Упрямство ребенка 4 года
Здравствуйте, дорогие мамы и папы! Милый, покладистый малыш как — то уж слишком резко стал упрямым и капризничает? И сколько ему лет, спросит психолог, 3-4 года? Так это нормально. Чтобы ужиться с маленьким упрямцем и не превратить жизнь всех домашних в затянувшийся кошмар, нужно просто знать несколько правил.
Оглавление
- Как проявляются капризы
- Что нужно делать, когда видите, что дети начинают капризничать
- Чтобы не было капризов и истерик нужно
- Принципы запретов, которыми должны руководствоваться родители
Капризы и детское упрямство в 3-4 года, появившаяся внезапно несговорчивость — совсем не новая черта характера. Успокойтесь. Все постепенно пройдет. Малыш взрослеет, начинает осознавать свое «Я», возникают новые желания, потребности, уже очень хочется быстро все сделать самому, а вот не получается, не хватает, умений, опыта, знаний. И все это так раздражает.
Если еще и мама будет [urlspan]раздражаться[/urlspan], прикрикнет и вовсе станет обидно и захочется плакать и кричать, требовать своего, потому, что по-другому просто не получается. Вот так все просто.
Как проявляются капризы
- Крики, плач, истерики, недовольство.
- Непрекращающиеся попытки выполнить даже, казалось бы бессмысленное действие.
- Двигательное перевозбуждение. Ребенок может стучать, бегать, прыгать, как заведенный.
Что нужно делать, когда видите, что дети начинают капризничать
Помогать, направлять. Проще несколько раз помочь ребенку одеть колготки, чем слушать его капризы или делать это за него годами. Поверьте, дети в 3-5 года вполне способны даже кровать за собой заправлять, при условии, что они это делают каждый день. Сначала с помощью взрослого, а затем, с большой сноровкой и сами. Что им какие-то колготки одеть?
Когда я в девяностые годы работала в детском саду, нянечек на все группы не хватало. И в нашей младшей группе (дети с 3 до 4 лет) нянечки не было совсем. Хочешь — не хочешь, дети учились все делать сами. Двадцать детей не одеть одному взрослому, чтобы не потели, проговариваешь, что одеваем сначала. Пока убираешь в группе, посматриваешь, что творится в раздевалке.
Дети видят, что требуют с них не из вредности. Начинают помогать, пыхтят, стараются. И вот через два-три месяца весьма сносно одеваются сами. Только завязки завязать, да тугую молнию застегнуть поможешь — остальное все сами. И кровати после сна застилали.
Представляете, когда меня попросили поработать в группе, где есть няня и восемь человек детей — я обрадовалась, отдохну, думала. Как я ошибалась. Два воспитателя плюс нянечка. Дети не умели ничего. За один вечер я устала так, как не уставала со своими двадцатью за неделю работы.
Чтобы не было капризов и истерик нужно:
- Хвалить за собственное достижение, особенно первые несколько раз.
- Показывать, как нужно делать.
- Помогать, но не делать за ребенка полностью самому.
- Радоваться с ним его достижениям, пусть пока таким маленьким, но таким значимым для него.
- Не ругать за то, что пока не получается.
- Не ругать и не подшучивать, если малыш чего-то боится. Боится темноты — включайте свет. Тренировки здесь быть не может, только страх усугубится. Боится оставаться один — будьте вместе с ним, найдите любую возможность, хоть под мышку возьмите и несите с собой. Все пройдет со временем.
- Не ругайте и не наказывайте малыша, когда не можете понять, что он хочет. Он в этом не виноват.
- Не ругайте за капризы, если ребенок заболел, напуган или после любой травмы.
- Избегать длительного просмотра телепередач и воздействия информации интернета.
У детства свои правила, не всегда нам понятные, но необыкновенно важные для ребенка. Родители часто недоумевают, почему самые разумные их требования отметаются и заканчиваются криками и истериками.
Просто, взрослеющий карапуз перерос прежний стиль отношений. Он познает мир взаимоотношений и старается не только «вписаться», но ищет методом проб и ошибок границы позволенного. Если родители знают не только, как бороться с капризами, но и предотвращать их, то жизнь становится достаточно упорядоченной и спокойной.
Поэтому не стоит
- Считать капризы и проявления излишнего упрямства нормальным этапом развития, когда все само пройдет и реагировать не стоит.
- Впадать в панику и стараться переделать дочку или сына и сделать «удобным».
В первом случае идет как бы смещение понятий закономерностей развития и неправильной реакции родителей. Любые истерики — сигнал родителям об их неверном поведении, не соответствующих возрасту ребенка требованиях.
До трех-четырех лет мир ребенка был в его разуме неотъемлем от мира взрослого, чаще всего матери. Теперь же начинает осознаваться мир собственного «Я». Начинают вырабатываться новые, более осмысленные и взрослые взаимоотношения с родителями и окружающими.
Если не хотите вырастить лишь «удобного» человека, а наоборот, человека с собственным мнением — придется потерпеть. Ребенок начинает отделять себя от окружающих, а значит плохо или хорошо, но учится отстаивать свою точку зрения. Как реагировать на протесты? Нужно немного лишь пересмотреть запреты и ограничения, чуть больше спрашивать его мнения. «Сейчас пойдем гулять или через 15 минут?» «Что ты хочешь сейчас съесть грушу или яблоко?»
Для родителей это совсем не сложно, а малыш начинает чувствовать, что с ним считаются, что его мнение важно. Основные же запреты остаются прежними «Дорогу все всегда должны переходить на зеленый свет». А вот некоторые поблажки дать уже можно. « Ты становишься старше, значит, можешь лечь спать на полчаса попозже» и т.п.
Принципы запретов, которыми должны руководствоваться родители
- Единство требований всех членов семьи. Разнобой требований и взрослого сведет с ума, а малыша и вовсе доведет до истерик.
- Запреты должны быть обоснованы заботой о жизни и здоровье.
- Свои требования нужно объяснять понятным ребенку языком. Возраст почемучек никто не отменял и на каждое требование найдется свое почему. Так, что готовьтесь говорить без умолку.
- Не ограничивайте без особой надобности двигательную активность дошкольника и его любовь к исследованиям, если это не вредит здоровью.
- Будьте последовательны в своих требованиях и не меняйте правила. Нельзя разрешать малышу сегодня то, что вчера и завтра вы ему запретите. Слез, криков и капризов точно в этом случае не избежать.
- Определенная последовательность действий каждый день, именуемая режимом дня помогают маленькому действовать осмысленно и в чем-то самостоятельно. Он знает « что дальше», он спокоен и уверен.
Именно поэтому поездки с маленькими детьми не бывают слишком спокойны ни для детей, ни для их родителей. Незнакомая обстановка, сбившийся режим, внося диссонанс в привычную жизнь малыша, и вызывают нервозность, а следовательно и капризы.
Как видите, если знаешь причины, вызывающие капризы и [urlspan]детское упрямство[/urlspan] вполне можно если не избежать их полностью, то уж точно свести к минимуму. Не стоит превращать этот возраст в битву взрослого и ребенка. Вполне можно существовать мирно и не забывая о своих требованиях и интересах сосуществовать с повзрослевшим ребятенком.
В этом возрасте уже закладываются некоторые черты будущего характера. Нелишней будет и консультация для родителей у психолога.
В наших руках сделать, чтобы этот характер не вызывал досаду, а стал гордостью для родителей. Дедушек и бабушек.
Мира Вашей семье и взаимопонимания!
А как проходил возраст «капризули» у вашего ребенка? Пишите в комментариях и делитесь в соцсетях со своими друзьями и знакомыми.
С уважением, Мария Якушева
Источник
Прежде чем приступить к рассмотрению темы «Капризы, упрямство и способы их преодоления», необходимо определить область этой темы, т.е. поставить её в определённые рамки. Капризы и упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегося поведения, наряду с:
Непослушанием, выражающемся в непослушании и озорстве
Детским негативизмом, т.е. непринятием чего-либо без определённых причин.
Своеволием
Недисциплинированностью
Все выше перечисленные формы отклоняющегося поведения различаются лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребёнка.
Понятия «капризы и упрямство» очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы, но об этом позже.
УПРЯМСТВО — это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.
Проявления упрямства:
В желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
Выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому » стоит на своём».
Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности.
О капризах мы не будем много говорить, т.к. вся информация во многом пересекается с вышесказанным.
КАПРИЗЫ — это действия, которые лишены разумного основания, т.е. » Я так хочу и всё!!!». Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты.
Проявления капризов:
В желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
В недовольстве, раздражительности, плаче.
В двигательном перевозбуждении.
Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.
Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:
Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5- 4 годам. Случайные приступы
упрямства в более старшем возрасте — тоже вещь вполне нормальная.
Пик упрямства приходится на 2,5- 3 года жизни.
Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей — до 19 раз!
Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о » фиксированном упрямстве», истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.
Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:
Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку — это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.
Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно — взять его за руку и увести.
Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!». Ребёнку только этого и нужно.
Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!». Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.
Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление » сломить силой авторитета».
Спокойный тон общения, без раздражительности.
Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.
Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдёт о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:
1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:
Достигнуто не своим трудом.
Не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).
Из жалости или желания понравиться.
2. Надо хвалить:
За поступок, за свершившееся действие.
Начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.
Очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.
Уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого). О наказаниях необходимо остановиться более подробно.
1. Нельзя наказывать и ругать когда:
Ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.
Когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.
Во всех случаях, когда что-то не получается (пример: когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки)
После физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват)
Когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался.
Когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.
Когда вы сами не в себе.
7 правил наказания:
Наказание не должно вредить здоровью.
Если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том что совершённое действие вообще достойно наказания, т.е. наказывать «на всякий случай» нельзя.
За 1 проступок — одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).
Лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.
Надо наказывать и вскоре прощать.
Если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.
Ребёнок не должен бояться наказания.
Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.
Рекомендуем посмотреть:
Почему ребенок капризничает
Консультация для родителей: Кризис трех лет. Что делать?
Консультация для родителей. Капризный ребенок. Что делать?
Советы психолога «Почему ребенок не слушается?»
Источник
УПРЯМСТВО — это психологическое состояние, это отрицательная особенность поведения человека. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.
Проявления упрямства:
• В желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
• ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому » стоит на своём».
Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. Со временем времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности.
О капризах мы не будем много говорить, т. к. вся информация во многом пересекается с вышесказанным.
КАПРИЗЫ — это действия, которые лишены разумного основания, т. е. » Я так хочу и всё!». Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты.
Проявления капризов:
• В желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
• В недовольстве, раздражительности, плаче.
• В двигательном перевозбуждении.
Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.
Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:
1. Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев.
2. Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5- 4 годам. Случайные приступы
3. упрямства в более старшем возрасте — тоже вещь вполне нормальная.
4. Пик упрямства приходится на 2,5- 3 года жизни.
5. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
6. Девочки капризничают чаще, чем мальчики.
7. В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей — до 19 раз!
8. Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о » фиксированном упрямстве«, истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.
Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:
1. Не предавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
2. Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
3. Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку — это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.
4. Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
5. Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно — взять его за руку и увести.
6. Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!». Ребёнку только этого и нужно.
7. Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка!». Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.
8. Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление » сломить силой авторитета».
9. Спокойный тон общения, без раздражительности.
10. Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны, оправданы логикой воспитательного процесса.
Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдёт о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:
1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО:
• Достигнуто не своим трудом.
• Не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум).
• Из жалости или желания понравиться.
2. Надо хвалить:
• За поступок, за свершившееся действие.
• Начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения.
• Очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже.
• Уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого).
О наказаниях необходимо остановиться более подробно.
1. Нельзя наказывать и ругать когда:
1. Ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т. к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема.
2. Когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном.
3. Во всех случаях, когда что-то не получается (пример: когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки)
4. После физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват)
5. Когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т. д., но очень старался.
6. Когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны.
7. Когда вы сами не в себе.
7 правил наказания:
1. Наказание не должно вредить здоровью.
2. Если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том что совершённое действие вообще достойно наказания, т. е. наказывать «на всякий случай» нельзя.
3. За 1 проступок — одно наказание (нельзя припоминать старые грехи).
4. Лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием.
5. Надо наказывать и вскоре прощать.
6. Если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан.
7. Ребёнок не должен бояться наказания.
Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно, каждый родитель выберет из всего, выше перечисленного, недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.
Источник