Умственное развитие ребенка с года до полутора лет
Ребенок 18 месяцев становится все более самостоятельным и коммуникабельным. У него уже получается связывать слова в короткие фразы. Навык ходьбы также совершенствуется, благодаря чему малыш с большой скоростью и огромным любопытством изучает окружающий мир. Давайте узнаем подробнее, что еще изменилось по мере взросления карапуза, какими навыками радует родителей 1,5-годовалый ребенок, как оценить развитие крохи и как его стимулировать.
Особенности возраста
- Малыш 18 месяцев уже перестал ходить вперевалку на прямых ножках, расставив руки в стороны для удержания равновесия. Теперь кроха совершает маленькие шаги, не разводит локти и практически не падает. Также он уже научился поворачиваться во время ходьбы и обходить препятствия. По мере улучшения координации движений малыш начинает пробовать бегать.
- Ребенок в возрасте 1,5 года очень общительный. Он желает принимать участие во всех событиях, которые видит, а также живо интересуется другими людьми. Кроха с удовольствием играет с другими детками, копируя их действия.
- Интеллектуальное развитие ребенка 18 месяцев также идет высоким темпом. Малыш стал сообразительнее, научился раскладывать формочки и строить башенки. У ребенка получается ставить перед собой задачи и обдумывать план их выполнения. Например, собравшись достать яблоко с полки, ребенок приставит стул к буфету.
- Словарный вопрос ребенка этого возраста увеличивается ежедневно. Кроха произносит не только понятные родителям простые слова, но и много лепечет на собственном языке.
- В 1,5 года ребенок чувствует себя личностью. После осознания, что многие действия малыш способен выполнять без помощи, его независимость увеличивается. Кроха пробует самостоятельно есть, раздеваться, умываться, везти коляску.
Рост и вес
По сравнению с показателями в 1 год ребенок 18 месяцев прибавляет около 1300 грамм и примерно 6-7 сантиметров роста. Окружность грудной клетки за этот период увеличивается на 1,5-2 см, а окружность головы – на 1-1,5 см.
Средние показатели физического развития, а также границы нормы этих показателей мы представили в таблице:
Вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах роста и веса от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).
Разнообразьте свой день занятием по методике «Маленький Леонардо» О. Н. Тепляковой – эксперта по интеллектуальному развитию.
Режим дня
Для ребенка 18 месяцев очень важно наличие режима дня, так как он позволяет правильно организовать периоды бодрствования малыша, обеспечить крохе полноценный сон и правильный режим питания. Детки этого возраста спят в сутки примерно 14 часов. Большая часть этого времени приходится на ночной отдых (он длится 10-11 часов), а оставшееся время ребенок досыпает днем.
Многие малыши в 1,5 года по-прежнему спят днем дважды, при этом первый сон длится около 2 часов, а второй (послеобеденный) отличается меньшей длительностью. Именно в 18 месяцев у некоторых малышей происходит переход к одному сну днем длительностью 2,5-3 часа.
На прогулки с 1,5-годовалым ребенком рекомендуют выходить дважды в день. Если погода хорошая, то стоит организовать прогулку так, чтобы на нее приходился дневной сон (тогда малыш будет спать на свежем воздухе). В зависимости от погоды длительность ежедневных прогулок может составлять 2-6 часов. Гулять не рекомендуют, если температура воздуха ниже -10о, очень сильный ветер или идет сильный дождь.
Питание малыша в возрасте 1,5 года остается пятиразовым с промежутками между кормлениями до 4 часов. Предлагайте крохе пищу в одинаковое время каждый день и не допускайте очень долгих перерывов между употреблением пищи. В среднем малыши 18 месяцев съедают в сутки от 1000 до 1300 мл пищи (более точно суточный объем можно узнать, поделив вес малыша на 9). В один прием пищи ребенок ест примерно 200-260 мл пищи.
У многих детей, которых до 1,5-годовалого возраста кормили грудью, начинается процесс отлучения. Медики советуют сделать его постепенным, тогда и грудь мамы, и психика малыша не пострадают. Если мама еще продолжает грудное вскармливание, она отметит, что в дневное время кроха реже вспоминает о груди (в основном перед сном, после еды, после падения и в похожих ситуациях), зато ночью (в основном под утро) сосет весьма активно.
Пища полуторагодовалого малыша становится все разнообразнее. В ней уже присутствуют сладости, соль, свежая зелень, некоторые специи. Однако питание остается детским и значительно отличается от взрослого. Крохе по-прежнему нельзя есть жареное, сосиски, копчености, колбасы, жирное мясо, грибы, шоколад, экзотические фрукты и некоторые другие продукты.
Круглосуточно все 1,5 года очень сложно быть с ребенком, поэтому многие мамы срываются на кроху. О том, как не кричать на ребенка, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.
Что малыш должен уметь?
Большинство деток в 1,5 года умеет:
- Ходить без поддержки. У некоторых малышей уже получается бегать и прыгать.
- Взбираться на диван.
- Произносить до 20-40 облегченных слов.
- Есть ложкой.
- Понимать многое из того, что говорит взрослый (отвечать на просьбы и вопросы).
- Наклоняться, когда хочет поднять игрушку.
- Тянуть игрушку, привязанную к веревочке.
- Указать на предмет, который его заинтересовал.
- Переворачивать картонные страницы детских книг. Показывать в книгах знакомые изображения.
- Подниматься и спускаться по лестнице.
- Строить башню, используя 2-4 кубика
- Бросать мяч и толкать его ногой.
- Пить из чашки.
- Показывать части тела.
- Самостоятельно снимать обувь и пальто.
- Рисовать мелками и карандашами.
- Некоторые дети просятся на горшок.
О том, как научить кроху проситься на горшок, и стоит ли беспокоиться, если ребенок в 18 месяцев пока на него не ходит, смотрите в следующем видео доктора Комаровского.
Занятия
- Для развития логики предложите ребенку из множества разных предметов собрать только те, которые просит мама (например, лишь красного цвета или лишь мячики).
- Учите малыша сортировать игрушки по цвету и размеру, а также по форме.
- Предлагайте крохе собирать пазлы из 2 деталей, а также составлять из 2-3 деталей простые фигурки (гриб, дом).
- Давайте ребенку для игры рамки-вкладыши, а также сортеры. Кроме того, играйте с прищепками, замочками, стучалками.
- Учите кроху складывать из кубиков, отличающихся размером, пирамидку, а также строить башню из складывающихся друг в друга стаканчиков.
- Для развития внимания предлагайте крохе отыскивать пару, используя для этой игры карточки лото, носки или варежки.
- Предлагайте находить в комнате предмет по названию или по его характеристике (найди мягкое, найди синее).
- Играйте с крохой в прятки так, чтобы ребенку было легко вас отыскать.
- Обучайте ребенка в игре свойствам предметов. Пусть малыш учится различать их по размеру, температуре, количеству, геометрической форме, цвету, высоте, мягкости, сухости, чистоте и другим характеристикам.
- Общайтесь с малышом на тему дома, транспорта, растительности, животных, продуктов, мебели, частей тела, явлений природы и многих других.
- Помимо рисования мелками и фломастерами предложите крохе краски. Рисовать можно пальцами, губкой, кисточкой.
- Начинайте освоение раскрашивания (для этого лучше всего подойдут краски).
- Лепите из теста или пластилина, делая лепешки и колбаски. Также делайте с крохой аппликации, используя рваную бумагу или крупу.
- Предложите крохе нанизывать не только колечки пирамидки, но и крупные бусы.
- Играя с водой, покажите малышу, как собрать воду с помощью губки, а потом выжать губку.
Советы родителям
- Приобретайте ребенку качественные игрушки. Они должны быть яркими, отличаться интересной формой и приятной на ощупь фактурой.
- Выделяйте время на совместное «чтение» книг, рассматривая с карапузом картинки и обсуждая их.
- Чаще разговаривайте с крохой и внимательно слушайте его слова. Переспрашивайте, а также уточняйте сказанное малышом, чтобы у вас получался диалог.
- Когда это возможно, дайте возможность крохе принимать решения самостоятельно, например, выбирать футболку для прогулки.
- Всегда хвалите малыша, когда его пробы в чем-либо успешны, чтобы это стимулировало дальнейшее развитие младенца.
Не забывайте о развитии ребенка и в музыкальной сфере: проведите занятие в виде музыкального мюзикла, которое показывает М. Л. Лазарев – эксперт по музыкальному развитию.
Источник
Что умеет малыш
От года до полутора лет – это первый из трех возрастных периодов в жизни ребенка с двенадцати месяцев до трех лет. В этот период малыш, с того момента, когда он делает первый шаг, обретает большую самостоятельность, становится более активным. В этом возрасте для детей характерна повышенная любознательность, они, как исследователи, лезут всюду, открывают дверцы, ящики, коробки. Чем лучше ребенок умеет ходить, тем меньше у него желания сидеть на месте. Он все время куда-то бежит, спотыкается, падает, встает и снова продолжает свой путь. К полутора годам малыш должен уже ходить достаточно уверенно. Если это не так, то необходимо обратиться с этой проблемой к участковому детскому врачу.
В этом возрасте ребенок произносит первые слова. Процесс обретения новых навыков идет быстрее, если малышу постоянно попадаются на пути новые предметы. Нужно давать и показывать ему различные вещи, учить правильно обращаться с ними. Необходимо объяснять, что, например, книгу нужно листать аккуратно. Можно дать ребенку чашку и шарик, и он с интересом буде класть шарик в чашку и доставать обратно. Предлагая ему всевозможные предметы, следует смотреть, что он с ними будет делать, и каждый раз как бы ставить перед ним новые задачи.
Как ребенок видит и познает мир
В сознании ребенка ко второму году жизни уже формируется определенное видение мира, которое он будет совершенствовать всю свою жизнь. Его поведение, мысли, и образ жизни будут основываться в дальнейшем именно на нем. Поэтому в процессе воспитания очень важно понимать малыша, объясняя те или иные явления, направлять его на верный путь в развитии. Таким образом, обогащается его представление о мире. А чем шире кругозор ребенка, тем легче ему будет ориентироваться в дальнейшей жизни.
Просыпаясь утром, малыш уже не желает лежать в кровати, намного интереснее для него поскорее выбраться из нее и отправиться исследовать все, что попадется ему на пути. Не нужно препятствовать ему в его познавательной деятельности, запрещая трогать, смотреть, открывать что бы то ни было. В то же время это не означает, что ему все нужно позволять. Самое главное – убрать за пределы его видимости все, что может представлять для него опасность или что ему действительно не нужно брать. Важно помнить, что ребенок непременно все хочет потрогать, разобрать, посмотреть что внутри. Необходимо помогать ему в этом, объяснять, как тот или иной предмет работает, для чего он нужен, что с ним делают. Таким образом, одновременно родители и воспитывают ребенка, и развивают его способности, а заодно и контролируют, чтобы малыш не натворил чего-нибудь. Не нужно запрещать малышу исследовать все, что находится вокруг него, забираться в шкаф, выдвигать ящики, вытаскивать оттуда вещи. Наоборот, во время этого параллельно можно объяснять ему, где что лежит, показывать и называть разные предметы, затем складывать все обратно вместе. Все это очень важно для маленького человека, так как он еще только познает мир и за очень короткий день испытывает столько новых эмоций, что можно сказать – проживает целую жизнь.
Учимся ходить
Ребенок в возрасте от года до трех лет очень быстро учится ходить. С каждым днем у него это получается все лучше и лучше. Но невозможно научиться этому, не падая и не набивая шишек. Многие родители поступают неправильно, бросаясь к малышу каждый раз, когда он падает. Этого делать не нужно, поскольку падения необходимы для развития равновесия, за которое отвечает вестибулярный аппарат, мышечной силы и лучшей ориентации в пространстве. Как правило, дети не сильно ударяются во время падения, и переломы у них бывают крайне редко, так как их косточки еще очень гибкие. Кроме того, падая и поднимаясь самостоятельно, ребенок привыкает сам справляться с трудностями, не ожидая помощи со стороны родителей. Это очень важно для формирования характера малыша. От родителей требуется только моральная поддержка словом. Если карапуз расстраивается, необходимо ободрить его и успокоить, вернуть ему хорошее настроение. В таких ситуациях не следует сюсюкаться с ребенком, нужно разговаривать с ним на равных, как со взрослым человеком.
Можно помочь малышу быстрее научиться ходить. Для этого на улице, когда он попросится из коляски, нужно предложить ему катить ее перед собой самостоятельно. Таким образом, коляска будет для него опорой, и карапуз будет чувствовать себя увереннее на ногах.
В домашних условиях, чтобы помочь ребенку научиться ходить, можно использовать ходунки. Однако большинство специалистов выступают категорически против их применения. Согласно их утверждениям, ходунки являются крайне травмоопасным средством. Кроме того, малышу не приходится стараться самому стоять, удерживать равновесие. Не падая, он не тренирует вестибулярный аппарат и не развивает мышечную силу. Более того, в результате использования ходунков у ребенка может произойти искривление костей ног. По мнению медиков, ходунки наносят только вред детям, затормаживая процесс их развития.
Учимся есть самостоятельно
После года ребенок уже достаточно развит, чтобы самостоятельно пользоваться ложкой. Поэтому, если он еще не начал этого делать, то стоит предоставить ему возможность научиться. Для этого необходимо постоянно давать ему ложку во время еды. Даже если его кормит мама, держа ложку в руках, он обязательно захочет ею воспользоваться, копируя мамины действия. Если при первых попытках еда падает мимо рта, малыш пачкается, роняет ложку, не нужно отбирать ее у него и сердиться. Не все получается сразу, постепенно он научится пользоваться этим столовым прибором. К 15-месячному возрасту, он обязательно научится обращаться с нею и станет кушать самостоятельно. Главное, необходимо помнить, что возраст, в котором ребенок научится пользоваться столовыми приборами, зависит от родителей. Чем больше они проявляют опеку над малышом, тем медленнее он осваивает новые умения.
Самостоятельность при приеме пищи впервые проявляется у карапуза в тот момент, когда он начинает сам кушать печенье, сухарик. Позже он пробует брать пищу из тарелки руками и класть ее в рот. В таких ситуациях не следует пресекать действия ребенка, даже если он весь перемажется кашей. Зато быстрее придет к нему понимание того, что кашу нужно есть ложкой. Однако то, что малыш научился держать в руках ложку, совершенно не означает, что он сразу начнет ею кушать. Вскоре он поймет, после нескольких попыток, что набирать пищу в ложку из тарелки и доносить ее до рта – очень трудное занятие. В такой момент, чтобы он не бросил это занятие и продолжал учиться есть самостоятельно, стоит оставлять его на некоторое время один на один с тарелкой и ложкой, иначе он может начать лениться и требовать, чтобы его кормили родители. Для того чтобы у него было желание брать в руки ложку и работать ею самостоятельно, очень важно объяснять ребенку при каждом кормлении, почему он должен пользоваться ею сам. Когда он научится делать это, родителям не следует больше принимать участие в его кормлении.
Для того чтобы малыш быстрее научился обращаться со столовыми приборами, необходимо, чтобы ребенок принимал участие в совместной трапезе со всей семьей. Основной чертой детского поведения является подражание, поэтому, глядя на остальных, он станет брать с них пример и будет стремиться есть ложкой.
Кроме того, не следует позволять малышу баловаться за столом. Он должен понимать, что прием пищи – это не игра. А если он все же продолжает вертеться и никак не хочет останавливаться, то не нужно на него кричать, он начнет плакать и толку от этого не будет. Просто необходимо убрать от него еду и отпустить побегать. Когда он действительно захочет есть, то придет сам.
Словарный запас
После того как ребенку исполняется годик, он пытается произносить первые в его жизни слова. Обычно дети начинают говорить в 12-15 месяцев. Это, конечно, не означает, что все у малыша получается четко и складно. Более трудные слова он пока еще не может выговаривать. Однако даже по отдельным, неправильно произнесенным, словам уже можно понять, что он имеет в виду. В этом возрасте детская память как бы накапливает информацию. Ребенок внимательно слушает, что говорят вокруг, это откладывается в его сознании и через какое-то время он начинает произносить новые слова. Хотя малыш еще плохо говорит, но уже прекрасно все понимает.
Родители обязательно должны как можно больше заниматься с ребенком, разговаривать с ним, называть неоднократно различные предметы, комментировать свои и его действия. Очень важно осознавать, что информация, знания и ценности, заложенные родителями в детстве, остаются с человеком на всю жизнь и определяют его поступки и суждения во взрослом возрасте. Поэтому необходимо четко понимать, что воспитание родителей не только влияет на личность ребенка, но и на всю его дальнейшую жизнь. Нужно постоянно контролировать, что ему говорится, как и для чего это делается. Необходимо стараться общаться с ребенком на красивом богатом языке, это поможет формированию более сложного сознания у малыша. Разговаривать можно о чем угодно, но лучше всего о том, с чем он сталкивается каждый день, о чем имеет хорошее представление.
На первом году жизни нужно обращать внимание ребенка на всевозможные шумы, можно пробовать подражать этим шумам вместе с ним. Таким образом, у него лучше разовьется способность к произношению. Кроме того, полезно перед зеркалом строить гримасы вместе с карапузом, использовать игры, связанные с движением рта: пускать воздушные поцелуи, звуками изображать различных животных, надувать воздушные пузыри.
Согласно исследованиям ученых-психолингвистов, речь напрямую зависит от тонкой моторики рук, степени развития ловкости движения пальцев. Поэтому для формирования речевых навыков очень полезны игры, развивающие ловкость рук, такие как «Сорока-белобока кашку варила…», кубики, пирамидки. Кроме того, очень помогает тренировать моторику рук массаж кистей и ладоней.
Игры
После года активность ребенка значительно возрастает. Основной его деятельностью теперь становится игра. Это несерьезное занятие, как полагают многие взрослые – главный способ познания окружающего мира в детстве, основа развития человека. Играя, малыш овладевает умением обобщать и анализировать, тренирует память, учится концентрировать внимание, организовывать и контролировать свои действия, ставить цели и достигать их. Поскольку игра обычно строится по определенным правилам, к ребенку через игру приходит понимание, что в жизни тоже есть правила и законы. Помимо этого, играя, ребенок чувствует себя счастливым, это состояние впоследствии переносится на различные ситуации в жизни человека. То есть, научившись испытывать положительные эмоции в детстве, человек способен испытывать счастье в конкретный момент времени в дальнейшей жизни. Все эти способности жизненно необходимы каждому.
Постепенно у малыша появляется все больше и больше разных интересных ярких игрушек. Если обратить внимание на его поведение с новой игрушкой, можно заметить, что он, как правило, просто вертит ее в руках и внимательно рассматривает. Это обусловлено тем, что ребенок просто не знает, как с ней играть, ведь у него еще не так сильно развито воображение. Поэтому родителям необходимо научить этому малыша на собственном опыте, то есть мама или папа должны больше проводить времени с ним за игрой, показывая ему игрушки, при этом называя каждую, разговаривая с ней. Можно придумывать различные сказки и разыгрывать их с помощью игрушек. Очень важно научить ребенка пользоваться каждой из них в отдельности. Однако не стоит давать ему сразу все, достаточно двух-трех игрушек, иначе его внимание будет постоянно отвлекаться с одной на другую, и они могут ему быстро надоесть.
Игра должна быть эмоционально привлекательна для ребенка, правильно подобрана родителями, согласно возрасту и способностям малыша. Необходимо, чтобы в игре он развивался, причем уровень ее сложности не должен быть низким. Очень важно, чтобы ребенок постоянно имел возможность решать какие-либо задачи и открывать для себя что-то новое. Кроме того, игра должна иметь определенное начало и конец, после нее игрушки необходимо убрать из поля зрения ребенка, чтобы они не надоедали ему.
Интересно, что в этом возрасте малыш способен играть со всеми предметами, которые попадают к нему в руки. Это могут быть столовые приборы и кухонная утварь, папины инструменты, часы, кошельки, ключи и многое другое. Не нужно отнимать предметы у ребенка, если они не предназначены для игр. Знакомясь с ними, он обретает необходимые практические навыки.
В этом же возрасте дети обожают играть в песке. Конечно, в городе трудно найти песочницу с чистым песком, поэтому, по возможности, можно заказать привоз песка в ближайшую песочницу или сколотить ее самостоятельно из досок. Малыш с радостью будет возиться в песке, играть с ведерком, формочками, лопатками.
Источник