Условия для полноценного развития речи ребенка в семье

Условия для полноценного развития речи ребенка в семье thumbnail

Развитие речи ребёнка в условиях семьи

hello_html_772aa468.jpg

Речь представляет собой сложную систему, которая включает в себя внутреннюю речь и внешнюю речь. В свою очередь внешняя речь подразделяется на устную и письменную. Устная диалогическая речь — это речь, произносимая вслух, беседа между двумя собеседниками. В отличие от других видов речи, она характеризуется тем, что непосредственно обращена к собеседнику и служит общению людей. Основная функция диалогической речи — это общение, сообщение или, как принято говорить, коммуникация. Ребенок без речевых патологий в 6-7 лет уже способен общаться на уровне контекстной речи — той самой речи, которая достаточно точно и полно описывает то, о чем говориться, и поэтому вполне понятна без непосредственного восприятия самой обсуждаемой ситуации. Перед современными родителями стоит задача — создать условия для полноценного формирования связной речи как компонента гармоничного речевого общения. И одним из важных условий выступает непосредственное участие родителей в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста. 

Изучением проблемы участия родителей в развитии связной речи дошкольников занимались такие специалисты, как М.И. Лисина, Е.О. Смирнова, Т.А. Репина, А.В. Петровский и др. Но достигнутые результаты в решении выделенной проблемы не получили должного теоретического осмысления, поскольку не разработано целостное представление о специфике, дидактических условиях, принципах и методах организации развития связной речи у детей в условиях семьи. Способности к речи, как известно, проявляются в деятельности. Поэтому ребенку необходимо предоставить возможность иметь более широкий выбор видов деятельности. Важно, чтобы свободное время было заполнено интересными для него делами.

Для совершенствования речевых умений ребенка можно предлагать рассказать или пересказать смешной сюжет с постепенной передачей функции рассказчика ребенку. Желательно, чтобы совместные занятия, как и просмотр кино — фильмов, спектаклей, телепередач, дополнялось последующим обсуждением прочитанного, увиденного. Беседы детей с родителями должны постоянно иметь место, именно в них формируется культура речи. В жизни человека очень короток период (приблизительно до 8 лет), когда общение с родителями предпочтительнее общения с друзьями. Не используя в полную меру уникальных возможностей этого периода, родители теряют и возможность стать своему ребенку родными по духу людьми. При совместном времяпрепровождении ребенок должен получить радость от общения, дружбы с близкими людьми. Только на этом фоне возможны пробуждение и закрепление речевых умений, постижение новых знаний, впечатлений, формирование правильных речевых образцов.

Основным методом развития связной речи в повседневном общении является разговор родителей с детьми (неподготовленный диалог). Это наиболее распространенная, общедоступная и универсальная форма речевого общения родителей с детьми в повседневной жизни.

Разговоры с детьми могут быть преднамеренными и непреднамеренными. Непреднамеренные разговоры родители не планируют, они возникают по инициативе детей или его самого во время прогулок, игр. Для разговоров с детьми родители должны использовать все моменты жизни.

Итак, важно создание полноценной речевой среды в семье: правильная речь в семье как образец для ребенка, эмоционально-значимое общение в семье, наличие детских книг, дидактических игр для развития речи, домашнее чтение, стимуляция детского творчества, специально организованные домашние занятия. Помогая ребенку в преодолении его речевых проблем, родителям необходимо создавать и постоянно поддерживать речевую среду в семье. Прежде всего, это будет означать создание щадящего общего и речевого режима для ребенка: полноценный сон и отдых, повышение защитных сил организма и закаливание, дозирование нагрузки, правильное витаминизированное питание и др. Необходимо в полной мере обеспечить ребенка предметами для детского творчества, которые в процессе рисования, лепки, изготовление аппликации и поделок будут способствовать речевому развитию ребенка.

Для того, чтобы приобщить ребенка к духовному наследию нужно развить у него интерес к детской книге, грамотно организовать домашнее чтение. Взрослые, подбирая книги для ребенка должны учитывать возрастные особенности, интересы современных детей, следить за новинками детской литературы, знакомить детей с детскими журналами, постоянно пополнять детскую библиотечку. При отборе книг для детского чтения и рассказывания важно учитывать доступность литературного произведения, его сюжетную занимательность, литературную ценность. Очень важно неоднократно возвращаться к прочитанному ранее, повторять прочитанные стихи, учить выразительно их рассказывать, рассматривать иллюстрации, рисовать на темы прочитанного. Одним из важнейших условий для успешного развития ребенка с проблемной речью является организация специальных занятий дома с родителями. Такие занятия в первую очередь направлены на обогащение детского словаря и не требуют от родителей специальных педагогических навыков. Каждый родитель может стать для дошкольника домашним учителем. Обогащение словаря ребенка происходит в процессе ознакомления с окружающим и во всех видах детской деятельности. Так как ведущим видом деятельности дошкольного детства является игра, ознакомление с окружающим и обогащения детского словаря взрослым необходимо осуществлять, непосредственно играя с ребенком. Рассматривая и обследуя предметы, читая книги и рассматривая картинки, обследуя игрушки, играя в дидактические игры и упражнения, загадывая загадки необходимо большое внимание уделять названиям предметов и явлений, их свойствам, рассказыванию об этих свойствах в процессе игры и предметной деятельности, развивать умение сравнивать, противопоставлять, называть однородные предметы и подбирать обобщающее слово.

Целесообразно задавать дошкольникам вопросы типа: «Можно ли так сказать? Почему? Как сказать по — другому?». Говоря о содержании словарной работы необходимо особо подчеркнуть, что словарь дошкольника нуждается не только в количественном росте, но и в качественном совершенствовании (уточнении значений слов, точность употребления синонимов, антонимов, многозначных слов, понимание переносных значений), в развитии образной стороны речи. Для этого нужно постоянно проводить специальные лексические игры и упражнения на подбор смысловых оттенков, синонимов, антонимов, многозначных слов, игры на словоизменение и словообразование. 

Организуя речевые игры и упражнения, необходимо стремиться к тому, чтобы они были непродолжительными, вызывали интерес, развивали реакцию на речевую ситуацию и формировали навыки контроля за своей и чужой речью.

Важно развивать грамматические навыки (изменение слов по родам, числам, падежам), навыков словообразования (образование одного слова от другого: красный-краснеть; жёлтый-желтоватый; приклеить-отклеить; стул-стульчик; бумага-бумажный; дом-домик, домашний, домовой), синтаксические навыков (построение простых и сложных предложений).

Развивая умения соединять слова в словосочетаниях и строить разные типы предложений, можно использовать игровые сюжеты на составление предложений по картинам, демонстрируемым действиям и воображаемым ситуациям. Важно научить детей механизму словообразования и умению им пользоваться. 

Читайте также:  Основные показатели развития ребенка третьего года жизни

Важно находить время и регулярно проводить занятия для детей и тогда успех не заставит себя ждать. Вот несколько правил, которые необходимо соблюдать, работая над правильным произношением ребенка.

Что нужно делать:

1.Создать в доме благоприятную атмосферу, всегда говорить четко и правильно.  2.Избегать ссор между родителями в присутствии малыша.

3.Беседовать с ребенком во время игр и прогулок, разучивать с ним стихи, много читать.

4. Не оставлять без внимания неправильное произношение звуков ребенком.

5. Проводить логопедические занятия для детей – желательно в игровой форме.

6. Развивать у ребенка слуховое внимание, тренировать артикуляционный аппарат, мелкую моторику рук.

7. Следить за своей речью, чтобы она была четкой, плавной, выразительной, умеренной по темпу.

8. Объяснять ребенку непонятные слова, встречающиеся в книжках

 задавать ребенку конкретные вопросы и не торопить с ответом.

Чего делать нельзя

 1.Искажать звукопроизношение — «сюсюкать» с ребенком, говорить «детским» языком.

2.При общении с ребенком перегружать свою речь труднопроизносимыми и непонятными для них словами и оборотами.

3.Наказывать ребенка за неправильное произношение или передразнивать его

 разрешать ребенку смотреть мультфильмы, где герои шепелявят, картавят илинеправильно произносят звуки, чтобы избежать подражания.

В целом, можно сделать вывод, что работа по развитию связной речи в семье должна проводиться систематически, последовательно, целенаправленно, методы и приемы по формированию культуры речи и фонематического восприятия должны зависеть от уровня речевого развития ребенка. Родителям необходимо помнить, что в развитии связной речи у своего ребенка необходимо соблюдать дидактический принцип «от простого к сложному». 

Таким образом, эффективное развитие связной речи в семье возможно при умении родителей строить общение со своим ребенком, учитывая его индивидуальность, соотнося свои требования с его реальными возможностями, опираясь на сильные стороны развития речи.

Источник

Условия для полноценного речевого развития речи ребенка в семье.

Мечта всех родителей на свете – вырастить своего ребенка активным, деятельным, гармонично развитым человеком, которому интересно жить, общаться с другими людьми и самому быть интересным окружающим.

С первых дней жизни маленький человек, как губка, впитывает новые ощущения, впечатления, представления. Каждый услышанный звук, каждая увиденная картинка — монетка в копилку практического и чувственного опыта. Это процесс познания, в котором происходит развитие ребенка.

Речь развивается только тогда, когда у ребенка есть возможности постоянно расширять свои познания об окружающем, узнавать что-то новое, накапливать опыт. Малыш должен двигаться, действовать. Для этого ему необходимо создать определенные условия. Прежде всего, это внимание со стороны родителей, то есть не просто сидеть рядом с ребенком, а активно играть с ним, разговаривать и добиваться ответной реакции на свои слова и действия. Есть очень важное средство развития ребенка — это стимуляция мелкой моторики, развитие подвижности и ловкости пальчиков рук. Чем лучше он овладеет движениями своих ручек, тем больше будет успехов в его речи. И средств,  для этого предостаточно: игрушки, предметы разных форм и размеров, игры и прочее.

Также важна общая двигательная активность ребенка, которая делает ребенка сильным, ловким, активным и помогает узнавать больше об окружающем мире.

С момента рождения ребенка окружает множество звуков. Слух является одним из важнейших средств восприятия, недаром среди первых реакций младенца — реакции на звук. Без слуха невозможно полноценное развитие речи. За состоянием слуха ребенка нужно следить очень внимательно и стараться избежать вредных воздействий на него. Обязательно развивайте слух ребенка. От степени взаимопонимания родителей и ребенка, близости между взрослым и ребенком. Характера общения между ними и оказываемого ребенку внимания во многом будет зависеть развитие ребенка, его речь.

Качество речи — показатель уровня интеллектуального и эмоционального развития человека, поэтому родители  обязательно должны стимулировать речевые возможности малыша, создать такую обстановку, в которой малыш не только понимает обращенную к нему речь, но и сам хочет говорить, пользоваться речью. Основной деятельностью ребенка является речь. Играйте, играйте и еще раз играйте с ребенком, не забывая при этом объяснять действия и манипуляции.

Часто родители спрашивают: « Когда нужно начинать развивать речь ребенка?» Процесс развития речи до рождения вашего малыша. С ним, еще не родившимся, надо разговаривать маме, ведь это поможет потом при установлении особенно важного контакта — «мать и дитя». Хорошо, если с ним будет говорить и папа — малыш впоследствии будет лучше воспринимать различие тембра голосов…

В трудном деле воспитания и развития речи у вас, дорогие родители, есть помощники. Это книжки, которые нужно читать детям, книжки, в которых  даются самые разнообразные советы и рекомендации о том, как развивать речь, внимание, мышление. Также вы можете обратиться за советом и помощью к логопеду, но такое сотрудничество не только обогатит вас разными приемами развития детской речи, но и облегчит ваши усилия информацией о том, что следует заниматься с ребенком в разные возрастные периоды его развития.

Многие литературные произведения остаются верными спутниками  ребенка на протяжении всего периода детства. Это произведения А. Барто, К. Чуковского, С. Михалкова, С. Маршака. Что может сравниться с прелестью детских сказок!

Один год — первый словарь. Слова, слова, слова… Их становится все больше, теперь ребенок не только чутко улавливает интонацию, но и понимает значение многих слов. Новые слова усваиваются легко, малыш сопровождает  слова жестами. Хорошо бы, чтобы ваш малыш произносил звуки: «А», «У», «И», «О», понятно для окружающих, а также звуки: «М», «Н», «П», «Б», «Т», «Д», «К», «Г». У одних получается лучше, четче, у других медленнее и хуже. Но ведь произносительные умения только формируются и впереди много работы…

В возрасте одного года ребенок: 1.Знает, как его зовут.

2.Понимает слово «нет».

3.Понимает и выполняет несложные просьбы.

4. Повторяет простые одно- и двусложные слова.

Читайте также:  Дневник сопровождения развития ребенка в доу

5. Играет в «Сороку-белобоку», желает спокойной ночи.

6.Говорит «мама», « папа» и еще около десятка слов, обычно существительных.

7.По вашей просьбе дает игрушку.

8. С удовольствием смеется.

9.Хорошо слышит и различает много звуков.

10. Демонстрирует искреннюю любовь к вам.

11.Вкладывает кубик в коробку по вашей просьбе.

12. Активно рисует карандашом или мелком каракули.

. Итоги второго года: 1. Обладает запасом в 200-300 слов.

2.Пользуется в речи двух-, трехсловными сочетаниями и предложениями.

3. Прислушивается к словам и понимает их значение.

4. Любит, когда ему читают и рассматривают иллюстрации.

5. Называет предметы, изображенные на картинках.

6. Хорошо знает свое имя, произносит его.

7. Пользуется словами «да», «нет». «еще».

8.Выражает просьбу словами, а не только жестами.

9. Использует существительные в разных падежах, согласует предмет и действие ( машина едет, я хочу).

 Третий год – это судьбоносный год.  Родителям нужно общаться еще больше со своим ребенком, потому что ему хочется знать очень-очень много. Начинается время вопросов, ответы на которые содержат очень много информации, а значит много новых слов. Читайте книжки с иллюстрациями. Очень хорошо, если ребенок, слушая,  как вы читаете, вставляет знакомые слова, заканчивает предложение. Для этого  давайте ему время подготовиться, делайте небольшие паузы, показывая, что вы ждете его продолжения. И, конечно, не забывайте хвалить своего малыша, ведь для него это сложная задача, и ее решение требует много сил и времени. После двух лет можно использовать такое мощное средство развития как загадки. Если загадки никак не отгадываются,  то можно показывать картинку, игрушку или несколько, чтобы он мог сам выбрать ответ. Потихоньку учите ребенка употреблять в речи предлоги. Сначала лучше делать на бытовом уровне, чтобы малыш научился понимать значение предлогов. Просите его выполнять какие-то действия-инструкции и после этого спрашивать, где что находится, откуда взято, куда положено. Также необходимо развивать речевое дыхание. Можно дуть на ватку, бумажную бабочку, закрепив на ниточку, в воду через соломинку, пламя свечи, одуванчик и многие другие предметы. Стоит только подключить фантазию и желание. Для развития мышц ротовой полости. Губ и языка необходима гимнастика. Научите малыша сплевывать с губ крошки, бумажки, давайте облизать ложку, слизать с блюдца, облизывать губки, тянуть язычок вверх, вниз и другие.

Для того , чтобы хорошо говорить, нужно хорошо воспринимать, слышать. Поэтому имейте в арсенале звучащие игрушки, малышу нужно узнавать их по звуку., не видя. Естественно, нужно чаще упражнять ребенка в произнесении звуков, звукоподражаний, причем, ритм  подбирайте разный, как и продолжительность произнесения. Только упражнения должны быть недлительными и неоднообразными. Итак. К трем годам ваш малыш: 1.Частозадает вопросы.

2.Пользуется двух-, трехсловными предложениями.

3. Говоря, высказывает свои впечатления, мысли.

4. договаривает звуки. Слоги. Слова при чтении.

5. Имеет словарный запас 1000-1500 слов.

6.Понимает значение простых предлогов и множественного числа.

7. Знает время суток.

8.Называет два цвета.

Четвертый год жизни — дай, я скажу!

Теперь количество вопросов растет не по дням, а по часам. Вооружитесь хорошими детскими книжками. Читая, понаблюдайте, насколько внимательно малыш слушает вас. Обязательно отвечайте на вопросы, объясняйте новые слова, поинтересуйтесь понимает ли он прочитанное. Не жалейте времени на совместную игру с ребенком. Найдите для этого немного времени, важно чтобы игра имела сюжет и действие. Оречевляйте свои манипуляции, старайтесь дать возможность наблюдать, видеть признаки предметов и вещей, их особенности и отличительные черты. Помните, что лучше всего ребенок будет усваивать, понимать, запоминать то, что видел своими глазами. Следите, чтобы малыш не торопился, чтобы темп не опережал возможности ребенка. Найдите время для того, чтобы произносить с ребенком потешки и чистоговорки. Такого материала предостаточно в литературе. Хорошо, если вы не прочь попеть с ребенком. Малыш обычно подражает вашей интонации. Очень удобно говорить от лица персонажей детских сказок, стихов, рассказов. Старайтесь научить ребенка правильно дышать, вырабатывать воздушную струю, выдыхая через рот; выразительно говорить, стимулировать у него более четкую речь. Итак к четырем годам ваш малыш :

  1. Владеет словарем примерно в 1500 слов.
  2. 2. Начинает употреблять сложные предложения.
  3. Говорит предложения из 4-5 слов.
  4. Задает много вопросов, использует слова «кто», и «почему».
  5. Выполняет просьбы и команды, даже если предмет не находится в поле зрения.
  6. Правильно употребляет глаголы прошедшего времени.
  7. Правильно произносит звуки «П», «Б», «Т», «Д», «Ф», «В», «К», «Г», «Х», «С», «З», «Ц»,»М», «Н».

Пятый год- середина дошкольного периода. Именно, в этом возрасте окончательно формируются главные черты характера. Иногда родители сетуют, что ребенок что-то не умеет, не приучен убирать игрушки и прочее. А произошло это, наверное, потому, что воспитанием занимались мало и плохо. Воспитание своего дитя- родительский долг! Это же относится и к речи. Влияние окружающих, той обстановки, в которой живет ребенок, имеет огромное значение. Чем старше ребенок, тем большее воздействие на него оказывает мир, в котором он живет. Так что в ваших руках мощные рычаги воспитания и развития. Ничто не заменит ребенку общения с родными. Малыш пятого года жизни тянется к взрослым, ему интересно поговорить с ними, поделиться  своими мыслями, наблюдениями, тревогами, радостью. Очень полезно в это время рассказывать сказки с продолжениями. Это тот вариант, когда каждая сказочная история представляет собой относительно законченный по сюжету эпизод, но в конце остается некий хвостик, указывающий на возможность развития событий. И конечно, наращиваем словарь. Предлагайте ребенку задания с карандашом, пусть малыш штрихует, раскрашивает, обводит, продолжает волнистые и ровные линии, таким образом, готовит руку к письму. На этом этапе полезно играть в речевые игры на обобщение. Например: продолжи ряд: груша, яблоко…; диван, кровать..; помидор, картофель…; чашка, блюдце..;  шорты, майка.. и т.д. Или другой вариант: назови одним словом: рубашка, майка, кофта –это (одежда); стол, стул, диван; корова, баран, лошадь и т.д.

В разговоре о животных поиграть в игру «Чей хвост, чье ухо?» В этой игре формируются притяжательные прилагательные. Чье ухо? Медвежье. Чья шубка? Лисья. Чей хвост? Беличий.

Читайте также:  Развитие ребенка в раннем детстве кратко

Учите подбирать признак предмета. Яблоко какое? Сочное, сладкое, вкусное, ароматное, красное и далее .

 С удовольствием ребенок поиграет  с вами в такую игру « Путаница».

Бабочка плавает, а рыбка летает.

Лопата пилит, а пила копает ; и тому  подобное.

Играя со словами, предложите ребенку закончить слово в предложении: да-да-да—в доме кончилась во…(да)

Бе-бе-бе—поиграем на тру…(бе).

Ко-ко-ко—мы поедем далее…(ко).

Ут-ут-ут—нас уже домой зо…(вут).

Ым-ым-ым—из трубы выходит …(дым).

На пятом году жизни ребенок уже способен на небольшой монолог, то есть возможным становится связное высказывание. Для этого используйте картинки, составляйте вместе рассказ по картинке, пусть отвечает на ваши вопросы. Высшим пилотажем будет, если составление объемного рассказа по серии картинок, сначала вы раскладываете по порядку, затем он справится самостоятельно. Когда небольшое повествование по картинке будет удаваться, перейдите на пересказы с помощью вопросов.

Играя с ребенком, давайте возможность ему пофантазировать, реализовать какие-то придумки. Для развития речи и мышления очень полезны загадки. Надо научить ребенка придумывать загадки. Попросите ребенка описать какой- нибудь предмет или животное, но не называть его. На первых порах в роли загадывателя выступает взрослый, а ребенок отгадывает.

Кто это?

Пушистая, любит молочко, на мышей охотится (кошка).

Чтобы чай попить, во что его нужно налить? (чашка).

Острый, железный, режет все, надо быть с ним осторожней(нож).

Всех в лесу боится, шубку несколько раз в году меняет (заяц).

К пяти годам произношение становится все лучше и лучше, уже чисто произносит практически все звуки, в том числе такие сложные, как «Ш», «Ж», «Ч», «Щ», Л», «Р». Допустимо, что ребенок не всегда произносит звуки в трудно произносимых , многосложных словах..Но прощается с привычкой смягчать звуки и пропускать слоги.

Если к пяти годам у него сохраняется стойкое неправильное произношение звуков, а также перестановки звуков и слогов, недоговаривание, замены и тому подобное, следует обратиться к логопеду за консультацией. Эти возрастные рамки касаются только нарушений звукопроизношения. Если же ребенок не разговаривает, плохо понимает обращенную речь, если прерывалось речевое развитие или вас волнуют другие вопросы. обращайтесь к логопеду намного раньше. Очень часто вовремя принятые меры приводят к отличным результатам, и ребенок к школе забывает о своих проблемах.

Используйте чистоговорки, потешки для закрепления правильного произношения, присутствующих в речи в этом периоде. Итак. Добиваемся правильной, чистой речи. И, конечно, не забываем

о слуховом внимании. Ведь ему уже под силу замечать, чем похожи могут быть слова, и чем они будут различаться. Включайте в речь рифмовки.

Примеры: кол-пол, пилка-вилка. Мышка-шишка, ложка-ножка и т.д.

На тарелочке у Маши много вкусной сладкой… (каши).

Появился кот на крыше — сразу разбежались…( мыши).

Пчелка весело живет, собирает пчелка…(мед).

Таких рифмовок можно придумать много или воспользоваться, уже написанными в литературе.

Итак, к пяти годам ребенок:

  1. Обладает словарным запасом около 3000слов.
  2. Знает свой адрес. Кем работают родители, каких зовут по имени отчеству.
  3. Пользуется предложениями из 5-6 слов.
  4. Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными.
  5. Умеет составлять рассказ по картинке, серии картинок, пересказывать.
  6. Правильно произносит практически  все звуки.
  7. Определяет право — лево у себя.
  8. Знает простые антонимы.
  9. Пользуется всеми временными глаголами.
  10.  Считает до 10.
  11.  Знает назначение предметов и может сказать из чего они сделаны.

Шестой год жизни – хочу все знать. Ваш ребенок переходит на новый уровень развития, начинается старший дошкольный, последняя ступенька перед школой. Многие ходят в различные секции, кружки, развивающие центры. Но, если у ребенка есть проблемы с речью или были, не стоит перегружать ребенка.

К шести годам ребенок правильно произносит практически все звуки. И язычок и губы вполне в состоянии справится с произношением любого звукового задания. Дыхание, которым пользуется ребенок при речи, а также его голосовой аппарат тоже соответствуют потребностям. Хотя и не все дети шестого  года жизни овладевают этим в полной мере. Некоторые еще примеряются к таким трудным для детского произношения звукам, как «Ш», «Ж», «Л», «Р». Будьте внимательны к речи ребенка, обращайте внимание на неправильное произношение, а также на темп речи. Если в речи отмечаются стойкие, непроходящие запинки, срочно обратитесь к логопеду и невропатологу. Очень часто возникновение заикания провоцируется непосильной нагрузкой, принудительным обучением, стрессовыми ситуациями.

К шести годам игры усложняются, расширяется их объем и содержание. Но, по-прежнему, нужно играть с ребенком. Словесные игры проводить в игре с мячом, по дороге в детский сад и на прогулке, в бытовых условиях на кухне за приготовлением пищи. Время можно найти всегда, главное было бы желание у родителей помочь своему ребенку, ну и, конечно, знания и материал, на котором можно работать. А его сейчас достаточно  на полках магазинов, а также вы в любую минуту можете обратиться  к логопеду сада, поликлиники, развивающего центра за всевозможной консультацией.

К шести годам ребенок: 1. Владеет словарем около 4000 слов.

2. Практически все звуки произносит правильно.

3. Умеет рассказывать и пересказывать.

4. Помнит и может описать прошедшие события.

5. пользуется сложными предложениями.

6. Употребляет все части речи.

7. Использует отвлеченные и абстрактные понятия.

8.Рисует, заштриховывает, обводит.

9. Хорошо ориентируется в пространстве и на листке бумаги.

10. Различает и дифференцирует звуки речи.

И напоследок, хочется сказать, что каким бы не был малыш, для мамы и папы он самый лучший, самый любимый. Мы повторяемся в детях, и каждый ребенок несет в себе частичку нашей души, нашей любви. Мы хотим счастья нашим детям, хотим видеть их веселыми, здоровыми, успешными. Эта мечта  может сбыться, только родителям нужно приложить достаточно усилий и помнить, что все мы когда-то были детьми…

Подготовила учитель – логопед МДОУ № 9 структурное подразделение “Детский сад “Клубничка” Сазонова Е. И. по материалам книги ”Уникальное руководство по развитию речи».

Источник