Условия для социального развития ребенка в детском саду

Условия для социального развития ребенка в детском саду thumbnail

Ирина Богданчикова
Создание условий для социального развития детей

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

В современном мире проблема социального развития ребенка дошкольного возраста в процессе с окружающим миром становится особо актуальной на данном современном этапе. Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, что, в свою очередь, возлагают на семью и дошкольные учреждения особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.

Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сожжет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

Социальное развитие детей дошкольного возраста включает процесс усвоения детьми ценностей, традиций и культуры социума, а также социальных качеств личности, которые помогают ребенку комфортно жить в обществе. В процессе социальной адаптации дети учатся жить по определенным правилам и учитывать нормы поведения.

В процессе общения ребенок приобретает социальный опыт,который предоставляет ему его ближайшее окружение: родители, воспитатели детского учреждения и сверстники. Социальная компетентность достигается благодаря тому, что ребенок активно общается и обменивается информацией. Социально неадаптированные дети чаще всего отвергают опыты других людей и не входят в контакт со взрослыми и сверстниками. Это может привести к асоциальному поведению в будущем ввиду не усвоения культурных навыков и необходимых социальных качеств. Любая деятельность имеет цель, а способность ребенка добиться цели придает ему уверенности в себе и дает осознание своей компетенции.

Одна из задач учреждения – социализация ребёнка, усвоение воспитанником и дальнейшее развитие социально-культурного опыта,необходимого для его включения в систему общественных отношений который состоит:

• Трудовых навыков;

• Знаний;

• Норм, ценностей, традиций, правил;

Социальных качеств личности, которые позволяют ребёнку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей.

Для того чтобы личность ребенка развивалась гармонично, социальное развитие детей должно опираться на целостную педагогическую систему. К методам формирования социального опыта детей, которые влияют на формирование социального статуса ребенка,относят следующие виды деятельности:

1.Игровая деятельность: в игре дети примеряют на себя различные социальные роли, которые дают им чувствовать себя полноправными членами общества.

2.Исследовательская деятельность: обогащает опыт ребенка, позволяя ему находить решения самостоятельно.

3.Предметная деятельность: дает возможность ребенку познавать окружающий мир и удовлетворяет его познавательные интересы.

4.Коммуникативная деятельность: помогает ребенку найти эмоциональный контакт со взрослым, получить его поддержку и оценку.

Сегодня мы обращаемся к личности ребенка дошкольного возраста и анализу процессов, влияющих на ее формирование, через организацию и методическое сопровождение социально-ориентированной образовательной деятельности в дошкольном учреждении, как условия реализации социального заказа общества и семьи. Для решения поставленной задачи в нашем учреждении ведется работа по созданию следующих условий:

• Использование в практике работы дошкольного учреждения здоровьесберегающих образовательных технологий, которые позволяют организовать воспитательно-образовательный процесс таким образом, чтобы ребёнок мог усваивать культуру человечества без излишнего физического и психического напряжения, подрывающего здоровье.

• Реализацию общеобразовательной программы, содержание которой позволяет педагогам строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с современными федеральными государственными требованиями;

• Обогащение предметно-пространственной среды, наполнение которой представляет возможность ребёнку для саморазвития.

Развивающая среда в группах целесообразна, информирована, создает образ того или иного процесса, настраивает на эмоциональный лад, обеспечивает гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром, предоставляет ребенку свободу, оказывает влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье. Все компоненты предметно-развивающей среды связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению.

Предметно-пространственный мир детского учреждения включает в себя разнообразие предметов, объектов социальной действительности. Такая среда необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информативную функцию — каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта. Организуя предметно-развивающую среду в различных возрастных группах дошкольного образования, наши педагоги учитывали принцип личностно ориентированной модели воспитания, особенности поэтапного развития игровой деятельности детей.Предметно-игровая среда в дошкольном учреждении отвечает определенным требованиям: это, прежде всего свобода достижения ребенком темы, сюжета игры, тех или иных игрушек, места и времени игры.

• Обеспечение психологического комфорта ребёнка в образовательном учреждении с целью сохранения физического и психического здоровья; в дошкольном детстве, на наш взгляд, это условие является важной составляющей качественного образования в целом.

• высокий профессионализм воспитателей, специалистов дошкольного учреждения, повышение профессиональной компетентности педагогов в области социально-личностного развития детей через курсовую подготовку, семинары-практикумы, круглые столы по данной проблеме, разработку методических рекомендаций для педагогов групп дошкольного образования, в которых раскрывалась бы суть проблемы социально-личностного развития ребёнка, методы и пути её оптимизации. Методическая работа в дошкольном учреждении строится на основе анализа достигнутых результатов образовательного процесса, уровня педагогического мастерства и квалификации педагогов.Методические формы разнообразны: дискуссии, деловые и ролевые игры, педагогические советы, «Круглые столы», методические выставки, научно — практические конференции, методические недели. Одной из наиболее эффективных форм оказания методической помощи и повышения квалификации педагогов в нашем учреждении является семинар-практикум — особая форма организации самостоятельной познавательной деятельности слушателей. Основная цель проведения — обновление теоретических знаний, совершенствование навыков и развитие практических умений в связи с необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач. Все формы методической работы направлены на повышение квалификации и мастерства воспитателя, его самоутверждения.

Читайте также:  Центр развития ребенка 5 березовка

Социальное развитиеосуществляется двумя путями: в ходе стихийного взаимодействия с социальной действительностью и окружающим миром, а так же в процессе целенаправленного приобщения ребёнка к социальной действительности. Поэтому ещё одним важным условием является организация целостной педагогической системы, грамотное и педагогически целесообразное построение воспитательно-образовательного процесса. Социальное развитие личности осуществляется в деятельности. Детские виды деятельности осуществляются в различных, адекватных возрасту формах работы с детьми особое место среди которых занимает игра, как самоценная деятельность. Согласно новым федеральным государственным требованиям основными моделями организации образовательного процесса являются совместная деятельность взрослого и детей и самостоятельная деятельность. Основным средством совместной деятельности выступает общение, поэтому в учреждении создана единая коммуникативная среда. Важным условием организации социально-ориентированной образовательной деятельности является партнёрство, которое даёт возможность включить детей в выполнение реальных дел, участие в проектах, преобразование реальной жизни. Педагогами групп дошкольного образования разработаны проекты социально-ориентированной направленности:

o «Здоровый малыш»

o «Моя дружная семья»

o «Я- россиянин»

Все эти проекты реализуются через различные формы совместной деятельности.Традиционными для нашего учреждения стали: тематические недели, экспериментирование, сценарии активизирующего общения, игровые обучающие ситуации, организация проектной деятельности.

Важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья. Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. Новизна таких отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Игра в ФГОС выступает как форма социализации ребёнка. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Игра — это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка.

Мы работает над созданием благоприятных условий для освоения детьми первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений. Решение вышеназванной задачи осуществляется, в частности, через развитие игровой деятельности детей. В ходе игры формируется умение вступать в общение и сотрудничество друг с другом, и с взрослыми. Повышаются коммуникативные способности детей, служащие одним из параметров высокого уровня социальной компетентности.

Нами создана и развивается игровая предметная среда, которая является средством тренировки человеческих отношений, позволяя копировать их. Во время игры у детей формируется игровая позиция, соответствующая принятым в обществе нормам, правилам, способам поведения в разных ситуациях. Выполнение роли ставит ребёнка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так, как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. В процессе игры раскрывается социальная польза выбранной роли. Ребёнок получает представления о многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми.

Мы стремимся поддерживать коммуникативную инициативу детей, учим их договариваться друг с другом при распределении действий, игрушек, пособий. В коллективных играх успешно соблюдаются правила, поскольку сверстники следят за тем, как партнёры их выполняют. Нарастающая с возрастом потребность играть совместно со сверстниками ставит ребёнка перед необходимостью выбрать сюжет, распределить роли, проконтролировать ролевое поведение партнёра, что приводит к развитию коммуникативных умений и навыков.

В играх формируются не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки и нормы поведения детей в разных условиях и в не игры. Основа гуманного отношения к людям – способность к сопереживанию, к сочувствию, проявляется в самых жизненных ситуациях. Как в повседневной жизни, так и в специально организованных занятиях, беседах мы работаем над развитием внимания и сопричастности к сверстнику. Учим понимать разные эмоциональные состояния сверстника по мимике, жестам, позе.

При восприятии произведений художественной литературы, изобразительного и музыкального искусства мы стараемся вызвать у детей чувство сострадания к тем героям, которые нуждаются в помощи или испытывают тревогу, волнение, физическую боль, огорчение, обиду, формируют представление о добре и зле. На материале сказок, рассказов или драматизаций дети учатся оценивать характеры героев, их поступки, понимать «что такое хорошо и что такое плохо».

Читайте также:  Речевое развитие двуязычного ребенка

В группах созданы условия для формирования нравственной основы патриотических чувств. В непосредственно образовательной деятельности дети получают первоначальные представления о стране, в которой они живут, о названии государства, его символе, территории и расположении, о многонациональном населении, о том, что государственный язык России – русский, столица России – Москва. Мы воспитываем в детях уважение и интерес к различным культурам. Это способствует развитию толерантности сознания детей.

Система нравственно – патриотического воспитания, способствует гуманистической направленности поведения воспитанников. На материале литературных произведений, исторических фактов, биографических данных, понятных жизненных ситуаций мы знакомим детей с поступками людей, защищавших и отстаивавших ценности жизни, семьи, дружбы, любви, и верности, созидания и труда. Такая форма работы, позволяет формировать у детей патриотические чувства, основанные на знакомстве с участием родственников в Великой Отечественной Войне, их подвигами, воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания.

Нетрадиционные досуговые мероприятия с участием родителей и детей, служат социальному развитию навыков в установлении контактов с взрослыми. Дети приучаются с уважением относиться к родителям и другим взрослым людям. Досуги помогают детям осваивать способность взаимодействия взрослого и детей. Такая форма взаимодействия развивает эмоциональные и духовные связи между детьми, педагогами и родителями, способствует гармонизации внутрисемейных отношений.

Мы знакомим детей с принятыми правилами культурного поведения в общественном месте, с правилами вежливости, с правилами приличия. Дети получают навыки самообслуживания, учатся проявлять самостоятельность, кроме того у них воспитывается осознание необходимости помогать взрослым и младшим детям.

Большое внимание мы уделяем организации совместной трудовой деятельности. Это способствует формированию таких важных социально коммуникативных умений, как умение определять общий замысел, распределять роли, согласовывать свои действия с действиями сверстников, оценивать результат и характер взаимоотношений.

Постоянная, непрерывная работа способствует социально – коммуникативному развитию каждого ребёнка. Дети становятся более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению. Мы предоставляем детям возможность реально пережить собственную значимость в повседневной жизни и в игре. Это помогает осознанию ребёнком собственного «Я» и формированию положительного отношения к себе.

Таким образом, при создании условий для социального развития детей, необходимо не только передавать им социальный опыт в виде знаний и умений, но и способствовать раскрытию внутреннего потенциала.

Государственное казенное общеобразовательное учреждение для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья

г. о. Чапаевск

СООБЩЕНИЕ

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Подготовила: заместитель директора по УВР, воспитатель

И. Г. Богданчикова

г. о. Чапаевск, 2016 г.

Источник

На чтение 6 мин.

Каждый человек – это отдельная личность со своими убеждениями, интересами, ценностями. Но живет он не изолированно, а в социуме – в непосредственных взаимоотношениях с другими людьми, определяющихся, в свою очередь, едиными условиями жизни, морально-нравственными нормами и культурными традициями.

Социализация ребенка начинается с первых дней его жизни и реализуется через общение с родителями. Мамино прикосновение, слово, её улыбка учат малыша доверять окружающему миру, усваивать элементарные правила поведения. В дальнейшем в этот процесс вовлекаются другие члены семьи, посторонние взрослые и сверстники. К году ребенок овладевает такими необходимыми социальными умениями, как: устанавливать зрительный контакт, открыто выражать эмоции, просить чужую игрушку, делиться своей, здороваться, прощаться и другое.

Дети получают основы общения в детском саду

Роль детского сада в социальном развитии дошкольника

К двум годам в жизни ребенка наступает новый этап, обусловленный важным событием – он начинает ходить в детский сад.

Дошкольное общеобразовательное учреждение (ДОУ) – один из важнейших институтов социализации. Если до этого процесс социального развития ребенка проходил в большей степени ситуационно и стихийно, то в стенах ДОУ он становится целенаправленным и планомерным.

Цель социального развития ребенка в дошкольном учреждении – сформировать полноценную личность, обладающую опытом взаимодействия с другими членами общества в рамках приемлемых норм и правил поведения.

Социальное развитие – определение

Реализуется через задачи:

  1. Дать ребенку необходимые знания: познакомить с допустимыми правилами поведения в дошкольном учреждении и группе;
  2. Научить ребенка вести себя в соответствии с общепринятыми нормами;
  3. Помочь ребенку самоопределиться в рамках данного социума;
  4. Помочь ребенку приобрести положительный опыт взаимодействия в саду с детьми и взрослыми

Поставленные задачи выполняются следующим образом:

  1. Создаются благоприятные условия для вовлечения дошкольника в социальное взаимодействие;
  2. Применяются специальные методы и приемы работы:
  • наблюдение;
  • анкетирование;
  • беседа, разъяснение;
  • приучение, тренировка;
  • индивидуальная коррекционная работа;
  • создание воспитывающих ситуаций;
  • эмоциональное воздействие, поощрение.
Читайте также:  Ребенок раннего возраста развитие в деятельности

Совместные занятия родителей и детей помогают социализации

Основные направления и виды работы по социальному развитию в дошкольном учреждении

Детский сад дает возможность для социализации ребенка как в процессе его повседневного общения и взаимодействия с педагогами и сверстниками, так и в рамках специально организованных занятий посредством специфических методов, форм и видов работ:

  • Вовлечение в социально полезную деятельность (трудотерапия).
  • Слушание музыкальных произведений (музыкотерапия).
  • Рисование, рассматривание иллюстраций и репродукций картин (арт-терапия).
  • Чтение педагогической литературы (сказки, детские стихи, рассказы).
  • Сюжетно-ролевые игры.

Утренник в саду – один из видов арт-терапии

Арт-терапия – эффективный метод формирования у дошкольника мировоззрения, социального самоопределения, адекватной самооценки.  Используется, в первую очередь, на диагностическом этапе: по детскому рисунку можно определить психологический климат в семье, асоциальные и антисоциальные тенденции. Например, изображение преступника или полицейского является признаком отклонения в социальном развитии ребенка.

На дальнейшем этапе посредством изобразительной деятельности дошкольник избавляется от скрытых негативных факторов, повышает самооценку, разрешает внутриличностные и межличностные конфликты.

Работа педагога заключается в следующем:

  • Создание доверительной и психологически комфортной обстановки для проведения занятия.
  • Анализ детских работ (все исправления вносятся только на словах и в корректной  форме).
  • Постановка перед ребенком посильных для выполнения задач, оказание необходимой помощи.
  • Организация выставок детских работ в саду.

К данным занятиям для повышения их эффективности можно привлекать родителей.

Основные понятия социального развития

Совместная арт-терапия поможет наладить межличностные отношения и решить имеющиеся или назревающие проблемы в семье.

Сказкотерапия в социальном развитии – метод психологического воздействия на ребенка посредством чтения и анализа сказок. Уникальность и эффективность данного метода обусловлены яркими запоминающимися персонажами, наглядными примерами моделей поведения героев.

В сказке прослеживается тесная связь социального и морально-нравственного: четкое разграничение добра и зла, что хорошо и что плохо, как можно поступать и как нельзя.

Сказкотерапия – любимые занятия детей

Примерный список сказок для дошкольного чтения: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Кот, петух и лиса», «Два жадных медвежонка», «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Лисичка со скалочкой», «Кукушка», «Айога», «Крылатый, мохнатый, масляный» (в обработке А.Толстого), «Заяц-хваста», «Лисичка-сестричка и волк», «Двенадцать месяцев» (в обработке С.Маршака), «Гадкий утёнок» Г.Х.Андерсен.

Сюжетно-ролевая игра – один из основных и наиболее значимых инструментов осуществления социального развития дошкольников.

По сути своей – это моделирование общественных взаимоотношений, в которых есть участники, совершающие конкретные совместные действия в рамках установленных правил для достижения определенных целей.

Этот уникальный вид деятельности дает возможность ребенку получить положительный опыт социального взаимодействия в двух плоскостях: между участниками игры и между её персонажами.

Сюжетно-ролевая игра “В больнице”

Играя, дошкольник:

  • Овладевает нормами социального поведения и навыками общения.
  • Учится выходить из той или иной жизненной ситуации (смоделированной в игровой форме).
  • Реализует свою потребность в самоопределении в рамках детского общества.
  • Повышает уровень самооценки.

Систематическая сюжетно-ролевая игровая деятельность в ДОУ – залог успешной социализации ребенка в школе и в дальнейшей взрослой жизни.

Примерная тематика игр: «На приеме у врача», «Едем в автобусе», «Идем в гости», «Дочки-матери», «В парикмахерской», «В магазине» и другое.

Взаимодействие дошкольного учреждения и родителей в реализации социального развития ребенка

Для повышения эффективности процесса социального развития дошкольника необходима слаженная работа детского сада и семьи на основе взаимного доверия.

Совместная работа родителей и детей – хороший метод социального воспитания

В рамках данного взаимодействия предусмотрено следующее:

  • Совместная помощь ребенку, в период адаптации к дошкольному учреждению: соблюдение единых режимных моментов, создание максимально благоприятной психологической обстановки в семье.
  • Индивидуальная работа с родителями ребенка, имеющего сложности в успешном овладении нормами общественного поведения.
  • В трудных педагогических случаях – привлечение к данной работе психолога.
  • Оформление стендов с полезной информацией: рекомендованный список детской и педагогической литературы, тематика сюжетно-ролевых игр и совместной творческой деятельности в семье.
  • Привлечение родителей к участию в досуговых мероприятиях: викторины, игры, эстафеты, утренники.
  • Организация получения активной обратной связи.

Умение жить в обществе – одно из важнейших составляющих полноценной, гармонично развитой личности.

Дошкольное учреждение имеет уникальную возможность осуществлять как естественный, так и специально организованный процесс социального развития своих воспитанников. Посредством занятий, с использованием педагогических методов и видов работ у ребенка формируется модель положительного и продуктивного взаимодействия с другими членами общества, сформировавшегося в условиях детского сада. Успешное овладение данной моделью в дошкольном возрасте – залог будущей интересной, яркой и счастливой жизни ребенка.

Источник