Условий развития ребенка на его школьные достижения

«Развитие успешности школьника в образовательном процессе»

Актуальность данной темы в современных условиях развития образования не вызывает сомнений. Современное общество нуждается в активных, инициативных, самостоятельных людях. При этом ощущение успешности – одно из ведущих условий формирования таких важных для человека качеств, как уверенность в своих силах, высокая самооценка, достоинство, нравственная устойчивость. Ощущение успешности важно для каждого человека, а для ребенка и подростка особенно, т.к. оно во многом определяет его отношение к себе и к миру, и свое положение в нем.То, насколько подросток будет ощущать себя успешным человеком, во многом зависит от школы, от позиции учителя и самого школьника в образовательном процессе. Мы считаем, что каждый подросток должен научиться проявлять себя в школе как можно в больших видах деятельности (спорте, творчестве, труде), самоутвердиться как в собственных глазах, так и в глазах окружающих его людей.

Заинтересовавшись данной проблемой,  мы решили изучить тему развития успешности ученика в образовательном процессе современной школы. Задачи, поставленные нами в начале работы, вы можете увидеть на слайде.

         Данное исследование состояло из нескольких этапов. На первом, теоретическом, мы ознакомились с различными определениями термина «успех» и «успешность». Согласно словарям Ушакова и Большого толкового словаря русского языка под ред. С. А. Кузнецова, успех — это достижение поставленных целей в задуманном деле, положительный результат чего-либо, общественное признание чего-либо или кого-либо. С социально-психологической точки зрения, его можно рассматривать как оптимальный баланс между ожиданиями других людей, личности и эффективности ее деятельности.

В начале исследования мы предположили, что наибольшими возможностями в развитии успешности обучающегося обладает система неформального (дополнительного) образования. По данным современных исследований дополнительного образования, важные для ребёнка факторы социальной адаптации, психолого-педагогической поддержки, продуктивной организации свободного времени, «ситуации успеха» и многого другогов полной мере предоставляет система неформального (дополнительного) образования детей.

Чтобы практически доказать выше сказанное, мы провели  эмпирическое исследование, а именно опрос среди 6-7 классов школы №334 Невского района г.Санкт-Петербурга. Предлагаемая школьникам анкета состояла из 7 вопросов.

Как оказалось, многие из ребят понимают под словом «успех» состояние, «когда тебя все получается», «когда тебя хвалят», «отличие во всем», «достижение цели», «достижение чего-то, важного лично для тебя». В то же время многие подростки связывают это с хорошей успеваемостью в школе. Для кого-то успех оказался связан и с таким ёмким понятием, как «счастье» или «хорошая дружба» — согласитесь, ответ, который не может нас сегодня не радовать! Анализ ответов подростков на этот вопрос показывает, что для современных школьников успех вовсе не ограничивается хорошей успеваемостью. Напротив, он связан скорее с личными достижениями, с ощущением собственной значимости.

К сожалению, каждый третий учащийся признался в том, что не считает себя успешным человеком. И здесь особый интерес представляют ответы ребят на вопрос «когда ты себя чувствуешь неуверенным». При том, что понятие успех для подростков наполнено разными смыслами (не только учебная успешность), среди причин, вызывающих ощущение неуспешности и неуверенности многие шестиклассники отметили вариант «когда у меня плохие оценки» (46% из общего числа опрошенных). Объяснить это можно тем, что учеба занимает большую часть времени подростка, влияет на его самооценку и самосознание. Это подчёркивает тот факт, что часто школьные неудачи отражаются на личных качествах подростка – чувстве уверенности, вере в свои способности и т.д.

Следующий результат помог разобраться в том, влияет ли неформальное образование на успешность школьников. Обработав результаты, мы выяснили, что те дети, которые ранее ответили, что не считают себя успешными (треть опрошенных), не посещают дополнительные занятия (кружки, секции, музыкальную/художественную школу и т.д.). Изучения же учебных предметов оказывается недостаточно для формированияполноценного опыта решения коммуникативных, организационных, нравственных и даже познавательных проблем. В итоге школьники не приобретают опыта решения личностно значимых, жизненных проблем, который может быть использован за рамками образовательного процесса, в различных ситуациях реальной жизни.

Поинтересовавшись у подростков, что привлекает их в дополнительных занятиях, мы подтвердили свою гипотезу. Неформальное образование имеет все условия для создания атмосферы самоопределения подростков, их самореализации («нравится участвовать в конкурсах, выступать», «хочу стать спортсменом», «занимаюсь любимым делом», «развиваю свои способности»), создаёт пространство для коммуникации («общаюсь там с друзьями», «нахожу новых друзей», «хожу из-за людей, которые посещают кружок вместе со мной» — 16%), помогает приобретению способности в решении задач, возникающих в реальной жизни («чтобы узнавать новое, чему-то учиться», «развиваю интеллект»). Также в представлении подростков неформальное образование помогает развить индивидуальные, присущие только им способности и больше — подчеркнуть собственную уникальность, о чем свидетельствует ответ «хочу быть с изюминкой».

Читайте также:  Кто писал выписку из истории развития ребенка

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

Успех сегодня – успешность на всю жизнь. успешный ученик- это успешный, интересный человек.

Чтобы достичь успеха, необходимо ставить реальные цели и достигать их, активно включаться в творческую деятельность, развивать  способности к успешному взаимодействию с другими людьми, учиться получать удовлетворение не только в моменты достижения результатов, но и  в процессе работы, преодолевая трудности. Все эти условия для развития разносторонне развитой личности ребёнка сегодня и может предложить нам в полной мере неформальное (дополнительное образование). И нам, педагогам, независимо от того, в какой системе образования мы работаем, необходимо помнить, что ценностью для учащихся должны стать инициативность, индивидуальность, потребность в саморазвитии, самоорганизации, самодеятельности и самостоятельности. Именно воспитывая в детях эти качества, мы будем воспитывать успешных людей!

,

Источник

Патина Инусова
Создание педагогических условий для достижения планируемых личностных результатов в образовательном процессе

Доклад на тему

«Создание педагогических условий для достижения планируемых личностных результатов в образовательном процессе».

«Скажи мне и я забуду, покажи мне и я запомню, дай мне действовать самому и я научусь.»

Китайская мудрость.

Докладчик Инусова П. М. – учитель русского языка и литературы.

Как добиться достижения планируемых образовательных результатов на любой ступени общего образования и не подорвать физического и психологического здоровья учащихся, не потерять их положительного мотивационного настроя? Этот вопрос разрешит системно-деятельностный подход, задача которого развивать гармоничную, нравственно-совершен-ную, социально-активную, компетентную и саморазвивающуюся личность посредством активизации её внутренних резервов. И я имею в виду не только систему образования, но и саму деятельность педагога, являющегося основным проводником к планируемым результатам. В основу процесса его работы тоже должен быть положен системно-деятель-ностный подход. Педагогу, работающему по новым стандартам, так же как и его ученикам, необходимо активизировать свои внутренние резервы и саморазвиваться, быть социально-активным и профессионально-компе-тентным, идти в ногу со временем. Он должен научиться организовывать учебный процесс, уметь проектировать и реализовывать программу развития универсальных учебных действий учащихся, уметь исследовать уровень достижения не только предметных, но и личностных результатов.

Ему нужно соединить в себе качества воспитателя, дидакта, методиста и психотерапевта. Опираясь на передовые достижения в педагогике, психологии и методике преподавания предмета, учитель все многообразие приемов и методов обучения подчиняет главной цели – научить учиться, свободно ориентироваться в огромном потоке информации, выделять главное, излагать свои мысли. А для этого необходимо хорошо ориентироваться и владеть педагогическими технологиями, цель которых гарантировать достижение запланированных результатов обучения.

Реализация технологии деятельностного метода обеспечивается системой дидактических принципов:

— Принцип деятельности заключается в том, что ученик получает знания не в готовом виде, а добывает их сам, осознавая при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимая и принимая систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

— Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на технологическом, содержательном и методическом уровне с учетом возрастных и психологических особенностей развития детей.

— Принцип целостности дает учащимся обобщенное системное представление о мире (природе, обществе, самом себе).

— Принцип минимакса предполагает возможность освоения содержанием образования на максимальном для учащегося уровне (зона ближайшего развития) и обеспечить при этом усвоение на уровне социально безопасного минимума (Гос. стандарт).

— Принцип психологической комфортности призван снимать все стрессообразующие факторы учебного процесса, создавая в школе и на уроках доброжелательную атмосферу, ориентированную на реализацию сотрудничества.

— Принцип вариативности предполагает формирование способности систематически находиться в ситуации выбора и принимать правильные решения.

— Принцип творчества ориентирован на творческое начало в образовательном процессе и приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.

Читайте также:  Все о развитии ребенка в 4 месяца и кормлении

Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями: информационно-коммуникационными, коммуникативными, проектными, исследовательскими, технологией проблемного обучения, критического мышления, контрольно-оценочной деятельности и др. и способствует развитию универсальных учебных действий.

В сфере личностных универсальных учебных действий формируется внутренняя позиция учащегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся овладевают умением организовывать свою деятельность в школе и вне ее, ставить цели и задачи, планировать её реализацию, контролировать и

оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере познавательных универсальных учебных действий школьники учатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладевают действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся приобретают умения учитывать позицию собеседника (партнёра, организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

Деятельность учителя по формированию УУД должна быть основана на дифференцированном обучении, где каждый учащийся, включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, может иметь возможность развиваться, повышать свой творческий потенциал, познавательные мотивы, участвовать в разных формах учебного сотрудничества и расширять зону своего ближайшего развития. Основой дифференциации должен быть мониторинг учебной деятельности школьника, знание учителем того, какие ее компоненты у учащегося не развиты, и на этой основе обеспечение восполнения пробелов и устранение возникших трудностей. Естественно, такого рода дифференциация требует специальных методических и технологических приемов, учебных заданий и упражнений. Задания должны быть разноуровневые, позволяющие повысить уровень развития сильных учащихся и помочь слабым преодолеть трудности в обучении.

И это очень актуально в современном образовании, т. к. по данным психологов в школу приходят дети более тревожные и агрессивные, практичные и гиперактивные, имеющие задержку психического и речевого развития, но открытые для любой информации, смелые и стремительные, коммуникабельные и настойчивые. Психологи утверждают, что способности ребенка можно развить, если создать условия, учитывающие его возможности, пристрастия и интересы. Одним из главных условий, обеспечивающих развитие личности, является психологический комфорт. Благоприятный психологический климат характеризуется атмосферой

раскрепощенности, взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создает комфорт и условия для деятельности, раскрывает потенциальные возможности личности. На его фоне ребенок раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с педагогом и сверстниками.

Реализации всех данных задач в обучении в полной мере способствует системно-деятельностный подход. Можно утверждать, что системно-деятельностный подход является фундаментальным современным подходом для достижения образовательных результатов, который заложен в ФГОС нового поколения.

Школа на сегодняшний день обеспечена ИКТ. Кабинеты биологии, химии, русского языка, истории, географии, компьютерные классы русского языка и математики оснащены всей необходимой технологией для достижения планируемых результатов обучения. Кроме того в школе имеется доступ к интернету.

Для обеспечения достижения педагогических результатов школа снабжена телевизорами, ДВД с приставками и с дисками к ним, о которых в последнее время почти забыли. Хотя в библиотеке очень много дисков, их очень редко используют на уроках. Большим удобством являются10 принтеров, из которых не все работают должным образом.

У учителей начальных классов в кабинетах имеются ноутбуки, проекторы,двд и телевизоры, которые необходимы для достижения планируемых результатов по ООП ФГОС 2 поколения.

Для всестороннего развития учащихся на уроках технологии учащиеся получают возможность работать на швейных машинках,а также на станках и использовать разнообразные инструменты создавать что — либо свое.

Школьный спортзал обеспечен спортивным инвентарём. Имеется новое футбольное поле, стол для развития армрестлинга, тренажер, брусья, турники и др.

Для обеспечения качественного образования и для успешного сдачи ЕГЭ и ОГЭ учителями совместно с родителями приобрели рабочие тетради и брошюры по разным предметам.

Для достижения планируемых результатовпрактикуется внеурочная деятельность по разным предметам: кружки, секции, работа с одаренными детьми, а также дополнительные занятия с отстающими учащимися. К каждому празднику, юбилейным датам, историческим событиям учителя и предметники при взаимодействии с учащимися

Читайте также:  Развитие ребенка в 6мес

готовят интересные выступления, сценарии, читательские конференции, игры, конкурсы, которые способствуют всестороннему развитию учащихся.

В этом учебном году были проведены праздничные выступления «День учителя», «День единства народов Дагестана», 120 лет со дня рождения Есенина, «День Матери», «Мы ищем таланты», литературно – музыкальные конференции, посвященные юбилярам. Для эффективного прохождения всех этих праздников были созданы все имеющиеся условия учителями начальных классов, Абдулаевой П., Абдурахмановой А., Магомедовой Х. А., Омаргаджиевой П. ,Инусовой П. М. и т. д.

На конкурсы были представлены работы учительницы начальных классов Магомедовой А., учительницы технологии Инусовой П., учительницы русского языка Абдурахмановой А., учителя истории Ахбердилова А.

По желанию классных руководителей 5 класса Магомедовой Х., и 7 класса Абдурахмановой А. с привлечением родителей были проведены открытые часы, посвященные «Дню Матери» и «Новому году», которые заслужили восторг родителей и хорошую оценку со стороны дирекции и учителей. О прохождении таких мероприятий было отмечено в районных и республиканских газетах.

В работе с одаренными детьми на высшем уровне используется все коммуникативные технологии. На уроках у детей имеется огромный материал, скачанный из разных источников, дополнительной литературы, подготовленный самим руководителем. Во время подготовки к олимпиадам учащиеся занимаются по школьным ноутбукам, что намного улучшает качество знаний.

Одним из условий для реализации успешной подготовки детей к олимпиадам, конкурсам, к сдаче ЕГЭ является занятия на дому. Так, у Абдулбутаевой П. С., Абдурахмановой А., Магомедовой П., Магомедовой Х. учащиеся занимаются на дому.

Вся эта внеклассная работа способствует нравственному и интеллектуальному развитию детей.

А какие же условия издает учитель на уроке, чтобы достичь планируемых образовательных результатов?

С этой целью я посетил 22 урока у разных учителей и обнаружил следующее:

1. Почти все учителя на всех уроках используют ИКТ,а именно: интернет – ресурсы (телефон, ноутбук, планшет)

2. Особо следует отметить работу с ИКТ учителя биологии Абдулаева М., русский язык Абдурахмановой А., Инусовой П., Магомедовой П. Г. Магомедовой Х. А., Гаджиева М. Г., Абдулаевой П. М. Универсальные учебные действия (УДД) наиболее удачно проходят на уроках Инусовой П. М., Абдулаева М. М., Гаджимагомедовой Н., Магомедовой А. М. ,Абдурахмановой А. И.

Оригинальных моментов на посещённых мною уроках было много: оригинальное приветствие дежурного Магомедова Мансура, дифференцированное оценивание знаний у Магомедовой Х. А., физкультминутку у Гаджиева М. Г., рабочие тетради эффективно используются на уроках английского языка у Омаргаджиевой П. Р.

Проектная деятельность хорошо поставлена у учителей начальных классов, у Инусовой П. М., Гаджиевой Х., Абдурахмановой А., Магомедовой Х. Четкая постановка цели и достижение поставленной цели к концу урока выявлены на уроках Гаджимагомедовой Н., Магомедовой А., Инусовой П., Абдурахмановой А., Гаджиева М., Умахмадова Ш., Абдулаевой П.

Для физического развития учащихся учитель физкультуры Умахмадов Ш. М. организует разные спортивные мероприятия.

Хороший итог урока проводится у Магомедовой А. А., Инусовой П., Ахбердилова А., Абдурахмановой А. Помимо всей огромной работы учителей для достижения планируемых образовательных результатов на ступени общего образования следует обратитьвнимание на следующие моменты :

1. Посещать уроки у тех предметников, кто в совершенстве владеет методикой ФГОС.

2. В планах самообразования записать форму подготовки по программе ФГОС.

3. Создать банк данных наиболее удачных методах уроков. И распространить на уровне республиканской газеты.

4. В школе сделать стенд и папку, где учителя могут расширить свой опыт.

5. Разработать и ознакомить всех педагогов с основной образовательной программой для школы на семинаре.

6. Использовать на уроках и во внеклассной деятельности телевизоры, ДВД – проекторы.

Постановление.

1. Посещать уроки у тех предметников, кто в совершенстве владеет методикой ФГОС.

Учителя, систематически

2. В планах самообразования записать форму подготовки по программе ФГОС.

Учителя, январь

3. Создать банк данных наиболее удачных методов уроков и распространить на уровне республиканской газеты.

Завуч, систематически

4. В школе сделать стенд и папку, где учителя могут расширить свой опыт.

Завуч, февраль

5. Разработать и ознакомить всех педагогов с основной образовательной программой для школы на семинаре.

Завуч, февраль

6. Использовать на уроках и во внеклассной деятельности телевизоры, ДВД – проекторы.

Завуч и организатор, систематически

Источник