Упражнения для развития равновесия у ребенка
Наталья Лекомцева
Серия игровых упражнений для развития равновесия у детей старшего дошкольного возраста
Серия игровых упражнений для развития равновесия.
I. Игровые упражнения в помещении.
Цель: развитие статического равновесия.Цель: развитие динамического равновесия
«Присядка»
И. п.: полный присед на одной ноге, другая вытянута вперед, руки скрещены на груди.
1 – и. п., 2 – подскок со сменой ноги, 3 – и. п., 4 — подскок со сменой ноги.
«Петрушка»
И. п.: сидя на корточках, руки внизу.
По сигналу воспитателя из положения сидя на корточках высоко подпрыгнуть, расставив широко руки и ноги в стороны, затем приземлится, снова присаживаясь на корточки.
«Палочник»
И. п.: лежа на полу, подняв ноги и корпус вверх, упереться руками в поясницу и поставить локти на пол.
1 – и. п. 2 — медленно опуститься на пол, 3 — удерживать равновесие без помощи рук, 4 — опуститься на пол.
«Аллигатор».
И. п.: сесть на колени, «подложить» пятки под себя, колени развести в стороны, локти рук опустить к нижней части живота, ладонями опереться на пол.
1 — Наклониться вперед, опираясь о пол головой, 2 — затем выпрямить корпус, оторвать голову от пола, стоя на одних руках, 3,4 – и. п.
«Уголок».
И. п.: сидя на стуле, спина прямая, руки на боковых краях сидения, ноги выпрямленные.
1 – и. п. 2,3 — медленно поднять ноги параллельно полу и удерживая их в таком положении, попытаться оторваться от сидения с опорой на руки, 4 – и. п.
«Стойкий оловянный солдатик».
И. п.: встать на колени, руки плотно прижать к туловищу.
1,2,3 — Наклониться назад, как можно ниже, держать спину прямо, 4 — выпрямиться. «Велосипедист»
И. п.: сидя на кубике, руки в опоре сзади, стопы на полу.
1-4 – круговые движения ногами вперед, 5-8 – круговые движения ногами назад.
«Цапли» (выполняется парами).
И. п. стоя на опорах на расстоянии вытянутой руки, дети держатся за руки.
1,2,3 – согнуть правое колено под прямым углом, 4 – и. п. «Бой петухов». (выполняется в парах)
И. п.: стойка на одной ноге, руки скрещены на груди.
Два ребенка становятся лицом к лицу в очерченный круг и наскакивают друг на друга, как бойцовые петухи. Пытаются оттолкнуть противника, заставить его опустить ногу или выйти из круга.
«Петрушка на скамейке»
И. п.: стоя на скамейке ноги вместе, руки в стороны.
По сигналу воспитателя ребенок на каждый шаг поднять вперед поочередно правую и левую ногу. Руки быстро спускаются, выполняя хлопок под коленом. Ногу на скамейку, руки в стороны.
«Ступеньки».
И. п.: стоя на кубике, руки на поясе.
1 – правую ногу отставить в сторону на пол, 2 – левую ногу приставить к правой, 3 – левую ногу поставить на опору, 4 – правую ногу приставить к левой, 5-8 – тоже с левой ноги.
«Разойдись – не упади!» (выполняется парами).
И. п. ноги вместе, руки на поясе.
По сигналу воспитателя двое детей идут по скамейке навстречу друг другу. Встретившись, расходятся, придерживаясь друг за друга, и продолжают движение.
«Змейка».
Ходьба по шнуру (длина 8—10 м, который лежит на полу, по кругу и зигзагом.
И. п. ноги вместе, в руках предмет (мяч, палка).
1 – шаг правой ногой, руки вверх, 2 – шаг левой ногой, руки вниз, 3,4 – повтор.
«Юла».
И. п. ноги вместе, руки на поясе.
По сигналу воспитателя совершить повороты на носках вправо и влево на 180 и 360° в быстром темпе.
«Через холодный ручей».
И. п. на скамейке, ноги вместе, руки на поясе.
1 – шаг, присед на правую ногу, левую ногу опустить вниз, касаясь носочком 2 – и. п., 3 – шаг, присед на левую ногу, правую ногу отпустить, касаясь носочком, 4 – и. п.
II. Игровые упражнения на улице.
Цель: развитие статического равновесия.Цель: развитие динамического равновесия
«Морская фигура».
И. п. произвольное.
Дети движутся произвольно по площадке. После слов «Раз, два, три — замри», дети принимают задуманную ими позу на одной ноге.
«Освоение пространства».
И. п.: ноги находятся на ширине плеч, руки свободно опущены вдоль тела.
1,2- поднять правую ногу параллельно полу, согнуть руки в локтях и поднять кисти рук на уровень груди, 3 – вытянуть ногу вперед и развести руки в стороны,4 – и. п., 5-8 – выполнить упражнение с левой ногой.
«Порыв ветра».
И. п.: ноги находятся на ширине плеч, руки свободно опущены вдоль тела.
1,2-выполнить круговые вращательные движения вправо — вверх — влево – вниз телом, 3 – руки и правую ногу отвести вправо и полностью выпрямить ногу в колене, 4 –и. п.
«Жернова».
И. п.: стойка на правой ноге, левая поднять параллельно полу, руки в стороны.
1-4 –выполнять вращательные движения прямой левой ногой по часовой стрелке, 5-8 –против часовой стрелки.
«Парусник».
И. п.: стоя ноги на ширине плеч, руки расслаблены и опущены вдоль тела, шея и спина выпрямлены.
1-согнуть руки в локтях, подтянуть кисти к подмышечным впадинам, левую ногу согнуть в коленном суставе, а правую вынести вперед параллельно земле. 2 — присед на одной ноге. 3 — выпрямить левую ногу, подняться, правую ногу медленно опустить, 4 — поставить ноги на ширине плеч, а руки вынести вперед.
«Подтягивание».
И. п.: стоя ноги вместе, руки опущены вдоль тела.
1-3 – поднять руки вверх и встать на кончики носков ступней, 4 – и. п.
«Светофор»
И. п. произвольное.
Воспитатель называет сигналы светофора, дети выполняют действия, соответствующие каждому сигналу. Красный — замереть и не двигаться; желтый — стоять на месте, хлопая в ладоши; зеленый — двигаться медленным бегом.
«Узкая тропинка»
И. п. ноги вместе, руки на поясе.
Пройти или пробежать между двумя начерченными на земле линиями, не наступая на них (расстояние между линиями 20 см).
«Змейка наоборот».
И. п. основная стойка, руки в стороны, спиной вперед.
Ходьба по шнуру (длина 8—10 м, который лежит на полу, по кругу и зигзагом, спиной вперед.
«Лягушки и цапля».
И. п. ноги вместе, руки на поясе.
Дети передвигаются по площадке, выполняя наклоны. По сигналу воспитателя дети останавливаются, замирая на одной ноге.
«Бегом по горке»
И. п. основная стойка, руки в стороны.
Вбегать и сбегать по наклонной доске или снежной горке, ограниченной флажками.
«Зайчики на горке»
И. п. основная стойка, руки согнуты перед грудью.
Прыжки по наклонной доске вверх, ограниченной флажками.
«Через кочки».
И. п. ноги вместе, руки на поясе.
На площадке по кругу расставлены предметы. Дети, идя друг за другом перешагивают их не задевая.
«Накорми кролика».
На дереве висит вырезанный из картона кролик с открытым ртом.
И. п. основная стойка, руки произвольно, в руке морковка.
На расстоянии 4-5 шагов ребенок делает 2-3 вращения, после чего подходит по прямой линии и кормит кролика.
«Дружные пары». (выполняется парами)
И. п. основная стойка, лицом друг к другу, держась за руки.
1-4 – кружатся в одну сторону, 4-8 – в другую сторону.
По мнению Д. В. Хухлаевой [43,65] для выполнения всех физических упражнений необходимы физические (или двигательные) качества.К этим качествам она относит следующие отдельные качественные стороны двигательной деятельности человека: Ловкость – это способность быстро перестраивать координационные движения и быстро их перестраивать в соответствии с требованиями обстановки которая меняется. Гибкость – наибольшая амплитуда движений человеческого тела в определенном направлении. Сила – степень напряжения мышц, развивающая мышцы при сокращении. Быстрота – способность совершать те или иные физические упражнения в минимальный отрезок времени. Выносливость – способность совершать те или иные действия в течение длительного времени. Равновесие – способность сохранять положение тела в условиях разнообразных движений на уменьшенной или повышенной площади опоры.
Статическое равновесие – способность человека сохранять устойчивое положение тела в состоянии покоя (пр., фиксация тела в положении «ласточка», в стойке на руках и т. п.). Для статического равновесия применяются так называемые упражнения на «равновесия», то есть движения и позы в условиях, затрудняющих сохранение равновесия. К ним относятся упражнения на различные виды равновесия на одной или двух ногах с продвижением вперед или шагом, бегом, прыжками, различные виды лазания и так далее.
Динамическое равновесие – способность человека сохранять устойчивое положение тела в движении (пр., выполнение двигательной связки на бревне и т. п.). Оно основано на избирательном совершенствовании анализов, обеспечивающих сохранение равновесия. Для совершенствования вестибулярной функции следует применять упражненияс прямолинейными и угловыми ускорениями: кувырок вперед, перекат в сторону (колесо).
Динамическое и статическое равновесие слабо коррелируют между собой. Поэтому можно обладать высокой устойчивостью в какой-либо позе и быть неустойчивым в каких-то двигательных действиях. [48]
Сохранение статического и динамического равновесия – одно из важнейших условий активного взаимодействия человека с внешней средой. В обыденной жизни сохранение равновесия происходит автоматически рефлекторным путем. Известно, что при сохранении той или иной позы тело человека не остается абсолютно неподвижным, оно все время колеблется. Человек как бы теряет на мгновение равновесие и вновь его восстанавливает. Одним из важнейших условий активного взаимодействия человека с внешней средой является сохранение равновесия.
Физические упражнения — основное и специфическое средство физического воспитания. Они представляют собой специально подобранные, методически правильно организованные движения и сложные виды двигательной деятельности, а также подвижные игры. Физические упражнения проводятся под руководством педагога. Они основаны на активных двигательных действиях произвольного (сознательного) характера. Данное средство физического воспитания оказывает разностороннее влияние на развитие детей.
Игровой метод, по мнению Д. В. Хухлаевой, близкий к ведущей деятельности детей дошкольного возраста — наиболее специфичный и эмоционально — эффективный в работе с ними, учитывающий элементы наглядно образного и наглядно действенного мышления. «Он дает возможность одновременного совершенствования разнообразных двигательных навыков, самостоятельности действий, быстрой ответной реакции на изменяющиеся условия, проявление творческой инициативы».
Игровые упражнения представляют собой методически организованные двигательные действия, специально подобранные с целью физического воспитания, суть которых заключается в выполнении конкретных заданий. Игровые упражнения по своей сложности относятся к элементарным играм.
Источник
Возраст 1-3 года.
Упражнения в равновесии играют важную роль в восприятии, координации движений (сохранении позы, равновесии тела).
«Плывет кораблик»
Поставьте малыша на мягкий диван, возьмите его за руки, раскачивайте из стороны в стороны, приговаривая:
Плывет, плывет кораблик
Кораблик золотой.
Везет, везет подарки,
Подарки нам с тобой!
(С.Маршак)
«Покачай нас звонкий мяч»
Посадите малыша на большой надувной гимнастический мяч – фитбол. Осторожно раскачивайте его из стороны в стороны, приговаривая:
Качи-кач-и качи-кач
Покачай нас, звонкий мяч!
Влево, вправо, влево, вправо,
А потом назад – вперед.
Покатаемся по кругу,
А потом наоборот!
«На лошадке»
Встаньте на четвереньки и посадите ребенка к себе на спину (пусть его кто-то из взрослых поддерживает). «Покатайте» малыша на «лошадке»:
На лошадке цок-цок-цок
Через запад на восток
Мимо гор, лесов, морей
К милой мамочке моей.
«Кружимся – кружимся»
Возьмитесь с малышом за две руки и покружитесь с ним по комнате, приговаривая:
Кружимся! Кружимся!
Стой, голова закружится!
«На одной ноге постой-ка»
Когда ребенок стоит, подойдите к нему и скажите: «Давай посмотрим, как ты умеешь стоять на одной ноге». Согните и поднимите малышу одну ногу, затем опустите и поднимите вторую ногу. Придерживайте малыша во время упражнения и рассказывайте стихотворение:
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ну, смелее подними.
Да гляди не упади.
А сейчас постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
А сейчас постой на правой,
Если ты солдатик бравый.
» Внутри – снаружи»
Положите на полу обруч. Возьмите ребенка за руку и встаньте в центр обруча.
Скажите: «День» и переступите за обруч наружу, затем повернитесь к обручу и скажите: «Ночь» — встаньте внутри круга. Вместо «день» — ночь», можно говорить «снаружи» — «внутрь», «кошки» — «мышки» и т.д.
«Маленькие змейки»
В нескольких местах комнаты разложите веревочки или ленты, длиной 50 см. Скажите малышу, что это змейки и что на них нельзя наступать. Играйте вместе с ребенком, держась за руки, аккуратно перешагивайте через веревочки.
«Канатоходец»
Протяните по полу длинную веревочку и предложите малышу пройтись по ней:
Вот слон, индийский гастролер,
Канатоходец и жонглер.
(С.Маршак)
На улице можно начертить мелом узкую дорожку, по которой ребенку надо будет пройтись.
» Ковер»
Скажите малышу, что ковер – это ваш плот, который плывет по реке. Предложите малышу обойти ковер по его краю, «не замочив» ноги об воду.
» Перешагиваем»
Положите на полу гимнастическую палку и несколько кубиков. Возьмите малыша за руку и побуждайте его перешагивать через невысокие препятствия.
«Идет бычок, качается»
Для упражнения будет нужна гимнастическая скамейка, если её нет, то можно положить на пол широкую доску или скатать ковер в рулон. Покажите ребенку игрушечного бычка и покажите, как он умеет ходить по доске:
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
— Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
(А.Барто)
Предложите малышу показать бычку, как он тоже умеет ходить по доске. Поддерживайте малыша за руки.
«Там мышка живет»
Малыш идет по гимнастической скамейке, в конце которой его поджидает игрушечная мышка. Вы говорите слова потешки:
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик.
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет.
Когда малыш доходит до мышки, ему нужно быстро повернуться и «убежать» по мостику от мышки.
«Идет котик по лавочке»
Посадите в конце гимнастической скамейки игрушечного котенка. Малышу надо дойти до игрушки, наклониться и взять котенка. Во время упражнения необходимо держать малыша за руки:
Идёт котик по лавочке
Ведёт кошечку за лапочки
Топы-топы по лавочке
Цапы-цапы за лапочки.
«По мостику»
Скажите ребенку, что гимнастическая скамейка – это мостик через речку:
Над речкой – узкий мостик, другого нет пути,
Решили наши звери по мостику пройти.
(Е.Железнова)
Предложите ребенку провести через мост зверей (приготовьте игрушку кошки, собаки, коровы и т.п.). Малыш прижимает одной рукой игрушку и идет через мост, держась за вас второй свободной рукой. Оставляет игрушку на другом берегу и возвращается за следующей.
» На улице»
Гуляя на улице, побуждайте малыша ходить по бордюрам тротуара, бортикам песочницы, специальным бревнам-ходилкам, пенечкам и проч.
«На горку»
Положите один конец длинной доски на небольшое возвышение и, придерживая малыша за руки, помогите ему подняться по наклонной плоскости, а затем повернуться и спуститься обратно или спрыгнуть на пол:
Ах, дыбок, дыбок, дыбок,
Вот Ариночке годок.
На горку поднимается,
С горочки спускается.
«По горам»
Положите один конец длинной доски на диван или кресло. Возьмите малыша за руки и помогите ему подняться и спуститься с горы:
По долам, по горам,
Ходит шуба, да кафтан.
» По камешкам»
Разложите на полу друг за другом вырезанные из линолеума или ковролина круги, диаметром 30-40 см. Это камешки через ручеек. Возьмите малыша за руку и помогите ему перебираться с «камушка» на «камешек»:
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки.
Раз-два, раз-два, раз-два!
По камешкам, по камешкам
Шагают наши ножки.
Раз-два, раз-два, раз-два!
«С бугра на бугор»
Расположите на полу крепкие, устойчивые предметы: толстую книгу, низкую табуретку, перевернутую банку из-под краски, ящик. Возьмите ребенка за руки и помогайте ему перебираться с бугорка на бугорок:
Куда бежите, ножки?
— По летней дорожке,
С бугра на бугор
За ягодой в бор.
В зеленом бору
Тебе наберу
Черной черники,
Алой земляники.
«С игрушкой на голове»
Положите себе и малышу на голову мягкую игрушку. Походите с ним по комнате, держась за руки и стараясь не уронить плюшевого друга.
Источник
Упражнения
на развитие равновесия
у детей
дошкольного возраста
Основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития закладываются у ребенка в период дошкольного детства.
Движение составляет основу любой детской деятельности, а больше всего игровой.
Важность развития равновесия в дошкольном возрасте обусловлена, тем, что она является основой для овладения ребенком двигательными действиями и включения их в разнообразную деятельность.
Равновесие — это способность сохранять устойчивое положение своего тела.
Это качество необходимо человеку, чтобы передвигаться в помещении и на улице, не задевая предметы, друг друга.
Равновесие зависит от состояния вестибулярного аппарата, всех систем организма, а также от расположения общего центра тяжести тела. У дошкольников общий центр тяжести тела расположен высоко, поэтому им трудно сохранять равновесие. Равновесие развивается в упражнениях, выполняемых на уменьшенной и приподнятой площади опоры, также в упражнениях, требующих значительных усилий, чтобы сохранить устойчивое положение тела.
Основным средством воспитания устойчивого равновесия являются физические упражнения повышенной сложности и содержащие элементы новизны.
Физические упражнения представляют собой специально подобранные и методически правильно организованные движения и сложные виды двигательной деятельности, а также подвижные игры.
Выполнение физических упражнений связано с активным восприятием окружающей обстановки и ориентировкой в ней, с развитием ощущений, восприятий, представлений, формированием знаний, с проявлением волевых усилий. Все это оказывает влияние на всестороннее развитие и совершенствование способностей ребенка.
В дошкольном учреждении для развития равновесия у детей используют упражнения динамического характера. Упражнения представляют собой целенаправленные двигательные задания с установкой на конкретный результат; пройти (пробежать, проскакать, протанцевать) по скамейке и спрыгнуть (сойти) в конце; пройти по скамейке, перешагивая через предметы; пройти по скамейке с предметом в руке; с мешочком на голове; пройти по снегу след в след; попасть в цель снежком, стоя на снежном валу (скамейке).
Кроме упражнений динамического характера используются упражнения статического характера — это стойки на носках, на одной ноге, на носке одной ноги. Дети осваивают их в игровых заданиях, типе «Кто дольше простоит» (цапля, аист, ласточка, стойкий оловянный солдатик и др.), а также в общеразвивающих упражнениях: приседание на носках, поочередные махи ногами, потягивание с подниманием на носки и др., (приседание на носках, стойка на одной ноге и др.)
Для совершенствования статического и динамического равновесия используются различные методические приемы.
а) для статического равновесия:
уменьшение площади опоры;
удлинение времени сохранения позы;
увеличение высоты опорной поверхности;
введение неустойчивой опоры;
исключение зрительного анализатора, что предъявляет дополнительные требования к двигательному анализатору;
введение сопутствующих движений.
б) для динамического равновесия:
упражнения для тренировки вестибулярного аппарата (инвентарь: качели, лонжи, центрифуги и другие тренажеры);
упражнения с изменяющимися внешними условиями (рельеф, грунт, трасса, покрытие, расположение, погода).
Упражнения в равновесии способствуют развитию координации движений, ловкости, воспитанию смелости, решительности, уверенности в своих силах. Вначале они разучиваются с дошкольниками на полу (ходьба по шнуру, с движением рук или с предметом в руках). Только после того, как упражнения будут усвоены в простых условиях, можно переходить к выполнению их на снарядах (бревно, доска, скамейка).
Чем меньше площадь опоры, чем больше высота предмета (доски, скамейки, бревна) и угол его наклона, тем труднее выполнять упражнения и сохранять равновесие. Поэтому ширина пособий с возрастом уменьшается от 25 до 10 см, а высота увеличивается от 10 до 40 см.
Во время выполнения упражнений в равновесии на повышенной опоре (бревно, скамейка) взрослый подстраховывает ребенка (поддерживает его за руку, идет рядом с ним).
Вначале предлагают простые, посильные для них упражнения в равновесии, например ходьбу по уменьшенной площади опоры (между двумя параллельными шнурами или по доске), переступание через предметы и ходьбу между ними. Потом обучают более сложным упражнениям: ходьбе по бревну или доске, один край которой приподнят на высоту 15—20 см.
В средней группе упражнения усложняются: дается ходьба по шнуру с мешочком на голове, на ладони вытянутой руки, с куклой в руках; по скамейке (ставя ногу с носка, руки в стороны); предлагается перешагивать через предметы; удерживать равновесие, стоя на носках, руки вверх, а также стоя на одной ноге, вторая согнута в колене перед собой, в сторону, руки на пояс, разойтись при встрече, не сходя на пол; дается ходьба с поворотом кругом и др.
При выполнении упражнений в равновесии положение рук может быть разным: в стороны, за голову, за спину, на поясе и т. д. Однако длительные фиксированные положения рук усложняют упражнение и утомляют детей. Поэтому рекомендуется чаще изменять положение рук (вперед, в стороны, на пояс и т. д.).
Для развития равновесия рекомендуются нижеуказанные упражнения.
1. Встать на доску, которая лежит на полу (земле), пройти до ее конца (руки на поясе, в стороны или вверх).
2. Во время ходьбы или бега по сигналу взрослого принять определенное положение (присесть, стать на одну ногу и т. д.).
3. Пройти или пробежать между двумя начерченными на земле линиями, не наступая на них (расстояние между линиями 20 см).
4. Пробежать между расставленными на полу (земле) предметами (кубиками, мячами, шишками), не касаясь их руками.
5. Ходьба по шнуру (длина 8—10 м), положенному прямо, по кругу и зигзагом.
6. Ходьба по шнуру (длина 8—10 м), положенному на полу (земле), прямо и по кругу, приставляя пятку одной ноги к носку другой.
7. Ходьба, переступая через палку или веревочку, поднятые от пола на высоту 15—20 см.
8. Встать на бревно (скамейку), пройти по нему, переступая через кубик, который поставлен на середину, и сойти вниз.
9. Встать на бревно (скамейку), пройти до ее середины, повернуться кругом, дойти до конца и спрыгнуть.
10. Встать на бревно (скамейку), пройти по нему до конца (руки на поясе, в стороны или вверх) и сойти вниз.
11. Встать на доску, один конец которой поднят на высоту 30 см (куб или скамейка), пройти по ней до конца, повернуться кругом и осторожно сбежать вниз.
12. Встать на бревно (скамейку), пройти по нему до конца и соскочить.
Но самым лучшим способом для развития координации у дошкольников будут игровые упражнения. Вот некоторые из них:
ПОЙМАЙ КОМАРА.
Цель игры: развить координацию движений, быстроту реакции. Необходимые материалы и наглядные пособия: палка длиной приблизительно 1 м, к которой на шнуре подвязан макет комара, изготовленный из картона.
Ход игры: Игроки становятся в круг. Водящий располагается в центре, держа в руках палку с прикрепленным с помощью шнура комаром. Он водит комаром над головами игроков, которые в это время стараются его поймать. Тот, кто схватил комара; становится водящим.
КАНАТОХОДЕЦ
Цель игры: развить координацию движений, ловкость. Необходимые материалы и наглядные пособия: мел.
Ход игры Мелом на игровой площадке рисуют тропу канатоходца шириной, не превосходящей ширину стопы. Задача каждого, игрока: пройти дистанцию как можно быстрее и не оступиться.
ГУСЕНИЦА
Цель игры: развить координацию движений.
Ход игры Игроки делятся на 2 команды. Они выстраиваются в колонну следующим образом: правая рука каждого последующего игрока лежит на правом плече предыдущего, а левой рукой он поддерживает левую ногу стоящего впереди. По сигналу ведущего колонна начинает движение по дистанции. Побеждает та команда, которая пройдет дистанцию первой.
ЕЩЕ РАЗ, НО ОДНОВРЕМЕННО
Предложите детям правой ногой крутить «от себя», а правой рукой крутить к «себе». Левой рукой хлопать себя по голове, одновременно правой рукой гладить свой живот справа налево и слева направо. Точно так же можно левой рукой как бы забивать гвоздь молотком, а правой гладить что-то утюгом.
ПОСЛУШАЙ, ПОВЕРЬ И СЕБЯ ПРОВЕРЬ
Ведущий предлагает игрокам сделать следующее упражнение: положить руки на колени, по команде хлопнуть в ладоши, потом правой рукой взяться за нос, а левой за правое ухо. Потом опять хлопнуть и поменять руки. А вот еще одно упражнение: по команде отдать честь правой рукой, а левой показать «во!», потом по команде поменять руки.
Источник