Условия для полноценное развития ребенка в системе образования

Хорошая память, концентрация внимания, активная работа мозга, усидчивость – все эти качества обеспечат успешное овладение школьными знаниями. Обеспечив организм необходимыми витаминами и минеральными веществами, мы можем активизировать познавательные процессы, улучшить мыслительную деятельность.

Хотелось бы напомнить вам об 11 продуктах, которые нужно обязательно включать в рацион ребёнка школьного возраста, чтобы помочь ему без труда справляться с учебными задачами.

1. Рыба.

Самая лучшая рыба – жирная морская. В жирной морской рыбе есть Омега-3 жирные кислоты, которые уменьшают количество вредного холестерина, тем самым оказывают положительное влияние на головной мозг и сосуды.

Омега-3 жирные кислоты защищают нервные клетки мозга, снижают возможность появления депрессии, и даже синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Кроме этого, в рыбе содержится йод и фосфор, которые способствуют мозговой деятельности.

2. Яйца.

В составе яиц есть все нужные аминокислоты, которые требуются для хорошей работы головного мозга.

Учёными доказано, что употребление яиц способствует росту детей.

Также яйца являются источником ниацина, который необходим для питания мозга и способствует улучшению памяти.

3. Чеснок.

Он активизирует кровообращение, что способствует хорошему снабжению мозга кислородом. Включая каждый в пищу 2-3 зубчика чеснока, можно улучшить память.

Всем известно, что чеснок – это проверенное средство для защиты от инфекций и природный антисептик.

4. Красный виноград.

Красный виноград относят к числу природных антиоксидантов, которые помогают мозгу сохранять и перерабатывать полученную информацию.

5. Брокколи.

Этот вид капусты – источник витамина К, который улучшает мозговую деятельность. Ещё в состав брокколи входит бор, который также повышает мозговую активность. Содержание кальция и магния в этом овоще позволяет сбалансировать работу нервной системы, обеспечить регуляцию цикла сна и бодрствования, а также стрессоустойчивость.

6. Бобовые.

Углеводы бобовых пополняют организм ребёнка достаточным запасом энергии и активностью, а также длительным чувством насыщения.

В бобовых содержится фолиевая кислота и другие витамины группы B. Все эти полезные компоненты укрепляют краткосрочную и долговременную память.

7. Томаты.

В них есть ликопин, один из самых сильных антиоксидантов, защищающих оболочку нервных клеток. Интересно, что полезные свойства ликопина не снижаются при термической обработке помидоров.

Также в томатах есть витамин РР, который регулирует обмен веществ и работу нервной системы, улучшает зрение, пищеварение и кровообращение.

8. Лимоны.

Витамины группы В, входящие в состав лимонов, благоприятно влияют на нервную систему. Это, в свою очередь, позволяет мозгу работать в спокойном режиме, способствует улучшению памяти и внимания.

9. Грецкие орехи.

Достаточно съесть пять орехов в день, чтобы восполнить запасы Омега-3 в организме ребёнка. А Омега-3 стимулируют умственную деятельность, улучшают память.

Грецкие орехи пользуются популярностью у людей, которым часто нужно концентрироваться в течение продолжительного времени или работать в условиях напряжённой мыслительной деятельности.

10. Мёд.

Мёд – уникальный источник редких микроэлементов, которые благотворно влияют на умственное развитие детей.

Полезное вещество холин, содержащееся в мёде, способствует укреплению памяти, а также обладает успокаивающим действием.

11. Вода.

Мозг человека почти на 90% состоит из воды, следовательно, обезвоживание для него опасно. Чтобы не получить обезвоживания и улучшить работу головного мозга, нужно выпивать около 2 литров воды в течение дня.

Учёные установили, что школьник, который выпивает достаточное количество воды – более усидчив и сосредоточен во время уроков.

Включая в меню вашего ребёнка эти продукты, конечно, не нужно забывать, что некоторые из них могут вызывать аллергическую реакцию.

Интересная статья?

Нажмите палец вверх, подписывайтесь на канал, и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.

Оставляйте комментарии, делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!

Источник

В педагогической литературе и публицистике в
последнее время много говорится о формировании
единого образовательного пространства как
условия полноценного личностного развития
учащихся. Чаще всего с содержанием данного
понятия связывают мероприятия по созданию
взаимосвязанных, согласованных условий, методов
и средств обучения и воспитания.

В традиционной педагогике ранее это понятие
называлось как воспитывающее обучение и
воспитание.

Личностное развитие основывается на учете
индивидуальных особенностей учащихся, но не в
традиционном его понимании. Суть такого вида
деятельности в разработке и обосновании
комплексной и системной технологии с
ориентацией на внутренние механизмы развития и
функционирования личности – персонализацию,
рефлексию, стереотипизацию. Существенной
стороной организации личностного развития
является учет психологии детей, который
определяет специфику работы той или иной
технологии. Другими словами создаются
определенные условия для развития личности, с
учетом предпочтений и интересов воспитанника,
позволяющие ему самовыражаться и
самоактуализироваться. И в этом случае здесь
важна роль системы дополнительного образования,
т.к. оно самоценно, у него особое содержание,
технология, образовательная методика, оно
практико-ориентированно, процесс познания иной,
чем в школе. Он строится не вербально, а от
действия – к знанию, к творчеству.

Цель педагогической деятельности учителя в
системе дополнительного образования – передать
ребенку, с его индивидуальными способностями и
возможностями, социокультурное содержание
образования, опыт, создать для него целостную
среду становления и развития личности.
Образовательная деятельность педагогов ДО
ориентирована на детей разного уровня развития и
разной подготовки. Создавая условия для
личностного развития детей педагогами
используются принципы
личностно-ориентированного обучения, контроль
эффективности полученных знаний проходит как
через идеологию критериально-ориентированного
тестирования, так и через вовлечение детей в
активную творческую деятельность. Сами принципы
требуют знаний и изучений индивидуальных
особенностей темперамента, характера, взглядов и
вкусов, привычек воспитанников. В этом им
помогает социально-психологическая служба
школы, совместная деятельность с классными
руководителями и родителями учащихся.
Использование в работе диагностик Айзенка,
Рокича, опросников Климова и Пряжникова,
результатов школьного теста умственного
развития, анкетирование и собеседование с
родителями и учащимися позволяет изучить
сформированность мышления, интересов, установок,
направленности личности, отношение к жизни,
труду, ценностные ориентиры, планы, развивать
самостоятельность, самодеятельность, направлять
ведущую к успеху деятельность. Личностный подход
имеет много общего с индивидуальным подходом, но
преследует главную цель – развитие личности,
принятие ее самости, создание условий для
проявления и развития личностных функций
субъектов образовательного процесса.
Комплексное осуществление этих требований
устраняет упрощенность возрастных и
индивидуальных подходов, обязывает педагога
учитывать глубинное развитие процессов,
опираться на закономерности
причинно-следственных отношений в личностном
развитии детей. При таком подходе происходит
развитие не отдельно личности ребенка и личности
педагога, а единого субъекта образовательного
процесса.

Показателями в развитии субъекта выступает
система личностных смыслов в сознании ребенка,
жизненных смыслов и смысловых структур педагога.
Принципы личностного развития детей,
используемые в системе дополнительного
образования в нашей школе, можно проследить на
примере работы детских творческих объединений.

Так, при наборе детей в группы изучаются
индивидуальные особенности подростков,
мотивация к занятиям творческой деятельностью,
проводятся собеседования с детьми по выявлению
навыков и интересов школьников, групповые
тренинговые занятия на сплочение групп первого
года обучения с использованием методик Р.В.
Овчаровой, Л.И. Дубровиной («Справочная книга
школьного психолога» М., Владос, 2002 г). Совместная
деятельность с социальными педагогами и
психологами позволяет найти к ребятам
индивидуальный подход, раскрыть их способности,
развивать возможности их творческого роста.

В этой работе не маловажная роль отводится
совместной деятельности и с родителями
воспитанников. Школа является одним из важнейших
социальных институтов, обеспечивающих
воспитательный процесс и реальное
взаимодействие ребенка, родителей и социума. К
основным направлениям деятельности педагогов и
родителей относятся:

  • познавательная сфера жизни (работа с
    учителями-предметниками);
  • поддержка физического здоровья детей;
  • дополнительное образование и развитие
    творческого потенциала детей;
  • поддержка одаренных детей;
  • социально-психологическая поддержка и
    профилактика безнадзорности.
Читайте также:  Особенности развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста

Залогом успеха в реализации данной идеи
является объединение усилий родительской и
педагогической общественности на всех уровнях.

Важными условиями успеха сотрудничества семьи
и школы является воспитание «всем миром»,
создание единого образовательного пространства
микрорайона и города. При анализе комфортности
взаимодействия семьи и школы в деле создания
благоприятных условий для развития личности
ребенка у всех субъектов образования отмечается
пропорциональное напряжение. Каждая сторона
образовательного процесса имеет свои выраженные
претензии

Со стороны детей это:

  • не достаточно времени на занятия ДО, расписание
    занятий не всегда составлено по запросу каждого
    ученика;
  • педагог часто навязывает свою программу, свои
    мероприятия;
  • ограниченное пространство (удаленность
    микрорайона) не удовлетворяет потребности всех
    детей по разнообразию выбора дополнительными
    занятиями.

Со стороны педагогов претензии следующие:

  • родители мало времени уделяют внешкольной
    деятельности своих детей;
  • у детей снижается мотивация к занятиям в
    системе ДО при повышении требований со стороны
    педагога;
  • у детей не сформирована ответственность.

Со стороны родителей:

  • учеба в школе важнее занятий в системе ДО;
  • учителя задают много домашних заданий и времени
    на дополнительные занятия не остается;
  • режим работы педагога ДО не всегда устраивает.

С целью снижения взаимных претензий в школе
создаются условия для полноценного развития
личности. Расписание занятий ДО корректируется в
течение учебного года, набор в группы так же идет
на протяжении всего учебного года, при
планировании работы детских объединений
учитывается мнение детей, даже не большие успехи
каждого ребенка в системе ДО доводятся до
сведения как педагогов, так и родителей. При
вовлечении родителей в учебно-воспитательный
процесс, происходит не только повышение их
образовательно-просветительского уровня, но и
взаимопонимание в вопросах воспитания и
развития детей.

В нашей школе для расширения информационного
пространства родителей традиционно проводятся
дни открытых дверей, когда каждый родитель имеет
возможность посетить занятия дополнительного
образования, побывать в роли ученика,
понаблюдать за успехами своего ребенка в системе
ДО. Давней традицией стали ежегодно проводимые
творческие отчеты системы дополнительного
образования по всем направлениям деятельности.
На такие творческие встречи привлекаются
родители, классные руководители,
педагоги-предметники, которые выступают в роли
зрителей, участников, союзников.

С целью трансляции опыта и популяризации
деятельности системы дополнительного
образования, снижения правонарушений,
вовлечения подростков из неблагополучных семей
в систему ДО, в нашей школе создан
пресс-радиоцентр «Ровесник», который тесно
сотрудничает с корреспондентским пунктом «Миг»,
поэтому большинство мероприятий транслируются
по местному телевизионному каналу, а об успехах
наших воспитанников родители и педагоги имеют
возможность узнать из школьной газеты.

С 2005 учебного года в школе активно работает
общешкольный родительский комитет по следующим
секторам: учебный, сектор охраны труда и прав
детства, правовой сектор, культмассовый.
Родители от каждого класса каждую четверть,
собираясь на заседания, имеют возможность
ознакомиться с достижениями в учебной и
внеклассной деятельности, быть в курсе
возникающих проблем школьной жизни. В течение
учебного года действующие родительские сектора
проводят рейды по школе, знакомятся с
проведением перемен, соблюдением Устава и режима
школы, контролируют безопасность пребывания
учащихся на территории школы, а также проводят
совместные рейды с инспектором ПДН по территории
поселка в вечернее время, с посещением
поселковой дискотеки. Итоги рейдов доводятся до
сведения Совета школы и представителей местного
самоуправления на совместных заседаниях
администрации поселка.

Опыт показывает, что творческое сотрудничество
с семьей активно пропагандирует позитивный опыт
семейного общения, привлекает семью к
осознанному и активному участию в образовании
школьника, создает оптимальные условия и
позволяет добиваться позитивных результатов в
развитии и саморазвитии, воспитании и
самовоспитании, обучении и самообучении
личности. Происходит объединение усилий в
стремлении к достижению оптимальных
результатов, что делает школу привлекательной
для родителей и детей, стимулирует творческую
активность педагога. В трудных ситуациях
положительный опыт общения позволяет педагогу
решать возникающие проблемы спокойно,
доброжелательно, с доверием. Педагог находит не
только единомышленников, но и союзников,
помощников.

Формы взаимодействия семьи и школы – это
многообразие организации их совместной
деятельности и общения. Предлагаю вам перечень
некоторых из традиционных и нетрадиционных форм
работы, проводимых в нашей школе с участниками
образовательного процесса:

Традиционные формы Нетрадиционные формы
Родительские собрания
Общешкольная конференция
Родительский лекторий
Вечера отдыха для детей и родителей
Родительские чтения
Семинары
Практикумы
Заседания
«круглый стол»
«педагогическая гостиная»
Тренинг
«устный журнал»
Акция «Милосердие», «Подарок солдату» и т.п
Трудовой десант
Выставки семейного творчества
вернисаж
Творческие вечера, встречи
Диспуты, вечера
Турниры знатоков
Встречи с администрацией школы
Мама, папа, я – спортивная семья
Тематические беседы, обсуждение статей о
воспитании
Совместные творческие дела
Родительские рейды
Семейные традиции
Семейный клуб по интересам
Гороскоп моей семьи
География моей семьи
День рождения в семье
Семейные праздники, традиции
Создание сборника «Опыт воспитания в семье»
Мамин и папин праздник
Известные люди моей семьи
Бабушкины посиделки
Конкурс «Я горжусь своим дедом!»
Праздник семейного блюда
Песни (сказки) моей бабушки
Мир увлечений моей семьи
Мой семейный альбом
Клуб «Папино воспитание»
Научная конференция
Субботняя «детско-родительская» линия
Ярмарка семейных поделок
Создание «культурной семейной карты»

Для родителей так же действуют наглядные формы
работы: стенды-передвижки, библиотечные уголки,
проводятся лектории с просмотром видеофильмов,
фотовыставки, разработаны памятки-рекомендации
по разрешению проблем воспитания.

Анализ проводимых в 2006–07 уч.г. в школе акций
«Ягодка», «Подарок солдату», «Традиции моей
семьи», в которых активное участие принимали
воспитанники системы ДО, граждане детской
организации «Возрождение», подростки
творческого объединения «Диалог» показал, что
активность родительской общественности к жизни
школы растет. Темы собраний отвечают современным
запросам общества и характеризуют проблемные
места в воспитательном процессе школы. В школе
умело организуется и продумывается просвещение
родителей, и родительские собрания уже не
являются перечислением ошибок и пороков
учащихся. Ежемесячно проходят заседания
родительских комитетов по организации досуга и
оказание помощи в организации
учебно-воспитательного процесса. Родители стали
чаще интересоваться делами в школе, посещать
родительские тренинги, индивидуальное
собеседование, культурно-массовые мероприятия,
общаться с педагогами системы ДО.

Отрадно отметить, что информирование родителей
через СМИ, дистанционное консультирование также
приносит свои действенные результаты – больше
стало обращений по вопросам воспитания и
обучения детей в социально-психологическую
службу, повысилась заинтересованность родителей
в проведении ребенком своего досуга, возрастает
роль родительской ответственности.

Безусловно, не все родители принимают
непосредственное и активное участие в школьной
воспитательной работе, сотрудничают с системой
дополнительного образования. Но в каждом
объединении, в каждом классе есть родители,
которые с радостью идут к сотрудничеству с
педагогами. И задача нас, как педагогов –
привлечь их к активному участию в школьной жизни,
дать понять, что воспитание – это единый,
совместный процесс, ошибки и недоработки
которого негативно отразятся на развитии
личности ребенка.

«Родительское требование к себе и ребенку,
родительское уважение к себе и своей семье,
родительское понимание твоих поступков и
действий – вот главный метод воспитания»
по
словам Антона Семеновича Макаренко.

Позитивный союз педагогов и родителей – вот
основа для развития творческой личности ребенка.

Приложение

Источник

План проведения диспута

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам с рождения до 3 лет

Какие условия необходимы для того, чтобы дети полноценно проживали детство и при этом готовились к школе?

Я ходила в обычный детский сад, где нас многому учили, проводили занятия, где была интересная жизнь с непременными классиками, как только сходил с асфальта снег, с прятками и жмурками, чтением интересных книг и всем тем, чем должно наполняться настоящее детство.

Известный педагог и детский врач Януш Корчак настойчиво подчеркивал самоценность детства как подлинного, а не предварительного этапа будущей «настоящей» жизни. Он считал детство фундаментом жизни: без полноценного детства последующая жизнь будет ущербной.

Известный детский психолог А. В. Запорожец, отмечал, что необходимо широкое развертывание и максимальное обогащение содержания специфических детских форм игровой, практической и изобразительной деятельности, а также общение детей друг с другом и со взрослыми.

ФЗ «Об образовании  в РФ» (статья 64. Дошкольное образование) гласит, что дошкольное образование направлено на формирование предпосылок учебной деятельности.

Одним из принципов ФГОС дошкольного образования является:

  1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития

ВОПРОС: Какие условия необходимы для того, чтобы дети полноценно проживали детство и при этом готовились к школе?

Подготовка действительно нужна. Иначе ребенку сложно будет совершить переход от дошкольного детства, в котором его просто любили и не оценивали,- к школе, где у него появляется новая социальная роль.

Основная формула стандарта – детство самоценно и разнообразно: не ребенок готовится к школе, а школа должна готовиться к ребенку.

ВОПРОС: Какие особенности организации образовательной деятельности в современном ДОУ?

Руководитель рабочей группы по созданию проекта ФГОС дошкольного образования, директор Федерального института развития образования Александр Асмолов отмечает, что

«…Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе — это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста».

ВОПРОС: Должен ли детский сад готовить ребенка к школе?

Директор Учреждения Российской академии образования «Институт психолого-педагогических проблем детства» Татьяна Волосовец отмечает:

«В новом стандарте  установлены требования не к результатам обучения в детском саду, а к результатам социализации детей». 

Давайте попробуем рассмотреть игру с точки зрения психологии. Упустим моменты  значения игры во всестороннем развитии ребенка, пройдем мимо видов, типов, классификаций игр. Представим себе ребенка младенческого, раннего возраста с погремушкой, середнячков-девочек – с куклой, девочки постарше – с кукольным набором – «парикмахерская», выпускниц детского сада….

Предположим, что социализация дошкольника осуществляется  прежде всего в игре. В игровом пространстве дети  осваивают  социальные навыки и учатся сотрудничеству. Возникающие  между ними контакты  по поводу игрушек или других  предметов становятся первой формой социального общения со сверстниками, формируется опыт  координации своих действий и взаимопонимания. Вспомните содержание игры у младших дошкольников – это действия с определенными предметами, они однообразны, состоят из ряда повторяющихся операций. Это наш малыш с погремушкой. Согласны?

Игра  изнутри мотивирует детскую деятельность, что позволяет  актуализировать внутреннюю социальную направленность субъекта  во внешний мир,  стимулируется социальная активность ребенка. В среднем дошкольном возрасте прослеживается воспроизведение отношений между взрослыми, выполнение роли, выделяются специальные действия, которые передают характер отношений. Старшие дошколята — подчиняются правилу, вытекающему из взятой на себя роли. По мере развития роль приближается к действительности, определяет поведение ребенка в игре. Прослеживается переход от погремушке к кукле и к набору для сюжета –«парикмахерская».

Игровая среда является необходимым  условием развития социального интеллекта детей, а групповая сюжетно-ролевая игра в дошкольной образовательной организации обладает большим потенциалом развития межличностного  общения и сплочения детского коллектива. Познавая социальную реальность, ребенок  присваивает ее в игре, включает в собственную картину мира, моделируя  взаимоотношения и всесторонне исследуя  содержание и формы общения людей – более высокая ступень развития формы социального общения.  По мере расширения коммуникативного репертуара повышается  социальная компетентность. То есть развитие содержания игр происходит от отображения действий к отношениям. Охватывается все большая сфера действительности, происходит усложнение сюжетной линии.

Мы приближаемся к девочке – выпускнице…

В то же время,  в игровой среде ребенок учится отделять себя от других.  Осознавать индивидуальность и соотносить себя с другими  через  отождествление, идентификацию, сопереживание. Играя,  он не только моделирует социальные отношения. Но через  эмоциональное  переживание, отношение  к сюжету усваивает их, а растущая благодаря эмоциональной включенности уверенность в себе развивает способность  действовать в разных коммуникативных ситуациях. Чего мы и ждем от выпускника детского сада.  Постепенно дети начинают отображать логику реальной действительности. Происходит развитие действий от однообразных к разнообразным. То есть при правильном руководстве игрой  происходит  успешная социализация дошкольника или другими словами, социально адаптированный ребенок  в дошкольном учреждении имеет накопленный багаж внутренних качеств, необходимых для успешного обучения в школе.

Л. С. Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но наоборот, она пропитывает собой всю деятельность ученика. Игровая деятельность может иметь место на любом этапе учебно-познавательной деятельности при подготовке ребенка к школе.

По данным психологов, успешностью в обучении отличаются те дети, которые исчерпали возможности развития в рамках дошкольного возраста с его ведущей деятельностью – ролевой игрой. А «ненаигравшиеся» дети характеризуются худшей успеваемостью, несформированностью мотивов учебы и в целом познания, быстро утрачивают интерес к школе

Вывод: Игра является не только условием, но и средством для подготовки детей к школе.

ВОПРОС: Каким Вы видите детский сад будущего, детский сад через 5 или 20 лет? 

Детский сад — пространство культуры в целом. Это будет процесс взаимного обогащения, а не только воспитательный процесс с позиции взрослого, стоящего над ребенком и смотрящего на него сверху вниз. Современные дети часто видят дальше, они свободнее нас.  

Таким образом,

Основная задача ДОУ – создавать условия, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге ребенок полноценно проживает дошкольный возраст, развит и мотивированным переходит на следующий уровень образования.

Решение обозначенной задачи возможно только при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы, начиная с первых дней пребывания ребенка в ДОУ.

Разработчики ФГОС ДО рекомендуют педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста, прочесть книгу Д.С. Лихачева «Поэзия садов», где  поэзия садов — та модель, в которой будут прорастать самые разные культуры. И детский сад станет не просто учреждением, а местом поддержки разнообразия каждого ребенка, чем я и планирую заняться в ближайшее время.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:

Социализация

ПОКАЗАТЕЛИ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКА:

-точность и адекватность отражения объективной реальности в субъективной картине мира;

— эмоциональное принятие и усвоение социальных и моральных норм и правил;

— благоприятный социометрический статус ребенка в группе, наличие взаимных симпатий;

— сформированность социальных переживаний и эмпатии;

— навыки произвольной регуляции поведения в соответствии с социальными нормами и правилами;

— способность находить спонтанные, социально приемлемые формы самовыражения, искренность  и относительная (по возрасту) независимость;

— положительная устойчивая самооценка и адекватный уровень притязаний;

-личный опыт социального взаимодействия и принятия решений в разных ситуациях социального взаимодействия,

ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ В ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ:

Игра имеет самое непосредственное отношение к подготовке к школе. В ней есть все, что необходимо для полноценного развития ребенка. И в этом ее незаменимое значение. В играх ребенок формируется как активный деятель: он определяет замысел и воплощает его в игровом сюжете. Он по своему усмотрению вносит коррективы в игровые планы, самостоятельно входит в контакты со сверстниками, пробует свои силы и возможности. Самостоятельность, активность, саморегуляция — важнейшие характеристики свободной игровой деятельности — играют неоценимую роль в формировании личности будущего школьника. Если сюжетно-ролевые игры оказывают более широкое общеразвивающее влияние на личность дошкольника, то игры с правилами (дидактические игры) самым непосредственным образом связаны с предстоящей учебной деятельностью и поведением учащихся. В играх с правилами происходит своеобразное моделирование, проигрывание ребенком ситуаций и действий, в значительной степени приближенных к будущей учебной деятельности. В любой дидактической игре всегда есть игровая задача, которую ребенку следует понять и принять (узнать, каких предметов больше, убрать лишние игрушки, найти одинаковые и т.п.); чтобы ее решить, необходимо выполнить определенные действия (сравнить, проанализировать, измерить, сосчитать). Многие игры с правилами, например настольно-печатные, требуют от ребенка довольно сложных действий, выполнения одновременно нескольких условий, в таких играх развивается и необходимая будущему школьнику произвольность поведения и общения со взрослыми и сверстниками.

Читайте также:  Принцип условий свободы развития ребенка

Игровая форма организации занятий помогает детям легко включиться в познавательную деятельность, благоприятствует многогранному раскрытию личности, развивает ее способности, сплачивает детей на основе общих замыслов и интересов. Успешное применение игры в организации познавательной деятельности в значительной мере связано с творчеством самого педагога, его умения «подать» игру, направить инициативу детей и их творческую активность.

Игра является одной из универсальных педагогических технологий, которые с успехом применяются в работе с любой возрастной группой учащихся, особенно с детьми 5-6 лет. Они могут быть использованы на любом занятии и во внеклассной работе. Интересная и содержательная игровая деятельность детей обеспечивает при условии использования разнообразных игр: подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых, игр – драматизации, игр-путешествий и т.д.

Детская игра — вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними, направленный на ориентировку и познание предметной и социальной действительности, одно из средств физического, психического, умственного и нравственного воспитания детей. Наблюдая за игрой, можно многое сказать об уровне развития ребенка в целом. Каждая игра – это общение ребенка с окружающими. В логических играх воспитывается сознательная дисциплина, ребенок приучается к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, радоваться успехам других, стойко переносить свои неудачи. Если ребенок  пассивен, не проявляет интереса к играм, если они стереотипны и примитивны по содержанию, это серьезный сигнал неблагополучия в развитии ребенка.

Знакомясь с математическими понятиями, малыш учится анализировать, сравнивать, обобщать, группировать, а также планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий. У него развивается мышление, внимание, память, творческая активность и речь.

Математика в повседневной домашней жизни встречается всюду. Важно ненавязчиво, в игровой форме, привлекать внимание ребенка к таким предметам, которые в обычных условиях его не интересуют. Их можно включить в игровое пространство, В игре ребенок начинает незаметно для себя решать учебные задачи.

Для того чтобы  ребенок был умным, веселым, дружелюбным и уверенным в себе, не обязательно ему читать лекцию на эту тему (да и не действенно это), надо просто играть в полезные для его возраста игры.

Игра – это максимально свободная от всякого принуждения деятельность, находящаяся во власти эмоций, в которой ребенок раньше всего учится управлять своим поведением и регулировать его в соответствии с общепринятыми правилами и нормами. Свобода в игре существует только в пределах взятой на себя роли. Эти ограничения ребенок берет на себя добровольно, по собственному желанию, и это доставляет ему удовольствие.

Игра упорядочивает не только поведение ребенка, но и его внутреннюю жизнь, делая ее более осмысленной и осознанной.

Необходимо развивать качества ребенка, ориентированного на обучение:

— в первую очередь у него должна быть сформирована учебная мотивация, учебный мотив — он должен хотеть учиться;

— для успешного обучения в школе у ребенка должны быть сформированы навыки построения внутреннего плана действий в рамках предстоящих задач, игры, поведения, т.е. способность действовать в уме;

— важно, чтобы ребенок обладал достаточным запасом общих и практических знаний;

— необходимым качеством является произвольность деятельности, т.е. умение (опыт) подчинять свои действия правилам, которые устанавливает воспитатель (учитель), взрослый;

— творческая активность и инициативность.

Эти качества являются стержневыми для формирования личности, они формируются не на занятиях, им нельзя «научить» ребенка.

Учебная деятельность – преимущественно деятельность индивидуальная. Тем не менее, учителя обращают внимание на то, чтобы класс формировался как коллектив. Формирование детского коллектива начинается в дошкольном детстве, в совместной деятельности детей. И игра при этом имеет первостепенное значение. В игре ребенок не только учится прислушиваться к партнеру, ориентироваться на его интересы и особенности, но и учится смотреть на себя глазами «другого», корректируя собственное поведение, подчиняя свое желание общим интересам.

В школе заметны «домашние» дети, не получившие в достаточном объеме совместного игрового опыта. В результате такой ребенок, «дорвавшись» до сверстников, либо полностью отдается игре и общению, либо с трудом устанавливает отношения с одноклассниками, требуя признания своей исключительности или же полностью перекладывает всю инициативу на других (как это было в семье). То есть задачи, не решенные в дошкольном детстве, переносятся на школьный возраст. При этом начинает страдать учебная деятельность – ведущая в этом возрасте. Те дети, у которых игровая деятельность не сформирована, обычно не испытывают потребности в переходе к новой ведущей деятельности – учебной. 

Прежде всего, психологи в один голос отмечают, что современные дошкольники абсолютно не умеют играть самостоятельно, у них плохо развито воображение и умение находить нестандартные решения к различным задачам. Именно поэтому сейчас в детских садах основное время детей занято различными развивающими упражнениями и обучающими занятиями, а когда им дают время для игр – начинают возиться, толкаться, драться – то есть делать все, что угодно, но не играть в привычном понимании этого слова.

Кроме того, как ни парадоксально, но ребенок, интенсивно готовящийся к школе, уже теряет всякое желание идти в эту самую школу – потому что усталость и разочарование накапливаются – и продолжать эту «каторгу», конечно, у малыша нет никакого желания.

Любая игра подчиняется каким-то правилам – поэтому игровая деятельность еще и помогает детям учиться придерживаться каких-то правил. Конечно, Вы сейчас можете возразить, что в процессе обучения, а особенно в школе, также нужно придерживаться определенных правил. Это верно, но различие состоит в том, что школьные правила установлены кем-то – и ребенок подчиняется им просто потому что надо, а правила в игре устанавливаются им же самим, по собственному желанию – и здесь он выступает творцом и добровольным (а не по принуждению)исполнителем. Не зря психологи и педагоги утверждают, что игра развивает воображение, логическое мышление, способность мыслить нестандартно. Игра также помогает ребенку научиться организовывать свою деятельность, не ожидая подсказки извне (чем грешат современные дети), развивает любознательность и самостоятельность.

Источник