Умственное воспитание ребенка от 1 года до 3 лет

Умственное воспитание ребенка от 1 года до 3 лет thumbnail

В каком возрасте надо начинать воспитание ребенка?

К настоящему времени необходимость воспитывать ребенка уже с первых месяцев его жизни подтверждена многочисленными научными данными.

Существенное значение в воспитании имеют такие факторы, как постепенное увеличение отрезков времени бодрствования, отражающие работоспособность мозга ребенка, раннее развитие у него анализаторов (слух, зрение и др.), а также развитие речи.

И если не заниматься воспитанием малыша с первых месяцев его жизни, можно многое упустить. Нельзя терять ни одного дня для осуществления процесса воспитания.

Психологи считают, что умственное развитие человека наполовину происходит в возрасте первых 3—4 лет жизни.

Если воспитание в этот период отсутствует, то неизбежны либо задержка в развитии мозга, либо формирование нежелательных привычек, создающих картину отрицательного поведения ребенка.

Дать какие-то готовые рецепты воспитания ребенка нельзя, так как многое здесь зависит от индивидуальных (типологических) особенностей детей, окружающей обстановки, прошлого опыта ребенка, привычек, сложившихся у него ранее, состояния его здоровья.

Однако имеется ряд общих педагогических правил, которые родителям необходимо соблюдать. Рассмотрим некоторые из них.

С ребенком надо обращаться ровно и спокойно.

Детям легко передается настроение родителей. Громкий, сердитый окрик ребенка отцом или матерью быстро возбуждают его — появляются слезы, малыш начинает капризничать.

Резкие движения, «дергание» ребенка при одевании, умывании или укладывании спать приводят к тому, что он отказывается выполнять поручения взрослых, становится раздражительным.

Вот почему родителям в любой ситуации необходимо сохранять ровное и спокойное отношение к ребенку, избегать «эмоциональных срывов», раздражительного тона и т. д.

Единство воспитания.

У вас уже накоплен определенный опыт воспитания ребенка. Знаете, как его покормить, как уложить спать, как успокоить, развлечь и т. д.

Ребенок легче приспосабливается к окружающей обстановке, если родители применяют привычные для него способы обращения с ним.

Любое изменение знакомых воспитательных приемов или применение новых, пока что малопонятных для ребенка правил, нарушает его привычки и вызывает неуравновешенность поведения.

Например, ребенок привык ложиться спать в коляске на улице. Попробуйте уложить его в это же время дома, в кровати — вы испытаете определенные трудности. 

Изменения в методику воспитания можно вносить лишь в соответствии с возрастом ребенка, когда необходимо предъявлять новые требования: самостоятельно есть, самостоятельно раздеваться и др.

В таком случае изменения воспитательных приемов не вызовут нежелательных сдвигов в поведении, поскольку они вносятся на базе приобретаемых, новых умений ребенка.

Понятие «единство воспитания», кроме единства методики педагогических приемов, включает также единство подхода к ребенку со стороны всех взрослых лиц, принимающих участие в его воспитании.

У мамы и папы, бабушки и т. д. должна быть полная согласованность в подходе к ребенку, предъявлении тех или иных требований.

Только такое единство взрослых членов семьи во взглядах на воспитание ребенка может обеспечить образование у него стойких положительных навыков, уравновешенности поведения.

Если мама запрещает «трогать часы», а папа разрешает «бери, играй, сыночек!», то в этом случае у малыша никогда не сформируется четкость восприятия такого важного понятия, как «можно» — «нельзя».

При такой системе неправильного воспитания ребенок быстро поймет: можно вести себя в одинаковой ситуации по-разному — важно только, кто при этом присутствует, отец или мать?

Пренебрежение воспитанием сдерживающих понятий формирует такие черты в характере ребенка, как упрямство, негативизм, раздражительность.

Родители должны хорошо знать, что может повлечь за собой эта шутливая замена «нельзя» на «можно».

Итак, единая тактика в воспитании, полная согласованность в действиях всех членов семьи — важное педагогическое требование. Помните, что ваш ребёнок в этом возрасте более чуткий, сообразительный и умный, чем думают иногда некоторые родители.

Ваше требование—закон.

Есть еще одно «волшебное» слово, очень необходимое в процессе воспитания — «надо».

Правильная, адекватная реакция ребенка на слово «надо» вырабатывается лишь в том случае, когда родители уже в этом возрасте приучают малыша обязательно выполнять свои просьбы или требования.

Очень важно при этом, чтобы ваше требование было обосновано и совпадало с желанием ребенка или с его потребностью. Например, вы говорите: «надо спать» — при укладывании малыша в положенное для него время, или «пойдем гулять», когда действительно наступило время прогулки.

Кроме этого условия, для выработки нужной реакции ребенка на слове «надо» требования взрослых должны быть выполнимы для него.

Непосильным для детей раннего возраста (1—3 года) являются такие требования родителей, как сидеть спокойно или длительно ожидать чего-либо.

Находиться в неподвижном состоянии ребенок в этом возрасте еще не может. Умение «подождать», «посидеть» и пр. надо упражнять постепенно. Оно сформируется в более старшем возрасте, после трех лет.

Далее, каждый раз необходимо проследить, чтобы ребенок ваше поручение выполнил. И если на всякое ваше предложение что-то сделать ребенок будет отвечать обязательным его выполнением, у него сформируется привычка правильно вести себя в соответствии с той или иной просьбой взрослых. А ведь это не что иное, как послушание.

Как приятно слышать такую характеристику «какой послушный ребенок!» С таким ребенком легко родителям и воспитателям.

Развитие самостоятельности.

Если малыш тянется к предмету, который привлек его внимание, заинтересовал (например, игрушка), и, наконец, достает этот предмет сам, без помощи взрослых — он радуется, испытывает удовлетворение от «своих самостоятельных действий.

Такие действия ребенка надо поощрять («вот молодец, что достал сам»), это в еще большей степени укрепит его тягу к самостоятельности.

Бывает и так, что малыш в аналогичной ситуации сигналит — «не могу», «никак» и просит помочь взрослых «дай-дай-дай». И все же не спешите ему на выручку, а постарайтесь словами побудить его к самостоятельным действиям. «Ты уже большой, достань сам, попробуй».

Постарайтесь добиться того, чтобы ребенок сделал сам то, что у него не получалось. На начальном этапе можно незаметно помочь ему довести дело до положительного результата, чтобы закрепить уверенность в своих возможностях.

Читайте также:  Как купать ребенка после 1 года

Таким путем вы формируете у ребенка потребность в самостоятельных действиях, умение преодолевать трудности.

Можете ли вы быть образцом для подражания?

Обычно в 2—3-летнем возрасте дети склонны подражать действиям взрослых: малыши в игре изображают действия матери, отца, бабушки, доктора и т. д. Они «кормят» и «лечат» кукол, «готовят» обед, «читают» книги.

Приятно видеть, если подражательные действия ребенка состоят из выполнения положительных правил. А если нет? Кого в этом винить? Разумеется взрослых. Это в их поведении он увидел, а затем и воспроизвел отрицательное.

Способность ребенка к подражанию очень полезна для правильного воспитания, так как на ее основе происходит в основном обучение необходимым навыкам и привычкам.

Подражая действиям взрослых ребенок учится многому—аккуратно есть, складывать свою одежду, убирать обувь, собирать игрушки. И в дальнейшем многие гигиенические навыки, манеры культурного поведения дети получают, глядя на аналогичные действия старших.

Родители всегда должны помнить, что за их поведением неотступно следят внимательные детские глаза, и вести себя соответственно этому. Необходимо также обращать внимание ребенка на все положительные поступки, которые совершаются на его глазах.Воспитательные воздействия желательно сопровождать словесными пояснениями и настойчиво развивать позитивные формы ответных поступков ребенка.

Речевая установка.

Родители должны знать, что от ребенка легче добиться выполнения каких-то действий, если сначала ему сказать об этом, т. е. создать предварительную установку, положительную настроенность на выполнение данного действия.

Например, «Мы сейчас пойдем гулять, по сначала надо одеться» — и ребенок охотно будет на себя натягивать одежду. Или «Сейчас будем обедать, но сначала надо помыть ручки».

Такие фразы взрослых предупреждают капризы ребенка. Он понимает, что это «трудное» (одеваться, мыть руки и т. д.) делается для того, чтобы потом наступило «приятное» (прогулка, вкусная еда и т. д.).

Эти слова создают как бы готовность к тому или иному действию и вызывают у ребенка желание справиться с ним.

Наиболее распространенные ошибки в воспитании.

К ним относятся частые, немотивированные запреты, «срыв установки», отсутствие стабильности в режиме дня. Эти положения физиологически обоснованы, так как обусловлены психофизиологическими особенностями детского организма.

Почему вредны частые запреты? Одергивания, всевозможные «нельзя» вызывают тормозное состояние у ребенка. Возрастные же свойства нервной системы его таковы, что не могут обеспечить длительной неподвижности.

Это приводит к перенапряжению и истощению нервной системы малыша: он возбуждается, кричит, плачет, топает ногами, падает на пол и т. п.

Еще одна тонкость.

Запрещая что-то ребенку, вы говорите «не делай», «не трогай», «не тяни» и т. п., т. е. разные слова с отрицательной частицей «не». Однако в силу особенностей восприятия ребенком взрослой речи — ведь малыш только научился ее понимать — он не всегда улавливает эту короткую частицу «не» и часто слышит «делай», «трогай», «тяни» и т. п.

Вы поступите неправильно, если будете все разрешать ребенку, или, наоборот, запрещать.

Ребенок обязательно должен знать четкую границу между «можно» и «нельзя».

Но запрещений в этом возрасте должно быть немного. Целесообразно организовать место бодрствования ребенка таким образом, чтобы в окружающей его обстановке было как можно больше дозволенного, чем запрещаемого.

А что такое «срыв установки»? Представим себе такую ситуацию: девочка сосредоточенно играет с куклой, заворачивает ее в одеяло. А маме некогда, она торопится и требует от дочки, чтобы та немедленно стала одеваться. Вот это резкое нарушение сосредоточенной деятельности ребенка и есть «срыв установки».

Ребенок полностью захвачен игрой («установлен»). Вдруг игра резко ломается немедленным требованием матери.

В этом случае понятны протест и сопротивление ребенка, его плач — ведь все это из-за невозможности переключиться на другое действие.

Если такие неправильные приемы со «срывом установки» применяются часто, то у ребенка закрепляется отрицательное отношение к предложениям и требованиям взрослых.

Переключать деятельность ребенка с одного занятия на другое, не нарушая установки, надо умело — сначала словами, если ребенок хорошо понимает речь, затем показом того, чем он должен будет заниматься. Такой способ переключения привлекает внимание малыша и возбуждает его интерес к новому занятию.

Нельзя резко и часто менять режим дня ребенка.

Обычно условия его жизни сравнительно постоянны (окружение, домашняя обстановка и т. д.). Основные слагаемые режима дня: сон, бодрствование и кормление, чередуются почти всегда в одной и той же последовательности. При этом у ребенка закрепляются определенные устойчивые привычки, которые имеют большое значение для его жизнедеятельности.

Если последовательность событий дня вдруг нарушается (приход гостей, смена времени кормления или сна, отъезд на дачу и т. д.), то, как правило, изменяется поведение ребенка: появляются упрямство, плач, капризы, снижение аппетита, расстройства сна.

Чтобы избежать этих явлений, советуем не допускать частых и значительных перемен в условиях жизни ребенка.

В случаях необходимости смены обстановки (переезд, поступление в дошкольное учреждение и т. д.) старайтесь не изменять резко сложившихся привычек ребенка.

Нельзя вносить в его жизнь сразу много нового. Безусловно, ее можно и нужно разнообразить, но постепенно, в пределах, допустимых возрастной выносливостью детской нервной системы.

В каждом отдельном случае вы можете получить консультацию в кабинете здорового ребенка детской поликлиники.

Категорически запрещается запугивать ребенка, обманывать его, применять физические наказания.

Иногда можно слышать, как мать, торопя малыша, говорит «ешь скорее, а то папе отдам». Такие необдуманные слова могут сформировать в характере ребенка жадность.

Нельзя также часто порицать его: «какой ты бестолковый», «до чего же ты упрямый», «ничего не умеешь» и т. п.

Ребенок плохо себя ведет.

Многие родители теряются и не знают, как обращаться с малышом, если он капризничает.

Самый распространенный прием, которым, вероятно, пользуются многие — это метод отвлечения. Чем меньше ребенок, тем легче отвлечь его внимание от причин, вызвавших плач, капризы.

Читайте также:  Блюда из горошка для ребенка 1 год

Это помогает успокоить малыша, но не воспитывает правильного поведения. Поэтому в более старшем возрасте метод отвлечения лучше заменить убеждением, разъяснением или прямым обучением.

Что делать, если ребенок плачет: жалеть, наказывать или не обращать внимания на его плач?

В этом случае выбор метода воспитания будет зависеть от причины появления слез, установления вины ребенка и других обстоятельств.

За что и как нужно наказывать ребенка?

Здесь не может быть однозначного ответа. В решении этого вопроса в каждом конкретном случае родителям должны помочь, подсказать ответ их любовь к своему малышу, желание воспитать у него самые лучшие качества характера, уберечь его от ошибок в будущем.

Если взрослые уделяют достаточно много внимания и ласки ребенку, то вполне достаточным может быть «суровый взгляд при обычной ласке»

Осуждением плохого поведения ребенка может стать отказ разговаривать или играть с ним.

Важно, чтобы приемы наказания соотносились с характером плохого поступка ребенка. Например, малыш сломал игрушку или порвал книжку — в этом случае надо сказать, как плохо он поступил и запретить ему пользоваться этой игрушкой или книжкой.

Лучше сразу правильно воспитывать ребенка, формируя у него как можно больше положительных форм поведения, чем потом перевоспитывать, ломать сложившиеся стереотипы.

Источник

Автор: Наумова Людмила Владимировна
Место работы: МДОУ №133″Нзабудка» г. Комсомольск на Амуре

В статье описывается экспериментальное исследование, направленное на умственное развитие детей раннего возраста, и предлагаются методические рекомендации работникам ДОУ

Пути воздействия на умственное развитие ребенка в возрасте от одного года шести месяцев до трёх лет

В отечественной педагогике дошкольное детство определятся как оптимальный период для умственного развития и воспитания ребенка. Первые три года жизни — период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. Уже на втором году жизни при соответствующих условиях у ребенка начинают развиваться различные психические процессы, совершенствуются движения, начинают формироваться нравственные качества, складываются черты характера. Учеными установлено, что темп умственного развития детей дошкольного возраста очень высок по сравнению с более поздними возрастными периодами. От того, как воспитывается ребенок в первые годы жизни, во многом зависит его будущее и эффективность школьного обучения.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, который обеспечивает дальнейшее успешное умственное развитие ребенка. Более того, А.П. Усова, А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Поддьяков экспериментально доказали, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее.
Целью нашего исследования было изучить особенности возраста от 1 года 6-ти месяцев до 3-х лет и найти соответствующие возрасту методы научения детей действиям со множествами для дальнейшего развития самых элементарных представлений о количестве и последующего формирования понятия числа.
Мы предположили, что с детьми с 1г.6 м. до 3-х лет жизни, возможно, вести пропедевтическую работу по развитию у них количественных представлений. Целенаправленное обучение будет развивать не только количественные представления, но и способствовать раз-витию у детей умственных операций: анализа, синтеза, установления причинно-следственных связей. Формировать интеллектуальные умения и новые интересы.
Так как дети 3-го года жизни способны извне принимать и выполнять практические задания, их можно и необходимо учить воспринимать конкретное множество, различать в нем все элементы, а так же учить приёмам различия совокупностей, воспринимаемых различными анализаторами, обучать практическим приемам их сравнения, формируя первые представления о равных и неравных множествах.
Педагогический эксперимент мы проводили на базе МДОУ № 133 г. Комсомольска-на-Амуре. В констатирующем этапе эксперимента участвовали по 24 ребенка из двух параллельных групп раннего возраста данного детского сада. В обеих эти группах до начала проведения эксперимента в педагогическом процессе педагоги использовали одну и ту же программу «Детство». Стаж работы воспитателей, работающих в них, был примерно одинаковым, условия и предметно-развивающая среда равные.
Исследование мы начали с изучения первоначального (исходного, стартового) уровня овладения действиям со множествами детей от 1 года 6 мес. до 3-х лет, применяя критерии и методы обследования, разработанные В.В. Даниловой В.В. и Е.А. Тархановой. Констатирующий эксперимент включал четыре серии. Каждая из их, в свою очередь, включала конкретную цель и задания. Уровни развития действий с элементами множеств и формирования элементарных математических представлений устанавливались по следующим критериям: принятие задания; способы выполнения задания; обучаемость детей в процессе игры-занятия; отношение ребенка к результату своей деятельности.
Итак, в первой серии мы проверяли употребление в речи детьми раннего возраста существительных и других частей речи в единственном и множественном числе. Для этого каждому ребенку предлагали назвать предъявляемые ему игрушки. Во второй серии, просили детей показать игрушки по названному экспериментатором слову. Целью этого задания было уточнить понимание детьми слов дочислового количественного сравнения совокупностей, при обозначении их числительными «много — мало», «один — много», «больше — меньше». Целью третей серии эксперимента стало проверить наличие умения пользоваться приемом наложения и приложения элементов сравнительных совокупностей, понимание слов, характеризующих равные множества (столько же, поровну, одинаково), неравные (больше, меньше), способность увидеть при сравнении лишние элементы. Кроме этого, мы стремились выявить возможности восприятия детьми до 3-х лет совокупности в единстве со всеми образующими ее отдельностями, возможности научения анализировать совокупности как целое и видеть в ней каждый элемент отдельно. И, наконец, в заключительной, в четвертой серии эксперимента, мы стремились выявить уровень понимания детьми значения вопроса: «Сколько?» и реакцию на это слово.
В результате проведенного обследованиям детей обеих групп (экспериментальной и контрольной) был обнаружен весьма низкий уровень развития действий со множествами и формирования количественных представлений. Так, в экспериментальной группе на высоком уровне из 12 детей старшей подгруппы оказалось лишь 4 ребенка, а из младшей не оказалось ни одного. Средний уровень продемонстрировали из 12 обследуемых детей старшей подгруппы — 8 малышей, а из младшей подгруппы — 4 ребенка.

Читайте также:  Яичный белок для ребенка 1 год

Полученные данные позволили констатировать, что детей полутора — 3-х лет весьма легко включить в занятие по ознакомлению с количественной стороной предметов. Их зрительная, мускульно-двигательная сосредоточенность, желание понять и выполнять задание, свидетельствуют о проявлении внимания, заинтересованности. Подобные занятия повышают эмоциональный тонус, выражение чувств удовлетворения от правильного выполнения задания, особенно, если слышат одобрение со стороны взрослого. Однако, даже для детей конца второго года жизни количественная сторона даже неопределенной множественности не является еще самостоятельным признаком в предметных совокупностях. Для них более значимыми являются такие признаки, как величина, цвет.
Проанализировав календарные планы воспитателей обеих групп и побеседовав с ними, было установлено, что работа по освоению действий со множествами педагогами велась не регулярно. Не все воспитатели владели технологией организации педагогического процесса по данной проблеме.
Формирующий эксперимент строился по следующим этапам.
• Восприятие неопределенной множественности происходит в возрасте с 1года 6 месяцев до 2-х лет;
• Различительная способность «одного и много», с одновременным активным овладением грамматическими формами единственного и множественного числа различных частей речи появляется в возрасте 2 лет;
• Зарождается тенденция к различению и обособлению малого и большого множества (конец 2-го и начало 3-го года жизни);
• Дети в возрасте 2 г. 3 мес. до 3 лет начинают самостоятельно сопоставлять «много» из отдельных предметов, сопровождая действия словами «еще, еще…» или «вот, вот», показывающими нарастание, увеличение, а также делить множество на отдельные элементы.
• Овладение способом сопоставления элементов одного и другого множества приемом наложения элементов одной совокупности на элементы другой происходит в возрасте с 2 г. 3 мес. до 3 лет.
Как очевидно, намеченные этапы (ступени) отражают диалектические закономерности развития детей. Появление каждого нового этапа (ступени) — объективный процесс. Каждая новая ступень «вытекает» из «старой», находится в ней в «зародыше». Эти ступени и легли в основу разработки нашей опытной программы обучения детей от 1 года 6 месяцев до 3-х лет.
Поэтому были намечены следующие задачи формирующего эксперимента:
1. Развивать у детей в возрасте 1 года 6 мес. — 3-х лет анализирующее восприятие. Научить их при анализе множества не только воспринимать группу в целом, но и выделять все предметы внутри совокупности, а также видеть лишний и недостающий предметы.
2. Обучить создавать совокупности из отдельных предметов, понимать нечисловую характеристику их и самим называть совокупности словами «много», «мало», «один», видеть в совокупностях равные (одинаковое) количество и находить, и называть «лишний» предмет.
3. Научить способу наложения элементов одной совокупности на элементы другой; выделять каждый отдельный элемент в обеих совокупностях, четко соотносить их элементы 1:1 (в приеме наложения), и воспринимать обе совокупности как равные (одинаковые) по количеству.
4. Сформировать навыки действия правой рукой слева — направо.
Перед каждым занятием мы стремились создать у детей определенное настроение, вызвать желание заниматься, создать «установку» на выполнение заданий (Д.Н. Узнадзе).
В ходе игр-занятий мы пытались вести детей от «простого к сложному»: уточняли названия предметов множества (Что это?), признаки (Какого цвета? Величины?), и наконец, количество предметов (Сколько?). Таким образом, показывали малышам, что одни и те же предметы можно рассмотреть с разных сторон.
Дальнейший анализ совокупности проводился путем группировки предметов совокупности по цвету, размеру, после чего подчеркивалось количество элементов в каждой созданной группе. Так мы обеспечивали становление у детей первоначальных знаний о том, что одним и тем же предметам можно давать различную характеристику, в том числе и количественную.
Эксперимент, проведенный с детьми третьего года жизни, помог убедиться в том, что в результате обучения действиям с различными совокупностями, в процессе организованных действий, под определяющим воздействием взрослого у детей к 3-м годам развивается анализирующее восприятие и постепенно происходит выделение признака количества независимо от предметов, их количеств и свойств. Под влиянием обучения дети проявляли способность различать разноколичественные предметные совокупности, множества звуков, создавать и группировать совокупности объектов, усвоили слова неопределенно количественных числительных: «много», «мало», числительное «один», правильно соотносили их с соответствующими группами.
Сравнение результатов, полученных до обучения и после формирующих воздействий показало, что значительно возросло количество детей в экспериментальной группе по сравнению с контрольной, отнесенных к высокому и среднему уровню развития действий со множествами и формирования количественных представлений: 12 из 24 детей (высокий уровень), 10 детей (средний уровень).
Основная причина таких результатов, на наш взгляд, является целенаправленная, постоянная и кропотливая работа с детьми раннего возраста по ознакомлению с элементарными математическими представлениями в ходе специально организованных игр-занятий и в повседневной деятельности.
Результаты обучения детей экспериментальной группы позволили нам составить методические рекомендации для педагогов по в освоению действий со множествами детьми в возрасте от 1г.6м. до 3-х лет.
Экспериментальная работа, проведенная с детьми раннего возраста, убедительно показала наличие широких потенциальных возможностей умственного развития и усвоения знаний в ранний период их жизни. Анализ проведенного эксперимента продемонстрировал значимость специальной организации, упорядочивания и систематизации работы по ознакомлению со множествами.
Обучая детей различным способам действий с множествами, обогащая их речь специфическими словами, относящимися к нечисловой характеристике количеств и количественных отношений, мы, тем самым, создаем «умственное богатство», «умственный запас» для последующей жизни.

Презентация на тему: Умственное развитие детей 1 года 6 месяцев – 3 лет в процессе освоения действий со множествами

Рекомендуем посмотреть:

Умственное воспитание ребенка от 1 года до 3 лет
Ведущий вид деятельности в ДОУ — игра

Умственное воспитание ребенка от 1 года до 3 лет
Как развивать логическое мышление у дошкольников

Умственное воспитание ребенка от 1 года до 3 лет
Содержание и формы взаимодействия ДОУ и семьи по развитию речи старших дошкольников

Умственное воспитание ребенка от 1 года до 3 лет
Информационно — аналитическая справка о результатах тематического контроля в детском саду

Похожие статьи:

Как организовать учебно-воспитательный процесс в ДОУ

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театральной деятельности

Эмоциональное развитие старшего дошкольника

Педагогические термины для воспитателей

Как оценить умственные способности ребенка

Источник