Уровень актуального развития ребенка зпр

Уровень актуального развития ребенка зпр thumbnail

Задержка психического развития (ЗПР) — это педагогическая характеристика развития ребенка, которая не является медицинским диагнозом (в Международной классификации болезней 10 пересмотра нет такого диагноза).

Вспоминается метафора психиатра Г.Е. Сухаревой о ЗПР: «Подушка для ленивой головы».

Многим детям с отставанием до 5-5,5 лет пишут в заключениях «ЗПР», «ЗПРР», в том числе и врачи, имея в виду, что уровень развития высших психических функций ребенка не соответствует возрастной норме. В дальнейшем эта характеристика будет уточняться, то есть после 5 лет часть из этих детей, возможно, получит уже медицинский диагноз «умственная отсталость». Для того, чтобы четко разграничить умственную отсталость в легкой степени и ЗПР, необходимо проведение теста Векслера, который проводит клинический психолог.

Для ребенка с ЗПР характерно:

  • Незрелость операций мышления;
  • Трудности произвольного внимания (низкий объем, концентрация, переключаемость);
  • Сужение объема слухоречевой памяти;
  • Несформированность процессов восприятия;
  • Преобладание игровых интересов над познавательными (это можно выявить в возрасте после 7 лет в ситуации обучения);
  • Показатель IQ, по тесту Векслера, находится в диапазоне 80-89 баллов (это можно определить только после 5 лет).

Классификация ЗПР по эпигенетическому принципу. Причины ЗПР

  1. 75% от случаев ЗПР – это задержка церебрально-органического генеза, то есть в основе лежит недостаточность функционирования мозга и его проводящих путей (часто – последствия неблагополучной беременности, проблем в родах и т.д.).
  2. ЗПР конституционального происхождения. Так называемый гармонический инфантилизм, когда в психофизическом отношении ребенок несколько отстает от сверстников. Это обусловлено наследственными причинами. Ребенок может быть более внушаем, эмоционален, чем его сверстники. В целом он и выглядит на более младший возраст (разница с реальным возрастом – 1-1,5 года).
  3. ЗПР соматогенного происхождения. Здесь задержка обусловлена ослабленностью организма, частыми, хроническими соматическими болезнями ребенка. Общий тонус тела и психики ребенка понижен. Часто ситуация осложняется гиперопекой со стороны семьи.
  4. ЗПР психогенного происхождения (сюда же относится педагогическая запущенность). Причина – в неблагоприятных психосоциальных условиях. Раньше было принято считать, что такая задержка может встречаться только у детей из неблагополучных семей (безработные, тунеядцы, алкоголики и т.д.). Сейчас все чаще встречаются случаи, когда, несмотря на финансовый достаток, тип воспитания в семье является негармоничным, в частности, у ребенка не развивается необходимый уровень саморегуляции, осведомленности, самообслуживания в виду гиперопеки, непоследовательности, воспитательной неуверенности, тревожности родителей.

Психологическая классификация ЗПР, по Н.Я. и Н.Н. Семаго

Данная классификация ЗПР отражает не причины, а структуру нарушения.

В группе нарушений развития ребенка чета Семаго выделяет две принципиальные категории:

  • Задержанное развитие;
  • Парциальная (частичная) несформированность высших психических функций (и здесь будет три варианта).

По сути, это все будет вариантами ЗПР, но с разной структурой. Мы рассмотрим первую категорию. Ее можно назвать «истинным ЗПР», т.к. именно представители данной категории характеризуются замедлением темпа созревания психики. Здесь авторы выделяют гармонический инфантилизм и дисгармонический инфантилизм. Как понятно из названия, гармонический – значит равномерный, а дисгармонический – наоборот.

Гармонический инфантилизм ЗПР

Как уже было сказано выше, такой ребенок выглядит младше своего возраста на 1-1,5 года. Интеллектуальное и эмоциональное развитие соответствует тому возрасту, на который он выглядит. Задержаны равномерно все сферы психики, то есть ребенок позже созревает в силу своей конституции (возможно действие наследственных факторов). Эмоциональная, познавательная сферы ребенка соответствуют уровню, характерному для более младшего возраста. Ребенок с гармоническим инфантилизмом более внушаем, наивен, его эмоции более яркие и непосредственные, даже для школьника преобладают игровые мотивы в деятельности. Интеллектуальной деятельностью быстро пресыщаются, хотя в игре часто неутомимы. Им сложно следовать установленным правилам поведения (например, в школе).

Специфической коррекции для данного вида ЗПР не требуется. В школу их отдавать нужно как можно позже, в идеале – ближе к 8 годам. Необходимо создавать развивающе-профилактическую среду, то есть следить за тем, чтобы ребенок прошел все нормативные уровни развития и сформировал к школе необходимые способности, «дозрел». Некоторым детям этого типа нужны занятия с логопедом. Важно соблюдение режима дня, общеукрепляющие моменты, наблюдение хорошего педиатра. Для развития саморегуляции подойдут игры с правилами (любые, важно, чтобы ребенок усвоил действие по правилам, научился ждать своей очереди). Для развития координации, улучшения работоспособности хорошо использовать двигательную нейрокоррекцию. Прогноз благоприятный. Дефектолог-олигофренопедагог такому ребенку не нужен.

Дисгармонический инфантилизм (неравномерно задержанный тип)

Такой ребенок часто также выглядит младше своих лет. Характерны хронические заболевания (например, аллергии, нарушения зрения, болезни пищеварительной, дыхательной систем), соматическая ослабленность. Также авторы классификации отмечают, что у детей с дисгармоническим инфантилизмом часто встречается нарушение межполушарного взаимодействия (леворукость, неустоявшийся выбор ведущей руки). При этом дисгармония проявляется в том, что интеллектуальная сфера опережает эмоционально-волевую. У таких детей слабая произвольная саморегуляция, они могут быть капризны, эмоционально неустойчивы, не уравновешены, легко истощаемы, недостаточно критичны к себе. Самооценка часто либо завышена, либо занижена. Обучаемость может быть при этом на высоком уровне. Пространственные представления как база невербального интеллекта могут также развиваться с опережением.

Коррекция при этом типе ЗПР должна включать гармонизацию эмоциональной сферы (здесь хорошо подойдет арт-терапия, песочная терапия, а также семейная психотерапия с акцентом на детско-родительские отношения), двигательную нейрокоррекцию (улучшение нейродинамики, межполушарного взаимодействия, работоспособности), развитие функций программирования и контроля – лобные доли (в рамках когнитивной нейрокоррекции), наблюдение и лечение у профильных врачей по поводу соматических проблем. Прогноз в интеллектуальном отношении благоприятный, однако в личностном отношении – есть риски формирования акцентуаций, психопатий, отклоняющегося поведения.

Парциальная (частичная) несформированность ВПФ (высших психических функций)

В группе недостаточного развития (ЗПР), по классификации Семаго, выделяется две подгруппы: задержанное развитие («истинные» ЗПР – гармоничный и дисгармоничный инфантилизм) и парциальная несформированность высших психических функций.

При гармоничном и дисгармоничном инфантилизме психика в процессе развития проходит все стадии, и функции созревают. То есть к 9-11 годам ребенок догоняет сверстников.

В случае с частичной несформированностью ВПФ развитие событий иное. Это не просто темповая задержка созревания психики. У такого ребенка характерна другая структура нарушения. Можно сказать, что какие-то из звеньев психики не дозревают до нормы. Получается некая «мозаика» из дозревших и недозревших ВПФ. При этом, поскольку все функции психики влияют друг на друга, в возрасте после 8-9 лет этот тип нарушения может быть квалифицирован уже как дисгармоничный (то есть речь идет об искажении личностного развития) или тотальное недоразвитие (умственная отсталость, если ситуация была пограничная).

При этом парциальная несформированность ВПФ имеет церебрально-органическое происхождение (то есть имеют место быть повреждения мозга).

В этой категории выделяется три вида:

  1. Парциальная несформированность ВПФ с преимущественной несформированностью регуляторного компонента.

Представьте «классического» ребенка с СДВГ. Характерны:

  • Импульсивность;
  • Двигательная и часто речевая расторможенность;
  • Трудности произвольности в деятельности (когда самому интересно – делает легко; а когда «надо» — волевой компонент не может обеспечить сосредоточение);
  • Преобладание игровых интересов над познавательными;
  • При достаточно жестком контроле со стороны взрослого способны к выполнению познавательных задач;
  • Могут наблюдаться трудности понимания сложных речевых оборотов.

Коррекция:

  • Нейропсихологическая коррекция по формированию функций программирования в деятельности, самоконтроля, саморегуляции;
  • Психологическая помощь ребенку и семье по ситуации;
  • Наблюдение детским неврологом и/или психиатром.

При этом физически ребенок развит по возрасту.

Прогноз: проявления остаются во взрослом возрасте, но в целом при условии ранней помощи прогноз благоприятный. В худшем случае – есть риски нарушений личности, вторичных проблем в обучении, отклоняющегося и асоциального поведения.

  1. Парциальная несформированность ВПФ преимущественно вербального и вербально-логического компонента.

В эту группу попадает большинство так называемых «речевых» детей, у которых ранее стояли диагнозы: «ЗРР», «ОНР», «СНР», «дисфазия развития», «алалия».

Для данного нарушения характерны:

  • Низкая речевая активность, специфика речи;
  • Нарушения звукопроизношения;
  • Трудности понимания грамматики, логико-грамматических конструкций;
  • Моторная неловкость, диспраксия;
  • При тестировании неречевой интеллект превышает показатели речевого;
  • В речи могут быть смысловые замены (имеет в виду одно, а говорит другое слово);
  • Часто – трудности формирования пространственно-временных представлений;
  • Тревожность, неуверенность в себе;
  • Могут наблюдаться заикание, тики, энурез;
  • Могут быть трудности межполушарного взаимодействия (леворукость, неустоявшийся выбор ведущей руки);
  • Такие дети могут быть соматически ослаблены – аллергии, заболевания желудочно-кишечного тракта, дыхательные.

Коррекция:

  • Логопед-дефектолог на длительный срок (на несколько лет, включая и начальную школу);
  • Нейропсихологическая коррекция должна включать формирование пространственно-временных представлений и развитие межполушарных связей;
  • При позднем начале коррекции – дефектолог-олигофренопедагог (т.к. вторично страдает мышление);
  • По необходимости – психологическая помощь ребенку и семье.

Прогноз: при ранней и грамотно выстроенной коррекции достаточно благоприятный. В худшем случае (при несоблюдении рекомендаций и позднем начале мероприятий): риск формирования эмоциональных нарушений, проблем в обучении, закрепления речевой патологии. В школе – повышенный риск развития дислексии и дисграфии. Со стороны невролога таким детям часто ставится диагноз «неврозоподобный синдром».

  1. Парциальная несформированность ВПФ смешанного типа.

Это самый сложный в коррекционном и диагностическом плане вариант, промежуточный между умственной отсталостью и ЗПР. Для таких детей характерны:

  • Выраженные проблемы адаптации, низкие адаптационные возможности;
  • Низкая активность, низкая работоспособность;
  • На фоне утомления — проявления импульсивности;
  • Недостаточная сформированность операций мышления;
  • Неразвитость различных форм восприятия, в том числе фонематического слуха;
  • В процессе обучения затруднен перенос на аналогичный материал;
  • Трудности с концентрацией внимания и слабая память;
  • Занижена самооценка, повышен уровень тревожности;
  • Могут быть протестные формы поведения;
  • Несформированность пространственных представлений;
  • Трудности понимания сложных речевых конструкций.

Коррекция:

  • Повышение уровня общей активности и тонуса (в том числе ЛФК);
  • Занятия с дефектологом-олигофренопедагогом;
  • Коррекционная школа;
  • Занятия по формированию регуляторного компонента психики и пространственных представлений (нейропсихолог);
  • По необходимости – помощь психолога ребенку и семье.

Прогноз: в зависимости от качества коррекции, социально-семейного окружения очень различный.

Отличие ЗПР от умственной отсталости

Дифференциальную диагностику этих двух состояний можно провести с 5-5.5 лет. То есть получается, что до 5 лет врачи (неврологи, психиатры) на практике пишут в заключении «ЗПР», а далее уже выставляется диагноз (помним, что по текущей международной классификации болезней ЗПР не является медицинским диагнозом).

Для того, чтобы достоверно отделить УО от ЗПР, необходимо провести диагностику с помощью детского теста Векслера. Существуют и другие диагностические инструменты, которые помогают «измерить» степень и структуру задержки развития психики, но на текущий момент только по Векслеру есть четкая градация: при УО ребенок набирает менее 69 баллов. При этом оптимально проводить тестирование в возрасте около 8 лет. Как на практике, так и по результатам теста, есть «прослойка» детей, которые имеют достаточно грубую задержку развития на церебрально-органической почве, но тем не менее еще не относятся к категории УО.

Отличия УО от ЗПР на практике:

  • Ребенок с УО не имеет познавательного интереса;
  • Не переносит усвоенный материал на другой аналогичный;
  • После перерыва в занятиях – «как чистый лист», то есть очень плохо усваивается то, что было пройдено, не актуализируется;
  • Разница между актуальным уровнем развития и биологическим возрастом – более 2 лет;
  • У детей с УО не формируется абстрактное мышление;
  • Ребенок с ЗПР даёт лучшую динамику, а также успешно справляется с заданиями из «зоны ближайшего развития» с помощью взрослого;
  • Игровая подача материала повышает результат у ребенка с ЗПР, в то время как при УО ребенок соскальзывает с задания в игру;
  • Изобразительная деятельность у детей с ЗПР, как правило, развита лучше.

Нейропсихологический аспект при ЗПР

Нейропсихологическое обследование детей 7-10 лет с ЗПР церебрально-органического происхождения (И.И. Мамайчук) выявило 4 группы по симптомокомплексам нарушений:

  1. Нейродинамическая недостаточность: истощаемость психических функций (здесь проблема 1 функционального блока мозга, то есть подкорковых структур, которые снабжают кору энергией). У таких детей есть проблема с вниманием, памятью.
  2. Более грубые нейродинамические нарушения (также 1 ФБМ), которые характеризуются инертностью психических процессов.
  3. Первичная дефицитарность отдельных корковых и подкорковых функций (несформированность зрительно-пространственного восприятия, диспраксия).
  4. Сочетание нейродинамических проблем с дефицитом отдельных функций (3.9% от всех испытуемых, эти дети испытывали существенные трудности в обучении).

Медицинские диагнозы, которые могут выставляться врачами ребенку с ЗПР:

  • «гиперкинетические расстройства» (F90)
  • «специфические расстройства развития учебных навыков» (F81)
  • «специфические расстройства речи» (F80)
  • «смешанные специфические расстройства развития» (F83)
  • «органическое эмоционально-лабильное расстройство» (F6)

Возможны и другие диагнозы в зависимости от структуры нарушения и ведущих дефицитов.

Нейропсихолог Александрова О.А.

Для записи на консультацию нейропсихолога звоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.

Источник

Особенности ребенка с ЗПР

Задержка психического развития ребенка является сложным явлением, находящимся в поле исследований психологов, педагогов, специалистов в области педиатрии и детской неврологии. Сложность представляет определение точного перечня симптомов, отличающих этот вид нарушения от других (умственной отсталости, аутизма и др.) и описание особенностей ребенка с задержкой психического развития. Диагноз ЗПР традиционно устанавливается у детей дошкольного возраста и младших школьников для того, чтобы организовать систематическую коррекционную работу и исключить возникновение отклоняющегося поведения.

Характеристика детей с задержкой психического развития

В процессе роста и взросления ребенка формируется его личность, созревают и усложняются психические функции:

  • функции познания и восприятия (гностические – так называемый гнозис);
  • двигательные;
  • эмоционально-волевые;
  • мыслительные;
  • речевые;
  • внимание и запоминание и др.

При задержке совершенствования психики обычно отмечают несоответствие темпа формирования психических функций дошкольника по сравнению со средними показателями, считающимися нормой для определенного возраста. Оказывается несформированной кратковременная и долговременная память детей с задержкой психического развития, отмечаются особенности восприятия предметов и явлений окружающего мира и концентрации внимания.

Международная классификация заболеваний предлагает характеристику состояний, которые обычно сопровождают такое нарушение и могут послужить тревожным сигналом для взрослых и педагогов, а также поводом к серьезному обследованию. Для детей с задержкой психического развития характерны разнородные особенности в формировании организма и его функциональных систем:

  • гиперактивность или сниженная активность;
  • неспособность к планированию и контролю своего поведения;
  • частые страхи, повышенная тревожность;
  • низкое качество речи, отсутствие ее ритмичности;
  • недержание мочи, энкопрез;
  • непроизвольные сокращения мышц (мимические тики, тики конечностей).

Мыслительная и речевая деятельность детей с задержкой психического развития отличается недостаточной сформированностью. Обучающиеся с ЗПР отличаются нарушением сроков созревания функциональных систем, проблемами с вниманием, процессами запоминания, поведенческими особенностями, бедностью и переменчивостью эмоциональных проявлений, отсутствием успехов в учебе.

Важно! Особенности ребенка с задержкой психического развития заключаются в «запаздывании» в процессе формирования психики, в не свойственном для определенного возраста уровне развития речевых навыков.

Поведение

Поведенческие особенности дошкольников с ЗПР объясняются спецификой физиологических процессов, характерной для данного нарушения. Например, дети с задержкой психического развития требуют к себе повышенного внимания в связи со следующими факторами:

  • ухудшение самочувствия при недостатке кислорода;
  • частые головные боли;
  • реакция на свет, громкие или незнакомые звуки.

В связи с замедленным по сравнению с нормой созреванием эмоционально-волевой сферы, дети с ЗПР не похожи на сверстников с нормальным развитием в своем поведении. Например, интерес к игровой деятельности преобладает над стремлением к познанию и любопытством.

Поведение воспитанников с ЗПР имеет следующие яркие особенности:

  • неустойчивость настроения, склонность к конфликтам, шалости, гиперактивность, капризы, апатия;
  • неспособность к самооценке, контролю, саморегуляции и критике своего поведения;
  • эгоистические проявления;
  • неосознанность эмоциональных реакций и действий;
  • непослушание.

В поведении детей с задержкой психического развития отмечаются особенности, обусловленные различными нарушениями в мозговой деятельности:

  • тревожность в дневное время, страх оставаться дома без родителей; тревожный сон, сложности с засыпанием;
  • беспричинная агрессивность;
  • склонность к неожиданным резким движениям или крикам;
  • повышенная двигательная активность;
  • привычка говорить неправду;
  • бесконтрольное усиление пищевых, сексуальных влечений;
  • апатия, снижение активности, отсутствие интереса к любым занятиям.

Такие особенности поведения ребенка с задержкой психического развития требуют повышенного внимания взрослых дома и создания индивидуальной программы сопровождения в образовательном учреждении.

Обучение

Дошкольники и младшие школьники, отличающиеся несоответствием возрастным нормам в области организации мыслительной деятельности, в отличие от своих ровесников с нормативным развитием, испытывают затруднения в образовательной деятельности. Можно выделить характерные симптомы задержки психического развития у детей, влияющие на успешность обучения:

  • проблемы с концентрацией внимания;
  • замедленность или реактивность реакции;
  • быстро наступающая усталость;
  • несформированность способности к кратковременному и долговременному запоминанию;
  • сложности с восприятием размера предметов, вкуса, цвета, материала, геометрической формы;
  • затруднения при выполнении таких мыслительных операций, как сравнение предметов, распределение на группы, выделение существенных отличий;
  • нежелание выполнять задания, требующие использования различных мыслительных операций и др.

Особенности образовательной деятельности являются следствием комплексных расстройств восприятия, познавательной сферы, мелкой моторики, речи (таблица).

Речевая сфера

Несоответствие норме фонетической, грамматической, лексической стороны речи

Задержка развития навыка продуцирования связной речи, построением грамматически правильных форм слов и синтаксических конструкций

Малый словарный запас

Мелкая моторика

Сложности с выполнением заданий по лепке и конструированию

Сложности с выявлением звуков и букв в составе слова и составлением их характеристики

Отсутствие базовых навыков счета, малое количество базовых познаний о человеке и окружающем мире

Восприятие

Несформированность графических умений

Особенности восприятия букв и цифровых знаков, зеркальность письма и чтения

Проблемы со всеми видами запоминания 

Познавательная сфера

Затруднения с освоением навыков рисования и письма

Большое количество ошибок в распознавании букв и цифр

Неспособность выполнять творческие задания

Требует особого внимания речь детей с задержкой психического развития и ее особенности. У детей с ЗПР заметно по сравнению со сверстниками снижена речевая активность, присутствуют повторы произнесенных окружающими слов и звуков (эхолалия), комплексные нарушения в произношении звуков, построении словосочетаний и предложений, проблемы с восприятием и пониманием звучащей речи и отсутствие интереса к ней.

Ученик с ЗПР может выполнять задание в течение 4-5 минут, после чего ему требуется смена деятельности и обязательный перерыв через каждые 0,5 часа. На занятии или уроке детям с задержкой психического развития необходимы подробные пошаговые инструкции, помощь взрослых для успешного выполнения учебного или другого задания, они работают в медленном темпе и не успевают за одноклассниками. При этом маленький человек понимает свои особенности, знает, что неуспешен, у него вырабатывается низкая самооценка, боязнь наказания за плохую успеваемость, утрата и без того слабого интереса к учебной деятельности.

На занятии в детском саду и на уроке в школе дети с ЗПР отличаются следующими особенностями:

  • могут, используя механизмы механического запоминания, выучить и рассказать правило, но не могут применить его на практике;
  • отличаются невнимательностью и отсутствием организованности, пропускают части заданий, нарушают порядок их выполнения, не видят большого количества собственных ошибок, обнаруженные ошибки исправляют неаккуратно;
  • с интересом выполняют небольшие задания технического характера, не требующие значительного количества времени на завершение.

Один из путей изменения отношения детей с ЗПР к учебе – это организация нестандартных занятий с использованием произведений искусства, общения с природой. Дети с ЗПР прекрасно чувствуют себя на экскурсиях в музеи, парки, городское пространство. Также они эмоционально воспринимают театральное искусство, кино, музыку, танец, любят подвижные игры и занятия с элементами физической активности. Если использовать в образовательном процессе общение с искусством и занятия физической культурой, можно повысить интерес детей ЗПР к учебе.

Важно! Кроме вышеперечисленных особенностей, дети с задержкой психического развития – ЗПР – отличаются неспособностью к целеполаганию, планированию, самоорганизации, самостоятельной игровой или учебной деятельности, затруднениями в восприятии и обработке информации.

Особенности отношений детей с ЗПР со сверстниками

В связи с задержкой речевого развития дети с ЗПР в общении отличаются от нормально развивающихся сверстников:

  • недостаточно лексических и грамматических средств для начала общения;
  • малая потребность в общении и совместных действиях со сверстниками, обусловленная низкой познавательной активностью и недостаточным развитием потребностей социального характера.

Если дошкольник с ЗПР вступает в общение, оно отличается ситуативным характером. По собственной инициативе дети с ЗПР не вступают в игру ровесников, наблюдают за чужой игрой недолго и без особенного интереса.

Дети с ЗПР, включенные в совместную деятельность с ровесниками, перестают идти на контакт в случае малейшей неудачи или затруднения.

Воспитанники с задержкой психического развития не интересуются одногруппниками или одноклассниками, обычно не имеют друзей или партнеров по играм, могут эпизодически с кем-то общаться или играть рядом с другими, но при этом не вступать с ними в отношения.

Таким образом, особенность детей с ЗПР – неспособность устанавливать и поддерживать контакты и выстраивать коммуникацию с ровесниками. Поэтому над ними часто смеются или издеваются, следствием становится снижение самооценки, недоверчивость, обидчивость, повышение тревожности, нежелание дошкольника с ЗПР с кем-либо общаться или играть.

Важно! Нарушение скорости созревания психических функций можно скорректировать при условии разработки индивидуальной программы воспитания и образования конкретного ребенка с ЗПР с учетом его особенностей.

Особенности отношений в семье

Сложности в воспитании сына или дочери с ЗПР связаны с тем, что он менее самостоятелен и ответственен, чем его сверстники, медленнее осваивает необходимые навыки. Например, он знает, как обращаться с предметами обихода, знает правила самообслуживания, но может забывать о них, если взрослые не напомнят. Малыш с задержкой психического развития затрудняется в выполнении действий, связанных с точными и мелкими движениями: умывание, гигиена полости рта, застегивание и расстегивание одежды и обуви (работа с пуговицами, крючками, шнурками, другими застежками).

Другая особенность ребенка с ЗПР – нежелание заниматься «учебными» делами (долго слушать чтение взрослого или читать самостоятельно, упражняться в написании элементов букв, выполнять сложную работу с аппликацией и др.).

В отношениях с родителями дошкольник или младший школьник с ЗПР также имеет особенности: часто капризен, непослушен, негативно реагирует на просьбы и предложения, поэтому нужно выработать правильный стиль, избегая гипер-опекающего отношения, предъявления завышенных требований, безразличного отношения. Необходимо предъявлять четкие и понятные, несложные единые требования, строго организовывать режим, основанный на чередовании занятий и активного отдыха. Малышу с задержкой психического развития необходима поддержка родителей и родственников, усиленное внимание к его речевому развитию. Особенность в том, что с ним нужно много разговаривать, читать ему, выстраивать беседу-диалог.

Родители должны понимать, что для коррекции задержки в развитии потребуется специальная систематическая и длительная работа. Коррекция задержки психического развития ребенка отличается комплексностью: усилия педагогов, психологов, медицинских работников, дефектолога и логопеда скоординированы в соответствии с индивидуальной программой работы. В программу коррекции задержки темпа развития могут включаться курсы массажа, физиотерапевтические процедуры, занятия лечебной физической культурой, прием лекарственных препаратов.

Проблемы задержки психического развития детей остаются актуальными по причине увеличения количества дошкольников и младших школьников, у которых диагностируется это расстройство. Известно, что за последнее десятилетие их количество выросло в два раза, а 60 % случаев низкой успеваемости связано именно с тем, что ЗПР не была своевременно диагностирована и к ребенку предъявлялись те же требования, что и к его сверстникам без нарушений. Задача родителей – проявлять к своему малышу постоянное внимание, создавать условия для его гармоничного роста и своевременно обращаться к специалистам в случае обнаружения тревожных симптомов и особенностей.

Видео

003

Источник