Упражнения на развитие восприятия для ребенка с зпр

Упражнения на развитие восприятия для ребенка с зпр thumbnail

Игры для развития восприятия у детей
с задержкой психического развития

Автор: Филичкина Ирина Александровна

Организация: ГБОУ ООШ №18 структурное подразделение «ДС «Центр коррекции и развития детей»

Населенный пункт: Самарская область, г. Новокуйбышевск

Восприятие — очень важный элемент процесса познания окружающего мира. С самого рождения, или даже раньше, ребенок способен воспринимать окружающий мир с помощью органов чувств, и только потом учится запоминать и анализировать полученную информацию. Даже самые маленькие дети воспринимают яркие цвета, голоса, интонации, музыку, прикосновение и реагируют на них. Становясь старше, они уже осознанно стремятся побольше увидеть, услышать, пощупать и попробовать на вкус. На этом этапе они уже могут обобщать полученную информацию и сознательно выражать свое отношение к тому, что воспринимают.

Восприятие у  детей с ЗПР поверхностное, они часто упускают существенные характеристики вещей и предметов. В связи с нарушением зрительного и слухового восприятия у детей с ЗПР недостаточно сформированы пространственно-временные представления.

Рассмотрим несколько игр, позволяющих развить восприятие ребенка.

«Где будильник?» Все дети выходят из комнаты. Кто-нибудь прячет большой, громко тикающий будильник. Дети возвращаются и ищут будильник. Если кто-то нашёл его, то шепчет на ухо ведущему, где будильник и молча, садится на пол.

«Острый глаз» Детям предлагается рассмотреть какую-либо банку, или кастрюлю. Брать в руки нельзя. Затем возьмите лист бумаги и попробуйте выстричь крышки для банки так, чтобы они точно совпали с отверстием банки. Побеждает тот, у кого крышечка точно совпадёт с отверстием банки.

«Король тишины» Король сидит на стуле. Другие игроки сидят полукругом в нескольких метрах от него. Жестом руки король вызывает одного из игроков. Тот встает и бесшумно направляется к королю, чтобы стать министром. Если игрок произведет, хоть малейший шум, король его отсылает на место жестом руки. Король сам должен сохранять молчание. Если он издаст звук, его тут же свергают с трона и заменяют первым министром, который занимает свое место в полной тишине.

«Чудесный мешочек» Играет один или несколько человек. Инвентарь. В мешочек кладутся несколько знакомых мелких предметов. Ребенку завязывают глаза. Он опускает руку в мешочек, по очереди достает предметы, на ощупь угадывает, что это такое. Называет свойства предмета (твердый, гладкий, мягкий, шершавый).

«Вот такой» Разведенными руками показывают, какого размера нужно найти предмет. Предметы этого размера находят в кабинете, после чего сравнивают.

«Найди пару» Поставьте перед ребёнком 4-5 разных игрушек (кубик, шарик, матрёшка, зайчик…) Ещё примерно столько же игрушек поставьте в стороне. Предложите малышу найти 2 одинаковые игрушки по цвету, по форме, по размеру (величине). Если ребёнок выбрал не ту игрушку, приложите две игрушки друг к другу. Спросите: «Это разве одинаковый цвет?” «Разве кубик тоже круглый?” Вариант: То же задание, но с картинками.

«Геометрия на кухне» Пусть ребенок поищет на кухне знакомые ему фигуры: кафель-квадрат, лопаточка-треугольник. Можно налепить пельменей. Какой формы пирожок? А что будет, если тонкую полоску теста разложить вот так (выложить по контуру какую-то фигуру)? Это отличная возможность научить его пользоваться скалкой и даже можно попробовать слепить пирожок! Вот папа обрадуется!

«Узнай по описанию» Перед ребенком лежит несколько игрушек или предметных картинок. Взрослый начинает описывать одну из игрушек (цвет, форму, размеры, назначение). Ребенок должен догадаться, что описывает взрослый. Затем роли могут меняться.

«Цветные латки» Для занятия понадобится большой лист картона и несколько маленьких цветных картонных карточек. На большом листе вырезаем окошки в форме правильных геометрических фигур. Из маленьких — соответствующие «латки”. Ребенок должен подобрать к окошку латок, называя геометрическую фигуру.

«Что не так?» Подготовьтесь: оденьте на ручки куклы носочки, трусики и теплую шапку. Пусть ребенок объяснит, что не так и почему. Налейте в тарелку чай, к супу подайте вилку, а не ложку. Ребенок вас обязательно поправит! Можно заготовить материал из журналов: вырезать предметы, людей и животных. А потом составлять так: в небе — корова с крылышками бабочки, дерево вверх корнями и т.д. Хорошо, если ребенок сможет переместить вырезки (поэтому, формируя картинку, приклеивать их не надо).

«Зоопарк» Предложите ребенку отгадывать загадки, но только при условии, что они будут загаданы без слов. Изображайте движениями различных животных, ребенку нужно будет угадать это животное. Поменяйтесь ролями.

«Вспомни ощущение» Проводите по руке ребенка разными предметами: перышком, игрушкой, варежкой и пр. Затем повторяйте прикосновения, но только при закрытых глазах. Задача ребенка вспомнить ощущение и назвать предмет, которым оно вызвано.

«Построй башню» Взрослый вместе с ребенком рассматривает изображенных на картинках зверей, располагая их по порядку: самый большой (медведь), поменьше (лиса), самый маленький (мышка). Далее ребенок и взрослый строят башню для зверей из квадратов: внизу – самый большой квадрат, затем – поменьше, затем – самый маленький. Ребенок определяет величину квадратов, накладывая их друг на друга.

«Загадки» Лист ватмана с наклеенными теневыми или черно-белыми рисунками мебели, посуды, одежды, инструментов, транспорта. Загадываются загадки, а ребенку предлагается найти на ватмане отгадку.

«Сбор урожая» Урожай яблок (их с успехом заменят большие, средние и маленькие пуговицы или другие округлые предметы разных размеров) надо разложить по корзинкам (коробкам трех размеров) так, чтобы мелкие яблоки оказались в маленькой корзинке, средние — в средней, а крупные — в большой. Материал для игры лучше подбирать так, чтобы крупные яблоки не помещались в маленькой корзинке.

Литература

  1. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с нарушениями в умственном развитии. – М.: Просвещение, 1991.
  2. Погосова Н.М. Цветовой игротренинг. – СПб., 2002.
  3. Психодиагностика и и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития. – СПб.: Питер, 2001.
  4. Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе: Конспекты занятий, демонстрационный и раздаточный материал. – М.: Книголюб, 2004. – 64с.
Опубликовано: 13.11.2016

Источник

Игры и упражнения на развитие слухового восприятия.

        Сила звука (3-4 года)

        Сыграть громкий звук, сказать: «Это громко!». Сыграть тихий звук, сказать: «Тихо». Стукнуть об стол рукой громко и тихо. Попросите ребенка тукнуть громко и тихо, сыграть тихо и громко. Обратите внимание на движение рук. Спойте звук «А» громко и тихо.

        Пройдите по комнате громко и тихо. Сыграйте мелодию громко и тихо. Попросите под разную мелодию по-разному пройти. Попросите сменить движения, когда играет тихая музыка, и когда играет громкая музыка: тихо бежит лисичка, громко идет медведь.

        Различи настроение мелодии (4- 6 лет)

        Прослушать вместе с ребенком разные мелодии, желательно парами, контрастные. Назвать их характер. Подготовить заранее картинки, отражающие такие настроения, дать ребенку выбрать к этой музыки картинку.

Читайте также:  Консультация для родителей развитие монологической речи ребенка

Игры и упражнения на развитие зрительного восприятия.

«Пирамидка» (3 – 4 года)

Цель: улучшение качества деятельности зрительного анализатора; развитие цветоразличения.

Дидактический материал: пирамидка, состоящая из колец разных цветов.

Описание задания. Ребенку предлагается назвать и показать на пирамидке все известные ему цвета. Далее воспитатель поочередно показывает и называет цвета на пирамидке. Потом это же проделывает ребенок. Затем воспитатель просит ребенка показать цвет: красный, зеленый, желтый и т.д. 

        «Спрятались от дождика» (3 – 4 года).

Цель: развитие различения формы, классификация основных геометрических фигур.

Описание задания: Для этой игры нужно вырезать основные геометрические фигуры и три зонтика из бумаги. Положите под каждый зонтик на рисунке по одной фигуре. Попросите ребенка спрятать фигуры по зонтики. Все одинаковые фигуры спрятались под один зонтик.

«Дорисуй фигуры» (4- 5 лет)

Цель: развитие целостности восприятия.

Дидактический материал: лист с изображением недорисованных геометрических фигур.

Описание задания. Ребенку объясняют, что художник забыл дорисовать геометрические фигуры, поэтому они «дырявые». Ему предлагают дорисовать фигуры, чтобы они стали целыми.

Игры и упражнения на развитие тактильного восприятия.

Узнай предмет на ощупь (4-5 лет)

        В мешочек или коробочку положить знакомые для ребенка мелкие предметы (расческу, ложку, карандаш, щетку, конфету). Завяжите глаза и попросите узнать предмет на ощупь.

        Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет (5-6 лет)

        Завяжите ребенку глаза и вкладывайте в руку разные предметы: деревянные, пластмассовые, металлические, бумажные, тряпичные.

Игры и упражнения на развитие произвольного внимания

«Запрещенные движения»

Цель: формировать собранность внимания.

Инструкция: Ребята, встаньте ровненько. Все внимание на меня. Я сейчас буду делать определенные движения руками, а вы будьте внимательны и все движения повторяйте за мною. Но не забывайте об одном правиле: нельзя опускать руки вниз. А если я опускаю вниз руки, вы должны в ответ поднять свои руки вверх. Готовы? Кто ошибется, выбывает из игры.

«Прямой и обратный счет»

Цель: развивать способность к распределению внимания.

Повторим обратный счет от 10 (10, 9, 8, 7, б, 5, 4, 3, 2, 1). Повтори его еще раз, но одновременно выполняй движения, какие буду делать я (простые физические упражнения, рывки руками).

«Нарисуй»

Цель: развивать произвольное внимание.

Инструкция: Нарисуй в один ряд десять треугольников (необходимо дать ребенку лист бумаги и цветные карандаши). Будь очень внимателен. Заштрихуй красным карандашом 3, 6 и 9 треугольники. Зеленым — 2 и 5, синим карандашом 4 и 8 и т.д

Игры и упражнения на развитие мнестической деятельности.

«Кто не на месте?»

Цель: развитие целенаправленного запоминания и припоминания.

Дидактический материал: десять небольших игрушечных животных.

Описание задания. Игрушки выставляются перед ребенком на столе в один ряд. Воспитатель предлагает ребенку запомнить, какая игрушка на каком месте находится. Затем ребенок отворачивается, а воспитатель переставляет местами две игрушки. После чего ребенок поворачивается и отвечает на вопрос: «Кто не на месте?» Игра проводится 5-6 раз.

«Запомни картинки» (4- 5 лет)

Цель: развитие зрительной памяти.

Дидактический материал: пять картинок с изображениями знакомых предметов: стула, куклы, яблока, кастрюли, тарелки.

Описание задания. Ребенок рассматривает пять картинок и запоминает, что на них нарисовано. Затем картинки переворачивают. Воспитатель показывает на перевернутую картинку, а ребенок должен вспомнить и назвать предмет, изображенный на ней.

«У оленя дом большой» (4 – 5 лет)

Цель: развитие умения использовать мнемонические приемы для запоминания текста.

Описание задания. Ребенок знакомится с игрой. Воспитатель, проговаривая текст игры, сопровождает его движениями.

У оленя дом большой, 

Дети скрещивают руки над головой, изображая крышу.

Он глядит в свое окошко.

Руки перед лицом изображают окно.

Заяц по лесу бежит,

Производят движение руками, как при беге.

В дверь к нему стучит:

Кулачком имитируют стук в дверь.

Стук-стук.

— Дверь открой!

Там в лесу охотник злой!

Большим пальцем через плечо показывают, что сзади охотник.

— Заяц, заяц, забегай!

Лапу подавай!

Вытягивают руки вперед.

Повторить 3-4 раза в медленном темпе.

Игры и упражнения на развитие наглядно-действенного мышления.

        С раннего возраста детей можно обучать разбирать и собирать пирамидки. Первоначально детей обучают собирать пирамидки из 4-5 колец одного цвета, последовательно уменьшающихся по величине. Затем детей обучают собирать пирамидки из колец, чередуя их по форме, цвету. Более сложный вариант – это чередование разных геометрических тел одинакового, а затем разного цвета.

        Детям также предлагается собирать разные картинки с использованием образцов. Образцы могут быть полностью расчленённые, частично расчленённые и нерасчленённые. Можно предлагать детям односторонние и двусторонние разрезные картинки. Количество разрезных картинок постепенно увеличивается то 2-4 до 6-8.

        Детей обучают составлению геометрических фигур или образных изображений из геометрических фигур.

Игры и упражнения на развитие наглядно-образного мышления.

Развитию наглядно — образного мышления способствуют следующие виды заданий: рисование, прохождение лабиринтов, конструирование, не только по наглядному образцу, но и по словесной инструкции, а также по собственному замыслу ребенка, когда он прежде должен придумать объект конструирования, а затем самостоятельно его реализовать, а также конструирование по моделям.

        Для развития наглядно-образного мышления рекомендуется использовать различные виды заданий с палочками или со спичками (выложить фигуру из определенного числа спичек, перенести одну из них, с тем —  чтобы получить другое изображение, соединить несколько точек одной линией, не отрывая руки).

        Задания со спичками, такие как «Составить 2 равных треугольника из 5 палочек» или «Составить 2 равных квадрата из 7 палочек» и многие другие, развивают не только наглядно-образное, но и пространственное мышление.

Игры и упражнения на развитие словесно-логического мышления

«Составь предложение»  

Цель упражнения — развитие способности у детей быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов.

Детям предлагается придумать три слова, не связанные по смыслу, например «озеро», «карандаш» и «медведь». Затем дается задание — составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными («Медведь опустил в озеро карандаш»), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя исходными словами и введением новых объектов («Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере») и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи («Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь»).

«Исключение лишнего».

Задача, которую необходимо выполнить ребенку состоит в исключении одного предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных.

Берут любые три слова, например: «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово, «лишнее», не обладающее этим общим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное — больше признаков, объединяющих оставшуюся пару слов и не присущих исключенному, лишнему.

Читайте также:  Причины нарушения в интеллектуальном развитии ребенка

Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно поискать нестандартные и в то же время очень меч кие решения. Побеждает тот, у кого ответов больше.

Эта игра развивает способность не только устанавливать неожиданные связи между разрозненными явлениями, но легко переходить от одних связей к другим. Игра учит также одновременно удерживать и поле мышления сразу несколько предметов и сравнивать их между собой. Немаловажно, что игра формирует установку на то, что возможны совершенно разные способы объединения и расчленения некоторой группы предметов, и поэтому не стоит ограничиваться одним единственным «правильным» решением, а надо искать целое их множество.

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующей направленности № 16»Золотой ключик»

Тюменская область ХМАО-Югра

Коррекция восприятия у дошкольников с ЗПР

Подготовила: учитель-дефектолог

Спирина С. В.

г. Урай

2014

Восприятие — это целенаправленный активный познавательный процесс по формированию окружающего мира, чувственного отражения действительности, ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств.

Любая информация поступает к человеку через органы чувств, поэтому важно, чтобы в исследовании предметов, явлений и процессов участвовало как можно больше анализаторных систем (зрительная, слуховая, обонятельная, тактильная, кинестетическая и т.д.).

Значение восприятия в дошкольном возрасте трудно переоценить

Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования

деятельности органов чувств, накопления представления об окружающем мире.

В процессе развития восприятия ребенок постепенно накапливает зрительные, слуховые, тактильно-двигательные, осязательные образы.

Но при этом необходимо, чтобы свойства и отношения предметов, которые ребенок воспринимает, были соединены – обозначены словом, что помогает закрепить в представлении образы предметов, сделать их более четкими, стойкими.

Восприятие предметов у детей с ЗПР является одной из самых низких познавательных активностей. Этим обусловлены особенности детей с ЗПР дошкольного возраста. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации, зачастую дети не могут целостно воспринять наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. Процесс восприятия предметов у детей с ЗПР занимает больше времени.

Для того чтобы, психическое развитие ребенка проходило полноценно , мало научить его правильно воспринимать окружающий мир.

Нашей задачей в обучении детей является необходимость закрепления полученных образов восприятия и сформированности их на основе представлений о воспринятом.

Большую часть информации мы получаем путем зрительного восприятия. Поэтому необходимо научить детей различать и ориентироваться в многообразии цвета, форм, видеть окружающий мир в движении, в развитии, научить ориентироваться в пространстве. Игры, тренирующие зрительное восприятие развивают наблюдательность, внимание, память, увеличивают словарный запас.

Эффективность диагностики и коррекции восприятия у дошкольников с ЗПР зависит от следующих условий:

— учета структуры познавательных процессов у дошкольников с ЗПР;

— использования основных средств коррекции — дидактических игр;

— постепенное усложнение содержания задач и заданий, предлагаемых детям.

В своей работе над развитием восприятия на занятиях я использую следующие игры:

Игры на развитие восприятия цвета

Игра «Бусы»

Предложите ребенку поочередно выкладывать бусинки в определенной последовательности (красный, желтый, красный и т.д., синий, зеленый, синий и т.д.) по названию взрослого, далее ребенок выкладывает рисунок и самостоятельно называет цвета бусинок.

Игра «Что какого цвета?»

Ребенку предлагают выбрать карандаши соответствующего цвета и закрасить ими предлагаемые картинки (морковку закрасить оранжевым карандашом, огурец – зеленым и т.д.).

Игра «Подбери по цвету»

Цель: уточнение представлений о постоянных цветах предметов.

Оборудование: цветные карточки и картинки с изображением контуров предметов.

Содержание: ребенку предлагается подложить под контурные изображения предметов карточки подходящего цвета. Например, под изображение огурца – зеленую, сливы – синюю, лимона – желтую и т.д.

Игры на развитие восприятия величины.

Сюжетная игра «Наведи порядок»

Психолог демонстрирует картинки с изображением трех медведей и предлагает ребенку расставить их по росту. Далее психолог показывает конверт, достает письмо:

-Это письмо от медведей. Они пишут, что пока были в лесу, кто-то побывал и устроил беспорядок. Медведи не могут теперь разобраться, где чья кружка, ложка, тарелка, стул… и просят им помочь. Кто же приходил к медведям в дом? Поможем на вести медведям порядок? Давай поступим так: у меня есть три обруча: большой, поменьше и самый маленький. В большой обруч мы поместим все вещи Михаила Потаповича. А в тот обруч, что поменьше, чьи вещи мы поместим? Как думаешь, куда нужно поместить Мишуткины вещи? А теперь давай наводить порядок.

Игра «Самый высокий, самый низкий»

Цель: составление сериационных рядов по высоте.

Оборудование: набор брусков разной высоты.

Содержание: ребенку предлагается разложить бруски по высоте, начиная от самого высокого и заканчивая самым низким, а затем назвать их высоту в порядке возрастания (самый низкий, низкий, высокий, самый высокий).

Игра «Построим лесенку»

Цель: составление сериационных рядов по высоте.

Оборудование: набор из 8 полосок (полоски отличаются друг от друга на 2 см.) двух цветов (4 красные, 4 – синие).

Содержание: ребенку предлагается «построить лесенку»: разложить полоски красного цвета слева направо по убыванию: в начале – самая длинная полоска, в конце – самая короткая. Затем построить лесенку из синих полосок и разложить их слева направо по возрастанию: в начале – самая короткая, в конце – самая длинная.

Задание на развитие восприятия формы

Игра «Разложи на «кучки».

На 15 карточках изображены знакомые предметы большого и маленького размера (большая кукла и ма­ленькая кукла, большой грузовик и маленькая легко­вая машинка и т. д. Другой вариант – предметы разной формы).

Вариантом задания может быть игра «Одень клоу­нов»: ребенку дают большого клоуна и маленького кло­уна и одежду к ним.

Игра «Подбери подходящий по форме предмет».

На карточках расположены знакомые предметы: пи­рамидка, огурец, книга, дыня, арбуз, пуговица, яйцо, вишня, пенал, линейка-угольник, тарелка, колесо.

Выложите перед ребенком трафареты фигур и пред­ложите к каждой подобрать похожую картинку.

Игра «Геометрические фигуры»

На рисунке изображены геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).

Ребенок выполняет по просьбе взрослого задания:

  1. Покажи все круги, квадраты и т.д.;

  2. Я тебе покажу фигуру, а ты должен назвать ее;

  3. Обведи указательным пальцем контуры фигур, называя их;

  4. Покажи большой круг, маленький круг.

Игра «Сложи геометрические фигуры из частей»

Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) разрезаны на 4 части каждая.

Ребенку поочередно предъявляются карточки с частями геометрических фигур, просите сложить целую фигуру и назвать ее.

Игра «Геометрическое лото»

Для проведения игры следует предварительно подготовить карточки с геометрическими фигурами (треугольники, круги, квадраты) двух размеров (большие и маленькие), четырех цветов (красные, синие, желтые, зеленые). Предложите ребенку следующие задания:

Читайте также:  Все для развития семимесячного ребенка

Задание 1. Покажи круги, треугольники, квадраты.

Задание 2. Покажи маленькие круги, маленькие треугольники, маленькие квадраты.

Задание 3. Выбери большие круги, большие треугольники, большие квадраты.

Задание 4. Выбери синие треугольники, зеленые треугольники, желтые треугольники, красные треугольники.

Задание 5. Покажи красные квадраты, синие квадраты, желтые квадраты, зеленые квадраты.

Задание 6. Отложи зеленые большие квадраты, маленькие синие круги, большие красные треугольники, маленькие зеленые квадраты.

Задания на развитие целостности восприятия

Игра «Разрезные картинки»

Ребенку предлагаются картинки, разрезанные на 2, 3 или 4 части. Ребенку предлагают соединить эти части вместе, угадать, что это за предмет.

Игра «Склеим чайник»

Предложите ребенку «склеить» разбитый чайник из осколков.

Покажите картинку с целым чайником – образец: «Вот такой чайник должен получиться у тебя». (Этот образец остается перед глазами ребенка.) Далее последовательно предлагаете ребенку картинки с разными вариантами разбитого чайника.

Игра «Незаконченные рисунки»

Цель: развитие умения находить недостающие элементы.

Оборудование: карточки с недорисованными изображениями (например, цветок без лепестка, платье без рукава, стул без ножки и т.д.), карандаш.

Содержание: ребенку предлагается назвать, а затем дорисовать недостающие элементы.

Игра «Наложенные изображения»

Цель: различение изображений по их «наложенным» контурам.

Оборудование: карточка с нарисованными друг на друге контурами 3-5 разных предметов (геометрических фигур, игрушек и т.д.).

Содержание: ребенку предлагается рассмотреть карточку, а затем назвать все изображения.

Игра «Что перепутал художник?»

В изображениях любых предметов, животных, лиц, целых сюжетов и т.п. ребенок должен найти не свойственные им детали, объяснить, как исправить ошибки.

Упражнение «Дорисуй фигуры»

Ребенку показывают рисунки, на которых линиями изображены различные геометрические фигуры, т. Е. они не дорисованы. Ребенка просят дорисовать их.

Задания на развитие тактильных ощущений

Игра «Угадай на ощупь»

Подготовьте плоскостные геометрические фигуры, вырезанные из дерева, пластмассы, картона. Предложите ребенку поиграть в такую игру: «Давай с тобой вместе ощупаем эту фигуру. Вот так проводим пальцем по краю квадратика. Вот это уголок, он острый, поворачивай, сейчас ведем палец вниз, опять уголок.

Спрашивайте каждый раз ребенка, какая эта фигура. Когда он потренируется на каждой фигуре (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), предложите уме сделать то же самое, но с закрытыми глазами.

После этого предложите ребенку с закрытыми глазами отыскать все кружочки, все квадратики и т.д. (отбор фигур производится из множества фигур разной формы).

Игра «Что лежит в мешочке?»

Сложите в мешочек разные игрушки и предметы небольшого размера (пуговицы, шарики, шишки, куколки, зверюшки, желуди и т.д.).

Предложите ребенку поиграть: «Смотри, что я достала из мешочка. А теперь ты достань что-нибудь». Когда ребенок достанет и назовет все предметы, сложите все обратно и предложите сделать то же самое, но с закрытыми глазами, на ощупь, и назвать каждый предмет. А затем пусть ребенок достанет из мешочка предмет по просьбе взрослого (на ощупь).

Игры и упражнения на развитие тактильно-кинестетической чувствительности

Игра «Телесные фигуры»

На ладони или на спине ребенка взрослый рисует геометрические фигуры, ребенок угадывает, что нарисовал взрослый, затем взрослый и ребенок меняются местами.

Упражнение «Отпечатки наших рук»

На ровной поверхности чуть влажного песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. При этом важно немного задержать руку, слегка вдавив ее в песок, и прислушиваясь к своим ощущениям. Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях: «Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, по моим ладоням скользят маленькие песчинки. Чувствуешь?».

Далее, взрослый переворачивает свои руки ладонями вверх со словами: «Я перевернула руки, и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. Чувствуешь? Мне не очень удобно держать так руки. А тебе?». Далее упражнение повторяется.

Упражнение «Змейка»

Поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как змейка, машинка, санки и др.).

Выполнить те же движения, поставив ладонь ребром.

«Пройтись» ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы.

Упражнение «Отпечатки»

Создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшек кистей рук всевозможные причудливые узоры на поверхности песка и попытаться найти сходство полученных узоров с какими-либо объектами окружающего мира (ромашкой, солнышком, капелькой дождя, травинкой, деревом, ежиком и пр.).

Упражнение «Пешеход»

«Пройтись» по поверхности песка поочередно каждым пальцем правой и левой рук, после – двумя пальчиками одновременно (сначала только указательными, потом – средними и т.д.).

Упражнение «Пианино»

«Поиграть» пальцами по поверхности песка, как на клавиатуре пианино (компьютера). При этом двигать не только пальцами, но и кистями рук, совершая мягкие движения вверх-вниз. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола.

Упражнение «Загадочные следы»

Сгруппировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять, оставлять на песке загадочные следы.

Упражнение «Что спрятано в песке?»

Взрослый и ребенок вместе погружают в сухой песок кисти рук и начинают шевелить ими, наблюдая за тем, как изменяется рельеф песчаной поверхности.

Следует освободить руки от песка, не совершая резких движений, а только шевеля пальцами и сдувая песчинки. Усложняя задачу, упражнение можно проделать с влажным песком.

Далее взрослый закапывает в песок игрушку (важно, чтобы ребенок не знал, какую именно). В процессе раскопок ребенок пытается догадаться по открывающимся частям предмета, что же именно закопано. Закапывать можно не один, а несколько предметов и игрушек и наощупь узнавать, что или кто спрятано.

Игра «Отгадай загадку и найди отгадку»

Ребенку предлагают отгадать загадку. Разгадка закопана в песок. Ребенок проверяет себя, откапывая ее.

Список литературы

1.Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей /Под ред. К.С.Лебединской. – М.: Просвещение, 1981. – 191с.

2.Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. — М.: Просвещение, 1961.

3.Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной       культуры ребенка. — М.: Просвещение, 1988. – 143 с.

4.Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. — М.: Просвещение, 1973. – 175 с.

5.Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. — М.: Просвещение, 1984.- 256 с.

6.Забрамная С.Д. Психолого – педагогическая диагностика умственного развития детей. — М.: Просвещение, 1995.

7.Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М., 2003.

8.Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989.

Источник