Упражнения для развития ребенка в 2 недели

Упражнения для развития ребенка в 2 недели thumbnail

В задачу этого комплекса входит, прежде всего, подготовка ребенка к движению, снятие повышенного тонуса мышц-сгибателей рук и ног, а также активное развитие шейного отдела позвоночника, укрепление мышц верхнегрудного отдела позвоночного столба и плечевого пояса. Для расслабления мышц в комплексе активно используются: массаж — поглаживания сгибательных поверхностей рук и ног, различные растяжки и суставная гимнастика.

Упражнения в положении лежа на спине

Поглаживание рук. Захватываем кисть ребенка в свою руку (большой палец обязательно вкладывается в ладошку малыша). Подушечками пальцев другой руки проводим легкие медленные поглаживающие движения от кисти к плечу по внутренней и наружной стороне руки. Выполняется 2-3 цикла на каждой поверхности (рис. 1).

детский массаж

Упражнение расслабляет мышцы руки, нормализует тонус, позволяет успокоить малыша перед дальнейшими занятиями.

Потягивание рук приподниманием. Берем ребенка за обе кисти (ребенок охватывает ваши большие пальцы), аккуратно и невысоко (на несколько сантиметров) приподнимаем его от поверхности стола. Если хватка ребенка ослабляется или он смотрит на вас озабоченно, необходимо сразу опустить его. Выполняют примерно 7-8 движений за одну минуту (рис. 2).

детский массаж

Упражнение растягивает мышцы и суставы рук, способствует укреплению мышц плечевого пояса и шейного отдела позвоночника, а также ускоряет развитие шейного изгиба позвоночного столба.

Массаж живота. Круговое поглаживание проводят от нижнего правого угла передней брюшной стенки, направляя движения по часовой стрелке. Пальцы рук располагают в исходной позиции, после чего делают широкие круговые движения по животу вокруг пупка, практически не нажимая на живот. Повторяется 4-5 раз (рис. 3).

детский массаж

Перекрестное поглаживание начинают из положения, стоя лицом к ребенку у его ног. Исходное положение рук — правая ладонь на верхней части левой половины живота малыша, левая рука лежит тыльной стороной в нижней части правой половины живота. Одновременно поглаживаются правая и левая половины живота — ладонь идет вниз, а тыл кисти — вверх. Нужно сделать 4-5 повторений (рис. 4).

детский массаж

Поглаживание боковых поверхностей начинается от поясничной области и проводится по двум направлениям: к грудине и к лобковой области. Подушечки пальцев аккуратно укладываются на боковые поверхности; живота, затем ими проводится поглаживание. Пальцы соединяются на уровне конца грудины, затем над пупком, потом — в области лобка. Таких туров (по 3 движения) необходимо сделать 3-4 (рис. 5).

детский массаж

Все поглаживания живота направлены на усиление работы мышц, способствуют подготовке мышц живота к последующим процессам сидения и стояния, эффективны как успокаивающий прием и нередко применяются (даже вне гимнастического комплекса) при вздутии живота, запорах и болезненном отхождении газов (круговое поглаживание).

Напряжение мышц живота сгибанием. Расположите свои большие пальцы под мышками у малыша, аккуратно поддерживая его шею и голову остальными пальцами. Стопы ребенка уприте в свой живот. Аккуратно приподнимайте свои руки до вертикального положения (в качестве неподвижной точки опоры используйте локти) и медленно опустите ребенка на спину. Повторите упражнения 4-5 раз, не давая малышу устать и отвлечься. При выполнении упражнения следите за тем, чтобы ребенок по мере сил напрягал мышцы живота (рис. 6).

детский массаж

Упражнение подготавливает ребенка к позе сидения, активно развивает мышцы живота и грудной клетки, укрепляет разгибатели спины, положительно воздействует на тазобедренные суставы и мышцы ягодиц.

Массаж груди. Поглаживания грудной клетки выполняются движениями подушечек пальцев вверх по грудине и затем, в верхней части, по нижнему краю ключиц в стороны к подмышечным ямкам. Необходимо проделать 5-6 движений. Боковые поверхности поглаживайте подушечками пальцев в направлении от грудины вниз и в стороны по ходу ребер (4-6 движений). В раннем возрасте поглаживание проводится двумя пальцами, по мере увеличения размеров ребенка подключается большее количество пальцев (рис. 7).

детский массаж

Упражнение стимулирует развитие грудных и межреберных мышц, укрепляет грудную клетку и способствует более глубокому и правильному дыханию.

Усиление вдоха (сжимание грудной клетки). После массажа обхватите грудную клетку ладонями и быстрыми, легкими движениями нажмите на грудную клетку, направляя усилия кверху и к грудине. Надо сделать 3-4 движения. Это движение рефлекторно вызывает более глубокий вдох и способствует устранению застоя в легких, а также усилению вентиляции (рис. 8).

детский массаж

Массаж стоп. Удерживая одной рукой голень ребенка, положите указательный и средний пальцы второй руки на тыльную поверхность стопы, большим пальцем проводите массаж стопы, который заключается в интенсивном поглаживании внутреннего и внешнего краев, пятки и области выше пальчиков (выполняется 4-5 проходов) (рис. 9).

детский массаж

Упражнение способствует укреплению мышц стопы, оказывает хороший эффект в качестве профилактики плоскостопия.

Рефлекторные движения стоп (сгибание и разгибание). Рефлекторные движения используются в массаже и гимнастике детей раннего возраста очень широко, вплоть до угасания соответствующих врожденных рефлексов. Это активные движения, которые очень хорошо и быстро развивают определенные группы мышц.
Обхватите голень ребенка одной рукой, пальцем другой руки быстро и резко нажмите на стопу малыша в области основания пальцев. Это приводит к сгибанию стопы (поджатию пальцев). После этого быстро и резко, с нажимом, проведите по наружному краю стопы от мизинца к пятке. В ответ на ваше раздражение ребенок рефлекторно разогнет стопу. Проделайте два этих упражнения 4-6 раз (рис. 10, 11).

детский массаждетский массаж

Упражнение, в активном режиме развивает мышцы споты и голени, препятствует развитию плоскостопия и деформаций стопы в более позднем возрасте.

Приглашаем вас на занятия для мам и пап!

Упражнения, лежа на животе

Выкладывание на живот. Как и предыдущее, это упражнение основано на рефлекторных движениях защитно-оборонительного характера. В раннем возрасте ребенок при выкладывании на живот (да и вообще при изменении положения тела) старается уравновесить себя и поэтому отклоняет голову в сторону, противоположную положению туловища. Упражнение выполняется очень просто: выкладываете малыша на живот и оставляете в таком положении в течение нескольких секунд. При этом обратите внимание, что бедра ребенка должны быть разведены, а руки необходимо опереть на предплечья (рис. 12).

детский массаж

Упражнение развивает шейный и грудной отдел позвоночника, укрепляет мышцы спины, способствует правильному и своевременному развитию шейного отдела позвоночного столба. Как и массаж живота, это упражнение может выполняться помимо гимнастических комплексов. Его можно делать перед каждым кормлением.

Массаж спины. Поглаживание спины проводится тылом кисти одной или обеих рук в направлении от ягодиц к голове вдоль позвоночного столба. Ребенок лежит на животе, тыльная сторона кисти устанавливается на крестцовую область и проводится движение по направлению к голове. Возврат в исходное положение руки идет ладонной поверхностью. Прием поглаживания тыльной поверхностью довольно грубый, поэтому обязательно контролируйте силу воздействия, чтобы не доставлять неудовольствия малышу. Повторить движение можно 7-8 раз (рис. 13).

детский массаж

Упражнение стимулирует мышцы позвоночного столба, особенно положительно действует на разгибатели спины и подготавливает спину к дальнейшим упражнениям.

Рефлекторное разгибание позвоночника. Упражнение основано на врожденном кожно-спинном рефлексе. Для его выполнения необходимо положить ребенка на бок. Одной рукой придерживайте малыша за ноги, а двумя пальцами другой с небольшим нажимом проведите вдоль позвоночника снизу вверх, от крестца к шее. Ребенок тут же разогнет спину. Переверните малыша на другой бок и проделайте то же самое. Количество повторений необходимо начинать по 2 с каждой стороны и постепенно увеличить до 6-8 (рис. 14).

детский массаж

Упражнение активно развивает мышцы спины, особенно разгибатели, способствует формированию правильной осанки, укрепляет связочный аппарат позвоночника. Его можно выполнять несколько раз в день, помимо гимнастического комплекса, во время смены белья и других гигиенических процедур.

Массаж ягодиц с точечным воздействием. Массаж ягодиц проводится в положении лежа на животе. Подушечки ваших пальцев (в более позднем возрасте — полностью ладони) расположите у внутреннего края подъягодичной складки. Начинайте круговые поглаживания вверх и в стороны, незначительно нажимая на кожные покровы малыша (рис. 15). Сделайте несколько круговых движений (5-6), после чего мягко и аккуратно, расположив ладони на ягодицах, проведите 2-3 надавливания на них в направлении снизу вверх. Точечное воздействие выполняется легким нажатием подушечками больших пальцев (10-12 раз) чуть ниже центра ягодиц. При точечном воздействии внимательно наблюдайте за настроением малыша, так как грубое выполнение приема может вызывать отрицательную реакцию.

Читайте также:  При поступлении ребенка в школу раннего развития

детский массаж

Поглаживание ягодиц укрепляет мышцы, способствует снижению повышенного тонуса, подготавливает ребенка к позе сидения. Точечное воздействие улучшает проводимость в нервах нижней конечности, тонизирует мышцы, связочный аппарат, стимулирует кровообращение.

Массаж ног. Массаж ног в этом возрасте заключается в поглаживании. Одной рукой обхватите стопу ребенка, подушечками пальцев или ладонью другой руки проводите поглаживания в направлении от стопы к ягодице, основной упор делая на заднюю (сгибательную) и боковую поверхности ножки. Необходимо сделать 7-8 движений на каждой ноге. При желании можно проводить поглаживание, обхватив ножку кольцом из большого и указательного пальцев (рис. 16).

детский массаж

Упражнение снижает тонус сгибателей, усиливает кровообращение в кожных покровах и подкожной клетчатке, стимулирует двигательную активность и чувствительность нижних конечностей.

Рефлекторное ползание. Положите ребенка на живот, колени разведите в стороны, а стопы соедините. Аккуратно не касаясь стопы, обхватите голени малыша, после чего большими пальцами прикоснитесь к подошвам. Ребенок в ответ на ваши действия разогнет ноги и, оттолкнувшись, продвинется вперед. Не забывайте, что ваши руки должны быть зафиксированы на столе, иначе движения вперед у малыша не будет. Нужно сделать 2-3 движения, их количество постепенно надо увеличивать до 7-8 (рис. 17, 18).

детский массаждетский массаж

Упражнение активно укрепляет и развивает мышцы ног и поясницы, готовит ребенка к ползанию, развивает вестибулярный аппарат.

«Переступание». Возьмите малыша под мышки и поднимите над столом так, чтобы его стопы касались поверхности. Каждое прикосновение стопами к столу будет вызывать рефлекторную реакцию шага. Если слегка наклонять ребенка по направлению кпереди, то он «пойдет». При выполнении упражнения старайтесь не сдавливать его грудную клетку, держите ребенка на весу и обеспечьте полное соприкосновение стопы с поверхностью стола. Упражнение можно выполнять как по направлению к вам, так и от вас. Проводить его можно до появления признаков недовольства или усталости у малыша (рис. 19).

детский массаж

Упражнение развивает вестибулярный аппарат, вытягивает связки позвоночника и околопозвоночные мышцы, мягко растягивает мышцы ног и снижает их тонус, а также приучает ребенка сохранять вертикальное положение.

Перекаты на спине. Положите ребенка на спину, согните руки и ноги, удерживая их на уровне живота одной рукой. Малыш окажется в своей любимой позе — «позе эмбриона». Вторая рука должна поддерживать шею и голову. Аккуратно и нежно, придерживая руки и ноги, покачивайте ребенка из стороны в сторону, вперед-назад, по кругу. Выполните по 2-3 движения в каждую сторону (рис. 20).

детский массаж

Это упражнение развивает связочный аппарат спины, положительно действует на вестибулярный аппарат, укрепляет мышцы-разгибатели, способствует правильному формированию грудного изгиба позвоночника.

Встряхивание рук. После активных занятий необходимо несколько расслабить ребенка и успокоить его нервную систему. Для этого используется встряхивание. Положите малыша на спину, обхватите его кисти (ваши большие пальцы должны быть в его ладошке), вытяните руки в стороны и слегка встряхните их. Если ребенок сопротивляется этому действию (что возможно при высоком тонусе сгибателей), то перед проведением упражнения нужно повторить поглаживание рук, чтобы снять напряжение (рис. 21).

детский массаж

Это основной комплекс, применяемый в возрасте до 2,5 месяцев. Начав занятия, вы можете со временем внести в комплекс собственные упражнения и движения, которые нравятся ребенку и вам. Постарайтесь не выполнять комплекс однобоко — этим нередко грешат родители: если у ребенка что-то из упражнений не получается сейчас, нельзя отказываться от этого упражнения совсем. Вернитесь к нему через одну-две недели. Больший упор делайте на те упражнения, которые вызывают у ребенка яркие положительные эмоции (их можно делать с большим количеством повторений), но при этом не забывайте, что вы должны выполнить все упражнения.

Cуставная гимнастика

Кроме массажно-гимнастического комплекса в возрасте от 1,5 месяцев хорошее влияние на развитие ребенка, его двигательных возможностей и интеллекта оказывает суставная гимнастика — ряд пассивных изолированных движений в суставах, выполняемых с помощью взрослых.

Эту гимнастику надо проводить очень осторожно, мягко и аккуратно, чтобы не повредить нежные связки и не растянуть мышцы. Не торопитесь с введением новых движений, не делайте гимнастику раньше основного комплекса. Это необходимо для того, чтобы мышцы и связочный аппарат суставов были разогреты для предотвращения травм. Мелкие суставы — кисть, стопу — можно начинать разрабатывать с 1,5-2 месяцев, более крупные суставы (особенно плечевой и тазобедренный) разрабатываются в более позднем возрасте.

Внимание! Проводить суставную гимнастику можно только после консультации с врачом и при отсутствии врожденных заболеваний опорно-двигательного аппарата или соединительной ткани. Во время болезни (если нет прямых противопоказаний) гимнастика, как и массажно-гимнастический комплекс, проводится в щадящем режиме.

В возрасте от 2 недель до 2,5 месяцев суставная гимнастика подразумевает, прежде всего, разработку и легкое растягивание мышечных групп сгибательных поверхностей, а также выведение объема движений в суставах к максимальной физиологической норме. Сильные растяжения и движения с усилием на границе физиологической нормы в этом возрасте категорически противопоказаны!

Суставная гимнастика занимает небольшое время, при этом разрабатываются 4 группы суставов на каждой руке или ноте: суставы кисти и стопы, лучезапястные или голеностопные суставы, локтевой и коленный суставы, плечевой и тазобедренный суставы.

Гимнастика начинается с мелких суставов кисти. Положите распрямленную ладошку ребенка на свою ладонь и, аккуратно надавливая на кончики пальчиков, доведите движение в суставах до границы свободного. Затем сделайте упор на основание ладони ребенка и так же аккуратно, без особенных усилий доведите объем движения до предела. Таким образом, разрабатывается и укрепляется лучезапястный сустав. Все время следите за реакцией ребенка. Малейшие признаки недовольства и тем более боли на лице требуют немедленного прекращения гимнастики.

Гимнастика в лучезапястном суставе продолжается: одной рукой фиксируется предплечье ребенка, вторая рука берет кисть (так, как мы здороваемся за руку) и выполняет легкие аккуратные покачивания из стороны в сторону (по три раза в каждую сторону), затем три четыре вращательных движения по оси сустава и легкое, не резкое (и не рывком) потягивание.

Переходим на локтевой сустав. Фиксируется нижняя часть плеча одной рукой, после чего вторая рука помогает выполнять движения па разгибание (3-4), сгибание (3-4), легкое вращение (3-4 оборота) и аккуратное потягивание.

Непосредственно гимнастика плечевого сустава вводится в более позднем возрасте, а начиная с двух недель в комплекс развития суставов включают заведение рук за голову (вверх) в положении лежа на спине. Возьмите лежащего на спине ребенка за руки и заведите его руки вверх. Ребенок рефлекторно выпрямит ноги, включив в работу мышцы-разгибатели. Сделайте это движение 3-4 раза. Начиная с одного месяца можно прибавить незначительное растяжение рук в самом верхнем положении. После выполнения гимнастики на руках сделайте встряхивание рук. Гимнастика для суставов рук выполняется в положении ребенка лежа на спине.

После проведения этой гимнастики выкладываем ребенка на живот и приступаем к гимнастике суставов ног.

Гимнастика суставов стопы проводится очень нежно и аккуратно, так как стопа в раннем грудном возрасте включает множество самых различных рефлексов, которые могут помешать проведению занятий. Все рефлексы вызываются резкими и жесткими прикосновениями в стопе, поэтому ваши движения и захваты должны быть мягкими и медленными.

Разгибание пальцев стопы — нелегкое дело. Пальчики очень маленькие и чувствительные, поэтому поработать с каждым пальцем подчас бывает нелегко, и разгибание пальцев проводят одновременно. Для этого ребро ладони или мизинца одной руки помещают в складку между подушечками пальцев и стопой, другая рука в это время поддерживает стопу за ее тыльную часть. Первая рука, медленно соскальзывая по пальчикам, проводит их одновременное разгибание. Движение повторяется до 5 раз.

Гимнастика для мелких суставов стопы. Одна рука ребром ладони устанавливается вдоль стопы по середине, другая легко и медленно нажимает на тыл стопы, как бы загибая ее внешние края. Движение повторяется 3-5 раз.

Гимнастика для голеностопного и коленного суставов проводится аналогично гимнастике для лучезапястного и локтевого суставов. После проведения суставной гимнастики необходимо сделать встряхивание ножек.

Полностью статья представлена в пособии
«Моя мама – мой первый учитель»
Серия «В помощь родителям»

Читайте также:  Роль семьи и образовательного учреждения в развитии ребенка

Источник

В первые дни после рождения у ребенка общение как таковое отсутствует. Младенец плачем сигнализирует о своем неблагополучии, при этом он не обращается к конкретному взрослому, не ищет его – он кричит «в пространство». После устранения причины дискомфорта малыш успокаивается и чаще всего засыпает. Однако постепенно, со 2-3-й недели жизни, ребенок начинает фиксировать взгляд на лице взрослого, а затем и на его глазах. Так вот, взгляд в глаза и есть первый признак зарождающегося общения.

К концу первого месяца в ответ на обращение взрослого младенец не только замирает, глядя в глаза, но и улыбается. Именно улыбка является признаком потребности в общении. И теперь взаимодействие между ребенком и взрослым начинает стремительно развиваться. В течение 4-5 недель малыш, уже умеющий выделять взглядом взрослого и отвечать улыбкой на его обращение, учится более четко и точно воспринимать действия взрослого: уверенно отыскивает его взглядом, поворачивается на звук его голоса, замечает издали на все большем расстоянии. А с третьего месяца младенец и сам может более активно общаться со взрослым, используя для этого мимику, звуки гуканья и гуления, движения ручками и ножками.

Различные игры и забавы не только помогут вам весело провести время, но и будут способствовать развитию вашего малыша.

Взаимодействие между ребенком и взрослым

Уже на первом месяце жизни младенца появляются отрезки активного бодрствования, сначала по 20-30 минут, к концу третьего месяца – до часа. Задача взрослого – создать все необходимые условия для того, чтобы ребенок проявлял активность. Пусть звучит мелодичная музыка. Берите малыша на руки, подносите к окну, к зеркалу, носите из комнаты в комнату. Рассказывайте обо всем, что видите сами. Разнообразные ощущения, звуки, запахи – все это на пользу растущему человечку. Вот несколько игр, которые помогут вам установить теплые взаимоотношения с ребенком.

Тушки-тутушки (со 2-3-й недели)
Положите малыша на спинку. Напевно произносите слова потешки. При словах «Тушки-тутушки» прикасайтесь и нежно похлопывайте ребенка по разным частям тела.
Тушки-тутушки,
С творогом ватрушки!
Тушки-тутушки,
Пшеничный пирожок!
На опарушке мешен,
Высоконько взошел!
Тушки-тутушки,
На столе преснушки!
Тушки-тутушки,
А в печи ватрушки!
Тушки-тутушки,
Пекла баба плюшки.
Всем по плюшке,
А две – Ванюшке (Катюшке)!

Вскоре малыш при каждом прикосновении будет улыбаться и с нетерпением ожидать нового прикосновения.

Едет-едет паровоз (со 2-3-й недели)
Возьмите малыша на руки так, чтобы одна ваша рука поддерживала голову и шею ребенка, а другая ягодицы. В ритме песенки поднимайте и опускайте его.
Едет, едет паровоз,
Две трубы и сто колес.
Две трубы, сто колес,
Машинистом рыжий пес.
Едет, едет паровоз,
«Чух, чух, чух», – пыхтит наш пес.
Пятьдесят поросят
На подножках висят.

На последних словах поцелуйте малыша в животик и шумно выдохните: «Чух, чух, чух!»

Смелый пилот (со 2-3-й недели)
Положите малыша животом на большой гимнастический мяч. Удерживая его за колени и напевая, раскачивайте ребенка вперед, назад, в стороны:

Вырасту, буду
Летчиком смелым.
Нет для мальчишки
Лучшего дела.

Лужица (со 2-3-й недели)
Возьмите ребенка на руки. Покружитесь с ним по комнате, напевая:
Аи гу-гу, аи гу-гу,
Не кружись на лугу.
На лугу-то лужица,
Голова закружится.
Прямо в лужу упадешь,

Мокрый к ужину придешь! При словах «прямо в лужу упадешь» слегка присядьте, имитируя падение.

Вот проснулись (с 3-4-й недели) После пробуждения положите ребенка на пеленальный стол. Нежно прикасаясь к малышу, потягивайте его за ручки, покачивайте с боку на бок, приговаривая:
Вот проснулись,
Потянулись,
С боку на бок
Повернулись!
Потягушечки!
Потягушечки!
Где игрушечки,
Погремушечки?
Ты, игрушка, погреми,
Нашу детку подними!

После слов «Где игрушечки, погремушечки?» достаньте погремушку. Пусть малыш сосредоточит на ней взгляд. Потряхивая игрушкой, медленно передвигайте ее влево-вправо, вверх-вниз.
Носик к носику (с 1 месяца)
Возьмите малыша на руки так, чтобы одна ваша рука поддерживала голову и шею ребенка, а другая – ягодицы. Приближайте свое лицо к лицу ребенка, говоря: «Носик к носику прижмем, улыбнемся и споем, да, да, да!». На третье «да» прикоснитесь своим носом к носику малыша. Повторите игру несколько раз, меняя тон и громкость своего голоса, делая его то высоким, то низким. Можно первое и второе «да» произносить шепотом, а третье – обычным голосом. Ребенок будет ждать продолжения игры, улыбаться, смотреть вам в глаза.

Коза (с 1 месяца)
Это любимая забава детей с давних времен. Указательным пальцем и мизинцем бодают ребенка:
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая.
Ножками – топ-топ!
Глазками – хлоп-хлоп!
Кто каши не ест,
Кто молока не пьет,
Того забодает, забодает, забодает!

Развитие зрительного восприятия

Интерес к предметам ближайшего окружения младенец проявляет с первых дней жизни. Зрительное восприятие развивается стремительными темпами. Скачкообразное, ступенчатое движение глаз к началу второго месяца жизни сменяется плавным слежением. Из предлагаемых игрушек малыш отдает предпочтение медленно движущимся, мелодично звучащим и красочным. Кроме того, младенец довольно рано (со 2-3-й недели) начинает обращать внимание на лицо матери (в основном при кормлении). Развиваются координационные движения глаз (на втором месяце жизни), что позволяет малышу рассматривать не только лица окружающих людей, но и свое отражение в зеркале, а также неподвижные предметы и игрушки. Находясь в вертикальном положении на руках у взрослого, ребенок учится рассматривать предметы в новом ракурсе. Можно предложить ребенку несколько игр, способствующих развитию зрительного восприятия.

Где же наш малыш? (с 3-й недели)
Сядьте на стул, ноги поставьте на скамеечку. Положите ребенка на спинку лицом к себе. Наклоняйтесь к лицу ребенка и удаляйтесь от него.
Где же, где же наш малыш?
Где наша крошечка?
Где же, где же наш(а)…… Сашенька (Поленька)?
Где же наше солнышко?

Ребенок научится удерживать в поле зрения ваше лицо.

Подвешенная игрушка (с 1 месяца)

Подвесьте игрушку над кроваткой на расстоянии примерно 50 см от груди ребенка. Лучше, если это будет однотонная игрушка красного, синего, желтого или зеленого цвета. Привлеките к ней внимание малыша, покачайте из стороны в сторону, погремите. Опишите игрушку: что это, какого цвета, как звучит, как движется. Убедитесь, что ребенок увидел игрушку. Отойдите от него, дайте возможность самостоятельно рассмотреть игрушку. Через 2-3 дня игрушку поменяйте.

Где мама? (с 1,5-2 месяцев)
Привлеките внимание малыша к своему лицу, высовывая язык, надувая щеки, округляя губы. Возьмите руку ребенка и проведите ею по своему лицу, дотрагиваясь до лба, носа, губ, щек и подбородка. Не забывайте разговаривать с малышом. Наклоняйте голову вправо-влево, напевая какую-нибудь песенку. Эта игра научит ребенка долгое время следить за вашим лицом.
Настольная лампа (с 1,5-2 месяцев)
Поднесите ребенка к настольной лампе и включите ее, воскликнув: «Ой! Огонек!» Выключите лампу, сказав: «Нет огонька, погас!» Повторите действия несколько раз.

Читайте также:  Подробное развитие ребенка по месяцам

Развитие слухового восприятия

Слуховое восприятие ребенка развивается столь же стремительно, как и зрительное. Ребенок первого месяца жизни уже реагирует на разнообразное звучание игрушек, мелодий. Однако явное предпочтение малыш отдает речи и пению взрослого. К 2 месяцам жизни зрительные, слуховые и двигательные реакции дополняют друг друга, сложным образом сочетаясь между собой. Малыш не только узнает голос мамы, но и способен повернуть голову в ту сторону, откуда он доносится, может взглядом отыскать звучащий предмет. Взрослые могут помочь ребенку развивать слуховое восприятие с помощью следующих игр.

Высокие и низкие звуки (с 3-4-й недели)
Положите малыша на пеленальный столик. Называйте его имя сначала высоким голосом, потом низким. Несколько раз меняйте тон и громкость своего голоса. Играя с вами, малыш научится прислушиваться к разнообразному звучанию вашего голоса.

Бубенчики (с 3-4-й недели)
Для игры понадобятся бубенцы. Расположите ребенка у себя на коленях. Звеня бубенцами, напевайте песенку:

Бубенчики висят,
Качаются, звенят.
Повторим их звон:
Динь-динь, дан-дан, дон-дон.

Позвените бубенцами справа или слева от ребенка. Посмотрите, прислушивается ли он к их звучанию. Пусть малыш следит глазами за движением бубенцов. Игру повторите несколько раз. Можно использовать и другие предметы и игрушки.

Поиск взрослого (с 1,5-2 месяцев)
Положите малыша на кровать, а сами прилягте рядом справа или слева от него, но так, чтобы он вас не видел. Позовите малыша по имени, нежно и ласково нараспев произнося его имя. Если малыш только прислушивается к вашему голосу, а не пытается вас найти, поверните его голову в свою сторону. Потом позовите ребенка с другой стороны. Повторите игру несколько раз, все меньше помогая малышу. В следующий раз зовите его то обычным голосом, то шепотом.

Развитие двигательных навыков

Постепенно, по мере взросления, ребенок с помощью взрослого обретает относительную власть над своим телом. Сначала включаются в работу мышцы шеи, и младенец начинает к двухмесячному возрасту поворачивать голову в сторону каких-либо звуков. Поначалу согнутые руки и ноги малыша к 1,5-2 месяцам распрямляются. Движения их хаотичные и резкие, но, благодаря упражнениям и гимнастике, за три месяца они становятся плавными и целенаправленными. Сжимаются и разжимаются кулачки, и к третьему месяцу можно вкладывать в ручки ребенка погремушку. Осознать свое тело, обрести власть над ним крохе помогают игры со взрослыми.

Потягушеньки (со 2-3-й недели)
Положите ребенка на кровать или пеленальный столик. В такт словам потешки поглаживайте называемые части тела малыша:

Потягушечки, порастушечки!
Поперек – толстушечки!
Руки – хватушечки
(скрестить руки ребенка на груди),
Ноги – бегушечки
(потопать ножками),
Потягунюшки, порастунюшки!
В ножки – ходунушки,
В роток – говорок,
А в головку – разу мок!

Токи-токи-тошки (со 2-3-й недели)
Играя с ножками ребенка, легко постукивайте по подошвам, поглаживайте, «топайте» его ножками:

Токи-токи-тошки,
Кую, кую ножки.
Деточкины ножки
Едут по дорожке.
Дорожка кривая,
Ни конца, ни края,
Грязь по колено,
Лошадь охромела.
Топ-топ-топ-топ –
Приехали!

Топ-топ (с 2-2,5 месяцев)
Положите ребенка на спину на пеленальный столик. Возьмите его за ножки в области голени и «топайте» его ножками в такт потешке:

Большие ноги шагали по дороге:
Топ-топ-топ
(медленно).
А маленькие ножки бежали по дорожке
Топ-топ-топ-топ-топ
(быстро).

Привет, ладошка! (с 2-2,5 месяцев)
Играйте с пальчиками малыша, прижимая их подушечками своих пальцев, поглаживая, разминая, целуя их.

Утро настало,
Солнышко встало.
Эй, братец Федя,
Разбуди соседей!
Вставай, Большак!
Вставай, Указка!
Вставай, Середка!
Вставай, Сиротка
И Крошка-Митрошка!
Привет, Ладошка!

Хлоп-хлоп (с 2-2,5 месяцев)
Потрите кулачок малыша о свою ладонь, а потом в ритм потешки похлопывайте его ладошкой о свою руку:

Детка хлопать так умеет,
Своих ручек не жалеет.
Вот так, вот так,
Своих ручек не жалеет.

Развитие речи

В начале второго месяца ребенок уже пробует издавать звуки. Сначала это характерные гортанные звуки – гк, гм, кхы. Несмотря на свою «простоту», эти звуки готовят артикуляционный аппарат малыша к сложной работе. Свое «гыканье» он обращает к взрослому, приглашая к общению. К третьему месяцу в «речи» ребенка начинают появляться протяжные гласные звуки. Чем больше взрослые разговаривают с малышом, тем активнее и быстрее развивается его речь. Поэтому обязательно комментируйте все свои действия, рассказывайте малышу о том, что видите и слышите, и вскоре ваш малыш ответит вам тем же.
Перекличка (со 2-3-й недели)
Положите малыша к себе на колени. Наклоняйтесь над ним, напевно, с разной интонацией произносите гласные звуки: а, о, у, и, а также их сочетания: агы, агу и т.д. Чередуйте громкую речь с шепотом и беззвучным артикулированием. Положите малыша себе на грудь и повторите игру. Возьмите руки ребенка, обхватите ими свое лицо, проведите ладонями по векам, носу, губам, напевая звуки.

Песенку пою (с 1-1,5 месяцев) Вам понадобится пуховка или комочек ваты. Поглаживая личико, шейку, ручки, ножки и животик малыша, напевайте:
Ля-ля-ля, ля-ля-ля,
Лю-лю-лю, лю-лю-лю,
Да-да-да, я пою
Детке песенку свою.

Если в ходе игры у крохи появились первые звуки гуканья, поддержите их: поговорите с ребенком, используя его же звуки.
Малыш, видя эти забавные действия, через некоторое время начнет повторять их.

Подводим итоги

В результате общения и взаимодействия взрослого и ребенка в первые 3 месяца жизни у малыша появляются следующие умения.

1 месяц:
Плавно следит за движущимся предметом.
Прислушивается к голосу взрослого, звучанию игрушки.
Улыбается в ответ на разговор с ним.

2 месяца:
В положении лежа смотрит на лицо взрослого, неподвижный предмет.
Поворачивает голову в сторону говорящего взрослого, быстро отвечает ему улыбкой.
Лежа на животе, поднимает и короткое время удерживает голову.
Издает отдельные звуки.

3 месяца:
В вертикальном положении сосредоточенно смотрит на лицо взрослого и игрушки.
Лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову.
В ответ на обращение взрослого демонстрирует «комплекс оживления» (улыбается, издает звуки, двигает руками и ногами).

Будьте внимательны к своему малышу, отслеживайте признаки усталости или желания поиграть в другую игру. Не начинайте игру, если малыш сопротивляется или капризничает. Помните, что любая игра должна в первую очередь приносить удовольствие (и детям, и взрослым) и сопровождаться только положительными эмоциями.

Источник