Умственное развитие ребенка дома

Умственное развитие ребенка дома thumbnail

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СОШ № 11

Работа с родителями (беседа на родительском собрании)

«Возможность умственного развития детей дома»

Рудая Марина Петровна –

Учитель начальных классов,

высшей аттестационной категории

МОАУ СОШ №11

г. Белогорск

Возможности умственного развития детей дома

При желании и терпении родители могут в значительной степени способствовать умственному развитию своего ребёнка. Понятно, что разным детям нужно помогать по-разному. Но в любом случае занятия дома полезно проводить на материале и комбинаторных и лабиринтных задач.

При этом решении комбинаторных задач лучше проводить с помощью Перестановки карточек с изображением (букв, цифр, простых геометрических фигур или других каких-нибудь простых рисунков) по правилам соответствующего вида задач, а решение лабиринтных — с помощью проведения линий (карандашом или ручкой, или просто пальцем), чтобы обозначить маршрут перемещения по игровому полю.

Занятие с ребенком не должно быть длительным (более 30 минут), при этом нужно каждые 10 минут делать небольшой перерыв. На занятии необходима максимальная доброжелательность: подбадривание ребёнка при затруднениях, одобрение его верных действий, поощрение инициативы и выдумки. Полезно использовать разные варианты сотрудничества: сначала взрослый показывает решение на карточках или, проводя линии, затем ребёнок в той же форме решает аналогичные задачи: внешне сходные и различные.

Дальше ребёнку предлагается работать устно, то есть сначала рассказать, какие карточки он будет двигать или какую линию проводить, а потом уже показать это решение. При этом полезно для устной работы предложить более лёгкие задачи, а затем. Если он с ними справился, ему можно дать задачи той же сложности, что и в начале занятия. Например, если он решал задачи в два действия с предметами (на карточках или с помощью проведения линии), то устно пусть решает задачи в одно действие.

Затем ребёнку можно предложить сочинять задачи для родителей: сначала в одно действие, а потом — в два. При этом взрослый может продемонстрировать (даже если для него это очень лёгкие задачи) некоторые затруднения, действовать сначала неверно. Это привлекает внимание ребёнка, помогает ему размышлять.

В целом нужно стремиться проводить разнообразную работу на лёгком материале. И чем легче задачи, тем многообразнее можно с ними действовать. А чем больше будет разнообразия (решение устное и письменное, придумывание устное и письменное, проверка чужого решения устная и письменная), тем будет полезнее. Например, в роли исполнителя он может: сначала действовать практически, а затем рассказывать о своих действиях, или наоборот, сначала рассказывать о своих будущих действиях, а потом производить их. Кроме того, он может либо просто работать без последующего или предварительного описания своих действий, либо просто решать задачи устно.

Хорошо также, если ребёнок выступит в роли «контролёра». Для этого используются по крайней мере две формы работы. Можно показать запись решения какой-либо задачи и попросить выяснить, есть где-либо ошибки или нет. Проверку он может проводить либо с помощью практических действий, либо устно.

Наряду с таким видом контроля взрослый может специально попросить ребёнка понаблюдать за тем, как он (взрослый) будет решать разные задачи: лёгкие, средние, сложные. При этом одни задачи можно решать правильно, а другие с ошибками, чтоб ребёнок не зря следил за работой.

Очень полезно, если ребёнок выступит в роли автора, составителя задач. Чтобы заинтересовать его, можно предложить решать и составлять задачи по очереди: сначала взрослый придумает задачу, а ребёнок её решает, потом — наоборот. Такое чередование привлекает детей, поскольку позволяет им проявлять самостоятельность.

Если занятия пойдут успешно, можно предложить вместе составить сборник для других детей: задачи должны быть интересными, необычными, разной сложности.

Таковы основные подходы к организации занятий дома. Для примера рассмотрим, как можно проводить работу на материале задач «игры в 2».

Сначала надо подготовить материал. Взять лист бумаги и нарисовать на нём два прямоугольника (20 см на 5 см) из четырёх равных квадратных клеток. Вырезать из картона три квадратных карточки (5 см на 5 см), на них можно нарисовать буквы, цифры или простые геометрические фигуры: круг, полукруг, квадрат, треугольник и т.п.

Перед ребёнком располагается лист с прямоугольниками (прямоугольными игровыми полями) и взрослый расставляет три карточки в нижнем поле и три карточки в верхнем. При этом объясняется правило перемещения: одно действие — это перемещение любой карточки в свободную клетку, на свободное место. И говорится, что нужно за два действия (два перемещения) карточки, расположенные внизу (ближние к ребёнку), расставить так, как они стоят вверху.

Если ребёнок легко решает эту задачу и уверенно рассказывает порядок своих действий, то дальше можно предложить другую задачу в два действия решать устно, например:

П К __ Т

П  __ Т К

Буквы означают такую расстановку карточек: П (полукруг), К (квадрат), Т (треугольник) в нижнем прямоугольнике; и П (полукруг), Т (треугольник) и К (квадрат) в верхнем прямоугольнике. В этой задаче сначала на свободное место перемещается треугольник, а затем — круг.

Если же возникают затруднения, то следующую задачу нужно опять сначала решить на карточках, а потом рассказать.

Если и такой вариант ребёнку труден, то ему можно предложить сначала решить задачу в одно действие с рассказом, а потом снова в два действия.

Когда ребёнку трудно рассказывать о своих действиях, следует дать ему просто побольше решать задачи в два действия. По мере накопления успешного опыта он научится сам правильно и легко рассказывать.

Читайте также:  Основные этапы развития ребенка первого года жизни

Если, наоборот, ребёнок хорошо рассказывает о своих действиях, то можно предложить сначала описывать их, а потом для проверки устного решения переместить карточки реально.

Если окажется, что он планирует решение легко и уверенно, то следует предложить ему решить ряд задач в два действия устно.

Наряду с самостоятельным и устным решением полезно предложить ребёнку проверить решение задачи, которое написано на отдельной карточке вместе с её условием, например:

Карточка 1

Условие задачи:        _        Т        П К             —              П Т К         

Решение задачи: 1)        П         Т _К;                 2) П Т  К _.

Это решение предлагается для первой проверки, а для второй предлагается неверное решение, с ошибкой:

Карточка2

Условие задачи:        П          _ К Т             —                П  Т _ К

Решение задачи: 1)        П         К        _ Т;              2)   П  Т _ К

Здесь ребёнок должен найти ошибку, определить, какая карточка переставлена неверно, в каком действии. Проверку можно производить устно или путём перестановки карточек согласно записи решения (напомним, что П — это полукруг, К — это квадрат, Т — треугольник).

При составлении задач с ошибкой взрослому следует придумывать разные варианты, когда ошибочным является только первое действие, или только второе, или оба вместе.

При составлении задач можно сначала предложить придумывать задачи, которые можно решить за два действия, а потом и те, которые можно решить и за меньшее (одно) или за большее (три) число действий.

Ребёнку говорят: «Сам придумай задачу, чтобы её можно было решить за два действия. Расставь карточки в нижних клетках, потом сделай два действия, две их перестановки и так же, как получилось внизу, расставь другие три карточки в верхних клетках. Вот и получится новая задача».

Иногда, когда ребёнок сочиняет. Можно оставить его одного, чтобы он придумал какое-нибудь «трудное решение». И затем, решая эту задачу, можно намеренно допустить ошибки либо в первом, либо во втором действии, либо рассчитывая на реакцию ребёнка. Такие ситуации очень нравятся детям и они охотно придумывают задачи.

Постепенно ребёнок сможет составлять задачи и без практических перемещений карточек, а лишь представляя, глядя на карточки, расставленные внизу листа, какая из них будет перемещаться в первом действии, какая — во втором. В этом случае взрослому тоже следует решать задачу устно, и тогда его беседа с ребёнком будет напоминать встречу двух шахматистов, разбирающих сыгранную партию.

Главное, к чему нужно стремиться, — это поддержание интереса ребёнка к поисковой умственной деятельности по достижению требуемого результата за определенное число действий. Поэтому хорошо, если на каждом занятии ребёнок сам и решает, и проверяет решение, и придумывает задачи для взрослого.

Именно разнообразие ролей ребёнка в общении, особенно в сочетании с одобрением и помощью, будет способствовать тому, что он сможет управлять собой в трудных случаях, найдёт в себе силы выдержать напряжение мыслительной деятельности, проявит настойчивость в поиске верного решения, если сразу задача не будет получаться.

При отсутствии же на занятиях разных ролей, помощи и одобрения со стороны взрослого ребёнок устаёт и отказывается от решения задач.

Наряду с использованием на занятиях названных выше комбинаторных и лабиринтных задач и игр хорошо играть с ребёнком в шашки, домино, шахматы. Эти игры полезны для тренировки мыслительных действий, особенно если побуждать ребёнка первоначально обдумывать ход, а потом ходить. Обучая ребёнка игре, нужно вначале стараться упростить её. Для этого можно использовать меньшее, чем обычно, число фигур, либо у обоих партнёров, либо только у более сильного. Тогда слабому будет легче выиграть, что немаловажно. Ведь если ребёнок при обучении таким настольным играм не будет выигрывать, не познает «радость победы», то ему станет неинтересно, и он не захочет делать усилия, ч тобы искать верный ход.

Хорошо также научить ребёнка играть в «крестики-нолики» для взрослых. В отличии от обычных (детских) крестиков-ноликов игра ведется на большом клетчатом листе (например, странице из тетради) по другим правилам: выигрывает тот, кто первый расставит в соседних клетках (по горизонтали, вертикали, диагонали) четыре крестика или четыре нолика.

Если ребёнку трудно, то лучше составлять для него на материале этой игры задачу, где нужно найти выигрышный ход. Такого же плана задачи можно составлять и на материале шашек, шахмат и домино. При этом сначала нужно предлагать задачи только с одним верным решением, а потом и такие, где имеется несколько выигрышных вариантов, чтобы ребёнок пытался их найти.

Можно использовать в занятиях и такую игру. Взрослый договаривается с ребёнком о каких-нибудь четырёх предметах (наг гример, гарелка, стул, чашка и мяч), далее говорит: «Я загадал из этих предметов какие-то два, а ты их должен отгадать, называя каждый раз по два предмета, какие ты хочешь». Ребёнок говорит: «Стул, мяч». Взрослый: «Я угадал один предмет». Ребёнок: «Стул, чашка». Взрослый: «Не угадал ни одного предмета». Ребёнок: «Мяч, тарелка». Взрослый: «Верно».

Игра эта очень полезна, поскольку проходит устно. Но если ребёнку трудно, то можно использовать три предмета или изображения разных предметов, например, на карточках лото. Тогда ребенку будет легче манипулировать сочетаниями предметов при поиске верного решения и при рассуждении.

В целом на занятиях с ребёнком необходимо соблюдать принципы постепенности и регулярности. Тогда в условиях оптимистического настроя взрослых ребёнка появится стойкий интерес к ситуациям, где нужно что-то сообразить и придумать.

Читайте также:  Алгоритм создания индивидуальной программы развития ребенка

Источник

Как развить интеллект ребёнка-дошкольника?

Идеальная ситуация, когда вы решили целенаправленно развивать интеллектуальные способности дошкольника, скажем, в 4-6 лет. И не просто делегировали это занятие воспитателям или репетиторам, а нашли время, чтобы заниматься вместе с ребёнком.

Прежде чем хвататься за все возможности для дошкольного развития, давайте определимся с базовыми способностями, которые нужно развивать.

Базовые интеллектуальные способности, которые нужно развивать у детей

Развивайте практический и эмоциональный интеллект дошкольника, его творческое и логическое мышление осознанно, с пониманием, над чем предстоит поработать. Детям в возрасте пяти-семи лет крайне необходим тренинг:

  • восприятия – познавательного процесса (бывает простым, сложным и специальным в отношении абстрактных понятий – времени, движения, событий);
  • памяти – основы основ, без чего невозможно дальнейшее эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста;
  • внимания: увлекательные умственные активности помогают в формировании произвольного внимания; задача родителей – «переключить» ребенка с непроизвольного внимания в процессе игры на произвольное для лучшего восприятия и усвоения новой информации.

Какой именно интеллект дошкольника будем развивать?

Вопросы развития эмоционального и социального интеллекта являются предметом отдельной статьи.

Мы же поговорим преимущественно о том, как развивать умственный интеллект (логико-математический и пространственный) и житейский интеллект (здравомыслие и сообразительность).

Интеллект, сила ума реализуются через ряд способностей, которые желательно развивать с раннего детства:

  • познавать и обучаться;
  • анализировать информацию для ее систематизации и качественного усвоения;
  • способность мыслить логически;
  • находить закономерности и отличия в получаемой информации, выстраивать ассоциации с усвоенными ранее фактами.

Засомневались, сможете ли справиться со всем этим самостоятельно? Но вы ведь не из тех, кто станет пасовать перед трудностями. Иначе не стали бы читать наш материал. ????

Направьте первые усилия на развитие образного мышления, логико-математических, аналитических способностей на базовом уровне.

С помощью ЛогикЛайк вы без труда сделаете занятия увлекательным совместным времяпровождением. Превратите развитие интеллектуально-творческих способностей в веселую игру, и ваш ребенок научится осваивать и усваивать тонны информации.

Задания и упражнения для развития интеллекта дошкольника

  • Загадки на логику и смекалку. Отгадывание загадок развивает логическое мышление, концентрацию внимания и память. Основная польза ребусов, шарад и прочих загадок – это эффективный тренинг для мозга. Такие упражнения на развитие интеллектуальных способностей станут чем-то наподобие разминки перед занятиями спортом (только качаться будут не мышцы, а мозг).
  • Логические задачи (5-6 лет, 6-7 лет). Если загадки – это тренировка в первую очередь, скорости мысли, то задачи – это уже занятия на выработку навыка глубоко и разносторонне анализировать ситуацию, на развитие гибкости мышления и сообразительности. Задачи на логику хорошо тренируют способность удерживать в уме сразу несколько условий и формируют навык выработки собственного подхода к поиску правильного или лучшего ответа.

Выбери предмет, который не подходит к остальным по материалу.

  • Развивающие интеллект игры на логику – отличный вариант для старта. Они яркие, «заточены» на тренировку произвольного внимания и стимулируют активное логическое мышление (плюс могут развивать память, способность строить прогнозы, выстраивать стратегии). Многие игры такого рода основаны на скорости выполнения поставленных задач.

За год до школы или с первого класса полезно привить детям любовь к чтению и спорту, музыке и танцам. В танцах, в боевых искусствах, командных игровых видах спорта всегда нужно двигаться и думать одновременно и за себя, и за других участников процесса.

Все это отлично работает на развитие интеллектуальных способностей не только дошкольников, но и в любом возрасте. И древние римляне, и современные ученые едины во мнении: возможности ума и степень физического развития взаимосвязаны.

Какие интеллектуальные способности необходимы школьнику?

С младших классов мальчикам и девочкам крайне необходимо развивать критическое и логическое мышление (подробная информация с конкретным решением – в этой статье).

В возрасте 6-10 лет формируется склад ума человека – аналитический, наглядно-образный или смешанный.

Уже в начальной школе детям следует активно развивать:

  • оперативную память (способность удерживать в голове несколько промежуточных фактов, решений, выводов);
  • навыки упорядоченности мыслей в суждениях, стремиться к выстраиванию правильной архитектуры мышления;
  • способность делать выводы из полученных массивов информации;
  • постепенно наращивать скорость выполнения аналитических и других операций.

Чтобы лучше понимать, как развить интеллект у ребенка, как суметь помочь ему в улучшении умственных способностей, необходимо помнить:

  • только всесторонняя работа над повышением интеллектуальных способностей в младшем школьном возрасте (логика, творчество, эрудиция, эмоциональный, социальный и практический интеллект) формирует успешную личность;
  • выраженная склонность к аналитическому мышлению не отменяет творческих импульсов, они лишь «прячутся» за логикой, но их можно и нужно развивать, чтобы воспитать гармоничную личность;
  • повышать интеллектуальные способности необходимо не только за компьютером, но и благодаря занятиям спортом: безусловные лидеры – шахматы, карате; полезны также любые командные игровые виды спортивных состязаний, общая физическая подготовка и легкая атлетика.

Упражнения для развития способностей младших школьников

В первых классах детки еще не учат математику, у них только начинается введение в курс арифметики. Однако решать несложные математические ребусы, задачи на поиск закономерностей и другие задания на логику с ними уже можно.

Такие упражнения – и для ребенка отличная тренировка навыка размышлять и рассуждать, и для родителей приятная подготовка к совместному выполнению домашних заданий.

Читайте также:  Развитие ребенка по неделям беременности вес

Эффективными методами и способами развития интеллектуальных способностей в младшем школьном возрасте будут те же упражнения, которые рекомендованы ребятам помладше (смотрите материал «Задания и упражнения для подготовки к школе»).

Период с семи до десяти лет – самый интенсивный в плане развития интеллекта. В это время сама природа помогает: у ребенка обостряется чувство соперничества и формируется произвольное внимание и осознанный интерес к аналитической деятельности. К математическим и логическим задачам можно смело добавлять:

  • задачи на пространственное мышление (фигуры и их развёртки, отражения и другое);
  • шахматы – отлично развивают интеллект и мотивируют возможностью превзойти соперника в гибкости и изобретательности ума; шахматные задачи для начинающих – способны обучить игре в шахматы на достойном уровне даже новичка и значительно повышают интерес к этой игре;
  • различные головоломки на словесно-логическое, наглядно-образное и абстрактно-логическое мышление, креативность, смекалку и сообразительность, в том числе, задачи на правду и ложь, алгоритмы, головоломки со спичками и многое другое.

скриншот из программы развития интеллекта LogicLike

Комплексная программа обучения выстраивается таким образом, чтобы уровень сложности в каждой категории заданий постепенно увеличивался. С чего начать подскажет обучающая система LogicLike.

Занятия и упражнения для средней школы и подросткового возраста

С 10-12 лет в занятиях по развитию интеллекта можно делать упор на соперничество или на развлекательно-игровую форму времяпровождения с пользой для ума и для настроения.

Умственное развитие ребенка дома

Пожалуй, лучшие варианты ответа любому родителю на вопрос о том, как развить интеллект у школьника:

  • олимпиады и конкурсы (настоящие и «игровые», в школе и дома между друзьями);
  • развлекательные состязания по решению логических задач;
  • семейные, дружеские и официальные шахматные турниры;
  • совместное решение судоку, разгадывание кроссвордов;
  • отгадывание ребусов, логических загадок, задач и головоломок на логику и смекалку и многое другое.

По итогу прохождения курса развития логического мышления и интеллекта и 10-12-летний ребенок будет не только способен решить столь сложные задачи, которые могут оказаться не под силу и многим взрослым, но и по многим аспектам интеллектуального развития будет на две головы выше своих менее целеустремленных сверстников.

Можно ли развить интеллект у взрослого после 40 лет?

Да, ответ на этот вопрос однозначный и положительный. Повысить свой уровень можно и в 20, и в 35, и в 55 лет. Меняется только время, требуемое для получения результатов, и объем необходимых усилий.

Умственное развитие ребенка дома

Что делать, чтобы улучшить работу собственного мозга взрослому?

  • Устранить барьеры, которые могут мешать вам двигаться вперед:
    — отключите страх потерпеть неудачу в новых для вас видах активностей;
    — осознайте, что только лишь знание узкой тематики пусть даже на самом высоком уровне не делает человека умнее по всем фронтам, и зачастую наоборот сильно мешает разностороннему гармоничному развитию интеллекта и личности;
    — даже если вы уже состоявшийся супер-профи в своем деле, у вас не должна страдать мотивация, особенно если у вас уже есть дети: занимайтесь вместе с ними и для них, и для себя.
  • Вы понимаете важность регулярных занятий спортом? Человеческий мозг – это та же мышца. Если ей не заниматься годами, она станет дряблой, но привести ее в форму можно за цикл занятий на повышение интеллектуального уровня через развитие творческих способностей и логического мышления. Решайте с детьми логические задачи, разгадывайте загадки и математические головоломки, играйте в шахматы.
  • Читайте больше книг. Но даже если вы владеете навыками скорочтения, не забывайте, что иногда нужно просто читать в удовольствие: глубоко вникать в сюжеты, наслаждаться произведениями, «проживая приключения главного героя». Хорошая книга (вспомните, какие произведения вдохновляли вас в детстве и в юности) может сработать как полноценный «витаминный комплекс для ума». Это плодородная почва, но чтобы мозг постоянно пребывал в тонусе, его надо регулярно тренировать.

Как повышать уровень интеллекта у взрослого и ребенка одновременно?

Занимайтесь спортом, чтением и комплексным развитием логического мышления и интеллектуальных способностей вместе, всей семьей.

Окей, со спортивными активностями и чтением все понятно. Хорошо бы еще найти такое место, где собраны самые интересные и разноплановые задачи, загадки, головоломки и другие задания для полноценного развития интеллекта…

Мы создали и постоянно совершенствуем платформу для развития маленьких и взрослых умников. Вы уже занимаетесь на ЛогикЛайк? Если нет, самое время попробовать!

категории задания для развития мышления на ЛогикЛайк

У большинства родителей не хватает времени, чтобы попробовать все, что может быть полезно их ребёнку. Но все мы знаем, что это лишь вопрос приоритетов.

Быть может, пришло то самое время, чтобы взять на себя ответственность не только за регулярные семейные оффлайн-активности, но и за совместные занятия в онлайн-режиме?

Почему 250 000 детей и родителей выбрали для себя ЛогикЛайк?

  • Мы создали полноценный курс для формирования логического фундамента мышления;
  • заниматься можно на планшете, смартфоне, компьютере или ноутбуке;
  • начать можно с 20-30 минут в сутки, важно выполнять разминку для ума «без простоев» – регулярно, каждый день;
  • назначайте удобное для всех время, и приучайте ребенка к дисциплине: сделайте ваши совместные тренировки интеллектуальных способностей семейным ритуалом, например, после ужина;
  • во время летних каникул некоторым детям стоит увеличивать нагрузку, чтобы мозг был в тонусе.

Развивайте логику и интеллект играючи, легко и с удовольствием. Сформируйте полезную привычку заниматься по 20 минут каждый вечер.

Источник