Развитие ребенка в раннем детстве кратко

Развитие ребенка в раннем детстве кратко thumbnail

Раннее детство охватывает возраст от 1 до 3-х лет.

После года начинается новый этап развития ребенка.

Ребенок приобретает некоторую самостоятельность, он становится биологически независимым. Начинает раз­рушаться ситуация неразрывного единства ребенка и взрос­лого — ситуация «Мы» (как назвал ее Л.С. Выготский). И следующий этап — психологическое отделение от матери — наступает уже в раннем детстве. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возмож­ности, но и интенсивно развиваются психические функ­ции, а к концу периода появляются первоначальные осно­вы (зачатки) самосознания.

С этого времени ребенок уже не беспомощное существо, он чрезвычайно активен в своих действиях и в стремлении к общению со взрослыми. Ребенок после 1 года начинает ходить. Это приобретение имеет такое большое значение, что иногда этот период называют «ходячее детство». На первых порах ходьба — это особая задача, связанная с сильными переживаниями, для решения которой необходима поддержка, участие и одобрение взрослых. Постепенно ходьба становится уверенной, увеличивается автономность ребенка от взрослых и складывается более свободное и самостоятельное общение с внешним миром. Расширяется круг доступных ребенку предметов, появляется ориентировка в пространстве и определенная самостоятельность. Основная потребность ребенка раннего возраста — познание окружающего мира через действия с предметами.

Овладе­ние ходьбой развивает возмож­ности ориентировки в простран­стве. Мышечное чувство стано­вится мерой отсчета расстоя­ния и пространственного рас­положения предмета. Прибли­жаясь к предмету, на который он смотрит, ребенок практичес­ки осваивает его направление и удаленность относительно исходного места.

Совершенствуются дви­гательные навыки, в частности развивается грубая и тон­кая моторика. А совершенствова­ние движений  стимулирует появление инициативных дви­жений: ребенок начинает играть, строить, рисовать, а от­сюда и развитие творческих действий.

Динамика развития «грубой» и «тонкой» моторики

Возраст«Грубая» моторика«Тонкая» моторика
12-13 мес.Ходит самостоятельно. Заползает вверх по лест­нице. Неуклюже бросает предмет. Берет и бросает большие игрушкиЧертит по бумаге цвет­ными мелками. Вставля­ет предмет в отверстие. Держит ложку, поднося ее ко рту. Сам надевает шапку и обувь.
15-18 мес.Ходит боком и задом на­перед. Взбирается и спус­кается по лестнице с по­мощью взрослых. Бро­сает мяч на 1-1,5 метра.Переворачивает страни­цы книги(по 2 3 страни­цы сразу). 
18-21 мес.Сам поднимается и спус­кается по лестнице, дер­жась за перила, наступая на ступеньки одной и той же ногой, затем пристав­ляет другую.Выводит каракули, рос­черки. 
21-24 мес.Пинает ногой большой мяч. Легко наклоняется, чтобы поднять предмет. Открывает дверь, пово­рачивая ручку. Нанизы­вает три и более бусинок. Переворачивает страни­цы книги по одной за раз.
24-30 мес.Недолго стоит и балан­сирует на одной ноге без посторонней помощи. Стоит на цыпочках. Че­редует ноги, поднимаясь и спускаясь по лестнице. Ездит на трехколесном велосипеде, крутя пе­дали.Держит пальцами мелок или карандаш: большой палец с одной стороны, остальные — с другой. 

 Социальная ситуация развития, характерная для раннего детства, может быть обозначена формулой: «ребенок — предмет — взрослый». Ребенку все хочется потрогать, повертеть в руках, он постоянно обращается к взрослому с просьбой, с требованием внимания, с предложением поиграть вместе. Разворачивается совершенно новая форма общения — ситуативно-деловое общение, которое представляет собой практическое, деловое сотрудничество по поводу действий с предметами и составляет основу взаимодействия ребенка со взрослым вплоть до 3 лет.

Теперь необходимо соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность вместе с ним, выполнение одного и того же дела. В ходе такого сотрудничества ребенок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребенка, и главное – новые, адекватные способы действия с предметами. Взрослый теперь не только дает ребенку в руки предметы, но вместе с предметом передает способ действия с ним. В таком деловом сотрудничестве общение перестает быть ведущей деятельностью, оно становится средством овладения общественными способами употребления предметов. Ребенком движет деловой мотив, стремление действовать с предметами, а взрослый выступает как условие этого действия, как образец для подражания. Общение со взрослым протекает как бы на фоне практического взаимодействия с предметами.

Характеристики полноценного общения ребенка раннего возраста со взрослыми:

— инициативность по отношению к старшему, стремление привлечь его внимание к своим действиям;
— предпочтение предметного сотрудничества со взрослым, настойчивое требование от взрослого соучастия в своих делах;
— доверчивость, открытость и эмоциональность отношения к взрослому, проявление к нему своей любви и охотный отклик на ласку;
— чувствительность к отношению взрослого, к его оценке и перестраивание своего поведения в зависимости от поведения взрослого, тонкое различение похвалы и порицания;
— активное использование речи во взаимодействии.

Качественные преобразования, которые претерпевает ребенок за первые 3 года, столь значительны, что некоторые психологи, размышляя о том, где же середина пути развития человека от момента рождения до зрелого возраста, относят ее к трем годам. Действительно, трехлетний ребенок владеет употреблением многих предметов обихода. Он способен к самообслуживанию, умеет вступать во взаимоотношения с окружающими людьми. Он общается со взрослыми и другими детьми при помощи речи, выполняет элементарные правила поведения.

Читайте также:  Первый критический период развития ребенка это период

На 3-м году малыш открывает для себя: «Я могу», что порождает и новые потребности и но­вую форму самосознания, что выражается в его желани­ях — «Я хочу!»

 Ирина Базан

Литература:
В.С. Мухина «Детская психология»
Л.Ц. Кагермазова «Возрастная психология»
И.Ю. Кулагина «Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека»
В.А. Аверин «Психология детей и подростков»

Интересные статьи на сайте

Источник

Марина Червякова
Особенности развития детей раннего возраста

Ранним возрастом принять считать возраст ребенка от 1 года до 3 лет.

В это время у детей довольно четко прослеживаются 3 периода развития.

Первый период — от года до полутора лет.

Ребенок, начавший ходить, становится много самостоятельней, чем раньше; в этом возрасте он — исследователь; он лезет всюду. Набивает себе шишки, и его не удержать. В этом же возрасте ребенок начинает говорить.

Второй период — от полутора до 2 лет.

Малыш совершенствуется в обретенных ранее навыках, определяет свое место в среде; вы уже четко прослеживаете проявления его характера.

Третий период — от 2 до 3 лет.

Это период наиболее активного умственного развития ребенка.

Ранний возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с окружающим миром. Ранний возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся его движения.

К трем годам происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребёнка,в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте — предметно-действенное сотрудничество. Трёхлетний ребёнок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребёнок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина, но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение. Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Третий год жизни ребенка является переходным в развитии. Это еще маленький ребенок, у которого немало общего с детьми предшествующей ступени и который требует особо бережного и внимательного отношения со стороны взрослых, но вместе с тем у него появляются качественно новые возможности в овладении навыками, в формировании представлений, в накоплении личного опыта поведения и деятельности.

Для детей от двух до трех лет характерна активная направленность на выполнение действий без помощи взрослого, проявление элементарных видов речевых суждений об окружающем, образование новых форм отношений, постепенный переход от одиночных игр и игр рядом к простейшим формам совместной игровой деятельности. В группе раннего возраста воспитатель закрепляет умение приветливо обращаться к взрослым и детям с просьбой, оказывать окружающим небольшие услуги, играть вместе со сверстниками, уступать игрушки, книги, учит соблюдению элементарных правил в дидактических,подвижных играх: спокойно выслушивать водящих, терпеливо ожидать свою очередь (если это ожидание недлительно). Ребят привлекают к приготовлению стола к завтраку, обеду, к выполнению поручений по уходу за растениями и животными.

Для реализации этих задач воспитатель использует подражательность как специфическую особенность детей двух — четырех лет. Взрослый показывает собственным примером положительное отношение к работе, к окружающим людям, к детям.

Детям раннего возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет успешно решать задачу воспитания добрых чувств и отношений к окружающим людям. Очень важно при этом,чтобы воспитатель поддерживал у малышей положительно эмоциональное состояние: отзывчивость на его предложение, просьбу, чувство сопереживания при виде огорчения другого. У ребят воспитывают любовь к близким, желание сделать им что-то хорошее. Это достигается при одобрении, похвале взрослыми проявлений ребенком добрых чувств к окружающим.

Ранний возраст – период интенсивного освоения ребенком разных видов деятельности и развития личности. В детской психологии и педагогике выделяются следующие основные направления в развитии ребенка на этом возрастном этапе:

Читайте также:  Центр развития ребенка красногвардейская

развитие предметной деятельности;

развитие общения с взрослыми;

развитие речи;

развитие игры;

— приобщение к разным видам художественно-эстетической деятельности;

развитие общения со сверстниками, физическое развитие и развитие личности

Это разделение достаточно условно, поскольку развитие представляет собой единый процесс, в котором выделенные направления пересекаются, взаимодействуют и дополняют друг друга.

На третьем году жизни продолжается освоение ребенком окружающего предметного мира. Действия малыша с предметами становятся более разнообразными и ловкими. Он уже многое умеет делать сам, знает названия и назначение бытовых предметов,стремится помогать взрослым: мыть посуду, вытирать стол, чистить пылесосом пол, поливать цветы. Он все более осознанно хочет действовать как взрослый, его начинает привлекать не только процесс выполнения действия, но и его результат. Ребенок старается получить такой же результат, как и взрослый. Таким образом,отношение ребенка к своей деятельности постепенно меняется: ее регулятором становится результат. В самостоятельных занятиях, играх малыш начинает руководствоваться замыслом, стремлением к достижению успеха в деятельности.

Овладение предметной деятельностью стимулирует развитие таких личностных качеств детей, как инициативность, самостоятельность, целеустремленность. Ребенок становится все более настойчивым в достижении поставленной цели.

На третьем году жизни общение со сверстниками начинает занимать все большее место. Это связано с тем, что к трем годам возникает особое, специфическое содержание общения детей между собой.

Совершается заметный перелом в общении: действия по отношению к сверстнику как неодушевленному предмету идут на убыль, появляется стремление заинтересовать его собой, чувствительность к отношению ровесника. Все чаще малыши испытывают удовольствие от совместных игр. Их незатейливые и кратковременные действия основаны на подражании друг другу, но они говорят о зарождающемся общении. Однако как бы ни была привлекательна игра со сверстником, появившиеся в поле зрения взрослый или игрушка отвлекают детей друг от друга.

Могут возникать споры и агрессия, связанные от незнания поведения, что приводит в свою очередь к слезам малышей. Что бы избежать конфликтов, показать детям как можно себя вести, вызвать гуманистические и добрые чувства, воспитателю в работе помогает сказка. Дети готовы воспринимать смысл произведения через сказочных героев и проецировать его в своей жизни.

Источник

Ранний возраст – чрезвычайно важный и
ответственный период психического развития
ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё
только начинается – речь, игра, общение со
сверстниками, первые представления о себе, о
других, о мире. Впервые три года жизни
закладываются наиболее важные и фундаментальные
человеческие способности – познавательная
активность, любознательность, уверенность в себе
и доверие к другим людям, целенаправленность и
настойчивость, воображение, творческая позиция и
многое другое. Следовательно, все эти
способности не возникают сами по себе, как
следствие маленького возраста ребёнка, но
требуют непременного участия взрослого и
соответствующих возрасту форм деятельности.

Общение и сотрудничество ребёнка с взрослым

В общении с близкими взрослыми, которые
помогают ребенку познавать мир “взрослых”
предметов, преобладают мотивы сотрудничества.
Взрослый становится для ребёнка образцом
человеческих действий с предметами. Теперь
необходимо соучастие взрослого, одновременная
практическая деятельность вместе с ним,
выполнение одного и того же дела. В ходе такого
сотрудничества ребёнок одновременно получает и
внимание взрослого, и его участие в действиях
ребёнка и, главное — новые, адекватные способы
действия с предметами.

Взрослый теперь не только даёт ребёнку в руки
предметы, но вместе с предметом передаёт способ
действия
с ним. В совместной деятельности с
ребёнком взрослый выполняет сразу несколько
функций:

  • во-первых, взрослый даёт ребёнку смысл действий
    с предметом, его общественную функцию;
  • во-вторых, он организует действия и движения
    ребёнка, передаёт ему технические приёмы
    осуществления действия;
  • в-третьих, он через поощрения и порицания
    контролирует ход выполнения действий ребёнка.

Ранний возраст является периодом наиболее
интенсивного усвоения способов действий с
предметами. К концу этого периода, благодаря
сотрудничеству с взрослым, ребёнок в основном
умеет пользоваться бытовыми предметами и играть
с игрушками.

Предметная деятельность и её роль в развитии
малыша

Новой социальной  ситуации развития
соответствует и новый тип ведущей деятельности
ребёнка – предметная деятельность.
  

Предметная деятельность является ведущей
потому,  что именно в ней происходит развитие
всех сторон  психики и личности ребёнка.
Прежде всего, нужно подчеркнуть, что в предметной
деятельности малыша происходит развитие восприятия,
а поведение и сознание детей этого возраста
целиком определяется восприятием. Так, память в
раннем возрасте существует в форме узнавания,
т.е. восприятия знакомых предметов.

Мышление ребёнка данного возраста носит
преимущественно непосредственный характер –
ребёнок устанавливает связи между
воспринимаемыми предметами. Он может быть
внимателен  только к тому, что находится в поле
его восприятия. Все переживания ребёнка также
сосредоточены на воспринимаемых предметах и
явлениях.

Читайте также:  Развитие родителя через воспитание ребенка

Поскольку действия с предметами направлены в
основном на такие их свойства как форма и
величина
, именно эти признаки являются
главными для ребёнка.  Цвет в начале раннего
детства не имеет особого значения для узнавания
предметов.

Особое значение имеют действия, которые
называют соотносящими и требуют учёта
величины, формы, местоположения различных
предметов.   Характерно, что большинство
игрушек, предназначенных для детей раннего
возраста, (пирамидки, простые кубики, вкладыши,
матрёшки) предполагают именно соотносящие
действия. Когда ребёнок пытается осуществить
такое  действие, он подбирает и соединяет
предметы или их части в соответствии с их формой
или размером.

Богатая и разнообразная сенсорная среда, с
которой малыш активно действует,  является
важнейшей предпосылкой становления внутреннего
плана действия и умственного развития.

Мышление ребёнка, которое осуществляется в
форме внешних ориентировочных действий,
 называют наглядно-действенным. Именно
эта форма мышления характерна для детей раннего
возраста. Малыши активно используют
наглядно-действенное мышление для обнаружения и
открытия самых разнообразных связей вещей и
явлений окружающего их предметного мира.

Овладение речью

Одним из главных событий в развитии ребёнка
раннего возраста является овладение речью.

Ситуация, в которой возникает речь, должна
представлять предметное сотрудничество ребёнка
с взрослым.

В таком предметном сотрудничестве взрослый
  ставит  перед ребёнком речевую задачу,
которая требует перестройки всего его поведения:
чтобы быть понятым, он должен произнести
совершенно определённое слово.

Все эти  достижения становятся возможными
благодаря тому, что ребёнок осваивает грамматическую
форму речи
,  которая позволяет связывать
  между  собой отдельные слова,
  независимо от реального положения тех
предметов, которые они обозначают.

Овладение речью открывает возможность произвольного
поведения ребёнка.
Первым шагом к
произвольному поведению является выполнение
речевых инструкций взрослого
.

Рождение игры

Действия маленького ребёнка с предметами  —
это ещё не игра. Разделение
предметно-практической и игровой деятельности
происходит только в конце раннего возраста.
Сначала ребёнок играет исключительно с
реалистическими игрушками и воспроизводит с
ними знакомые ему действия (причёсывает куклу,
укладывает её спать, кормит, катает в коляске и
пр.)  

Появление потребности в общение со
сверстниками

Очень важным приобретением раннего возраста
является становление общения со сверстниками.
Другой ребенок становится не только
“интересным” предметом, но и партнером по
общению. Первые субъектно-ориентированные
контакты с ровесниками появляются именно в этот
период жизни малыша.

Общение детей раннего возраста можно назвать эмоционально-практическим
взаимодействием
. Главными характеристиками
такого взаимодействия являются:
непосредственность,  отсутствие предметного
содержания;  раскованность, эмоциональная
насыщенность,  нестандартность
  коммуникативных средств, зеркальное
отражение действий и движений партнёра. Дети
  демонстрируют  и воспроизводят друг перед
другом эмоционально-окрашенные игровые
действия. Общность действий и эмоциональных
  экспрессий даёт им уверенность в себе и
приносит яркие  эмоциональные  переживания.
По-видимому,   такое взаимодействие, даёт
ребёнку ощущение своего сходства с другим,
равным ему существом, которое вызывает бурную
радость.   Получая от сверстника ответную
реакцию и поддержку в своих играх и затеях,
ребёнок реализует свою самобытность и
уникальность
, что стимулирует самую
непредсказуемую инициативность малыша.

Таким образом, ранний возраст – период
интенсивного психического развития ребенка,
которое происходит по нескольким линиям.
Наиболее важными из них являются:

  • развитие предметной деятельности и делового
    общения с взрослым;
  • развитие активной речи ребенка;
  • развитие произвольного поведения;
  • появление игровых замещений;
  • формирование потребности в общении со
    сверстником;
  • развитие самосознания и самостоятельности
    ребенка.

Памятка для воспитателей

Ведущая деятельность раннего детства —
предметная

(совместно с взрослыми, а затем и
самостоятельно).

  • Интенсивно идет сенсомоторное развитие:
    вертикальное положение тела расширяет
    ориентацию в пространстве, освобождает руки для
    манипулирования предметами, исследовательской
    деятельности.
  • Осуществляется речевое общение, развивается
    понимания речи взрослых, увеличивается запас
    слов, происходит овладение лингвистическими и
    грамматическими нормами построения фраз (в 2 года
    ребенок строит предложения).
  • Возникает способность к словесным обобщениям —
    понимать и активно пользоваться языком в общении
    с людьми; речь становится средством развития
    мышления и саморегуляции поведения.
  • Ребенок овладевает предметными действиями:
    действия, и способы обращения ребенка с
    предметами начинают подчиняться
    функциональному назначению этих предметов,
    общекультурным нормам. Предметная деятельность
    обусловливает развитие восприятия, памяти,
    наглядно-образного мышления.
  • Растет любознательность ребенка (Он спрашивает:
    “Что это? Почему? Зачем?”); появляется интерес к
    сказкам, стихам и пр.
  • Появляются игровые действия (игры — подражания
    действиям взрослых).
  • Развивается восприятие (цвета, формы, размера),
    ребенок может выделить устойчивые признаки
    предметов; восприятие способствует развитию
    памяти, мышления (группировка предметов по цвету,
    форме).
  • Происходит становление элементарного
    самосознания (“Я сам”).
  • Начинает формироваться способность к
    произвольной саморегуляции.
  • Ребенок приучается к чистоплотности,
    саморегуляции своих физиологических функций.
  • Возникает ощущение самостоятельности,
    автономности, воли либо зависимости от других,
    пассивности, стыда, сомнение в своих
    способностях регулировать функции организма.
  • Возникает кризис 3 лет как утверждение
    самостоятельности.

Источник