Упрямый ребенок 1 год

Упрямый ребенок 1 год thumbnail

Упрямый ребенок 1 годУпрямый ребенок – это ребенок, вызывающий своим поведением проблемы эмоционального и воспитательного характера (в семье, детском саду, школе), такие как наличие постоянных споров и разногласий по серьезным поводам и из-за незначительных мелочей, нежелание слышать чужую точку зрения, а также ситуации, вызывающие повышение опасности для жизни самого ребенка (отсутствие послушания на проезжей части, пренебрежение правилами безопасности дома и т.д.).

Воспитание упрямого ребёнка становится испытанием для нервной системы родителей, но свою участь можно немного облегчить, зная, что первые звоночки упрямства появятся в возрасте двух лет, сопровождая кризис трехлетия. В этот период самое часто, что можно услышать от ранее милого и послушного ребенка – это протесты и негативные ответы, связано же подобное поведение с обнаружением собственных границ и отличием от окружающего мира, после чего рождается желание пробовать эти границы на прочность и закреплять свою отдельность через противопоставление и непослушание.

Это способ проверки мира и собственных возможностей и способности отстоять противопоставление другим. Дальнейшее усиление упрямства ожидается к следующему кризису (в районе пяти-семи лет), где мотивацией будет служить все то же желание утвердить свою позицию и ценность в мире, но если в младшем возрасте это были односложные протесты и отказы, то теперь ребенок начинает противостоять целыми предложениями, подчиненными своей логике, с которой часто сложно спорить, но при этом она довольно обидна для близких. Дети еще не умеют фильтровать свои высказывания, предвосхищая болезненную реакцию тех, кто дорог, при этом они ощущают собственную победу над взрослым и всемогущим видом, видя, как обессиливаются родители или становятся эмоционально побежденными.

Очень упрямый ребенок 5 лет способен своей энергией перевернуть всю семейную систему, поскольку в противостояние вступает при малейших намеках на ущемление его мнения, даже где это не планировалось. Для доказательства самостоятельности используются любые способы, при этом еще нет понимания, что любая самостоятельность несет не только постоянное потакание желаниям, но и ответственность, т.е. страх и ограничения при протестном поведении практически отсутствуют.

Следующий этап, когда родители снова сталкиваются с упрямством своего чада – это подростковый возраст, как самый известный и сильный кризис личности. Ребенок начинает бунтовать против всего мира и хорошо, если с родителями к этому моменту отношения уже прояснены, и они могут оставаться надежным тылом и местом, иначе происходящее дома может начать напоминать войну или привести к разрыву родственных связей.

Как воспитывать упрямого ребенка

Чтобы разобраться, как воспитывать упрямого ребенка, стоит углубиться в механизмы возникновения и развития подобной черты. Предрасположенностью к проявлению упрямства в той степени, когда окружающие взрослые начинают обеспокоенно искать ответы является сам характер ребенка, складывающийся в процессе воспитания и тип его нервной системы, закладывающийся генетически. С проявлением врожденных качеств что-то сделать трудно, из вариантов остаются только приспособление и учет имеющихся особенностей. Поэтому основное внимание стоит уделить характерологическому аспекту, ведь сами по себе упрямиться дети не начинают – это ответная реакция на кризисные моменты взросления и отношения значимых взрослых.

Самой распространенной причиной упрямства является стремление родителей полностью подчинить ребенка, не оставляя ему ни права выбора, ни собственного мнения. В такой картинке мира невозможность ребенка осуществить требуемое (например, начать читать в три года или завязать самостоятельно шнурки после двух демонстраций) или несогласие выполнять (идти к обижающим, выбирать одежду, за которую дразнят) воспринимаются взрослым без учета объективных причин и субъективного восприятия ребенка, а сразу расцениваются как злой умысел. С подобной точки зрения видится лишь одно решение – сломать протест силой и тогда противостояние усиливается. А ребенок запоминает, что отстаивать себя нужно громко и применяя все возможные ресурсы, поскольку родитель не на его стороне.

Подобные взаимоотношения имеют влияние на дальнейшую судьбу. Обычно такие дети довольно жестоки к своим сверстникам, не испытывают доверия и все травмированы холодными семейными отношениями, складывающимися на противостоянии сил, а не на поддержке и душевной теплоте. Пути развития тут два, и оба они лежат на крайних полюсах – либо ребенок учится манипулировать и становится довольно жестким диктатором в собственной семье, либо теряет всякую активность и подчиняется требованиям извне. Подобное подчинение в младшем возрасте в подростковом преображается в сильный кризисный период, где ломаются все родительские системы, и окружающие получают всю накопленную разрушительную энергию, подавляемую в детстве.

Появляться упрямство может вследствие нормального процесса развития, так очень упрямый ребенок 5 лет не хочет все делать наперекор родителям, просто сейчас он осознает свою самостоятельность и отдельность, начинает понимать свои личные желания и их удовлетворение становится сверхценной задачей в формировании личности. А когда подобные стремления встречают сопротивление, то доля упрямства возрастает.

Еще одним моментом появления упрямства являются любые изменения в жизни ребенка (режим дня, место жительства, новые люди, много впечатлений) – подобное происходит как адаптационный механизм и если вернуть ребенка в привычную среду, то и упрямство пропадет, либо необходимо время для привыкания. Плохое настроение, усталость, голод, недостаток сна делают малыша очень чувствительным, капризным и упрямым, и послушаться он не может, пока не удовлетворит свои базовые физические потребности. Большое количество запретов, особенно немотивированных, без объяснений провоцируют упрямство, но также вызывают и вседозволенность, вызванную отсутствием внимания родителей (тут упрямство выступает способом привлечения внимания).

Существует также невротическое упрямство, развивающееся от длительного противостояния между родителями и ребенком, кода вместо поиска других путей, родитель решает взять ту же тактику и начинается соревнование упрямств. Единственная разница в том, что психика ребенка еще не окрепла и именно отстаивание своего мнения сейчас формирует личность, что оказывается невозможным. Из последствий подобного воспитания проистекают детские неврозы и заикания, беспочвенные страхи, бессонницы и проблемы с речью вплоть до отказа говорить.

Отсутствие чёткой линии в поведении родителей делает нестабильным ребенка. Когда действия родителей последовательны, требования всегда одинаковы и ребенок понимает чего ожидать, знает, что его потребности будут услышаны, возраст упрямства проходит значительно легче для всех членов семьи.

Упрямый ребенок – как установить границы дозволенного

Идея о том, что в развитии упрямства ребенка чаще всего виноваты родители, не нова и имеет под собой обоснования, поэтому возникла актуальная потребность в разработке такой системы воспитания, которая бы помогла избежать подобных перекосов. Одной из популярнейших методик признана система Маккензи по установлению границ дозволенного для упрямого ребенка. Автор считает, что основой упрямства является темперамент, что соответствует многим научным исследованиям о взаимосвязи упрямства и силы нервной системы, а соответственно это своеобразный врожденный стиль поведения и познания мира, который может иметь как мягкие и незаметные окружающим формы, так и принимать масштабы трагедии для отдельно взятой семьи.

Первое, что необходимо сделать родителям – это пересмотреть собственные стили воспитания, поскольку некоторые из них только провоцируют агрессивное и упрямое поведение у подобных детей. Так, авторитарный стиль, где за основу взята сила, ребенок воспитывается подчинением и страхом является довольно твердым, но в нем отсутствует уважение. Для мягких и послушных детей подобное отношение является слишком непереносимым, и они выбирают подчиниться, когда те, кто сильнее эмоционально не терпят подобного отношения и устраивают бунт, отвечая на неуважение неуважением, а на запугивания злом и протестом.

Читайте также:  Ребенку 1 год отлучение от груди

Может показаться, что наиболее действенным тут станет уважительный и не строгий стиль воспитания, когда родители ожидают от ребенка самостоятельного понимания необходимости и его шагов навстречу. Проблема в том, что подобное отношение является попустительством и не дает ребенку понимания границ этого мира, которые он не способен сформировать самостоятельно, для этого необходимы взрослые с достаточно твердой позицией. В итоге подобная свобода может превратиться в диктатуру ребенка, анархию и отсутствие какого-либо контроля. Попеременное чередование подобных подходов не дает результатов – оно только сбивает ребенка с толку, бросая в разные крайности и окончательно выбивая почву из-под ног. Единственный возможный вариант, работающий с упрямцами – демократичный стиль, когда родители достаточно тверды в своих убеждениях и действиях, но при этом ребенку предоставляется возможность принимать решения, осуществлять выбор, решать проблемы в доступных ему областях. Власть не забирается полностью и отдается в анархическое распоряжение, а четко обознаются зоны влияния ребенка на ситуацию, с предоставлением полной ответственности за совершенный им выбор.

Твёрдость позиции родителя будет постоянно проверяться ребенком, поэтому необходимо жестко соблюдать собственные правила (т.е. если вы сказали, что не купите эту игрушку, то вы ее не покупаете, даже если вас упрашивают, подлизываются, угрожают, договариваются или бьются в истерике на полу). Первые несколько раз выдержать проверочные атаки будет нелегко, но в дальнейшем их станет меньше, а общение наладится, да и самому ребенку станет понятнее ориентироваться в мире, где сказанное остается нерушимым.

Когда звучит высказывание своим недовольством, то звучать это должно максимально конкретно и сопровождаться действиями – высказывания, что вы рассердитесь или ребенок вечером будет наказан, никак не воспринимаются детьми. Лучше всего обозначить какие действия ребенка приведут к каким последствиям (непослушание в парке – к возвращению домой, отказ делать уроки – к отсутствию вечерних игр) и самое главное потом осуществить сказанное. Помните, что ваши слова каждый раз проверяются на достоверность. Вы не должны вступать ни в споры, ни в договоренности, поскольку это все подвергает ваши границы сомнению и рождает мысль, что если не по хорошему, то более жесткими методами их можно подвинуть. При этом если вы заметили, что сами перегнули палку в проявлении агрессии и где-то нарушили границы ребенка, то извинитесь и объясните свое поведение с эмоциональной точки зрения, расскажите, что были очень расстроены, но все равно любите его. Подобные примеры помогают и ребенку находить более конструктивные методы взаимодействия.

Упрямый ребенок – что делать

Главное для понимания как воспитывать упрямого ребенка – это стремление к поддержанию баланса между сохранением его независимости и силы, при этом пресекании уверенности, что весь мир подчиняется любой его прихоти. Стремление полностью изменить ребенка никак не должно появляться в списке ваших задач, поскольку упрямство – это не его прихоть, а врожденное качество, особенность, имеющая как положительные, так и негативные стороны. В родительскую задачу входит развитие сильных и практичных моментов и нивелирование фрустрирующего воздействия.

Вашей задачей будет строгое соблюдение своих границ, при этом необходимо предоставить ребенку область влияния. Большая часть упрямства вызывается отсутствием выбора, поэтому вы можете его предоставлять, но в ограниченных вами пределах. Т.е. вы не спрашиваете ребенка, куда он хочет пойти, чтобы потом молча выполнять его прихоти или запрещать недоступный вам выбор – все это находится в области насилия. Вы предоставляете ему выбор из того, что вас будет устраивать изначально, т.е. два конкретных места на выбор, посещение которых вы готовы осуществить. Точно так же должно происходить с одеждой, если вы понимаете, что необходимо одеться тепло, то не пускаете процесс выбора на самотек, отдавая ребенка, а предоставляете ему возможность самому решить – идти в теплой куртке с капюшоном или в шапке. Подобный стиль формирует партнерские отношения, где есть четкое главенство ваших границ, но ребенок не выступает безмолвной подчиняющейся игрушкой.

В моменты, когда достигнуть понимания быстро у вас не получается, и ребенок продолжает упрямиться, то вместо давления силой (что вызовет еще большее сопротивление), отложите свою спешку и начинайте слушать ребенка, его доводы и описание эмоционального состояния. Это поможет вам его лучше понять и возможно найти другой выход, ведь бывают моменты, когда и родители неправы, с другой стороны, чем больше ребенок будет описывать свое состояние, тем больше агрессивное упрямство будет сменяться чувством беспомощности и бессилия. Именно упрямство в его самой жесткой форме свидетельствует о том, что как ее изменить ситуацию ребенок просто не знает, ему требуется ваша помощь и поддержка, но попросить ее прямо он не может, поскольку на момент конфликта вы не находитесь на одной стороне. Ваша задача, выслушивая своего ребенка, показать ему, что есть правила, требования, но это не означает, что вы его бросили, он должен понимать, что всегда за него.

Следите за своим поведением и частотой отказа – дети копируют паттерны поведения взрослых и если на большинство своих просьб или предложений, высказанных желаний, ребенок слышит отказ, то вскоре отказы начнете слышать вы. Делать это малыш будет неосознанно, поскольку воспримет такой способ реагирования как нормально, поэтому и замечания и наказания за подобное будут подрывать его мировосприятие. В подобном случае вам стоит начинать с себя и стараться ответ формулировать как положительный, возможно внося определенные поправки, но обязательно выполняя сказанное. И прежде чем бороться с упрямством исключите реальные факты (возможно, он не противится писать, а просто левша, возможно, это не бунт против обеда, а его недавно накормила бабушка), ведь бороться с упрямством, когда это далеко не оно, а родители выступают самодурами, может сломать как ваши взаимоотношения, так и психику ребенка.

Как воспитывать упрямого ребенка 2 лет

Появление упрямства является одним из признаков взросления и трансформации личности, этот процесс довольно кризисный, поэтому все пики упрямого поведения синхроничны с кризисами возрастного развития, первый из которых наступает в районе двух-трех лет. В данном возрасте начинает формироваться самооценка, самолюбие и многие другие качества, начинающиеся с приставки само, именно поэтому ребенку становится столь важным отстаивание своего мнения и если взрослые не воспринимают происходящие перемены и продолжают действовать в прежней концепции, то это будет вызывать существенные трудности.

Следует помнить, что реакция сопротивления ребенка 2 лет является формой защитного поведения от излишней родительской опеки, он уже может делать многие вещи сам, ему это приносит удовольствие (вспомните, основной протест двухлеток заключается во фразе «я сам»). В этом возрасте ребенок начинает лучше дифференцировать свои желания и потребности, поэтому чрезмерный контроль и обеспечение со стороны взрослых вызывает сопротивление, если же его все-таки вынудили подчиниться, то накапливается агрессия. Из чувства собственной ненужности, подавленности, восприятия своих желаний неважными окружающим, ребенок начинает привлекать к ним и себе внимание через истерики, упрямство, грубость, игнорирование просьб и советов родителей, включая все доступные негативные проявления.

Постоянные запреты приводят к конфронтации и протесту ради протеста, но и уступки прорезавшимся желаниям малыша могут привести к печальным последствиям не только с точки зрения формирования деспотичного характера, но могут быть реально опасными для жизни. Соответственно родителям необходимо перестраивать свое поведение, осознание, что теперь это не беспомощный комочек, а маленький человечек, у которого уже имеются свои предпочтения и умение что-то делать. Необходимо дать ребенку соответствующий кусочек власти над теми сферами, которые сейчас ему доступны (пусть сам выбирает последовательность поедания продуктов или платье для встречи гостей), но при этом решение глобальных вопросов и установление общих правил остается за родителями.

Читайте также:  Праздник для ребенка 1 год мальчик

В этом возрасте дети начинают проверять устойчивость родительских установок, крепость их решений, таким образом, они пытаются исследовать мир и его границы. Границы детям необходимы для формирования своего восприятия и адекватного контактирования с миром, поэтому так опасно поддаваться детским истерикам или слезам – они дают ощущение, что точно также можно проломить весь остальной мир, что неизбежно приводит к психотравмам. Все что следует делать родителям – это удерживать собственные границы (когда нет, означает нет, как бы их ребенок не пытался изменить решение), что является простым только на словах, но делать это необходимо постоянно. Если вы несколько раз поддадитесь на уговоры, то поставите под сомнение целиком свою позицию и дадите повод для усиления методов давления, естественно неосознанно.

Проявляйте внимание и терпение, чем больше ситуаций вы сможете перевести из конфронтации в моменты, где можно похвалить ребенка, тем больше будет закреплять модель сотруднического поведения.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник

«Я ни на секунду не могу остаться одна – он плачет и протестует!»; «Все труднее даются самые простые вещи: накормить, уложить и посадить на горшок. Все со скандалом»; «Почему она все делает мне назло?!». Все это − откровения мам, чьи дети находятся в возрасте от полутора до трех лет. Все шло хорошо. И вдруг изменилось буквально в один миг. Почему?

31 октября 2014·Фото:
Shutterstock

Новые открытия

Период после 1,5 года психоаналитик Маргарет Малер назвала «психологическим рождением» человека. Первый год жизни мама и малыш очень близки. Именно мама решает, что и когда кроха будет делать. Ребенок растет и постепенно становится более самостоятельным. Он учится двигаться, исследовать мир, играть. Весь предыдущий опыт малыша показывает, что он является центром вселенной. В какой-то степени это действительно так.

Достаточно было ему закричать, как к нему подходили, кормили, переодевали, развлекали. Но желаний становится все больше. Он привык, что взрослые их исполняют. Но мама не дает стучать ложкой по столу, не разрешает залезать в мусорное ведро, а на прогулке снимает с качелей и ведет домой. Естественная реакция – протест. Так, в любом доме, в определенное время появляется упрямый ребенок.

В этом возрасте малышу нужно понять, что не только у него, но и у других есть свои чувства и желания. И правила, которым приходится следовать. Это одна из самых важных задач, и освоить ее непросто, на это требуется время. В этом возрасте малыш с нашей помощью учится регулировать свои чувства. Это и есть психологическое рождение маленького человека. Время расставания с прошлыми иллюзиями и время освоения новых навыков общения с миром и людьми.

Вот еще одно объяснение. По мнению американских психологов А. Гопник и Э. Мельдзофф, малыш – исследователь с рождения. Он хочет понять, как устроен окружающий мир. С первого дня своей жизни он изучает свое тело, близлежащие предметы и лица людей. Потом он пытается понять, что можно делать с предметами (бросать, стучать, пробовать на вкус, прятать и т. д.). А затем начинает интересоваться реакциями людей. Что будет, если бросить на пол бабушкины очки или папин мобильный телефон? И ведь знает же прекрасно этот упрямый ребенок что делать, чтобы выводить родителей из себя! Маленький проказник знает, что этого делать нельзя, и поглядывает на нас. И действительно забавно, как вытягивается лицо дедушки, если отнять у него газету; какими большими становятся мамины глаза, если рисовать ее губной помадой на кухонной мебели. Самый лучший способ привлечь к себе внимание − сделать что-то запрещенное.

На книжную полку

В своей книге «Упрямый ребенок как установить границы дозволенного» Роберт Дж. Маккензи предлагает собственную уникальную методику укрощения строптивых детей. Известный американский психолог учит родителей находить баланс так, чтобы упрямый ребенок слушался их и, при этом дело не доходило до наказания, а родители не опускались до попустительства. Крайне важно, подчеркивает автор, чтобы родители не опускали руки, а боролись, ведь средства для этого есть и вполне конкретные. Книга Маккензи «Упрямый ребенок как установить границы дозволенного» содержит целый набор таких практических советов. А еще родителям необходимо знать, отчего же именно их ребенок столь упрям. Например, поняв, что у ее малыша просто иной – «трудный», как его называет Маккензи, способ усвоения информации, и это вовсе не необычно, а вполне нормально, мама, по крайней мере, перестанет волноваться.

Я сам!

Дети в возрасте около двух лет очень упрямы. Они постоянно настаивают на своем, отвечая решительным «нет» на многие наши предложения. Да, это шаг в развитии самостоятельности, но он не означает полное отсутствие каких-либо ограничений. В жизни должны быть правила, которые выполняются всеми и постоянно. И чем более последовательно и согласованно близкие упрямому ребенку ребенку люди настаивают на принятии этих правил, тем легче ему их освоить.

Если правил и запретов в семье слишком много либо взрослые ведут себя не очень последовательно, жизнь превращается в постоянную битву. И нередко побеждает ребенок. Есть вещи, которые практически невозможно заставить малыша сделать против его воли: пользоваться горшком и засыпать. И часто именно это становится основным камнем преткновения. Дети отказываются от еды, убегают из-за стола, плюются, тем самым невероятно расстраивая родителей. Малыши не хотят садиться на горшок, выгибаются, слезают с него, прячутся, а спустя несколько минут приходят уже мокрыми. Укладывание в некоторых семьях занимает несколько часов. Ребенок трет глазки, но не сдается: то требует пить, то горшок, то книжку, то еще чего-нибудь.

Если малыш не слушается или не понимает, обычно взрослые начинают говорить еще больше: «Я же сказала, сейчас мы идем домой. Сколько можно тебе повторять?!»… Эмоции постепенно накаляются. Ребенок, который упорно стоит на своем, часто не в силах понять, что от него сейчас хотят. Он «слышит» только наше негодование и отвечает тем же. Постарайтесь в подобных ситуациях говорить более спокойным голосом, а требования формулировать максимально четко. (Более подробно подобные конкретные ситуации рассмотрены в книге Маккензи «Упрямый ребенок как установить границы дозволенного»).

Кризис двухлетнего возраста – нелегкое время как для ребенка, так и для его родителей. Но он не будет длиться вечно. Постарайтесь успокоиться сами и понять, что упрямый ребенок ребенок ведет себя так не потому, что старается испортить вам жизнь. Он пробует новые стратегии поведения. И ему тоже бывает непросто.

Только спокойствие!

Мы уже знаем, что поведение ребенка связано с желанием добиться внимания близких. Постарайтесь не реагировать очень бурно на нежелательное поведение малыша. В противном случае оно будет повторяться сильнее и чаще. Покажите, что вас не пугают и не шокируют его истерики. Вы разделяете его чувства, но это не заставит вас изменить свою точку зрения.

Читайте также:  Оаэ с ребенком 1 год

Постарайтесь уделять ребенку больше внимания, когда он ведет себя хорошо. Всегда хвалите его, если он сделает то, что вы его просили. Похвалы много не бывает. И всему свое время. Взрослого человека не надо хвалить за то, что он воспользовался туалетом, но для двухлетнего малыша это пока очень важно.

Учимся называть эмоции

Взрослым людям нет необходимости драться, кусаться и падать на пол, чтобы выразить свои чувства. Понимание первопричин возникновения тех или иных наших эмоций помогает нам контролировать собственное поведение.

Малышу, который злится, протестует или испугался, очень важно понять, что с ним происходит и почему. Получить ответы на эти вопросы должны помочь ему мы, взрослые. Для ребенка гораздо полезнее услышать «Я знаю, что ты сейчас злишься» вместо «Не смей сердиться». И помните, что мы можем принимать его эмоции и чувства, но при этом наша задача − показать, что такое поведение нам не нравится.

Игра по своим правилам

В это нелегкое для всех время у малыша накапливается много разных чувств. В наших силах помочь ему справиться с ними. Для этого можно использовать несколько простых, но эффективных приемов.

Полный разгром. Маленьким детям очень нравится ломать и раскидывать. Чтобы эти «разрушительные желания» не приводили к порче вещей, разрешим ребенку сделать это в игре. Сломать построенную нами башню из кубиков; брызгаться на пляже или в ванной из водяного пистолета; сбивать мячиком кегли; кидать в воду камешки; бороться с папой; рвать на мелкие кусочки вату или бумагу − пускай даже летом пойдет снег!

Кричите громче! Иногда можно вместе покричать ( только не перед сном!). Например, так, как кричит медведь, когда сердится; слон, когда дерется; кошка, когда боится. А напоследок, чтобы успокоиться, можно тихонько попищать, как мышка.

Полет фантазии. Дети очень любят пачкаться! Предоставим им такую возможность. Рисовать пальчиковыми красками, отрывать кусочки пластилина и прилеплять их на бумагу, играть с тестом, песком и водой. При этом важно, чтобы ребенок научился следовать простым правилам: рисуют только на бумаге, а не на полу или стене.

Как малыши видят мир

  • Воспринимают себя как центр вселенной, думают, что мир вращается вокруг них.
  • У них пока нет чувства опасности.
  • Мало контролируют свое поведение и эмоции, могут испытывать очень сильные чувства — отсюда истерика и готовность бить и кусать.
  • Не могут понять, что их действия причиняют другим боль.
  • Не знакомы с концепцией времени. Они не понимают, чем минута отличается от часа, что означает «подожди немного».

Идем на компромисс

Ребенку, который постоянно говорит «нет» и настаивает на своем, можно помочь, дав возможность выбора. Часто это помогает избежать ненужных баталий. Даже самый упрямый ребенок с меньшей вероятностью откажется переодеваться перед сном, если мы спросим его, в какой пижаме он хочет спать: в синей или зеленой. Он или она будут меньше капризничать за завтраком, если смогут выбрать, что и какой ложкой будут есть и чем запивать. Не стоит спрашивать ребенка: «Ты это будешь?» – с большой вероятностью вы услышите: «Нет!» Детям очень нравится, когда они могут своими решениями влиять на мир вокруг них. Дадим им такую возможность. Тогда в другой ситуации они, возможно, окажутся более покладистыми.

Караул! Истерика!

Если малыш уже закатил истерику, наши аргументы на него вряд ли подействуют. Главное – не терять самообладания. Иногда, конечно, удается отвлечь ребенка, но чаще всего ему требуется некоторое время, чтобы успокоиться. Не стоит пугать малыша, что вы уйдете (или его заберет милиционер), если он не прекратит немедленно. Скажите ему: «Я знаю, что ты сейчас очень расстроился (злишься, обиделся…). Давай попробуем успокоиться, вместе подышим (умоемся и т. д.)». Обязательно похвалите ребенка, если он быстро или самостоятельно успокоился, и только потом объясните ему спокойно, почему не разрешили того, на чем он так настаивал.

У активных малышей истерика может возникнуть из-за перенапряжения. В этом случае дайте ребенку немного отдохнуть. Посидите вместе на скамейке, посмотрите вокруг и поговорите. И еще: всегда будьте последовательны. Не стоит, испугавшись истерики, позволять крохе то, из-за чего это случилось. Дети очень умны: если они однажды поймут (а они это поймут, можете не сомневаться), что таким образом можно добиться желаемого, период истерик и скандалов затянется на несколько лет.

Мама, где ты?

Маленькие дети расстраиваются при разлуке с мамой, как будто потеряли ее навсегда – они еще очень плохо понимают, что такое время. Никогда не пугайте ребенка тем, что вы его оставите. Тем более что это к тому же и неправда. Если приходится уходить и оставлять малыша с кем-то другим, не старайтесь исчезнуть незаметно − он начнет контролировать вас, не отпуская ни на минуту. Оставьте малышу вашу фотографию или вещи. Даже если кроха еще плохо говорит, ему можно звонить в течение дня. Спокойно объясняйте ребенку, что обязательно вернетесь. Психологи рекомендуют чаще играть с маленькими детьми в прятки − на символическом уровне это позволяет ребенку понять, что его никогда не оставят одного и мама обязательно вернется.

Наши детские воспоминания сильно влияют на наши методы воспитания. Часто мамы, которых в детстве рано отдали в ясли или детский сад, стараются не выходить на работу как можно дольше и сидеть дома с малышом. И оставляя кроху родственникам даже на час, испытывают сильное чувство вины. Ребенок непременно это почувствует, может сделать вывод, что нахождение без мамы действительно небезопасно, и начнет цепляться за нее еще сильнее. Всегда надо помнить, что возможность мамы отдохнуть, заняться собой, побыть вдвоем с мужем, уделить внимание другим близким очень важны и для ребенка тоже.

В жизни обязательно должны быть правила, которые выполняются всеми и постоянно. И чем более последовательно и согласованно близкие ребенку люди настаивают на принятии этих правил, тем легче ребенку их освоить.

8 фраз, которые воспитывают из детей неудачников
Дети гораздо восприимчивее к обычным словам, чем мы, взрослые. И иногда одна неправильно сказанная фраза может зародить в душе ребенка не просто сомнения, огорчения или обиды. Из-за них ребенок может потерять веру всебя, а это — прямой путь вырасти неудачником. Каких же фраз стоит избегать в общении с нашим чадом? Читать далее

Что делать с маленьким манипулятором
Когда ребенок нарочито медленно убирает игрушки, дожидаясь, пока у мамы лопнет терпение, или притворяется больным, чтобы не идти в детский сад, можно смело делать вывод: перед нами маленький манипулятор. В чем причина такого поведения? И как вести себя родителям, понявшим, что ими манипулируют? На эти вопросы отвечает Александра Сучкова, психолог Института групповой и семейной психологии и психотерапии. Читать далее

Почему ребенок кривляется Гримасничающий ребенок – зрелище порой забавное, а порой не очень. Зачем они это делают? И стоит ли детей ругать за гримасы? Этими вопросами задались и мы. Взрослые по-разному относятся к гримасам детей. Иногда они видят в утрированной мимике проявление врожденных артистических способностей, иногда умиляются до поры до времени… Читать далее

Источник