Уровень развития детей в доме ребенка

Условия пребывания детей в доме ребенка (от рождения и до 4-х лет) характеризуются тем, что главным является удовлетворение физических потребностей детей – за ними присматривают, кормят, умывают, переодевают, помогают делать первые шаги, следят за безопасностью и здоровьем. Но нет близкого контакта с каждым ребенком, дети переходят из рук в руки, они не привыкают к одному взрослому, у них не формируется доверие и привязанность.

Взято из интернет-источников

В дальнейшем дети, у которых отсутствовали отношения и общение со взрослым замыкаются в себе, предпочитают больше времени проводить в одиночестве, не идут на контакт и не реагируют на слова взрослого. Дети начинают сами себя чем-то занимать – чаще всего это бессмысленное хождение по комнате. У них нет интереса к играм и игрушкам, они отстают в развитии.

Для ребенка важно иметь близкого взрослого рядом, с которым он может иметь постоянный контакт (как мама и папа, например). Дети, которые попали в дом ребенка через несколько месяцев после пребывания в семье, активно реагируют на речь взрослого, охотно идут на контакт, с удовольствием взаимодействуют со взрослым и привлекают к себе внимание. Но чем больше на ребенка не реагируют (оно и понятно, ведь на одного взрослого в доме ребенка сразу несколько малюток, всем не уделишь должного времени и внимания), тем больше малыш отстраняется.

Взято из интернет-источников

Это легко можно заметить через 3-4 месяца после пребывания малыша в доме ребенка. Кроха из улыбающегося и активного превращается в пассивного апатичного ребенка, не идущего ни с кем на контакт. Ребенок перестает интересоваться играми и игрушками, не привлекает к себе больше внимания, он просто «существует».

К сожалению, работники дома ребенка не имеют возможности заменить каждому маму, как бы они не старались. Игры, которые проводят с детьми, не достаточны для них. По большей части малышей интересуют новые звуки или яркие вещи, но не сам взрослый и не сама игра.

Дети растут закрытыми в себе, не умеют доверять. И если вспомнить стереотип многих о детдомовцах, мол, все они проныры и эгоисты, то отчасти это правда. Чем раньше ребенок попадает в такое учреждение (и в зависимости от того, в каких условиях воспитывался раньше), тем сложнее воспитать из него такого же ребенка, как в условиях семьи.

Детям недостаточно того, чтобы они просто были сыты, здоровы и одеты. Им недостаточно праздников, походов в цирк и театр, им мало подарков от спонсоров и общения с волонтерами. Любому ребенку нужен близкий человек, семья.

Взято из интернет-источников

Поэтому, когда многие сетуют, что у детдомовцев и так достаточно всего, чего ж они так себя ведут, вспомните, что дети росли без доверия ко взрослому. Они не умеют взаимодействовать с миром, доверять ему. С раннего возраста они привыкли рассчитывать только на себя (сами находят себе занятие, порой бессмысленное времяпрепровождение). И именно поэтому в более взрослом возрасте эта привычка в них только укореняется. У них нет рядом взрослого, на которого можно положиться. У них есть только они сами, дети это знают и привыкли к этому.

А что вы думаете по этому поводу? Как можно воспитать детей из дома ребенка так, чтобы они не росли недоверчивыми и озлобленными?

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал))

Читайте также:

Простая задача про корову, поставившая в тупик 30 человек

Почему невозможно съесть шоколадку за 100 шагов?

Японские родители принимают ванну с детьми до 12 лет, и другие особенности воспитания

Источник

Елена Заец
Эмоциональное развитие детей, воспитывающихся в условиях дома ребёнка

Контингент детей, воспитывающихся в условия дома ребёнка, отличается определённой спецификой. Чаще всего это дети недоношенные, имеющие неблагополучную наследственность, дети, имеющие множество заболеваний.

В доме ребёнка дети попадают в особые условия жизни:

• Здесь нет близких им людей;

• Круг получаемых впечатлений ограничен;

• Постоянное пребывание в коллективе;

• Недостаточное общение со взрослыми.

Все это влияет на развитие, эмоциональное состояние и поведение детей.

Дети, воспитывающиеся в доме ребёнка, быстро устают и возбуждаются. Их поведению свойственна неустойчивость эмоционального состояния, подражание друг другу. Стоит одному ребёнку закричать, все дети группы начинают кричать вместе с ним, если воспитатель своевременно не переключит их внимание на что-либо неожиданное и интересное. В результате подражания друг другу легко возникают стереотипные движения, вырабатываются отрицательные привычки (раскачиваются, грызут ногти, клацают зубами и т. д.).

Особенностью этих детей является медленный темп обучения, потребность в более длительном повторении одного и того же материала. Сформированные умения проявляются нечётко, эмоции и речевые реакции недостаточно яркие и разнообразные. Медленно формируется поведение детей на занятиях, так как они быстро устают и отвлекаются. Поэтому длительность занятий и количество детей, участвующих в них, определяется не столько возрастом, сколько состоянием здоровья детей, уровнем их развития, возбудимостью и выносливостью нервной системы.

У многих детей снижена двигательная активность, недостаточная координация движений, отсутствует ловкость, задержка в развитии мелкой моторики пальцев рук.

У многих детей замедленно развитие высших психических процессов – памяти, внимания, мышления, воображения в результате чего страдает формирование активности речи.

У многих детей отсутствует яркость и разнообразность впечатлений, медленно овладевают новыми знаниями и умениями, неспособны переносить освоенное и увиденное в самостоятельную деятельность- это приводит к задержке развития игры, игра становится примитивной и однообразной.

Нужно стремиться к тому что бы потребность каждого ребёнка в общении со взрослыми, новых впечатлениях, двигательной активности, положительных эмоциях была удовлетворена.

Для развития эмоций, нужно учить детей:

• Проявлять любознательность к происходящему вокруг.

• Быть эмоционально-сдержанными, спокойно выслушивать просьбы взрослого и выполнять их.

• Проявлять чувство гордости за себя и за сверстников.

• Понимать, что сделал что-то плохое, ожидая при этом отрицательной оценки от взрослого.

• Свою речь насыщать выразительными оттенками, использовать разную тональность звуков.

• Обозначать словами свои эмоциональные состояния (смеюсь, боюсь, плачу, радуюсь и т. д.).

• Сопереживать персонажам при слушании сказок, при просмотре мультфильмов (радоваться, печалиться, сердиться).

• Подпевать, танцевать, реагировать на изменение музыки, выполнять знакомые движения (кружиться, приседать, хлопать, топать).

• Проявлять интерес при рассматривании иллюстраций в книгах

Эмоционально по-разному реагировать на красивое или некрасивое (замечать, различать, сравнивать).

• С интересом наблюдать за некоторыми явлениями, реагировать спокойно.

• Приветливо относиться к людям, отвечать если взрослые о чём-то спрашивают.

• Понимать некоторые эмоциональные состояния взрослых и детей.

•Оценивать ситуацию: сопереживать (если кому-то больно, помогать (если надо помочь, сочувствовать, не шуметь (если кто-то спит, устал).

•Доброжелательно относиться к детям в группе: не выхватывать игрушки, не брать без спроса, меняться игрушками в процессе игры.

• Спокойно играть вместе с другими детьми.

• Выражать свою симпатию детям и взрослым.

Как научить детей правильно проявлять и контролировать свои эмоции? В этом мы педагоги должны помочь детям, т. е. содействовать социальному и эмоциональному развитию детей. Все занятия нужно проводить в игровой форме, постоянно хвалить детей, подбадривать, поощрять, при этом указывать на недостатки в лояльной форме. Широко использовать в своей работе сказки, потому что ранний дошкольный возраст называют возрастом сказок. В сказках есть положительные и отрицательные герои, описывается небывалая доброта, храбрость, находчивость, а высмеивается зло, неряшливость, плохое поведение. Сказка вводит ребёнка в жизнь, учит правильно проявлять свои эмоции. Использование на занятиях обучающих мультфильмов, приводит детей в восторг, вызывает огромную эмоциональную вспышку. Музыкальные занятия так же содействуют эмоциональному развитию детей, учат слушать и слышать музыку, улавливать ритм, отображать его в движениях. Важную роль в развитии эмоций, играет знакомство детей с трудом взрослых и привлечении их к помощи (помочь няне вытереть пыль, выбросить мусор); (помочь медсестре при накрывании на стол); (на прогулке помочь дворнику собрать на участке веточки, камешки).

Читайте также:  Социокультурное развитие ребенка в доу

Все эти факторы свидетельствуют о том, что развитие социальных мотивов и эмоций, является центральным звеном в сложном и длительном процессе формирования личности.

Проблема развития эмоций и чувств является одной из наиболее важных и сложных задач психологии и педагогики, поскольку даёт представление не только об общих закономерностях развития психики детей и её отдельных сторонах, но и об особенностях становления личности в целом, даёт возможность воспитать активного и гармонически развитого человека.

Источник

Организация жизни детей в доме ребенка «Семейного типа».

Для ребенка общение с близким взрослым является одним из важнейших факторов его психического развития (в сфере эмоциональных переживаний, овладения речью, развития самосознания). С общением связано становление его внутреннего мира. Когда говорят о детях, воспитывающихся в доме ребенка, часто звучит проблемы госпитализма, который связывают с разрывом отношений ребенка его биологической матерью. Но после различных исследований и на практике в доме ребенка «Семейного типа» доказалось, что ребенку его биологическую маму может заменить не родной для него человек. Главное, чтобы у ребенка с первых дней жизни, рядом был близкий человек, и не было недостатка в контакте с ним, который понимал его потребности.

В каждой группе живут 6 детей разного возраста, уровня развития и состояния здоровья. Постоянно с детьми в группе находятся воспитатель и медсестра. График воспитателя составлен так, чтобы он стал близким для ребенка человеком, сформировать  у детей привязанность. Воспитатель работает 5 дней в неделю: в первую смену приходит к подъему детей, а после второй сены уходят, когда дети ложатся спать на ночь. На двоих взрослых шесть детей – это и так маленькое количество. Если ещё учесть, что дети в группе разного возраста, значит  они на разных режимах  и все вместе в течении дня проводят редко. Этим создается условие для индивидуального общения взрослого и ребенка, в диалоге взаимопонимания. Дети сначала поступления и до конца пребывания в доме ребенка живут в одной группе. Близкий взрослый на протяжении нескольких лет – это значит единство требований, методов, приемов в общении с ребенком. И от этого жизнь малыша становится менее тревожным. У ребенка, который имеет возможность тесно общаться с постоянными близкими людьми, появляется стремление подражать ему, действовать по образцу. У детей после такого общения обогащается личный опыт, лучше развивается речь, формируется инициативное поведение, направленное на самовыявление и на получение оценки от окружающих людей. Ребенок от такого общения получает особенное удовлетворение – ощущения своей важности от окружающих, своего значения для них. Он ощущает, что кому – то нужен, его услышат и выслушают.

Для развития ребенка важно кроме удовлетворения социальных потребностей конечно же и удовлетворение его биологических потребностей. Прежде всего это полноценный уход за ним, его безопасность, охрана жизни и здоровья, физическое развитие. Условие жизни в семейном доме ребенка позволяют оптимально – комфортно осуществлять уход за детьми. Во время проведения служебных моментов, воспитатель имеет возможность, не спеша, не волнуя ребенка, ждать проявления готовности к контакту с его стороны. Давать малышу возможность проявлять самому инициативу, самостоятельность. Под воздействием стабильности, благожелательности со стороны взрослого у ребенка быстрее формируется навыки и умения. Такой уход за ребенком можно назвать сотрудничеством взрослого и ребенка. В группе живут дети не только разного возраста, но и разного уровня развития, с разным медицинским диагнозом. Эти дети отличаются особой ранимостью. Взрослые стараются создать все условия, чтобы в групповом коллективе они ощущали себя полноправными членами, были социально — адаптированы. Воспитатели так строят  общение в группе, чтобы  дети с ограниченными возможностями не замечали, что они другие. Эти дети по возможности вовлекаются в совместные игры и в любой дугой вид деятельности доступный для них

Дети в семейном доме ребенка живут в большую часть дня в своей группе, но это не значит, что они ведут обособленный образ жизни. Они ходят на занятия к разным специалистам. У них также есть возможность встречаться и общаться с другими детьми на прогулка, на различных выездных мероприятиях (прогулки в парке, экскурсии, посещение театра).

В связи с тем, что в группе живут дети разного возраста, воспитатели вместе с дефектологом создают окружающую среду с учетом всех видов возрастной деятельности детей. В группе созданы условия для свободного  «безбарьерного» передвижения. На стеллажах игрушки, дидактический материал взрослый располагает так, чтобы они были доступны для детей определенного возраста. Высота полок, где лежат пособия, зависит от возраста детей, которым предназначен. На нижних полках стоят пособия для детей, которые не смогут вставать по возрасту или по специфике своего заболевания. Этим соблюдается один из принципов построения окружающей среды – доступность для ребенка того материала, который бы стимулировал его развитие. Позволял закреплять уже полученные знания в самостоятельной деятельности, создавал для ребенка эмоциональную комфортность.

Совместную работу на группе о воспитателя и медсестры нет особых разделений по уходу за детьми. В организации всех видов деятельности главное помогать и дополнять друг друга. Хотя, конечно, функциональные обязанности есть у каждой категории персонала. Воспитатель: уход за ребенком, осуществление воспитательно – образовательного процесса. Медсестра: уход за ребенком, медицинское обслуживание и ответственность за организацию питания ребенка.

Командная работа ведется не только в группах, но и во всем доме ребенка. Воспитатель участвует поддержанию программ по корректировке развития ребенка, предложенных специалистами. В повседневной работе с детьми ему помогает рекомендации дефектолога, психолога, врачей и педагогов дополнительного образования. Они, в свою очередь, тоже всегда прислушиваются к мнению персонала группы.

Растя ребенка проблем всегда много. Главное, чтобы взрослые (близкое окружение) работали для индивидуального подхода к каждому малышу, обеспечивая ему комфортную и безопасную жизнь, как психическую, так и  физическую.

Источник

Значение семьи определяется теми условиями, которые в ней создаются для развития ребёнка, для усвоения им общечеловеческого опыта. С самого раннего возраста ребёнок учится у взрослых. Учится не только ходить, говорить, правильно пользоваться предметами, играть, получать знания, трудиться, но и чувствовать, думать, переживать, относиться к другим людям и к себе самому.

Читайте также:  Студия клуб творческое развитие ребенка

Особенность семейного воспитания состоит в его эмоциональном характере, основанном на любви, доверии, взаимной заинтересованности. Семья — первая школа общения, где дети с ранних лет усваивают целостную систему нравственных ценностей и идеалов, культурные традиции данного общества и специфической социальной среды.

Под депривацией (deprivation — потеря чего-либо) обычно понимают психическое состояние, возникающее в результате таких жизненных ситуаций, которые затрудняют удовлетворение основных (жизненных) психологических потребностей в течение длительного времени [15].

Депривационный синдром отражается на всех параметрах организма, но ведущим является психическое звено. Депривация как феномен возникает при лишении ребенка нормальных социальных контактов. При этом у него снижается функциональная активность центральной нервной системы, а это отражается на показателях здоровья и на состоянии психической сферы.

В домах ребенка выделяется ряд таких факторов:

· стереотип интерьера группы, где дети находятся постоянно;

· стереотипность подходов к детям;

· отсутствие или резкое ограничение индивидуальных контактов со взрослым;

· большое количество сверстников, постоянно присутствующих в группе;

· резкое ограничение контактов с внешним миром и др.[16].

По мнению ряда авторов, важным диагностическим признаком депривации является нарушение собственной инициативы, которая формируется с момента рождения. Уже с первых месяцев оторванный от матери ребенок не получает необходимой заботы, ласки и внимания, что влияет на дальнейшее формирование эмоциональных контактов с окружающими. У малыша не развивается инициативное общение. Первоначальные отставания в развитии эмоций, зрительного и слухового анализатора наблюдаются уже в возрасте 4-5 мес. В возрасте от 7 до 12 мес. начинает проявляться задержка подготовительных этапов развития речи. Дети мало гулят, не лепечут, у них отсутствуют первые слова.

Отрицательное влияние фактора депривации наиболее четко выступает на 2-м году жизни. Отмечается низкий уровень психического развития детей. Детей I группы развития (соответствующей норме) практически не наблюдается, II группа (задержка на один эпикризный срок) составляет от 12,5% (3-й год) до 25,6% (4-й год). Преобладает, особенно у детей 2-го года, более глубокая задержка (III-IV группы развития). У таких детей прежде всего страдают активная речь, сенсорное развитие, наглядно-действенное и логическое мышление. На 3-м году резко обеднена игра в связи с недостатком получения информации, низким социальным развитием ребенка [31].

Выражены отклонения в поведении детей: отмечается преобладание детей с состоянием повышенной возбудимости, нарушениями сна, наличием отрицательных привычек как признака депривации (раскачивание, сосание пальцев), обеднением эмоциональной сферы. У детей 2-го года уменьшена двигательная активность, которая, в свою очередь, снижая эмоциональное состояние, не стимулирует ориентировочную деятельность.

Одно из важнейших качеств, формирующихся в раннем возрасте, — инициативность, подчас не развивается, а подавляется как взрослыми, так и старшими детьми в смешанных группах. Более старшие дети не в состоянии выделить себя из массы детей как индивидуальную личность. Ценным для них является желание быть замеченным кем-либо.

Ребенок, находящийся в условиях дома ребенка, с раннего возраста несет на себе явную печать пребывания там. Он мало подвижен, его мимика невыразительна. Уровень овладения двигательными навыками ниже, чем у сверстников, воспитывающихся в семьях. В характеристике двигательной сферы выделяются показатели крупной и мелкой моторики. Для детей характерна двигательная неловкость, нарушение координации движений. В показателях крупной моторики просматриваются пробы на статическую координацию. Они показывают, что, несмотря на имеющее место отставание в развитии от детей из семьи, это отставание незначительно. Ребенок может постоять на одной ножке; поставить одну ножку перед другой и так постоять, пройти по прямой дорожке. Все эти действия позволяют наблюдать особенности физического развития и выявить его задержки. Хотя у детей возникают трудности с пробами на статические позы, однако здесь отставание выражено незначительно.

Особенности мелкой моторики свидетельствуют об отставании в развитии: часто встречается ослабленный мышечный тонус рук, движения вялы, анемичны, имеются врожденные аномалии строения рук и пальцев, несформированность дифференцирования захватов — к трем годам в большинстве случаев наличествует ладонный или щипковый захваты.

На мимике, позах ребенка лежит печать сиротства — невыразительная улыбка, ускользающий взгляд, пассивная подчиненность взрослому, отсутствие активного стремления к общению со взрослыми и сверстниками, малый запас коммуникативных средств [22].

Отсутствие двигательной активности имеет и некоторые «крайние» формы выражения. Для детей раннего возраста, находящихся в домах ребенка, характерны «ватные позы» и так называемые тупиковые движения-раскачивание тела, сосание пальца, стереотипные нецеленаправленные движения рук. Отсутствие двигательной активности выражается в пассивности движений, анемичном, невыразительном лице, позе, жестах, мимике. Наряду с мышечной гипотонией встречается и мышечная гипертония. Ребенок в таких случаях находится в состоянии непрерывного движения, с трудом сосредотачивается на выполнении поручения. перемещается из конца в конец, хватается за различные предметы, отпускает их. Его движения некоординированны, беспорядочны. Общая симптоматика нарушения психомоторики может быть представлена в общей двигательной заторможенности — «ватной позе», в общих нарушениях психомоторной координации, нарушения мелкой моторик, общей двигательной расторможенности-импульсивности — гиперкинезии, гипомимии, тиках, навязчивых действиях, патологически привычных действиях и т.д.

Эмоциональная вовлеченность взрослых в процесс ухода и высокая мотивация к достижению успешности ребенка является важнейшей задачей персонала. Очень важно формирование привязанности к взрослым, что способствует снятию тревоги и появлению у детей необходимого чувства защищенности.

Для обеспечения оптимального физического и психического развития, устойчивого состояния здоровья ребенка следует уделять особое внимание развитию его личностных качеств, необходимых для существования в открытом социальном сообществе. Процесс формирования личности тесно связан с феноменом депривации.

Формирование личности не может характеризоваться независимым развитием какой-либо стороны — когнитивной (представление о себе), эмоциональной или волевой. В основе формирования личности лежат развитие самосознания и так называемые предличностные образования. Еще Л.С. Выготский отмечал, что отношение ребенка к действительности с самого начала носит социальный характер [20]. Ребенок живет в социальной среде, и первые его потребности — в еде, сне, гигиеническом уходе, тепле — обеспечиваются взрослыми, ухаживающими за ребенком. Большое значение для развития ребенка имеет получение новых впечатлений. Но при этом совершенно особую роль приобретает возникновение социальной потребности — общение со взрослым человеком, его внимание, забота.

В зависимости от того, как формировались взаимоотношения взрослого и младенца, возможны различные формы проявления привязанности. Если забота о ребенке отличается чуткостью, пониманием его потребностей, умением быстро и адекватно реагировать на проявления ребенка, то формируется надежная привязанность. Ребенок при этом ведет себя уверенно, активно исследует среду, успешно справляется с проблемами, находчив, любознателен, инициативен. Надежная привязанность — предпосылка к успешной социализации. При этом любовь ухаживающих должна быть адекватна, не вызывая аффективной привязанности. Разлука с близкими может вызывать тревогу, а встреча с ними — радость, дети быстро идут вновь на контакт. Однако в условиях дома ребенка часто встречается ненадежная привязанность, выражающаяся в виде «избегающей» или сопротивляющейся привязанности. При «избегающей» привязанности, которая возникает в том случае, когда уход за ребенком сдержан, не формируется эмоциональной связи. Ребенок может быть раздражителен. Такие дети при разлуке редко испытывают дистресс, а при воссоединении игнорируют, избегают заботящихся о них. Они мало эмоциональны, их познавательная способность недостаточна. Подчас руководители домов ребенка неправильно квалифицируют такое поведение, считая, что дети легко адаптируются к новым условиям. При сопротивляющейся привязанности, когда забота взрослых непостоянна и непредсказуема (могут быть очень близкие формы общения, а могут быть и совсем безучастные), дети не переживают разлуку, а при воссоединении проявляют злобу, агрессию на попытки сближения. Таким образом, ненадежная привязанность рассматривается как фактор риска в формировании личности ребенка.

Читайте также:  Сенситивные периоды развития ребенка по выготскому таблица

В исследованиях М.И. Лисиной проанализировано формирование общения детей со взрослыми как важный фактор развития личности ребенка [13].

Первая форма общения — ситуационно-личностная. Она формируется в первом полугодии первого года жизни. На фоне общей жизнедеятельности, обеспечивающей выживание ребенка, возникает общение в виде «комплекса оживления» ребенка в ответ на обращение взрослых.

Далее возникает вторая форма общения — ситуационно-деловая (в возрасте от 6 мес. до двух лет), общение на фоне практической деятельности при взаимоотношении взрослого и ребенка. Ведущими становятся деловые качества, которые сочетаются с познавательными и личностными мотивами.

Овладение речью позволяет ребенку от чисто практического общения перейти к третьей форме общения — внеситуативно-познавательной, когда его все больше привлекают явления, происходящие в социальной среде. Это характерно для детей более старшего возраста (с двух до 6-7 лет).

В возрасте 12 мес, когда ребенок начинает ходить, появляется возможность непосредственного общения с окружающими предметами. Ребенок находится во власти зрительных восприятий. Его поведение ситуативно, предметы его эмоционально привлекают, в них притягивающая сила, они «аффективно заряжены» и побуждают малыша к действию. Его инициатива беспредельна, он освобождается от диктата взрослых, которые ограничивают его действия. На 2-м году у детей часто возникают конфликты со взрослыми: с одной стороны, высокая ориентировочная реакция на окружающее, желание взять привлекательные предметы, с другой — запреты взрослых. Это вызывает у детей протест.

Дети не только осваивают, но и активно контролируют свои действия (придерживают руками бутылочку, сначала неосознанно, а затем повторно вызывают то действие, которое они воспроизводят с предметом). Познавательная деятельность ребенка обращается не только на внешний мир, но и на самого себя. По мере роста он начинает отличать себя от окружающих предметов. Особенно это ярко проявляется у детей от 6 до 12 мес. жизни, когда ребенок начинает интересоваться своим отражением в зеркале. Выявление своих возможностей играет центральную роль в самоопределении ребенка, появляется чувство «самоуверенности».

Своеобразие предметной деятельности детей в Доме ребенка отражается на развитии игровой деятельности, которая характеризуется рядом особенностей. Большинство детей, воспитывающихся в доме ребёнка, обнаруживают слабо выраженный и неустойчивый интерес к игрушкам, что является показателем общей низкой познавательной активности. Сами действия с игрушками долго остаются на уровне манипуляций или предметных неспецифических действий, в которых отсутствует ориентировка на свойства предметов. Наличие неадекватных действий резко отличает игру детей с проблемами психического развития от игры нормально развивающихся сверстников. Наряду с манипуляциями у детей встречаются и процессуальные действия, состоящие в том, что ребёнок непрерывно повторяет одно и то же сочетание действий (например, снимает одежду с куклы и снова надевает её; достаёт из шкафа посуду и ставит её на место и т.д.) Это свидетельствует об отсутствии замысла игры.

Выполняемые действия бедны, стереотипны, формальны и не имеют изобразительного характера. Они не сопровождаются речью и какими-либо эмоциональными реакциями, выполняются механически. Действуя с игрушками, ребёнок не стремится привлечь к себе внимание взрослого или сверстников.

У детей, находящихся в учреждениях интернатного типа, отмечается несформированность навыков общения. Дети не инициативны в общении со взрослым и сверстниками.

При появлении нового человека с их стороны не наблюдается привычной эмоциональной реакции, например, чувства страха или радости, т.е. они избегают эмоционального контакта.

Существует и другой тип реагирования — «прилипчивость» к новому лицу. При появлении нового человека они «облепливают» его, стараются до него дотронуться, прижаться к нему. Однако очень быстро их интерес проходит и при расставании с их стороны не проявляется никаких эмоций, что свидетельствует об отсутствии стойкой привязанности.

Общение со взрослыми у детей, воспитывающихся вне дома, значительно беднее и одностороннее, чем у сверстников из семьи. Это выражается в низком уровне развития общения со взрослым, примитивных по содержанию личностных контактах, ограниченных овладением бытовыми навыками, привязанным к конкретной ситуации.

К концу 3-го года возникает резкое стремление к самостоятельности и независимости. Наступает кризис трех лет. Л.И. Божович связывает новообразование кризиса трех лет с появлением системы «Я» — системы представлений о себе. Составляющие концепции «Я» следующие:

* когнитивная — представление индивидуума о самом себе;

* оценочная — как, по его мнению, он оценивается другими;

* поведенческая — это эмоционально окрашенное убеждение по отношению к самому себе [3].

В раннем возрасте самоконтроль формируется взрослым, который регулирует поведение ребенка словом «нельзя». Затем ребенок сам себе говорит «нет», дает себе установку в виде самоконтроля. Дети начинают усваивать ценности, которые предлагаются взрослыми. Однако ребенок проходит этот путь не просто, что проявляется кризисом трех лет, описанным Л.С. Выготским, который характеризуется такими чертами:

* негативизм — стремление все делать наоборот;

* упрямство — не потому, что чего-то хочется, а потому, чтобы это уже потребовать;

* строптивость — бунтует против привычного ранее образа жизни (мыть руки перед едой, вытирать ноги, придя с улицы);

* своеволие — желание делать все самому.

Кризис трех лет — закономерный ход развития личности ребенка. Происходит утверждение собственного «Я». Положительное значение кризиса заключается в том, что ребенок стремится к самостоятельности, достижению результатов своей деятельности, радуется успехам своей деятельности и делится своей радостью со взрослыми. При этом похвала взрослых, одобрение его действий рождают чувство собственного достоинства. Формирование этих личностных качеств особенно необходимо в условиях дома ребенка. Для полноценного становления личности ребенка необходим опыт непрерывающегося и гибкого взаимодействия с одним или несколькими близкими людьми.

В условиях дома ребенка феномен депривации проявляется в отсутствии кризиса трех лет. Даже достигая по показателям развития относительной нормы, дети социально недостаточно активны, не выражают своего «Я», пассивно следуют распоряжениям взрослых. Депривация, сформировавшаяся в раннем возрасте, сказывается на всех дальнейших этапах развития ребенка. Дети мало инициативны, они легко поддаются чужому влиянию, охотно следуют за уверенными и агрессивными лидерами. Это в дальнейшем часто приводит их в асоциальные и даже преступные слои населения. Они не становятся полноценными, самостоятельными личностями, поэтому необходимо по возможности минимизировать неблагоприятные факторы интернатного воспитания.

Таким образом, особенности психического и познавательного развития детей второго и третьего года жизни, воспитывающихся в домах ребенка свидетельствуют о задержке психомоторного и речевого развития, выраженную в разной степени (легкая, средняя, тяжелая), отклонениях в состоянии эмоционально-волевой сферы и поведении.

Источник