Упражнения на развитие мелкой моторики ребенка 2 лет

Коваленко Ирина Анатольевна
Методическая разработка «Развитие мелкой моторики рук у детей 2–3 лет»

Методическая разработка. «Развитие мелкой моторики рук у детей 1-3 лет».

Все родители знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Развивая мелкую моторику у детей, мы стимулируем развитие речи. Это происходит потому, что при выполнении мелких движений пальцами рук в кору головного мозга поступают сигналы, которые активизируют клетки мозга, отвечающие за формирование речи ребёнка. Вот почему следует начинать заниматься развитием мелкой моторики с самого раннего возраста. Этим вы будете воздействовать на активные точки, связанные с корой головного мозга. Значение развития мелкой моторики очень велико:

1. Повышает тонус коры головного мозга.

2. Развивает речевые центры коры головного мозга.

3. Стимулирует развитие речи ребенка.

4. Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.

5. Способствует улучшению артикуляционной моторики.

6. Развивает чувство ритма и координацию движений.

7. Подготавливает руку к письму.

8. Поднимает настроение ребенка.

Но не все знают, как правильно это делать, какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики.

Работая с детьми раннего возраста по развитию мелкой моторики,я ставлю для себя следующие цели и задачи:

1. Развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук;

2. Развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

3. Совершенствовать движения рук, развиваяпсихические процессы: произвольное внимание; логическое мышление; зрительное и слуховое восприятие; память; речь детей.

Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать?

В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны.

Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкая моторика. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с восьмимесячного возраста.

Развитие мелкой моторики.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом (например, «Сорока»). Развитие мелкой моторики – это одно из самых важных направлений развития детей в возрасте 1-3 лет. И не случайно! Развивая детские пальчики, мы не только помогаем ребенку научиться виртуозно владеть своими руками,но и:

— стимулируем развитие речи у ребенка (зоны мозга, ответственные за мелкие движения пальцев тесно связаны с зонами мозга, отвечающими за речь человека; давно доказано, что деятельность по развитию мелкой моторики рук стимулирует также и развитие речи у детей);

— помогаем развивать интеллект ребенка в целом;

— готовим руку ребенка к освоению таких важных навыков, как письмо, рисование, умение пользоваться ножницами, одевание и выполнение других действий, для которых важны ловкие пальцы.

Развитие мелкой моторики у детей от года до двух лет

Вы заметите, как к этому возрасту малыш «усовершенствовал» возможности движений кистей рук;он научился:

— захватывать мелкие предметы (хлебные крошки, бусины, кукурузные хлопья).

— удерживать все те же предметы указательным и большим пальцами, в согнутом состоянии, что свидетельствует о развитии «щипкового захвата».

Используя подобные навыки ребенка, Вы сможете дальше развивать у него мелкую моторику и координацию движений рук, а также глазомер, например, с помощью игр с небольшими предметами.

Развитие мелкой моторики у детей 2-3 лет

У малыша третьего года жизни мелкая моторика развивается также быстрыми темпами, только она уже связана с формированием познавательных навыков. Ребенок предпринимает определенные действия,чтобы получить новую информацию: он бросает, трогает, ломает игрушки и тем самым их изучает. Когда ребенок лепит, вырезает, рисует, застегивает пуговицы под руководством взрослого, он также учится, получает новые знания.

Что делать, если вы обнаружили плохое развитие мелкой моторики руки у своего ребенка?

Необходимо набраться терпения и начать постепенно исправлять этот недостаток систематически, каждый день. Можно использовать для этого обычные занятия ребенка. Посмотрите, как ребенок моет и вытирает руки. Приучите его тщательно мыть каждый пальчик. А затем так же тщательно вытирать его полотенцем, хорошо массируя каждую фалангу. Если у вас есть сад, воспользуйтесь этим и привлеките ребенка к сбору ягод.

Есть и специальные игры и упражнения для развития тонкой моторики руки. Некоторые из них известны вам давно. Например, игра в тени. Это когда с помощью различных комбинаций пальцев показывают различные теневые фигуры-зайчика, собачку, человечка. Другая распространенная игра-определение на ощупь предмета, накрытого салфеткой. Вспомните об играх – шнуровках.

У большинства современных детей наблюдается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Сейчас распространена обувь на липучках и детям часто не приходится завязывать шнурки. Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение — есть способ познания мира. Соответственно, чем четче и точнее будут детские движения, тем глубже и осмысленнее будет знакомство ребенка с миром.

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 1-2лет.

Складывание в бутылочку. Предложите малышу бросать мелкие предметы (фасоль, изюм, попкорн, конфетки) в бутылку, у которой узкое горлышко. Лучше если бутылочка будет изготовлена из прозрачного пластика, так малыш сможет наблюдать за процессом попадания предмета внутрь.Каждое свое действие комментируйте: «Одна бусина уже оказалась внутри. Теперь вторая…», и обязательно хвалите малыша за его достижения. Затем, когда бусины попадут в бутылочку, покажите чаду, как при помощи специальных движений (захватывания предмета указательным и большим пальцами) можно «вызволять» их обратно. Подобная игра направлена именно на координированную работу пальцев.

Важно! Когда малыш играет с мелкими предметами (особенно если они несъедобные, не оставляйте его без присмотра, даже на короткое время.

Читайте также:  Продукты способствующие развитию ребенка

Игры с крупой. Используйте для игры как крупную крупу (фасоль, бобы, так и мелкую (гречку, рис). Предложите ребенку пересыпать крупу из плоской тарелки (подноса) в прозрачную глубокую миску. Главное условие – малыш должен будет брать крупу непосредственно щепоткой. Когда крупа окажется в миске, ее будет необходимо пересыпать обратно. Игра направлена на развитие координации и точности движений рук.

Мозаика. Отдайте предпочтение той мозаике, у которой крупные фишки разных цветов (лучше, если их будет не больше четырех, маленькое игровое поле с небольшим количеством отверстий.

В какие игры можно играть:

• сортировка фишек по цветам;

• выкладывание «дорожки» из элементов одного цвета;

• выкладывание основных геометрических фигур (круга, квадрата, треугольника);

• выкладывание узора, согласно предложенному образцу.

Игры с бутылочками и баночками. Ребёнку предлагаются бутылочки и баночки, у которых горлышки разного диаметра (флакончики из-под духов, бутылочки от газированной воды, микстур, баночки из-под косметических средств); заранее открутите у них крышечки и положите их перед малышом вперемешку. Задача ребенка – подобрать к каждой баночке и бутылочке соответственную крышечку и затем закрутить их. Назначение игры – развитие мышечной силы ведущей руки.

Надевание предметов на стержень. Малыш может надевать на стержень как приспособленные для этого кольца или фигурки пирамидки, так, например, и обычные сушки.

Забивание колышков. Ребенок учится забивать колышки с помощью игрушечного молоточка, без совершения лишних движений и, не замахиваясь слишком сильно. Подобные игры способствуют укреплению мышечной силы, развитию координации и точности движения рук.

Игры с бельевыми прищепками. Подобные игры полезны детям, которым необходимо увеличить мышечную силу пальчиков. Для первых занятий лучше выбрать прищепки из пластмассы, на которые не нужно сильно нажимать, дабы раскрыть их.

Пусть малыш возьмет прищепку, разожмет ее и прикрепит на листок плотного картона. Когда малыш освоит подобные манипуляции, ему можно предложить другие занятия, например,прицеплять прищепки:

• на веревку (предварительно натяните ее между стульями);

• на картонные заготовки-трафареты (корзинка, елочка).

•например: игра «Иголки для ежика», «Лучики для солнышка»

Эти игры очень любят мамы и педагоги, потому что прищепки стоят недорого, дети любят с ними возиться, ну а уж игр с прищепками придумано огромное множество! С помощью прищепок делаем иголочки на спинке ежика, лучики для солнышка и т. д. Это хорошее упражнение для развития мелкой моторики, которое одновременно является и тактильным упражнением. Задание состоит в том, чтобы на края круга нацепить обычные бельевые прищепки тремя пальцами.

Игры с фольгой. Положите в «коробочку» из-под киндер-сюрприза несколько бусин, шарики или игрушку, и заверните в лист фольги. Заинтересуйте ребёнка, «прошуршав» шариком из фольги, и потрясите им. Малыш захочет развернуть «упаковку» и узнать, что находится внутри. Разворачивая фольгу, ребенок будет сосредоточен на процессе и задействует свои ловкие пальчики.

Доставание предметов из сумки. Для подобных игр используйте косметичку из прозрачного пластика или сумочку небольшого размера с молнией. В сумочку положите маленькие сюрпризы,интересные мелочи: колокольчик, флакончик из-под духов, небольшую игрушку, старый пульт, конфетку, ненужные бумаги. Чтобы добраться до содержимого, ребенку придется потрудиться.

Открывающиеся игрушки. Игры с матрешками, «яйцами» от киндер-сюрприза, маленькими коробочками и пластиковыми контейнерами. Внутрь лучше что-нибудь положить (пусть это будет какое-нибудь лакомство: леденец, сухофрукты, орешки, кукурузные палочки).

Пазлы, разрезанные картинки. Для малышей второго года жизни подойдут пазлы и картинки, состоящие из нескольких частей (не более четырех); пусть у них будет разная форма разреза, например, волнообразная, горизонтальная, вертикальная. Вначале сами соберите картинку и покажите ее малышу, после чего разберите и помогите ребёнку ее собрать заново. Подобное занятие благоприятно скажется на развитии мышления, мелкой моторики и пространственного представления.

Игры с игрушками – вкладышами, пирамидки. Пирамидки — способствуют развитию мелкой моторики рук, самостоятельности, внимания, цветового восприятия, целостного восприятия предмета, логического и ассоциативного мышления ребёнка. Ребёнок учится подбирать фигурки по форме и вставлять их в соответствующие отверстия. Благодаря таким занятиям дети развивают мелкую моторику пальцев рук, а также знакомятся с различными геометрическими фигурами и различными цветами.

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 2-3лет.

Нанизывание. Продемонстрируйте ребенку процесс нанизывания бусин (они должны быть достаточно крупными, в диаметре не менее 12 мм) на шнур, проволоку (концы шнура лучше обработать парафином или клеем). Также на веревочку ребенку можно предложить нанизывать маленькие сушки, деревянные колечки.

Игра: «Сделай бусы». Развивать мелкую моторику можно и при помощи макаронных изделий. Мне нравится этот способ тем, что пока мама занимается своими делами ребенок может провести время с пользой. Сделать такие бусы из макарон своими руками совсем не сложно. Потребуются макароны с крупным просветом и веревочка.Задача для ребенка: нанизать макаронины на шнурок. Можно брать макароны разного цвета или разной формы.

Шнуровка. Игры со шнуровками подготавливают малыша к освоению более сложных навыков – лепке, рисованию. Ребенок учится подобным образом концентрировать зрительное внимание, координировать свои движения, осваивать тонкие движения пальцев.Виды шнуровок: игрушки из дерева или текстиля (пуговицы, фрукты, мягкие игрушки) с толстым шнуром, который необходимо продеть в отверстия; жесткие игрушки-выпиловки со сквозными отверстиями и шнурками.

Расстегивание пуговиц и кнопок. Чтобы развить подобный моторный навык, лучше выбрать специальные игрушки с пуговицами, кнопками и навесными петельками (на предметах одежды это будет сделать сложнее). Малыш должен научиться расстёгивать и застегивать пуговицы различные по диаметру.

Возведение башни. Предложите малышу построить башню из нестандартных деталей (бочонков лото или костяшек домино, крышечек от бутылок и флаконов, стаканчиков из пластика).

Игры с предметами быта. В качестве тренажеров развития мелкой моторики прекрасно подойдут предметы домашнего обихода, вещи из «мира взрослых». Покажите, как поворачивать ручку и открывать дверь, нажимать на кнопку звонка или лифта, набирать номер на телефоне и т. д. Подобные занятия укрепят мышечную силу рук, разовьют координацию движений.

Азы оригами. Покажите малышу самые простые действия с бумагой (например, складывание листа пополам). Обхватите руки малыша и продемонстрируйте ему всю последовательность действий.

Лепка. Данный вид занятия способствует развитию моторики рук, стимуляции тактильной чувствительности детских пальчиков. Вначале Вы должны будете показать ребенку сам процесс превращения бесформенного комочка в фигурки, заинтересовать его. Ребенку важно уловить чёткую связь между движениями рук и результатом (формой, который может получиться.

Поначалу он научиться создавать простые,примитивные фигурки: шарики, колбаски, лепешки, но это поспособствует возникновению желания слепить что-то определенное. Важно подготовить материал к работе (т. к. у малышей могут возникнуть трудности с этим): размять пластилин, дабы он стал мягким, эластичным. Начинайте с простых упражнений, например, с раскатывания небольшого кусочка пластилина прямыми движениями между ладонями. Пофантазируйте с малышом, пусть это будут не обычные колбаски, а например, столбики для игрушечного забора или шпалы; а когда Вы соедините концы, получится колечко или бублик. После можно приступать к освоению процесса лепки предметов округлой формы.

Читайте также:  Рекомендации по развитию восприятия ребенка

Рисование на манке. Для игр понадобится поднос на котором насыпана манка.

Можно рисовать вместе с мамой солнышко, тучка и дождик, цветок и т. д.

Хочется отметить рисование манкой для детей такая техника – это новшество, которое завораживает каждого ребёнка. С помощью нее развивается творческое мышление, фантазия, воображение, мелкая моторика и многое другое.

Поиск клада. Это очень полезно, так как во время таких «раскопок» ребенок совершает движения пальцами аналогичные тем, которые он делает при выполнении пальчиковой гимнастики.

Игры с крупами — не только отличное развивающее занятие для детей. Они оказывают еще и успокоительный эффект. Для таких игр подойдет любая крупа, имеющаяся в доме — фасоль, горох, гречка, пшено, рис и т. д., можно использовать манку. Также пусть у вас будут под рукой мелкие игрушки, небольшие машинки. На самом дне нужно отыскать клад.

Рисование ватными палочками. (Может быть и коллективная работа).

Если вы мама ребенка 2 лет, то конечно знаете – приучить ребенка правильно брать в руки карандаш или кисточку совсем непросто.

Малышу очень трудно правильно в руке держать карандаш. И всячески сопротивляются, когда вы хотите их научить держать кисть правильно.

Но выход есть – рисование ватными палочками.

Маленьким пальчикам будет удобнее держать легкую палочку, а рисунок получится сам собой. Двухлетний ребенок обязательно заинтересуется такой захватывающей и простой техникой. Кроме того рисование ватной палочкой хорошо развивает мелкую моторику. Техника рисования ватными палочками напоминает мозаику, когда из волшебных крупиц, шаг за шагом рождается картина. Первое время ребенок нуждается в помощи взрослого, потому что без сопровождающей игры рисование ватными палочками для детей не очень интересно.Принцип данной техники прост: ребенок закрашивает картинку точками. Для этого необходимо обмакнуть ватную палочку в краску и нанести точки на рисунок, контур которого уже нарисован.

Заключение:

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь — учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из теста и пластилина.

Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будет развиваться речь и мышление ребенка.

Источник

Игры и упражнения

по развитию мелкой моторики пальцев рук

для детей 2-3лет

(сокращенный вариант)

Данная подборка игр и упражнений по развитию мелкой и общей моторики детейраннего возраста является приложением к методическому пособию «Девочка Маша».

Игры и упражнения имеют многофункциональный характер, так как с их помощью у детей:

— формируется фонетико-фонематическая база;

— развивается фразовая и связная речь, речевая, общая и тонкая моторика пальцев;

— активизируется развитие высших психических функций, познавательной деятельности;

— развивается сорное восприятие, умение играть с игрушками;

— формируется процесс социальной адаптации у детей.

Цель: развитие мелкой и общей моторики и речи детей, расширению их кругозора.

В процессе организации и проведения работы с детьми используются различные методы и приемы, посредством использования разнообразных материалов.

Игра «Котята» Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.

У кошечки нашей есть десять котят, Сейчас все котята по парам стоят:

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых. Покачиваем руками, не разъединяя их.

Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга

(от большого к мизинцу).

Игра «Это дом»

Дом я строю во вселенной.

Есть в нем крыша и антенна.

Есть в нем дверь, и есть окошко –

Пусть живет в нем наша кошка!

Материал: палочки счетные, картинка с изображением дома и схема выкладывания.

Усложнение: при выкладывании учитывать цвет предмета, по образцу предложить выложить кошку.

Выкладывание из палочек одноэтажного дома с окном, дверью, антенной.

Цель:

— учить действовать по представлению;

— продолжать формировать более тонкие дифференцировки при осуществлении подбора, соотнесения;

— учить собирать дом по графическому изображению (рисунку);

— развивать координированные движения рук и тонкие движения кончиков пальцев.

Игра «Солнышко».

Вот, как солнышко встает

Выше, выше, выше!

К ночи солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже.

Хорошо, хорошо

Солнышко смеется,

А под солнышком всем

Весело поется!

Солнце рано утречком поднималось,

Студеной водицею умывалось.

Протоптало солнышко сто дорожек!

Почему у солнышка столько ножек?

Г. Лагздынь Цель: развивать общую координацию движений. медленно поднимают руки вверх

медленно опускают руки

«фонарики»

хлопают в ладоши

руки поднимают вверх

делают движения руками «умываются»

идут друг за другом

Игра «Кто в домике живет?».

Материал: домик, окошки открываются, внутри вставляются карточки, на которых нарисованы животные.

Цель: — развивать тактильные ощущения; — учить воспринимать расстояние; показать, что от него зависит результат действий, — обратить внимание на направление движения руки в пространстве и самостоятельно выбирать это направление; — развивать мелкую моторику; — активизировать словарь: петушок, кошечка (др.)»большой – маленький».

Упражнение «Дом большой, дом маленький».

Цель: развивать координацию общих движений.

У петушка дом большой,

Ой, ой, ой!

А у кошки – маленький,

Ай, ай, ай!

Наш петушок пошел домой,

Ой, ой, ой!

Да и крошка кошечка.

Ай, ай, ай!

разводят руки через стороны – вверх

жалобно; приседают, делают выдох, опускают голову, охватывают колено руками

идут, руки за спиной, с высоким подниманием колен

идут, выполняя плавные движения, имитирующие движение кошки

Динамическое упражнение «Котята». Цель: — развивать общую координацию движений; — учить выполнять движения в соответствии с текстом:

Как у нашей кошки,

Подросли ребята,

Подросли ребята,

Пушистые котята.

Спинки выгибают,

Хвостиком играют.

А у них на лапках

Острые царапки,

Длинные усищи,

Зеленые глазищи.

Очень любят умываться,

Лапкой ушки почесать

И животик полизать.

Улеглись на бочок

И свернулись в клубок,

А потом прогнули спинки,

Убежали из корзинки.

дети изображают действия котят: горбят спинки и шипят; стоят на коленях, вытягивают руки вперед и шевелят пальчиками, сжимают и разжимают кулачки

имитируют умывание, чешут за ушками, «лижут» животик, прогибают спинку

разбегаются, бег в течение 30 секунд

Упражнение с пальчиками «Мышка» Цель: развивать мелкую моторику рук.

Мышка маленькая в норке

Тихо грызла хлеба корку.

«Хрум, хрум!» –

Что за шум?

Это мышка в норке

Хлебные ест корки

поскрести ногтями по столу, по коленям

сжимать пальцы в кулаки и разжимать их

потереть ладони друг о друга

Пальчиковая игра «Коготки» Цель: развивать мелкую моторику рук.

Точит кошка коготки,

Сидя на окошке.

Ах, какие же они

Острые у кошки!

Ах, какие у нее

Маленькие лапки!

В этих лапках до поры

Читайте также:  Центр развития ребенка в новополоцке

Дремлют цап-царапки.

В. Кудрявцев, В. Егоров

пальцы выпрямляют и сжимают в кулаки

поглаживают ладони друг о друга

сжимают пальцы в кулачки, поворачивают кулачки вправо – влево.

Игра: «Мышка в норке, спряталась от кошки».

Материал: бумага тонкая цветная, игрушка (мышка, кошка). Цель: — учить рвать бумагу пальцами на мелкие кусочки; — строить из кусочков бумаги «норку» для мышки, засыпая мышку бумажками; — развивать фантазию.

Упражнение: «Проложим дорожку из камешков» – лепка.

Материал: игрушка мышка, пластилин.

Цель: — вызывать интерес к простейшим действиям с материалами, пригодными для лепки; — учить отщипывать пальцами маленькие кусочки от основного куска и вдавливать их в поверхность дощечки для лепки.

Упражение-игра «Посыпаем дорожки» – (домашняя школа Монтессори). Материал: красивое глубокое блюдце с чистым песком, пшеном, рисом, полоски бумаги.

Цель: — учить детей посыпать тремя пальцами песок (крупу); — развивать мелкую моторику пальцев Методические рекомендации: предложить посыпать «песком» (пшеном, рисом) дорожку на столе шириной 3-5 см; ограничить ее полосками бумаги. Дорожка может идти от одного выложенного из спичек домика к другому. Песок сыпать тремя пальцами (сложить их «щепоткой», не выходя за края дорожки.

Упражнение: «Мышка» –

Мышка маленькая в норке

Тихо грызла хлеба корку.

«Хрум, хрум» –

Что за шум?

Это мышка в норке

Хлебные ест корки.

Выкладывание из палочек. Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

Упражнение с пальчиками «Мышки» Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

Материал: на картинке нарисованы: кошка притаилась, мышки убегают по дорожке (дорожка из кружков):

Методические рекомендации: «Помоги мышкам добежать до норки: прошагай тремя пальчиками правой руки по кружкам

Игра: «Разрезные картинки» Цель: — учить составлять целое (мышку) из трех частей; — развивать воображение, память.

Материал: мышка на картинке; мышка, состоящая из 3-х частей (голова, туловище, лапки).

собрать картинку мышки из трех частей.

Методические рекомендации: рассмотреть мышку на картинке; 1 вариант: наложить (совместить) части силуэта мышки на картинку; 2 вариант: собрать картинку мышки из 3-х частей (голова, туловище, лапки).

Упражнение: «Это мышка – обведи и нарисуй»

Материал: карандаш, фломастер, трафарет из картона или пластмассы силуэта мышки.

Обводка трафарета из толстого картона или трафарета мышки из пластмассы. Цель: — развивать мелкую моторику пальцев; — учить воспринимать предмет с помощью обводящего движения, использовать полученный образ (мышки) в изобразительной деятельности.

Пальчиковая игра «Цветок»

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питанье

Дружно дают под землей корешки.

Цель: развивать мелкую моторику пальцев

руки в вертикальном положении, ладони друг к другу,

развести пальцы и слегка округлить их

развести пальцы рук

ритмичные движения пальцами вместе – врозь

ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести

Игра: «Каждому листочку – свое место»

Материал: карточки с листочками цветов

закрыть контуры различных листочков нужными листочками, взятыми из коробки. Цель: — осуществлять выбор контура листочка по образцу и проверять его примериванием; — продолжать различать цветы «такой – не такой»; — знакомить с названиями цветов; — учить действовать в соответствии со словесной инструкцией; — продолжать развивать мелкие движения рук, целенаправленность действий; — создавать положительное эмоциональное отношение к выполнению задания.

Упражнение: «Волшебный цветок».

Материал: картинки с изображением сказочных декоративных цветов, таз с водой, салфетки, гуашь.

Над клумбой бабочка кружит,

Куда же сесть? Все не решит:

Цветочек каждый так хорош!

Какой красивей – не поймешь! Рисование

Цель: — продолжать знакомить с нетрадиционными приемами рисования; — учить рисовать ладонью; — развивать воображение.

Игра: «Собери цветок»

Материал: на листе бумаги сделан цветок (аппликация, отдельно лепестки, поднос.

Цель: — формировать зрительно-двигательную координацию; — развивать зрительную ориентировку на форму предмета; — формировать практические способы ориентировки (метод проб); — вызывать интерес к своим действиям; — учить захватывать мелкие предметы (лепестки) пальцами; — формировать способность согласованного действия пальцами обеих рук.

Упражнение: «Красивый одуванчик»

Втыкание спичек в пластилиновый комочек. Цель: развивать мелкую моторику пальцев.

Игра: «Выросли цветы».

Раз, два, три – выросли цветы,

К солнцу потянулись высоко, высоко!

Цветам тепло и хорошо!

Е. Пожиленко Цель: развивать общую координацию движений.

медленно встать из положения сидя

поднять руки вверх, потянуться

обмахивают лицо руками

Игра «Сухой бассейн» Цель:

— учить детей на ощупь находить предметы в гречке;

— развивать тактильные ощущения, мелкую моторику пальцев рук зрительное восприятие.

Упражнение: «Ромашка»

Оснащение: нарисованная на

картоне ромашка с контурными

лепестками и желтой серединкой;

кусок глины или пластилина

белого цвета.

Я – цветок на длинной ножке,

С желтой серединкой.

А зовут меня – ромашка,

Белая кудряшка.

Цель:

— совершенствование работы указательного и большого пальцев; — развитиекоординации правой и левой руки;

— обучение основным техническим приемам лепки – раскатыванию «колбаски» из небольшого кусочка глины;

— развитие воображения;

— расширение словарного запаса ребенка.

Игра: «Готовим салат вместе с

мамой»

Оснащение: овощи (помидор,

огурец коробка с отверстиями

с боков для правой и левой руки.

Цель:

— развитие тактильного восприятия (гладкий помидор, шершавый огурец);

— обогащение пассивного и

активного словаря ребенка:

«огурец», «помидор», «салат»,

шершавый, «гладкий», «режем»,

«готовим».

Упражнение: «Колокольчики»

Оснащение: картинка с

изображением колокольчика,

грецкий орех.

Ход игры.

Динь – динь.

Дни подряд

Колокольчики звенят.

Динь – динь – динь…

Динь – динь – динь… Цель: расслабление кисти руки,

развитие умения соблюдать ритм.

Игра: «Хоровод среди цветов»

Оснащение: грецкий орех.

Ход игры.

Вложить в ладони ребенка

грецкий орех попросить его

делать круговые движения в такт словам:

Вокруг розовых кустов,

Среди трав и цветов

Водим, водим хоровод. Цель: развитие тактильного

восприятия

Игра: «Соберем гербарий»

Оснащение: цветы из бумаги

(ромашки, колокольчики, спицы.

Усложнение задания возможно за счет нанизывания цветов, вырезанных из бумаги по контуру, в любой последовательности Цель: развитие мелкой моторики,

координации движений.

Упражнение: «Следы»

Оснащение: пластилиновая

«дорожка» (520 см); игрушечные

(кошка, петух (заяц, медведь);

картинка с изображением

животных.

Цель:

— формирование контроля за

мышечными ощущениями;

— воспроизведение алгоритма

движений пальцев (указательного и

среднего попеременно, двух

пальцев одновременно).

Игра: «Ваза для фруктов»

Оснащение: наборное полотно;

мозаика; фрукты (яблоко, груша,

апельсин) или заменяющие их

муляжи; ваза.

Цель:

— развитие мелкой моторики

указательного и большого пальцев

ведущей руки ребенка;

— развитие умения выкладывать

картинки по образцу;

активизация словаря: «яблоко»,

«груша», «апельсин», «фрукты»,

«ваза»,

Игра: «Тюльпан – ромашка»

Оснащение: два листа картона (на

одном контурная прорисовка

ромашки, на втором – тюльпана);

белый шнур для выкладывания

лепестков ромашки; красный шнур

для выкладывания лепестков

тюльпана;

короткий кусок желтого

шнура для выкладывания

серединки ромашки;

зеленый

фломастер.

По полянке я шагаю

И цветочки собираю.

Белую ромашку – много лепестков.

Красненький тюльпанчик –

Шляпа, как тюрбанчик. Цель:

— закрепление умения ребенка

составлять узор из деталей (по

образцу, по памяти);

— развитие моторной ловкости

пальцев рук;

— развитие умения ребенка

ориентироваться на листе бумаги;

— активизация словаря: «ромашка»,

«тюльпан», «цветы», «собираю».

Выложить из шнуров цветы по

контуру.

Упражнение: «Дождик, дождик, лей, лей…»

Оснащение: наборное полотно,

мозаика, нарисованная на листе

бумаги дождевая капля.

Чтение стихотворение:

Дождик капнул на ладошку,

На цветы и на дорожку.

Льется, льется, ой-ой-ой!

Побежали мы домой.

Цель:

— развитие мелкой моторики

(пинцетного захватывания);

— развитие зрительного внимания;

— выработка умения выкладывать

по образцу;

— активизация словаря: «дождик»,

«дорожка», «льется», «ладошка».

Источник