Условие развития физического ребенка

Макина Людмила Сергеевна
Создание условий для физического развития детей в ДОУ

«Создание условий для физического развития детей в ДОУ»

1 слайд

Цель физического воспитания

в дошкольном образовательном учреждении –

формирование здорового, жизнерадостного, физически развитого ребенка, который владеет доступными его возрасту знаниями о физической культуре и испытывает желание заниматься физическими упражнениями.

3 слайд

Задачи детского сада по физическому развитию дошкольников:

* охрана и укрепление здоровья детей;

* формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;

* создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;

* формирование потребности здорового образа жизни;

* обеспечение физического и психического благополучия.

4 слайд

Для успешной реализации поставленных задач в детском саду должны быть созданы условия, обеспечивающие удовлетворение потребности детейв двигательной активности:

5 слайд

оборудованный спортивный зал, в котором два раза в неделю проводятся занятия по физической культуре в каждой возрастной группе;

6 слайд

В спортивном зале имеется специальное физкультурное оборудование:

традиционное и нетрадиционное

7 слайд

спортивная площадка на территории детского сада, где 1 раз в неделю проводится физкультурное занятие в каждой возрастной группе;

8 слайд

на спортплощадке имеется

спортивно-игровое оборудование,

яма для прыжков и др.

9 слайд

для физической активности детей на участке необходимо иметь специальный спортивный инвентарь (мячи, обручи, санки, лыжи, велосипеды).

10 слайд

В группах необходимо иметь инвентарь и оборудование для физической активности детей, массажа (спортивный инвентарь, массажные коврики, которые находятся в физкультурных уголках.

11 слайд

В детском саду выполняется целый комплекс мероприятий по физическому развитию и воспитанию детей:

-физические упражнения в ходе ежедневной утренней гимнастики;

-подвижные игры;

-гимнастика после сна;

-спортивные игры,

а также закаливающие процедуры:

-прогулки на свежем воздухе;

-водные процедуры (умывание, мытье рук, игры с водой);

-воздушные ванны ;

-индивидуальная коррекционная работа;

-прием детей на свежем воздухе;

-ежедневные прогулки;

-физкультурные занятия с использованием нетрадиционных форм

организации;

-часы двигательной активности;

-физкультурные досуги, развлечения;

Спортивные праздники с привлечением родителей и детей.

12 слайд

Ежедневная утренняя гимнастика: в группе и в зале

Занятия — основная форма организации познавательной активности ребенка.

Физкультура на свежем воздухе в любое время года

Физкультурные досуги, развлечения, праздники.

13 слайд

Для занятий физкультурой у ребенка обязательно должна быть специальная физкультурная форма – это, вопрос гигиены, и в первую очередь профилактика травматизма детей во время выполнения физических упражнений!

14 слайд

Для полноценного физического развития детей в ДОУ созданы комфортные условия для ребенка. К этому можно отнести не только наличие специального инвентаря, но и профессиональные знания, умения и навыки специалиста – инструктора по физкультуре и педагогов ДОУ

15 слайд

Анатолий Васильевич Луначарский:

«Физическое образование ребенка — есть база для всего остального. Без правильного применения гигиены в развитии ребенка, без правильно поставленной физкультуры и спорта мы никогда не получим здорового поколения».

Источник

Валентина Буракова
Создание условий для физического развития ребёнка в окружающем пространстве ДОУ.

«Я не боюсь ещё и ещёраз повторить:

забота о здоровье – это важнейший

труд воспитателя. От жизнерадостности,

бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы».

В. А. Сухомлинский.

Я работаю воспитателем.

Основной задачей моей деятельности на протяжении многих лет является: полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка — основа формирования личности. Формирование жизненно необходимых двигательных умений, жизнерадостности, бодрости, веры в свои силы, развитие творческого потенциала каждого ребёнка. А также потребность в двигательной активности в повседневной жизни и режиме дня. Для решения этих задач я стараюсь создать все необходимые условия. В группе оборудована зона для физического развития детей, где дети могут самостоятельно по интересам заниматься.

Содержание обучения физическим упражнениям раскрывает и роль двигательной активности для формирования самостоятельной деятельности в режиме дня. На данном уровне формируется творчество ребёнка.

Постоянный поиск новых решений для оздоровления детского организма привёл к тому, что игровая форма даёт наилучший результат для обобщения и систематизации полученных знаний и переносу их в нестандартные ситуации, что делает знания ребёнка наиболее гибкими и мобильными.

В работе с детьми я создаю комфортную психологическую обстановку с учётом индивидуальных возможностей, уровня знаний, двигательных умений каждого ребёнка. Большое внимание в процессе обучения детей я уделяю личным взаимоотношениям с детьми. Вся работа проходит в доброжелательной атмосфере, постоянно хвалю и одобряю действия детей.

Изучая круг интересов дошкольника, определяя мотивы двигательной активности детей, учитывая их интересы,я подбираю материал: как на различных занятиях (в виде физ. минуток, так и в режиме дня. Поэтому занятия проходят весело и активно и дети не устают.

В режиме дня я часто включаю музыку. Доступная по содержанию, она активизирует детей, создаёт благоприятный фон. Движения детей становятся более чёткими, организованными, также развивается чувство ритма, развитие музыкального слуха. (Использую в утренней зарядке, различных играх, в бодрящей гимнастике после сна, музыкальных дискотеках).

В своей работе с детьми я использую разнообразные формы и специальные корректирующие методики, так – как работаю с ослабленными по здоровью детьми.

Использую дыхательную и звуковую гимнастику, игровые упражнения на координацию движений и речи, упражнения на развитие мелкой моторики, двигательную сказкатерапию, упражнения на развитие пространственной ориентировки, на развитие мимики, динамические дыхательные упражнения, игры и упражнения для фонематического восприятия, для развития слухового внимания, подвижные игры с тонизирующей нагрузкой, на развитие координации движений, на

2.

регуляцию мышечного тонуса рук и ног, игры и упражнения для развития общей моторики, для развития произвольного внимания. Также музыкально – ритмические комплексы, как эффективный путь воздействия на двигательную сферу ребёнка.

Я свободно пользуюсь этими методами и формами работы, так как имею музыкальное образование, медицинские курсы и курсы повышения квалификации Санкт-Петербургского государственного университета физической культуры имени П. Ф. Легсафта по «Теории и методике ЛФК дошкольников».

Для привлечения детей к самостоятельной двигательной активности в режиме дня можно использовать следующие ситуации и задания:

1. Предложить детям самостоятельно выбрать физкультурный инвентарь, необходимый для работы по карточкам.

2. Продумать игры детей в течение дня. Заранее наметить детей, которым можно поручить провести подвижную игру с подгруппой. В процессе такой двигательной деятельности развиваются организаторские способности ребёнка.

3. Дать задание ребёнку научить другого ребёнка двигательным действиям, игровым упражнениям.

4. Дети должны придумать варианты знакомой игры или сделать новые атрибуты к подвижной игре.

Читайте также:  Индивидуальная карта развития ребенка в доу образец заполнения

5. Предложить выполнить варианты знакомого упражнения с предметами.

Объединяя детей для совместных заданий, необходимо учитывать уровень умений ребёнка, наличие творчества, самостоятельности, волевых качеств, характер взаимоотношений со сверстниками. Работа должна проходить в доброжелательной атмосфере, в которой дети чувствуют себя спокойно, уверенно, не испытывают огорчений по поводу неудач. В такой обстановке значительно возрастает активность всех детей, их способность к умственному напряжению, что положительно отражается на результатах обучения.

Основные положения по формированию самостоятельности дошкольников в двигательной деятельности, при обучении детей физическим упражнениям и играм:

1. Изучать круг интересов дошкольников.

2. Определять мотивы двигательной активности детей.

3. Создавать доброжелательную атмосферу.

4. Оценивать достоинство, самостоятельную мысль, творческий поиск ребёнка.

5. Давать детям возможность высказать своё мнение, строить предложения, выбирать.

6. Чаще высказывать мысль, что все дети способны и могут преодолевать возникающие трудности при разучивании сложных заданий.

7. Сравнивать ребёнка не с другими, а с ним самим, его прежними результатами.

8. Проводить индивидуальную работу не только с детьми, имеющими слабую подготовку, но и с детьми, у которых хорошо сформированы двигательные навыки и умения.

9. Не ругать ребёнка при всех, чаще разговаривать наедине.

10. Не превращать занятия в разговоры с одним ребёнком.

11. Занятия должны проходить весело и активно.

3.

Если воспитатель создаёт тёплую атмосферу, с уважением, доверием относится к каждому ребёнку, то и дети стремятся раскрыть свои возможности, стараются показать на что они способны. Надо обеспечить такие условия, чтобы ребёнок с желанием выполнял новые задания.

Необходимо приучать детей к любой игровой ситуации, регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т. е. развивать у дошкольников важные качества, необходимые им в будущем.

При организации подвижных игр я придерживаюсь рекомендаций:

Не заставлять ребёнка играть, а создавать условия для возникновения интереса, проявления познавательной и творческой активности, игра должна приносит радость;

Оживлять игру внесением нового содержания и правил, чтением сказки, рассказа, и пусть ребята фантазируют, придумывают другие игры, выполняют новые роли;

Создавать в игре непринуждённую обстановку. Не сдерживать двигательную активность детей, пусть они при выполнении двигательных действий прыгают, бегают, ползают, сидят на полу и т. д.

Не навязывать детям игровой материал, предметы, пособия;

Хвалить ребёнка за успехи, особенно когда он впервые выполняет действие, справляется с ответственной ролью.

Совместная деятельность воспитателя и ребёнка должна быть ненавязчивой и нежёсткой.

В этот блок я включаю разнообразные формы активности: чтение художественной литературы о спорте и спортсменах, рассматривание иллюстраций о спорте, беседы на тему «Забочусь о своём здоровье», физические упражнения, подвижные игры в помещении и на прогулке.

Свободная самостоятельная двигательная деятельность дошкольников, обеспечивает возможность саморазвития личности.

Различные формы физического воспитания развивают творческую активность.

Дети осваивают умение действовать в группе сверстников, кооперироваться с ними, вступать в состязательные отношения, реализуют элементы специфической детской субкультуры, которые так необходимы для благополучного существования ребёнка в детском сообществе. Для рациональной самостоятельной двигательной деятельности детей в групповой комнате должно быть продумано размещение спортивного инвентаря. Предметная среда должна также предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками. Не навязывая обязательной совместной деятельности.

Для развития самостоятельной двигательной активности помогает дидактический материал (рисунки, схемы, карточки) которые находятся в «Уголке юного спортсмена», подборка иллюстраций о видах спорта, спортсменах. В уголке должны быть атрибуты, спортивное оборудование (мячи, кегли, скакалки, обручи, и т. д.)

Необходимо разнообразить формы двигательной активности детей в режиме дня. Целесообразно планировать двигательную активность дошкольников по трём этапам педагогического процесса.

Утро

Прогулка

Вторая половина дня.

4.

В работе с детьми не следует забывать и о работе с родителями. Их отношение к физической культуре, к увлечению детей подвижными играми и упражнениями влияет на формирование детских интересов и увлечений. Об этом я постоянно напоминаю родителям,побуждая их к совместным занятиям с детьми: утренней гимнастике, играм и упражнениям. Выявив особый интерес ребёнка к какому либо виду упражнений, обращаю на это внимание родителей, с тем чтобы в дальнейшем они продолжили эти занятия. Необходимо давать задания на дом в виде информации

«Советы и рекомендации для родителей»

Поддерживание тесной взаимосвязи с родителями, использование в работе – информационного материала, использование разнообразных форм работы и специальных коррекционных методик заметно повлияло на уровень физического развития и здоровья детей: дети стали меньше болеть, улучшилась координация движений, осанка, у детей возникла потребность в двигательной активности в режиме дня и в повседневной жизни.Родители стали больше интересоваться успехами детей и советоваться: чем можно занять ребёнка дома, на прогулке, в какие игры поиграть.

Всё это стимулирует и укрепляет интерес к активной двигательной деятельности, занятиям спортом и здоровому образу жизни не только в ДОУ, но и в семье, что создаёт прочную базу для воспитания потребности в здоровом образе жизни, обеспечении физического и психического благополучия.

За основу своей работы я взяла положения об охране и укреплении здоровья детей в «Концепции дошкольного воспитания», где сказано, что целостное развитие дошкольника является основным смыслом всего дошкольного воспитания, которое сверху до низу должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребёнка и его психологическом благополучии. Как отмечается в Концепции, существенное место должно отводится «гигиеническому воспитанию и обучению, направленному на пропаганду здорового образа жизни, как среди детей, так и среди взрослых – педагогов и родителей. Пути достижения физического и психического здоровья ребёнка должны пронизывать «всю организацию жизни детей в детском учреждении, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей»

Поэтому в своей работе с детьми я ставлю перед собой следующие цели:

• Воспитание у детей культуры здоровья, включающей ознакомление с ценностями здорового образа жизни, проявление глубокого интереса к оздоровлению собственного организма, ответственность за своё здоровье и здоровье окружающих;

Создание мотивации для формирования, сохранения и укрепления здоровья как важного фактора развития личности ребёнка;

• Воспитывать здоровьесберегающее сознание детей, включающие в себя элементарные знания о своём организме, методах его закаливания, стремление заботится о своём здоровье, вести здоровый образ жизни;

Читайте также:  Развитие органа зрения ребенка

• Формировать осознанную потребность в физическом здоровье, понимание сущности здорового образа жизни;

• Воспитывать оценочные суждения о фактах и явлениях, ухудшающих или улучшающих здоровье человека.

Для выполнения этих целей я составляю план занятий по воспитанию здорового образа жизни: куда включаю беседы, игры,работу с родителями и дополнительный материал: стихи, загадки, тренинги.

5.

«Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем»

Н. М. Амосов

Источник

УСЛОВИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Бертаева
Айжан

Казахский
национальный педагогический университет имени Абая, магистрант 2 курса
специальности Педагогика и психология,

Казахстан,
г.Алматы

aijan_708@mail.ru

К.психол.н, доцент
кафедры психологии и специального образования КазНПУ им.Абая. Абдрахманова Р.Б.

Аннотация. Важнейшей задачей, определяющей особую значимость
физического воспитания как основы всестороннего развития, является формирование
здорового, крепкого, закаленного, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного
ребенка, хорошо владеющего своими движениями любящего спортивные и физические
упражнения способного к обучению в школе и к активной последующей творческой
деятельности. Познавая и учитывая закономерности потенциальных возможностей
ребенка каждого возрастного периода, теория физического воспитания
предусматривает требование научно обоснованной программы комплекса физического
воспитания, усвоение которой обеспечивает детям необходимый уровень физической
подготовленности.

Ключевые слова: условия, физическое развитие, дошкольный
возраст, дети, задачи дошкольного воспитания.

Abstract. The most important task of defining the special
importance of physical education as a basis for comprehensive development is
the formation of healthy, strong, tempered, cheerful, responsive, proactive
child fluent in their movements loving sports and exercises the ability to
learn in school and to actively follow creative activity. Getting to know the laws
and taking into account the potential of the child each age period, the theory
of physical education requirement provides science-based program of physical
education complex, the assimilation which provides children with the necessary
level of physical fitness.

Keywords: conditions, physical development, preschool age
children, the problem of preschool education.

Современные условия жизни способствуют уменьшению двигательной активности
детей. В последнее время, педагогов дошкольных учреждений волнует не только
низкая двигательная активность, но и состояние здоровья детей. Перед дошкольным
образованием стоят задачи охраны и укрепления здоровья детей [1], а также
использование новых форм по организации кружковой деятельности по физическому
воспитанию в дошкольном учреждении.

Многие исследователи (З.Л. Венкова, Т.Э. Токаева, В.Г. Алямовская, Ю.Ф.
Змановский, Т.И. Осокина) отмечают, что потребность в движении составляет одну
из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием
его нормального формирования и развития. Ещё одним действенным методом
повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы детских
образовательных учреждений, по мнению В.Г. Алямовской, Н. Ефименко, К.К.
Утробиной является внедрение новых педагогических технологий. 

Важнейшей
задачей
,
определяющей особую значимость физического воспитания как основы всестороннего
развития, является формирование здорового, крепкого, закаленного,
жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка, хорошо владеющего своими
движениями любящего спортивные и физические упражнения способного к обучению в
школе и к активной последующей творческой деятельности.

В соответствии с возрастными особенностями
задачи физического воспитания в этом периоде сводятся к следующему:

1. обеспечить нормальное физическое развитие,
охрану и укрепление здоровья ребенка;

2. постепенно закаливать организм и повышать его
сопротивляемость влиянием внешней среды;

3. развивать умение выполнять основные движения,
а в дальнейшем формировать основные двигательные навыки (в ходьбе, беге,
прыжках, лазании, метании); постепенно развивать ловкость, согласованность
движений;

4. путем различных коллективных действий
содействовать воспитанию активности, самостоятельности, дисциплинированности.

Главным
условием

физического развития дошкольников во многом определяется уровнем научной
обоснованности методов физической подготовки детей этого возраста. До сих пор
теория и методика дошкольного воспитания являлась переложением теории и
методики физической культуры и приспособлением ее положений к физическому
воспитанию дошкольников. Однако разработка самих методов невозможна без знаний
характера развития основных физических качеств в зависимости от многих
факторов, но особенно от двигательной активности и соматотипа ребенка [4].

Если учесть, что двигательная активность детей является одновременно и условием, и
стимулирующим фактором развития интеллектуальной эмоциональной и других сфер,
то становится очевидной необходимость интенсивной научной разработки вопросов
физического воспитания детей дошкольного возраста.

Двигательная активность
дошкольника должна быть целенаправленной и соответствовать его опыту,
интересам, желаниям, функциональным возможностям организма, что и составляет
основу индивидуального подхода к каждому ребенку [5]. Поэтому педагогам
необходимо позаботиться об организации детской двигательной деятельности, ее
разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию.
Содержательная сторона двигательного режима дошкольников должна быть направлена
на развитие умственных, духовных и физических способностей детей.

Следующим
важным условием

считаем, психофизиологические особенности детей дошкольного возраста, т.е.
возможности работоспособности организма, возникающие интересы и потребности,
формы наглядно-действенного, наглядно-образного и логического мышления,
своеобразия преобладающего вида деятельности в связи, с развитием которой
происходят главнейшие изменения в психике ребенка, и подготавливается «переход
ребенка к новой высшей ступени его развития» [6]. Уровень и динамика
развития физических качеств, а также моторики детей 4-6 лет с учетом
индивидуально-типологических особенностей организма для дальнейшего
совершенствования процесса физического воспитания дошкольников.

Четвертым
условием физического развития детей дошкольного возраста является – творчество
, а в частности двигательное творчество. Двигательное творчество
раскрывает ребенку моторные характеристики собственного тела, учит относиться к
движению как к предмету игрового экспериментирования. Основное средство его
формирования – эмоционально окрашенная двигательная активность, с помощью
которой дети в воображаемую ситуацию, через движения тела учатся выражать свои
эмоции и состояния, искать творческие композиции. Создавать новые сюжетные
линии, новые формы движений. Особую значимость в формировании двигательного
творчества дошкольников имеют игровые двигательные задания, подвижные
спортивные игры, спортивные развлечения которые всегда интересны детям они
обладают большим эмоциональным зарядом, отличаются вариативностью составных
компонентов, дают возможность быстро осуществлять решение двигательных задач
[7].

Еще одним
важным условием считаем единство обучения, воспитания и развития ребенка в процессе
физического воспитания.
Так как, обучение является составной частью целостного
педагогического процесса, направленного на формирование всесторонне и
гармонически развитой личности. В физическом воспитании обучения движениям
осуществляется путем непосредственного руководства воспитателя и
самостоятельной деятельности детей под его наблюдением. В ходе обучения
двигательным действиям происходит развитие познавательных, волевых и
эмоциональных сил ребенка и формирования его практических, двигательных навыков.
Обучение движениям оказывают целенаправленное влияние на внутренний мир
ребенка, его чувства, мысли, постепенно складывающиеся взгляды, нравственные
качества; двигательные действия, выполняемые детьми, полезны для здоровья и
общего физического развития.

Читайте также:  Влияние деятельности и коллектива на развитие личности ребенка

В процессе воспитания двигательных действий,
учитывая психофизиологические особенности развития ребенка, опираясь на его
возможности, взрослый последовательно ставит перед ним новые двигательные
программы. Конкретно это выражается в постепенно повышающихся требованиях
программы физического воспитания, направленных на формирование двигательных
навыков и физических качеств.

Усвоение нового требует от ребенка определенных
физических и психических усилий, преодоление трудностей. В каждом отдельном
случае новое программное требование является противоречивым по отношению к
реальному уровню развития движений, к уже достигнутым двигательным умениям и
навыкам. Преодоление этого противоречия и составляет движущую силу развития.

Обучение требует у ребенка собранности,
внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти:

— эмоциональной, если процесс обучения вызывает
заинтересованность и связанный с этим эмоциональный отклик;

— образной – при восприятии наглядного образца
движений воспитателя и выполнения упражнений детьми;

— словесно-логической – при осмысливании задачи
и запоминании последовательность выполнения всех элементов упражнения,
содержания и действия в подвижной игре и самостоятельного их выполнения;

— двигательно-моторной — в связи с практическим
выполнением упражнений самими детьми;

— произвольной, без которой невозможно
сознательное, самостоятельное выполнение упражнений.

Таким образом, в процессе обучения движения у
детей развиваются умственные способности, нравственные и эстетические чувства,
формируется сознательное отношение к своей деятельности и в связи с этим целенаправленность,
организованность. Все это во взаимосвязи является осуществлением комплексного
подхода к процессу обучения, который содействует формированию всесторонне
развитой личности.

Для понимания роли физического
воспитания в физическом развитии человека чрезвычайно существенно, что физическое развитие — не только
естественный, но и социально обусловленный процесс.

Это естественный процесс, поскольку
он развертывается на природной основе, передаваемой по
наследству, и подчиняется естественным законам. К ним относятся:

закон взаимодействия наследственных
тенденций развития и тенденций, определяемых условиями жизни;

законы взаимообусловленности
функциональных и структурных изменений (их единство и ведущая роль
функциональных изменений по отношению к морфологическим);

постепенность и возрастная сменяемость периодов развития (периоды поступательного развития сменяются периодами относительной стабилизации форм и функций, затем наступают периоды инволюционных изменений) и др.

Однако действие этих естественных
законов проявляется в зависимости от социальных условий жизни и деятельности
человека (условий распределения и использования, материальных благ, воспитания,
труда, быта и т. д.), в силу чего его физическое развитие обусловлено
социально, причем в решающей мере.

В зависимости от всей совокупности
факторов и условий, влияющих на физическое развитие, оно может приобретать
различный характер — быть всесторонним и гармоничным либо ограниченным и
дисгармоничным [7].

Зная и умело, используя объективные
закономерности физического развития человека, можно, в принципе, так воздействовать на него, чтобы придать ему направление, оптимальное
для индивида и общества, обеспечить гармоническое
совершенствование форм и функций организма, повысить работоспособность,
необходимую для созидательного труда и других общественно полезных форм
деятельности, и даже «отодвинуть» сроки естественного старения, увеличив тем
самым творческое долголетие человека.

Эти возможности целесообразного
управления физическим развитием реализуются при известных условиях в процессе
физического воспитания. Научное понимание роли физического воспитания в
физическом развитии человека исходит именно из того, что процессе физического
развития в принципе управляем; в целесообразно направляющем воздействии
на этот процесс, прежде всего и состоит специфическая
социальная функция (назначение) физического воспитания.

Последнее, как уже
было сказано, зависит от многих факторов и условий, естественных и социальных,
самые фундаментальные среди которых — условия материальной жизни общества.

Тем не менее, физическому воспитанию
принадлежит особая роль как специальному фактору
рационального регулирования физического развития человека в соответствии с
требованиями, предъявляемыми к нему обществом. Именно от физического воспитания
(если есть все другие необходимые условия, непосредственно зависят тенденции,
сознательно привносимые в физическое развитие, его направленность, степень, а также и то, какие двигательные способности, умения и навыки
формируются и совершенствуются у человека в течение жизни [8].

Здоровый образ жизни —  еще
одно важное условие физического развития ребенка дошкольного возраста.

Здоровый образ жизни — это
образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально
организованный, активный, трудовой, закаливающий и в то же время, защищающий от
неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости
сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье [8].

Существует три вида здоровья:
физическое, психическое и нравственное (социальное):

Физическое здоровье — это естественное
состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его
органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм
человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

Психическое здоровье зависит
от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления,
развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием
волевых качеств.

Нравственное здоровье
определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной
жизни человека.

Итак, задачи физического
воспитания тесно связаны с задачами умственного, нравственного, эстетического,
трудового воспитания [9]. Организм ребенка-дошкольника находится в периоде
становления функций, их непрерывного совершенствования, поэтому весь комплекс
средств физического воспитания (режим, гигиена, закаливание, активные движения,
подвижные игры, спортивные упражнения) должен обеспечить решение главной задачи
— воспитание здорового, гармонически развитого ребенка, способного легко
адаптироваться в условиях школьного обучения. Удовлетворение потребности
дошкольника в движениях является важнейшим условием его жизнедеятельности и
нормального развития — не только физического, о котором уже говорилось выше, но
и интеллектуального. 

Список литературы

1.   Запорожец А.В. и Т.А.
Маркова. Основы дошкольной педагогики. М., 1980. 48 с.

2.   Коряковский И.М. Теория
ФВ: учебник для средних физкультурно – учебных заведений. – М. : Издательство
«Физкультура и спорт» , 1998.-271с.

3.   Мащенко М.В., Шишкина
В.А. Физическая культура дошкольника. – Мн.: Ураджай, 2000.- 156с.

4.   Степаненкова Э.Я. Теория
и методика физического воспитания и развития ребенка. – М.: Издательский центр
«Академия» 2001.-368с.

5.   Физическая культура в
жизни детей дошкольного возраста (методология и методика исследования), часть
1. – М.: 1985.- 59с.

6.   Леонтьев А.Н.
Современная психология. М., 1983, — 227с.

7.   Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Мектеп жасына дейінгі балалар дене тәрбиесінің теориясы мен
методикасы. –Алматы: «Мектеп»,  1985.
-293 б.

8.  
Неменко Б.А. Оспанова Г.К Балалар мен жасөспірімдер гигиенасы
(Оқулық).- Алматы 2002.344б.

9.  
Меңжанова Ә. Мектепке дейінгі педагогика.
–Алматы: «Рауан», 1992. -208 б.

Резюме:

Бұл  мақалада  мектеп 
жасына дейінгі  балалардың  физикалық дамуының   шарттары, 
тәрбие, жас мөлшердегі 
өзгерістері,мәселесі қарастырылған.

                                                
Resume:

In this articie the author considers problems about terms of physical
development, education, age-related changes of preschool childrens.

Источник