Уровень развития речи ребенка 1 класса

Уровень развития речи ребенка 1 класса thumbnail

Развитие речи учащихся в 1 классе .

  1. Введение.

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения. Ведь через посредство речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли. 

Каждому учителю ясно , какое огромное значение имеет в обучении русскому языку развитие речи , обогащение словарного запаса детей.
Начинать эту работу необходимо с первых шагов поступления ребёнка в школу.
Требования к речи учащихся 1 класса
Чтобы выразить свои мысли и довести их до понимания слушателя , ученик должен обладать достаточным запасом слов. Бедность словаря делает речь бесцветной , однообразной , а иногда и мало понятной для слушателя. Конечно , семилетний ребёнок приходит в школу с довольно скромным запасом слов , и дело учителя , школы – обогатить , пополнить словарь начинающего школьника , уточнить многие речевые понятия его. Работа со словарём ребёнка – дело первостепенной важности. Перед школой поставлена задача – сделать речь ребёнка правильной как в грамматическом отношении , так и в отношении произношения : нельзя допускать таких выражений : «у маме» , «моя платья» , «шешнадцать» и т.п. С первых шагов учитель приучает ребёнка выражаться точно , ясно , произносить слова с правильным ударением , в меру громким голосом , интонируя повествовательную , вопросительную или восклицательную форму.
Перечень этих требований составляет основу программы по развитию речи в начальной школе и может быть осуществлён последовательно на протяжении всего периода обучения.
Развитая речь ученика – результат общей работы над языком. Каждый урок русского языка учитель обязан использовать в целях развития речи : чтение художественного произведения , беседа по прочитанному , занятия по письму , — всё , кроме прямого назначения , служит учителю также и для развития речи ребёнка.
Учитель должен весьма требовательно относиться и к собственной речи , помня о том , что его слушают дети , для которых речь учителя является образцом.
План работы по развитию речи учащихся
1.Выявление круга представлений и степени развития речи детей , пришедших в школу.
а) запас слов;
б) умение отвечать на вопросы;
в) умение рассказать о своей жизни дома , об играх , труде и т. П.;
г) умение рассказать сказку , прочитать стихотворение ;
д) выявление дефектов речи детей (шепелявость , картавость , сюсюканье).
2. Упражнение в громком , ясном и чётком произношении предложений и слов ( работа над дикцией и правильностью речи ): деление предложений на слова , слов – на слоги , выделение звуков.
3.Заучивание стихотворений со слов учителя.
4.Рассказывание народных сказок : «Репка» , «Колобок» .
5. Словарная работа :
а) уточнение и расширение запаса слов , имеющихся у ребёнка ;
б) классификация предметов: домашняя и классная мебель ; игрушки и учебные вещи; овощи;
в) знакомство с цветом предметов и их формой ;
г) расширение и уточнение словаря детей на занятиях трудом дома и в школе , на пришкольном участке и в живом уголке;
д) расширение и уточнение словаря детей на материале стихотворений ,загадок , сказок ;
е) название игр , организуемых учителем при проведении перемен : слова , употребляемые в играх , ориентировка во времени и пространстве.
ж) словарная работа в процессе обучения грамоте , письму и счёту ( составление задач по картинкам , правильное название чисел до 10).
6. Работа над предложением.
а)упражнение в делении короткого , доступного пониманию детей рассказа или стихотворения на отдельные предложения ; подведение учащихся к пониманию детей рассказа или стихотворения на отдельные предложения ; подведение учащихся к пониманию того , что предложение есть единица связной речи.
б) уменье ответить на вопросы полным предложением ;
в) составление предложений по картинке и личным наблюдениям предметов.

Виды и приёмы работ по развитию устной речи в подготовительный период
Развитие речи у детей 1 класса связано со всеми школьными занятиями : чтением , письмом , математикой , окружающим миром , изобразительным искусством.
Дети 7 лет приходят в школу с запасом 3-4 тысячи слов , но речь их по структуре и по правильности заставляет желать очень многого. Учитель должен терпеливо и с большим вниманием выслушивать каждого ученика не только на уроке , но и в разговоре с ним вне урока , осторожно исправлять неправильность его речи. Разумеется , учитель должен делать эти исправления с педагогическим тактом.
Постоянной работой учителя должна быть борьба и с вульгаризмами , засоряющими речь ребёнка : «тама» (там) , «здеся» (здесь) , «етот» (этот) , «кажный» (каждый) и др.

Разговор
Для развития речи ребёнка необходимо проводить упражнения в разговоре. Каждый учитель должен найти время для индивидуального разговора с детьми в классе и для встречи с ним на дому. Это поможет педагогу осуществить индивидуальный подход к детям.
Знание бытовых условий ребёнка поможет учителю понять особенности его поведения и речи ( замкнутость , молчаливость , застенчивость , скромность , излишняя развязность , болтливость , хорошее и слабое развитие и т.д.)
Некоторые дети говорят неясно , приглушённо , а иногда предпочитают не отвечать.
С первых бесед учитель учит детей говорить. Он требует громких и правильных ответов и отчётливого произношения.
В разговоре заложены в зачатке все формы живого слова :
а) ответы на вопросы , поставленные учителем;
б) вопросы , предлагаемые детьми;
в) краткие рассказы о каком-нибудь происшествии , поразившем ребёнка;
г) описание вещи , которую он сделал.

Читайте также:  Роль питания в развитии здорового ребенка

Беседа
Прекрасным средством развития речи учащихся являются беседы на определённую тему , в которые втягивается весь класс. Такие беседы помогают выявить круг детских представлений и узнать , как учащиеся владеют своей речью.
В результате беседы улучшается:
1) лексика учащихся
2) морфология и синтаксис
3) логика детей
В подготовительный период основной формой работы с детьми является беседа:
1) в беседе учитель сообщает детям первые правила поведения ученика ;
2) в беседе выявляется накопленный опыт детей по данному предмету ;
3) сообщаются первоначальные знания по предмету.
К проведению беседы учитель должен тщательно готовиться:
1)продумать план беседы;
2)подобрать материал для её беседы ;
3) тщательно продумать систему вопросов беседы ;
4)продумать и записать формулировку выводов , к которым должны прийти дети.

Рассказывание сказок
Учитель должен помнить , что народная сказка рассказывается ритмично , в медленном темпе. Речь его должна быть образцом для детей – ясная , точная , выразительная.
Непонятные слова и выражения сказки можно объяснить перед чтением сказки , или дети усваивают народные выражения в процессе слушания , когда эти выражения читаются с особой интонацией («тянут — потянут» , «большая-пребольшая») , путём протяжного произнесения.
Желательно иллюстрировать сказку показом фильма. Тогда действующие лица сказки оживают и детям легче уяснить последовательный ход событий.

Заучивание стихотворений
Огромное значение для развития речи и памяти учащихся имеет заучивание наизусть стихотворений.
При заучивании наизусть дети должны хорошо понять и представить то , что они собираются заучить.
Примерный порядок работы :
1.Подготовительная беседа , подводящая детей к восприятию образов стихотворения.
2.Выразительное чтение стихотворения учителем
3.Вопросы по содержанию.
4.Чтение и разбор стихотворения по частям с раскрытием образных выражений и непонятных детям слов.
5.Обобщающие вопросы по содержанию в целом.
6.Устанавливаются тон , темп , ритм чтения.
7.Заключительное чтение (индивидуальное , хоровое , коллективная декламация).
8.Заучивание вслух по частям и в целом.

Звуковые упражнения
Обучение грамоте в школах проводится по аналитико-синтетическому звуковому методу. Этот метод строится на базе фонетики – науки , изучающей звуки речи и их сочетания в словах. Звуки изучаются не изолировано от слов , а в целом слове , которое выделяется из предложения ; поэтому в подготовительный к обучению период проводятся звуковые упражнения , развивающие фонетический слух и технику речи учащихся. Образование навыков правильного , чёткого и ясного произношения слов зависит от правильной постановки звуковых упражнений , систематически проводимых на всех уроках обучения чтению и письму , начиная с добукварного периода.

Нужно развивать у детей уменье слушать и вслушиваться в такой мере , чтобы в маленьком рассказе учащиеся научились различать отдельные предложения , а в предложении – слова , в которых учились бы выделять слоги и слышать отдельные звуки слова.
Словарная работа
В 1 классе проводится исключительно большая работа над словом. Она начинается с момента прихода детей в школу и продолжается до конца учебного года.
Основные задачи словарной работы в 1 классе следующие :
1) изучение и уточнение учителем словаря ребёнка ;
2) обогащение словаря ученика и активизация имеющегося у него запаса слов ;
3) забота учителя о правильном произношении и понимании детьми слов ; за каждым словом у ребёнка должно быть конкретное представление , точное понятие ;
4) борьба за чистоту и культуру речи учащихся.
Словарная работа при планомерном проведении её обогащает лексический состав речи учащихся , уточняет значение слова , способствует выработке у них литературного языка.
Анализ речи приводит учащихся к уменью делить предложения на слова и к пониманию того , что наша речь состоит из слов.

Логические упражнения
Словарная работа тесно связана с развитием логического мышления учащихся. Развивая мышление детей , учитель в то же время обогащает речь учащихся новыми словами и оборотами речи , необходимыми для точного и ясного обозначения новых представлений и понятий.
В 1 классе применяется самый простой вид логических упражнений – это классификация слов , обозначающих предметы по признаку принадлежности их к какой-либо определённой группе предметов.
В добукварный период для группировки берутся предметы , которые дети видят вокруг себя : предметы мебели школьной и домашней ; учебные вещи и игрушки ; овощи.
Развитие речи детей при знакомстве с цветом предметов. Большинство детей 7-8 лет умеет определять только основные цвета , но многие из них плохо различают оттенки различных цветов.
Задача учителя – научить детей различать цвета и правильно называть их при определении цвета предметов. Эту работу удобно проводить при ознакомлении учащихся с формой предметов.
Знания и навыки , полученные детьми в добукварный период.
В результате работы в подготовительный период дети должны получить следующие навыки:
1. В итоге ряда бесед об организации детей на работу учащиеся приобрели элементарные навыки правильного поведения в школе.
2. Под руководством учителя дети уточнили ряд ориентировочных понятий и научились пользоваться ими в процессе работы: слева – справа , вверху – внизу, больше – меньше ит.п.
3. В процессе бесед , рассказов учителя , вопросов и ответов дети приобрели навыки уменья слушать учителя и товарищей и организованно отвечать.
4. Речь детей развивалась и обогащалась новыми словами при заучивании стихотворений.
5. В результате ежедневных систематически проводимых звуковых упражнений дети научились выделять по слуху предложения из связного рассказа , составлять предложения о разных предметах по картинке и натуре.
6. В процессе вышеуказанной работы по развитию речи дети научились произносить слова громко , правильно и отчётливо , сказки и стихотворения рассказывать выразительно.

Читайте также:  Цели центра раннего развития ребенка

Источник

Материал составлен учителями-логопедами Гоевой И.В. и Тагай Л.В.

Источник: https://1259.ru/docs/Trebovanija_Trebovanija_k_ustnoi_rechi_rebenka_pos.pdf

Требования к устной речи, ребенка поступающего в 1 класс

С момента рождения до поступления в школу ребенок проходит важный этап в своем развитии. За этот период он усваивает огромное количество информации об окружающем его мире, людях, объектах и явлениях. Активно развивается его речь, что является одной из наиболее важных предпосылок его дальнейшего успешного обучения.

        Задача взрослых – сделать все возможное для того, чтобы ребенок пришел в школу с хорошо развитой устной речью.

        Что входит в это понятие? Что же конкретно ребенок должен знать и уметь? И как отразится несформированность этих знаний и умений на дальнейшем усвоении школьных навыков?

Какие стороны речи должны быть сформированы

Последствия несформированности различных сторон речи

 1.

Слушать и слышать других

Трудности в усвоении материала, предъявляемого учителем устно.

 2.

Звуковая сторона речи

  1. правильно произносить все звуки речи;
  1. четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (например: мотоциклист, регулировщик, термометр);
  1. говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации; изменять темп речи с учетом содержания высказывания;

      Как правило, незначительные нарушения звуковой стороны речи не сказываются на успешности дальнейшего обучения. Выраженные же нарушения в этой сфере приводят к отражению неправильного произношения на письме из-за опоры на неправильное проговаривание. Ребенок пишет так, как проговаривает. На письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба», жук – «зук», звезда – «зведа», рыба – «лыба»).

     Неусвоение данных навыков может привести к появлению интонационных ошибок при чтении.

 3.

Функции языкового анализа

  1. делить предложения на слова;
  1. делить слова на слоги;
  1. уметь выделять все звуки в словах;
  1. устанавливать последовательность звуков в слове.

Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие ошибки:

  1. слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами;  раздельное написание слов, особенно приставок и корней (в доме – «вдоме», наступила – «на ступила»);
  1. пропуски, перестановки, добавления слогов (комната – «кота», печенье – «чепенье», паровоз – «павороз», бабушка – «бабабушка»);
  1. пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв (поросенок – «просенок», трава – «тарава»);
  1. перестановки букв (комната – «конмата»);

 4.

Лексичес-

кая сторона речи (словар-ный запас)

  1. точно подбирать слова;
  2. ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое;
  3. дифференцировать обозначения предметов (например: «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»);
  4. употреблять сложные слова (например: длинноногий);
  5. пользоваться эпитетами (например: чистое поле); 
  6. подбирать метафоры (например: туча комаров);
  7. использовать слова и фразы с переносным значением (например: сломя голову);

подбирать синонимы (например: храбрый – смелый – отважный);

Недоразвитие лексической стороны речи влияет на понимание прочитанного, даже при технически правильном чтении. Такие дети с трудом осознают значение прочитанных слов, предложений, текста. Особенные трудности вызывают метафоры и сравнения.

В более старших классах возникают ошибки в подборе проверочных слов на письме.

 5.

Грамматическая сторона речи:

а) Навыки словоиз-менения

б) Навыки словооб-разования

  1. изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках);
  1. употреблять различные предлоги;
  1. согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (например: голубое полотенце);
  2.  согласовывать существительные с числительными (например: один карандаш, два карандаша, пять карандашей);
  3. правильно употреблять глаголы (например: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.);
  1. образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (например: глаза – глазки – глазищи);
  2. образовывать глаголы с помощью приставок (например: шел – вышел – перешел – обошел);
  3. образовывать название детенышей животных;
  4. образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (например: малина – малиновое, лиса – лисья);

     В связи с недоразвитием грамматического строя речи можно наблюдать аграмматизмы на письме и при чтении, проявляющиеся в искажении морфологической структуры слова:

  1. ошибки в падежных окончаниях и при изменении числа существительных (у Бори – «у Боре», много деревьев – « много деревов», на санках – «на санков»);
  2. пропуски, замены предлогов (над столом – «на столом», пошли в лес – «пошли лес»);
  1. ошибки согласования (белый дом – «бела дом», «пять вишен – «пять вишнев», голубое полотенце – «голубая полотенце»);
  1. замены суффиксов (козлята – «козленки»);
  1. замены приставок (захлестнула –  «нахлестнула»);

     Могут наблюдаться трудности конструирования сложных предложений, пропуски членов предложений, нарушения последовательности слов в предложении.

     Может нарушаться самостоятельная письменная речь.

 6.

Связная речь

  1. свободно общаться с взрослыми и сверстниками;
  2. поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;
  3. рассказывать о пережитых событиях;
  4. пересказывать содержание сказки, рассказа;
  5. описывать окружающие предметы;
  6. раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности.

Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, устных ответов, а в более старшем возрасте в  написании сочинений и изложений.

Читайте также:  Грудной ребенок развитие первый месяц

Если Вы заметили, что у ребенка не сформирована та или иная сторона речи, то необходимо обратиться к логопеду. Но в то же время при незначительных нарушениях речи Вы сами можете ему помочь.

1. Примерные задания для развития звукового анализа:

  1. придумать слова с 3, 4, 5 звуками;
  2. отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков;
  3. разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове. Пример: пир, папа, дом, кино и т.д.
  4. подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (шуба, уши, кошка);
  5. составить слова из букв разрезной азбуки: сом, рама, шуба, кошка;
  6. добавить различное количество звуков к одному ми тому же слову, чтобы получилось слово: ПА – (пар), ПА- (парк), ПА – (паром), ПА – (паруса);
  7. преобразовать слова:

а)  добавляя звук: рот – крот, мех – смех, осы – косы, луг – плуг;

б)  изменяя один звук слова: сом – сок – сук – суп  и т.д.;

  1. составлять слова из букв одного слова: крапива ( парк, ива, карп, пар, рак, Ира и др.);
  2. от записанного слова образовывать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слова начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом – мак – кот – топор – рука;
  3. Игра с кубиком. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков, в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.

2. Примерные задания для развития языкового анализа:

  1. придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов;
  2. придумать предложение с определенным количеством слов;
  3. увеличить количество слов в предложении («Маша увидела котенка» — 3 слова, «Маша увидела пушистого котенка» — 4 слова, «Маша увидела очень пушистого котенка» — 5 слов);
  4. определить место слов в предложении (какое по счету указанное слово);
  5. поднять цифру, соответствующую количеству слов предъявленного предложения.

3. Развитие слогового анализа:

  1. повторить слово по слогам, сосчитать количество слов;
  2. определить количество слогов в названных словах. Поднять соответствующую цифру;
  3. разложить картинки в два ряда в зависимости от количества слогов в их названии. Предлагаются картинки, в названии которых 2 или 3 слога.

4. Примерные задания для развития лексики:

  1. развитие ассоциаций. Взрослый называет слово, а ребенок в ответ называет первое слово, какое придет в голову: стол – (еда), говорит – (слушает), желтый – (лимон), быстро – (медленно);
  2. классификация предметов на картинках «овощи и фрукты», «домашние и дикие животные», «домашние и дикие птицы», «посуда и мебель», «одежда и обувь» и т.д.;
  3. отгадывание загадок;
  4. придумывать слова —  «неприятели»: день – ночь, войти – выйти, утро – вечер, добро – зло и т.д.;
  5. объяснить значение слов в словосочетаниях: прозрачный ключ — железный ключ, острая коса – длинная коса, глубокая норка – пушистая норка, больная ножка – деревянная ножка;

5. Примерные задания для развития словообразования:

  1. назвать ласково: шкаф – шкафчик, стул – стульчик и др.
  2. Где что храниться?  (хлеб – в хлебнице, сахар – в сахарнице, конфеты, мыло, масло, соль и др.);
  3. назвать детенышей животных;
  4. назвать профессии, например:  «Кто носит багаж?» (носильщик), «Кто вставляет стекло?» (стекольщик), «Кто чинит часы?» (часовщик) и др.

6. Нарушение грамматического строя речи – серьезная проблема и требует специальных логопедических занятий.

7. Примерные задания для развития навыков связной речи:

  1. пересказ небольших текстов;
  2. рассказать о пережитых событиях, например: поездка в зоопарк;
  3. составлять описательные рассказы об окружающих предметах, например: мяч – круглый, красный, резиновый, яркий, большой;
  4. составить рассказ по сюжетной картинке;
  5. составить рассказ по серии сюжетных картинок.

При подготовке материала была использована следующая литература: «Программа обучения и воспитания детей в дошкольном учреждении» под ред. М.А. Васильевой, Москва, 2005г.), Каше Г.А. «Подготовка к школе детей с недостатками речи», М. 1985 г., Филичева Т.Б., Туманова Т.В. «Учитесь говорить правильно», М. 1993 г., Ефименкова Л.Н. «Формирование речи у дошкольников», М. 1985 г., Лалаева Р.И. «Нарушение процесса овладения чтением у детей», М., 1983 г., Садовникова И.Н. «Нарушение письменной речи у младших школьников, М., 1983.

Ещё полезная ссылка: https://1259.ru/docs/Rekomendacii_logopeda.pdf

Источник