Уровень развития внимания ребенка 6 7 лет

Уровень развития внимания ребенка 6 7 лет thumbnail

Марина Козлова
Изучение развития произвольного внимания у детей 6–7 лет

Цель исследования – диагностика развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста.

Среди психических явлений особое место занимает внимание: оно является не самостоятельным психическим процессом и не относится к свойствам личности. В то же время внимание всегда включено в практическую деятельность и в познавательный процесс, посредством него выражаются интересы, направленность личности. Внимание выступает в жизни как сторона психической деятельности и является необходимым условием успешного приобретения знаний, качества и продуктивности трудовой деятельности, самовыражения личности.

Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении которого среди психолог до настоящего времени нет единого мнения. С одной стороны, в психологической литературе рассматривается вопрос о существовании внимания как самостоятельного психического явления. Так, некоторые авторы утверждают, что внимание не может рассматриваться как самостоятельное явление, поскольку оно в той или иной мере присутствует в любом другом психическом процессе. Другие, наоборот, отстаивают самостоятельность внимания как психического процесса.

С другой стороны, существуют разногласия в том, к какому классу психических явлений следует отнести внимание. Одни считают, что внимание – это познавательный психический процесс. Другие связывают внимание с волей и деятельностью человека, основываясь на том, что любая деятельность, в том числе и познавательная, невозможна без внимания, а само внимание требует проявления определенных волевых усилий.

Под понятием внимания общепринято считать направленность и сосредоточенность психической деятельности на определенном объекте при одновременном отвлечении от других (Б. Г. Ананьев, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Добрынин, Ф. Н. Гоноболин, Р. С. Немов, А. Р. Лурия, и др.).

По мнению как отечественных, так и зарубежных психологов от уровня развития внимания во многом зависит успешность учебно-познавательной и других видов деятельности. [1; 5]

Вниманиехарактеризуется следующими свойствами: объемом, распределением, концентрацией, устойчивостью и переключением.

Процесс развития внимания в дошкольном возрасте был детально исследован в отечественной психологии Н. А. Агеносовой, Л. С. Выготским, Н. В. Волковой, А. Н. Леонтьевым, А. В. Ночевкиной, Т. В. Петуховой и др.

По мнению ученых, уровень развития внимания детейв период дошкольного детства можно охарактеризовать так: он еще не достаточно высок. Дошкольник легко отвлекается, может бросить начатое дело и заняться другим, у него довольно узкий объем и слабое распределение внимания. Этим нередко объясняется детская неловкость, когда ребенок что-то роняет, задевает, ломает.

С другой стороны, по исследованиям Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, именно в дошкольном возрасте происходят серьезные изменения внимания, постепенно идет нарастание его произвольности. [3] Поэтому для каждого периода дошкольного детства присущи свои определенные возрастные особенности.

Особое внимание педагоги и родители уделяют развитию данного процесса в условиях психологической подготовки ребенка к обучению в школе. Поскольку трудности, с которыми на практике сталкиваются дети в начале обучения связаны именно с неумением дошкольника управлять своим поведением и вниманием (Л. И. Божович, Е. Е. Кравцова, Д. Б. Эльконин и др.).

Как показывает практика, процесс обучения ставит ребенка в условия, требующие от него постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения.

В настоящее время имеется определенная методическая литература по вопросам организации учебно-воспитательного процесса в ДОУ с целью развития познавательной сферы детей дошкольного возраста, в том числе и внимания (Венгер Л. А, Выготский Л. С., Дубровинская Н. В., Зверева Г. И., Ритман Э. М. и др.). И в то же время, ее недостаточно, поскольку имеются противоречия между потребностью практиков в научно-обоснованных рекомендациях в этой области и развитием психологической науки. Поиск наиболее эффективных путей организации деятельности детей продолжается.

Следовательно, выбранная нами тема является актуальной. В старшем дошкольном возрасте необходимо создавать оптимальные условия для развития данной познавательной функции, поскольку тема имеет интерес в связи с общей проблемой формирования психологической готовности ребенка к школьному обучению.

Мы провели исследования, которые дали возможность изучить возрастные особенности проявления внимания у старших дошкольников, а также создать оптимальные условия для его развития.

В исследовании принимало участие 15 детей. Нами был организован и проведен констатирующий эксперимент с целью изучения уровня развития внимания у детей старшего дошкольного возраста. Данный эксперимент предполагал проведение диагностической методики ««Да» и «Нет» не говори» (автор Е. Е. Кравцова).

Читайте также:  Центры развития ребенка ювао

Согласно инструкции, ребенок должен был отвечать на вопросы экспериментатора. Вопросы составлялись с таким расчетом, что требовали употребление именно запрещенных слов.Ребенку давалась следующая инструкция: «Сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить слова «да» и «нет». Затем экспериментатор предлагал повторить слова, которые нельзя произносить.

Перечень предлагаемых вопросов: Тебя зовут … (неверное имя). Твоя фамилия … (неверная). Ты ходишь в детский сад? Ты любишь ходить в детский сад? Ночью солнышко светит? Корова умеет летать? Ты любишь мороженое? Доктор стрижет детей? Парикмахер лечит детей? Ты любишь ходить к врачу?

Детям предлагалось всего 10 вопросов. По окончанию игры каждый ребенок должен был повторить ее правило, а затем оценить свои ответы, то есть сказать, использовал он или нет запрещенные слова.

Анализ проведенного исследования показал, что задание детям нравилось. Утомления и отказа от участия в игре мы не наблюдали.

При обработке полученных данных нами подсчитывалось число правильных и неправильных ответов, и определялся уровень произвольности внимания.Критериями оценки были следующие показатели:

высокий уровень произвольного внимания – ошибки отсутствуют или допущена всего лишь одна;

средний уровень произвольного внимания – 2-3 ошибки;

низкий уровень произвольного внимания – более трех ошибок.

На основе полученных данных был проведен качественный и количественный анализ, данные занесены в таблицу.

В результате констатирующего эксперимента нами был определен уровень развития внимания каждого ребенка группы.

Дети

15 человек Абсолютное число В %

Низкий уровень 5 27

Средний уровень 8 60

Высокий уровень 2 13

Анализ сводной таблицы показал,что из 15 обследуемых:

Высокий уровень – прослеживается у 2 детей.

Средний уровень – у 8 детей.

Низкий уровень – у 5 детей.

По результатам проведенного исследования мы видим, что у детей старшей группы выявились значительные индивидуальные различия в качестве выполнения задания. Высокий уровень произвольного внимания прослеживается у двух детей (Дениса Ш., Маши Л., сто составляет 13% от общего числа исследуемых. Средний уровень произвольного внимания показали восемь детей (Света П., Данил М., Сережа Ш., Ксюша М., Владик Д., Витя К., Вера В., сто составляет 60%. У остальных дошкольников данной группы отмечается низкий уровень произвольного внимания, поскольку при ответе на вопросы ими были допущены 4 и более ошибок. К данной подгруппе относятся Оля Т., Катя К., Рома Н., Оля П., Вера В., то есть 27% исследуемых испытывали определенные затруднения.

Самым легким для детей старшей группы оказался вопрос «Ты любишь ходить к врачу?», где все испытуемые руководствовались инструкцией. При ответе на 2, 3, 5 и 8 вопросы большинство детей (11 человек) также ответило верно.

Максимальное затруднение у дошкольников вызвали вопросы:

— Тебя зовут …. (неверное имя);

— Ты любишь ходить в детский сад?

— Парикмахер лечит детей?

В данном случае правильно ответили на вопрос 9 человек и 6 человек употребили запрещенные слова «да» или «нет».

В процессе беседы с детьми мы выяснили, что все испытуемые, кроме Оли П. И Кати К., помнили инструкцию. 10 ребят из старшей группы смогли адекватно оценить свою работу.На вопрос экспериментатора: «Ты говорил запрещенные слова?»,они смущенно отвечали: «Да, говорили», или «Да, иногда».На вопрос: «Почему же ты говорил?» – 6 детей ответили: «Я не знал, как сказать по-другому»;4 участника заявили: «Не говорил» (Оля П., Катя К., Вера В., а два человека (Владик Д., Рома Н.) оценили свою работу как безупречную, хотя это не соответствовало действительности.

Такие испытуемые, как Денис Ш., Маша Л., Света П. И Данил М. Были очень заинтересованы результатом своей работы, часто спрашивали экспериментатора, что он пишет, уточняли, правильно ли они отвечают.

В ходе данного исследования мы не ограничивали детей во времени и не требовали немедленного ответа. Каждый ребенок сам определял темп речевой активности. Как правило, у детей, затративших большее количество времени, было больше правильных ответов. Те, кто отвечал быстро,часто путались в суждениях и как бы вслух искали правильный ответ: «Да! То есть, нет! То есть бывает!» Причем, все ответы выдавали «залпом» (Оля П., Рома Н., Катя К.).

Читайте также:  Роль детского коллектива в развитии ребенка

Наблюдая за характером выполнения заданий детьми и анализируя полученные данные, мы пришли к выводу, что практически половина ребят испытывают затруднения координировать своё внимание. В их деятельности прослеживается повышенная импульсивность, низкая устойчивость и концентрация сознания на выполняемых действиях, достаточно высокое количество отвлечений, не умение целенаправленно переключать и распределять свое внимание.

Список использованной литературы:

1. Венгер Л. А., Мухина В. С. Развитие внимания, памяти и воображения в дошкольном возрасте // Дошкольное воспитание №12, 1974.

2. Захарюта Н. В. «Детская психология» с основами «Общей психологии» в тематических понятиях. Часть 2.-Армавир, 2004.

3. Люблинская А. А. Детская психология. — М. ,1997.

4. Мухина В. С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студентов вузов /В. С. Мухина. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Издат. центр «Академия», 2006.

5. Набатникова Л. Влияние социально значимых раздражителей на характер внимания // Дошкольное воспитание №7, 1970.

6. Рогов Е. И. Настольная книга психолога в образовании. — М., 1995.

7. Урунтаева Г. А.Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений. – 2-е изд. – М.: Издат. центр «Академия», 1997.

Источник

Как развить внимательность у ребенка 6-8 лет?

Внимание можно назвать одним из наиболее важных условий для хорошего обучения. И поэтому родители детей, которые собираются в школу или уже пошли в первый класс, часто интересуются, как сделать так, чтобы ребенок был внимательнее, лучше сосредотачивался на нужной информации, меньше отвлекался и не забывал о важных вещах. Если проявились какие-то проблемы, то переживать не стоит, так как существуют специальные упражнения на развитие внимания и концентрацию, которые успешно применяются у детей 6, 7 и 8 лет.

Уровень развития внимания ребенка 6 7 лет

Особенности проведения занятий

Поскольку игровая деятельность является основной в раннем возрасте, развивать детей лучше всего именно с помощью игр. Если организовать их правильно, малышам легко справляться с поставленными задачами, они с интересом вовлекаются в процесс и развиваются без какого-либо принуждения. Но чтобы игры для внимания действительно принесли ожидаемую пользу, важно помнить о таких условиях:

  1. Регулярность. Занятия следует проводить систематически, выделяя для них время минимум 2-3 раза в неделю. Это обеспечит результат гораздо лучше, чем периодические игры без какой-либо организации.
  2. Длительность. Поскольку дети не могут долго концентрировать внимание на чем-то одном, все развивающие игры должны быть короткими. Помните, что в возрасте 6-7 лет ребенок может заниматься определенной деятельностью, не теряя к ней интерес, не дольше 30-40 минут.
  3. Последовательность. Начинать тренировки внимательности следует с простых заданий, а затем постепенно ставить более сложные задачи. При этом обязательно убедитесь, что ребенок хорошо понял, какие правила у игры и что именно от него требуется.

Уровень развития внимания ребенка 6 7 лет

Уровень развития внимания ребенка 6 7 лет

Также нужно учитывать свойства, которые выделяют у внимания. Если ребенок рассеян и неорганизован, у него могут быть проблемы с концентрацией.

Если у крохи не получается обобщать предметы и классифицировать их, это указывает на недостаточный объем внимания.

Уровень развития внимания ребенка 6 7 лет

Уровень развития внимания ребенка 6 7 лет

Длительность работы над определенным заданием характеризуют как усидчивость, а возможность одновременно следить за несколькими делами называют переключением и распределением внимания. Бывает, что одно из таких свойств требует коррекции, в то время как другие не страдают. Это влияет на выбор заданий и упражнений для конкретного малыша.

Уровень развития внимания ребенка 6 7 лет

Виды игр

Все занятия в игровой форме для активного развития внимания можно поделить на такие большие группы:

  • Игры с бумажными пособиями. Они весьма популярны и предусматривают использование заранее приготовленных листов, тетрадей, книг, журналов и других печатных пособий с яркими рисунками, буквами, цифрами. Подобные игры очень разнообразны, хорошо концентрируют внимание и готовят к обучению в школе.

Уровень развития внимания ребенка 6 7 лет

Уровень развития внимания ребенка 6 7 лет

  • Игры со словами. Примером такой игры может быть «Съедобное-несъедобное», когда взрослый бросает мяч и называет продукты вперемешку с несъедобными предметами, а ребенок должен быть внимательным и ловить мяч лишь в ответ на «съедобное». Второй пример – ребенок должен называть предметы по какому-то определенному признаку, например, только зеленые или только деревянные. Третий пример – ребенку надо рассказать сказку или спеть песенку, а взрослый в это время будет разными способами его отвлекать. Подобные игры дополнительно стимулируют речь и фантазию.
Читайте также:  Развитие памяти ребенка пять лет

Уровень развития внимания ребенка 6 7 лет

  • Активные игры с физическими упражнениями. Они нравятся малышам и особенно интересны, если участвует сразу несколько детей. Ведущий должен показывать какое-то упражнение или движение, а все остальные – повторять за ним. В таких играх можно использовать «запретные» движения (не повторять какое-то определенное упражнение), заучивание нескольких движений подряд и другие задания.

Уровень развития внимания ребенка 6 7 лет

  • Настольные игры. Играя с ребенком в домино, морской бой, шашки, лото, крестики-нолики и другие увлекательные игры, вы сможете развить не только внимание, но и мышление, логику, память и прочие функции мозга.

Уровень развития внимания ребенка 6 7 лет

Уровень развития внимания ребенка 6 7 лет

Упражнения на развитие избирательности внимания

Существует немало интересных заданий, с помощью которых можно тренировать внимательность в 6, 7 и 8 лет. К ним относят:

  • Поиск одинакового. Ребенку предлагается лист с множеством похожих между собой изображений. Но лишь два из них совпадают во всех деталях. Рассмотрев каждый рисунок, ребенок должен отыскать одинаковые картинки.
  • Поиск различий. Ребенку дают две картинки, на которых есть похожие изображения, но у них имеется ряд отличий. Задача – найти все отличия.

Уровень развития внимания ребенка 6 7 лет

Уровень развития внимания ребенка 6 7 лет

  • Поиск пар. На предложенном листе имеется много картинок, большинство из которых имеют пару (нарисованы дважды). Однако есть и два изображения, у которых пара отсутствует. Именно их и нужно отыскать, сконцентрировав свое внимание.

Уровень развития внимания ребенка 6 7 лет

  • Прохождение лабиринта. Ребенок получает картинку с лабиринтом, по которому нужно «провести» животное, персонажа мультика или автомобиль. Такое упражнение помогает выработать не только внимательность, но и пространственное мышление.

Уровень развития внимания ребенка 6 7 лет

Уровень развития внимания ребенка 6 7 лет

  • Разделение изображений. На предложенном листе ребенок видит несколько контуров изображений, перекрывающих друг друга. Для самых маленьких каждый контур делают отдельного цвета, чтобы было легче найти отдельные изображения.

Уровень развития внимания ребенка 6 7 лет

  • Рисование по образцу. Хорошей тренировкой внимания является и повторение рисунка по образцу, когда в одном окошке есть уже готовое изображение, а во втором – лишь его контур в виде точек. Заданием такого же типа является продолжение определенного узора.

Уровень развития внимания ребенка 6 7 лет

Уровень развития внимания ребенка 6 7 лет

  • Выделение групп предметов. Такая тренировка отлично стимулирует избирательность внимания. На листе, который дают ребенку, обычно изображено много разных предметов, которые следует поделить на группы с учетом общих признаков. К примеру, надо обвести отдельными линиями транспорт, овощи, грибы или музыкальные инструменты.

Уровень развития внимания ребенка 6 7 лет

Детям, которые хорошо знают цифры, можно предложить заниматься с таблицами Шульте. В таких табличках цифры расположены хаотично, поэтому ребенку придется быстро переключать внимание, чтобы отыскать все по порядку.

Уровень развития внимания ребенка 6 7 лет

Чаще всего таблица имеет 25 ячеек (5х5), соответственно, в ней «спрятано» 25 чисел. Однако существуют и другие размеры – от 9 элементов (3х3) до 256 (16х16).

Кроме того, встречаются и буквенные таблицы, в которых нужно искать буквы по алфавиту.

Уровень развития внимания ребенка 6 7 лет

Отдельно выделяют таблицы Горбова-Шульте, отличающиеся от стандартных цветом. В них используются красный и черный цвет, который может быть как у фона, так и у чисел.

Уровень развития внимания ребенка 6 7 лет

Помимо внимательности, применение таблиц Шульте способствует также развитию устного счета, памяти и периферийного зрения, а буквенный вариант используется в изучении скорочтения. Младшие школьники также с удовольствием занимаются с текстом, например, вычеркивают в нем все буквы «а», «о» или «м». Также можно подчеркивать определенную букву или подсчитывать ее в заданном отрывке текста.

Советы специалистов

Организовывая дома занятия, которые помогут ребенку улучшить внимательность, важно быть доброжелательными и терпеливыми. Родители должны помнить о своих целях и заинтересовать малыша тренировками, но не перегружать его.

Уровень развития внимания ребенка 6 7 лет

Уровень развития внимания ребенка 6 7 лет

Не стоит постоянно повторять одинаковые упражнения или зацикливаться на тех заданиях, которые детям даются тяжело. Такая тактика приведет к потере интереса.

В случае неудач ругать ребенка тоже не надо. Это не будет его мотивировать учиться, а лишь ухудшит отношение к занятиям. Постарайтесь подбирать задачи и игры, которые будут интересны конкретно вашему сыну или дочке. Кроме того, проводите занятие в таком месте, где кроху не будет отвлекать что-либо другое. Если же вы видите, что ребенок устал, лучше прервать урок и вернуться к нему позже.

Уровень развития внимания ребенка 6 7 лет

Уровень развития внимания ребенка 6 7 лет

Игры на развитие внимания для детей 6 лет приведены далее.

Источник