Упражнения для развития речи умственно отсталого ребенка

Упражнения для развития речи умственно отсталого ребенка thumbnail

Мария Гаврикова
Подборка игр по развитию разных компонентов речевой системы для детей с УО и ЗПР для воспитателей и специалистов

Подготовила Беляева К. А. Гаврикова М. О.

Комплекс логопедических игр для детей с УО и ЗПР

Предлагается комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений для развития речи и других ВПФ у детей дошкольного возраста с диагнозами с задержкой психического развития и умственной отсталостью.

1. Развитие артикуляционной моторики.

Логопедическая игра.

1. Высунь язык и продержи на нем трубочку как можно дольше.

3. Ту же трубочку нужно зажать губами и натянуть рукой. И надо стараться удержать трубочку губами!

4. Открой рот и постарайся удержать трубочку в равновесии на языке. Можно прижать к верхним зубам, но рот закрывать нельзя.

5. Сделай усы! Удерживай трубочку у верхней губы с помощью кончика языка.

6. А теперь делаем усы, удерживая трубочку губами.

7.Теперь задание потруднее: трубочку нужно удержать в вертикальном положении (почти, зажав один конец между нижними зубами и языком.

2. Развитие фонематического слуха.

Для воспитателя

А). Игра «АУ».

Цель: развитие интереса к сверстникам, фонематического слуха.

Задачи: научить ребенка узнавать неречевые звуки, научить ребенка различать высоту, силу и тембр голоса на материале одинаковых звуков, различение близких по звуковому составу звуков, различение слогов, различение фонем. Количество играющих 5-6 человек.

Ход игры: один ребенок стоит в хороводе, он потерялся в лесу. Кто-то из детей кричит ему «Ау» и потерявшийся должен угадать кто звал (воспитателям).

Для логопеда

Б). Игра «Поймай звук».

Цель: развитие фонематического восприятия.

Задачи: научить ребенка узнавать звуки речи, дифференцировать звуки, различение близких по звуковому составу звуков, различение слогов, различение фонем.

Ход: Хлопнуть в ладоши, если слышится звук «м».

М, а, п, з, ш, м ма, па, ко, су

Если слышишь [а] – хлопни, [у] – топни.

Мак, лук, мышка, кот, сыр, мыло, лампа. (логопедам)

Для УО

В). «Назови звук, найди звук» с предметными и сюжетными карточками.

3. Развитие речевого дыхания

Для воспитателя

Б). Игра «Лети, бабочка».

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха, активизация губных мышц.

Оборудование:2-3 яркие бумажные бабочки. Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает с ними поиграть. Смотри, какие красивые разноцветные бабочки. Посмотрим умеют ли они летать. Педагог дует на бабочек. Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит, дальше? (воспитателям)

3. Лексика и грамматика.

Для воспитателя

Б). Игра «Логико-малыш».

Цель: развитие логического мышления, воображения, лексики и грамматики. (логопедам)

При УО

Игра «Кто что делает?» он идет, сидит.

4. Связная речь

Для логопеда

А). Игра «Сыщики» с фонариком.

Цель: Составление связного высказывания, построение предложения с согласованием частей речи.

Я вижу…окно, ручку, белку) (воспитателям)

Этот пирожок с рыбой, с вареньем, с картошкой…

Для УО: Это ко, это бе, это мяу, это гав…

Цель: Игра на развитие связной речи, произвольной деятельности, наблюдательности, воображения, внимания.

5. Графомоторное развитие.

А). Игровизор «Воскобовича».

Цели: развитие графо моторных навыков, развитие психических функций: памяти, внимания и мышления, творческого воображения, умение сравнивать, анализировать и сопоставлять. (логопедам)

Цель: развить мелкую моторику и координацию руки ребенка — научить его проводить линии, выполнять, штриховку разных видов, копировать рисунки, рисовать и писать по клеточкам и на линейках.

Волшебная рыбка.

Для УО — Лабиринт тактильный.

6. Мелкая моторика.

Игры на развитие межполушарного взаимодействия

1. кольцо

2. Кулак, ребро, ладонь

Цель: развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела, произвольности самоконтроля, мелкой моторики, концентрации внимания

Кулак – ладонь – ребро

Покажите ребенку положение,которое должны занимать руки по команде:

«Кулак» – кулак лежит на столе.

Читайте также:  Тест для развития ребенка

«Ладонь» – ладонь лежит на столе тыльной стороной вверх.

«Ребро» – ладонь стоит ребром на столе.

Сначала играйте одной рукой:

•команды в прямом порядке: «Кулак, ладонь, ребро, кулак, ладонь, ребро…»

• команды вразнобой, например, «Кулак, ребро, ладонь, ребро, кулак, ладонь…»

Более сложный вариант – игра обеими руками (руки должны двигаться синхронно).

7. Развитие темпа, ритма.

Для логопеда

Б). Игра «Радисты». Отстукивание ритмического рисунка, согласование движений руки и речи

БА – БО – БУ

БУ – БУ – БА

БА – БА – БО

БО – БО – БУ

В). Игра «Молоточки»

Цель: развитие темпо-ритмической стороны речи

Определение количества слогов в слове с сопряженным отстукиванием, отхлопыванием.

Источник

Основное внимание в специальном обучении
уделяется развитию речевых умений, позволяющих
школьникам создавать высказывания, построенные
по правилам литературного языка. К высказываниям
умственно отсталых учащихся предъявляются
требования смысловой развёрнутости и
правильного лексико-грамматического оформления.
Успешность самостоятельного формирования и
оформления содержания связных высказываний
умственно отсталыми детьми во многом
определяется особенностями их познавательной
деятельности. Недостатки познавательной
деятельности, характерные для учащихся СКОШ VIII
вида, в большей или меньшей степени отражаются в
их речи.

При использовании связной речи появляется
возможность активизировать и совершенствовать
те речевые умения умственно отсталых школьников,
которые актуальны для реальных жизненных
ситуаций.

Под связной речью понимается
развернутое изложение определенного содержания,
которое осуществляется логично,
последовательно, грамматически правильно.

Работа над формированием связной речи
школьников с интеллектуальной недостаточностью
обеспечивает им более успешную социальную
адаптацию в обществе.

Чтобы оценить возможности ребёнка, необходимо
оценить ещё и такой показатель, который бы
ориентировал дефектолога на ближайшую
перспективу его развития. В качестве такого
параметра мы использовали обучаемость, под
которой понимали возможности ученика
оперировать учебным материалом и степень его
самостоятельности в этом. Параметры
определялись по четырём уровням. Здесь
использовалась классификация учащихся СКОШ VIII
вида по возможностям обучения, предложенная
В.В.Воронковой.

Классификация учащихся СКОШ VIII вида по
В.В.Воронковой (характеристика учащихся по
возможности обучения).

ГруппаХарактеристика
особенностей детей
Коррекционно-воспитательные
мероприятия
I. Ученики, наиболее успешно
овладевающие программным материалом.
Задания, как правило, выполняют
самостоятельно. Используют имеющийся опыт при
выполнении новой работы. Сознательно усваивают
программный материал. Им доступен некоторый
уровень обобщения. Полученные знания и умения
успешно применяют на практике. При выполнении
более сложный заданий нуждаются в
незначительной активизирующей помощи взрослых.
Помощь в виде побуждения
(подумай, вспомни) или незначительная помощь при
выполнении очень сложных заданий.
II. Достаточно успешно обучаются,
испытывая несколько большие трудности, чем
учащиеся I группы.
Понимают фронтальное объяснение
учителя, запоминают изученный материал, но без
помощи сделать выводы и обобщения не могут.
Отмечаются меньшей самостоятельностью,
нуждаются в помощи учителя. При переносе знаний в
новые условия снижают темп работы, допускают
ошибки, которые исправляют с незначительной
помощью. Свои действия объясняют недостаточно
точно.
Помощь в виде наводящих
вопросов, подробного плана, различных видов
наглядности.
III. Учащиеся с трудом усваивающие
программный материал.
Недостаточно осознают
сообщаемый материал, с трудом определяют
главное, не могут установить логическую связь.
Нуждаются в дополнительном объяснении. Низкая
самостоятельность. Темп усвоения материала
значительно ниже. Умеют применять знания и
умения при выполнении аналогичных заданий.
Требуют постоянной организации своей
деятельности.
Нуждаются в разнообразных видах
помощи (словесно-логических, наглядных
предметно-практических). Меньший объем
материала, помощь в выполнении. Работа по
образцу.
IV. Учащиеся овладевающие учебным
материалом на самом низком уровне.
Самостоятельно сделать
простейшие выводы, даже повторить не могут.
Знания усваивают механически, быстро забываются.
Требуется неоднократное
объяснение. Использование наглядности.
Подкреплять большим количеством примеров и
упражнений. Помощь в виде прямой подсказки.

Упражнения по формированию связной речи.

Упражнение 1.

Цель:

  1. Развивать умение сравнивать, анализировать.
  2. Воспитывать самостоятельность в принятии
    решений.
Читайте также:  Дошкольный центр развития ребенка житковичи

Оборудование:

  • мультимедиа;
  • карточки с «лишними» словами.

Выполняется в устной форме. 1 и 2 группа –
самостоятельно по карточкам, 3 и 4 – при помощи
учителя.

Найди в каждой группе прилагательных лишнее.
Объясни, почему оно лишнее.

  1. Горький, розовый, солёный, сладкий, пресный.
  2. Лиловый, фиолетовый, красный, оранжевый,
    шёлковый.
  3. Молодой, гигантский, огромный, большой,
    громадный.
  4. Грубый, ласковый, нежный, тонкий.
  5. Утренний, морозный, вечерний, ночной.
  6. Прекрасный, старый, пожилой, юный, молодой.
  7. Холодный, морозный, жаркий, жуткий.

Упражнение 2.

Цель:

  1. Преодолевать инертность психических процессов.
  2. Воспитывать чувство товарищества.

Оборудование:

  • запись на доске или мультимедиа;
  • индивидуальные карточки со словами (10 слов).

Выполняется коллективно со всей группой
учащихся. Замени выделенное сочетание
прилагательными. Составь предложения с
полученными словосочетаниями.

  1. Известие, принёсшее радость.
  2. Дождь, после которого начинают расти грибы.
  3. Горка, покрытая льдом.
  4. Лес, в котором растут только сосны.
  5. Дно, покрытое песком.
  6. Цветок, который растёт в комнате.
  7. Песня, навеявшая грусть.
  8. Поезд, который перевозит пассажиров.
  9. Вагон, в котором перевозят багаж.
  10. Кисель, приготовленный из клюквы.

Учащимся 1 и 2 группы предлагается записать
коллективно составленные предложения. 3 группа –
списывает с карточки. 4 группа работает над
чтением составленных предложений вместе с
учителем.

Упражнение 3.

Цель:

  1. Развивать умение понимать связь событий и
    строить последовательные умозаключения.
  2. Вырабатывать умение преодолевать трудности.

Оборудование.

  • карточки с данными существительными;
  • картинки или рисунки дождливой осени, туманного
    утра, летнего жаркого дня.

Выполняется в устной форме. Фронтальный вид
работы.

  1. Образовать прилагательные от данных
    существительных:

    • Осень, дождь.
    • Утро, туман.
    • Вечер, прохлада.
    • Лето, зной.
  2. Составить словосочетания, состоящие из данных
    существительных и образованных от них
    прилагательных:

    • Осенний дождь.
    • Дождливая осень.
  3. Составить предложения с полученными
    словосочетаниями:

    • На дворе моросит мелкий осенний дождь.
    • В этом году выдалась дождливая осень.

Усвоение слов обобщающего характера.

Упражнение 4.

Цель:

  1. Развивать умение группировать предметы.
  2. Формировать навык самоконтроля.

Оборудование: одинаковые наборы
предметных картинок для каждой группы учащихся.

1, 2, 3 группы выполняют самостоятельно в
письменном виде. 4 группе предложены картинки,
которые нужно разложить на две группы. При
проверке задания учащиеся читают записанные
слова, 4 группа сопровождает чтение показом
картинок. Продолжи список слов.

  1. Одушевлённые имена существительные: (кто?)
    кошка, волк, воробей, …
  2. Неодушевлённые имена существительные: (что?)
    солнце, дерево, мяч, …

Упражнение 5.

Цель:

  1. Расширять активный словарь.
  2. Развивать инициативу, стремление к активной
    деятельности.

Оборудование: мультимедиа.

Выполняется коллективно в устной форме. Идёт
фронтальная беседа о профессиях родителей, о
родном городе. Подбери конкретные имена
существительные. Поставь к ним вопросы.

  1. Профессии людей: (кто?) столяр, слесарь, …
  2. Птицы: ( …?) …
  3. Деревья: ( …?) …
  4. Дни недели: ( …?) …
  5. Города: ( …?) …
  6. Имена людей: ( …?) …
  7. Цветы: ( …?) …
  8. Домашние животные: ( …?) …

Упражнение 6.

Цель:

  1. Упражнять в распознавании сходных предметов,
    находить сходные и отличительные признаки.
  2. Воспитывать умение анализировать свою
    деятельность.

Оборудование:

  • тематические предметные картинки;
  • сигнальные карточки.

1 группа выполняет самостоятельно в письменном
виде. 2, 3, 4 группы с помощью учителя устно. Из
данных ниже слов выделите и сгруппируйте слова,
которые обозначают растения и места, где они
растут:

  • деревья;
  • злаки;
  • грибы;
  • цветы;
  • ягоды;
  • места, где растут растения.

Ельник, пион, дубрава, мак, бор, болото, боровик,
тайга, рис, рыжик, клюква, кедр, пальма, василёк,
роза, брусника, шиповник, рожь, рябина, берёза,
одуванчик, клумба, овёс, подберёзовик, березняк,
сыроежка, пшеница, поле, тюльпан, кукуруза, дуб,
малина, парк, незабудка, черника, приусадебный
участок, маслёнок, сосна, оазис, земляника, ель,
роща, степь, смородина, кабачок, арбуз, помидор,
бахча, сад, груша, огород, дыня, вишня.

Работа над усвоением значения слова в
словосочетании, предложении.

Упражнение 7.

Цель:

  1. Развивать словесно-логическую память.
  2. Вырабатывать положительные привычки поведения.

Оборудование: мультимедиа.

Выполняется всеми письменно. Подобрать к
существительным подходящие по смыслу
прилагательные.

  1. Туча (медная, свинцовая, цинковая).
  2. Нервы (оловянные, серебряные, стальные).
  3. Аппетит (волчий, кроличий, тигровый).
  4. Здоровье (медное, стальное, железное).
  5. Услуга (заячья, лисья, медвежья).
  6. Желание (сильное, крепкое, могучее).
  7. Спор (горячий, огненный, тёплый).
  8. Встреча (тёплая, жаркая, горячая).
Читайте также:  Развитие ребенка по неделям с момента зачатия по неделям

Упражнение 8.

Цель:

  1. Учить строить умозаключения.
  2. Воспитывать устойчивый интерес к занятиям.

Оборудование:

  • карточки со словосочетаниями;
  • предметные картинки.

Выполняется коллективно устно. Составить
предложения с данными словосочетаниями.

  1. Глубокая река, глубокая старость.
  2. Горькая редька, горькая правда.
  3. Крепкий чай, крепкая дружба.
  4. Стальной нож, стальной характер.
  5. Каменный дом, каменное сердце.
  6. Мягкий диван, мягкий климат.

Упражнение 9.

Цель:

  1. Развитие экспрессивной стороны речи.
  2. Воспитывать чувство товарищества.

Оборудование: карточки со
словосочетаниями у каждого учащегося.

Выполняется коллективно устно. Объясните
данные ниже словосочетания; дайте им определения
по образцу. Составьте с каждым словосочетанием
по два предложения.

Образец. Овощной магазин – это
магазин, в котором продают овощи. В наш овощной
магазин завезли в мае свежие огурцы. Машина
остановилась у овощного магазина.

  • Обувной магазин, продовольственная палатка,
    хозяйственный магазин, промтоварная палатка,
    книжный киоск.

Развитие функции словоизменения и
словообразования.

Упражнение 10.

Цель:

  1. Развивать целенаправленность внимания.
  2. Воспитывать самоконтроль.

Оборудование:

  • схемы частей слова;
  • сигнальные карточки для самопроверки.

Дети записывают слова под диктовку, затем
объясняют, выделяют корень слова. Объясните
значение данных слов. Какая часть слова помогает
это сделать?

  • Земляника, перина, шиповник, лесник, среда,
    победитель, садовник.

Упражнение 11.

Цель:

  1. Развивать силу внимания (не замечая посторонних
    раздражителей).
  2. Воспитывать устойчивый интерес к занятиям.

Оборудование: мультимедиа.

Фронтальная работа. Руководствуясь смыслом и
рифмой, закончить предложения словами с
безударными гласными в корне.

  1. Пришла весна, поют скворцы,
    Бегут ручьи во все … (концы).
  2. Жгуч мороз трескучий,
    На дворе темно;
    Серебристый иней
    Запушил … (окно).
  3. Падают легки, как воздух,
    Белые снежинки – звёзды.
    А поймаешь – нет звезды:
    Только капельки … (воды).
  4. Двое мальчиков вчера.
    Подрались среди … (двора).
  5. Уж тает снег, бегут ручьи,
    В окно повеяло весною.
    Засвищут скоро соловьи,
    И лес оденется … (листвою).

Упражнение 12.

Цель:

  1. Совершенствовать грамматический строй речи.
  2. Воспитывать чувство товарищества,
    коллективизма.

Оборудование: карточки с текстом
заданий у учащихся каждой группы.

Выполняется в парах. Учащиеся помогают друг
другу. Предложения записываются. С учащимся 4
группы ведётся индивидуальная работа. Закончите
предложения, используя данные ниже слова.

  1. Наша школа находится недалеко от . . .
  2. Мы живём около . . .
  3. Стадион находится у . . .
  4. Мои друзья живут напротив . . .
  5. Гостиница находится вблизи . . .
  6. Поезд шёл мимо . . .
  7. Трибуны расположены вокруг . . .

Слова для справок: парк, бассейн,
станция, остановка, центр города, почта, вокзал.

Усвоение предикативных отношений внутри
речевого высказывания.

Упражнение 13.

Цель:

  1. Активизировать мыслительную и творческую
    деятельность.
  2. Формировать умение добиваться результата.

Оборудование:

  • мультимедиа;
  • схемы предложений.

Выполняется коллективно устно. Затем запись
составленного текста под диктовку учителя с
комментированием у доски. Дана тема «Вечер» и три
нераспространённых предложения.

  • Догорает заря. Лес затих. Птица скрылась.

Посмотрите, как можно этот маленький текст
сделать интереснее. Найдём «друзей» подлежащему
и сказуемому, опираясь на схемы.

Формирование внутреннего программирования
речевого высказывания

Упражнение 14.

Цель:

  1. Учить строить предложения по принципу
    сочинения, подчинения.
  2. Формировать навыки потребности в труде.

Оборудование: серия сюжетных
картинок.

Учащиеся 1, 2 группы выполняют самостоятельно. 3
и 4 группы – с помощью учителя. Посмотрев
внимательно на четыре картинки, ответь письменно
на вопросы.

  1. Кто отдыхал под кустом?
  2. Кто заметил следы зайца?
  3. Что стала делать лиса?
  4. Что сделала сорока?
  5. Почему убежал заяц?

Используйте в своих ответах слова: стала
подкрадываться, застрекотала, сигнал тревоги.

Упражнение 15.

Цель:

  1. Развивать умение понимать связь событий и
    строить последовательные умозаключения.
  2. Воспитывать доброжелательность.

Оборудование: серия сюжетных
картинок.

Выполняется индивидуально с каждым учащимся.
Детям предложена серия сюжетных картинок.

Задания:

  1. Запомнить последовательность картинок, а затем
    восстановить их по памяти.
  2. Найти лишнюю картинку.
  3. Найти ошибку в читаемом тексте, сравнивая его с
    серией сюжетных картинок.

Источник