Урок внутриутробное развитие и рождение ребенка

Урок внутриутробное развитие и рождение ребенка thumbnail

Урок «Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.

Педагогическая цель: сформировать представление о процессе внутриутробного развития организма и развития после рождения

Тип, вид урока: формирование новых знаний

Планируемые предметные результаты: обучающийся  научится характеризовать сущность процессов размножения и развития человека; использовать приобретенные знания для: соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании)будет знать строение и функции органов половой системы человека; определение понятий: размножение, оплодотворение, основные этапы внутриутробного и возрастного развития человека; должен уметь называть функции плаценты; перечислять этапы жизненного цикла человека; узнавать  по рисункам органы размножения; перечислять рефлексы новорожденных, описывать режим беременной

Личностные результаты: будут сформированы: любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; интеллектуальные и творческие способности, навыки обучения, понимания уникальности человека и ценности жизни каждого человека

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД)

Регулятивные – научится составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопрос; получит возможность научиться ставить учебную задачу  на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще неизвестно; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные – научится устанавливать причинно-следственные связи в  изучаемом круге явлений; искать и отбирать источники необходимой информацию, систематизировать информацию; получит возможность научиться ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи, применять приемы работы с информацией.

Коммуникативные – научится принимать участие в работе группами, использовать в общении правила вежливости; получит возможность научиться принимать другое мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач; будет применять умение  и опыт межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая

Методы обучения: словесные (беседа, диалог); наглядные(работа с рисунками, схемами); практические (составление схем, поиск информации, работа с интерактивной системой голосования); дедуктивные(анализ, применение знаний, обобщение)

Понятия и термины: размножение, оплодотворение, эмбриональное развитие, эмбриогенез, постэмбриональное развитие

Образовательные ресурсы: единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Развитие человека. Возрастные процессы. Режим доступа:https://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046b1db44/81778/?interface= catalog &class=50&subject=29

  1. Актуализация опорных знаний.

-Что такое гонады?

-Какие клетки называются гаметами?

-Чем отличаются яйцеклетки от сперматозоидов?

-Что такое оплодотворение?

-Какой набор хромосом содержат половые клетки?

-Как называется период, в течение которого может произойти оплодотворение?

-Почему яички мужчин расположены вне тела?

-Назовите особенности строение сперматозоида?

-Как называется клетка, которая образуется в результате оплодотворения?

  1. Мотивация к изучению нового материала.

Что же происходит с зиготой после оплодотворения?

Куда она попадает и какие изменения с ней происходят?

Запись в тетрадях. На развитие эмбриона оказывает влияние не только состояние матери во время беременности, но и генетический материаа, который был принесен сперматозоидом и яйцеклеткой. Здоровье матери и экологическая обстановка окружающей среды также оказывают влияние на этапы развития эмбриона.

-Какие же этапы наиболее важны во время беременности, что же происходит с эмбрионом? Обо все этом мы узнаем сегодня на уроке.

         3.   Усвоение новых знаний и способов действий.

             ( Объяснение учитель ведет с   помощью учебника и ЭОР.)

  Наступление    беременности   неразрывно связано с целым рядом   физиологических  

 изменений, происходящих в организме будущей матери, что и формирует признаки    беременности. Принято различать объективные и субъективные, достоверные и косвенные признаки беременности. Субъективные, т.е. основанные на собственных ощущениях, признаки принято считать вероятными так как они могут свидетельствовать о некоторых заболеваниях и других состояниях организма женщины. Наиболее точную консультацию можно получить только во время консультации врача-гинеколога.

Беременность – это состояние женщины в организме, которой развивается будущий ребенок. На время беременности прекращается созревание новых яйцеклеток, и следовательно, отсутствует менструация. В организме женщины происходят гормональные перестройки, значительные изменения во время обмена веществ, вырабатываются вещества, необходимые для нормального развития зародыша. Во время беременности возрастают нагрузки на все системы органов женщины: опорно-двигательную, кровеносную, выделительную и др. Поэтому в этот период будущая мать должна избегать тревог, повышенных нагрузок. Длительное пребывание на свежем воздухе очень полезны и для женщины, и для ребенка, которого она вынашивает. Пища должна быть легко усваиваемой, необходимо исключить алкоголь, острые приправы. Беременным категорически противопоказано курение, которое может привести на свет новорожденного с развитой в утробе матери тягой к курению. У курящих матерей дети рождаются ослабленными и страдающими рядом расстройств нервной деятельности, сердечно-сосудистой и других систем. В дальнейшем такие дети начинают отставать в развитии от своих сверстников.

Период развития зародыша человека внутри материнского организма называют эмбриональным. Этот период продолжается от момента оплодотворения до рождения ребенка и составляет около 280 суток ( 40 недель).

После оплодотворения зигота начинает делиться. Этот процесс называется дроблением. Образуется микроскопический зародыш, который прикрепляется к стенке матки. В матке начинается образование плаценты. Плацента представляет собой диск, часть которого образуется из слизистой оболочки матки(материнская часть), а часть из клеток зародыша(детская часть). Плацента защищает зародыш от чужеродных веществ, а также является железой внутренней секреции, ее клетки выделяют гормоны, необходимые для нормального течения беременности. Во все время внутриутробного развития плод получает из крови матери питание, кислород, необходимые вещества. На 8-й неделе зародыш становится плодом, так как  к концу 8-й недели заканчивается закладка всех органо. Начиная с 9-й недели происходит развитие и рост всех систем плода. На 5-ом месяце беременности мать уже ощущает движение плода, хотя двигаться он начинает несколько раньше. Период внутриутробного развития заканчивается родами. Молоко матери содержит абсолютно все вещества, необходимые для нормальной жизни и быстрого развития ребенка. Кроме того, вещества, содержащиеся в молоке, предохраняют детский организм от многих инфекционных заболеваний. Поэтому, так важно кормление грудью, молоком матери.

Читайте также:  Потешки для развития речи ребенка 2 лет

4.Первичное закрепление изученного материала.

-Как происходит связь эмбриона с организмом матери?

-Когда эмбрион начинает называть плодом?

-Что происходит с зиготой сразу после оплодотворения?

-Какую функцию выполняет плацента?

-Какой срок составляет период внутриутробного развития человека?

5.Рефлексия учебной деятельности.

Что нового вы узнали на уроке? Какие затруднения у вас возникли?

6.Подведение итогов.

Учитель оценивает работу обучающихся на уроке, комментирует оценки и задает дом. задание

Источник

Тема урока: Репродуктивное здоровье

Цель урока – познакомиться с основным содержанием репродуктивного здоровья человека и общества. Сформировать у учащихся представление о репродуктивном здоровье как составляющей здоровья человека и общества, о связи репродуктивного здоровья с воспроизводством населения и обеспечением демографической безопасности государства.

Предметные результаты:

  • иметь представление о важности репродуктивного здоровья как основной составляющей здоровья человека;

  • организовывать постоянную работу по самосовершенствованию.

Метапредметные результаты:

  • понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • выдвигать предположения и доказывать их;

  • уметь извлекать необходимую информацию при изучении демонстрационных таблиц, иллюстраций учебника и электронного приложения к нему;

  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

Личностные результаты:

  • усвоить, что лучшей социальной конструкцией, обеспечивающей непрерывную смену поколений, является семья и репродуктивное здоровье;

  • формировать осознанное выполнение правил безопасности жизнедеятельности, в том числе по сохранению и укреплению репродуктивного здоровья.

Оборудование:

Мультимедийный компьютер.

Ход урока:

I. Организационный момент урока по теме: репродуктивное здоровье.

1) Приветствие.
2) Проверка списочного состава учащихся.
3) Сообщение темы и цели урока.

II. Повторение изученного.

1) Какие наследственные факторы оказывают наиболее значительное влияние на состояние вашего здоровья?
2) Какие факторы окружающей среды оказывают отрицательное влияние на ваше здоровье?
3) Почему для сохранения здоровья так важно предвидеть возможные опасности?

III. Проверка домашнего задания.

Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).

  1. Изучение нового материала. 

Факторы способствующие обеспечению необходимого уровня репродуктивного здоровья населения страны:

  • Устойчивая мотивация человека на создание благополучной семейной жизни

  • Ответственность родителей и государства за воспитание детей

  • Обеспечение воспроизводства населения и демографической безопасности государства

Репродуктивное здоровье – основная составляющая здоровья человека и общества, характеризующая их способность создать и реализовать необходимые условия для рождения ребёнка и воспитания здорового поколения.

Понятие репродуктивного здоровья происходит от слова репродукция. Репродукция биологически – это воспроизведение организмами себе подобных.

Существование любого вида живых существ возможно только через смену поколений. Человек не является исключением. История человечества представляет собой непрерывную смену поколений.
Однако если у всех живых видов воспроизводство и смена поколений происходит на основе биологических программ и зависит от внешних условий, то человек, наделённый разумом, может управлять системой воспроизводства, обеспечивая не только рождение, но и необходимое воспитание потомства с учётом социальных запросов общества.

Воспроизводство населения включает в себя не только рождение ребёнка, но и его воспитание, подготовку полноценного члена общества, способного выполнять необходимые функции.
Рассмотрим ряд факторов, которые в определённой степени способствуют обеспечению необходимого уровня репродуктивного здоровья.

Фактор первый. Устойчивая мотивация человека на создание благополучной семейной жизни и привлекательность личностной модели хорошего семьянина.

Фактор второй. Ответственность родителей и государства за воспитание детей, за состояние их здоровья, физическое, психическое, духовное и нравственное развитие, за получение детьми необходимого образования.

Фактор третий. Обеспечение воспроизводства населения и демографической безопасности государства.

Эти факторы наиболее полно характеризуют репродуктивное здоровье как основную составляющую здоровья человека и общества. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Устойчивая мотивация на создание благополучной семьи и репродуктивное здоровье

Установлено, что лучшей социальной конструкцией, отвечающей интересам личности и общества и обеспечивающей непрерывную смену поколений, является семья.

Семья – это малая социальная группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. В современном обществе семья состоит из супругов и их детей и представляет собой морально-правовой союз мужчины и женщины.

Форма образования супружеских пар и характер взаимоотношений супругов подчиняются социальным и культурным нормам, вырабатываемым обществом в ходе исторического развития. Они в значительной степени подвержены влиянию социального устройства и особенностям конкретного исторического этапа развития общества.

Читайте также:  Все о развитии ребенка во время беременности

Семейное законодательство Российской Федерации исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на взаимной любви и уважении, взаимопомощи и ответственности перед семьёй всех её членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления её членами своих прав.

Семья выполняет функции, которые во многом определяют сохранение и укрепление здоровья человека и общества. Только в семье человек получает устойчивые возможности в удовлетворении повседневных потребностей и развитии личности. Семья наиболее полно выполняет репродуктивную функцию – рождение и воспитание детей (вклейка, фото 1, 2, 3). Родители приобщают своих детей к нравственным ценностям и нормам поведения, окружающему миру, жизни в обществе, взаимодействию с другими людьми, передают трудовые навыки.

В семье решается досуговая функция, обеспечивающая гармоничное развитие человека, и сексуальная функция, обеспечивающая удовлетворение половой потребности супругов.
Таким образом, устойчивая мотивация человека на создание благополучной семьи и привлекательность для него личностной модели стать хорошим семьянином, а также его способность выбрать спутника жизни и создать благополучную семью, где во взаимоотношениях супругов будет больше гармонии, чем конфликтов, и характеризует уровень репродуктивного здоровья человека.

Отметим, что под понятием «репродуктивное здоровье» подразумевается не только способность к деторождению, но и способность воспитать человека, гражданина общества. На сегодняшний день вопрос воспроизводства связан не только с рождением, но и с воспитанием в семье.

Ответственность родителей и государства за воспитание и развитие детей

Степень ответственного отношения родителей к воспитанию и развитию детей, к состоянию их здоровья характеризует уровень репродуктивного здоровья человека, общества и государства.

Семья как начальная ячейка общества и государства в целом, выполняя репродуктивную функцию, должна обеспечить воспитание и развитие у ребёнка физических, духовных и нравственных качеств, сформировать его как человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на его совершенствование, обеспечивая тем самым воспроизводство и развитие кадрового потенциала. Степень выполнения этой функции характеризует уровень репродуктивного здоровья семьи и общества в целом.

Оценить этот уровень с определённой степенью достоверности можно также с учётом имеющейся статистики, характеризующей духовное, физическое и социальное благополучие детей и далее в целом определить репродуктивное здоровье семьи.

V. Итог урока.

Выводы:

1) Уровень репродуктивного здоровья – это критерий состояния здоровья каждого человека и российского общества в целом, так как демографическая обстановка в стране характеризует в обобщённом виде уровень здоровья граждан страны и демографическую безопасность государства.

2) Воспроизводство следующего поколения подразумевает не только рождение детей, но и их воспитание в семье.

Вопросы самоконтроля

1) Какое влияние оказывает состояние репродуктивного здоровья человека и общества на демографическую безопасность государства?
2) Какая роль принадлежит семье в обеспечении воспроизводства населения и смены поколений?

VI. Окончание урока.

1. Домашнее задание.

1) Подготовьте сообщение на тему «Основное содержание репродуктивного здоровья человека и общества».

2) Определите и сформулируйте для себя, какие качества вам необходимо сформировать для того, чтобы создать благополучную семью.

2. Выставление и комментирование оценок.

Источник

Полная версия разработки уроков « Человек и окружающая Среда» (68час)

Тип урока- комбинированный

Методы:частично-поисковый,про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цели:

-осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

-разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;

-формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.

Задачи:

Образовательные: обладать определенными эко­логическими знаниями и гигиеническими знаниями — важную составляющую культуры каждого человека;

Развивающие: развивать познавательно — практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературойи интернет источниками

Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого об­щества.

УУД

Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.

Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.

Планируемые результаты

Предметные

влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;

подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;

— установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.

основную биоэкологическую терминологию и символику

Личностные:

формирование интереса к глобальной проблеме, полу­чившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.

Межпредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география — будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.

Читайте также:  Ребенок 1 год 1 месяца развитие питание

Форма урока— традиционная

Технология- проблемного обучения

Изучение нового материала

Развитие плода и рождение ребёнка

РАЗВИТИЕ ПЛОДА

После оплодотворения яйцеклетки наступает ее дробление, и через восемь дней оплодотворенное яйцо подходит к матке. В это время слизистая оболочка матки набухает и утолщается почти в четыре раза, происходит расслоение слизистой оболочки на-два слоя: компактный и более глубокий .губчатый слой, в котором и укрепляется развивающееся яйцо. Питание яйца на самых ранних стадиях происходит за счет окружающей жидкости. Органом, че­рез который осуществляется питание и дыхание плода, является плацента. Кровь приносится к ней от плода по пупочной артерии и возвращается по пупочной вене. Средняя продолжительность беременности — 280 дней или 40 недель. За это время плод гото­вится к Самостоятельной жизни. Он активен, часто меняет свое положение: в матке, а на восьмом месяце обычно располагается головой вниз, навстречу выходу из матки, спиной в левую сторону. Это правильное, так называемое головное положение, но бывает так, что плод располагается поперёк матки или головой вверх. Такое неправильное положение плода называют ягодичным поло­жением. В этом случае матери необходимо обратиться к врачу, так как в некоторых случаях удается изменить его положение и тем самым облегчить будущие роды.

На восьмом месяце заканчивается формирование сердца. Правда, и сердце, и кровеносная система в целом сохраняют особенности; присущие плоду.

Из правого предсердия 75% крови попадает в правый желу­дочек и по легочной артерии направляется в легкие, затем через бота л лов проток в аорту; остальные 25% крови через овальное окно из правого предсердия поступают в левое.

Овальное окно, расположенное между правым и левым пред­сердием, — одна из особенностей строения сердца плода. У ново­рожденных это окно закрывается и предсердия изолируются друг от друга. В плоде же кровь правого предсердия (25%) смешивается с кровью, вернувшейся из легких. Затем она поступает в левый желудочек, из него — в аорту и дальше в сосуды организма плода.

Следовательно, у плода даже в артериальной системе цир­кулирует смесь крови венозной и крови артериальной.

Лишь по пупочной вене от матери к плоду идет только арте­риальная кровь. Поэтому состояние плода во многом зависит от того, насколько кровь матери насыщена кислородом и другими ценными, жизненно необходимыми веществами. Если по какой- либо причине кровь матери бедна кислородом, это приводит к прямой угрозе здоровью плода. Поэтому беременная женщина, которая курит или подолгу находится в прокуренном помещении, заведомо обрекает своего ребенка на кислородное голодание. Не­благоприятным фактором для кислородного обеспечения плода является заболевание сердечно-сосудистой системы матери- На восьмом месяце многие органы и системы плода заверша­ют свое развитие, например печень, поджелудочная железа, лег­кие. Заметно увеличивается в росте головка ребенка, достигая 60% размеров головы взрослого человека. При этом головной мозг ра­вен 1/4 массы мозга взрослого человека, в то время как все осталь­ные органы достигают лишь 1/20 части, от «взрослых» размеров. Хотя восьмимесячный плод жизнеспособен, мать должна быть пре­дельно осторожна, чтобы не произошли преждевременные роды.

Урок внутриутробное развитие и рождение ребенка

РОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА

Акт рождения — это одно из самых сильных стрессовых со­стояний, переживаемых человеком. В последние недели внутри­утробной жизни природа активно готовит ребенка к этому акту, особенно его центральную нервную и. эндокринную системы., К этому времени практически заканчивается анатомическое фор­мирование половой системы. Очень скоро ребенок будет отторг­нут от плаценты, от материнского организма. Для того чтобы не остаться голодным, ему необходимо сосать грудь, поэтому весь аппарат сосания,,центр которого находится в продолговатом мозгу, готовится к работе. Три нервные ветви обеспечивают безуслов­ный сосательный рефлекс: тройничный нерв отвечает за работу жевательных мышц, лицевой нерв  за работу мышц рта (впос­ледствии и зубов), подъязычный нерв — за работу языка.

К концу беременности органы желудочно-кишечного тракта вы­полняют специфические функций. Кишечник плода совершает сла­бые перистальтические движения, передвигая в нижние отделы ликонний — первородный кал. В состав ликонния входит секрет же­лудка и кишечника плода. У плода ликонний стерилен, но уже в первые часы после рождения кишечник начинают заселять раз­личные микроорганизмы. В последний месяц плод все ближе пере­двигается ко входу в родовой канал.

Первые предвестники будущих родов появляются за одну-две недели до родов. Обычно становится легче дышать, потому что из­меняется положение матки и диафрагма опускается. Иногда ощу­щаются слабые единичные Сокращения матки. При наступлении регулярных схваток необходима госпитализация в роддом. В часы родов плод, управляемый сложной системой нервных сигналов, про­двигается по родовым путям.

Беременность. Взглядизнутри

9 месяцевбеременностиза 6 минут

Биомеханизмродов

Ресурсы:

Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. Учебник для дифференцированного обучения 9класс. Москва « Просвещение» 1997г.320с

Сайт YouTube: https://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

— https://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

Источник