Уровень развития работоспособности ребенка

Уровень развития работоспособности ребенка thumbnail

галина григорьевна опаренко
Работоспособность — важный показатель готовности к школе

Работоспособность – важный показатель готовности к школе.

Правомерно ли и нужно ли говорить о «работоспособности» и развивать ее у детей дошкольного возраста и имеет ли она какие-то особенности по сравнению со взрослыми? Ведь ни о каком производительном труде в дошкольном возрасте речь не идет. … И тем не менее сохранение устойчивой работоспособности на занятиях, во время выполнения трудовых поручений, даже во время физкультурных занятий, спортивных развлечений, туристических походов необходимо и дошкольнику, является важным показателем общей готовности ребенка к школьному обучению.

Работоспособность ребенка отличается более низкими, чем у взрослого, показателями, например меньшей продолжительностью. Не случайно поэтому, что, чем младше ребенок, тем короче у него продолжительность активного бодрствования, тем чаще и больше он должен спать, чтобы восстановить силы.

У маленького ребенка, особенно в первые три года жизни, как считают некоторые физиологи, трудно проследить признаки утомления. Он просто прерывает деятельность (начинает отвлекаться на занятии, беспорядочно перелистывать страницы книги, а потом захлопывает ее, хотя физиологические показатели пока еще не свидетельствуют об утомлении. Однако старшие и даже средние дошкольники зачастую стараются довести начатое дело до конца,хотя утомление неизбежно наступает: они в несколько раз медленнее и в более простой форме отвечают на вопросы взрослых, часто отвлекаются, роняют раздаточный материал. Эти признаки нарастающего утомления следует заметить как можно раньше и своевременно переключить внимание детей на другие виды деятельности.

С возрастом работоспособность повышается. Повышение ее общего уровня происходит, в частности, за счет ежедневных занятий, в процессе которых осуществляется общая тренированность всех систем и функций организма. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что у детей, привыкших систематически заниматься в детском саду, и у тех, кто поступил в дошкольное учреждение из дома, работоспособность разная. При систематическом обучении в детском саду, начиная с младших групп, усидчивость детей от младшего к старшему возрасту повышается, что в свою очередь позволяет увеличить продолжительность занятий и их количество.

Вместе с тем наблюдения за детьми 4-7 лет выявили существенные различия в развитии умственной работоспособности даже у дошкольников одного и того же возраста. У одних детей показатели характеризуются высоким и средним уровнем. У других — они значительно снижены. У большинства из этих детей наблюдается «интеллектуальная пассивность», т. е. отсутствует привычка думать, слушать, воспринимать. И если вовремя не обратить на это должного внимания, то обучение такого ребёнка уже в первом классе доставит много неприятностей и родителям, учителям и в первую очередь самому ребёнку.

Недостаточный уровень работоспособности снижает качество работы детей на занятиях. Дети не могут усваивать программный материал в полном объёме из-за повышенной утомляемости, которая прежде всего влияет на объём и продолжительность внимания, уровень развития памяти, мыслительных процессов. Ребенок с низкой работоспособностью отличается от своих сверстников неуверенностью в собственных силах.

Главная роль в нормализации умственной и физической работоспособности отводится коллективу дошкольного учреждения. Но результативность работы и её качество во многом зависят от единства воздействий на ребёнка семьи и детского сада.

Наибольшее влияние на уровень работоспособности дошкольника оказывает состояние его здоровья и условия семейного воспитания. Для детей с отклонениями в состоянии здоровья характерна, как правило, и низкая умственная работоспособность. Причиной этих отклонений могут быть остро перенесённые заболевания (инфекционные и хронические). Родители должны заботиться о выполнении режима дня, обязателен дневной сон, вечером необходимо исключить длительное сидение у телевизора, шумные игры. Ребенка настраивают на спокойную волну, предложив ему навести порядок в кукольном и книжном уголке, почистить зубы, приготовить на завтра одежду и то, что он хочет взять с собой в детский сад, самому раздеться.

Наряду с соблюдением правил гигиены нервной системы надо постоянно закаливать ребенка: гулять на свежем воздухе, совершая при этом с ребенком туристические походы, играя с ним в бадминтон, городки и другие игры. В зимнее время рекомендуется катание на лыжах, санках и т. п. Иначе говоря, прежде чем повышать умственную работоспособность в процессе обучения, нужно закаливать ребенка и укрепить его здоровье. Сидячие игры и занятия утомляют ослабленных детей гораздо дольше, чем их сверстников. Поэтому они могут быть меньшей продолжительности и обязательно должны меняться двигательной активностью. На работоспособность ребенка могут отрицательно влиять не благополучные семейные отношения. Умственная работоспособность дошкольника на занятиях зависит от ряда условий, и прежде всего от интереса к знаниям. А развить и поддержать его могут родители.

Читайте также:  Когда ребенку 9 месяцев развитие

Неустойчивое внимание, быстрая утомляемость, приводит к тому, что дети легко забывают о цели действия, необходимости довести дело до конца, выполнить задание. Поэтому нужно позаботиться о том, чтобы любая деятельность детей протекала в наиболее благоприятных и интересных для них условиях. Например, если дети трудятся, то эффективность работыповышает мотив пользы: сделать вещь в подарок маме, бабушке, сестре. Пользу животным своей заботой о них; всегда интересна для детей совместная деятельность с взрослыми, но не в качестве подсобной силы (подай, поднеси, поддержи) а равноправного партнера. Если по ходу разговора с ребенком, занятий с ним от него требуют значительных умственных усилий, то варьируют задания и условия, в которых они выполняются,например задания на счет: сосчитать, сколько листиков мама положила на скамейку, угадать, сколько раз ударила она по спинке скамейки палочкой, из скольких частей, состоит слово «Сережа», «Таня». Использовать разнообразные игровые примеры, например, когда дети осваивают пространственные отношения, здесь могут участвовать любимые ребенком игрушки.

Иногда у детей с низкой работоспособностью недостаточно развита связная речь. Дома в играх с детьми 5-7 лет ребятам предлагают пересказать несложный коротенький текст или понравившийся отрывок (самый смешной, страшный, грустный, составить рассказ по двум-трем картинкам с постепенно развивающимся сюжетом, устроить из картинок или открыток «картинную галерею» и в качестве экскурсовода озаглавить «картины» и рассказать о них.Можно использовать и другие игровые приемы: «Ты опиши игрушку, а я угадаю» или «Я начну сказку, а ты закончи»

И конечно, нужно помочь детям преодолеть застенчивость. Здесь хороши поручения передать что-то на словах, проявить самостоятельность и активность в магазине.

Представление о том, что вполне достаточно последнего года перед школой, чтобы научить ребенка всему тому, что необходимо при обучении в школе, полностью исправить недостатки в воспитании и обучении, — глубоко ошибочно. Успеваемость детей в школе зависит от результатов воспитательно-образовательной работы, проведенной с ними в процессе всего предшествующего периода дошкольного детства. Так же обстоит дело с формированием работоспособности дошкольников. С первых лет жизни необходимо систематически приучать детей к умственному труду, постепенно увеличивать его объем и длительность.

Если работоспособность ребенка снижена, надо выяснить главную причину этого. Здесь необходима тесная связь детского сада с семьей.

Г. Г. Опаренко МБДОУ «Котовский детский сад Облачко», Старооскольский район, Белгородская область.

Источник

Диагностика работоспособности и темпа деятельности ребенка — это возможность для родителей протестировать своих детей и узнать насколько они готовы к предстоящим школьным нагрузкам и смогут ли справляться с заданным темпом учебы без вреда длят здоровья и психики.

Тест работоспособности и темпа деятельности ребенка

С помощью этой методики можно определить уровень развития сразу двух качеств: темпа работы ребенка и уровня его работоспособности. Методика очень проста в выполнении и проверке. Вам потребуются часы с секундной стрелкой или секундомер, карандаш и расчерченный лист бумаги. Очень важно:

  • Предоставить ребенку размеры квадратов точно такие же, как на образце (два ряда по три квадрата, каждый из них 4 на 4 сантиметра, а вместе они составляют общий прямоугольник 8 на 12 сантиметров).
  • При выполнении теста ребенок не должен облокачиваться на стол, рука должна быть на весу.
  • На заполнение каждого квадрата дается 5 секунд.

Дождик, дождик, пуще!

Ты слышал когда-нибудь, как барабанит по оконным стеклам дождь? Сейчас мы с тобой поиграем. Ты будешь дождиком. Перед тобой шесть квадратов. Представь себе, что это окна большого дома. По команде «Начали!» принимайся стучать карандашиком по первому окну. Когда я скажу — «Дальше!» — переходи к следующему. По количеству карандашных точек мы узнаем потом, сколько капель дождя успело упасть на каждое окошко. Не забудь, что ты очень сильный дождь — настоящий ливень.

Тест работоспособности и темпа деятельности ребенка

Оценка результатов для определения темпа деятельности ребенка

Подсчитайте среднее количество точек для шести квадратов (сложите количество точек в каждом квадрате и разделите на 6).

Читайте также:  Влияние общения с природой на всестороннее развитие ребенка

Нормы рассчитаны на детей 6 — 7 лет

16 точек и меньше — ребенок склонен выполнять задания в медленном темпе. Поэтому та скорость, с которой он работает, является для него нормальной. Заставлять его работать быстрее — значит травмировать психику ребенка, создавать для него стрессовую ситуацию.

16-го точек — нормальный средний темп работы.

20 точек и больше — ваш ребенок умеет работать в очень быстром темпе.

Оценка результатов диагностики работоспособности ребенка

Посмотрите, какой узор составили точки в квадратах. Если в первом по счету квадрате точки стоят густо, а в других редеют и разница в количестве точек между первым и последним квадратами составляет 10 точек и более, значит, ваш ребенок склонен к быстрому утомлению и, скорее всего, обладает слабой нервной системой. Об этом же свидетельствует и значительный перепад между количеством точек в первом и пятом квадратах, даже если в последнем — шестом квадрате — результат увеличился. Увеличение результата в шестой клеточке покажет в этом случае, что ребенок, склонный к утомлению и снижению работоспособности, умеет в нужный момент взять себя в руки и совершить волевое усилие. Это не так хорошо, как может показаться на первый взгляд: такой ребенок волевым усилием перегружает свою нервную систему, что может привести к ее истощению. Люди со слабой нервной системой называются астеничными.

Советы для родителей медлительных детей

Результаты теста показали, что ваш ребенок медлителен? Не огорчайтесь. Каждое качество имеет свои положительные и отрицательные стороны. Быстрый человек может успеть много за небольшой период времени, но в то же время торопливость и спешка часто не позволяют ему тщательно и кропотливо выполнить работу, проанализировать ситуацию. Медлительность сама по себе имеет свои плюсы. Медлительный ребенок способен:

  • выполнять долго однообразную и неинтересную работу, а это порой куда труднее, чем заниматься увлекательным делом;
  • не сразу включается в деятельность, у него медленно нарастает активность, но зато он может долго ее сохранять, длительно работать в привычном темпе;
  • обычно более усидчив и внимателен, может долго слушать объяснение учителя;
  • показывает очень высокую активность в работе по пройденному материалу, так как то, что он однажды усвоил, долго сохраняется в его памяти;
  • более глубоко продумывает и тщательно организовывает различные виды своей деятельности.

Все эти плюсы помогают медлительным людям в жизни, если их не подгонять и не торопить. Понукание и спешка ставят детей с медленным темпом деятельности в затруднительные ситуации.

Если вы будете внимательны к индивидуальным особенностям медлительного ребенка, вы сможете помочь ему в преодолении тех или иных трудностей в обучении. Более того, с вашей помощью он сможет достигнуть значительных успехов. Усвоенные знания окажутся глубокими и крепкими, а выполнение работы будет отличаться тщательностью и аккуратностью.

Примите несколько наших советов:

  • Не требуйте от ребенка немедленного включения в работу. Помните, что его активность в выполнении нового вида заданий нарастает постепенно.
  • He настаивайте на необходимости решения задания разными способами и не требуйте оригинальности в их выполнении, особенно если это касается новых и необычных заданий. Помните, что для медлительных детей такие ситуации особенно трудны.
  • Если ребенок дал неправильный ответ или неудачно его сформулировал, помогите ему осознать это. Обязательно дайте ему время на обдумывание. Этого времени должно быть столько, сколько надо ребенку, а не столько, сколько кажется достаточным вам. Помните, что медлительные дети чаще следуют общепринятым стандартным ответам и стараются избегать импровизации.
  • Не отвлекайте и не переключайте внимание ребенка в момент выполнения заданий.
  • Не следует требовать быстрого ответа на неожиданный вопрос. Часто детям требуется некоторое время на обдумывание решения, чтобы дать разумный и обстоятельный ответ.

Рекомендации для родителей астеничных детей

Астенический склад нервной системы, недостаточная выносливость нервных клеток, очень часто становится причиной трудностей в обучении. Это, прежде всего, связано с тем, что астеничный ребенок не способен к длительному умственному напряжению. Большой объем материала утомляет его, а высокий темп деятельности с частым переключением и распределением внимания влияет на работоспособность. Вы, наверное, не раз замечали, что вашему ребенку трудно долго заниматься: он начинает отвлекаться, перестает воспринимать учебный материал, чувствует себя уставшим. Усугубить ситуацию вплоть до болезненной и трудноисправимой могут следующие обстоятельства:

  • Длительная, без перерывов, напряженная. Астеничному ребенку необходимы частые (каждые 15 минут) небольшие (до 3 — 7минут) перерывы. Наверное, каждый из вас помнит нехитрое упражнение, которое часто используют учителя на занятиях «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали. Мы немножко отдохнем и опять писать начнем». Эта разминка дает возможность на короткое время отвлечься от занятий и восстанавливает силы ребенка.
  • Ответственная, требующая нервно-психического и эмоционального напряжения деятельность, особенно если на нее отводится ограниченное количество времени. К таким видам деятельности можно отнести, например, контрольные и проверочные работы.
  • Опрос в высоком темпе, требующий быстрого реагирования.
  • Неудачный ответ, оцененный резко отрицательно, неприятное замечание или ссора. Следует учитывать, что нервная система астеничных детей обычно отличается повышенной чувствительностью. Такие дети обидчивы и ранимы. Возможно, в следующий раз ребенок вообще откажется отвечать, даже зная правильный ответ. Он предпочтет совсем не получить оценку, нежели получить плохую.
  • Работа в ситуации, требующей отвлечения, переключения или распределения внимания. Например, такими факторами могут стать реплики и вопросы старших или соучеников.
  • Работа в шумной и/или неспокойной обстановке.
  • Работа под руководством шумного и несдержанного взрослого. Любому ребенку не нравится, когда на него кричат. А астеничному ребенку со слабой нервной системой крик просто-напросто вреден.
  • Необходимость усвоения большого объема материала за ограниченное количество времени.
Читайте также:  Сенсорное развитие детей в доме ребенка

Если ваш ребенок имеет слабую нервную систему, что проявляется в повышенной плаксивости, невнимательности, утомляемости, раздражительности, снижении успеваемости и подтверждается результатами теста, постарайтесь помочь малышу, учитывая его природные особенности и те рекомендации, которые будут даны ниже.

Несмотря на быструю утомляемость, дети со слабой нервной системой способны при определенных условиях справляться с учебной нагрузкой и достигать хороших результатов в учебе. Необходимо только опираться на их сильные стороны и не ставить их в дискомфортные ситуации.

Сильные стороны астеничных детей

  • склонность к планированию и любовь к последовательности при любом виде деятельности (кстати, именно этого очень часто не хватает детям с сильной нервной системой).
  • склонность к систематизации знаний (составлению схем и наглядных изображений), что обеспечивает более глубокое усвоение знаний.

Вы убедились, что у слабой нервной системы есть свои плюсы. Теперь важно научить ребенка правильно их использовать. Ваша задача — помочь ему в достижении наилучших результатов. Вам будут полезны следующие советы:

  • Не ставьте ребенка перед необходимостью дать быстрый ответ на неожиданный вопрос. Предоставьте ему достаточное количество времени на обдумывание и подготовку. Помните, что у астеничных детей при резком нервно-психическом напряжении чаще всего происходит не мобилизация, а, наоборот, включаются механизмы торможения. Чем сильнее вы давите на него, тем больше времени ему требуется на ответ.
  • По возможности старайтесь организовать проверку знаний не в устной, а в письменной форме. Помните, что для детей со слабой нервной системой всегда предпочтительнее письменные, а не устные ответы.
  • При необходимости усвоения большого, объемного, сложного или разнообразного материала помогите ребенку организовать его таким образом, чтобы он оказался разбитым на отдельные смысловые части (систематизация информации — одна из сильных сторон астеничных детей). Давайте их постепенно по мере усвоения. Помните, чрезмерный объем заданий быстро снижает работоспособность ребенка и утомляет его.
  • Не проверяйте знание нового материала сразу же после усвоения. Пусть он самостоятельно повторит его.
  • Во время подготовки ответа, домашнего задания или любой другой работы дайте достаточное время для самостоятельной проверки. Помните, что самопроверка — напряженная и ответственная работа, требующая усиленного сосредоточения.
  • Старайтесь не отвлекать ребенка и не переключать его внимание во время подготовки учебных заданий. Создайте спокойную обстановку вокруг него и избегайте ситуаций, повышающих нервозность.
  • Осторожно оценивайте неудачи ребенка, а через поощрения формируйте у него уверенность в своих силах. Помните, что обычно ребенок со слабой нервной системой отличается повышенной чувствительностью и ранимостью, склонен зацикливаться на своих неудачах и винить во всем себя. Формируйте у ребенка ощущение успешности.

Скачать тест в формате Word по ссылке ниже

Источник