Роль детской организации в развитии ребенка

Анна Бельская
Роль детских объединений как фактора социализации детей

Задача социализации ребенка в настоящее время является одной из наиболее важных для любого государства. Особенно важной данная проблема является в тот период развития индивида, когда происходит формирование социального опыта – то есть в период детства, а также в подростковом возрасте. От того, какие ценности будут сформированы у детей в настоящее время, от уровня того, насколько дети будут готовы к качественно новому типу социальных отношений в период юности зависит путь развития общества в настоящее время и в будущем. В связи с данным обстоятельством существенным образом возрастает социальная значимость общественных объединений, усилия которых направлены на формирование условий для социализации ребенка. В решении данной проблемы существенную роль играют детские общественные объединения, деятельность которых строится на основании и с учетом интересов детей.

Как нами показано в первой главе данной работы, социализация рассматривается как процесс и как результат активного воспроизводства и усвоения человеком социального опыта, который осуществляется в процессе деятельности и общения. В результате социализации человек осуществляет усвоение социальных стереотипов поведения, он интериоризует нормы, а также ценностные ориентации социальной среды, в которой он существует. Осуществляя усвоение общественного опыта, человек формируется как личность и приобретает нужные для жизни психические качества, умения, навыки и знания, в том числе способности продуктивно взаимодействовать с другими людьми.

Успешность и эффективность процесса социализации ребенка в детском объединении существенным образом зависит от определения содержания деятельности детского объединения. Отметим, что содержание детского объединения можно определить как специфичная некоторой социальной общности ценностная и мотивационная основа, которая обеспечивает удовлетворение определенных социальных потребностей, интересов, ценностей ребенка в данной среде.

Специфика детского объединения можно также определить с позиции педагогической науки как интегрированную совокупность специально созданных условий, которые обеспечивает устойчивые культурообразующие социально-педагогические взаимодействия взрослых и детей как равноправных участников совместного взаимодействия, деятельность которых направлена на оптимизацию их социальных взаимоотношений и развитие окружающего жизненного пространства. Обозначенные обстоятельства в понимании сущности детских объединений четко сформированы Е. А. Дмитриенко [22].

Можно говорить о наличии трех базовых аспектов детских общественных объединений.

1. Социальный аспект детского объединения проявляется в потребности общества организованно оформлять социальную активность детей, включать их посредством детских общественных объединений в процесс присвоение социального опыта, фактически – направлять процесс социализации ребенка в общественно приемлемом направлении. Посредством системы дошкольных объединений ребенок не только обогащается опытом общения, но также осуществляет самореализацию себя как личности, определенным образом оказывая влияние на обстоятельства, а также на людей, которые его окружают.

2. Психологический аспект теснейшим образом связан с процессом реализации стремления ребенка к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками. Система дошкольного образования и детские объединения расширяют сферу представлений ребенка о себе, что способствует реализации ребенком представлений о своей роли и жизненном пути.

3. Педагогический аспект детских объединений предполагает выполнение функций своего рода посредников между обществом и детством, создавая условия для гармонизации опыта индивидуальных и коллективных отношений.

Как отмечается исследователями[8] включенность в детское общественное объединение позволяет удовлетворить ребенку свои социальные потребности, а также реализовать собственные интересы и стремления, для которых в иных видах общественных институтов нет достаточных условий. Именно в данном моменте и заключается роль детских объединений в социализации личности ребенка.

Стремление детей к объединению, особенно явно это проявляется в подростковом возрасте – является естественной потребностью, так как объединяясь в группы, дети самореализуются и самоутверждаются.

Детские объединения могут играть важную компенсаторную роль, обеспечивая достаточно высокий уровень самооценки, способствуя поддержке социального статуса ребенка, а также выступать условием формирования чувства защищенности ребенка, восполняя недостаток событийности в его жизни.

Рассматривая значение детских общественных объединений в процессе социализации ребенка, можно отмечать важность детского движения в деле формирования у них инициативы, самостоятельности. Данное обстоятельство также позволяет говорить о детских объединениях как своего рода пространстве социализации ребенка.

Пространство социализации можно понимать как педагогически освоенную среду, которая создает не только дополнительные, но и качественно новые возможности для социализации личности детей в детском объединении.

Особенное значение в системе дополнительного образования детским объединениям обеспечивается реализацией специфического воспитательного потенциала детской организации. Воспитательный потенциал детского объединения можно рассматривать как целостность социальных и психологических факторов, которые обуславливают потребности личности в жизни и деятельности объединения, позицию субъекта деятельности, познания, творчества и саморазвития.

Детские объединения являются тем социальным институтом, который способствует представить ребенку возможности для приобретения нового социального опыта, для самореализации в разного рода социально значимой деятельности. Как справедливо отмечают исследователи детского движения, принципиальным моментом для реализации всего потенциала детского объединения в деле социализации ребенка выступает создание реальных возможностей для осознания им целей, перспектив объединения, своего пребывания и деятельности в нем, в реализации личных интересов, возможностей, потребностей.

Детское объединение дает возможности для детей включиться в систему общественных отношений, оно обеспечивает жизнедеятельность ребенка, удовлетворение потребности ребенка в развитии. Отмечается, что добровольность членства и открытость, эмоциональная привлекательность деятельности в объединении, высокий уровень социальных прав детей, возможность выбора типа активности и деятельности – формируют педагогические возможности детского объединения в социализации личности детей.

Таким образом, мы можем говорить о том, что возможности социализации личности ребенка в рамках общественного детского объединения расширяются за счет:

Читайте также:  Развитие ребенка от рождения до полугода

1. Более высокого уровня включения ребенка в разного рода вида активности, которые способствуют социализации ребенка.

2. Большого разнообразия социальных ролей, которые возможно реализовать в детском объединении.

3. Расширение круга общения детей, а также активное стимулирование межвозрастного общения в у детей.

Отметим, что детское объединение обеспчивает условия для удовлетворения потребностей и интересов детей, для продуктивного творческого взаимодействия и взаимоотношений. При этом за ребенком сохраняется право свободного перехода из одного объединения в другое, а также сохраняется право выбора типа деятельности. Сила детских объединений заключается в том, что в них обеспечиваются условия для воспитания такой личности, которая самостоятельно способна принимать решения. Также в детских объединениях формируется опыт социального взаимодействия, что также выступает как одно из условий успешной социализации детей.

Отметим также, что ребенок получает социальный опыт, социализируется не только в детском коллективе, но также и вне него, в деятельности свободного общения с другими людьми, в школе и семье. Вместе с тем, опыт социального взаимодействия, которые получается в детских объединениях с его общественной значимостью и направленностью на трансляцию общественного опыта, широкой системой социальных связей может рассматриваться как качественно иной опыт. Такой опыт может рассматриваться как более полный, так как он обогащен усвоением коллективных ценностей и целей, приобщением к нормам внутрипоколенных и межпоколенных отношений. Предоставляемая возможность в детском объединении каждому ребенку осознать себя частью общества со всеми обязанностями и правами, наличие в системе дополнительного образования субъект-субъектных отношений; многообразие видов деятельности, способствует познанию, развитию, самореализации личности ребенка, приобретению опыта лидерского поведения, разнообразие реализуемых в обществе социальных позиций – все это может рассматриваться как предпосылки для успешной социализации детей.

Таким образом, мы можем говорить о том, что детские объединения основываются на общности интересов детей и взрослых, на добровольном включении их в совместную деятельность для решения конкретных, четко определенных задач, создает условия для удовлетворения детьми потребности в равноправном положении с взрослыми, для актуализации возможностей детей, которые не востребованы в других сообществах, членом которых ребенок является.

Источник

Автор: Борзенкова Любовь Григорьевна

«Роль детской  общественной организации                                                                                  во всестороннем  развитии личности школьника»

 Борзенкова Любовь Григорьевна,

старший вожатый МОУ «Новоуколовская

 средняя общеобразовательная школа»

                                  Из глубины веков дошла до нас мечта

                             человечества о свободной,  всесторонне

                                                                      развитой, гармонической  личности,                                                                                                                                                                                                       

                                                и нет оснований и сегодня отказываться

                                                            от нее, как от сверхцели.

                                                                    В. А. Караковский

    Стратегия развития   образования Белгородской   области до 2018 года   направлена на перевод отрасли образования на качественно новый уровень, который позволит формировать образованную, творческую, социально зрелую, физически здоровую личность молодых граждан России, стать основой экономического роста и социального развития регионального сообщества, фактором благополучия, стабильности, успешности и безопасности людей, проживающих в Белгородской области. Именно поэтому, одним  из приоритетных направлений   является развитие деятельности детских и молодежных организаций и объединений. Такая поддержка неслучайна. Так как возможности их в воспитании огромны.

Педагог воспитывает всегда: своим общением, своим преподаванием, своим опытом, своей личностью. Центральной фигурой учебно-воспитательного процесса является личность  ученика. Помочь в становлении личности может только совместная деятельность следующих аспектов:

детская общественная организация во главе со старшей вожатой, работа классных руководителей с социальным педагогом, психологом и заместителем директора по воспитательной работе, взаимодействие семьи и школы, кружки и спортивные секции, школа искусств. Отношения между ними – только тесное сотрудничество и взаимодействие. 

Детская общественная организация «Ровесник» МОУ «Новоуколовская средняя общеобразовательная  школа» входит в состав районной организации «Содружество»,    работает     под девизом «За Родину, добро и справедливость».  Основные    ее требования к каждому члену выражены   в Кодексе достойного человека, по которому живут и действуют ребята.

 Хотя сегодня детское движение – это совершенно новые общественные организации, наряду с инновационными методами и формами работы   я   использую все полезное, что было наработано десятилетиями. За основу беру  методику известного ленинградского педагога И.П.Иванова, который создал систему коллективно-творческих дел. 

Детский  организация в школе  – коллектив творческий, нацеленный на творчество, созданный для творчества и для обучения детей отношению к своей и общественной жизни. Ребята вырастают, не приспосабливаясь к жизни, а преобразуя ее вокруг себя. Осуществлять задуманное – это значит проявлять творческую заботу о своей школе, о близких и далеких людях, о родном крае.  У детей постепенно вырабатывается привычка заботиться не только о себе, но и о других, стремиться к тому, чтобы всем было хорошо и интересно. Детям предоставляется возможность самим быть организаторами своих дел, проявлять инициативу и заботу об общественно-полезных делах, о коллективе и товарищах.  Стараюсь  создать детям условия для проявления самостоятельности и   передаю в руки ребят функции самодеятельного управления. В своей работе с детьми придерживаюсь принципа: все, что дети могут делать сами, они должны делать самостоятельно.     

Организация имеет свои символы: Флаг, Герб, Гимн.             

Организация имеетУстав   и работает   по  направлениям Программы   «Содружество»:

  • Познавательное
  • Нравственное   
  • Гражданско-патриотическое 
  • Спортивно-оздоровительное
  • Экологическое
  • Информационное
  •  Досуговое

Устав, Программа,  Флаг, Герб, Гимн  разработаны старшей вожатой  Борзенковой  Л.Г. вместе с детьми и утвержденными на общем сборе  членов детской организации.

Участие         ребят в составлении  плана воспитательной работы,  подборе материалов для праздников,  в распределении заданий и контроле  за их выполнением, имеет важное воспитательное значение: дети приобретают организаторские навыки и умения, развивается их самостоятельность, появляется ответственность за выполнение  полученного дела, т.е. формируется их активная жизненная позиция, выявляются   интересы школьников.

Читайте также:  Развитие личности ребенка средствами социальной педагогики

Ежемесячно провожу занятия  «Школы актива». Необходимость подготовки юных организаторов в детских общественных организациях вполне очевидна: подростки не обладают заведомо всей необходимой совокупностью знаний и навыков для исполнения непростых функций вожака и организатора жизни своей организации. Без него, развитие реальной детской самостоятельности просто невозможно. На занятиях учебы    ребята учатся, как правильно организовать рейды, КТД, как сделать интересной школьную стенгазету, знакомятся с функциями актива, с игротекой вожатого, изучают качества лидера  и т.д.   Используются   различные формы и  методы: организаторское лото, живая сатирическая газета, практикум, моделирование организаторских ситуаций, решение педагогических задач.

Все коллективно-творческие дела распределены  в течение учебного года  по технологии «ключевых дел»   Караковского. Ведущей  идеей  технологии  является ориентация на личность школьника, его интересы и способности.Каждый месяц   имеет свое направление работы, центральное место   отводится яркому традиционному общему делу.Ключевое дело – «крупная доза воспитания».

Данная технология представляет практическое применение системного подхода и развитие идей Антона Семеновича Макаренко, «коммунарской методики» Игоря Петровича Иванова и педагогики сотрудничества.

Целевые  установки:

-Формирование личности – главная цель школы.

-Сверхцель – всесторонне и гармонически развитая личность.

-Развитие социальной активности.

-Формирование ответственности, гражданского самосознания.

-Развитие творческих способностей детей.

-Превращение школы в большую воспитательную систему.

-Формирование целостной научно обоснованной картины.

-Создание доброжелательных отношений педагогического коллектива, учеников и родителей.

-Приобщение детей к общечеловеческим ценностям: Земля, Отечество, Семья, Труд,  Знания, Культура, Мир, Человек.

  Работа  детской общественной организации «Ровесник направлена на  формирование  у  подростков социальной зрелости и образа выпускника Новоуколовской средней общеобразовательной школы, как личности успешной во всех отношениях:

-духовно развитой личности, обладающей осмысленностью личной жизни, целеустремленностью, высокими гражданско-патриотическими качествами;

— имеющей высокое интеллектуальное развитие;

— ведущей здоровый образ жизни;

-стремящейся к повышению уровня эстетической, этической, правовой, экологической                                                                                            культуры.

    Участие членов детской общественной организации «Ровесник» МОУ «Новоуколовская  средняя общеобразовательная школа» в  общественной жизни своего учебного учреждения, своего села, района, области,  своей страны формирует человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества.     Каждый   ребенок себя видит и чувствует очень значимым и социально полезным.

В своей педагогической деятельности, как координатор детского движения,   стараюсь следовать заповедям:

            Воспитывать, опираясь на природу ученика!

           Любить детей!

           Доверять  детям!

 Список использованной литературы: 

1. Кульневич С.В., Мигель В.И.Мигель Е.А., Гончарова В.И. Управление   современной школой. Изд. «Учитель». 2005.с.192

2. Сластенин В.А. «Педагогика» 
  
 

comments powered by HyperComments

Источник

Роль детских объединений в воспитательной системе школьника.

      Актуальность выработки новых подходов, определение принципиальных направлений, взаимодействия органов образования и детских, молодежных общественных объединений в образовательных учреждениях обосновывается необходимостью формирования позитивного социального опыта растущего человека третьего тысячелетия, его гражданского становления.

     Современные детские и молодежные общественные объединения выступают как особый социальный институт, решающий специфические задачи самостоятельными приемами и методами.

Если в школе, как важнейшем социальном институте, закладывается фундамент мировоззренческих позиций подрастающего человека, то в детском или молодежном объединении он реализует свой индивидуальный творческий и лидерский потенциал в пространстве сегодняшней жизни, строя ее, исходя из личных интересов и общественных потребностей, часто отличающихся от интересов взрослых, заботящихся о его будущем.

     Гармонизация взаимодействия детей и взрослых на основе совместной общественной деятельности — путь конструктивного диалога разных поколений, имеющих свой опыт индивидуальных и коллективных отношений. Общественный характер объединения детей и молодежи определяет возможность естественного сочетания социальных потребностей ребенка с возможностями образовательных учреждений.

    Развитие взаимодействия с детскими и молодежными общественными объединениями по вопросам обучения и воспитания детей и учащейся молодежи — одно из условий повышения эффективности практики образовательных учреждений разного типа. При этом необходимо учитывать специфические особенности национальной, культурно-этнографической, социальной среды, губительность единообразия, массового охвата детей и молодежи без учета их интересов и потребностей.

   Основной целью воспитательной работы ДО «ФЕНиКС» в 2009-2010 учебном году была успешная социализация и адаптация личности в современных условиях.

Решались следующие задачи:

Способствовать социализации и адаптации школьников к современным условиям жизни в обществе

Способствовать развитию индивидуальных особенностей учащихся, создавать условия для творческой деятельности.

Обеспечивать общее культурное развитие ребёнка, формировать у учащихся чувство моральной и социальной ответственности уважения к закону при соблюдении норм человеческой морали .

     Развивать эстетическую культуру учащихся через ознакомление с историей, культурой и национальными традициями; уважение к истории человечества; пробуждать собственную активность учащихся в творении по законам красоты.

Развивать познавательный интерес, повышение интеллектуального уровня учащихся.

Повышать эффективности работы по гражданско-патриотическому, духовно-нравственному, экологическому воспитанию;

Способствовать росту инициативы, самостоятельности и чувства ответственности через дальнейшее развитие ученического самоуправления;

Создавать условия для художественно-эстетического развития, для творческой самореализации учащихся;

Способствовать привлечению родителей к учебно-воспитательному процессу школы, расширять внешние связей школы для решения задач программы развития школы, основной из которых является переход школы на статус лицея.

Принимать активные меры по здоровье сбережению учащихся школы.

Развитие системы организации внеурочной жизнедеятельности школьников осуществлялось по следующим направлениям:

Укрепление сложившихся школьных традиций через организацию основных мероприятий в форме коллективных творческих дел.

Читайте также:  Работа с семьями с ребенком с отклонениями в развитии

Поддержка функционирования системы дополнительного образования школы.

Реализация программы «Я познаю мир».

Реализация проекта «Стань успешным»

     Также, воспитательная работа строилась в соответствии с «Программой развития школы», в нее входят несколько подпрограмм:

«Взаимодействие школы и семьи».

«Социально-педагогическая профилактика подростков от наркологической зависимости».

«Программа патриотического воспитания учащихся».

«Программа педагогической поддержки одаренных детей».

«Программа профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

«Программа формирование здорового образа жизни учащихся».

«Программа профилактики суицидального поведения подростков»

«Программа профессионального самоопределения учащихся».

«Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся

Воспитательная система школы решала следующие задачи:

Формирование у детей картины мира — целостной и научно-обоснованной

Формирование гражданского самосознания, самосознания гражданина, ответственного за судьбу Родины.

     Приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения.

Формирование у подрастающего человека креативности, «творческости» как черты личности.

Формирование самосознания, осознания собственного «я», помощь ребенку в самореализации.

     Приоритетные направления воспитательной работы в ДО: реализовались по секторам.

 Способствовать росту инициативы, самостоятельности и чувства ответственности помогало дальнейшее развитие ученического самоуправления.

Органы ученического самоуправления нужны и полезны для успешной социализации учащихся, для содержательно-продуктивного общения, для приобретения учащимися опыта реализовать себя в рамках тех или иных социальных ролей. Деятельность ученического самоуправления в школе осуществляется систематически. Наблюдался новый подход к самоуправлению школьников, как к процессу становления гражданственности, инициативы в отстаивании интересов учащихся, формированию социальной культуры личности. Самоуправление, включающее богатство оригинальных воспитательных приемов, в нашей школе способствует организации и самовоспитанию ребенка. Главным органом самоуправления в школе является совет старшиклассников.

Анализ ученического самоуправления показал, что уровень развития самоуправления в старших классах выше, чем в классах средней и начальной школы. Это связано с возрастными особенностями и активностью учащихся, которые занимаются самоуправленческой деятельностью.

       Положительным результатом совместной работы учителей и обучающихся школы в рамках школьного самоуправления является систематическое проведение в школе тематических и учебных линеек, КТД. Это воспитывает в обучающихся дисциплину, стремление к успеху не только личному, но и коллектива класса. При участии самоуправления школы под руководством старшей вожатой были подготовлены и проведены следующие мероприятия: «День знаний», «Осенние поседелки»; «День Учителя», экологический субботник, вечер встречи школьных друзей и другие, которые способствовали повышению уровня самоуправления среди учащихся старшего и среднего звена.

Проведено 34 заседания школьного парламента, на которых решались насущные вопросы школьной жизни. ДО «ФУНиКС».

       Особое внимание в школе уделяется работе с детьми девиантного поведения. В решении данной проблемы осуществляется следующая работа: индивидуальные беседы,  контроль успеваемости и посещаемости, контроль занятости в свободное от уроков время. Этих ребят старались привлекать в КТД, они успешно справлялись с задачами и тем самым старались быть похожими на других.

      Об эффективности воспитательного процесса следует судить в двух планах-результативном и процессуальном. Воспитание тем эффективнее, чем больше результаты совпадают с целями. Результативность проявляется в уровне воспитанности учащихся, который выражается в показателях- наблюдаемых признаках поведения и сознания. Можно сказать, что результативность за 2009-2010 учебный год находится на уровне выше среднего. Процессуальная оценка эффективности воспитательного процесса состоит в установлении того, насколько адекватны цели, содержание работы, выбраны методы, средства и формы ее, учтены психологические условия и многое другое в деятельности ДО. И о процессуальной оценке можно сказать, что она находится на уровне выше среднего. Воспитательная работа в школе главным образом опиралась на регулярные сборы школьного актива, педагога-организатора, учащихся, обсуждались проблемы школы и классов, выслушивалась информация по разным темам, подводились итоги, которые помогали лучше узнать индивидуальные возможности и личные качества учителей, родителей и учащихся. Совершенствовалась система школьного самоуправления.

       За последние годы возросли активность и интерес учащихся к различным творческим делам. Они сами проявляют инициативу, участвуют в составлении собственных сценариев. Ученическое самоуправление обеспечивает участие всех школьников в управлении делами коллектива своего класса и школы, помогает руководству школы, педагогическому коллективу в осуществлении поставленных организаторских и воспитательных задач. Школьники научились самостоятельно принимать решения, почувствовали ответственность за порученное дело и результат своей работы. В процессе развития самоуправления произошли изменения характера взаимосвязи педагогического управления и ученического самоуправления. Детская организация представляет собой объединение детей и взрослых, созданное для реализации идеи, достижения цели, ДО имеет регулирующие ее деятельность нормы и правила зафиксированные в уставе.

Детская организация – демократична, она создает условия самораскрытию, самореализации личности ребенка в среде, где он наиболее комфортно себя чувствует и поэтому свободен в своем воле изъявлении смысл создания детской организации в нашей школе: максимальная защита интересов ребенка.

Четыре основных положения: выживание, развитие, защита и что  наиболее важно, обеспечение активного участия в жизни общества.

      Мудрость творчества заключается в том, что не надо “торопить” чувство мыслью, надо довериться бессознательной области души ребенка.    Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально-слуховые представления, он внезапно расцветает в своих творческих проявлениях, как внезапно раскрывается цветок.

Старшая вожатая МОУНСОШ № 2.                                                                 ПОЛЯХ С.Д.

2011г.

Источник