Уровни диагностики математического развития ребенка

Функции диагностики: определения начального уровня развития, эффективность техно логии, личностного продвижения детей

Виды диагностик: начальный, промежуточный, итоговый.

Критерии оценивания: точность выполнения задания; количество и характер ошибок; специфические показатели заданий (по заданию: различение, называние, обобшение по свойст ву, счет и т.п.); особенности практических действий; комментарии (освоенность терминов, ис пользование слов, пояснения, рассуждения); самостоятельность и интерес (в ср. и ст. тр.).

Авторские диагностики: по содержательным разделам: Л. А. Венгер (размеры, про странство), Т. Игнатова (форма), Рузская, Рогалева, Лурия (форма), Е.В. Просура (размеры), Рихтерман Т.Д. (время), Мусейибова (пространство), Леушина A.M. (число, дочисловои этап, счет, арифметические задачи).

Направления диагностики Логико-математического развития детей

Младшая группа: действия: различения свойств (формы, размера, щета, временных и пространственных ориентиро вок, количественных от ношении), называния, абстраги рования, освоения эталонов (формы, размера, цвета);

Освоение: действий со множествами: восприятия множества как структурно-замкнутого целого (Леушина), сравнения (наложением и приложением) количества предметов (кукол и чашек и т.п.), полосок по размеру («Всем ли куклам хватит чашек?»).

Освоение терминов формы (плоскостных и объемных), раз меров (игра «Назпви…,», «Покажи….»; Установление отношений временных (различение частей суток — игра «Когда бывает?»), пространственных («от се бя», на себе» — игра «Покажи…»).

Средняя группа: практические действия  группировки  (геомет рических фигур, Блоков, пред метов),  упорядочивание   (поло сок до 5 шт. по размеру), обоб щение групп по сенсорным при знакам (игры с 2 обручами с Бло ками).

Освоение:  счета (порядкового  и количественного)-  игра «Посчитай…. Скажи, сколько всего   .?». Измерение (правил, действий) — задание «Измерь длину сто ла, количество воды, Что весит больше и т.п.). Установление     количественных     отношений     «больше-меньше» (посредством счета, измерения). Обобщенное представления о сутках «Расскажи, что такое сутки, как назвать одним словом? Как догадался, что это ут ро?».

Пространственных отношений («между предметами» — иг-ра«Что изменилось?», анализ образца в играх с мозаикой, Тантрам, «Сложи узор»). Освоение формы, размеров — зада ние «Сравни, чем похожи, чем отличаются?»

Старший возраст: развитие опе раций классификации (по раз ным свойствам, и вербально представленных ситуаций); Обобщения (фигур, количества предметов). Игры и упражнения («Поиск лишнего», «Назови од ним словом», «Найди различия», Тесты «Классификация», «Обобщение», Тесты Пиаже (Принцип сохранение-см. ранее). Установление связей: «Анало гии», временная последователь ность, рассуждения

Освоение: арифметических задач, зависимостей, закономер ностей (задание «реши задачу», «составь задачу»; проблем ные ситуации на зависимости (38 попугаев); логические за дачи (Зака, Михайловой, «матричного» типа (кошки). Освоение числа: натуральный ряд чисел ( место числа, от ношения чисел)- задание «Разложи по порядку», «Покажи цифру..», «Покажи на 1 меньше 7», «Задумай число больше 8», «Угадай, какое число задумано, если оно меньше 5?» ( в старшей группе с наглядной опорой, в подгот.- без). Использование календаря, часов, развитие чувства времени (Рихтерман). Ориентировка на плоскости («Покажи верхний левый угол», «Графические диктанты» и т.п.)

Источник

Татьяна Бурлуцкая
Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста. ФЭМП в подготовительной группе

(на конец года)

Количество.

Цель: Обследовать умение детей считать в пределах 10 в обратном порядке,знать состав числа первого десятка из отдельных единиц и состав чисел первого пятка из двух меньших: выявить умение самостоятельно составлять и решать арифметические задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =).

Задание 1: Количественный счет. Обратный счет.

Упражнение проводится без наглядной опоры,

Педагог. Посчитай от 10 до 1, а теперь от 8 до 3 и т. д.

Оценка: 3 балла – ребенок правильно и самостоятельно выполняет предложенное задание, не допуская ошибок.

2 балла – ребенок правильно считает в обратном порядке от 10 до 1, но затрудняется в счете от заданного числа, справляется с заданием со стимулирующей помощью педагога, допущенные ошибки исправляет самостоятельно после предложенного образца ответа.

1 балл – ребенок допускает множество ошибок, постоянно требуется стимулирующая помощь педагога.

0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.

Задание 2: Состав числа в пределах 10.

Материал: Геометрические фигуры, (круги разного цвета)

Педагог предъявляет ребенку набор кругов разного цвета и предлагает составить из них число 8.

— Как ты составил число 8? (Я взял один красный, один синий кружок и т. д)

Оценка: 3 балла – ребенок правильно и самостоятельно выполняет задание по составу числа, не допуская ошибок.

2 балла – ребенок справляется с заданием со стимулирующей помощью педагога, допущенные ошибки исправляет самостоятельно после предложенного образца ответа.

1 балл — ребенок допускает множество ошибок, постоянно требуется стимулирующая помощь педагога.

0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.

Задание 3: Состав числа из двух меньших.

Игровое упражнение «Математический домик».

Материал: Карточка в виде домика с парными окошками, набор карточек с цифрами.

В верхнем окошке (на крыше) педагог выставляет заданное число (например, число5)

— Разбей число 5 на части разными способами. Из каких двух меньших чисел можно составить число 5?

— Поставь цифры парами в окошки домика.

Оценка: 3 балла — ребенок правильно и самостоятельно выполняет задание, не допуская ошибок.

2 балла – ребенок справляется с заданием со стимулирующей помощью педагога, при составе числа не использует все возможные варианты, допущенные ошибки исправляет самостоятельно после предложенного образца ответа.

1 балл — ребенок допускает множество ошибок, постоянно требуется стимулирующая помощь педагога.

Читайте также:  Задержка развития ребенка в раннем возрасте

0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.

Задание 4: Решение задач.

Материал: Карточки с готовым нарисованным условием задачи, набор карточек с цифрами и арифметическими знаками.

Педагог предлагает ребенку составить по карточке задачу, решить ее и «записать», т. е выложить из карточек действия с цифрами и арифметическими знаками.

Вначале педагог предлагает карточку, из которой составляется задача на сложение, а затем на вычитание.

Оценка: 3 балла – ребенок правильно и самостоятельно справился со всеми предложенными заданиями, правильно ставит вопрос в задаче и объясняет решение.

2 балла – ребенок при решении задачи затрудняется в правильной постановке вопроса пи словесном объяснении решения.

1 балл – ребенок затрудняется в выполнении заданий. Требуется постоянная помощь педагога.

0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.

Величина

Цель: выявить умение детей делить предмет на 2, 4 равные части, сравнивать, целый предмет с его частями; сравнивать, измерять длину предметов с помощью условной меры.

Задание 1: Деление предметов на части.

Материал: Квадрат и круг.

Ребенку предлагается выполнить задание: — Раздели круг на 2 равные части.

— Что ты сделал? Как ты разделил круг на 2 равные части? (Я сложил круг пополам)

— Как называется каждая часть? (Половина)

— Сколько половинок в целом круге? (В круге 2 половинки)

— Что больше: целое или половина? (Целое больше, чем половина)

— Раздели квадрат на 4 равные части.

— Как ты это сделал? (Я сложил квадрат пополам и еще раз пополам)

— Как называется каждая часть? (четвертина)

— Сколько четвертин в целом квадрате? (4)

— Что больше: целое или четвертина? (целое больше, чем четвертина)

Оценка: 3 балла – ребенок правильно и самостоятельно выполняет задания по делению предметов на части.

2 балла – ребенок делит предметы на части, но затрудняется в назывании частей.

1 балл – ребенок затрудняется в выполнении заданий. Требуется постоянная помощь педагога.

0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.

Задание 2. Сравнение и измерение длины предметов с помощью условной мерки.

Материал: сюжетная картинка (две дорожки разной длины и сказочные персонажи)

Ребенку предлагается карточка и условная мерка.

— Измерь дорожки и ты узнаешь,кто быстрее придет к домику бабушки: Волк или Красная шапочка.

— Сколько условных мерок уместилось на дорожке волка?

— А сколько условных мерок уместилось на дорожке Красной шапочки?

— Кто из них придет быстрее? (Волк)

— Почему ты так решил? (Потому что дорожка волка короче, чем дорожка Красной шапочки)

Оценка: 3 балла – ребенок правильно и самостоятельно выполняет задание по измерению и сравнению предметов по длине с помощью условной меры.

2 балла – ребенок проводит сравнение длины предметов (с помощью условной меры) с помощью педагога.

1 балл – ребенок затрудняется в выполнении заданий. Требуется постоянная помощь педагога.

0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.

Ориентировка в окружающем пространстве и на листе бумаги.

Цель: выявить навыки детей передвигаться в пространстве, используя схему маршрута, и умения детей располагать предметы или их изображение на листе бумаги (левее, правее, левый верхний угол, в центре и т. д)

Задание 1. Ориентировка на листе бумаги.

Упражнение: «Расставь мебель в комнате»

Материал: лист картона (комната, мелкие предметы, картинки с изображением мебели.

Педагог дает ребенку карточку и набор картинок.

Педагог. Обставим комнату мебелью.

— В центр комнаты поставь стол.

— В правый верхний угол поставь диван и т. д

— Что находится в левом верхнем углу?

— Что находится в правом верхнем углу? и т. д.

Оценка: 3 балла – ребенок правильно и самостоятельно ориентируется на листе бумаги и обозначает словами пространственное местоположение предметов.

2 балла – ребенок ориентируется в пространстве,но путает местоположение геометрических фигур на листе бумаги: после словесного уточнения правильно выполняет задание.

1 балл – ребенок затрудняется в выполнении заданий. Требуется постоянная помощь педагога.

0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.

Задание 2. Движение в заданном направлении по схеме.

Педагог предлагает ребенку план групповой комнаты.

Педагог. Давай поиграем в игру «Секрет». Посмотри, крестиком обозначенно место, где спрятан секрет. Ты должен, пользуясь схемой нашей комнаты, найти его.

Ребенок выполняет задание.

Оценка: 3 балла – ребенок правильно и самостоятельно ориентируется с помощью схемы в пространстве.

2 балла – ориентируется в пространстве, но требуется стимулирующая помощь педагога («Посмотри, это на схеме – вот этот шкаф…», после словесного уточнения правильно выполняет задание.

1 балл – ребенок затрудняется в выполнении заданий. Требуется постоянная помощь педагога.

0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.

Ориентировка во времени.

Цель: выявить знания детей о последовательности месяцев года, умение определять время по часам с точностью до 1 часа.

Задание 1. Месяцы.

— Сколько месяцев в году? (12)

— Назови первый месяц. (Январь)

— Назови последний месяц (Декабрь)

— Вспомни и назови все месяцы, начиная с первого месяца.

— Назови все месяцы года, начиная с весеннего и т. д.

Задание 2. Часы.

Материал: макет часов.

Игровое упражнение «Поставь правильно часы»

— Медвежонок ест мед в 2 часа – поставь на часах это время.

— Заяц поливает огород в 10 часов и т. д

Оценка: 3 года – ребенок правильно и самостоятельно называет месяцы года, начиная с первого месяца, называет все месяцы, начиная с первого весеннего месяца и т. д, определяет время по часам с точностью до часа.

Читайте также:  Развитие ребенка до года рост

2 балла – ребенок называет все месяцы года, начиная с первого месяца, но затрудняется в названии месяцев, начиная с весеннего и т. д месяца.

1 балл – ребенок затрудняется в выполнении заданий. Требуется постоянная помощь педагога.

0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.

Логическое мышление.

Задание 1. «Что сначала, что потом?»

Цель: выявить умение детей устанавливать связи между предметами и явлениями, основанные на действии определенных закономерностей.

Педагог предлагает ребенку набор картинок (например,хлебные изделия: мука – колосья, стриженная шерсть – шерстяные носки, клубки шерсти и т. д.)

— Подумай и скажи, что было сначала, а что потом. Объясни свое решение.

Оценка: 3 балла – ребенок самостоятельно устанавливает логические связи между предметами, аргументирует свой ответ.

2 балла – ребенок выполняет задание с помощью педагога, испытывает затруднение при объяснении.

1 балл – ребенок затрудняется в выполнении заданий. Требуется постоянная помощь педагога.

0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.

Задание 2. Сравни пары предметов.

Цель: обследовать умение детей устанавливать сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.

Ребенку предлагаются пары картинок, имеющих сходные и различные признаки.Например: заяц – кот, самолет – птица и т. д.

Сравни пары предметов и назови их признаки, сходства и различия.

Оценка: 3 балла – ребенок самостоятельно и правильно выполняет задания, называет все возможные признаки сходства и различия.

2 балла – ребенок выполняет задания с помощью педагога. При выделении признаков сходства пи различия называет один наиболее характерный признак.

1 – ребенок затрудняется при выполнении задания, не может выделить признаки различия.

0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.

Задание 3. Логические задачи.

Цель: выявить умение детей делать логические умозаключения на основе нескольких суждений.

а)Росли три дерева: береза, тополь, и сосна. Береза ниже тополя, а тополь ниже сосны.

— Какое дерево самое высокое, а какое – самое низкое?

б)Жили три поросенка: Фунтик, Хрюша и Пятачок. Фунтик толще, чем Хрюша, а Хрюша толще, чем Пятачок.

— Кто из поросят самый толстый, а кто самый худой?

Оценка: 3 балла – ребенок самостоятельно делает логические умозаключения на основе нескольких суждений. Правильно строит свой ответ, доказывая объективность суждений.

2 балла – ребенок пользуется незначительной помощью педагога (наводящие, стимулирующие вопросы, может справиться с заданием, имея наглядную основу.

1 балл – ребенок затрудняется в выполнении заданий, выполняет только с помощью взрослого, с подробным объяснением (рассуждениями) педагога и только с наглядной опорой.

0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.

Источник

           ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

                       ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

          Авторы составители: М.П. Злобенко, О.Н. Ерофеева и др.

                  Формирование элементарных математических представлений.

                                      Средняя группа (Начало года)

                                                   Количество и счет.

Цель: выявить умение детей находить один и множество одинаковых предметов в окружающей обстановке.

Задание:  «Один» и «много».

Ребенку предлагаетсяиз группы предметов, расположенных на столе (1утка,4зайца,5кубиков), выбрать и назвать предмет, который один.

— Возьми тот предмет, который на столе один. (Утка)

— Возьми те предметы, которых на столе много. (Зайцы или кубики)

— Посмотри внимательно вокруг и найди в комнате предметы, которых много. (много стульев, столов, кубиков)

Оценка:

3 балла —  ребенок самостоятельно и правильно находит в окружающей обстановке один и много предметов.

2 балла – выполняет задание с частичной помощью педагога (наводящие вопросы)

1 балл – постоянно требует помощи педагога (стимулирующие вопросы)

0 баллов – выполнение задания не доступно ребенку.

                                                       Величина.

Цель: выявить умения детей сравнивать предметы по величине, пользуясь приемами наложения и приложения, обозначать результат сравнения словами: «длинный — короткий», «широкий – узкий», «высокий – низкий», «одинаковые».

Задание: Сравнение предметов по величине.

 Ребенку предлагается взять две полоски (красную и синюю) и сравнить их по длине.

— Как узнать какая полоска длиннее? (синяя, потому что конец выступает).

— Какая полоска короче? (красная)

— Положи на длинную полоску треугольник, а на короткую квадрат.

— На какой полоске у тебя лежит треугольник? (На длинной)

— На какой полоске лежит квадрат? (на короткой)

Ребенку предлагается к красной полоске подобрать полоску одинаковой длины (такую же)

— Какая полоска такой же длины, как и красная?

— Как ты узнал? (ребенок прикладывает полоски по очереди к красной полоске)

— Какие эти полоски по длине? (одинаковые)

Предлагается ребенку взять со стола 2 ленточки.

— Эти ленточки одинаковые или разные? (разные)

Читайте также:  Когнитивное развитие ребенка выготский

— Чем они отличаются?

— Какого цвета ленточки? (желтая и красная)

— Как узнать,  какая ленточка шире, какая уже? (ребенок прикладывает ленточки одну к другой, равняет края вверху)

— Желтая ленточка какая? (широкая)

— Красная ленточка какая? (узкая)

Ребенку предлагается взять елочку и поставить ее там, где растет равная с нею по высоте елка (на наборном полотне)

— Как узнать какая елка выше (ниже?) (одну елку приложить к другой)

— Посади зайчика под низкую елочку, а белочку посади  на высокую елочку.

— Под какой елкой сидит зайчик? (под низкой)

— На какой елке сидит белка? (на высокой)

Оценка:

3 балла — ребенок самостоятельно и правильно называет и сравнивает предметы по величине, используя приемы наложения, приложения их друг к другу.

2 балла – визуально сравнивает предметы по величине,  не пользуясь приемом наложения.

1 балл – затрудняется в названии понятий «шире – уже», «длиннее – короче».

0 баллов – выполнение задания недоступно ребенку.

                                                          Форма.

 Цель: выявить умение детей различать и называть круг, квадрат и треугольник, называть отличия квадрата от круга.

 Задание: Называние формы геометрических фигур.

Соотнесение эталона и формы из окружающей обстановки.

 Раскладываем перед ребенком геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг.

Ребенку предлагается назвать фигуры.

— Как называется эта фигура? (треугольник)

— Как называется эта фигура? (квадрат)

— А это что за фигура? (круг)

— Чем отличается круг от квадрата? (у квадрата есть углы, а у круга нет углов, круг может катиться, а квадрат не может катиться)

Игра: «Цвет и форма»

Ребенку надо выбрать предметы, которые по форме похожи на круг. Например: солнце, будильник и т.д

— Солнце какой формы? (круглое)

— Будильник какой формы? (круглый)

Найди предметы, которые имеют квадратную форму.

— Аквариум какой формы? (квадратный)

— Дом какой формы? (квадратный)

Оценка:

3 балла – ребенок правильно и самостоятельно называет квадрат, круг,

треугольник, называет характерные признаки геометрических фигур.

2 балла – называет геометрические фигуры, затрудняется с названием характерных признаков геометрических фигур.

 1 балл – затрудняется в назывании геометрических фигур и их признаков.

 0 баллов – выполнение задания недоступно ребенку.

                                 Ориентировка в пространстве.

Цель: выявить  умение детей различать пространственные направления « впереди – позади», «вверху – внизу», «справа (слева) – направо (налево)».

Задание. На столе перед ребенком лежат две полоски. Ребенку предлагается положить на верхнюю полоску один треугольник, а на нижнюю полоску – много треугольников.

— На какую полоску ты положил один треугольник? (на верхнюю полоску)

— На какую полоску ты положил много треугольников? (на нижнюю полоску)

На столе стоят игрушки.

Ребенку предлагается посадить куклу на середину стола.

— Поставь зайца впереди куклы.

— Поставь белку позади куклы.

— Покажи кукле левую руку.

— Покажи кукле правую руку.

— Топни правой ногой, топни левой ногой.

Оценка:

3 балла – ребенок понимает слова «впереди – сзади», «вверху – внизу», «слева – справа».

2 балла – ребенок затрудняется в понимании слов «слева – справа».

1 балл – затрудняется в самостоятельном определении направления, допускает много ошибок.

0 баллов – выполнение задания недоступно ребенка.

                                  Ориентировка во времени.

Цель: выявить умение детей ориентироваться в контрастных частях суток: день – ночь, утро – вечер.

Задание: Ориентировка в частях суток.

На столе лежат картинки с изображением действий, характерных для определенных частей суток.

Ребенку предлагается по картинкам назвать части суток.

— Какие это части с уток? (утро, день, вечер, ночь)

— Почему ты так думаешь?

Оценка:

3 балла – ребенок правильно и самостоятельно называет части суток.

2 балла – называет части суток с помощью взрослого.

1 балл – затрудняется в назывании большинства частей суток.

0 баллов – выполнение задания недоступно ребенку.

                                        Логическое мышление.

              Группировка предметов по цвету, форме и величине.

Цель: выявить умение детей группировать  предметы по характерным признакам.

На столе разложены геометрические фигуры: треугольники, круги, квадраты разного цвета (красные, желтые, зеленые) и разной величины (большие и маленькие)

Ребенку предлагается разложить предметы на группы, чтобы в группе были одинаковые предметы.

— Чем похожи фигуры в этой группе? (цветом)

— Как еще можно разделить фигуры? (по форме и величине)

*Возможна стимулирующая помощь педагога.

— Чем похожи фигуры в этой группе? (формой, величиной)

Игра: «Четвертый лишний»

Ребенку показывают картинку.

— Какой предмет лишний?

— Почему ты так думаешь?

Оценка:

3 балла – ребенок самостоятельно группирует предметы, правильно выделяет лишний предмет.

2 балла – ребенок затрудняется в группировании некоторых предметов.

1 балл – ребенок группирует предметы только с помощью взрослого.

0 баллов – выполнение задания недоступно ребенку.

Источник