Упражнения для развития мотивов ребенка

Упражнения для развития мотивов ребенка thumbnail

Дина Фомина
Картотека упражнений для развития мотивационной сферы

Упражнения для развития мотивационной сферы

Возраст: подростковый, взрослый.

Упражнения помогут развивать мотивационную сферу для тех, кто впал в апатию или хочет чего-то добиться, но понимает, что не хватает силы воли, не может достаточно себя замотивировать. Особенно полезно перед (или вовремя) экзаменами или аттестациями, а также для тех, кто подвержен прокрастинации.

Упражнение 1. Активизируй воображение

Цель

Это упражнение разработано на основе идей НЛП. Для его выполнения нужно активизировать свое воображение: чем ярче вы способны вообразить успех, славу и счастье в будущем, чем более крепкую связь установите с определенными формами деятельности — тем более сильным будет эффект от упражнения. Основная идея — сформировать новое отношение к вашей деятельности, сделать ее более интересной и привлекательной для вас. Одноразового выполнения упражнения, конечно же, недостаточно. Чем чаще вы выполните предложенные вам задания, тем сильнее они повлияют на вашу мотивационную сферу.

Задания

1. Вообразите как можно ярче, что вы достигли своей цели, что

ваша мечта осуществилась, что успех, слава, богатство и счастливая жизнь наконец стали реальностью. Создайте картинку приятного, счастливого будущего.

2. Вообразите, как вы настойчиво (но с удовольствием) много

работаете ради вашей цели. Следует как можно ярче «прокрутить» в воображении картинки того, как вы с огромным наслаждением занимаетесь определенной деятельностью (например, это может быть учеба или профессиональная деятельность). Иногда эта деятельность достаточно сложна, вы ощущаете трудности, но вам интересно и вы стремитесь преодолеть препятствия и достичь своей цели.

3. Попробуйте эти две картинки связать друг с другом. Например, как результат длительной работы и значительных усилий — успех, счастье, богатство и слава. Пытайтесь сочетать эти картинки в определенной последовательности.

Упражнение 2. Успех в прошлом

Цель

Использование позитивных эмоций, которые связаны с успехами в прошлом, для формирования новых мотивационных отношений.

Задания

1. Вспомните случай из своей жизни, когда вы переживали значительный успех. Закройте глаза и представьте себе это ярко. Создайте картинку в воображении. Обратите внимание на размер, точность и качество этой картинки, на те движения, звуки, переживания, которые создают или сопровождают ее.

2. Далее поразмышляйте о цели, которую вы стремитесь достичь. Вообразите ее четко. Прокрутите в воображении картинки достижения цели.

3. Разместите в воображении эту картинку туда же, где была и предыдущая. Ваше задание заключается в том, чтобы эти две картинки наложить друг на друга. Стремитесь пережить радость, удовлетворение от будущего успешного завершения дела (достижение цели) так, как вы ощущали это в прошлом.

Упражнение 3. Эмоциональное насыщение

Цель

Предметы и объекты, которые нравятся человеку, наделяются позитивными эпитетами. Определенные слова связываются в вашем воображении с успехом, красотой, совершенством. Они имеют позитивный эмоциональный смысл (например, слова «замечательно!», «прекрасный», вызывают позитивные эмоции. Используя эти эпитеты, «привязывая» их к предметам и к отдельным элементам, можно сформировать интерес к ним. Вследствие эмоционального насыщения (сочетание с позитивными, «приятными» эпитетами и эмоциями) определенные предметы становятся для вас более привлекательными и интересными. Для того чтобы сформировалось соответствующее позитивное отношение к предметам (объектам) вашей деятельности, процесс эмоционального насыщения должен быть достаточно длительным.

Задания

1. Выпишите 20 слов, которые вам больше всего нравятся, которые вызывают позитивные эмоции.

2. Запишите 15-20 прилагательных (эпитетов, которыми вы наделяете нравящиеся вам предметы (например, «чудесный», «прекрасный»).

3. Запишите 10 компонентов (структурных компонентов или параметров) предмета (объекта, к которому вы хотите сформировать интерес. Например, если это автомобиль, то среди элементов могут быть мотор, тормоза, руль, корпус, дизайн. А если вы стремитесь развить свой интерес к психологии, то в качестве компонентов могут выступать психические процессы и функции (память, внимание, воображение, мышление, мотивация и т. п.).

4. Каждый компонент (элемент) вашей деятельности (из десяти записанных) насыщайте позитивными (приятными для вас) эпитетами. Охарактеризуйте каждый элемент (структурный компонент) с позитивной стороны.

Упражнение 4. Новое имя

Цель

Имя, как и любое другое слово, которое часто употребляется, имеет психологическое влияние на человека. Меняя его (или прибавляя к нему определенные эпитеты или характеристики, которые становятся неотъемлемыми атрибутами имени, можно изменить и мотивацию субъекта. Достаточно только называть себя в течение определенного времени новым именем (не обя-зательно требовать этого же от окружающих).

Называя себя новым именем, прибавляя к своему имени эпитеты или характеристики, со временем можно ожидать определенных изменений в своей мотивации. Например, Виктор во внутреннем диалоге стал называть себя настойчивый Виктор, а Артур дополнил свое имя словом «труженик» и, обращаясь к себе, называл себя Артур-труженик.

Задания

1. Придумайте себе соответствующее имя, которое символизировало бы настойчивость, целенаправленность, силу воли в достижении цели и имело бы мотивационное влияние на вас.

2. Придумайте 4 варианта имени (в соответствии с заданиями, которые вы ставите перед собой). Несколько вариантов являются необходимым во избежание нежелательного автоматизма в использовании обычных для вас штампов (ведь бывает, что слова, которые часто употребляются, становятся штампами и не вызывают ни образов, ни эмоций).

3. Вообразите несколько ситуаций, связанных с новым для вас именем. Желательно, чтобы слово или характеристика вызывало у вас конкретные образы (ситуации). Избегайте абстрактных понятий, «пустых слов», которые не вызывают никаких образов и эмоций. Запишите несколько воображаемых (но вполне возможных) ситуаций, связанных со своим новым именем.

4. Называйте себя так в течение определенного времени во внутреннем диалоге, в обращении к самому себе. Для того чтобы это упражнение имело существенное психологическое влияние, должно пройти длительное время, в течение которого вы будете называть себя новым именем и будете выполнять задания, связанные с этим. Зафиксируйте, сколько раз в день удалось обращаться к себе по-новому и какое влияние это имело на вашу мотивацию.

5. Используя новое имя, напишите несколько коротких рассказов о себе (реальных, с прошедшими или теперешними успехами, или фантастических, с мечтами о достижении в будущем). Приблизительная тематика рассказов:

1. Как я (с новым именем) настойчиво работаю и достигаю успехов.

2. Я (с новым именем) обязательно достигну успехов.

Упражнение 5. Составь наставления другим людям

Цель

Обучая других — мы учимся также и сами, убеждая других — мы убеждаем также и самого себя, побуждая или мотивируя других — мы побуждаем, мотивируем и самого себя. Исходя из этой закономерности, можно предложить следующее задание.

Задание

Вы должны убедить другого участника группы (вообразите, что перед вами ваш подчиненный или ребенок, который нуждается в ваших установках, что с заданием можно легко справиться. Стремитесь внушить уверенность в успехе. Запишите свою речь.

Читайте также:  Развитие ребенка это только адаптация его к культуре

Пример: Андрей, выполняя данное упражнение, выбрал несколько изречений, которые ему больше всего нравились и которые имели наибольшее влияние на него.

•Успех приходит к тому, кто верит в него, кто много работает и не отклоняется от своей цели.

•Ты обязательно достигнешь успеха, если всю энергию направишь на ее достижение.

•Исключи из своего лексикона слово «невозможно». Если настойчиво работать, шаг за шагом приближаясь к цели, — все возможно.

Сначала он выбрал для девиза первое изречение. Впоследствии для разнообразия нанес на табличку еще одно изречение.

Ты обязательно достигнешь успеха, если всю свою энергию направишь на достижение своей цели.

Выбрав несколько девизов, Андрей нанес их на табличку, которую расположил на своем рабочем столе. Такая работа (в комплексе с другими упражнениями мотивационного тренинга) содействовала заметному росту его мотивации достижения.

Упражнение 6. Указывая ошибки — отметьте улучшения

Довольно часто воспитатели, учителя и родители указывают на недостатки, ошибки, слабости детей, вследствие чего у детей формируется чувство беспомощности, снижается их самооценка.

Взрослым следует не только указывать на ошибки, но и акцентировать внимание на достижениях, успехах детей. Даже когда ошибок и недостатков много, стоит отметить позитивные изменения в определенном компоненте деятельности:

1. Пусть ошибок еще много, но они не такие серьезные, как те, которые ты так часто допускал раньше.

2. Пусть трудностей еще немало, но ведь в этом компоненте ты продвинулся далеко вперед.

3. Пусть не все еще удается, но обрати внимание, над этим ты хорошо поработал и уже видны позитивные изменения. Следовательно, есть возможности развития и в других аспектах деятельности.

Всегда можно найти и отметить позитивные моменты, улучшения определенных аспектов деятельности. Некоторые родители и воспитатели склонны считать, что если ребенку указать на его ошибки, то он будет стремиться не повторять их. Но такая стратегия часто вызывает нежелательный эффект: если указывать ребенку только на недостатки, не поощряя, не подбадривая его, то со временем у него появляется отвращение к такой деятельности (и негативное отношение к субъекту воспитательного процесса: к учителю, воспитателю или родителям). Для того чтобы побуждать ребенка к учению (или взрослого к работе, следует обязательно отмечать позитивные изменения, обращать внимание на то, что именно у человека получается лучше.

Задание

Укажите на недостатки, ошибки ученика (подчиненного, но вместе с тем акцентируйте внимание на достижениях, изменениях в лучшую сторону.

Упражнение 7. Сформируй позитивный образ «Я»

Цель

Часто чувство собственной беспомощности, низкая самооценка являются следствием негативного самовосприятия: человек видит в себе много нежелательных черт характера, недостатков, слабостей. Такой образ своего «Я» оказывает негативное влияние на мотивацию и деятельность личности.

Когда вы чувствуете себя беспомощными и бессильными в определенной деятельности, то, как правило, не будете прилгать значительных усилий; ваша мотивация в таком случае будет низкой. А когда вы уверены в себе, то ваше отношение к деятельности будет совсем иным.

Задания

1. Поразмышляйте и запишите ваши положительные черты характера (5 вариантов, особенности личности, которые помогают вам в работе (учебе) и в жизни.

2. Вспомните и запишите ваши успехи (5 вариантов). Поразмышляйте, какие ваши особенности (способности) обусловили эти достижения.

3. Поразмышляйте (или посоветуйтесь с психологом) относительно перспектив, возможностей и методов развития некоторых способностей и навыков, важных для вашей деятельности. Всегда есть возможности для совершенствования, а осознание путей и методов развития даст вам значительный мотивационный заряд.

4. Вспомните и запишите позитивные высказывания, одобрения в ваш адрес со стороны друзей, родителей, учителей, руководителей (3 варианта). Какое мотивационное влияние они имели?

5. Выберите человека с низкой самооценкой, которому вы могли бы помочь приобрести позитивный образ «Я». Вспомните его положительные черты и особенности. Поразмышляйте и запишите, каким образом, используя их, можно было бы поддержать, подбодрить человека, который разочаровался в своей деятельности, и помочь сформировать у него позитивный образ «Я».

6. Поразмышляйте, как можно было бы усовершенствовать ваши методы работы, что можно было бы улучшить, продумайте перспективы и возможности развития. Вы способны придумать много нового, что может не только изменить вас, но и помочь другим (в первую очередь это касается вашей профессиональной деятельности). Осознание перспектив, возможностей усовершенствования является не только существенным мотивационным фактором, но и повышает смооценку и влияет на позитивность образа «Я». Запишите шесть вариантов.

Упражнение 8. Похвала самому себе

Цель

Научиться одобрять, подбадривать и вдохновлять самого себя, поскольку это очень помогает в работе. Вспоминая и эмоционально подкрепляя действия, которые в прошлом приводили к успеху, вы вдохновляете себя на дальнейшие достижения.

Задания

1. Вспомните событие, когда вы достигли успеха, проявив настойчивость, целенаправленность, смекалку и т. п. Вспомните эмоциональное состояние (удовлетворение, подъем, в котором пребывали в ситуации успеха и победы.

2. Похвалите самого себя. Скажите самому себе несколько приятных слов. Например: «Молодец! Чудесная работа/ Так и дальше держать!»

3. Обяжите себя и далее так работать (например, проявить настойчивость и т. п.).

Упражнение 9. Источник энергии

Вообразите вашу деятельность (к которой стремитесь развить интерес) как источник энергии. Конкретно, ярко вообразите предмет вашей деятельности (конкретные тему, законы, закономерности и т. п.). Сконцентрируйтесь на теме, которая вам нравится, интерес к которой вы хотели бы развить.

Вообразите, как этот предмет вашей деятельности согревает вас, дает энергию, вдохновляет на работу. Пытайтесь вообразить, как эта энергия влияет на ваш мозг, стимулируя его нервные клетки.

Вдыхайте, воспринимайте эту энергию. Вообразите, как энергия из учебника, из формул и закономерностей вливается в ваш мозг. Вообразите, как легкие, приятные волны энергии накатываются на вас, пробуждая вашу активность.

Поместите источник энергии с правой стороны (а потом с левой). Почувствуйте влияние энергии на правое полушарие вашего мозга.

Вообразите источник энергии перед собой. Почувствуйте, как энергия влияет на мозг сверху, как энергия легко, непринужденно входит в ваш мозг.

Теперь вообразите, что этой творческой энергии у вас так много, что вы хотите поделиться ею с окружающими (не со всеми, конечно). Вообразите, как вы направляете эту энергию определенному человеку, которого хотели бы вдохновить на деятельность и творчески поддержать.

Литература: С. Занюк «Психология мотивации»

Источник

Формула учебной мотивации

Формирование учебной мотивации: игры, тренинги, упражнения

Важнейшей задачей современной школы  является формирование мотивации учения в школьном возрасте. Достижение успехов в учебе,  формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов,  немыслимы без  высокого уровня мотивации учения.

Работа над повышением уровня мотивации учащихся происходит путем взаимодействия  педагогического коллектива, учащихся и их родителей.

Читайте также:  Интеграция отклонения развитии ребенка

Проблемы формирования мотивации учения

Выделяют пять уровней мотивации учебной деятельности:

  1. Первый уровень – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования). Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

  2. Второй уровень – хорошая школьная мотивация. ( Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.

  3. Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

  4. Четвертый уровень – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.

  5. Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно — психические нарушения.

Причины спада учебной  мотивации:

  1. У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.

  2. Отношение ученика к учителю.

  3. Отношение учителя к ученику.

  4. У девочек-подростков снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.

  5. Личная значимость предмета.

  6. Умственное развитие ученика.

  7. Продуктивность учебной деятельности.

  8. Непонимание цели учения.

  9. Страх перед школой

Так как за каждым мотивом стоит та или иная потребность, то в ходе продуктивного учебно-воспитательного процесса у детей должны возникать потребности, мотивирующие учебную деятельность:

  1. потребность в творчестве и творческом труде;

  2. потребность быть личностью;

  3. потребность в самоутверждении и самовыражении;

  4. потребность в общении;

  5. потребность в познании;

  6. потребность в свободе;

  7. нравственно-эстетическая потребность;                                

  8. потребность смысла жизни.

Если перечисленные потребности актуализируются и активируются в ходе учебной деятельности, то у детей повышается внутренняя мотивация (собственное развитие в процессе учения, действие вместе с другими и для других, познание нового). Возникает интерес – тенденция, заключающаяся в направленности или сосредоточенности на процессе.

Формирование мотивации учения школьников.

Общий смысл формирования состоит в том, что учителю желательно переводить учащихся с уровней отрицательного и безразличного отношения к учению к зрелым формам положительного отношения к учению — действенному осознанному и ответственному.

Воспитанию положительной мотивации учения способствуют:

  • общая атмосфера в школе, классе;

  • участие ученика в коллективистических формах организации разных видов деятельности;

  • отношения сотрудничества учителя и учащегося, помощь учителя не в виде прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов;

  • привлечение учителем школьников к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки.

Кроме того, формирование мотивации способствуют занимательное изложение, необычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у учащихся;

эмоциональность речи учителя;

познавательные игры, ситуация спора и дискуссии;

анализ жизненных ситуаций;

умелое применение учителем поощрения и порицания.

Особое значение здесь приобретает укрепление всех сторон умения школьника учиться, обеспечивающее усвоение всех видов знаний и их применение в новых условиях, самостоятельное выполнение им учебных действий и самоконтроля, самостоятельный переход от одного этапа учебной работы к другой, включение учащихся в совместную учебную деятельность.

Для повышения и поддержания учебной мотивации и устойчиво-положительного отношения к школе, учителям и родителям нужно учитывать и воздействовать на те составляющие, от которых в большой степени зависит учебная мотивация:

  • Интерес к информации, который лежит в основе познавательной активности;  

  • Уверенность в себе;

  • Направленность на достижения успеха и вера в возможность положительного результат своей деятельности;

  •    Интерес к людям, организующим процесс обучения или участвующим в нем;

  • Потребность и возможность в самовыражении,

  • Принятие и одобрение значимыми людьми;

  •   Актуализация творческой позиции;

  •   Осознание значимости происходящего для себя и других;

  • Потребность в социальном признании;

  •   Наличие положительного опыта и отсутствие состояния тревожности и страха; 

  • Ценность образования в рейтинге жизненных ценностей (особенно в семье);

Методы развития учебной мотивации

Методы развития познавательного интереса.

Основными методами развития познавательного интереса у детей с плоховыраженными познавательными потребностями являются:

  • формирование готовности восприятия учебного материала;

  • выстраивание вокруг учебного материала игрового приключенческого сюжета;

  • стимулирование занимательным содержанием.

Формирование готовности восприятия учебного материала. Метод представляет собой одно или несколько заданий или упражнений учителя, направленных на подготовку учащихся к выполнению основных заданий и упражнений урока. К примеру, вместо стандартной фразы: «Мы начинаем новую тему» — можно раздать учащимся по листу бумаги и написать в течение 3 минут все известные им слова, относящиеся к данной теме. После выполнения этого задания они подсчитают, сколько слов им удалось написать, и выясняют, у кого больше, а у кого меньше. Теперь можно начинать новую тему. Учащиеся будут внимательно следить за речью учителя, думая о том, что они забыли написать, что можно было бы написать еще.

Упражнения:

  1. Мои ценности: проранжировать свои ценности, объяснить первые 3 и почему. Что мне нужно сделать для этого.

Деньги, любовь, семья, развлечения, собственное (интеллектуальное развитие), красота, дружба, учеба, домашние животные, музыка, спорт, труд, творчество, вкусная еда, компьютерные игры и т.д

  1. Мой портрет как ученика. Нарисовать свой портрет до посещения школы и портрет на данный момент. Составить свой словесный вопрос: «Какой я был до посещения школы?» и «Какой сейчас». Представление портретов в группе. Обсуждение, как повлияла учеба на них в школе.

  2. Суд над учебой. Раздаем роли участникам: УЧЕБА, ПРОКУРОР, АДВОКАТ, СУДЬЯ (ведущий) Обвиняемая учеба. Выбираем прокурора и адвоката учебы. Судья – ведущий. Прокурор обвиняет учебу например в неинтересности , в том что занимает много времени, не нужна в настоящем и будущем. Остальные – свидетели: участники высказывают собственное негативное или положительное мнение об учебе, анализируют почему такое отношение к ней у них возникло. Каждый по очереди должен обязательно побыть в роли адвоката учебы. Конкурс на лучшего адвоката

  3. «Подарок» Участникам даются условия: каждый пришел на день рождения и принес подарок виновнику торжества – это право бесплатного обучения в школе 11 лет. Именинник в шоке. Он привык только развлекаться. Задача подростков – по очереди убедить именинника что этот подарок очень важный.

  4. Диагностика отношений к учебным предметам. Почему одни предметы нам нравятся больше, а другие меньше. Почему. Рассказать ряд трудностей. (записать в таблицу)

Читайте также:  Развитие общения ребенка со взрослыми таблица

Диагностика к учебным предметам:

Инструкция: перечисли пожалуйста свое отношение к учебным предметам, пользуясь шкалой: 2- да это про меня, 1 – не уверен, 0 – это про меня.

  • Я знаю этот предмет

  • Я люблю им заниматься

  • С удовольствием иду на урок

  • Никогда не пропускаю урок без уважительной причины

  • Доволен отношением учителя ко мне

  • Всегда понимаю объяснение нового материала

  • Домашние задания делаю всегда

  • Много читаю по предмету (посещаю кружок, факультатив)

Обработка результатов:

16-14 активно — Положительное (А)

13-10 – положительное (П)

9-8 – безразличное (Б)

7-5 отрицательное (О)

0-4 крайне отрицательное (К)

  1. Приятные эмоции (позитив). Участники должны рассказать об уроке, на котором у них было максимально положительные эмоции, проанализировать почему так произошло. На доске фиксируются все причины позитива.

  2. Блиц – предложение. Это работа с мячом. Тот участник, которому попадает мяч, должен назвать способ получения радости от урока. Ответить на вопрос: На этом уроке мне нравится….. (ребята отгадывают предмет)

  3. Контролеры или активаторы мотивации.

Информационная часть. « что активизирует , усиливает учебную мотивацию?» (наказания. Лишения благ, материальные поощрения, принятие или благосклонность родителей, жесткие сроки, надзор –не являются активаторами или усилителями мотивации, это контролеры. Когда вас пытаются подвинуть на учебу таким образом, вы заставляете себя делать то, что считаете обязанным делать. Вы действуете не соответствие со своими потребностями, а по указке взрослых. В итоге, вы учитесь без желания и ваши способности не развиваются в полной степени, творческий потенциал не реализуется. Эксперименты показали, что когда испытуемым начинают платить за работу над интересными головоломками, они теряют интерес к ним. Итак, угрозы со стороны учителей, жесткие сроки, навязанные цели, надзор, оценки, подростки воспринимают как противоречащие их свободе и независимости, поэтому энтузиазм снижается. Когда вы чувствуете что находитесь под контролем или под давлением соревнованием, то и соревнование воспринимается как ограничение свободы.

Для того чтобы активизировать, усилить вашу учебную мотивацию,

  • во-первых, используете все свои умения и способности в учебе, совершенствуете их.

  • Во-вторых, стремитесь добиваться высоких результатов,

  • в третьих, — осознайте значимость учебы для вашей жизни и для жизни других людей.

  • Также необходима автономность – степень независимости в планировании своей учебной деятельности, в выборе способов выполнения заданий и обратная связь – информация о том, насколько ваша учеба эффективна (оценка).

Получилась формула учебной мотивации.

Показатель мотивирующего поведения = (разнообразие умений + стремление к успеху + значимость задания) * автономность *обратная связь.

Предлагаю вычислить каждому свой показатель мотивации. Единицу показателя оценить по 10 бальной шкале.

  1. Техника «Проблемные вопросы»

Начать можно с того, чтобы при знакомстве с новым материалом (и при опросе) задавать не те вопросы, которые требуют при ответе лишь некоторого напряжения памяти (например, «в каком году…», «кто изобрел…»), а вопросы, которые потребуют анализа, сравнения, сопоставления, объяснения разнородной информации и соответственно — более глубокого понимания материала и интереса к нему. Умение задавать такие вопросы — это навык, которому можно и нужно научиться.

Американский психолог А. Кинг придумала серию общих вопросов, которые можно применять в самых разных учебных ситуациях: Что случится, если…? Приведите пример… В чем сильные и слабые стороны…? На что похоже…? Что мы уже знаем о…? Каким образом… можно использовать для…? Чем похожи … и…? Каким образом … влияет на …? Какой … является лучшим и почему?

Когда такого рода вопросы ложатся в основу учебного процесса, к ребенку приходит понимание истинного назначения учения — научиться думать, применять знания на практике, ориентироваться в жизненных ситуациях.

  1. Волшебная таблетка от страха перед неудачами

«Я прошу устроиться поудобнее, несколько раз глубоко вздохните и выдохните и полностью расслабьтесь.

Представьте, что Вы приняли волшебную таблетку от страха перед неудачами. Теперь вы абсолютно не боитесь, что вас могут настигнуть неудачи, вы полностью уверены в своих силах, вы точно знаете, что добьетесь успеха во всем, что захотите. Вы полны сил, чтобы добиться любой учебной цели. Внутренним взором осмотритесь вокруг себя, где вы находитесь. Какие звуки вы слышите, какие запахи вы чувствуете? Как вы выглядите внешне? Сейчас вы пребываете в том мире, в котором оказались, вам предоставляется полная свобода в этом путешествии»

Предоставляю участникам возможность побыть в этом мире, где они не испытывают страх перед неудачами, самостоятельно в течение 5 минут «Сейчас вы будете постепенно возвращаться в эту комнату, но действие таблетки на этом не закончится, она будет действовать всегда. Страх перед неудачами исчез совсем»

  1. Сказка «Швейная игла»

Одна швейная игла была очень трудолюбивая. Она любила шить. Ей всегда хотелось выполнить свою работу хорошо и, главное, вовремя, к намеченному сроку. Но чем больше торопилась и суетилась игла, тем труднее становилось шить. Иногда игла делала кривые стежки, и их приходилось переделывать. «Опаздываю, опаздываю», — думала игла. Бывало, она так высоко взлетала над тканью, что теряла нитку. Тогда нужно было останавливаться и вновь вдевать ее в ушко. «Опаздываю, опаздываю», — волновалась игла. Даже ночью, когда игла стояла в игольнице, она долго не могла успокоиться. Уж очень ей хотелось делать ровные и правильные швы. Игла так волновалась, что даже чуть-чуть звенела от напряжения.

— Успокойся, — раздался чей-то голос. Это заговорила игольница.

— Прелестная швейная игла! Ты можешь очень хорошо шить. У тебя для этого всё есть. Твой острый носик ловко делает маленькие отверстия. В твое большое ушко легко вставлять нитку. Ты очень стройная, и тебя удобно держать. Тебе нужно просто спокойно шить.

— Но я же опаздываю, — возразила игла.

— Ты просто от волнения делаешь ошибки. Запомни, ты сможешь ловко шить. Поверь в свои силы и умения. Спокойно берись за дело: рассчитай расстояние, проколи ткань и тяни нитку. Ты всё успеешь!

На следующий день игла старательно приступила к работе. Вспомнив слова игольницы, она попробовала успокоиться. Окинув взглядом детали, игла принялась за свое дело. Нитку тянула аккуратнее, стежки делала ровнее. В этот день переделывать пришлось меньше и работа шла быстрее.

Игла задумалась. Может, игольница права? Главное — поверить в свои силы, все обдумать и спокойно приняться за дело.

hello_html_m670ce59.jpg

Статью подготовила педагог-психолог:

Костючик Татьяна Сергеевна

Источник