Умственного развития слабослышащего ребенка

Умственного развития слабослышащего ребенка thumbnail

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Умственное развитие детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Описание слайда:

Умственное развитие детей дошкольного возраста с нарушением слуха

2 слайд

Умственное развитие включает в себя формирование познавательных процессов и

Описание слайда:

Умственное развитие включает в себя формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение и обогащение знаний о природе и обществе развитие познавательных интересов, развитие речи как средства познания.

3 слайд

В качестве одной из задач умственного развития детей с нарушениями слуха выс

Описание слайда:

В качестве одной из задач умственного развития детей с нарушениями слуха выступает развитие познавательных процессов и способностей, овладение способами умственной деятельности, к которым относятся такие действия, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация. Решение этой задачи связано также с развитием умений принимать и понимать умственные задачи, выбирать способы их решения, планировать свою деятельность, оценивать результаты.

4 слайд

Умственное развитие детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возраста

Описание слайда:

Умственное развитие детей с нарушениями слуха раннего и дошкольного возраста неразрывно связано с овладением речью, потому что формирование психических процессов, познание объектов и явлений окружающей жизни, опосредованное речью, протекают более успешно, становятся основой для становления способов умственной деятельности детей, обеспечивают более гибкое оперирование представлениями и знаниями.

5 слайд

Развитие познавательных процессов и способов умственной деятельности Развити

Описание слайда:

Развитие познавательных процессов и способов умственной деятельности Развитие познавательных процессов является важной задачей умственного воспитания детей с нарушениями слуха. Развитие ощущений и восприятия, формирование различных форм мышления, внимания, памяти, воображения являются элементом проведения разнообразных занятий и организации детской деятельности.

6 слайд

Развитие ощущений и восприятия у детей с нарушениями слуха требует учета сво

Описание слайда:

Развитие ощущений и восприятия у детей с нарушениями слуха требует учета своеобразия формирования этих процессов, обусловленного нарушением слухового восприятия и недостаточным участием речи в познании предметов окружающего мира. Поэтому в качестве средств познания свойств окружающих предметов необходимо активизировать зрительное восприятие и другие виды ощущений, важные для формирования представлений о свойствах предметов, позволяющие моделировать целостный образ предмета

7 слайд

У детей с нарушениями слуха следует формировать зрительное, тактильно-двигат

Описание слайда:

У детей с нарушениями слуха следует формировать зрительное, тактильно-двигательное восприятие. Информативными для таких детей оказываются вибрационные ощущения, близкие по своему происхождению к слуховым. Целесообразно учить детей с недостатками слуха воспринимать разные по интенсивности, по местонахождению, по принадлежности вибрационные ощущения, связанные с познанием свойств необходимых и интересующих детей предметов, например музыкальных инструментов.

8 слайд

Сенсорное развитие детей интенсивно осуществляется на занятиях по разделу «Д

Описание слайда:

Сенсорное развитие детей интенсивно осуществляется на занятиях по разделу «Дидактические игры». В качестве методов в зависимости от возраста детей и этапа обучения используются совместные действия взрослого и ребенка, действия ребенка по подражанию взрослому, действия по образцу, по словесной инструкции. В процессе использования этих приемов речевое общение с ребенком дополняется естественными жестами, указаниями на предметы.

9 слайд

С целью развития внимания и памяти проводятся игры типа «Спрячем игрушки», к

Описание слайда:

С целью развития внимания и памяти проводятся игры типа «Спрячем игрушки», когда дети вместе с педагогом прячут игрушки в разных местах комнаты, а затем, получив парные игрушки, отыскивают спрятанные. Игры «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Лабиринты», «Следы», «Запомни предмет» (цвет, форму, величину и др.) направлены на развитие внимания и запоминания и используются на различных этапах обучения, включаются в различные виды занятий, проводятся в свободное время.

10 слайд

Первой формой мышления, непосредственно связанной с развитием предметных дей

Описание слайда:

Первой формой мышления, непосредственно связанной с развитием предметных действий, овладением способами использования различных предметов и орудий, является наглядно-действенное мышление. Его развитие в первую очередь связано с употреблением различных предметов, имеющих фиксированный способ назначения в жизни человека. В специальных дидактических играх и упражнениях, в быту, в процессе формирования навыков самообслуживания детей раннего возраста учат правильному употреблению наиболее распространенных обиходных предметов: расчески, чашки, лейки и др.

11 слайд

Развитию наглядно-действенного мышления способствует анализ ситуаций, в кото

Описание слайда:

Развитию наглядно-действенного мышления способствует анализ ситуаций, в которых устанавливаются причинно-следственные связи между предметами и явлениями: машина не едет, потому что сломано колесо, большой мишка выпал из маленькой машины и др. Педагог поддерживает пробы ребенка, попытки анализа ситуации и определения причины нарушения привычного хода ситуации, однако не стремится сразу продемонстрировать причину нарушения, дети должны подойти к ее вычленению сами. Важным средством развития наглядно-действенного мышления являются игры со сборно-разборными игрушками, различные виды конструирования, строительные игры.

12 слайд

Развитие различных форм мышления происходит в процессе всей жизни ребенка в

Описание слайда:

Развитие различных форм мышления происходит в процессе всей жизни ребенка в детском саду. Одним из важных разделов, содержание которого направлено на умственное развитие детей, является формирование элементарных математических представлений. Здесь проводится планомерная работа по формированию количественных представлений и обучению счету; развиваются представления о форме, величине и пространственном расположении предметов, о времени; формируются некоторые измерительные навыки. На этих занятиях широко используются группировка и сравнение предметов по разным признакам, сравнение множеств.

13 слайд

Формирование знаний и представлений об окружающей действительности В содержан

Описание слайда:

Формирование знаний и представлений об окружающей действительности В содержание ознакомления детей преддошкольного и младшего дошкольного возраста с окружающим миром входит прежде всего накопление запаса представлений об окружающем мире в виде чувственных образов. Поэтому, используя разные виды деятельности, прежде всего предметную, взрослые стремятся привлекать внимание детей к различным предметам и объектам, обеспечивают условия для активных действий с ними, с помощью которых происходит накопление представлений об их свойствах и качествах.

14 слайд

Умственное развитие детей с нарушениями слуха в процессе формирования знаний

Описание слайда:

Умственное развитие детей с нарушениями слуха в процессе формирования знаний о предметах и явлениях окружающей жизни теснейшим образом связано с обогащением речи. Активное познание окружающего мира стимулирует ее развитие. Применение большого количества наглядных и практических методов работы, в том числе опирающихся на чувственные способы познания свойств и качеств окружающих предметов, позволяет сформировать значения слов и фраз, обеспечить их понимание и использование в конкретных ситуациях общения.

15 слайд

 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Описание слайда:

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Выберите книгу со скидкой:

Умственного развития слабослышащего ребенка

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Умственного развития слабослышащего ребенка

Курс повышения квалификации

Умственного развития слабослышащего ребенка

Курс повышения квалификации

Умственного развития слабослышащего ребенка

Курс профессиональной переподготовки

Тьютор

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Причины нарушения слуха у детей

Причины нарушения слуха у ребенка могут быть врожденными или приобретенными, возможны и сочетания различных факторов. Рассмотрим основные причины снижения слуха у детей.

Читайте также:  Развитие ребенка 1год 5месяцев

Генетика

40% случаев снижения слуха в детстве происходит из-за генетической предрасположенности. Также потерю слуха может спровоцировать врожденный порок развития уха или слухового нерва. Обратите особое внимание на слух малыша, если он был рожден с недостатком веса, испытывал кислородное голодание, родился недоношенным или перенес желтуху в первые дни после рождения.

Инфекции

Если мать, будучи беременной, переболеет цитомегаловирусом или краснухой, то это может повлечь за собой нарушение развития органа слуха у плода. Если ребенок заболеет свинкой или корью, то слух также может пострадать. Отиты – особенно опасное заболевание в детстве. Если вы не долечили, например, насморк у ребенка, болезнь может добраться до ушей и привести к образованию нагноения и снижению слуха. Кроме того отит является опасным для жизни.

Неправильная гигиена

Специалисты по слуху призывают всех отказаться от использования ватных палочек в качестве инструмента для чистки ушей. Палочкой очень легко протолкнуть серу только глубже в ухо и даже повредить барабанную перепонку. Из-за скопления большого количества ушной серы образуются серные пробки, которые блокируют поступление звукового сигнала в среднее ухо. Для правильной гигиены уши достаточно регулярно мыть теплой водой.

Шумная обстановка

Берегите детей от шумных мест – и без того хрупкая система слуха может не выдержать постоянного шума и пострадать. Если ребенок использует наушники, научите его важным правилам обращения с ними: звук не должен быть громче 50%, а использование наушников должно быть ограничено одним часом в день.

Ототоксичные препараты

Некоторые сильнодействующие лекарства могут нарушить работу сенсорных клеток в среднем ухе. Такие препараты используются при лечении сложных заболеваний, например, малярии, туберкулеза и рака.

Признаки снижения слуха у детей

Проблема сниженного слуха чаще всего заметна не самому слабослышащему, а тем, кто с ним общается. В случае снижения слуха у ребенка это будет заметно в первую очередь его родителям.

Главный признак снижения слуха у ребенка до года – отсутствие реакции на громкие звуки. В норме ребенок должен реагировать (вздрагивать, плакать) после двух недель жизни, если этого не происходит, немедленно обратитесь к специалисту.

Если нарушение слуха произошло у ребенка старше года, то определить это уже проще. Ребенок не отзывается на свое имя, плохо ориентируется в пространстве по звукам, не слышит происходящего в соседней комнате и т.п.

Более старшие дети выпадают из разговора, отвечают невпопад, также не реагируют на свое имя и на зов издалека.

Классификация снижения слуха

  • I степень: обычно ребенок слышит хорошо, но начинаются проблемы при попадании в шумную акустическую ситуацию.
  • II степень: возникают проблемы с шепотной речью, даже если она звучит в тихой обстановке.
  • III степень: у ребенка серьезные проблемы с разборчивостью речи, даже если она звучит довольно громко.
  • IV степень: малыш слышит только то, что звучит совсем рядом с его ухом.

Страшнее четвертой степени тугоухости может быть только полная глухота.

Обратите внимание: тугоухость – это не временное количественное снижение возможности воспринимать звуки, а качественные необратимые изменения всей слуховой системы, которые неизбежно окажут свое влияние на развитие детской психики. Роль слуха в развитии человека очень велика.

Характеристика детей с нарушением слуха

Слабослышащие дети испытывают трудности не только с восприятием звуков, но и с процессом познания и с социальной адаптацией. Задача взрослых в этом случае – правильно расставить приоритеты и сделать все возможное, чтобы развитие ребенка проходило в нормальном ритме. Также взрослому необходимо знать об особенностях развития слабослышащих детей. Особенностями детей с нарушениями слуха являются особенности психического и умственного развития.

Особенности психического развития детей с нарушениями слуха

Если оставить без внимания нарушения слуха у детей в раннем возрасте, то можно столкнуться с вытекающей проблемой – недоразвитием речи и других функций: мышление, память, внимание. Этот тип развития называется дефицитарным.

В целом, психическое развитие детей с нарушениями слуха происходит по тем же законам, что и здоровых малышей, но происходит это значительно медленнее из-за ограниченности контактов с миром вокруг. Также психическая деятельность слабослышащего ребенка, как бы упрощается – теряются полутона, полумеры. Ребенку тяжелее связывать между собой различные явления, распознавать эмоции. Также отличительной чертой является нарушение речи у детей с нарушением слуха.

Особенности умственного развития детей с нарушениями слуха

Умственное развитие ребенка характеризуется развитием его внимания, памяти и мышления. Слабослышащие дети по результатам многочисленных исследований испытывают трудности при развитии всех этих показателей.

Особенности внимания

Дети с нарушением слуха одновременно воспринимают гораздо меньшее количество элементов, чем дети с нормой слуха. Особенно ярко это проявляется на уроках, когда необходимо, например, одновременно слушать учителя и писать в тетради. Также слабослышащему ребенку требуется значительно больше времени, чтобы переключиться с одного типа восприятия на другой, например, с чтения на слушание.

Особенности памяти

Дети с нормой слуха непроизвольно запоминают огромнейшее количество вещей при простом контакте с окружающим миром. У слабослышащего ребенка, как мы помним, такие контакты довольно сильно ограничены, поэтому запоминает он значительно меньше, хотя и способен на те же самые объемы, что и здоровый ребенок. У слабослышащих детей хорошо получается запоминать слова, тесно связанные со зрительными образами, и значительно хуже обстоят дела со словами, обозначающими звуковые или абстрактные явления.

Особенности мышления

Из-за ограниченности контактов с миром и социумом набор мыслительных инструментов ребенка с нарушением слуха не так широк. Он часто пытается, как бы открывать разные двери одним ключом. Ребенок может иметь сложности с вычленением главных и второстепенных деталей в рассказах или рисунках, выявлением неочевидных причинно-следственных связей. В целом, развитие мыслительных процессов будет в значительной мере замедленно.

Обучение детей с нарушением слуха – сложная задача. Ее решением должны заниматься и родители, и специалисты параллельно.

Диагностика нарушения слуха у детей

Своевременная диагностика – это важнейший этап в помощи слабослышащему ребенку. Чем раньше вы обнаружите проблему и начнете решать ее, тем быстрее и проще пройдет адаптация ребенка к жизни в социуме. Не ждите, пока ребенок замкнется в своем тихом одиноком мире.

Для определения состояния слуха у детей существует несколько методов.

В России самую первую проверку слуха должны провести в роддоме. Называется она «аудиоскриннинг» — это объективный метод исследования, который показывает наличие нарушений. Этот тип диагностики может проводиться, даже если ребенок спит. Для детей постарше диагностику должен проводить специалист сурдоакустик, лор, аудиолог или сурдолог. Это может быть игровая или речевая аудиометрия. Для детей с 12 лет допустимо проводить тональную пороговую аудиометрию.

Читайте также:  Причины задержки развития речи ребенка

Лечение нарушений слуха у детей

Как и у взрослых, лечение тугоухости будет зависеть от ее вида. Тугоухость бывает нейросенсорной и кондуктивной. И, если кондуктивная тугоухость по большей части успешно поддается медикаментозному или хирургическому лечению, то с нейросенсорной тугоухостью все не так просто. Шанс на восстановление слуха может быть только у тех, кто незамедлительно обратился за помощью к специалистам. Однако большая часть случаев тугоухости может быть скорректирована при помощи слухопротезирования.

Исправникова Олеся Владимировна

Обладатель диплома МГПУ по специальности «Сурдоакустик». Специалист по слуху «Аудионика» с 2016 года

Читайте статью на нашем сайте – https://audionika.ru/info/snizhenie-slukha/deti-s-narusheniem-slukha-osobennosti.html

Источник

У детей дошкольного возраста наблюдается усиленное развитие всех психических процессов, в частности, мышления, памяти, восприятия и т.д. и т.п. В силу дефекта дети с нарушениями слуха значительно отстают от своих сверстников, поэтому здесь необходимо целенаправленное систематическое воспитание. Именно этот процесс осуществляется в детском саду.

Ребенок, принимая живое участие в повседневной жизни, общаясь со взрослыми и сверстниками, активно развивается. У него формируется речь, складываются представления об окружающем мире. Проводимые в детском саду занятия для глухих и слабослышащих дошкольников помогают им получить знания и умения, соответствующие возрасту, подготовиться к школе, а также развивают интеллектуальную деятельность. Проблемой воспитания ребенка с нарушениями слуха занимались многие исследователи-педагоги. На основании работ Н.А. Рау, Б.Д. Корсунской, А.А. Катаевой, Н.Г. Морозовой, Т.И. Обуховой можно сделать определенные выводы. Таким детям требуется специальное обучение в специализированных детских садах, хотя общие направления развития детей с дефектами слуха и здорового ребенка в целом совпадают. Глухие и слабослышащие дети обладают рядом особенностей.

У них наблюдается:

— недоразвитие в плане зрительного восприятия, в частности, низкая скорость восприятия и узнавания предметов;

— замедленное формирование подражания, а также затруднения при выборе по образцу;

— отсутствие речи и дефицит доречевого общения.

Последнее приводит к задержке развития познавательной деятельности и словесно-логического мышления. Именно поэтому следует уделять повышенное внимание умственному воспитанию детей с нарушениями слуха.

Можно выделить ряд задач умственного воспитания таких дошкольников.

1. Формирование представлений и понятий об окружающем мире.

2. Развитие познавательных психических процессов.

3. Формирование первичных способов интеллектуальной деятельности.

4. Формирование словесной речи.

Все вышеперечисленные задачи должны осуществляться в процессе игры, специального обучения и труда.

Как правило, формирование представлений об окружающей жизни у детей с нарушениями слуха начинается с первых дней пребывания в детском саду. Двух- трех-летние глухие или слабослышащие дети еще не владеют речью. Ознакомление с окружающими происходит в процессе игровой деятельности.

На специальных занятиях дети получают представления и сведения о предметах и явлениях окружающей жизни, строении предметов, об их назначении. Кроме того, даются первоначальные сведения о жизнедеятельности человека и животных. Занятия проводятся с широким использованием наглядных пособий, натуральных предметов. Организовываются экскурсии, просмотры кинофильмов и диафильмов. Параллельно проводятся занятия по развитию речи, где дошкольники закрепляют словарь, полученный при манипуляциях с различными предметами.

Сведения, полученные на первом году обучения, пополняются новыми данными в дальнейшем. Так, к примеру, при изучении темы «Животные и растения» в первый год ребята просто наблюдают за животными на улице, в живом уголке при группе, в зоопарке, просматривая фильмы и телепрограммы. Постепенно дети запоминают названия животных и птиц, названия действий животных и птиц (летает, бегает, мычит). Так же дошкольники наблюдают за растениями. Проводятся экскурсии по лесу или парку, где ребята замечают изменения, происходящие в живой природе в зависимости от времени года. Ведутся наблюдения за комнатными растениями. Дети постепенно учатся ухаживать за своими растениями.

На втором году обучения происходит значительное пополнение сведений о животных и растениях. Дошкольники запоминают, где живут различные животные и птицы, а также их детеныши, чем питаются, их значение для человека. Постоянные наблюдения и выяснение привычек животных формируют у ребят мыслительные операции. Дети анализируют, синтезируют, сравнивают и обобщают полученные в процессе занятий знания. То есть идет активное развитие умственной деятельности ребенка.

На третьем и четвертом году обучения дошкольников по специальной программе дети способны выделять домашних и диких животных, животных, обитающих в южных странах. Различают основные части тела животных, а также основные составляющие растений. Все ранее полученные сведения обобщаются и систематизируются.

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром глухие и слабослышащие дошкольники формируют представление о человеке, его деятельности. С этой целью проводятся экскурсии, где дошкольники наблюдают за работой взрослых, видят применение различных инструментов, а также готовую продукцию. Попутно закрепляются новые слова, то есть увеличивается словарный запас дошкольника. Глухие и слабослышащие дети должны получать и первичные географические и исторические сведения. Они узнают, как называется страна, в которой они живут, названия крупных городов, рек, протекающих по территории нашей страны, гор, морей.

Уже со второго года обучения в детском саду глухих и слабослышащих детей знакомят с временными представлениями. Ребенок должен усвоить названия частей суток, времен года. На третьем году вводятся понятия «завтра», «вчера», «сегодня», а также названия месяцев года и дней недели. С этой целью дети вместе с педагогом каждый день заполняют календарь погоды, где обозначены число, день недели и месяц. Наблюдая за природными явлениями, дошкольники отмечают в календаре погоду при помощи схематического рисунка, а также вслух проговаривают число, название дня и месяц. Сравнивая различия в погодных явлениях за разные месяцы, ребенок учится делать выводы и выделять причинно- следственные зависимости событий.

Сведения, получаемые дошкольником на занятиях, должны обязательно закрепляться в процессе игр, труда, причем, не только в детском саду, но и дома. Как известно, в основе познания окружающего мира лежат ощущения и восприятие. Зрение, осязание, слух, кинестезия, обоняние, вкус позволяют детям составить определенную картину об окружающей действительности. С другой стороны, развитие таких психических процессов, как восприятие и ощущения, влекут и интеллектуальное развитие ребенка.

Читайте также:  7 месяцев ребенку развитие лара

Уделяется большое внимание изобразительной деятельности ребенка. На занятиях по рисованию дети учатся конструированию, труду. При помощи сохранных анализаторов ребенок с нарушениями слуха способен воспринимать цвет, форму, величину, количество, качество предметов. Дошкольники учатся работать с различными материалами: бумагой, тканью, ватой и т.д. Познают основные приемы работы с некоторыми орудиями труда, вырабатывают точные движения. Создавая поделки, дети самостоятельно планируют свою трудовую деятельность и стараются предвидеть результаты своего труда.

Уже на первых занятиях дети с нарушениями слуха выполняют специальные упражнения, направленные на развитие сенсорики. Для этого применяются разнообразные наглядные пособия: яркие игрушки, натуральные предметы. Ребята учатся рассматривать предметы, выявлять свойства тех или иных предметов, сравнивать предметы между собой. Для большей эффективности каждый ребенок может сам подержать в руках обследуемый предмет, показать его обводящим движением. Одновременно новое слово воспроизводится по таблице.

Большое внимание уделяется работе с бумагой. Дети с нарушениями слуха определяют, какой бывает бумага (цветная — белая, глянцевая — бархатная и т.д.), что можно сделать с бумагой (складывать, резать, рвать и т.д.). Занятия с применением бумаги позволяют формировать у ребенка геометрические представления. Так, к примеру, дети учатся получать новые геометрические формы путем деления целого на части: из бумажного квадрата можно получить два прямоугольника, разделив его пополам, четыре квадрата и т.д. В процессе выполнения различных поделок из бумаги у детей развивается мелкая моторика, что в свою очередь важно для развития речи и мыслительных операций.

Развитие мелкой моторики осуществляется в процессе подражания детьми движениями рук преподавателя. Так, к примеру, прежде чем манипулировать с предметами, ребенок имитирует процесс: умывание, стирку, забивание гвоздей и т.д. Впоследствии движения усложняются. С ребенком разучивают знаки тактильной азбуки. Умение подражать формируется у детей при помощи определенных игр: зеркало, мозаика, выкладывание узоров из палочек по образцу.

На занятиях с детьми с нарушениями слуха обязательно проводятся упражнения и игры на внимание: «Лото», «Найди пару», «Подбери и покажи». На занятиях по изобразительному искусству и по слуховому восприятию также развивается внимание ребенка. Дети учатся внимательно воспринимать слуховой материал с закрытыми глазами, на определенном расстоянии от источника звука, стоя спиной к нему. Подобные упражнения требуют максимальной сосредоточенности от ребенка.

Расширение интересов детей, широкое использование наглядных пособий, а также строгое соблюдение режима учебной деятельности и отдыха позволяют формировать у детей с нарушениями слуха устойчивое произвольное внимание, что очень важно для интеллектуального развития. Педагог должен стараться сознательно направлять внимание дошкольников на изучаемые предметы и явления. Это, в свою очередь, вырабатывает у детей способность наблюдать.

Принимая участие в уходе за животными в живом уголке или за домашними растениями, дошкольники прекрасно тренируют свою наблюдательность. Они видят, как растут и цветут домашние растения, как реагируют на изменения погоды уличные растения. Ухаживая за животными, дошкольники узнают их привычки и повадки. В результате ребенок учится устанавливать причинно- следственные связи: «Листья пожелтели и опали, потому что наступает холодное время года», «Вода в реке замерзла, потому что мороз». Усвоенные знания дети обобщают в рассказах, а также отражают в своих рисунках.

Широко используются также дидактические игры и игрушки: геометрическое лото, «волшебный мешочек», матрешка, пирамидки и т.д. В результате дети учатся различать предметы на ощупь, узнавать их, сравнивать. На занятиях ребенок получает и закрепляет определенный сенсорный опыт, который необходим ему для адаптации в окружающем мире.

Огромное значение придается сенсорному воспитанию детей с нарушениями слуха, особенно развитию слухового восприятия. Проводятся упражнения на различение речи и неречевых звуков. В процессе занятий у ребенка складываются определенные представления о мире звуков, что благоприятно сказывается на качестве устной речи.

Наглядно-образное и наглядно-действенное мышление играет огромную роль в интеллектуальном развитии ребенка. Наглядно-образное мышление необходимо для формирования словесно-логического мышления. Дети с нарушениями слуха сильно отстают в этом плане от нормально слышащих сверстников. Именно поэтому формирование мыслительной деятельности детей осуществляется в единстве с развитием речи. Весь программный материал разделен по темам и предполагает ступенчатое (поэтапное) развитие умственных действий.

К примеру, при изучении темы «Посуда» сначала дети знакомятся с практическим применением посуды в быту. Затем они узнают название предметов и способы их использования. В дальнейшем на занятиях по развитию речи осуществляется узнавание предметов и подкладывание к ним табличек с названиями. Ребенок может взять предмет в руки, ощупать его, переставить в другое место, то есть выполнить определенное действие с предметом, что ускоряет процесс запоминания его названия. В заключение проводятся дидактические игры, типа «Накорми куклу», а также сюжетно-ролевые игры.

Наглядно-действенная форма мышления формируется у детей в процессе манипуляций с различными предметами. Таким образом ребенок открывает для себя свойства предметов, делает первые обобщения. Дети с нарушениями слуха сталкиваются с серьезными трудностями при овладении классификацией предметов. Именно поэтому на занятиях проводятся дидактические игры с применением предметов или картинок, с обязательным проговариванием обобщающих слов. Дети также должны по одному предмету определить группу, и наоборот.

Обучение детей с нарушениями слуха элементарной математике также способствует их интеллектуальному развитию. На первом году обучения ребенок учится по образцу подбирать нужное количество предметов. Еще не зная чисел, не умея считать, он составляет множества из одинаковых предметов, объединяя их по форме, величине, цвету. Постепенно дети учатся соотносить количество предметов с количеством пальцев. Путем сравнения с предыдущим усваивается новое число. Таким образом, ребенок усваивает, что, к примеру, 3 (мячика) больше, чем 2 (грибочка). Для того чтобы сделать поровну, нужно убрать один мячик или прибавить один грибочек. В процессе занятий наряду с наглядными пособиями должен широко использоваться раздаточный счетный материал. Практическая деятельность с предметами помогает ребенку лучше усвоить учебный материал.

В процессе математических занятий преподаватель должен обязательно акцентировать внимание на способе решения того или иного задания, не ограничиваясь только односложными правильными ответами детей. Он должен выяснить, как ребенок пришел к такому ответу. Дети с нарушениями слуха, как правило, испытывают трудности при измерении жидких и сыпучих веществ при помощи условной мерки. В этом случае эффективна игра с курочками. Так, к примеру, возле каждой высыпанной чашки крупы нужно поставить по курочке, что делает счет наглядным. Далее ребенок