Уроки музыки ребенку 5 лет

Уроки музыки ребенку 5 лет thumbnail

Анна Думановская
Музыкальное занятие для детей 5–6 лет «Путешествие в музыкальный лес»

Цель: Формировать у детей интерес к музыке и музыкальному творчеству.

Задачи:Образовательные задачи:

1. Знакомить детей с живым инструментом – скрипкой.

2. Развивать способность и желание слышать звуки и музыку.

3. Способствовать формированию умения повторять песенные фразы.

4. Упражнять детей в понимании ритма и ритмического рисунка, а так же воспроизведении его хлопками и музыкальными инструментами.

Развивающие задачи:

1. Развивать слуховое внимание, логическое мышление, творческие способности детей.

2. Развивать у детей ритмическое, темповое восприятие.

3. Развивать координацию движений.

Воспитательная задача:

1. Воспитывать самостоятельность, активность, доброжелательное отношение друг с другом.

Методы и приёмы:

Словесные: словесное объяснение, вопросы, задания.

Наглядные: мультипликационные фрагменты,

Практические: дидактическая игра, творческие задания, пение, танец.

Материалы и оборудование:

Проектор, фортепиано, скрипка, чемоданчик, дидактическая игра, ёлочки, шапочки с ушками, цветы.

Заготовки для шумовых инструментов.

Музыкальное занятие для детей 5–6 лет «Путешествие в музыкальный лес»

Ход занятия: дети друг за другом заходят в зал.

Муз. рук.: Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочупригласить вас в путешествие в музыкальный лес! Вы любите путешествия и приключения? Тогда поскорее туда отправимся! А поможет нам в этом весёлый паровозик. (строимся в паровозик)

Едем под музыку «Паровозик из Букашкино»

Муз. рук.: Ну вот мы и в лесу! Сколько цветов! Давайте сядем на цветочки. Ой, что я вижу! Это же музыкальный сундучок! Сейчас посмотрим, что там лежит? Я так и думала! Вот они! Музыкальные ушки! Нам их оставили мои лесные друзья – Волчонок и Большой Ух. Давайте мы их наденем. А где же сами лесные друзья? Да вот же они!

Мультипликационная зарисовка из мультфильма «Большой Ух»

Уроки музыки ребенку 5 летУроки музыки ребенку 5 лет

Какие большие уши у наших лесных друзей! Ребята, а для чего всем нам нужны ушки? Чтобы хорошо слышать. А что же можно услышать в лесу? Разные звуки. Как журчит ручей, как поёт птичка, как ветер шумит в листве или стрекочет сверчок! Главное очень внимательно слушать! А что же слышат в лесу Волчонок и Большой Ух?

Мультипликационная заставка из мультфильма «Большой Ух».

С древних времён люди внимательно прислушивались к звукам природы, к пению птиц и сами научились петь, а потом и создавать различные инструменты.

Посмотрите, какой интересный инструмент я нашла в волшебном чемодане. Кто знает, как он называется? Да! Это скрипка! Она деревянная и совсем не большая. У неё есть четыре струны. У каждой струны свой звук. А чтобы получилась музыка нужно водить по струнам вот такой палочкой — смычком. Смычок сделан из дерева и конского волоса. Хотите услышать, как звучит скрипка? Тогда приготовьте свои музыкальные ушки!

Слушаем звуки скрипки

Беседа: (какой звук у скрипки, на что похож? На человеческий голос. А если я играю так, то звук похож на голос птички, а так, на мяуканье кошки) Молодцы, вы очень внимательны!

Ребята из отдельных звуков получается мелодия. Вот послушайте.

Калинка – малинка.

Муз.рук: Как хорошо мы спели, это всё музыкальные ушки нам помогают. А что ещё есть в музыкальном сундучке? Это музыкальные жуки! Они всегда помогают правильно петь и играть на музыкальных инструментах. А если их посадить на музыкальную доску, то они станут похожи на ноты! Давайте попробуем! Кто мне поможет?

Музыкально-дидактическая игра.

Муз.рук: Ребята, а ведь чувство ритма и слух помогают нам не только играть и петь, но и танцевать! Большой Ух, а ты умеешь танцевать?

Мультипликационная заставка из мультфильма «Большой Ух»

Ну и шутник Большое Ухо! Приглашаю вас разучить ритмичный танец.

Танец: Пяточка- носочек.

Муз.рук: Ну, что, самое время опять заглянуть в музыкальный сундучок! Ой! Это же Большое Ухо приготовил нам сюрприз. Забавные вещицы, из которых мы смастерим инструменты.

(Достаём заготовки для музыкальных инструментов и мастерим вместе)

Муз. рук.

Какие красивые у нас получились инструменты. Слышите, как звучат? Нашим лесным друзьям очень понравится если мы ещё и сыграем на музыкальных инструментах. А исполним мы уже знакомую нам песенку. «Калинка-малинка».

Оркестр «Калинка малинка» под ф-но

Муз.рук: Ну, что, ребята, мы сыграли очень хорошо, а помогли нам в этом волшебные ушки. А, что нам скажут наши лесные друзья волчонок и большой Ух?

Заставка.

Ребята, мы столько всего интересного сегодня увидели, что я даже сочинила песенку. Песенка не простая, песенка – повторялка. Давайте её споём вместе? Самое главное в этой песенке внимательно слушать волшебными ушками и повторять за мной.

Песенка повторялка:

Слушайте внимательно!

Приготовьте ушки!

Как поют кузнечики,

квакают лягушки.

Как играет скрипочка,

барабаны бьют,

а ребята весело,

весело поют!

Ребята, посмотрите, в нашем волшебном чемодане не осталось сюрпризов и нам надо возвращаться назад в детский сад, но перед тем как мы попрощаемся с лесом и его жителями я хочу у вас спросить понравилось ли вам путешествие? С кем мы познакомились? А, что интересного мы нашли в музыкальном сундучке? Ребята, мне то же очень понравилось путешествие но, к сожалению, пришла пора прощаться, а на память о нашем путешествии у вас останутся музыкальные ушки – подарок от меня и лесных друзей.

А ещёна прощанье хочу вам пожелать: прислушивайтесь к природе, к музыке, а ещё, ребята, прислушивайтесь друг к другу. Ведь вовремя услышать чью-то просьбу о помощи и помочь другу очень важно!

Мультипликационная заставка из мультфильма «Большой Ух»

До свидания, наши друзья!

Скорее на паровозик! Мы возвращаемся в детский сад!

Паровозик из Букашкино. Едем в группу.

Уроки музыки ребенку 5 летУроки музыки ребенку 5 лет

Самоанализ педагога

Цель непосредственно образовательной интегрированной деятельности с детьми старшей группы, по теме «Путешествие в музыкальный лес».

Формировать у детей интерес к музыке и музыкальному творчеству.

Для достижения цели организовала непринужденное свободное общение в стиле сотрудничества, что сопровождалось решением проблемных ситуаций, включением разнообразных видов совместной деятельности, которые сменяли друг друга для обеспечения работоспособности, снятия утомляемости, соблюдения максимальной нагрузки, сохранения интереса и сюжета в течение всей деятельности.

Интегрированная деятельность была организована в форме свободного перемещения детей в пространстве зала, для этого зал разделила на зоны,которые наполнила средствами получения информации:

1. зона для просмотра видеороликов, свободного общения;

2. зона двигательной активности;

3. зона для художественно – продуктивной деятельности.

Такое разделение пространства позволило мне соблюдать максимальную нагрузку, сохранять сюжет занятия, обеспечить доступность материала для каждого ребёнка, который подобран в соответствии с возрастными особенностями и интересами старших дошкольников.

Проявляла коммуникативную компетентность, что позволило сохранять благоприятный эмоциональный фон, активизировать детей на сотрудничество.

Реализация цели проходила через комплексное поэтапное решение поставленных задач. Интегрированная деятельность построена на сюжетном содержании, что позволило мне рационально использовать словесные, практические и наглядные методы.

1 этап — организационный, направлен на знакомство детей и педагога и установление доброжелательного контакта, где был использован тактильный приём с «паровозиком».

Так же первый этап посвящён определению темы через вхождение в игровую проблемную ситуацию, где использовала сюрпризный момент —

Волшебный сундучок. А волшебные ушки помогли не только создать позитивное настроение, но и настроить детей на внимательное слушание.

2 этап – основной, направлен на формирование у детей слухового внимания, ритмического и темпового восприятия, на знакомство детей с живым инструментом – скрипкой.

2 этап – основной, направлен на формирование у детей слухового внимания, ритмического и темпового восприятия, на знакомство детей с живым инструментом – скрипкой.

На понимание детьми ритма и ритмического рисунка, а так же, в воспроизведении его хлопками и музыкальными инструментами, а так же самостоятельную активность и доброжелательное отношение друг к другу.

(использование мультимедийного экрана, который стимулировал детей на выполнение заданий и проявление активности при решении проблемных задач).

Танец-игра проведена во время, соответствовала теме деятельности, помогла обеспечить оптимальную двигательную активность.

3 этап –заключительный: возвращение из путешествия и подведения итогов.

Методы и приемы подобраны в соответствии с образовательными, развивающими и воспитательными задачами.

В ходе непосредственно образовательной деятельности использовались наглядные, словесные и игровые методы, направленные на применение речевых, познавательных, двигательных, практических навыков и умений, их совершенствование.

Предложенные игры, песня и танец подобраны соответственно возрасту детей, что способствовало решению поставленных задач на развитие музыкально-творческих способностей детей.

На протяжении всей деятельности поддерживался познавательный интерес с использованием игрового сюжета, сюрпризного момента, видеоролика, были задействованы слуховой, зрительный анализаторы у детей.

Применялись различные способы включения детейв образовательный процесс: интонирование речи, эмоциональная выразительность, музыка.

Для активизации мыслительной деятельности, задавались вопросы поискового характера («почему?», «как вы думаете?», «кто мне поможет?») .

В процессе непосредственно образовательной деятельности велась работа над расширением, обогащением, музыкального кругозора детей.

Таким образом, можно сделать вывод, что поставленные задачи НОД в рамках занятия решены.

Источник

Веселые нотки здоровья

Конспект музыкального занятия для детей 5-6лет.

Программные задачи:

  1. Закреплять представление детей о способах сохранения и укрепления здоровья средствами музыки.

  2. Способствовать развитию коммуникативных навыков и возникновению чувства общности среди детей.

  3. Побуждать к выразительному выполнению импровизационных и имитационных движений. Чувствовать танцевальный характер.

  4. Создать атмосферу эмоционального комфорта.

  5. Учить детей ходить неторопливым шагом, ступая мягко, без сильного движения рук.

  6. Разучивать элемент русской пляски. Развивать четкость движения голеностопного сустава.

  7. Воспринимать веселый характер песни, понимать ее настроение, содержание.

  8. Развивать звуковысотный слух, осваивать в игре мелодический ход на 3 звука вниз.

  9. Учить детей свободно размещаться по всему залу, находить свою пару

Содержание занятия:

1.Слушание: «Сладкая грёза» П.И.Чайковского. Двигательная импровизация.

2.- Распевание – певческая установка «Сидит дед» М. Картушиной,

— Песенное творчество: «Что ты хочешь, кошечка?» Г. Зингера,

-Пение — «Песенка друзей» В. Герчик, «Музыка, здравствуй» (из программы М.Л.Лазарева «Здравствуй»).

3.Упражнение: «Спокойный шаг» Т. Ломовой, «Выставление ноги на пятку и носок» р. н. м.

Массаж «Паучок» Е. Железновой

4.Сказка (артикуляционная и звуковая гимнастика).

5. Музыкально-дидактическая игра «Веселый, грустный бубенчик»

6.Игра на музыкальных инструментах: «Бубенчики» Е. Тиличеевой

7.Игра «Найди себе пару» Т. Попатенко

Материал:

Нотный стан с навесными нотами. На каждой нотке буква, составляющее слово «Музыка!»Светильник «Разноцветные огоньки».Детские музыкальные инструменты бубенчики, ленточки.

Ход занятия:

Дети заходят в зал под музыку «Сладкая грёза» П.И.Чайковского.

Музыкальный руководитель говорит на фоне музыки:

Льётся музыка рекою, закружила всё вокруг,
И кораблики мелодий выплывают из-под рук.

Их волна крутая гонит, но унять не может, нет.
В царство музыки целебной поплывём за ними вслед?

Закрывайте глаза и немного помечтаем, а потом поделимся своими впечатлениями.

Слушание: «Сладкая грёза» П.И.Чайковского.

Музыкальный руководитель: Необыкновенная музыка… Какими красивыми словами можно сказать о ней? А кто поделится своими мечтами, фантазиями?

Сколько замечательных слов, не зря П.И.Чайковский назвал свою музыку «Сладкая грёза» — это и есть сон, фантазии, мечты.

Давайте оживим свои фантазии, создадим выразительный, пластичный танец. А помогут нам ленточки.

Двигательная импровизация под музыку «Сладкая грёза»

Музыкальный руководитель: Ваши горящие глаза и улыбки говорят мне, как поднялось ваше настроение — это потому, что мы уже в царстве целебной музыки. Давайте поздороваемся с ней. Я буду петь «музыка», а вы «здравствуй».

Песня «Музыка, здравствуй» (из программы М.Л.Лазарева «Здравствуй»).

(загорается светильник «Разноцветные огоньки)

Музыкальный руководитель: Целебная музыка вам улыбнулась разноцветными огоньками…

У целебной музыки есть помощницы — весёлые нотки здоровья, они расскажут, как музыка помогает нам укреплять своё здоровье. Живут они здесь, на нотном стане…

Ой, а нотный стан пуст, где же нотки? Разбежались по всему залу. Чтоб секрет здоровья нам узнать — надо нотки все собрать.

Путь нелёгкий предстоит, и размяться нам велит..

Упражнение: «Спокойный шаг» Т. Ломовой

Дети ходят подгруппами, окончание фразы отмечать красивой позой.

Упражнение : «Выставление ноги на пятку и носок» р. н. м.

Музыкальный руководитель: Как вы замечательно двигались, движение — это тоже здоровье!Путь нелёгкий предстоит, нам массаж не повредит.

А чтобы первая нотка вернулась, нам еще нужно сделать массаж музыкальный. Готовы?

Массаж «Паучок» Е. Железновой

Паучок ходил по ветке Движение «краб» по спине партнёра

А за ним ходили детки. Постукивание по спине ладошками

Дождик с неба вдруг полил, Стряхивание со спины ладошками

Паучка на землю смыл. Поглаживание спины

Солнце стало припекать, Движение «краб»

Паучок ползёт опять.

А за ним ползут и детки,

Чтобы погулять на ветке.

Музыкальный руководитель: Почувствовали, как по телу разливается тепло? Значит, мы массаж сделали правильно, и первая нотка возвращается на нотный стан (прикрепляет нотку). Чему научит нас вторая нотка — слушайте подсказку.Мы оздоровимся, рассказывая… сказку.

Я начну — вы помогайте, даром время не теряйте.

Сказка (артикуляционная и звуковая гимнастика).

Жили были дед и баба.
Дед разговаривал так… ох-ох-ох. Скрип горлом на низком звуке.
А баба сидела на печке и вздыхала..

.ах-ах-ах. Фальцет.
Дед любил играть на балалайке, Быстрые движения языком вправо-

влево со звуком.
А баба ела конфеты, Уколы языком в правую и левую

щеку попеременно.
Да ловила мух: з-з-з, хлоп; з-з-з, хлоп; Круговые движения

указательным пальцем со звуком

«З», хлопок.
з-з-з, хлоп; з-з-з, хлоп;
А дед, знай себе, на балалайке играет. Быстрые движения языком вправо-

влево.
Бабка ловила мух, да упала с печи. » Ох»
Сидит, плачет «ох-ох-ох». Фальцет плаксиво.
Пожалел дед бабку, угостил конфеткой, Уколы языком в правую и левую

щеку попеременно
Да и пустились они в пляс Щелчки языком — губы отжимают

и растягивают.

Музыкальный руководитель: Ребята, а вот и вторая нотка! Вы догадались, какой секрет здоровья был у неё? Правильно, с помощью сказки мы с вами укрепили голосовые связки! Вторая нотка вернулась на нотный стан.

Разогрели голосовые связки – значит, пора искать третью нотку в музыке и песне.

Слушание: «Вальс» Д. Кабалевского

Предложить детям делать движения руками под вальс так, как они хотят и чувствуют.

Пение: Распевание «Сидит дед» М. Картушиной

Принять правильную певческую установку.

Творчество: «Что ты хочешь, кошечка?» Г. Зингера

Развивать у детей ладотональный слух, импровизировать мелодию на слова ответа.

«Песенка друзей» В. Герчик

Упражнять в пропевании широких интервалов в запеве, правильно передавать мелодию припева.

Музыкальный руководитель: Голосов чудесных пенье улучшает настроенье. Какое у вас стало настроение? Чтобы жить и не болеть каждый день старайтесь петь!

А вот и третья нотка. Поместим её на нотный стан.

Четвертая нотка прячется в музыкальных загадках.

Музыкально-дидактическая игра «Веселый, грустный бубенчик»

Дети угадывают, когда звучит веселый, или грустный бубенчик, поют звуки.

Музыкальный руководитель: Все правильно угадали, вот и четвертая нотка нашлась, а где прячется пятая нотка слушайте подсказку. (звучит бубенчик) Правильно в музыкальных инструментах. Чтобы нотку отыскать — надо музыкантами стать. Берите музыкальные инструменты и становитесь музыкантами, а я буду дирижером, внимательно смотрите на мои руки.

Игра на музыкальных инструментах: «Бубенчики» Е. Тиличеевой

Показать, как исполнять движение мелодии вниз на 3 звука. Затем поочередно играют дети, остальные поют, с показом руки.

Музыкальный руководитель: Какие талантливые музыканты, ваша слаженная игра вернула пятую нотку на нотный стан. Осталось отыскать шестую нотку. А может нотка прятаться в весёлом танце и игре? Проверим?

Чтоб здоровье укреплять — будем весело играть!

Музыкальный руководитель: Чтоб здоровье укреплять — будем весело играть!

Игра «Найди себе пару» Т. Попатенко

Напоминания по ходу игры.

Музыкальный руководитель: Посмотрите, шестая нотка на нотном стане. Осталось вернуть ещё одну. А для этого нужно просто весело посмеяться.

Я здоровым быть хочу, хохочу и хохочу.

Ни одной минуточки не могу без шуточки!

Посмешим друг друга.

Звучит «детский смех» в записи.

Музыкальный руководитель: Ура! Все нотки вернулись на нотный стан, и каждая поделилась своим секретом! Давайте вместе прочитаем, кто нам сегодня помогал укреплять здоровье.

Дети читают слово на нотках «МУЗЫКА!»

Правильно, Музыка нам помогала укреплять здоровье! Мне очень понравился ваш артистизм, эмоциональность. Давайте себя похвалим.

«Мотив здоровья» В. Петрушин

Ты, ты, ты самый умный. Ты, ты, ты самый добрый.
Ты, ты, ты просто чудо — Я люблю вас всех!

До новых встреч!

(Дети под веселую музыку выходят из зала)

Инчина Марина Владимировна

Источник

Музыкальное развитие очень важно для любого ребенка. И это совсем не означает, что из малыша с пеленок необходимо растить гениального музыканта, но научить его слушать, понимать музыку, наслаждаться ей — в наших силах. Когда же стоит начинать музыкальное развитие и в чем же оно должно заключаться?

Музыкальное развитие способствует целостному формированию личности ребенка. Во время слушания музыки происходит развитие центральной нервной системы, мышечного аппарата, облегчается процесс социализации, развивается художественное мышление, чувство прекрасного.

Музыкальное развитие от рождения до 2 лет

Как известно, слуховое восприятие (не пример зрительному) к моменту появления крохи на свет сформировано очень хорошо. Еще находясь в животике у мамы, кроха слышит ее голос.

Ребенок повторяет речь людей, звуки животных. Неживая природа (стук двери, к примеру) его совершенно не интересуют. Исследователями отмечено, что лепет всех детей мира одинаковый, независимо от того, какой язык звучит вокруг.

Обращаясь к погремушкам, стоит отметить, что они производят разнообразнейшие звуки — глухие, трескучие, как маракасы, или звонкие, как колокольчик. При покупке старайтесь подбирать как можно больший спектр звучаний. Предложите малышу сравнить звуки разных погремушек.

В настоящее время на рынке детских товаров большую нишу занимают электронные музыкальные игрушки (мобили, музыкальные коврики, электронные пианино и пр.). Важно, чтобы воспроизводимая музыка была узнаваема и хорошего качества. Ценно еще и то, что для извлечения звука (мелодии) малышу потребуется совершить действие — ударить по клавише, повернуть рычажок, потрогать игрушку и т. п. Это будет способствовать формированию причинно-следственных связей на уровне «реакция – стимул», развивая тем самым кору головного мозга.

Совсем маленькому ребенку вы интуитивно предлагаете спокойные колыбельные перед сном, задорные и ритмичные песенки во время бодрствования. Двухлетнему малышу можно предложить выбрать самому, какой вариант из предложенных музыкальных отрывков больше подойдет, например, для зарядки. Объясните, что значит выражение «делать под музыку». Дети прекрасно поймут его смысл, если не стесняться преувеличенно серьезно изобразить маршевые движения под музыку Грига. Получается? Нет. Под эту музыку движения должны быть плавные и размеренные.

Безусловно, можно использовать записи песенок из мультфильмов. Но не поленитесь внести разнообразие. Дети очень хорошо воспринимают «мягкие» джазовые композиции (с легко прослеживаемой главной темой). Их удачно предлагать перед отходом ко сну. К примеру, подойдут такие произведения, как «Summertime» Дж. Гершвина, «Осанна», практически любое произведение Вебера. Из репертуара классической музыки можно остановиться на «К Элизе» и 14-й сонате (Лунной) Бетховена, вальсах Грибоедова, ноктюрнах Глинки, «Пер Гюнте» Грига, «Элегии» Массне. Для активного времяпровождения возьмите итальянскую польку и 14-й концерт Рахманинова, турецкое рондо Моцарта, вальс Хачатуряна к драме «Маскарад», «Шутку» из оркестровой сюиты Баха.

Сейчас существует великое множество тематических компакт-дисков с записями музыкальных произведений, аранжированных для малышей. Это варианты популярных произведений без сложных для детского уха аккордов и вторых тем. Практически звучит одна мелодия.

В любом возрасте человеку приятно и полезно слушать записи звуков природы — журчащего ручья, бушующего моря, шуршащего дождя… Но не забывайте непреложное правило — разговаривайте с ребенком о том, что он услышал. Спросите малыша, понравилось ли, о чем он думал во время прослушивания, какие чувства переживал. Ведь может оказаться, что у него возникают неприятные ассоциации. Обсуждайте все, что услышано впервые, обращая внимание на эмоциональную сторону (какие возникают чувства, образы).

2—3 года — первые инструменты

В слушании музыки мы уже поднаторели, и на смену добрым старым, но уже надоевшим погремушкам приходят самые настоящие музыкальные инструменты. В этом возрастном промежутке наиболее оптимально будет обратить внимание на ознакомление малыша с музыкальными инструментами.

Барабан, можно быть уверенным, будет воспринят на «ура». Предложите юному ударнику хлопнуть по барабану ладошкой, потом постучать пальчиком, поверхность можно погладить. Отбейте барабанную дробь; хотя подобные упражнения малышу еще не под силу, этим вы расширите для него диапазон воспроизводимых звуков и побудите интерес к дальнейшим манипуляциям. Палочки пока стоит отложить в сторону во избежание травматизма.

Затем предлагаем бубен — по сути, усложненный вариант барабана — можно и бить, и звенеть. Покажите малышу, как можно аккомпанировать любым мелодиям. Вариантов аккомпанемента множество. Самый простой — удары на сильную долю — места, которые звучат более сильно и четко. Например, «В траве сидел кузнечик, совсем как огуречик» и дрожание бубенчиков на протяжные гласные. Отлично подойдет «Песенка водяного», в частности фраза «А мне лета-а-ать охота» или «Крылатые качели», то есть медленные мелодии.

На этих музыкальных инструментах лучше всего показать, что такое темп и ритм. Малыши хорошо воспринимают ассоциацию с шагами. Топ… Топ… Топ… (делаем паузы в 2—3 секунды). Топ. Топ. Топ (в обычном темпе, без пауз). Топ-топ-топ побежали (быстро). Теперь также пальчиками по барабану/бубну. Проверьте, понял ли вас малыш, слушая детские песенки. Они, как правило, демонстрируют четко быстрый или медленный темп. В первом случае подойдут «А может быть ворона», «Песенка Красной Шапочки», «Танец маленьких утят». Медленный темп отлично проиллюстрируют «Песенка водяного», «Песенка Черепахи и Львенка», «Колыбельная медведицы».

Немаловажно то, что прослушивание детских песенок инициирует певческую активность малыша, способствует развитию речи, обогащает пассивный словарь. Попытки подпевать внесут вклад в развитие артикуляционного аппарата, а соотнесение музыкальной темы с любимым мультфильмом позволит создать позитивный настрой, улучшить эмоциональное состояние. Дети обычно не стесняются петь вслух, если только «добрые» взрослые не сказали когда-то нечто нелестное о таком пении. Не допускайте подобного, в противном случае придется исправлять допущенные промахи — личным примером бесстрашно демонстрировать любовь к пению.

Следующий шаг — показать разную длительность звука и ритм. Итак, левой рукой медленно и ритмично (раз в две секунды) бьете по барабану, затем добавляете правую (каждую секунду). У нас получается на одни удар левой — два удара правой. Теперь предложите малышу «заменить» вашу левую руку — сначала пусть положит ладошку сверху и ощутит ритм, затем тихонько убираете свою ладонь. И перед нами — тандем ударников! Дальше меняетесь «партитурами», убыстряете или замедляете темп, меняете соотношение ударов (1:4) и т. д.

А теперь — ложки. Их даже покупать не надо. Наверное, найдется в хозяйстве пара деревянных ложек. Сложите их тыльными сторонами, скрепите концы для удобства резинкой. Для первичного ознакомления вполне достаточно. Держать ложки нужно за скрепленные кончики, не сжимая слишком крепко, иначе, будучи сжатыми, они не издадут стука. Детям не так просто правильно взять ложки, куда привычнее схватить покрепче, как погремушку. Потребуется добиться некоторой расслабленности. Звучание ложек традиционно сочетается с народными песнями и попевками, но подойдет и практически любая ритмичная мелодия («Танец маленьких утят», «Антошка», «Кабы не было зимы»). Если вдруг найдете в продаже трещотку, ее тоже можно предложить ребенку. Так же, как и ложки, этот инструмент требует определенной координации движений для извлечения звука. Тут необходима согласованная работа мышц кисти и предплечья. Игрой на трещотке удобно сопровождать речевки, частушки (можно использовать «Частушки бабок ежек»).

После 3 лет можно предложить малышу металлофон. Мелодичные гаммы способны воодушевить детское творчество — подобного их маленькие ушки еще не слышали. При этом надо учесть, что палочку следует держать легко, не сжимал, иначе звук не получится чистым. Этот момент малыши «ловят» не сразу, но со времен все начнет получаться.

Музыка для детей 4 лет – слушаем музыку

Четырехлетний слушатель уже довольно опытен, по-прежнему пытлив, непоседлив и нетерпелив. Именно сейчас большую часть времени стоит уделить слушанию музыки.

Прослушивая музыкальное произведение, малыш легко разберется с темпом и вычленит известные ему инструменты. Пора расширить его кругозор, познакомить с новыми музыкальными инструментами. Это позволит при прослушивании музыки действовать важную психическую функцию — анализ, который необходим для умственного развития крохи. Обладая новыми знаниями, ребенок готов к посещению консерватории. Можно предвосхитить культурный поход просмотром видеозаписей с концертами, проанализировать и обсудить услышанное.

Музыка, оказывается, может рассказать о себе очень много. Не только про темп, ритм и состав инструментов. Познакомимся со словами «мажор» и «минор». Сделать их доступными для понимания ребенка помогут антонимы весело — грустно. И предложить определить, какому произведению что подойдет. Для минора можно взять «Болезнь куклы» Чайковского, а для мажора «Турецкое рондо» Моцарта. Мажор — всегда уверенный, радостный, бравирующий, минор — грустный. Еще проще для детишек определять характер музыки следующим образом: мажор — хочется смеяться, минор — хочется плакать. Малышу нужно выбрать, что лучше делать под звучащую музыку, и «поставить диагноз».

Чтобы закрепить этот материал, хорошо потренироваться на следующих музыкальных произведениях. Минор — «Первая утрата» Шумана, «Танец маленьких лебедей» Чайковского, русская народная песня «Во поле береза стояла». Мажор — «Итальянская полька» Рахманинова, «Клоуны» Кабалевского, «Чунга-чанга». Теперь еще более странно звучащие слова, но объяснить их еще проще: стаккато — резко, отрывисто и легато — плавно, замедленно. При исполнении стаккато каждый звук «говорит» отдельно, ждет своей очереди, а в случае легато — звуки «перетекают» один в другой. Например, «Во поле березка стояла» — очевидное легато, песня «Улыбка» — бесспорное стаккато.

Ну и, конечно же, стоит организовать знакомство с более широким кругом музыкальных инструментов. Малышу уже хорошо известны ударные. Из группы клавишных вполне возможно показать фортепиано, упомяните про орган, клавесин (их малыш увидит в консерватории). Группу духовых представят флейта, труба. Хорошо, если совместно со звучанием можно будет показать изображение инструмента.

Расскажите малышу перед походом в консерваторию о правилах поведения в этом месте. Объясните, что во время исполнения не принято разговаривать, вставать с места, шуметь. Для начинающих предлагаются абонементы на концерты, непродолжительные по времени. Можно посетить концертный зал Российской академии музыки им. Гнесиных. Здесь проводятся воскресные дневные концерты; в числе прочих произведений исполняются этюды Листа (например, «Хоровод гномов»), музыка Грига к пьесе Ибсена «Пер Гюнтх», Сен-Санс «Карнавал животных». Будет очень неплохо, если во время первого посещения консерватории малыш услышит уже знакомые произведения — это позволит яснее оценить разницу между воспроизведением с диска и «живым» звучанием. Для первых посещений можно выбрать цикл пьес Кабалевского, произведения малых форм Моцарта, фольклорные песни. далее выбирайте музыкальную сказку «Волк и семеро козлят», оперы «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Рикки-Тикки-Тави», «Огниво».

Не менее интересно для малыша будет посещение Российского центра музейной педагогики детского творчества в Государственном Русском музее. Туда можно пойти с ребенком двух лет, например, на абонемент «В художественном музее вместе с мамой», «Игры со звуками и красками». Для 4-летних малышей предлагается абонемент «Встречи с прекрасным».

В Московском международном доме музыки вниманию малышей и их мам предложат сказочный концерт «Конек-Горбунок» и «Сказку о царе Салтане» по одноименной опере Римского-Корсакого. В Московском театре Новая опера им. Е. В. Колобова вниманию юных слушателей представят оперу «Кошкин дом».

Можно также посетить детский музыкальный театр им. Н. Сац с богатым репертуаром спектаклей для малышей.

Интересные спектакли можно посмотреть в музыкальном театре «Эксперимент Ъ». Наибольшим успехом пользуются постановки «Котенок по имени Гав», «Летучий корабль», «Кошка, которая гуляла сама по себе».

В возрасте 4 лет полезно познакомиться с таким приемом, как медитация под музыку. Совсем недавно был пройден кризис трех лет (или вы еще в процессе), малыш осознает себя в окружающем мире отдельно от вас, чувствует себя независимой личностью, но это не так уж просто. Попробуйте с ребенком медитировать. Важное условие — уравновешенное, спокойное эмоциональное состояние родителей. Выбирайте спокойную, прозрачную музыку, без тревожных звуков. Рекомендуемые произведения: композиции Китаро, «Спектральная сюита» Стива Халперна, «Вечерняя серенада» Шуберта, «Песня Сольвейг» Грига.

Вам понадобятся также мягкие пастельные или масляные карандаши, лист бумаги. Время медитации — 20-30 минут. Уложите малыша в уютное, теплое место, приглушите свет, включите выбранную музыку и начинайте рассказывать историю. Примерно такую:

«Это было давным-давно (или совсем недавно). В далекой стране жили Солнце и Свет. Они очень любили друг друга. И когда у них появился Лучик, они были счастливы. Лучик рос очень быстро, согревал всех своим теплом и дарил радость окружающим. Его учили лучшие мудрецы, и он стал понимать язык зверей и птиц, язык ветра и волны. Когда Лучик подрос, он решил отправиться путешествовать, чтобы помогать всем остальным. И во время странствий увидел чудесный дом, в нем звучала музыка. Он зашел туда и увидел то, что ему было так нужно…». Теперь предложите малышу нарисовать, что увидел Лучик. То, что на самом деле необходимо ему самому. Если ребенок не захочет рисовать, пусть расскажет.

В этом упражнении музыка помогает малышу расслабиться, идентифицировать себя с героем сказки, а значит, почувствовать себя любимым и счастливым. Этот образ семьи оказывает положительное воздействие, путешествие иллюстрирует разумную самостоятельность.

Развитие музыкального восприятия у детей 5-6 лет

В возрасте 5-6 лет в детях творческая жилка буквально бьет ключом, но при этом уже намного более дисциплинирована, нежели год-другой назад. Творить и производить шум — насущная потребность дошкольника. То есть самое время перейти от слушания к воспроизведению.

Предлагаем вам организовать музыкальный шумовой оркестр. Это достаточно шумное мероприятие, для которого потребуется и фоновая музыка, которая создаст необходимый настрой, задаст ритм. Подойдут африканские или японские барабаны, маракасы.

Не менее увлекателен и процесс изготовления инструментов. Пригодятся банки с водой, стеклянные и пластиковые бутылки с горохом, фасолью, гречкой, бубны, ложки, расческа, ведра, резиновые шары, даже счеты. Подойдет все, с помощью чего можно извлечь хоть какой-то звук.

Поставив музыкальное произведение, слушаем его, вникаем, создаем настроение. После этого пытаемся дополнить звучание своими силами. Лучше попробовать все инструменты, потом раздавать предпочтения. Возможно, сначала у малыша не получится никакой мелодии. Если он просто бьет инструментами, не прерывайте действо. Это отличный способ избавиться от негативных эмоций, разрядиться. В следующий раз начнется процесс синтеза, созидания. Занятие будет более эффективным, если в нем примут участие двое-трое детей. Работа усложняется, но увеличивается и количество решаемых задач. Придется научиться слушать друг друга. Для вас же это возможность оценить эмоциональное состояние своего чада и дать ему возможность импровизации.

В зтом возрасте продолжаем расширять репертуар музыкальных произведений, которые можно предложить ребенку для прослушивания. Подбирать музыкальные произведения нужно соответственно настроению малыша. Вы сможете позитивно влиять на его эмоциональное состояние. Для 5-6-летних детей ?