Упражнения по развитию речи ребенка аутиста
Все мы хотим, чтобы ребенок заговорил, но перед этим необходимо научить ребенка понимаю речи, нужно, чтобы Ваш ребенок понимал, что Вы от него хотите, что каждый предмет, действие имеет свое название. Именно с пониманием речи у аутистов возникают трудности, многие родители говорят, что:
Вот он такой не послушный, не выполняет моих команд.
Скорее всего ребенок не непослушный, а он просто не понимает, что Вы ему говорите, поэтому над пониманием речи необходимо работать.
Сегодня я опишу свой опыт того, как я учила ребенку понимать речь. Но следует помнить, что все дети разные и аутичные ребята не являются исключением.
Занятия над пониманием речи
Итак, что у нас было примерно в 1,3 года, сын понимал, что я мама, я научила его откликаться на имя ( он знал, что он Коля), мог показать пальцем по просьбе, понимал ещё что-то ситуативно. Пожалуй и все, больше он ничего не выполнял, никаких звуковых команд, то есть, если я скажу ребенку:
Пойдем кушать или гулять — реакции ноль, но если я покажу ему ложку или курточку, он понимал, то есть он соотносил предметы и действия (понимал ситуативно) и это уже было не плохо.
От этого и стала плясать, мои длинные предложения приобрели такую форму
«Гулять» и я показывала ему курточку, «кушать» и я показывала ему ложку, «спать» и я показывала ему на кровать.
Очень важно запомнить, что комментарий должен быть привязан к тому, что он знает, видел или на чем заострил свое внимание (опыт), то есть он знает, что значит кровать (на ней спят) и Вы произнося «спать» показываете на кровать. Потом Вы просто говорите команду и убирает указательный жест. Еще это правило можно применять, например, в занятиях:
Ребенок любит смотреть на лампочки, рисуем лампочки и говорим ему — это «лампочка». При этом можно эмоционально окрашивать свою речь: Яркая лампочка, красивая лампочка!», не забываем про положительные эмоции.
Бессмысленная активность ребенка должна насытиться смыслом. Например: ребенок сидит и раскачивается, а Вы ему говорите: «Чух, чух — поезд едет», ребенок включает и выключает свет, говорим, что он мастер- ответственный за работу лампочек, ребенок прыгает — ты зайчик, вот так прыгают зайчики.»
Комментируем все свои и его действия, постоянно, чтобы он понял.
Объясняем и комментируем человеческие чувства, отношения, эмоции, именно то, что ребенок с аутизмом обычно не может понять и это его пугает.Так же обязательно комментируем чувства самого ребенка, например: бабушка приходит в гости, внук рад, прыгает и визжит, комментируем: «Ты рад и весел от того, что встретился с бабушкой.»
Эти все действия мы проводим с ребенком вне занятий, в обычной жизни, постоянно.
Упражнения для понимания речи
Так же я учила ребенка пониманию речи и на занятиях ава-терапией, потому что, чтобы ребенок выполнял инструкцию, он должен ее понимать.
«Дай шарик»
учим выполнять просьбу дай, для этого применяем сначала полную физическую подсказку, постепенно ослабевая ее, оставляем только устную. Тоже самое и со словом «шарик», учим сначала что такое шарик, с подсказками, а потом уже соединяем инструкцию воедино и просим выполнить ее. Все верные действия поощряем, закрепляем и переносим в жизнь, то есть теперь вы можете вне занятия попросить ребёнка принести шарик.
Пособия для занятий
Чтение книг и занятия по книгам так же способствуют понимаю речи. Книги лучше выбирать с крупными и яркими картинками, они могут заинтересовать ребенка. При чтении показываем героев: «Катится колобок», указываем пальцем на колобка, «на встречу ему лиса», показываем лису пальцем. Если ребенок заинтересуется, можно внимательней рассмотреть картинку и найти на ней еще какие-то предметы, озвучить ему их.
Еще я занималась с сыном по вот таким пособиям, мне они понравились больше всех, по ним можно составить план занятий и посмотреть знания ребенка, и понять чему же учить.
Затерты до дыр.
Пример заданий.
Так же эти пособия соответствуют ФГОС и разделены на возраст. Мы сначала занимались с года до двух, было само пособие, потом я купила тесты к нему (не могу найти его в данный момент, чтобы показать ). Сейчас занимаемся по пособию с двух до трёх лет (также есть книжка-пособие и тесты). Именно их я очень советую для домашних занятий. Кстати, серия очень хорошая, есть много разных вариантов, то есть можно подтянуть какую то одну область, где у ребёнка возникают трудности.
Серия с двух до трёх лет.
Ещё очень советую вот это пособие, тоже много что полезного из него почерпнула.
Тесты на развитие речи
Это самая первая страница, то есть начинаем с понимания речи.
Вот так постепенно, а главное постоянно я учила своего сына понимать речь и понимание пришло: по тихоньку и постепенно, я могу с уверенностью сказать, что к двум годам сын стал понимать речь очень хорошо, а первые результаты я заметила уже после месяца плодотворной работы. Рассказывайте свои способы, делитесь ими в комментариях, они могут пригодиться читателям.
———
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, если статья была Вам полезна! Спасибо, что читаете!
Источник
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СО ШКОЛЬНИКАМИ С РАС
Автор: А.А. Ахметшина
Аннотация
В статье отражена специфика организации психолого-педагогического сопровождения семьи обучающегося с расстройствами аутистического спектра. Особое внимание уделено вопросам разработки индивидуальной адаптированной программы в рамках деятельности учителя-логопеда.
ГАСТРОНОМИЧЕСКИ-ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Веселые артикуляционные упражнения для детей, которые они будут выполнять с большим удовольствием, потому что все упражнения делаются со сладостями!
1. Высунь язык и продержи на нем соломинку как можно дольше.
2. Втягивай жевательную мармеладку-спагетти в рот через вытянутые в трубочку губы.
3. Ту же длинную мармеладку нужно зажать губами и натянуть рукой. И надо стараться удержать мармеладку губами!
4. Открой рот и постарайся удержать соломинку в равновесии на языке. Можно прижать к верхним зубам, но рот закрывать нельзя.
5. Сделай усы! Удерживай соломинку у верхней губы с помощью кончика языка.
6. А теперь делаем усы, удерживая соломинку губами.
7. Теперь задание потруднее: соломинку нужно удержать в вертикальном положении (почти), зажав один конец между нижними зубами и языком.
8. Удержи шарик-конфетку (или из сухих завтраков) в языке, как в чашке.
9. Пооблизывай чупа-чупс, когда он сбоку, сверху, снизу.
ПОЛЕЗНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Светлова Инна. Домашний логопед.
Эффективная программа самостоятельных занятий родителей с ребенком по звукопроизношению.
Полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное обучение в школе, овладение в дальнейшем иностранными языками зависят от четкой и внятной дикции. Последовательные занятия по прекрасно иллюстрированной книге `Домашний логопед` помогут сделать речь малыша четкой и правильной.
2. Краузе Е.Н. Практическая логопедия, Практическая логопедия: Конспекты занятий по развитию речи у детей дошкольного возраста / Е. Н. Краузе.
В доступной форме представлены конспекты для занятий с детьми 3-4 лет. Занятия могут проводиться как для развития речи детей с ограниченными речевыми возможностями, так и для детей без речевых проблем. Уровень развития речи может быть самый разный. Форма занятий как индивидуальная, так и подгрупповая.
Конспекты в доступной форме описывают занятия, что поможет родителям самостоятельно провести их в домашних условиях. А также могут быть полезны специалистам (воспитателям, гувернерам, логопедам, дефектологам).
Логопедическое лото
В середине книги помещены цветные карточки — логопедическое лото. Отогните скрепки, вытащите листы и разрежьте их. Используйте карточки на занятиях согласно описанию, предложенному в тексте книги.
3 Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Изучаем свойства предметов. Противоположные понятия. Для детей 3-4 лет.
Куцина Е., Созонова Н., Хрушкова Н.
Готовимся к школе. Тетрадь 9. Учимся пересказывать (для детей 5-7 лет)
Екатеринбург: Литур-опт, 2014.
#речь_аккп
Работа с данной тетрадью поможет развить у ребенка способность последовательно строить свои высказывания, отвечать на вопросы по тексту, научит малыша понимать и пересказывать прочитанное.
После каждого текста вы найдете серию заданий на словообразование, словоизменение, согласование разных частей речи друг с другом. Занимаясь по этой тетради, ребенок научится выделять слова с заданным звуком, определять позицию звука в слове, подбирать слова к звуковой и слоговой схемам.
Тетрадь рассчитана на совместную работу родителей и детей. Она может быть использована на логопедических занятиях, занятиях по развитию речи в дошкольных образовательных учреждениях.
https://vk.com/doc-57880788_437285005…
Созонова Н.H., Куцина Е.В.
Грамматика для дошкольников
Литур 2016
#речь_аккп
Данное методическое пособие с иллюстрациями по развитию речи направлено на освоение ребенком грамматического строя русского языка. Тщательно подобранный иллюстративный материал в сочетании с разнообразными вопросами и заданиями поможет ребенку освоить важные умения — слушать и различать слова и словосочетания, а также правильно употреблять существительные в разных падежах, что в дальнейшем, при овладении письмом, позволит предотвратить многие ошибки.
https://vk.com/doc-57880788_437284981…
https://sibac.info/conf/pedagog/lix/43838
Черыкова Е.Е.
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ, СВЯЗНЫХ РАССКАЗОВ С ПОМОЩЬЮ ПРИЁМОВ МНЕМОТЕХНИКИ // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LIX междунар. науч.-практ. конф. № 12(57). – Новосибирск: СибАК, 2015.
Источник
Игры для развития речи аутичного ребенка
- Начальная имитация звуков
Когда ребенок спонтанно произносит звук, взрослый копирует его и налаживает «беседу» так, чтобы звук повторял¬я ими поочередно. Каждый раз после повторения звука малышом взрослый поглаживает его, чтобы сообщить, как он хорошо подражает. Время от времени взрослый повторяет различные звуки, которые ребенок издавал в прошлом. Когда малыш начинает проявлять радость при подражании звукам, взрослый позволяет ему копировать только определенный из них, а затем переходит к другому простому звуку, чтобы выяснить, повторяет ли ребенок звуки взрослого.
2. Подражание звукам
Взрослый садится в кресло и усаживает ребенка на колени лицом к себе. Крепко удерживая малыша, 4 раза подбрасывает его на коленях, повторяя при этом ритмично «бум-бум-бум-бум!». За¬тем, слегка наклонив малыша назад и сразу же вернув его в прежнюю позу, говорит «гуп». После нескольких таких повторений подбрасывания замедляются. Взрослый наблюдает за ребенком, произносит ли тот звук «гуп», чтобы возобновить игру. Если малыш ничего не говорит, то взрослый показывает, что он должен повторить этот звук, касаясь рукой его губ и указывая на губы взрослого. Если ребенок и на это не реагирует, взрослый продолжает свои действия, специально замедляя их, чтобы подождать ответа малыша. Ждать следует несколько секунд, а затем взрослый произносит звук сам, касаясь при этом губ ребенка и показывая, что он должен также произнести этот звук. Игра повторяется каждый день.
3. Первые звуки
Сесть с ребенком за стол. В центр поставить банку с мыльной пеной. Взрослый выдувает мыльные пузыри и при лопании каждого четко произносит «хлоп», наблюдая, проявляет ли ребенок интерес к пузырям и шуму. Если он охотно наблюдает за действиями взрослого, то целесообразно продолжать делать пузыри и даже взять палец ребенка и проткнуть им пузырь, чтобы тот лопнул. Взрослый подражает каждому звуку ребенка, а также повторяет «хлоп». Если малыша не интересуют эти действия, то нужно попытаться привлечь его внимание ко рту взрослого, показывая ему, как произносится звук. Затем помочь ребенку сложить губы так, чтобы получился аналогичный звук. Упражнение повторяется длительно и часто, пока ребенок сам не начнет произносить звук. Он поощряется после каждой удачи.
4. Восклицания
Во время игры с мячом, взрослый роняет его и восклицает: «О-о!» Повторяет много раз оба действия (роняет мяч и произносит: «О-о!»), добиваясь, чтобы малыш ему подражал. Если необходимо, то взрослый придает рту ребенка форму «О». Если тот вместе со взрослым начал восклицать «О-о!», то, бросив мяч, следует подождать, чтобы проверить, правильно ли ребенок издает восклицание самостоятельно. Следует хвалить его, если звук произносится правильно. Затем малыша обучают протяжному произношению «О-о-о-о!» для выражения удивления. Для этого ему показывают любимую игрушку или лакомство и удивленно произносят: «О-о-о-о!» Пусть он воскликнет так же, прежде чем получит это. В течение дня создаются такие ситуации, в которых ребенок будет применять полученные знания. Если он издает другой звук, то взрослый, повторив его пару раз, снова возвращается к звуку «О-о-о-о!».
5. Первые слова
Мама усаживает ребенка на колени лицом к лицу и, указывая на себя, говорит: «Мама». Затем подносит руку ребенка к своему лицу и повторяет еще раз: «Мама». Каждую попытку ребенка повторить слово «мама» поощряют, добиваясь более четкого его произношения. Так же поступают со словами «баба», «папа». Затем более удобными являются слова «би-би» (машина), «ку-ка» (кукла). Называемые предметы всегда должны быть рядом, чтобы малыш мог соотнести слово с предметом. Обучая первым словам, взрослый выбирает лишь те, которые состоят из одного или двух слогов, звучащих идентично. Желательно, чтобы начальные звуки были простыми, легкими в произношении.
6. Отзовись на свое имя
Чтобы научить ребенка узнавать свое имя, нужно несколько раз в день называть его по имени громким, но спокойным голосом. Если при этом малыш смотрит на взрослого, то ему дают небольшое вознаграждение. Если же он не реагирует, то переходят в поле его зрения и снова повторяют имя. Хвалят малыша каждый раз, когда он повернет к взрослому голову. Если ребенок начинает реагировать на свое имя, то целесообразно разговаривать, постепенно увеличивая расстояние между ним и взрослым. Это упражнение рекомендуется выполнять постоянно, например при кормлении, в процессе игры и т. д.
7. Кто это?
К двум годам малыш может научиться называть свое имя, некоторые предметы и действия. После этого его учат соотносить имя с самим собой. Подойдя с ребенком к зеркалу, показывают его отражение и многократно повторяют его имя. Когда ребенок покажет на себя и свое отражение, нужно сказать: «Кто это? — Это…» — и назвать лишь первый звук его имени. Если же малыш сделает попытку сам его произнести, назвать имя полностью, не забывая хвалить за каждую попытку. Научить ребенка называть свое имя будет намного легче, если создавать такие условия, в которых он имел бы возможность и необходимость делать это.
Например, члены семьи, сидящие за столом, называют по очереди свои имена и одновременно показывают на себя. Малыш, подражая взрослым, должен будет сделать так же. В случае необходимости, можно оказать ему в этом помощь.
8. Назови членов твоей семьи
Показать фотокарточку ребенку. Если он посмотрит на сфотографированного человека, сказать: «Мама. Это мама. Саша, кто это? Это…» (пусть ребенок сам скажет). Если ребенку трудно, указать ему на свои губы, медленно повторяя слово. Затем помочь малышу произнести это слово, составив рукой взрослого губы ребенка соответственно слову. Упражнение повторяется до тех пор, пока ребенок не назовет слово минимум пять раз. Добавив вторую фотокарточку, действуют с ней аналогично. Затем показывают малышу то одну, то другую фотокарточку, добиваясь правильного называния не менее пяти раз. После этого показывают на реального человека и опять задают вопрос. Если ребенок усвоил имена двоих членов семьи, можно переходить к именам других членов семьи. Многократно спрашивают у ребенка имя того, кого он видит, и имя самого ребенка.
9. Назови лакомства
Расположить лакомства так, чтобы ребенок их видел, и спросить: «Коля, что можно есть?» Четко подчеркнуть слово «есть». Если малыш показывает нужное, сказать: «Хорошо, Коля, что это?» Несколько раз назвать продукт, а ребенок должен повторить название. Если ему трудно произнести все слово, пусть скажет неполное. Через некоторое время он будет говорить лучше. Если же ребенок найдет не все, привлечь его внимание к оставшимся лакомствам.
10. Назови действие
Сесть с ребенком за стол и показать ему картинку, на которой изображен человек, выполняющий хорошо различимое простое действие, например, бегущий или идущий. Обращаясь к малышу: «Смотри, Андрей, человек бежит!» — подчеркивать слово, выражающее действие, чтобы он понял и увидел, о чем идет речь. Важно повторять предложение «Человек бежит» много раз, подчеркивая глагол. Затем спросить: «Андрей, что делает человек?» Поощрять ребенка сразу же, как только он попытается сказать слово «бежит» или «бежать». Таким же образом следует проводить работу и с другими картинками, иллюстрирующими простые, четко различимые действия, например «сидеть, спать, бежать, прыгать». Когда ребенок привыкнет к этому упражнению, стоит следить за четкостью проговаривания нужного слова, использовать любую возможность для его закрепления. Например, если ребенок бежит по комнате спросить его: «Что делает Андрей?» или «Андрей, тебе нравится бегать?» Если ребенок увидел человека, проходящего около дома, покажите на него и спроси¬те: «Что делает человек? — Идет!» Изучать рекомендуется не более двух-трех слов, постепенно доводя их количество до пяти, не забывая повторять все слова, которые изучались ранее. Так расширяется словарный запас ребенка.
Источник
Слово «аутизм» происходит от греческого слова «autos», что означает «я». Дети с РАС часто замкнуты и, кажется, существуют в отдельном мире. Дети с РАС могут испытывать трудности с развитием письменной и устной речи и пониманием того, что им говорят другие. Они также часто испытывают трудности с невербальной речью, например, с помощью жестов рук, зрительного контакта и мимики.
СтатьИ в тему: 1.Основные правила для обучения ребенка с РАС; 2.Основные призаки аутизма
Характеристики речи у детей с аутизмом
Ниже приведены примеры отличий общего недоразвития речи при аутизме.
Повторяющаяся или однотипная речь
Часто дети с РАС, которые могут говорить, произносят слова, не имеющие никакого значения, или не связанные с контекстом диалога. Например, малыш может начать считать в разговоре, который не связан с числами. Или может постоянно повторять слова, которые ранее слышал, — состояние, называемое эхолалией.
Немедленная эхолалия возникает, когда ребенок повторяет слова, которые только что сказал. Например, он может ответить на вопрос той же фразой.
С отсроченной эхолалией дети повторяют слова, услышанные ранее. Некоторые говорят в высоком или певческом голосе, используют роботоподобную речь.
Другие дети могут использовать стандартные фразы, чтобы начать разговор. Например, ребенок может сказать: «Меня зовут Ваня», даже когда разговаривает с друзьями или семьей.
Узкие интересы и исключительные способности
Некоторые дети могут вести подробный монолог по теме, которая их интересует, даже если они не могут вести двусторонний разговор по той же теме. Другие могут иметь музыкальные таланты или уникальную способность рассчитывать и делать математические вычисления. Примерно 10% детей с аутизмом показывают чрезвычайно высокие способности в определенных областях, таких как запоминание, музыка или математика.
Неравномерное развитие языковых навыков
Многие дети с РАС развивают некоторые навыки речи и языка, но не до нормального уровня способностей, и их прогресс неравномерен. Например, они могут быстро иметь большой словарный запас в определенной области интересов.
У многих детей есть хорошие воспоминания о только что услышанной или замеченной информации. Некоторые могут читать, но не могут понять, что смысла прочитанного. Они часто не реагируют на речь других и не могут реагировать на их собственные имена. В результате, родители иногда ошибочно полагают, что малыш имеет проблемы со слухом.
Плохое невербальное общение
Аутисты часто не могут использовать жесты. Они избегают контакта с глазами, из-за чего кажутся незаинтересованными или невнимательными. Отсутствие невербальных навыков и способности выразить свои чувства угнетает и злит детей. Это выражается вокальными вспышками или другим неприемлемым поведением.
Развитие речи у детей с аутизмом
Развитие речи у детей с аутизмом должно быть сосредоточено на улучшении:
- имитации (вербальной/невербальной);
- общего навыка концентрации внимания;
- навыка использования жестов;
- поведенческих запросов;
- скорости общения;
- восприятия навыков;
- понимания смысла действий и слов.
и уменьшение:
- стереотипного поведения;
- невнимательного поведения.
Выбор методики развития речи зависит от умений и мотивации аутика. Ниже приведены несколько эффективных стратегий борьбы с патологиями речи при аутизме, которые будут способствовать развитию языка у детей.
Игра и социальное взаимодействие — большинство детей изучают основы языка посредством игры и взаимодействия со своими родителями. Играйте со своим малышом, встречайтесь чаще лицом к лицу и проговаривайте каждое действие. Дополнительную информацию можно узнать, перейдя по ссылке https://autizmy-net.ru/igryi-i-razvivayushhiesya-zanyatiya-dlya-detey-s-autizmom/
Внимание – помогите ребенку обратить внимание на вас, когда вы играете вместе. Подберите забавную игру, например, выдувание пузырьков или катание разноцветных мячей. Это учит удерживать свое внимание на одном действии. Если дети научатся концентрировать внимание, они будут готовы к развитию речевого навыка.
Проговаривание действий – не забывайте коротко поговаривать действия, например, в период игры с мячом проговорите «мяч», «прыгает», «красивый» и т.д. помогает малышу научиться понимать и копировать язык. Но не перегружайте ребенка новыми словами.
Имитация – прежде чем дети научатся копировать слова и говорить, они учатся копировать жесты и движения. Например, хлопать в ладоши, махать рукой «до свидания», стучаться в дверь, стучаться в барабан и т.д.
Детям с РАС требуется дополнительная помощь и время. Помогите им научиться копировать вас, копируя их. Например, ударьте по барабану после удара ребенка, и наблюдайте за дальнейшими действиями. У малыша должно появиться желание повторить действие вновь. Если они произнесут звук или произнесут слово, повторите его.
Алгоритм действий — исследования показывают, что дети-аутики лучше всего реагируют, когда знают, чего ожидать, поэтому наличие рутины или алгоритма может помочь им расслабиться перед дальнейшей учебой.
Дополнительное и альтернативное общение – существует много программ и курсов для того чтобы помочь детям улучшить свои речевые навыки.
Статья в тему: Метод Томатиса при аутизме
Социальное мышление — для аутистов старшего возраста, которые обладают речевыми навыками, общение с другими людьми может быть сложным из-за социальных правил. Этим детям трудно понять, что такое правила, например, как начать разговор, когда остановиться или как вести разговор. Им также может быть трудно принять во внимание чувства других или понять точку зрения другого человека. Полезно объяснять «правила разговора» явным образом, читать книги и просить вашего ребенка идентифицировать и интерпретировать чувства персонажей. Курсы социализации – отличный способ получить и применить на практике эти навыки.
Создание команды – с речевыми проблемами помогут профессиональные терапевты, поведенческие консультанты, логопеды, дефектологи, психиатры и другие специалисты.
Будьте частью команды — практикуйте речевые стратегии дома и включайте их в свою повседневную рутину, все имеет значение! Родители – важная часть команды и могут помочь ребенку преодолеть проблемы с нарушением речи при аутизме и полностью реализовать свой потенциал.
Что такое скриптованная речь?
Скриптованная речь – это шаблонная речь, которая часто наблюдается у детей с РАС.
Различают две разновидности поведения, которые обладают одним названием – скриптование (эхолалическое скриптование и социальное скриптование).
Эхолалическое скриптование – иными словами «копирование». Дети с такой особенностью поведения могут копировать целые предложения, куски из книг или песен (не понимая смысла). Эхолалическое скриптование часто используется детьми как метод самовыражения и иногда коммуникации.
Социальное скриптование (чаще всего относится к подросткам и взрослым) – так называемая «собственная спонтанная речь». На протяжении определенного отрезка времени собираются отдельные фразы, которые потом компонуются в один текст, который применяется вне зависимости от сложившейся ситуации. Людям с РАС социальные скрипты помогают находить общий контакт с окружающими. Примеры социальных скриптов: здравствуйте, как прошел ваш день, приятного отдыха, хорошо выглядите, как ваши дела и т.д.
Нарушение речи у детей с аутизмом: отзывы родителей
Отзывы взяты с сайтов:
https://www.baby.ru/community/view/126532/forum/post/589037859/
https://stopautism.ru/полезное/речь/
Положительные Отрицательные | |
Мы уже полгода активно занимаемся развитием речи у нашей дочери, недавно появились отдельные спонтанные слова на разных языках, начала повторять за мультяшными персонажами. До словосочетаний еще не дошли, так как никак не добьемся осмысленного повторения слов. Сложный это процесс, тем более, если параллельно идет борьба с иными поведенческими аутистическими расстройствами. Но мы не сдаемся. (Нина) | Мы уже год меняем разные терапии, и слух проверяли и уздечку под языком подрезали, все бесполезно. Как был сын где-то там, витающий в космосе, на своей волне, так и остался. Единственное, вокализации периодически меняются, то рычит, то пищит, то мычит… Мне кажется ну если не дано, значит не дано, и с этим просто нужно смирится. (Юля) |
Мы по Томатису занимаемся, пока только находимся на первом курсе, но положительная динамика уже наблюдается, мы можем повторить полностью предложение, да, звуки некоторые глотаются, но это немного с иной уже оперы. Главное продолжать заниматься, ведь запуск речи при аутизме работа не из простых. (Люда) | Я только в 5 лет заметила, что сын разговаривает определенными фразами, да у него их много, но цикл заметить можно. Доктора на мое замечание просто не реагируют, вот я в замешательстве, нужно ли мне бороться с данной особенностью речи, или пусть уже будет как будет, не выводя ребенка из зоны комфорта? Где найти СПЕЦИАЛИСТА? (Вика) |
Мы старались развивать речь, сутками разговаривали с малышкой, все проговаривали и выполняли все иные рекомендации врачей, все было безрезультатно, поставили нам диагноз аутизм и сказали продолжать терапии. Все продолжалось, пока моя мама не настояла о прохождении ЛОРа, как оказалось, дочь нас просто не слышала. После операции и установки слухового аппарата, появилась реакция на окружающий мир, появилось подражание звуков и даже слова (это всего 3 месяца прошло). Так что родители, проверяйте все, возможно проблема в слухе. (Света) | Все эти методики просто ноль, если не применять дополнительно медикаменты для стимуляции развития мозга и т.д. Комплекс только работает, а монотерапии полностью бесполезны. (Виталина) |
У нас после прохождения курса АВА-терапии, появился умный и осознанный взгляд, внимание концентрируем на пять минут, научились сопровождать определенные действия своими звуками и жестами. Да, слов пока нет, но невербальное общение – тоже общение, и в нашем случае колоссальный прогресс. (Рита) | У нас нарушение обращенной речи с аутизмом у ребенка, уже занимаемся уже год по разным техникам и с разными специалистами, и все усилия впустую. Не знаю, наступит ли когда-нибудь тот день, когда мы избавимся от этих проблем. (Аня) |
Вывод
Медики и ученые во всем мире разрабатывают и совершенствуют методики развития речи у детей с аутизмом. Сегодня их существует немало.
Статья в тему: Программа обучения детей с тяжелыми нарушениями речи
Важно в команде со своим лечащим врачом подобрать максимально эффективную стратегию для работы над пониманием речи при аутизме и приобретения речевого навыка, и при первой неудаче не отчаиваться. Речевые навыки можно развить, пусть не в полной мере, но для контакта с внешним миром этого будет вполне достаточно.
Источник