Уровень развития ребенка выше

Из-за каких причин интеллектуальное развитие ребенка порой «запаздывает» – он не проявляет активности, интереса к игрушкам, самостоятельности? Этими вопросами часто задаются родители, когда наблюдают за развитием крохи. Ребенок в раннем дошкольном возрасте, если его когнитивные функции развиваются в соответствии с нормой, проявляет любознательность, пытается знакомиться с предметной игрой, осваивает подражание и копирование. Всем родителям полезно знать, от чего зависит уровень интеллекта, и как по внешности и особенностям поведения ребенка понять, насколько умным он растет. На эти и другие вопросы ответили зарубежные и отечественные ученые, а MedAboutMe собрал всю информацию вместе.

Размер головы в младенчестве: большая голова как признак ума?

Британские ученые говорят, что об интеллектуальном развитии ребенка свидетельствует рост головы. Особенно это актуально в возрасте до одного года. Доктор философии Кэтрин Гейл совместно с коллегами из Университета Саутгемптон отмечает зависимость между объемом мозга ребенка и его дальнейшим интеллектуальном развитием, так называемом позднем интеллекте.

Команда специалистов изучила более 600 детей. В исследовании приняли участие дети в возрасте одного года, четырех и восьми лет. Врачи сначала измеряли окружность головы младенцев. Позже, в дошкольном и младшем школьном возрасте, тем же детям был дан тест на уровень интеллекта.

Исследование показало, что высокие результаты был у тех ребят, окружность головы которых в младенческом возрасте достигала максимальной возрастной нормы.

Исследователи не знают точно, что заставляет некоторых детей иметь больший мозг, чем у других. Они также подчеркивают, что многие факторы, включая отношения между родителями и детьми, могут влиять на интеллект детей.

Исследователи обнаружили, что рост головы к одному году был ключевым фактором. «Догоняющий» рост уже не имел такого большого значения.

«Рост мозга после грудничкового периода, по крайней мере, с точки зрения объема мозга, вряд ли компенсирует сниженный темп роста в первый год жизни», – пишут исследователи.

Ученые также изучили родителей младенцев, а именно их отношение к ребенку сразу после рождения, и затем в процессе взросления и воспитания.

Матери младенцев отвечали на вопросы о своем родительском стиле, старших детях и других факторах, таких как грудное вскармливание и послеродовая депрессия. Результаты этих исследований представлены ниже.

Депрессия у матери и интеллект ребенка

Изучая уровень детского развития, ученые пришли к выводу, что дети имели более высокие показатели IQ, если их родители имели более высокий уровень образования, а матери не страдали от послеродовой депрессии.

После рождения малыш нуждается в заботе и внимании. Получать любовь и принятие – его основные потребности. Если женщина переживает депрессивное состояние, у нее нет эмоциональных ресурсов откликаться на желания малыша так часто, как он того требует. Даже если она заботится о нем, держит на руках, кормит и пытается играть, ребенок будет чувствовать отстраненность матери, если она находится в подавленном состоянии. 

Уровень интеллекта ниже у детей, чьи матери страдали от послеродовой депрессии.

Грудное молоко лучше других видов вскармливания

Материнское молоко содержит все питательные микроэлементы для роста и развития ребенка. Кроме того, процесс кормления – немаловажный фактор для формирования детской эмоциональной стабильности и умственного развития. 

Доктор Бернардо Лесса Орта из Бразилии отмечает связь между высоким уровнем IQ у ребенка и грудным вскармливанием, длящимся от рождения до 6 месяцев. 

Грудное молоко дает хорошие преимущества в будущем – такие, как высокие оценки в школе и социальный успех во взрослом возрасте – потому что это лучший источник насыщенных жирных кислот, необходимых для развития мозга.

Отношение к ребенку в семье: как растить детей умными?

Кэтрин Гейл с коллегами отмечает влияние не только объема мозга на интеллектуальное развитие детей, но и отношений в семье. Ученые оценили стиль общения с ребенком семье, отношение к нему и психологическую атмосферу между близкими людьми. 

Высокий уровень интеллекта наблюдался у тех детей, отношение к которым строилось на доверии, принятии и уважении. 

Конструктивная критика, поддержка ребенка, отсутствие привычки «давить» на него приводят к более высокому уровню интеллектуального развития, чем у тех детей, чьи интересы не принимались всерьез, характер осуждался, в семье присутствовал только авторитарный стиль воспитания.

Сиблинги и развитие: когда в доме не один ребенок

Какое влияние на детский интеллект оказывают сиблинги – братья и сестры ребенка?

На познавательную сферу и интеллектуальное развитие малыша влияет отношение к нему в семье. Оно может меняться, быть позитивным, негативным, иметь свои особенности, если у родителей уже есть дети. Так, иногда младенцу может не хватать внимания, а подрастая, он может переживать ревность или зависть. 

Отрицательные чувства влияют на эмоциональное состояние ребенка, и, соответственно, уровень восприятия и интеллекта. Ученые установили, что ребенок, чьи интеллектуальные показатели в первый год жизни были в норме – стремление к познанию мира, любознательность активность – повзрослев, может демонстрировать невысокий уровень IQ. Так бывает в случае педагогический запущенности или эмоционального отвержения, когда мать и отец больше времени уделяли другим детям, не удовлетворяли базовые потребности малыша, не занимались с ребенком и не играли с ним.

Если раньше считалось, что наличие старших детей в доме стимулирует младших развиваться, то сегодня специалисты подчеркивают: для такого эффекта нужно не просто иметь братьев или сестер, но и равноценно распределять между всеми детьми родительское внимание. Иначе страдает не только психика, но и интеллектуальное развитие!

Читайте также:  Развитие ребенка 1 год тушино

«Наши результаты дают дополнительные доказательства того, что младенчество является наиболее важным периодом постнатального роста мозга для определения более позднего интеллекта», – пишут исследователи.

Если родители хотят способствовать сохранению и развитию когнитивных навыков детей, важно уделять внимание факторам воспитания и условиям, которые окружают малыша не только с момента рождения, но и на протяжении взросления.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

  1. Влияние эмоционального реагирования матери на здоровье детей первых двух лет жизни / Николаева Е. И., Меренкова В. С // Преподаватель ХХI век ВАК. = 2009
  2. Развитие интеллекта и творческого воображения у дошкольников / Евсеева Т. О. // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста. = 2016
  3. Интеллектуальное развитие ребенка / Фенев Е. А. // Вопросы науки и образования. = 2017

Источник

Баймирова Мария Юрьевна

Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Курский педагогический колледж», г. Курск

В статье рассматривается специфика работы образовательного учреждения с детьми с высоким уровнем развития.

Актуальность работы обусловлена современной политикой в области образования. В настоящее время благодаря системно-деятельностному подходу, и техническому прогрессу увеличивается количество детей с высоким уровнем развития. Для того, чтобы дети не утратили своей индивидуальности и одаренности необходимо учитывать рекомендации и советы специалистов-психологов. Одаренные дети развиты не только в области знаний, но и в творческой области, поэтому следует давать им свободу творчества и самостоятельность.

Требования к реализации психолого-педагогических особенностей работы с одаренными детьми представлены в ФГОС НОО. Так, учитель должен организовать работу с одаренными детьми, организуя интеллектуальные и творческие соревнования научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности.[5]

Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья) обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Школа обязана проводить мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявлять и поддерживать одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья.

В рабочей концепции одаренности сказано, что создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. В связи с этим требуется серьезная работа среди учителей, а также родителей для формирования у них научно адекватных и современных представлений о природе, методах выявления и путях развития одаренности. [2]

У детей с высоким уровнем развития свои мысли, своя позиция, которая отличается от общепринятой точки зрения. Они иногда увлекаются тем, что непонятно ни сверстникам, ни родителям. Характерными особенностями, основными отличиями таких детей являются отличная память, необычайная внимательность, любознательность, абстрактное мышление, стремление к постижению нового. У таких детей с высоким уровнем развития более высокая скорость мышления, умение прослеживать причинно-следственные связи и классифицировать информацию.

В педагогике выделяется несколько категорий детей с высоким уровнем развития.

1. Учащиеся с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

2. Учащиеся с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

3. Учащиеся с высокими творческими способностями.

4. Учащиеся с высокими лидерскими способностями.

5. Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и особенностью психического склада [1].

Познание. Существуют особые «сензитивные» периоды, когда дети «впитывают» все окружающее. Они способны заниматься несколькими делами сразу. Такие дети очень любопытны. Им необходимо активно исследовать окружающий их мир. Как пишет И.В. Дубровина, «по мнению Ж. Пиаже, функция интеллекта заключается в обработке информации и аналогична функции организма по переработке пищи. Ученые утверждают, что у одаренных и талантливых детей биохимическая и электрическая активность мозга повышена. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи, и абстрактном мышлении» [4].

Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Их склонность к классификации и категоризации иллюстрируется и любимым увлечением — коллекционированием. Много радости доставляет им приведение своих коллекций в порядок, систематизация и реорганизация предметов коллекции.

Причем оформление аккуратной постоянной экспозиции не является их целью. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умения ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к такомуребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Как отмечает А.М. Матюшкин, «талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отключаться. Они с удовольствием принимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ. В этом заключается зерно будущих конфликтов в классе (большинство учителей начальной школы ориентируются на детей с «низким порогом отключения», то есть предпочитают отвечать на собственные вопросы, будучи уверены, что дети не смогут найти правильный ответ)» [6].

Психосоциальные аспекты. В сфере психосоциального развития детям с высоким уровнем развития свойственны следующие черты. Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей очень широки. Они остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.

Другая особенность детей с высоким уровнем развития- соревновательность. Склонность ребенка к соревновательности отмечали многие исследователи (В.Э. Чудновский , В.С. Юркевич и др.). Соревновательность, конкуренция — важный фактор развития личности, укрепления, закалки характера.

Читайте также:  Развитие ребенка в абакане

Опыт побед и поражений, приобретаемый в ходе различных интеллектуальных, художественных, спортивных состязаний детей, чрезвычайно важен для дальнейшей жизни, без него наивно рассчитывать на воспитание творца, не боящегося жизненных трудностей. Через соревнование ребенок формирует собственное представление о своих возможностях, самоутверждается, приобретает уверенность в своих силах, учится рисковать, приобретает первый опыт «разумного авантюризма».

Сверхчувствительность к проблемам. Как отмечает А.М. Матюшкин, «способность видеть проблему там, где другие не видят никаких сложностей, — одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от «посредственного» человека. Среди качеств, свойственных ребенку с высоким уровнем развития, сверхчувствительность к проблемам традиционно занимает одно из ведущих мест» [6].

Перфекционизм, как указывает А.И. Савенков, «это стремление доводить результаты любой своей деятельности до их соответствия самым высоким требованиям, эталонам (нравственным, эстетическим, интеллектуальным и др.) Это качество тесно связанно со способностью к оценке, выражено в стремлении ребенка к совершенству. Внутренняя потребность в совершенстве продуктов собственной деятельности характерна для детей с высоким уровнем развития уже на самых ранних возрастных этапах. Эти дети не удовлетворяются, не достигнув максимально высокого уровня» [3].

Таким образом, дети с высоким уровнем развития в младшем школьном возрасте характеризуются повышенной способностью классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями, повышенной концентрацией внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна, соревновательностью, сверхчувствительностью к проблемам, перфекционизмом.

Со всем вышесказанным была организована и проведена работа по изучению особенностей одаренных детей в школе.

Организационная база исследования – средняя общеобразовательная школа. Дети обучаются по программе УМК «Перспектива».

В классе 15 детей: 6 девочек, 9мальчиков в возрасте 9-10 лет. По состоянию здоровья большинство детей относится к основной группе. Класс был организован в 2017 году. В классном коллективе сложились благоприятные, доброжелательные отношения между обучающимися, все дети нашли себе друзей по интересам, помогают друг другу, переживают за неудачу и радуются успехам одноклассников. Взаимоотношения спокойные и дружелюбные. Дети с интересом приходили на занятия. Кроме того, обучающиеся посещают дополнительные кружки: музыкальные, художественно–изобразительные, танцевальные.

Цель исследования: изучить психолого-педагогические особенности детей с высоким уровнем развития.

Задачи:

1. Подобрать адекватные предмету и объекту методики исследования.

2. Организовать и провести исследование.

3. Сформулировать рекомендации.

Объект исследования: особенности развития интеллектуальной одаренности младших школьников.

Предмет исследования: психолого-педагогические особенностидетей с высоким уровнем развития.

Гипотеза: если учитель будет знать особенности работы с детьми с высоким уровнем развития, то сможет создать благоприятные условия для развития младших школьников.

Нами были подобранны адекватные предмету и объекту методики:

Методика «Карта одарённости» (по А.И. Савенкову).

Тест креативности Т. Торренса .

Эта методика создана А. И. Савенковым на основе методики Хаана и Каффа. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, — от 6 до 12 лет.

Методика рассчитана на выполнение двух основных функций: Первая и основная функция — диагностическая.

С помощью данной методики можно количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит увидеть индивидуальный, свойственный только определенному ребенку «портрет» развития его дарований.

Вторая функция — развивающая.

Утверждения, по которым придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Родители и педагоги смогут обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые представляются наиболее ценными.

Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности.

Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся.

Методика составлена на основе материалов пособия Р.В.Овчаровой «Справочная книга школьного психолога» и направлена выявление коммуникативных склонностей учащихся.

Учащимся предлагается следующая инструкция: «Вам необходимо ответить на 20 вопросов. Свободно выражайте свое мнение по каждому из них и отвечайте на них только «да» или «нет». Если Ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетке листа поставьте знак «+», если отрицательный, то «–». Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро».

Обработка полученных результатов. Показатель выраженности коммуникативных склонностей определяется по сумме положительных ответов на все нечетные вопросы и отрицательных ответов на все четные вопросы, разделенной на 20. По лученному таким образом показателю можно судить об уровне развития коммуникативных способностей подростка:

низкий уровень – 0,1–0,45,

ниже среднего – 0,46–0,55;

средний уровень – 0,56–0,65;

выше среднего – 0,66–0,75;

высокий уровень – 0,76–1.

Тест предназначен для испытуемых от 5 лет. Этот тест состоит из трех субтестов. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним.

На выполнение каждого субтеста дается 10 мин., но, по мнению многих психологов, время выполнения задания можно не ограничивать, так как креативный процесс предполагает свободную организацию временного компонента творческой деятельности. Художественный уровень исполнения в рисунках не учитывается.

Тест позволяет оценить: вербальную и образную креативность, а также отдельные креативные способности: беглость, гибкость, оригинальность мышления, способность видеть суть проблемы, способность сопротивляться стереотипам; прогноз школьной адаптации креативных обучающихся, экспертиза и выявление обучающих программ, способствующих развитию креативного мышления и реализации творческого потенциала личности.

Читайте также:  Развитие личности ребенка в период дошкольного детства

На первомэтапе проведена методика «Карта одаренности».

В ходе нее дети получили бланк с 80 вопросами, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности. Внимательно изучив их, дали оценку ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

(++) – если оцениваемое свойство развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;

(+) – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;

(0) – оцениваемое и противоположное свойства выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;

(–) – более ярко выражено и чаще проявляется свойство, противоположное оцениваемому.

Полученные суммы баллов характеризуют оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности: интеллектуальная, творческая, академическая (научная), художественно–изобразительная, музыкальная, литературная, артистическая, техническая, лидерская, спортивная.

Были выявлены следующие результаты, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Оценка склонностей детей

Склонности

Количество детей

1

природа и естествознание

5

2

физкультура и спорт

3

3

гуманитарная сфера

2

4

художественная деятельность

2

5

математика и техника

1

6

домашние обязанности, труд по самообслуживанию

1

7

коммуникативные интересы

1

Таким образом, 5 детей Ника Ф., Полина Б., Михаил С., Александр Ш., Александр С. со склонностями к природе и естествознанию, 3 ребенка Иван Б., Илья А., Матвей Х. – склонны к физкультуре и спорту, 2 ребенка Дмитрий Ф., Дмитрий И. склонны к гуманитарной сфере и 2 ребенка Анастасия Б., Елизавета С. – к художественной деятельности, 1 ребенок Илья К. к математике и технике, 1 ребенок Екатерина С. – к домашним обязанностям, труду по самообслуживанию и 1 ребенок Илья К. – к коммуникативным интересам.

Таким образом, если учитель будет знать вид одаренности, то сможет создать условия для развития младших школьников, что и отражено в гипотезе.

На втором этапе был проведен тест диагностики творческого мышления Торренса. В ходе него детям предлагается дополнить геометрические фигуры деталями, чтобы получилось самостоятельное произведение. Дети выполняли задание под музыку. Диагностика проходила в группе. Были выявлены следующие результаты, представленные в таблице 2.

Таблица 2

Распределение результатов тестирования по методике Торренса

Имя Ф.

Баллы

Уровень

1

Илья А.

35

немного ниже нормы

2

Анастасия Б.

30

плохо

3

Иван Б.

38

немного ниже нормы

4

ПолинаБ.

47

норма

5

Дмитрий И.

41

норма

6

Илья К.

43

норма

7

Елизавета С.

40

норма

8

Екатерина С.

39

немного ниже нормы

9

Александр С.

39

немного ниже нормы

10

Матвей Х.

46

норма

11

Александр Ш.

44

норма

12

Иван Ш.

39

немного ниже нормы

13

Ника Ф.

41

норма

14

Дмитрий Ф.

56

норма

15

София Щ.

44

норма

Таким образом, 9 детей с высоким уровнем, 5 со средним уровнем и 1 с низким.

Таким образом, можно заключить, что в данном классе преобладает высокий уровень креативности.

На третьем этапе была проведена методика выявления коммуникативных способностей учащихся Р. В. Овчаровой. Учащимся предлагается следующая инструкция: «Вам необходимо ответить на 20 вопросов. Свободно выражайте свое мнение по каждому из них и отвечайте на них только «да» или «нет». Если Ваш ответ на вопрос положителен, то в соответствующей клетке листа поставьте знак «+», если отрицательный, то «–». Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро». Были выявлены следующие результаты, представленные в таблице 3.

Таблица 3

Распределение результатов тестирования по методике Р.В. Овчаровой

Высокий уровень

Выше среднего

Средний уровень

Ниже среднего

Низкий уровень

4

2

8

1

Таким образом, 4 ребенка с высоким уровнем, 2 с уровнем выше среднего, такие люди — прекрасные коммуникаторы. В общении с другими они ведут себя непринуждённо, легко осваиваются в новом коллективе, заводят знакомства, включаются в новые компании.

8 со средним уровнем и 1 уровнем ниже среднего, в целом, такие люди — хорошие коммуникаторы. Они стремятся к контактам с другими людьми, при необходимости готовы проявить инициативу в процессе общения, оказать помощь и поддержку тем, кто в ней нуждается. Охотно могут поддержать беседу. Без особого труда осваиваются в новом коллективе. В общении с другими такие люди чувствуют себя достаточно уверенно.

Дети с низким уровнем отсутствуют.

Таким образом, можно заключить, что в данном классе преобладает средний уровень коммуникативных способностей.

Список используемой литературы

Список используемой литературы

1. Завельский, Ю.В. Памятка для учителя / Ю.В. Завельский // Завуч. — 2007. — № 6. — С. 110-112.

2. Рабочая концепция одаренности / отв. ред. Д. Б. Богоявленская. − М.: Мин. обр. науки РФ, 2003. − 95 с.

3. Савенков, А. И. Педагогическая психология в 2 ч. Часть 1 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата / А. И. Савенков // — 2016. 354 с.

4. Ушаков, Д.В. Психология интеллекта и одаренности / Д.В. Ушаков // 2011. – 311 с.

5. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года, № 373; зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации, регистрационный № 17785 от 22.12.2009 года (с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. № 1241, зарегистрированным Минюстом России от 04 февраля 2011 г. № 19707).

6. Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей: классические тексты/ под. ред. А. М., Матюшкина, А. А. Матюшкина. – М.: Омега-Л, 2008.–368 с

Источник