Упражнения на развитие коммуникативной сферы для одного ребенка

Игры и упражнения на развитие коммуникативной сферы

Формирование коммуникативности — важное условие нормального психологического развития ребенка. А также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.

   Коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых игр.

    Вашему вниманию, мы предлагаем игры на развитие коммуникативных навыков. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.

Цели и задачи:

— чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров;

— умение устанавливать  доброжелательные отношения, замечать положительные качества других  и выражать это словами, делать комплименты;

— умение решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом;

— развитие не вербальных и предметных способов взаимодействия;

— создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.

Слепец и поводырь

Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.

Дети разбиваются на пары: “слепец” и “поводырь”. Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребенок, таким образом, проходит определённую “школу доверия”.

По окончанию игры воспитатель просит ребят ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?

Вежливые слова

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

Подарок на всех

Цель: развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.

Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик- Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

Лети, лети лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.

Вели, чтобы…

В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

Игры-ситуации

Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Детям предлагается разыграть ряд ситуаций:

1. Два мальчика поссорились – помири их.

2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы – попроси его.

3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка – пожалей его.

4. Ты очень обидел своего друга – попробуй попросить у него прощения, помириться с ним.

5. Ты пришёл в новую группу – познакомься с детьми и расскажи о себе.

6. Ты потерял свою машинку – подойди к детям и спроси, не видели ли они ее.

7. Ты пришёл в библиотеку – попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.

8. Ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?

9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки – поделись с ним.

10. Ребёнок плачет – успокой его.

11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке – попроси товарища помочь тебе.

12. К тебе пришли гости – познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.

13. Ты пришёл с прогулки проголодавшийся – что ты скажешь маме или бабушке.

14. Дети завтракают. Витя взял кусочек хлеба, скатал из него шарик. Оглядевшись, чтобы никто не заметил, он кинул и попал Феде в глаз. Федя схватился за глаз и вскрикнул. – Что вы скажите о поведении Вити? Как нужно обращаться с хлебом? Можно ли сказать, что Витя пошутил.

Разговор через стекло

Цель: развить умение мимику и жесты.

Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение “Через стекло”. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показать (например, “Ты забыл надеть шапку”, “Мне холодно”, “Я хочу пить…”), а другой группе отгадывать то, что они увидели.

Пойми меня

Цель: развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях.

Ребёнок выходит вперёд и придумывает речь из 4-5предложений, Дети должны догадаться, кто говорит(экскурсовод, журналист, воспитатель, литературный герой) и в какой ситуации возможны подобные слова. Например, “И вот все вышли на старт. 5,4,3,2,! – старт! (Ситуация – соревнование спортсменов, говорит спортивный комментатор).

«Лебедь, рак и щука».

Цель развить внимание ребенка, улучшить координацию его движений, улучшить коммуникативные способности общения в паре, привить «чувство партнера».

В игре могут принимать участие двое. Дети, располагаясь спиной к спине, соединившись руками в локтевых суставах должны достать по сигналу ведущего, причем перед каждым стоит дополнительная задача – перетянуть соперника на свою сторону. Воспитатель смотрит чтобы дети не нанесли себе травмы.

Игра «Веселая сороконожка»

Цель: развивать как коммуникативные способности, так и процессы наблюдательности, внимания.

Не забудьте включить детям веселую музыку!

В игру участвует, как минимум, шестеро детей – чем больше, тем лучше. Участники должны стоять друг за другом, положив руки на плечи ребенка впереди. Первый игрок, соответственно, оказывается ведущим, он направляет движение сороконожки. Взрослый регулирует движение сороконожки при помощи ритма и темпа музыки. Если дети успешно справились с этим этапом задания, его можно усложнить, попросив ребят усложнить свое движение разными замысловатыми движениями.

Пальцы — звери добрые, пальцы — звери злые (автор — О. Хухлаев. О.Хухлаева)

Цель: развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков.

Количество играющих: любое.

Описание игры: дети представляют, что их пальчики — добрые кошечки, злые мышки, добрые волчата, злые зайчата и т. д.

Комментарий: взрослый предлагает детям превратить свои пальчики, например, на правой руке — в добрых волчат, а на левой — в злых зайчат. Им надо поговорить друг с другом, познакомиться, поиграть, может быть, поссориться. Если у детей хорошо получается, можно предложить им познакомиться с ручками других детей. Кроме развивающего эффекта игра дает возможность выявить особенности общения детей.

Игра полезна гиперактивным, агрессивным и аутичным детям. Она помогает им ощутить возможности своего тела, найти новые способы налаживания кон­такта, преодолеть боязнь физического контакта.

Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай (авторы — О. Хухлаев, О.Хухлаева)

 Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания.

Количество играющих: 2 или более человек.

Описание игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.

«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».

«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним».

«Лене очень нравился Сережа, поэтому она его по­била».

Кинолента (автор — М.Сигимова)

Цель: развитие невербальных средств общения, развитие памяти.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: группа (6-7 человек).

Описание игры: дети садятся в круг и создают кино «с первого слова». Первый ребёнок придумывает слово, второй должен повторить его и добавить одно своеслово, третий — повторить первые два слова и сказать свое, четвертый повторить первые три слова и сказать четвертое ит.д. Когда все дети проговорят желаемое, они должны показать фильм с помощью пластики и мимики.

Читайте также:  Центр развития ребенка 2528

Комментарий: вместо показа кино игра может закончиться сочинением          сказки илирассказа с использованием предложенных слов. Если же взрослый стаит задачумышечного раскрепощения детей, развития способности передавать свои чувстваи переживания невербально (мимикой и пантомимой) тогда лучше использовать первый вариант окончания игры.

Литература:

— Новгородцева  Е. А. Формирование доброжелательных отношений у детей в игровой деятельности //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 6/2011 г.Москва ТЦ « Сфера»- стр 60.

— Чеснокова  Е.Н. развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 9/2008 г.Москва ТЦ « Сфера» -стр 126.

— Кулигина Е.А., Кислякова Е.В. Коммуникативные способности дошкольников как фактор социальной адаптации. //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 5/2010 г.Москва ТЦ « Сфера»- стр 61.

— Громова Е.В. Формирование навыков общения со сверстниками у старших дошкольников. //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 5/2010 г.Москва ТЦ « Сфера»- стр 65.

— Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду старшие группы. Пособие для воспитателей детского сада. Москва « Просвещение» 1982г.

— Г.А. Широкова «Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста».

Источник

Татьяна Бодякшина
Игры и упражнения для развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста

«Принц на цыпочках»Цель: Формирование навыков регулирования поведения в коллективе. Дети сидят в кругу. «Принц» или «принцесса» неслышными шагами подходит к одному из участников группы, легко дотрагивается до кончика носа и направляется к следующему. Тот, до чьего носа дотронулся «принц», должен также бесшумно следовать за ним. Он становится членом королевской свиты и должен держаться с королевским достоинством, спокойно и элегантно. Королевская свита будет увеличиваться, пока в нее не войдут все участники упражнения.В этот момент принц оборачивается к своей свите и говорит: «Благодарю вас, господа!» Дети рассаживаются по местам.

«Тух – тиби – дух»Цель: формирование адекватных форм поведения. Дети произносят заклинание против плохого настроения, обид и разочарований. Они, не разговаривая хаотично двигаются по комнате, и останавливаясь напротив одного из участников, должны сердито произнести волшебное слово «Тух – тиби – дух». После этого продолжать движение по комнате, время, от времени останавливаясь и сердитым голосом проговаривая волшебное слово «Тух – тиби – дух». Важно говорить его не в пустоту, а человеку, стоящему напротив. Через некоторое время дети не могут не смеяться.

«Сороконожка»Цель: развитие навыков взаимодействия со сверстниками. Участники группы встают друг за другом, держа за талию впереди стоящего. По команде педагога «Сороконожка» начинает двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями и т. д. Главная задача участников – не разорвать цепочку и сохранить «Сороконожку»

«Неожиданные картинки»Цель: Способствовать осознанию детьми своего поведения. Участники игры садятся в круг и получают подписанные листы бумаги и карандаши. По команде педагога дети начинают рисовать какую-либо картинку, затем по следующей команде передают ее соседу справа. Получают от соседа слева недорисованную картинку и продолжают ее рисовать. Передача недорисованных картинок продолжается до тех пор, пока они не сделают полный круг и дети не получат свою картинку обратно. Каждый участник имеет возможность увидеть, какой вклад вложен им в каждую картинку.

«Передай сигнал»Цель: Преодоление защитных барьеров среди сверстников. Дети берутся за руки. Ведущий посылает сигнал стоящему рядом с ним ребенку через пожатие руки, сигнал можно передавать влево или вправо, разговаривать нельзя. Когда сигнал придет снова к ведущему, он поднимает руку и сообщает о том, что сигнал получен. Затем предлагает детям передать сигнал с закрытыми глазами. Игра проводится 3-4 раза. Главное условие – общение без слов.

«Радио»Цель: Формирование эмпатии, терпимого отношения к сверстникам. Дети садятся в круг.Ведущий садится спиной к группе и объявляет: «Внимание, внимание! Потерялся ребенок (подробно описывает кого-нибудь из группы участников (Цвет волос, глаз, рост, одежду) Пусть она подойдет к диктору». Дети внимательно смотрят друг на друга. Они должны определить, о ком идет речь, и назвать имя этого ребенка. В роли диктора радио может побывать каждый желающий.

«Бабушка Маланья»Цель: Развивать согласованность движений всех детей, единство в создании образа и настроения. Дети стоят в кругу, выбирают Маланью. Водящий должен придумать какое-нибудь оригинальное движение, а все остальные – его повторить. Затем можно переизбрать водящего. На ребенка, изображающего «Маланью» можно надеть платочек, он становится в круг. Дети начинают петь веселую песенку, сопровождая ее выразительными движениями.

Слова: «У Маланьи, у старушки жили в маленькой избушке семь сыновей (движения за руки по кругу). Все без бровей. Вот с такими ушами, вот с такими носами, вот с такими усами, с такой головой, с такой бородой (движения: останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то,о чем говорится в тексте: закрывают брови руками, делают «круглые глаза», «большой» нос и уши, показывают усы и пр.) Ничего не ели, целый день сидели (присаживаются на корточки) На нее глядели и делали вот так. (Повторяют за ведущим любое смешное движение)

Движения могут быть самые разнообразные: можно сделать рожки, попрыгать, поплясать, сделать руками длинный нос, погрозить пальцем или в шутку заплакать. Они могут сопровождаться звуками и возгласами, предающими настроение. Движение должно повториться несколько раз, чтобы ребята могли войти в образ и получить удовольствие от игры.

«Хор животных».Цель: Налаживание взаимодействия отдельных объединений детей, сплочение детского коллектива. Группу детей разделить на 3-4 части. Детям предлагается исполнение песенки «В лесу родилась елочка» не словами, а звуками животных, изображенных на картинках.Начинают уточки: «Кря-кря-кря-кря-кря-кря-кря!»Продолжают коровки: «Му-му-му-му-му-му-му-му-му-му!».Затем котята: «Мяу-мяу-мяу-мяу-мяу!». Ведущий по очереди показывает картинку животного и на каждую из групп Они продолжают пение. Потом предлагается спеть всем вместе, и общий хор животных заканчивает песню.

Игра «Комплименты».Цель: развитие социальной наблюдательности, позитивной установки на восприятие сверстника, умение позитивно его оценить. Дети, глядя в глаза друг друга, желают соседу что-то хорошее, хвалят, обещают, восхищаются, говорят добрые слова. Правило – не повторяться. Принимающий,кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно».

Упражнение «Прогулка по ручью»Цель: Развитие навыков сотрудничества, умения найти приемлемое решение. На полу из нити выкладывается ручеек, извилистый, то широкий, то узкий. «Туристы» выстраиваются друг за другом в одну цепь, кладут руки на плечи впереди стоящему, расставляют ноги на ширину «ручья» в том месте, где их путь начинается, и медленно передвигаются все вместе, меняя ширину расставленных ног, ступая по берегам «ручья». Тот, кто оступился и попал ногой в «ручей» и встает в конец цепи.

Упражнение «Ботинки»Цель: Развитие навыков группового взаимодействия, умения договориться. Все дети садятся в круг, снимают обувь и складывают ее в центр. Затем перемешивают обувь и разбрасывают в разные концы помещения. Встают, берутся за руки и пытаются обуться, не разнимая рук. Если круг рвется, все начинается сначала.

Упражнение «Кого не хватает?»Цель: Развитие наблюдательности, навыков групповой работы. Педагог просит детей, сидящих в кругу закрыть глаза и, пока никто не видит, тихо прикасается к плечу одного из детей. Этот ребенок тихо выходит на середину, садится на пол и укрывается покрывалом. Дети открывают глаза и отгадывают, кого не хватает.

Игра «Хоровод»Цель: развитие чувства общности, выразительности движений, снятие напряжения. Дети встают в круг и по команде воспитателя показывают, двигаясь друг за другом, печального зайчика, злого волка, сердитого медведя, задумчивую сову, виноватую лису, счастливую ласточку. Можно использовать музыкальное сопровождение.

Упражнение «Мозаика»Цель: Развитие коммуникативных навыков, сплоченности внутри группы, умение согласовывать свои действия с другими, достигать результата. Группа детей делится произвольно на команды по 2-3 человека и каждому члену команды выдается по пазлу. Следует собрать картинку, как можно быстрее. Можно раздавать пазлы индивидуально каждому ребенку, и он участвует в общем сборе картинки.

Читайте также:  Родительское собрание влияние интернета на развитие ребенка

Игра «Только вместе»Цель: Развивать умение почувствовать партнёра, проявить терпимое отношение во взаимодействии с разными детьми. Дети делятся на пары и встают спина к спине. Медленно, не отрывая своей спины от спины партнёра, сесть на пол. Потом также подняться.

Игра «Заводные игрушки»Цель: Снятие психического напряжения, страха социальных контактов, коммуникативной робости. С помощью считалки выбирается «продавец» и «покупатель». Остальные дети «заводные игрушки», они смирно сидят на полках. «Покупатель «входит в магазин, здоровается с «продавцом», выбирает себе «игрушку». «Продавец» дает ему ключик, «покупатель» заводит ее. «Игрушка» выполняет характерные движения (петушок – кукарекает, кошка, собака, поросенок, медведь и т. д.).

Игра «Магазин зеркал»Цель: Развивать способность понимать и изображать невербальные средства общения. Ребенку предлагается, что он пришел в магазин зеркал. Дети стоят в круге – это зеркала. Ребенок показывает, чувства (страх, радость, гнев, а все дети должны их повторить.

Игра «Подарки»Цель: развитие эмпатии и творчества в общении, способности предвидеть желания другого. Дети делятся на два круга и двигаются в противоположных направлениях. По сигналу взрослого, останавливаются, берутся за руки со сверстником, стоящим напротив и «дарят» ему воображаемый подарок.

Источник

КАРТОТЕКА ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

  • Игровые упражнения на создание эмоционального климата в группе, способствующий формированию положительных коммуникативных умений детей

Цель: создание эмоционального климата в группе, способствующий формированию положительных коммуникативных умений детей.

 Задачи:

—  развивать коммуникативную сферу;

— формировать навыки общения и сотрудничества в коллективе;

— развивать эмоциональную сферу.

«Мир эмоций» — детям предлагаются различные иллюстрации с эмоциями (грусть, страх, радость, слезы и др.), и просят угадать эмоцию и рассказать о ней: Например, предъявляя детям картинку с грустным мальчиком, просят угадать , что за эмоцию испытывает мальчик? Почему это произошло? (версии детей) Как сделать, чтобы мальчик перестал грустить? И показать, как это можно сделать? (дети показывают, как можно рассмешить мальчика).

 «В гостях» — педагог предлагает детям поиграть в игру, выбираются хозяева и гости, потом педагог просит показать, как хозяева встречают гостей, и как гости себя ведут в гостях.

 «Я люблю своих друзей» — в данной игре педагог- ведущий, предлагает детям разделиться на пары и по очереди сказать друг другу хорошие слова о товарище, выигрывает та пара, которая больше назовет.

«Правила общения с друзьями» —  педагог показывает детям коротенькую сценку, как зайчик поссорился с медведем (могут быть и другие персонажи). А потом с помощью вопросов выясняет, почему друзья поссорились, что сделал не так заяц, медведь. И предлагает им разыграть эту же сценку, но только уже, чтобы друзья помирились (дети здесь импровизируют).

  • Игровые упражнения на развитие коммуникативных способностей детей

 Цель: развивать коммуникативные способности детей.

 Задачи:

 — развивать способности слушать и слышать друг друга;

— подчиняться правилам общения;

 — понимать состояние сверстника по мимике, жестам, проявлениям эмоций;

— развивать эмпатию.

 «Развесили меня» — подвижная игра, где воспитатель делает грустное лицо и просит детей развеселить ее (танцами, стихами веселыми и т.п.).

 «Мячик дружбы»: педагог предлагает передать соседу мячик и ласково поприветствовать его (например, «Привет, Андрюшенька»). При этом нужно напомнить, что при приветствии люди смотрят друг другу в глаза. И так мячик передается по кругу.

 «Давай поговорим» — воспитатель начинает игру словами: «Давайте поговорим. Я бы хотела стать … (волшебником, волком, маленьким). Как вы думаете, почему?». Дети высказывают предположение и завязывается беседа. В конце можно спросить, кем бы хотели стать дети.

«Липучая компания» — дети передвигаются по комнате, а один ребенок пытается кого-нибудь поймать. При этом приговаривают: «Я — липучка – приставучка, я хочу тебя поймать — будем вместе прилипать!». Каждого пойманного ребёнка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей «липучей» компании. Затем они вместе ловят других детей.

  • Игровые упражнения на развитие сотрудничества, взаимодействия

Цель: развитие сотрудничества, навыков работать в коллективе, взаимодействие между детьми.

Задачи:

— развивать навыки совместной деятельности;

— преодолевать замкнутость и скованность детей;

— формировать умения доверять и помогать друг другу;

 — развивать культуру общения и правила поведения.

«Преодолей препятствие» — перед игрой воспитатель беседует с детьми о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия. Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия (проскакать на одной ноге, сесть на пол и подняться, проползти под натянутой веревкой, пробраться через лужу, укрыться от диких животных и т.п.). На протяжении всей игры дети не должны отцепляться друг от друга.

«Сиамские близнецы» — дети разбиваются на пары, садятся за стол очень близко друг к другу, затем связывают правую руку одного ребенка и левую другого от локтя до кисти. Каждому в руку дают мелок. Мелки должны быть разного цвета. До начала рисования дети могут договориться между собой, что они будут рисовать. Время на рисование — 5-6 минут. Чтобы усложнить задание, одному из игроков можно завязать глаза, тогда «зрячий» игрок должен руководить движениями «незрячего».После игры с детьми проводится беседа об их ощущениях, возникших в процессе рисования, было ли им комфортно, что им мешало, а что помогало.

«Веди меня» — дети разбиваются на пары, одному ребенку накладывают повязку на глаза, второй его ведет, следуя за ним и помогает словами избежать столкновения с предметами и дает пояснения, чтобы тот не столкнулся с другими парами. Затем участники меняются ролями. По окончанию игры педагог просит детей ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, и доверял подсказкам своего «поводыря».

«Мама-курочка» — подвижная игра, цель игры — переживание общих эмоций, ощущение единства с другими, развивает желание поддержать друг друга. В игре участвуют мама-курица, маленькие цыплята и хищный коршун, который за ними охотится (эту роль выполняет воспитатель). Сначала мама-курица с цыплятами греются на солнышке, брызгаются около пруда, ищут червячков на полянке и пр. Вдруг налетает хищная птица и пытается выкрасть цыплят. Мама-курица должна укрыть, спрятать своих детей, собрать их вместе и защитить от опасности. Когда все цыплята спрятаны, коршун улетает. Мама-курица выпускает своих детей из укрытия, и они вновь резвятся на полянке.

«Тропинка» — дети берутся за руки, образуя круг, и под музыку идут вправо. Как только музыка смолкает, они останавливаются и выполняют задания, которые дает ведущий: «Тропинка!» — дети кладут руки на плечи впередистоящему, приседают и наклоняют головы вниз; «Копна!» — дети соединяют руки в центре своего круга; «Кочки!» — все приседают, обхватив руками голову.Ведущий дает команды в любом порядке, как ему захочется.

 «Солнечная полянка» — дети садятся на импровизированной полянке. Перед ними лежат много маленьких желтеньких солнышек, а в центре нарисовано большое белое солнце, где карандашом помечены контуры для маленьких солнышек.  Воспитатель обращает внимание детей, что из маленьких солнышек можно сложить одно большое солнце. Только это волшебное солнце, чтобы оно приняло маленькое солнышко к себе, надо обязательно сказать комплимент своему соседу. Дети по очереди берут по одному солнышку, говорят комплименты товарищу (по желанию) и выкладывают его на контур, нарисованному на солнце. Следующий добавляет, и так солнце становится желтым, покрытым маленькими солнышками. «Посмотрите ребята, какие засияло наше солнце от ваших комплиментов. Воспитатель таким образом, подводит к мысли, что нужно говорить хорошие слова.

  • Игровые упражнения на развитие и формирование культуры общения
Читайте также:  Индивидуальный речевой маршрут развития ребенка

Цель: формирование культуры общения.

Задачи:

— развивать общение на вербальном уровне;

— уметь выражать свои чувства, эмоции.

«Аэропорт» — воспитатель в этой игре выступал в роли начальника аэропорта и рассказывал детям о правилах поведения в аэропорту и в самолете. Дети изображают эти правила поведения, распределяют между собой роли пилота, диспетчера и стюардессы.

«Заколдованный круг» — каждый ребенок (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованный детьми. Чтобы круг разомкнулся, нужно очень хорошо попросить его об этом, круг детей не размыкается, если их плохо попросят.

«Волшебный магазин вежливости» — воспитатель играет роль продавца, в волшебном магазине идет распродажа игрушек. Но чтобы купить что-то нужно назвать вежливые слова продавцу. Продавец сам определяет, что он хочет за товар (этом могут быть слова приветствия, благодарности; извинения; прощания и т.п.). Кто больше «купил игрушек», тому выдается главный приз – грамота самый вежливый.

«Пресс-конференция» — один из участников «гость» пресс-конференции (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопросы детей – маленьких журналистов (тема любая).

  • Игровые упражнение — общение без слов

Цель: развитие невербального общения детей.

Задачи:

— развивать общение на невербальном уровне;

—  понимать, чувствовать партнера.

«Игра в зверей: общение без слов» — взрослый садится на пол и рассаживает детей вокруг себя. «Давайте поиграем в животных в лесу. Звери не знают человеческого языка. Но ведь им надо же как-то общаться, поэтому мы придумали свой особый язык. Когда мы хотим поздороваться, мы тремся друг о друга носами (воспитатель показывает, как это делать, подходя к каждому ребенку), когда хотим спросить, как дела, мы хлопаем своей ладонью по ладони другого (показывает), когда хотим сказать, что все хорошо, кладем свою голову на плечо другому, когда хотим выразить другому свою дружбу и любовь — тремся об него головой (показывает). Готовы? Тогда — начали. Сейчас — утро, вы только что проснулись, выглянуло солнышко». Дальнейший ход игры ведущий может выбирать произвольно (например, подул холодный ветер и животные прячутся от него, прижавшись друг к другу) При этом важно следить за тем, чтобы дети не разговаривали между собой. Если дети начинают разговаривать, воспитатель подходит к ним и прикладывает палец к губам.

 «Выбери партнера» — дети сидят в кругу. Воспитатель говорит: «Сейчас вы должны будете разделиться на пары. Каждый из вас молча должен выбрать себе партнера, но так, чтобы другие этого не заметили. Например, я хочу, чтобы моим партнером была Маша, я смотрю на нее и незаметно ей подмигиваю. Попробуйте договориться с тем, кого вы выбрали глазами. Все договорились? Сейчас мы выясним, кто не сумел договориться. На счет три подбегите к своему партнеру и возьмите его за руку». Если с первого раза не получается, следует повторить упражнение несколько раз, воспитатель при этом должен следить за тем, чтобы дети менялись парами.

«Стекло меж нами» — дети становятся напротив друг друга. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, которое не пропускает звуков. Воспитатель дает задания: одной группе по одну сторону «стекла» нужно будет показать «Мне холодно», «Я хочу гулять» и др., а другой группе отгадывать то, что они увидели. Потом группы меняются местами.

 «Ветер дует на…» — ведущий изображает ветер, начинает игру словами «Ветер дует на…». Чтобы участники игры побольше узнали друг о друге, вопросы могут быть следующими: «Ветер дует на того, у кого есть…сестра», «кто любит цирк» и так далее…

  • Игровые упражнения на развитие без конфликтного общения

Цель: знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций, а также способствовать их усвоению и использованию в поведении.

Задачи:

— формировать у детей компетентность в общении;

-развивать способность находить адекватные способы разрешения конфликтов;

— создавать условия для снятия напряжения у детей.

«Нарисуй узор» — понадобится пары вырезанных из бумаги варежек с различными узорами на них. Количество «половинок» должно быть равно количеству детей в группе. Ребенку дается вырезанная из бумаги варежка, которая имеет свою форму и узор. Дети ходят и ищут свою пару. После этого сложившаяся пара должна закончить узор, изображенный на варежках. Каждой паре дается только один набор карандашей и фломастеров.Данная игра помогает увидеть, положительные и отрицательные отношения между детьми. Также эта игра тренирует умение осуществлять совместные действия.

«Примирение» — дети, вы все смотрели спокойной ночи малыши. Каких героев этой передачи вы знаете? Сегодня к нам в гости пришли Филя и Хрюша (игрушки). Но они не разговаривают, потому что поссорились с друг другом. Давайте, кто-то один из вас будет говорить словами Фили, а другой — Хрюши. Ребята, давайте поможем им помириться. Предлагайте, каким способом это можно сделать. (Дети предлагают варианты и разыгрывают их). В итоге Филя и Хрюша должны помириться, попросить друг у друга прощение за то, что обидели друг друга, и подать друг другу руки в знак примирения.

 «Красная шапочка» — детям было предложено поиграть в хорошо знакомую им сказку по мотивам Ш. Перро «Красная шапочка», только частично изменить ее совместными усилиями: Например, Красная Шапочка встретила доброго волка, и что из этого могло получиться в итоге. Так в процессе совместного придумывания формируется умение детей подчинять свои мысли коллективному мнению, умение договариваться о содержании и не вступать при этом в конфликт, оценивать своих героев и их поступки с позиции морали.

«Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся» — игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Воспитатель «Закройте глаза, протяните руки к друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки; снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки; ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями».

«Коврик примирения» — воспитатель предлагает представить, что два ребенка сегодня поссорились и их нужно примирить. В этом поможет волшебный коврик примирения. Она приглашает противников присесть друг против друга на «Коврик примирения», чтобы выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы.

 «Ссора или мир?» — детям даются игровые задания: 1) Мальчик и девочка поссорились – помири их. 2)Ты очень обидел друга – попробуй попросить у него прощения, и помириться с ним. Дети разбиваются на пары, и садятся в круг, на середину выходят пара и изображают задания, при этом каждая пара должна придумать что-то свое в решении задания и изобразить это. После того, как все дети испробовали себя в роли ссорящихся и мирящихся подводятся итоги, голосованием дети выбирают наиболее удачно показавшую задания пару.

 «Попроси игрушку» — воспитатель предлагает разыграть игровую ситуацию, группа детей делится на пары, один из участников пары берет в руки игрушку, а другой должен попросить этот предмет. Инструкция первому игроку: «Ты держишь в руках игрушку, которая очень тебе нужна, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать». Инструкция второму игроку «Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали». Затем участники меняются ролями.

Источник