, в процессе его воспитания они обязательно должны уделить внимание его гармоничному физическому развитию.

Ребенок, которые получает посильные физические нагрузки, увеличивает свои функциональные возможности. Он учится рационально использовать свои внутренние запасы энергии и успевать гораздо больше сверстников. Одновременно с физическими нагрузками происходит развитие интеллекта. Совсем необязательно (хотя это пойдет только на пользу) отдавать ребенка на спортивные секции. Достаточно заменить их ежедневной зарядкой и активными прогулками (с велосипедом, самокатом, роликовыми коньками и т. д.).

Что нужно для всестороннего развития ребенка 1 года жизни?

Гармоничное развитие детей 1 года жизни

У малыша, которому еще не исполнилось и 12 месяцев, уже имеется огромный потенциал для развития. Поэтому задача родителей состоит в том, чтобы использовать его в полной мере. А для этого им следует соблюдать некоторые правила:

  1. Создать для ребенка развивающую атмосферу. Речь идет не только о дорогих и функциональных игрушках, но и о совместных прогулках с изучением всего, что окружает малыша вокруг: деревьев, насекомых и т. д.
  2. Носить ребенка на руках. В непосредственной близости от мамы малыш чувствует себя в безопасности, а значит, растет более психологически устойчивым и спокойным.
  3. Много разговаривать с ребенком. Для гармоничного развития детей в семье важно с рождения формировать у ребенка позитивное отношение к миру. Сначала это происходит через ласковые обращения к крохе, а немного позже через веселые песенки, потешки и прибаутки.
  4. Не сравнивать своего ребенка с другими детьми. В каждом малыше заложены свои врожденные способности, поэтому не стоит пытаться кого-то перегнать в развитии и требовать непосильных результатов.

Условия гармоничного развития ребенка дошкольного возраста

Гармоничное развитие дошкольника

К таким условиям относятся:

  1. Наличие взрослого рядом. Речь идет о близком человеке, маме, папе или бабушке, к которому ребенок может в любую минуту сесть на колени, обнять его, поделиться секретами. И очень ошибаются те родители, которые считают, что четырехлетний ребенок меньше нуждается в маминой любви и ласке, чем младенец.
  2. Одинаковые принципы воспитания в семье. Ребенок только тогда сможет их понять, когда все правила будут едины: если наказывают, то сразу и мама и папа и т. д.
  3. Развитие ребенка в игре. Со временем малыш должен познакомиться не только с простыми игрушками, но и сюжетными играми, и с ролевыми. И в этом ему помогут мама и папа.
  4. Умеренные нагрузки. Для гармоничного развития детей дошкольного возраста важны ежедневные прогулки, музыкальные занятия с разучиванием песен, зарядка. Но не стоит перегружать малыша секциями и домашними занятиями. Всему свое время.
  5. Пример для подражания. Вряд ли ребенок будет есть полезную цветную капусту, если родители питаются жареной картошкой. Чтобы ребенок рос здоровым и успешным, ему нужен пример для подражания.
  6. Личное пространство. Ребенок нуждается если не в отдельной комнате, то хотя бы в своем собственном уголке.
Читайте также:  Речевое развитие ребенка в норме таблица

Особенности гармоничного развития подростка

Гармоничное развитие подростков

Начиная с девятилетнего возраста с ребенком происходят как физические так и эмоциональные перемены. Все чувства и эмоции проявляются очень бурно. Подростки становятся слишком раздражительными, обижаются по пустякам. Следует знать, что такие изменения вполне естественны для этого возраста.

В подростковом возрасте могут возникнуть сложности в общении со сверстниками и с родителями. В этот период важно не оказывать сильного давления на ребенка (особенно путем внедрения системы запретов), постараться найти с ним общий язык. Для гармоничного развития подростка необходимо:

  • научить его управлять своими эмоциями;
  • избегать категоричности и максимализма;
  • мыслить позитивно;
  • обеспечить рациональное питание, достаточное время для сна и отдыха;
  • контролировать учебу;
  • следить за соблюдением распорядка дня.

Несмотря за загруженность, постараться найти время на общение с ребенком, прогулки на свежем воздухе, отдых на природе, занятия физкультурой и спортом.

Рекомендации по воспитанию и гармоничному развитию личности

Рекомендации по гармоничному развитию личности

Следующие советы психологов будут очень полезны для родителей детей любого возраста:

  1. Принимать ребенка таким, какие он есть.
  2. Не считать, что ребенок является его собственностью.
  3. Любить своего ребенка, быть честным с ним и терпеливым по отношению к своему малышу.
  4. Не относиться к воспитанию слишком серьезно.
  5. Уважать своего ребенка.
  6. Предоставить ребенку свободу в его развитии и в выборе того, чем он хочет заниматься.

Использование самых лучших современных методик будет совершенно бесполезным для гармоничного развития детей при отсутствии любви и понимания со стороны его родителей.

Источник

Необходимые условия гармонизации семьи

Рейтинг
5

Советы родителям о преобразовании семьи в более сплоченную, выносливую и гармоничную

  • Напечатать
  • Спросить
  • Отправить другу
  • Подписаться на новости

Прямо сейчас вы можете начать принимать решения и совершать ежедневные действия, которые сделают вашу семью необыкновенной и прекрасной. Для этого вам сначала необходимо поверить в себя и право вашей семьи быть феноменальной. Воспользуйтесь советами, представленными в этой статье, и они помогут вам найти отправную точку для изменений к лучшему.

Совет 1. Создайте заботливую, принимающую каждого члена семьи систему взаимоотношений

Первоочередной потребностью любого человека является потребность в принятии, потребность испытывать чувство принадлежности к чему-либо и кому-либо. Потребность в принятии наиболее сильна именно в семье. Следующий список действий поможет вам привнести дух принятия в позитивные, интерактивные (основанные на взаимодействии и диалоге) занятия вашей семьи.

А. Присвойте своей семье статус «стремящейся к развитию». Это значит, что с определенной минуты вы осознанно решаете активно и целенаправленно работать (притом ежедневно) над улучшением вашей семейной ситуации. Возможно, для этого вам придется совершать следующие действия:

  • Откладывать рабочие дела, чтобы уделять время детям.
  • Помогать своим детям устанавливать и достигать целей.
  • Уделять семье ежедневно не менее одного часа в день.

Б. Раскрывайте уникальность каждого члена семьи. Каждый ребенок приходит в этот мир с основным набором уникальных умений, способностей, интересов и талантов – из всего этого складывается его подлинная индивидуальность, его «уникальное я». У аутентичных детей есть чувство надежды, чувство, что сегодня будет так же весело и интересно, как было вчера, и что завтра будет так же весело и интересно, как сегодня. Следующие рекомендации помогут вам выявить и раскрыть скрытые таланты и интересы каждого из ваших детей.

  • Уважайте и поощряйте уникальность вашего ребенка.
  • Активно замечайте, когда дети делают что-то правильно и хорошо.
  • Старайтесь распознавать и не оставлять без внимания добрые намерения ребенка.

В. Создайте в доме атмосферу защищенности, мира и покоя. Дети рассматривают вас и вашего супруга как твердый и безопасный тыл. Тем не менее, когда они становятся свидетелями домашних конфликтов, этот «тыл» разрушается до основания. Вот некоторые действия, которые будут гарантией того, что ваша семья станет и останется безопасным устойчивым тылом для ваших детей, а не зоной боевых действий.

  • Держите ваши споры в секрете от детей.
  • Перестаньте быть «борцом за справедливость», проявляйте милосердие и любовь.
  • Не допускайте использования словесных оскорблений.
  • Старайтесь незамедлительно бороться с деструктивным поведением.

Совет 2. Содействуйте становлению ритма семейной жизни

Детям нужен ритм жизни, его отсутствие их огорчает. Ритм имеет решающее значение для благополучия вашей семьи. Вы можете предпринять следующие шаги, чтобы содействовать его формированию.

А. Создайте прогнозируемый темп семейной жизни. Порой сложно планировать события дня или недели, но, как бы то ни было, каждая семья нуждается в определенном темпе – заданной скорости движения в течение дня, которая имеет прямое отношение к выполнению таких основных видов деятельности, как:

  • Определенное время приема пищи.
  • Постоянное время отхода ко сну.
  • Выполнение конкретного перечня домашних обязанностей.

Б. Несите ответственность за свой выбор и принятые решения. Выбор, который вы делаете, на 100 % является вашей ответственностью и непосредственно влияет на качество вашего взаимодействия со всеми членами семьи. Признание собственной ответственности означает, что вы должны быть готовы задать себе вопросы, подобные следующим:

  • Существуют ли определенные типы поведения или вредные привычки, которые мне нужно искоренить? Если да, то какие?
  • Трачу ли я больше денег, чем могу себе позволить, возможно, ставя под угрозу финансовое положение своей семьи?
  • Живу ли я безрассудно, не заботясь о личной безопасности?
  • Есть ли у меня проблемы на работе, вызванные моим отношением или поведением или тем, что я поступился(лась) своими принципами?
  • Учитываю ли я последствия карьерных изменений для своей семьи (положительные или отрицательные)?
  • Принимаю ли я ненужные, неоправданные риски?
  • Я когда-нибудь каким-либо способом относился(лась) к своим детям несправедливо?
  • Не потому ли я не забочусь о своем здоровье, что не предъявляю к себе достаточных требований?
  • Принимаю ли я в серьез брачные обеты, не утратил(а) ли я чувства или даже веру? Я когда-нибудь задумывался(лась), как такое поведение может влиять на мою семью?
  • Ставлю ли я работу в приоритет над семьей?
Читайте также:  Год и одиннадцать месяцев развитие ребенка

Ответьте на эти вопросы и на любые другие, которые могут прийти вам на ум, чтобы увидеть, насколько сильно ваши решения влияют на семью. Пусть ваши ответы определят, что вам необходимо изменить в первую очередь.

Совет 3. Создавайте значимые ритуалы и традиции

Ваша семья может дорожить обрядами или соблюдать ритуал отхода ко сну, который заключается в купании ребенка и чтении ему книги на ночь. Вот лишь некоторые способы создания ритуалов и традиций в семье.

А. Планируйте содержательные торжества. Дни рождения, День отца, День матери и другие события – все это возможности, чтобы создать традиции или даже ритуалы.

  • Во время праздников создавайте кулинарные традиции.
  • На днях рождений включайте ту же музыку.
  • Пусть ваши дети покупают или делают подарки своими руками.

Б. Рассказывайте семейные истории. Создайте традицию собираться всей семьей и рассказывать семейные истории, сопровождаемые показом слайдов и рассматриванием памятных сувениров. Открывайте фотоальбомы или просматривайте старые фильмы, чтобы улучшать навыки повествования.

В. Создайте ритуалы приветствия и прощания. Пожелания доброго утра и сладких снов, объятия, поцелуи, встреча при возвращении домой – все это прекрасные знаки внимания, теплоты и заботы по отношению к близким людям.

Г. Организовывайте вечера творчества. Можно вместе сочинять стихи, когда каждый член семьи придумывает по строчке, задавая определенную тематику или действуя спонтанно, по настроению. Затем можно положить полученные стихи на музыку и всей семьей придумать песню. А можно разыграть небольшой кукольный или театрализованный спектакль, сценку или пантомиму.

Совет 4. Будьте активными в общении

Самые замечательное из того, что вы можете предоставить своим детям, – это ваши уши и голос. Конструктивный и плодотворный диалог учитывает потребность каждого члена семьи в принятии, самоуважении, поощрении и безопасности.

А. Измените фон, в котором происходит общение. Вы обнаружите, что ваши дети гораздо более уютно чувствуют себя, более восприимчивы и склонны раскрываться в уютных и «безопасных» условиях, а не тогда, когда вы усаживаете их на стул или за стол, чтобы поговорить. Вот несколько стратегий поощрения активного обмена информацией:

  • Найдите время, чтобы разговаривать во время поездок в машине или в общественном виде транспорта.
  • Беседуйте в процессе игр.
  • Слушайте аудиозаписи (музыку, выступления, аудиокниги и т. п.) со своими детьми и делитесь мыслями.

Б. Обсуждайте такие деликатные вопросы, как политика и религия. Единственная цель таких обсуждений – научить детей выражать свое мнение и общаться. Предоставляя ребенку площадку для самовыражения, вы укрепляете его уверенность в себе и улучшаете навыки общения.

В. Занимайтесь совместной деятельностью. Всей семьей занимайтесь такими групповыми видами деятельности, как:

  • Обустройство комнаты (будь то декорирование или покраска стен).
  • Уборка дома.
  • Мытье машины.
  • Постройка игрушечного домика или домика на дереве.
  • Садовые и огородные работы.

Совет 5. Учитесь справляться с кризисами

К сожалению, в семейной жизни не возникает вопрос о том, случится ли кризис, – возникает лишь вопрос, когда он случится. Независимо от того, насколько гладко идет ваша жизнь, независимо от того, насколько содержательно ваше воспитание, вы будете сталкиваться с кризисами, и это так или иначе повлияет на вашу семейную жизнь. Возможно, вы обнаружите, что ваш ребенок попал в дурную компанию или попробовал курить сигареты. Или ваша семья должна будет адаптироваться к жизни с хронически больным родственником. Ориентироваться в бурных водах кризиса вам поможет предварительно и сознательно разработанный антикризисный план, включающий любые пункты из следующих.

А. Будьте готовы к кризисам. Решающее значение при преодолении кризиса играет подготовка. Держите в уме определенные предупреждающие сигналы, которые могут подсказать вам, что назревает кризис.

Б. Устраняйте опасность. Это может означать конфискацию опасных предметов, препятствование контактам ребенка с определенными людьми или удаление его из опасного места – физически или эмоционально.

В. Исправляйте проблему, а не человека. Никогда не нападайте на члена семьи и не обвиняйте его в возникшем кризисе. Когда вы расстроены по поводу ребенка, возникает соблазн обвинять и критиковать его. Если вы это сделаете, в следующий раз, когда ребенок попадет в неприятности, он будет учиться всячески скрыть свою деятельность. Лучше направляйте свою энергию на решение проблемы.

Г. Смыкайте ряды. Когда приходят трудности, члены семьи склонны нападать, обвинять и ругать друг друга. Важно понять, что семейные взаимоотношения должны быть выше обвинений и личных нападок. Если члены семьи не смогут сплотиться друг с другом, кризис разрушит единство семьи.

Д. Ищите высший смысл в своих невзгодах. Не позволяйте себе огорчаться без причины, смысла и цели. Вы должны создать некоторую ценность переживаний, которые вы испытываете в жизни. Если какое-либо увечье или неприятность постигнут одного из ваших близких, вы можете извлечь из этого урок, и тем самым более эффективно защищать его и ваших детей в будущем. Вы также можете совершить общественное действие, чтобы обрести смысл в пережитом.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи:
5 из 5 на основе
1 оценки.

Развитие ребенка
03.03.2016

Источник