Умственное развитие ребенка в дошкольном возрасте курсовая

Умственное развитие ребенка в дошкольном возрасте курсовая thumbnail

Умственное развитие и умственное воспитание детей дошкольного возраста. Сенсорное воспитание. Развитие мыслительной деятельности. Становление речи. Воспитание любознательности и познавательных интересов. Формирование системы знаний об окружающем мире.

  • Анализ основных стратегий перестройки современного образования. Сущность понятий «умственное развитие» и «умственное воспитание», их значение и взаимосвязь. Мировоззрение как целостно-психологическое образование, особенности его воспитания у школьников.

    реферат, добавлен 22.09.2010

  • Определение понятия «умственное развитие» и «умственное воспитание». Формирование мировоззрения у школьников. Содержание и задачи развивающего обучения, дидактические ориентиры их осуществление. Направления и задачи умственного воспитания школьников.

    реферат, добавлен 16.09.2010

  • Теоретические основы эколого-развивающей среды как средства формирования дошкольников гуманного отношения к природе. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в школе.

    курсовая работа, добавлен 21.01.2017

  • Возникновение и развитие сенсорных процессов. Характеристика сенсомоторных методов. Развитие зрительного и слухового восприятия, моторики, графомоторных навыков у детей. Восприятие ими пространственных и временных отношений, формы, величины, цвета.

    курсовая работа, добавлен 21.11.2014

  • Природа как общечеловеческая ценность. Научная основа содержания экологического воспитания детей дошкольного возраста. Влияние элементарной поисковой деятельности на сенсорное воспитание детей. Труд в природе как основной метод сенсорного воспитания.

    курсовая работа, добавлен 08.04.2011

  • Основное содержание экологического воспитания детей в детской саду. Необходимость формирования у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые его окружают. Особенности умственного развития у детей дошкольного возраста.

    реферат, добавлен 06.11.2012

  • Изменение приоритета целей школьного обучения: от ориентации на усвоение знаний к развивающему обучению. Идея развивающего обучения в истории педагогической мысли. Понятие умственного воспитания и развития, его задачи и пути осуществления в школе.

    реферат, добавлен 01.12.2009

  • Физическое воспитание — педагогический процесс формирования двигательных умений, навыков. Развитие физических качеств человека. Физическое воспитание ребёнка в условиях учреждений для детей раннего и дошкольного возраста: формы, средства, методы и приемы.

    курсовая работа, добавлен 19.11.2009

  • Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Понятие и основные критерии эстетической воспитанности. Художественное развитие ребёнка. Воспитание способности воспринимать, правильно понимать, оценивать и создавать прекрасное в жизни и искусстве.

    курсовая работа, добавлен 24.09.2014

  • Особенности и этапы формирования умственного развития детей старшего дошкольного возраста. Дидактические игры и их влияние на умственное развитие ребенка. Разработка методических рекомендаций для практической работы воспитателей, методистов и родителей.

    курсовая работа, добавлен 22.03.2011

  • Источник

    Анализ особенностей детского мышления. Изучение психологических условий и факторов развития умственных способностей детей дошкольного возраста. Воспитательное значение занятий с животными. Методика тестирования и критерии оценки интеллектуального уровня.

  • Императивное общение как авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению с целью достижения контроля над его поведением. Знакомство с особенностями развития коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

    реферат, добавлен 08.12.2019

  • Особенность формирования и развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Характеристика применения арт-терапии в образовании. Появление у детей углубленного самопознания, самоприятия, гармонизации развития и личностного роста.

    статья, добавлен 27.02.2019

  • Важность формирования мышления в психическом развитии ребенка. Психолого-педагогическая характеристика дошкольников. Задачи и методика исследования особенностей развития мышления у детей с нарушениями речи, специфика коррекционной работы с ними.

    курсовая работа, добавлен 05.01.2017

  • Проблема творчества и творческих способностей в современной педагогике и психологии. Оптимальные сроки начала их развития и главные условия успешного формирования у детей дошкольного возраста. Развитие качеств творческого мышления и воображения.

    курсовая работа, добавлен 20.11.2010

  • Проблема развития внимания у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе. Организация исследования особенностей развития внимания у дошкольников. Рекомендации для педагогов и родителей по развитию внимания детей дошкольного возраста.

    курсовая работа, добавлен 19.06.2012

  • Педагогические и психологические аспекты развития художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста. Анализ рисования графическими материалами как средства развития художественно-творческих способностей. Особенности создания рисунка.

    контрольная работа, добавлен 07.10.2018

  • Особенности развития детей младшего дошкольного возраста. Развитие коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста. Условия успешного формирования культуры речевого общения и поведения дошкольников. Роль игр в развитии общения детей.

    реферат, добавлен 13.02.2016

  • Характеристика понятия «мышление»: виды, операции, формы мышления. Исследование особенностей мышления детей дошкольного возраста. Анализ проблемы изучения, своевременного формирования наглядно-образного мышления дошкольников и возможности его развития.

    курсовая работа, добавлен 11.09.2017

  • Дошкольный возраст как самый благоприятный период для развития творчества. Роль овладения специфическими уникальными человеческими способностями в общем цикле развития человека. Реализация принципов формирования творческих способностей дошкольников.

    статья, добавлен 15.03.2019

  • Анализ проблем умственного воспитания детей младшего школьного возраста. Описания сосредоточенности, устойчивости, переключаемости и распределения внимания ребенка. Изучение формирования познавательных способностей в процессе обучения дошкольников.

    реферат, добавлен 30.03.2011

  • Источник

    Ìûøëåíèå êàê ïñèõè÷åñêèé ïîçíàâàòåëüíûé ïðîöåññ. Îñîáåííîñòè íàãëÿäíî-îáðàçíîãî ìûøëåíèÿ ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Óìñòâåííîå ðàçâèòèå äîøêîëüíèêà. Ðåêîìåíäàöèè ðîäèòåëÿì è âîñïèòàòåëÿì ïî ðàçâèòèþ íàãëÿäíî-îáðàçíîãî ìûøëåíèÿ ó äîøêîëüíèêîâ.

    Íàæàâ íà êíîïêó «Ñêà÷àòü àðõèâ», âû ñêà÷àåòå íóæíûé âàì ôàéë ñîâåðøåííî áåñïëàòíî.
    Ïåðåä ñêà÷èâàíèåì äàííîãî ôàéëà âñïîìíèòå î òåõ õîðîøèõ ðåôåðàòàõ, êîíòðîëüíûõ, êóðñîâûõ, äèïëîìíûõ ðàáîòàõ, ñòàòüÿõ è äðóãèõ äîêóìåíòàõ, êîòîðûå ëåæàò íåâîñòðåáîâàííûìè â âàøåì êîìïüþòåðå. Ýòî âàø òðóä, îí äîëæåí ó÷àñòâîâàòü â ðàçâèòèè îáùåñòâà è ïðèíîñèòü ïîëüçó ëþäÿì. Íàéäèòå ýòè ðàáîòû è îòïðàâüòå â áàçó çíàíèé.
    Ìû è âñå ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäåì âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

    ×òîáû ñêà÷àòü àðõèâ ñ äîêóìåíòîì, â ïîëå, ðàñïîëîæåííîå íèæå, âïèøèòå ïÿòèçíà÷íîå ÷èñëî è íàæìèòå êíîïêó «Ñêà÷àòü àðõèâ»

    Читайте также:  Как оценить гармоничность физического развития ребенка
  • Ñîâðåìåííûå ïðåäñòàâëåíèÿ î ìûñëèòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè. Ðàçâèòèå ìûøëåíèÿ â îíòîãåíåçå. Îñîáåííîñòè íàãëÿäíî-îáðàçíîãî ìûøëåíèÿ äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ñ óìñòâåííîé îòñòàëîñòüþ. Íàãëÿäíî-äåéñòâåííîå, íàãëÿäíî-îáðàçíîå è ñëîâåñíî-ëîãè÷åñêîå ìûøëåíèå.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [42,9 K], äîáàâëåí 10.09.2010

  • Òåîðåòè÷åñêîå èññëåäîâàíèå ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêèõ îñíîâ íàãëÿäíî-îáðàçíîãî ìûøëåíèÿ äîøêîëüíèêîâ. Ðàçâèòèå ìûøëåíèÿ â îíòîãåíåçå. Ýêñïåðèìåíòàëüíîå èçó÷åíèå íàãëÿäíî-îáðàçíîãî ìûøëåíèÿ äåòåé ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà ïðè îáùåì íåäîðàçâèòèè ðå÷è.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [37,5 K], äîáàâëåí 15.12.2010

  • Íàãëÿäíî-îáðàçíîå ìûøëåíèå — îñíîâà ïîçíàâàòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè ðåáåíêà. Ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêàÿ õàðàêòåðèñòèêà è îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ íàãëÿäíî-îáðàçíîãî ìûøëåíèÿ ó äåòåé ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà â ÌÄÎÓ äåòñêèé ñàä ¹63 «Çâåçäî÷êà» ã. Âîëæñêîãî.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [54,3 K], äîáàâëåí 12.03.2012

  • Ìûøëåíèå êàê âûñøèé ïîçíàâàòåëüíûé ïñèõè÷åñêèé ïðîöåññ. Ýòàïû ôîðìèðîâàíèÿ è óñëîâíàÿ êëàññèôèêàöèÿ âèäîâ ìûøëåíèÿ, ïðèíÿòàÿ â ñîâðåìåííîé ïñèõîëîãèè. Îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ íàãëÿäíî-äåéñòâåííîãî è íàãëÿäíî-îáðàçíîãî ìûøëåíèÿ ó ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [524,9 K], äîáàâëåí 29.12.2010

  • Ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêàÿ õàðàêòåðèñòèêà ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Íàãëÿäíî-îáðàçíîå ìûøëåíèå — îñíîâà ïîçíàâàòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè äåòåé. Ýòàïû ðàçâèòèÿ ìûøëåíèÿ îò ìëàäøåãî äî ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî âîçðàñòà. Óñëîâèÿ ðàçâèòèÿ ìûøëåíèÿ ó ðåáåíêà.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [50,2 K], äîáàâëåí 09.05.2014

  • Ìûøëåíèå êàê ïñèõè÷åñêàÿ îñîáåííîñòü ÷åëîâåêà. Ñïåöèôèêà ìûøëåíèÿ ó äåòåé ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà ñ íàðóøåíèÿìè ñëóõà. Îïðåäåëåíèå óðîâíÿ ðàçâèòèÿ íàãëÿäíî-îáðàçíîãî ìûøëåíèÿ ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ ñ çàäåðæêîé ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ è íàðóøåíèåì ñëóõà.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [3,5 M], äîáàâëåí 05.10.2014

  • Äîøêîëüíîå äåòñòâî – ýòî ïåðèîä èíòåíñèâíîãî ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà. Ðàçâèòèå íàãëÿäíî-îáðàçíîãî ìûøëåíèÿ ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà è ñòàðøåãî äîøêîëüíîãî ñ çàäåðæêîé ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ. Ïðîöåññ ôîðìèðîâàíèÿ óìñòâåííûõ äåéñòâèé ïî Ãàëüïåðèíó.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [363,8 K], äîáàâëåí 18.02.2011

  • Ñóòü ìûøëåíèÿ êàê ïñèõîëîãè÷åñêîãî ïðîöåññà. Ýêñïåðèìåíòàëüíîå èññëåäîâàíèå ñòåïåíè ñôîðìèðîâàííîñòè è îñîáåííîñòè íåâåðáàëüíîãî, à èìåííî íàãëÿäíî-äåéñòâåííîãî è íàãëÿäíî-îáðàçíîãî ìûøëåíèÿ, ó äåòåé áåç ðå÷åâûõ ïàòîëîãèé è ó äåòåé ñ íåäîðàçâèòèåì ðå÷è.

    äèïëîìíàÿ ðàáîòà [955,7 K], äîáàâëåí 09.08.2010

  • Õàðàêòåðèñòèêà îñíîâíûõ ôîðì ìûøëåíèÿ. Ìåòîäèêà ýêñïåðèìåíòàëüíîãî ïñèõîëîãè÷åñêîãî èññëåäîâàíèÿ. Âèäû ìûøëåíèÿ äåòåé: íàãëÿäíî-äåéñòâåííîå, íàãëÿäíî-îáðàçíîå è ñëîâåñíî-ëîãè÷åñêîå. Îñîáåííîñòè ðàçâèòèÿ òðàíñäóêöèè ó äåòåé äîøêîëüíîãî âîçðàñòà.

    êîíòðîëüíàÿ ðàáîòà [29,2 K], äîáàâëåí 28.04.2009

  • Òåîðåòè÷åñêèå îñíîâû èññëåäîâàíèÿ îáðàçíîãî ìûøëåíèÿ. Ïîíÿòèå î ìûøëåíèè. Âèäû ìûøëåíèÿ. Ñóùíîñòü, ñòðóêòóðà è ìåõàíèçìû îáðàçíîãî ìûøëåíèÿ. Òåîðåòè÷åñêèå àñïåêòû ðàçâèòèÿ èíòåëëåêòóàëüíûõ ñïîñîáíîñòåé ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ.

    êóðñîâàÿ ðàáîòà [25,2 K], äîáàâëåí 25.12.2003

  • Источник

    В жизни ребенка чрезвычайно важный этап в развитии является ранний и дошкольный возраст. Особенно быстро дети развиваются до школы, ведь как много ребенок приобретает за первые свои 6-7 лет жизни! Он научился смотреть и слушать, брать предметы и ими действовать, стоять, ходить и так далее. Десятками навыков и умений он овладевает за это время – пользоваться вилкой, ложкой, ножницами, кисточкой, карандашами и так далее. Огромным количеством знаний обогащается его память о явлениях природы, о звуках, цветах, о жизни человека в прошлом и настоящем. Знакомится с правилами поведения, узнает пространство и время, число и действие с ним. Все достижения приобретенные детьми до школы невозможно перечислить, ведь студенту за пять лет учебы никакой университет не даст столько знаний, сколько ребенок получает в детском саду, в семье в дошкольном возрасте.

    Для развития необходимы условия воспитания, которые учили бы ребенка и хорошему и полезному, оставляли в памяти положительные образы.
    Исключительно ценным для детей является игра. Если ребенок не играет, он не может быстро и хорошо развиваться. Дети трех лет и старше во время игры отражают жизнь людей, которые их окружают. Если мы присмотримся к играм детей, то увидим, в их игре взаимоотношения, заботы, переживания взрослых людей, за которыми они наблюдают в жизни.

    Все за чем дети наблюдают, они восстанавливают в своей игре, невольно закрепляют черты характера и манеры поведения. Богаче и разнообразнее становятся игры детей 5-7 лет, здесь каждый берет определенный кусок жизни, определенную роль. Во время развертывания игры, много узнают они друг от друга, уточняются их представления. В игре развивается фантазия, мышление, представление о высших человеческих чувствах, разумной воле.

    Играя, они выполняют все «по-нарошному», но живут по-настоящему. В этом и состоит развивающее значение творческой игры детей 3-6 лет. Проявляя свою фантазию, они создают удивительную жизнь, которой живут взрослые. В этой жизни много неясного, поэтому она кажется еще интереснее, заманчивее, привлекательнее. Такая игра для детей — творчество, любимый вид деятельности, для них она незаменима и никогда не надоедает.

    Игра – путь к детской самостоятельности, к развитию детского творчества, учит жизни в коллективе.

    Решающее значение в развитии ребенка играет речь, освоение ее – это важнейшее средство общения детей между собой, познания окружающего мира. За чистотой детской речи, за правильным употреблением слов и построением предложений взрослым необходимо следить.

    Кроме того, очень важно следить за развитием рук, то есть проводить занятия по рисованию, наклеиванию, лепке и других. Развитие ребенка в дошкольном возрасте происходит в разных играх и занятиях, обучающих и творческих. Можно считать, что ребенок с пользой прошел свой дошкольный период детства, если усвоил основные правила поведения, обращения с вещами, общение с взрослыми.

    Интеллектуально-познавательное воспитание детей дошкольного возраста.

    Умственное развитие — целенаправленная деятельность воспитателей по развитию умственных сил и мышления ребенка, по формированию у него системы умственных действий и познавательных способностей.

    Умственное воспитание и развитие ребенка нельзя рассматривать в отрыве от его психического развития в целом, от богатств интересов ребенка, его чувств и всех других черт, которые создают его духовный облик. Цель умственного воспитания дошкольников нельзя понимать упрощенно — как то, чтобы дать детям как можно больше знаний об окружающем, значительно более важно выработать у них общие способы познавательной деятельности (умение анализировать, сравнивать, обобщать), развивать речь, формировать потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить. Темп умственного развития дошкольников очень высокий в сравнении с более поздними возрастными периодами. Какие-либо дефекты умственного воспитания дошкольников трудно восполнимы в более старшем возрасте и оказывают отрицательное влияние на все дальнейшее развитие ребенка. Особенно большая роль умственного воспитания в подготовке детей к школе. Овладение запасом знаний, развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков — это важные предпосылки для успешного обучения в школе и для подготовки к будущей трудовой деятельности.

    Читайте также:  Как стимулировать развитие ребенка

    Методологической основой умственного воспитания является философская теория познания, которая гласит, что путь познания реального мира осуществляется таким образом: «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания объективной реальности».

    Первая ступень познания — живое созерцание, в процессе которого осуществляется непосредственное чувственное восприятие предметов и явлений при помощи ощущений и восприятий. В дошкольном возрасте чувственное восприятие является основным источником знаний детей об окружающем, первой ступенью познания ими реального мира.

    Таким образом, умственное развитие ребенка начинается с непосредственного чувственного восприятия окружающего (педагогическое требование наглядности обучения)

    Вторая и высшая ступень познания — абстрактное мышление. Чувственное восприятие постоянно обогащает мышление конкретными, реальными, «живыми» образами, фактами, а абстрактное мышление на основе этих фактов дает возможность проникнуть в такие свойства и отношения вещей, которые недоступны живому созерцанию. Сущность предметов, явлений, их взаимосвязи раскрываются ребенку благодаря мышлению. Абстрактное мышление позволяет экономно расходовать умственные силы ребенка, создавать я его памяти целые совокупности представлений, которыми ребеиок пользуется по аналогии, изучая новые предметы, явления. Мыслительные операции, которыми постепенно овладевает ребенок: анализ, обобщение, классификация, «решение — являются примером экономной работы человеческого мозга.

    Решающую роль в познании объективной реальности открывает практика. Она доказывает силу, мощь, истинность человеческого познания. В игровой, трудовой, учебной деятельности детей проверяется истинность полученных знаний. Практика — не только критерий истины, но и источник познания. Через игру, труд дети легко и незаметно осваивают большое количество знаний, умений и навыков. Процесс познания имеет деятельностно-активный характер. Активность заложена в самой человеческой чувствительности. Органы чувств функционирует благодаря реализации в них способности отражать. Ребенок рождается на свет с безусловными рефлексами. На их основе формируются многочисленные условнее рефлексы. Образование условных рефлексов есть установление нервной временной связи в коре головного мозга человека. Эти временные связи является материальное основой всех приобретенных человеком знаний, навыков, привычек, Внешним раздражителем для маленького ребенка являются непосредственные воздействия предметов и явлений окружающего мира. Эти раздражителе воспринимаются органами чувств (анализаторами). Я.П.Павлов назвал их сигналами I сигнальной системы. Функционирование органов чувств тесно связано с потребностями маленького ребенка. Сначала это органические потребности,- удовлетворение которых необходимо для сохранения жизни. Позже появляются и другие потребности: потребность в общении со взрослым, потребность в активных движениях, о активных действиях с предметами. В деятельности с предметами ребенок познает свойства предметов, качества, связи между ними. Активность ребенка имеет ориентировочно-исследовательский характер.

    В процессе действий с предметами у ребенка возникает наглядно-действенное мышление. Это самая элементарная форма мышления, возникающая в раннем детстве. В процессе действий с предметами ребенок запоминает образы предметов. Восприятие их обычно сопровождается соответствующей словами взрослых. Происходит взаимодействие между чувственным восприятием и словом, т.е. между I и П сигнальными системами. Неоднократное совпадение слова и действия, слова и качества предмета приводит к тому, что потом только по произнесенному слову взрослого возникает зрительный образ названного предмета. Так получает развитие новая более сложная форма мышления — наглядно- образная. С ее помощью решение ряда задач осуществляется ребенком в уме, без участия практических действий — он оперирует только образами. Дошкольника интересует не только новый предмет сам по себе. Он хочет узнать о его назначении, строении, способе использования. Мотивом действия с предметами является познавательный интерес.

    Развитие познавательных интересов у дошкольников проявляется и том, что растет желание заниматься умственной деятельностью. Ребенок задает взрослым много вопросов, любит сравнивать пещи и явления, спорить. Взрослые должны поддерживать любознательность, поощрять ребенка к поиску решения умственной задачи. Возникаем новый тип активности — умственная активность. Ребенок осмысливает действие, ставит цель, планирует, отбирает способы се достижения. Ребенок переходит уже на новую ступень умственного развития.

    Детей нужно приучать к осмысленному восприятию слова, учить понимать его предметное содержание, какое действие или качество оно обозначает. Слово формируется как обобщенное понятие, отрезается, от своего первоначального конкретного образного содержания. Возникает понятийная или словесно-логическая форма мышления Часто взрослые стремятся быстрей развивать понятийную форму мышления у дошкольников, недостаточно уделяют внимания развитию первых двух форм мышления. Это отрицательно сказывается на умственном и общем психическом развитии детей. Понятийная форма мышления только тогда успешно развивается, когда хорошо развиты наглядно-действенная и наглядно-образная формы мышления. Они являются фундаментом, на котором строится понятийное мышление.

    Задачи умственного воспитания дошкольников:

    I) формирование у детей системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни;

    2) формирование навыков и умений умственной деятельности, развитие познавательных интересов и способностей;

    3) формирование познавательных интересов и любознательности;

    Читайте также:  Что нужно ребенку в школе раннего развития

    4) приучение детей к умственному труду.

    В дошкольном возрасте используются разные средства умственного воспитания: игра, труд, конструктивная и изобразительная деятельность, обучение.

    Игра — практика детской жизни, поэтому в ней, прежде всего, отражается то, что уже было воспринято ребенком раньше. Но в процессе игры эти знания преобразуются» совершенствуются. Благодаря речи, знания, сформированные на уровне наглядно-образных представлений, переводятся в речевой план а, значит, обобщаются. Осуществляется переход знаний на новый уровень — словесно-логический.

    В игре идет и пополнение знаний благодаря действиям е предметами, обмену мыслями играющих, советам и объяснениям взрослого.

    В игре формируются и познавательные интересы детей. Интерес к содержанию игры переносится на сами явления я события.

    В процессе конструирования к умственной деятельности ребенка предъявляются специфические требования: целенаправленно воспринимать предмет, видеть его частя, их соотношения, умение зрительно расчленять предмет на отдельные элемента и соотносить их с имеющимися деталями, планировать деятельность и т.д. Конструирование способствует формированию более точных, конкретных представлений о предмете, развивает умение видеть общее и своеобразное в целой группе предметов.

    В процессе изобразительной деятельности происходит интенсивное формирование сенсорных способностей и умственных действий (деление целого на части, положение предмета в пространстве, восприятие цвета и т.д.).

    Трудовая деятельность содержит огромные возможности для умственного воспитания детей. Каждое трудовое задание для дошкольника представляет умственную задачу. Он должен понять, что нужно сделать, зачем, как это следует сделать, проанализировать условия выполнения задания, внимательно рассмотреть материал, орудия труда, оценить их свойства, соответствие задач. Требуется наличие у ребенка определенных знаний, умений и навыков. Труд оказывает влияние на развитие познавательных интересов детей. Наиболее значительным средством умственного воспитания является обучение. В процессе обучения у детей развивается мышление и речь, формируются познавательные интересы. Дети овладевают самой учебной деятельностью.

    В каком же возрасте нужно начинать развивать умственные способности малыша? Об этом, наверняка задумывался каждый родитель, ведь каждый старается спланировать будущее крохи и облегчить ему жизнь.

    Данный вопрос подвержен сильной критике. Многие специалисты утверждают, что детям до трех необходимо предоставить свободу, позволить вдоволь наиграться и самому узнать окружающий мир, и лишь после этого – учить его новым навыкам.

    У других сложилось мнение, что ребенка необходимо учить в раннем возрасте с помощью различных игр и ненавязчивых упражнений. Остальные считают, что в первые годы жизни малыш должен получить как можно больше новых знаний и навыков.

    Маленькие дети каждый раз получают новую информацию во время игр и занятий, при общении с окружающими людьми. В этом возрасте, малыш словно «губка», которая впитывает в себя все новые и новые знания. Поэтому необходимо создать все условия для благоприятного умственного развития крохи. Необходимо учитывать способности ребенка, его интересы, стараться не нагружать лишней и ненужной информацией, создавать стимулы и мотивации для стремления к знаниям.

    Особенности умственного развития на каждом этапе жизни

    Интенсивное развитие познавательных процессов, таких как речь, память, мышление, восприятие и внимание, происходит в раннем возрасте. В этот период обучение ребенка должно быть направлено на формирование общих знаний о предметах, цветах и формах. Малыши учатся определять цвета вещей, узнавать назначение разных предметов, их свойства. Доминирующей функцией является восприятие, которое влияет на дальнейшее развитие остальных познавательных процессов.

    В возрасте от 4 до 6 лет дети хотят получить как можно больше новой информации об окружающем мире. Но при этом их мозг быстро утомляется. Зная эту особенность детского организма, вы сможете правильно спланировать занятия для детей. Можно чередовать различные виды деятельности (отдых и игры, тренировки для ума и гимнастика и т.д.). Основную часть времени лучше всего посвятить играм. Благодаря ним кроха сможет веселиться, одновременно развиваться и получать новые знания и навыки. Кроме этого, ребенок сам должен выбирать понравившуюся игру и заниматься по собственному желанию. При этом его тяга к изучению «нового» только возрастет.

    Если ваш ребенок не хочет заниматься, то лучше подождать некоторое время и не принуждать его через силу. Малыш может испугаться или перестать заниматься.

    Уже к 7-8 годам процесс обучения отделяется от игр и развлечений. Ребенок должен понять всю его важность и необходимость. Развивайте выносливость и упорство чада с помощью физических нагрузок, приобщайте его к работам по дому, учите соблюдать чистоту и порядок. Можно завести домашнего зверька. Тогда ребенок научится проявлять ответственность и заботу. Важно сформировать правильные привычки и научить самому необходимому. Следите за тем, какие телевизионные передачи смотрит ваш малыш. Ведь большая часть современных программ просто не предназначена для детского просмотра. Смотрите только добрые мультики и развивающие передачи для детей.

    В любом возрасте малыш нуждается в поддержке. За каждое новое достижение вы должны похвалить его, сказать ласковое слово. Так ребенок станет более уверенным, и каждый раз будет делать новые успехи, чтобы порадовать вас. В случае неудач, не стоит строго ругать детей. Проявите гуманность и помогите крохе разобраться в ошибках.

    Как можно больше общайтесь с детьми. Вы можете рассказывать им сказки, забавные истории, стихи или беседовать на интересные для них темы. Гуляя по улице, обращайте внимание ребенка на различные предметы и расспросите, что он знает о них. Малыш должен научиться формулировать свои мысли, развивать память и речь.

    Источник