Упражнения для развития ребенка аутиста

Упражнения для развития ребенка аутиста thumbnail

Аутизм представляет собой комплекс нарушений в поведении и реакциях, при которых сильно страдает навык коммуникации, адаптации к социальной среде и контроль своего поведения в обществе. С такими проявления сложно нормально существовать в мире, где диалог и взаимодействие является базой для полноценной жизни.

Игры с аутистами

Поэтому нужны коррекционные занятия и игры, нацеленные на социальную адаптацию малыша и улучшение его контактности с окружающей средой.

Коррекционная работа. Особенности и советы по проведению

Каждый ребенок особенный. Из-за этого игры для детей с аутизмом должны подбираться в индивидуальном порядке, преобразуя в единую программу занятий. Причем она должна включать в себя комплекс мер, начиная от приема назначенных врачом лекарств, и заканчивая упражнениями, направленными на развитие ребенка.

Какие игры у аутистов

Одним из главных фактором успеха в борьбе с болезнью, является правильное поведение родителей ребенка. Ведь паника и ужас еще никого до добра не доводила, ровным счетом, как и равнодушие.

Статья в тему: Нейрокоррекция при аутизме

Поэтому стоит:

  • принять состояние ребенка;
  • внимательно наблюдать за тем, что для него интересно;
  • составьте план задач на каждый день и приучите ребенка к соблюдению графика;
  • каждый день рассказывайте своему чаду бытовые моменты и основы морали;
  • обеспечьте ему комфорт во время занятий дома, и не оставляйте одного на важных мероприятиях.

Полезные игры

Так, можно создать для ребенка оптимальную среду, в которой он будет чувствовать себя уютно. Также важно понимать, что коррекционные занятия при аутизме созданы не просто для выработки определенных навыков. Они нацелены на улучшение коммуникации, повышение осознанности собственных целей и желаний, а также регулировки поведения, для их достижения.
Упражнения для детей с аутизмом также позволят улучшить бутовые навыки. Малыш будет лучше понимать как взаимодействовать с семьей, как себя обслужить без сторонней помощи и т.д. Плюс, ребенок поймет свою причастность к миру, необходимость общения со взрослыми и сверстниками.

Игры дети аутисты

Упражнения при аутизме являются достаточно действенными. Однако выполнение их требует внимательности и правильного подхода. Так, ребенок должен очень четко понимать, для чего он осуществляет те или иные действия. Инструкция к упражнению или игре должна быть четкой. Возможно использование карточек с подсказками.

Какие бывают игры для детей аутистов

Также можно сыграть на особенностях заболевания, и направить их в благое русло. Например, каждый раз, как будет проходить занятия при детском аутизме, можно вести дневники, делать по одной новой фотографии или кормить каждый раз рыбок после окончания занятия. Это задействует любовь к коллекционированию и однотипным действиям. И вместе с этим развивает новые навыки и кругозор. Однако вместе с этим, остальные виды занятий не должны быть однотипными, ведь тогда ребенок может быстро потерять интерес.

Развивающие игры для детей с аутизмом: виды и цели

Организовать игровую деятельность с аутистом не так просто, как это было бы со здоровым ребенком. Поэтому нужно настроиться на длительный и кропотливый труд. Однако со временем, вы начнете замечать первые изменения, улучшение состояния своего чада, что является самой большой наградой для любящего родителя.

Предметные игры

Виды развивающих игр:

  • Предметная;
  • Сюжетно-ролевая;
  • Стереотипная;
  • Сенсорная.

Первый вид игры — предметная. Она учит ребенка обращать внимание на характеристики объектов, устанавливать контакт со взрослым для совместной игры. Ниже описаны варианты ее проведения.

Предметные игры для детей аутят
«Мячик, катись!»Педагог или родитель садиться напротив ребенка на полу, и толкает мяч по направлению к нему. Нужно дать инструкцию вернуть мячик таким же образом. Можно играть в группе, когда ребенок в ней освоиться.
«Открой – закрой»Необходимо подготовить коробочки, баночки, футляры и т.д, с разными видами застежек. И поместить в них бусинки или маленькие игрушки. Предложите ребенку достать их. Если возникнут трудности, помогите малышу справиться с застежкой, показав принцип ее работы.
«Ужин для кукол»Предложите малышу приготовить куклам кушать из пластилина, глины, кинетического песка т.д. Так, может получиться колбаса, хлеб, торт, блинчики, сосиски. Взрослый должен продемонстрировать, как можно «приготовить» то или иное блюдо.

Программа занятий детей с аутизмом состоит из игр, которые направлены на всестороннее развитие ребенка.
Так, наверное, наиболее сложными являются сюжетно-ролевые игры, и вовлечь в них малыша можно только тогда, когда он сам в этом заинтересован. Однако самой большой сложностью является нежелание вступать в контакт с остальными детьми и работать в группе. Поэтому к таким играм нужно переходить только в комфортной для ребенка обстановке и адаптации к окружению.

Статьи в тему: 1. Игрушки для детей с аутизмом; 2. Наборы игр для детей с РАС

Развивающие игры для детей аутистов

Основой же для взаимодействия будет являться стереотипная игра. Она понятна для ребенка, в ней четко установлены цели и правила. Участие принимает непосредственно аутенок. Условия игры не меняются, действия повторяются из раза в раз. Причем самое главное в ней – это наличие комфорта и опыт переживания позитивных эмоций. Если во время занятий с психологом у ребенка будут яркие негативные эмоциональные всплески, необходимо переключить на его любимую деятельность.

Список игр для детей аутистов

Помимо этого, стереотипная игра – это та деятельность, которая может стать настоящим успокоительным. Размеренные действия, комфорт и удовольствие позволят ребенку снять напряжение и вернуться в нормальное состояние после эмоциональных всплесков.
Поэтому желательно во время занятия позволять ему периодически возвращаться к ней. Например: подбрасывайте вместе с ребенком детали конструктора или бусинки, имитируя салют, или слепите из ваты снежинки, подбрасывая их вверх, создавая своеобразный снегопад.

Пятеро детей аутистов

Следующим видом игр является — сенсорная. Она выполняет следующие задачи:

  • нахождение контакта со взрослым, установление доверительных отношений;
  • проживание позитивных эмоций, получение информации об окружающем мире;
  • снятие напряжение, переживание новых сенсорных впечатлений;
  • введение нового понимания социального взаимодействия, привыкание к выполнению определенной роли (при введении в игру сюжета).
Читайте также:  Развитие ребенка в 6 месяцев жизни ребенка

Специальные игры для детей

Вариантов такой игры может быть масса. Например, игры с красками, водой, мыльными пузырями и тенью, которые отлично увлекают маленьких аутят. Ниже перечень возможных форм проведения упражнения.

  1. «Смешиваем краски». Цель игры – создать новый цвет. Объясните ребенку, из каких двух или трех цветов, можно получить новый. Дайте ему волю в фантазиях, и направляйте аккуратно и мягко.
  2. «Кукольный обед». Посадите по кругу за стол кукол и другие имеющиеся игрушки. Поставьте перед ними стаканчики с водой имитирующей определенный напиток (белая вода – молоко, красная – вишневый сок и т.д.). В этой игре можно добавлять сюжеты, представляя, что вы с ребенком находитесь в кафе. Или можно предложить подсчитать количество гостей за столом.
  3. Игры с водой. Тут можно переливать ее из одного сосуда в другой, купать в ней кукол, делать фонтан, подставляя под струю крана ложку и т.п.
  4. «Пенный замок». Налейте в сосуд воду, добавьте туда жидкого мыла или моющего средства, вспеньте. Вставьте туда трубочку для коктейлей и начинайте в нее дуть. Пена начнет увеличиваться в объемах, принимать причудливые формы. Предложите попробовать то же самое ребенку.
  5. Игры со свечами и тенью. Ярким примером является игра «Театр теней». Вариаций проведения также много. Можно просто создавать фигурные тени на стене, которые появляются при определенных положениях пальцев рук. Или можно подойти к процессу основательно, и задействовать игрушки ребенка. Например: За простыню, подсвечиваемой фонарем или свечей с обратной стороны, разыграйте представление при помощи кукол. Можно задействовать в этом ребенка, или же попросить комментировать разворачивающиеся события на «экране».
  6. « Совместное рисование». Игра помогает установить контакт и позитивно повлиять на эмоциональное состояние ребенка. Причем в зависимости от степени доверия между психологом или мамой и самим ребенком, можно видоизменять форму проведения упражнения. На ранних этапах можно просто демонстрировать процесс рисования или создавать рисунки, которые пожелает ребенок. Далее, когда ребенок будет эмоционально вовлечен, можно выводить сюжет, и растягивать его на несколько занятий. После попробуйте провести параллели происходящего на бумаге с реальной жизнью.

Кстати отслеживать развитие сюжета можно по книгам. Выберите журнал или книгу с яркими и красивыми картинками, и попробуйте определить совместно с ребенком, то происходит на изображении. Если он не идет на контакт, начните сами, подстраивая интонацию и делая свой рассказ максимально увлекательным.

Попробуйте поиграться с крупами. Ребенок не только будет развивать моторику, ощупывая мелки и крупные зерна, но и получать удовольствие, постепенно снимающее возникшее напряжение. Для таких целей также хорошо подойдет работа с пластичными материалами, вроде пластилина, глины и т.д. Можно лепить зверюшек, бытовые предметы или вовсе обойтись без конкретных очертаний, делая акцент на создании чисто геометрических фигур.

Разные игры для детей аутистов

Также продемонстрируйте малышу явления природы на простых примерах. Сильно стуча ногами по полу, сымитируйте землетрясение, или постройте из спичек или карт домик, и сдуйте его, демонстрируя силу ветра реальной жизни. Такие игры и упражнения для коррекции аутизма продемонстрируют малышу природные явления и их проявления.

Игры с детем

Как правильно организовать взаимодействие психолога, педагога и родителей
Как уже говорилось – лечение аутизма должно проводиться в комплексе. Это касается и взаимодействия родителей с педагогами и психологами. Ведь именно от совместных усилий зависит успех при лечении. Даже если психолог составит эффективную программу коррекции, а педагог внимательно будет отслеживать состояния малыша и сопровождать его в школе или детском саду, маме все же придется хорошенько постараться дома.

Детские игры для аутистов

Занятия с психологом для коррекции аутизма должны проходить не только для ребенка, но и для родителей. Это нужно для психологического сопровождения мам и пап, которым ежедневно приходиться сталкиваться со сложностями воспитания аутиста.
Также важно правильно организовать программу занятий для аутят дома. Для этого обеспечьте ребенку свое комфортное место, установите четкий график проведения игр и упражнений, и старайтесь придерживаться его ежедневно.

Дети с шариками

Главное, не нужно думать что логопедические занятия или упражнения выполненные с психологом, не нужно повторять дама. Конечно, они могут быть не конкретно в той же форме, но прорабатывать освоенные навыки придется.
Так, направив все свои усилия на адаптацию и развитие своего чада, можно добиться заметных результатов. Главное понимать важность системности и регулярности, которую не можно нарушать.

Статья в тему: Как сняли диагноз аутизм — реальный пример

Видео — Занятия с детьми аутистами (рекомендации специалиста)

Видео — Развивающие игры. Арина, аутист, 4 года

Видео — Занятие за столом с мальчиком с аутистизмом. 6 лет

Источник

  1. Преимущества физкультуры при аутизме
  2. Какой комплекс упражнений стоит выполнять при аутизме
  3. Трудности при занятии физкультурой для детей с аутизмом
  4. Как приучить ребенка с аутизмом к занятию физкультурой

Адаптивная физкультура при аутизме признана одним из наиболее действенных средств на пути борьбы с этим распространенным заболеванием. Психическое состояние напрямую связано с состоянием физическим, поэтому применение ЛФК (лечебной физической культуры) при расстройствах аутистического спектра крайне важно. Терапевтическое воздействие «физры» подтверждается множеством отзывов родителей аутичных детей: благодаря регулярным занятиям ЛФК улучшается обучаемость детей дошкольного и школьного возраста, а также подростков (17–19 лет) и даже взрослых людей. Посредством специально подобранных упражнений корректируются дефекты речевого и физического развития, снижается тревожность, активизируется контактность с окружающим миром.

Нейрокоррекция, основанная на лечебной физкультуре, имеет некоторые специфические особенности – их необходимо учитывать, чтобы добиться ощутимого эффекта. В этой статье мы поговорим о таких особенностях, а также о специальных «приемах», позволяющих пробудить интерес аутичного ребенка к занятиям лечебно-игровым спортом.

Читайте также:  Прищепки для развития ребенка

Упражнения для развития ребенка аутиста

Преимущества физкультуры при аутизме

Физкультура для детей с аутизмом решает не только чисто физические проблемы, но и:

  • развивает способность к имитации (подражанию);
  • стимулирует ребенка к выполнению различных инструкций;
  • формирует навыки произвольной организации ребенком движений собственного тела;
  • воспитывает коммуникативные навыки и способность к взаимодействию внутри коллектива.

Кроме того, с помощью правильно подобранной программы ЛФК можно обучить аутичного ребенка выполнять определенные действия без посторонней помощи.

Социальные и коммуникативные навыки

Правильно спланированная программа лечебной физкультуры способна создать интересное и безопасное с точки зрения аутиста пространство, в котором можно взаимодействовать с другими людьми – тренером, родителями, другими детьми. Таким образом, ЛФК может стать для ребенка отличной возможностью для практики социальных навыков.

Физическая форма

Двигательная сфера аутичного ребенка отличается наличием стереотипий, сложностями в формировании действий с предметами и бытовых навыков, расстройствами моторики и т. д. Движения аутиста могут быть вялыми или, напротив, излишне скованными, непластичными. Низкая произвольность движений у аутичных деток в большинстве случаев влечет за собой нарушение координации движений, а их мышечная сила обычно существенно ниже, чем у нейротипичных сверстников. Учитывая все это, адаптивная ЛФК является важнейшим средством корректирования нарушений двигательной функции и стимулирования физического и моторного развития.

Выносливость

Сильные мышцы и выносливость – обязательные условия не только для поддержания хорошей физической формы, но и для социальной активности детей с РАС. Физически развитый ребенок имеет гораздо больше возможностей для общения с ровесниками и участия в играх, требующих подвижности и физической активности.

Моторика

Основные подвиды физической активности и связанных с ней социальных возможностей подразумевают использование навыков моторики – целенаправленных движений, бега, умения бросить и поймать что-либо и т. д. Лечебная физкультура способна существенно улучшить моторные навыки у аутичных малышей и подростков.

Упражнения для развития ребенка аутиста

Какой комплекс упражнений стоит выполнять при аутизме

Ощутимо развить не только моторные, но и социальные навыки может помочь следующий комплекс упражнений ЛФК при аутизме:

  1. Марш. Хотя «маршевая» гимнастика относится к крупной моторике, она способна развивать не только ее, но и ряд других навыков, в том числе имитацию. Для этого необходимо, чтобы ребенок повторял каждое движение за взрослым. Можно предложить малышу начать с движений ногами на одном месте, потихоньку подключая к ним шаги вперед – сначала короткие, а затем и более длинные, с более высоким подъемом ног, а также движения руками. Для повышения интереса можно показать ребенку видео смены караула у Букингемского дворца в Лондоне или другие подобные материалы;
  2. Батут – «король» ЛФК при аутизме у детей для улучшения крупной моторики. Прыжки на батуте – это прекрасная сенсорная стимуляция, эффективно снимающая сенсорную перегрузку и способствующая снижению тревожности. Достаточно часто регулярные прыжки на батуте помогают детям с РАС снизить частоту и интенсивность повторяющегося поведения, а также начать лучше организовывать собственное поведение;
  3. Игры с мячом – сначала самые простые (перекатывание мячика вперед и назад), а затем и более сложные («вести» мяч, хлопая по нему ладонью или подбрасывая ногой, ловить и/или отбивать мяч и т. д.). Такие игры способствуют развитию как навыков визуального слежения за объектом, так и моторных навыков;
  4. Символические игры. Поскольку символические действия в большинстве случаев даются аутичным детям достаточно тяжело, необходимо тренировать их в рамках ЛФК. Ребенку-аутисту гораздо легче подключать воображение, если предполагается двигательная активность. Развить моторику можно символическими играми «летаю как самолетик», «прыгаю как зайчик», «надеваю шапочку/пальтишко/сапожки» (воображаемые) и т. д.;
  5. Ползание в туннеле – специально купленном или самостоятельно построенном из больших коробок либо стульев и покрывал. В туннеле можно просто ползать вперед и назад, а также играть в прятки, поезд в метро, лисичку в норе и т. д.;
  6. Шаги или запрыгивание в картонную коробку, стоящую на полу. Сначала ставьте перед ребенком простые задачи (просто наступить в коробку и выйти обратно), а затем усложняйте их, добавляя определенную последовательность движений, увеличивая глубину коробок и т. д.

В занятия физкультурой для детей с аутизмом полезно включать и упражнения на развитие чувства равновесия – сначала прохождения по тонкой линии, нарисованной на полу, а затем и к балансированию на специальных качелях. Перед началом упражнений необходимо определить, как долго малыш может неподвижно простоять закрыв глаза и не теряя равновесия – такой тест позволит понять, с какой интенсивностью нужно будет заниматься развитием чувства равновесия.

Кроме того, в комплекс упражнений при аутизме рекомендуется включить катание на двух-, трех- или четырехколесном велосипеде, а также танцы. Танцевальные движения под музыку прекрасно подходят для стимулирования навыка моторной имитации и других полезных бытовых навыков – например, чистки зубов, подметания пола, протирания посуды после мытья и т. д.

Эффективно развить крупную моторику и навык упорядочивания действий помогут упражнения для детей-аутистов с использованием полосы препятствий. Изначально такая полоса может состоять из одного препятствия, которое ребенок должен преодолеть в рамках кросса, а в дальнейшем количество препятствий увеличивается. Можно задействовать предметы для лазания, скакалки, ходьбу по тонкой линии, перекатывания, «лягушачьи» прыжки, «крабовые» движения и т. д.

В некоторых случаях в ЛФК для детей с аутизмом могут включаться элементы Бобат-терапии – нейро-развивающей терапии по методу Бобатов (физиотерапевта Берты Бобат и психиатра Карела Бобата). Супруги Бобат начали разработку своей методики еще в 40-х годах прошлого века, постоянно совершенствуя ее вплоть до 80-х годов.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка различать цвета

Суть Бобат-терапии состоит в подборе поз тела, при которых пациент не может выполнять патологические рефлекторные движения. К примеру, в «позе эмбриона» у ребенка уменьшаются тонусы мышц и конечностей, а вместе с ними – позотонический (постуральный) рефлекс, из-за которого тело или его части сохраняют патологическое «неправильное» положение, как бы цепенея в нем. Бобат-терапия по сей день широко применяется в борьбе с нарушениями моторики (гиперкинезах, спастике, проблемах с координацией движений), а также при многих других заболеваниях, включая ДЦП, сколиоз, дефекты развития позвоночника и др.

В случае стойких нарушений двигательных функций также может быть применен метод чешского невролога Вацлава Войты (Войта-терапия). Упражнения из этой методики представляют собой стимуляцию движений ползания и поворотов, способствующих моторному развитию. С помощью Войта-терапии активизируются нервная система и мозг пациента, а также происходит «разблокировка» механизмов передачи мозговых нервных импульсов в мышцы. Постепенно у ребенка с нарушениями двигательной функции развиваются правильные двигательные реакции, а в задействованных мышцах активизируются регенерационные процессы благодаря увеличению притока крови.

Отметим, что в понятие «лечебная физическая культура» входят не только игровые спортивные упражнения как таковые, но и полезное для здоровья закаливание, массажи и ежедневная организация двигательного режима ребенка в целом.

Трудности при занятии физкультурой для детей с аутизмом

Некоторые особенности аутизма как такового могут существенно затруднять получение удовольствия от полезной физической активности. В самом начале занятий аутичный малыш зачастую сталкивается с такими проблемами:

    • сложности при выполнении упражнений и действий с мячом, связанные с дефектами сенсомоторной координации и ручной моторики;
    • проявление во время занятия стереотипных движений, связанных с трудностями самоконтроля (раскачивания, махание кистями рук, ходьба на носочках, кружение на одном месте и т. д.);
    • затруднения с пространственным ориентированием и выполнением целенаправленных движений, действий;
    • полное непонимание происходящего, способное вызвать агрессию, направленную на тренера, аутоагрессию или истерику;
    • если занятия по ЛФК проводятся в группе, малыш может попросту испугаться присутствия посторонних людей.

Задача родителей и тренера – деликатно и ненавязчиво приучить ребенка к новому для него времяпрепровождению.

Упражнения для развития ребенка аутиста

Как приучить ребенка с аутизмом к занятию физкультурой

Чтобы ваш подопечный не протестовал против ЛФК и с радостью занимался полезными упражнениями, обязательно соблюдайте следующие правила:

  • занятия должны быть четко распланированы, чтобы за короткий период времени у ребенка сформировался «положительный стереотип». То есть малыш должен хорошо усвоить последовательность упражнений, их количество и длительность их выполнения, чтобы всегда знать, что его ждет в процессе – предсказуемость снимает тревогу;
  • каждое из упражнений в идеале должно быть обыграно и привязано к личным пристрастиям и интересам ребенка. Если он любит прыгать – задействуйте в комплекс упражнений побольше прыжков, если любит танцевать – подключайте танцевальные движения и т. д.

Помогайте ребенку на каждом этапе его «спортивного пути», ободряйте его, ласково и ненавязчиво поправляйте неверные движения и с радостью поощряйте даже минимальные успехи.

Начинайте с малого

Физические упражнения при аутизме лучше внедрять в повседневную жизнь постепенно. Например, можно начать преодолевать пешком всё большее расстояние по пути в школу или на терапевтические занятия, подольше гулять (с собакой или без нее), чаще посещать детскую площадку, делать «физкультурные» перерывы между обычными домашними делами и т. д.

Конечной целью этого постепенного внедрения должен быть один час в день, посвященный исключительно физической активности и воспринимаемый ребенком как привычная и приятная часть дневного расписания.

Занимайтесь вместе с ребенком

Ежедневно подавайте малышу примеры активного образа жизни, ведь именно родители являются главными образцами для подражания у всех детей – и аутичных, и нейротипичных. Кроме того, подумайте, можно ли каким-то образом задействовать и других людей из тех, с кем ребенок контактирует ежедневно или хотя бы раз в несколько дней. Возможно, они тоже смогли бы по мере сил поощрять малыша к занятиям физическими упражнениями.

Предлагайте разные варианты активности

Чтобы ребенок смог выбрать физическую активность, которая действительно придется ему по душе – предложите выбор. Пусть малыш попробует как можно больше разных вариантов – например, настольный теннис, велосипед, «водная гимнастика» в бассейне или ванне, катание на лошади и т. д.

Желательно, чтобы физические занятия не были однотипными, а были направлены на развитие таких факторов, как:

  • физическая форма (интенсивные физнагрузки – приседания, бег, прыжки и т. д.);
  • социальное взаимодействие (игры и упражнения, в которых задействован другой человек или несколько людей);
  • независимость (например, зарядка под видеоролик).

Если физическая активность будет включать в себя все три перечисленных пункта, эффект от нее будет максимально благотворным.

Визуальная поддержка и расписание

Поскольку аутичные люди гораздо лучше понимают и усваивают визуальную информацию, чем какую-либо другую – продумайте возможность зрительной поддержки в виде визуального расписания, карточек с изображением упражнений, наглядных демонстраций упражнений (самостоятельно или при помощи видео) и т. д.

Поощрение

Беспроигрышным способом приучить малыша к программе лечебной физкультуры станет правильно подобранное позитивное подкрепление – например, «честно заработанный» йогурт или другое любимое лакомство, либо просто эмоциональное поощрение (объятия, щекотание, потирание носиками или что-то еще, радующее ребенка).

Именно на правильно подобранных поощрениях основывается наиболее эффективная на сегодняшний день методика коррекции аутизма – ABA-терапия. Метод прикладного анализа поведения для родителей и специалистов пользуется заслуженной популярностью во всем мире, помогая эффективно адаптировать аутичных людей к полноценной жизни в социуме.

Источник