Укажите задачи развития речи ребенка на третьем году его жизни

Укажите задачи развития речи ребенка на третьем году его жизни thumbnail

Сайхат Атаева
Развитие речи детей третьего года жизни

На третьем году жизни ребёнка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием своей самостоятельности. Дети пытаются действовать как взрослые, но они по-прежнему нуждаются в оценке своей деятельности старшими. Малыши внимательно слушают объяснения взрослых и сами начинают часто обращаться к ним с вопросами. («Что это?», «Как?», Зачем?», «Где?») Дети получают новые впечатления, что является необходимым условием их психического развития.

Для детей этого возраста характерна потребность в общении. Развитие разнообразных форм общения ребёнка со сверстниками – важнейшая задача педагогики раннего возраста.

Частое обращение к взрослым и сверстникам способствует развитию речи детей. Они начинают активно рассказывать окружающим о том, куда ходили, что видели, используя различные части речи, простые и распространённые предложения.

Речь детей под руководством взрослых быстро совершенствуется. С её развитием точнее и осмысленнее становится восприятие ребёнком предметов и явлений. Дети пытаются найти сходство между предметами, сравнивают их, устанавливают между ними простейшие связи.

Малыши начинают делать первые самостоятельные выводы. Но т. к. опыт детей ещё ограничен, а знания недостаточны, то, делая обобщения, малыши нередко ориентируются на случайные признаки.

Однако способность к различению и обобщению в этот возрастной период постоянно совершенствуется. Дети независимо от цвета, формы, величины узнают знакомые предметы в разнообразной жизненной обстановке, что часто вызывает затруднения у ребят второго года жизни. Рассматривая игрушки, картины, иллюстрации, они безошибочно называют знакомые объекты. У детей третьего года жизни формируется способность объединять предметы, ориентируясь на функциональный признак, указанный воспитателем. («Чашка – это посуда. Из чашки пьют»; «это растёт на грядке. Это морковочка».) Малыши способны слушать и воспринимать несложные рассказы без показа и выполнять простые словесные поручения. Двухлетние дети овладевают умением понимать несложный рассказ взрослого о событиях, не имевших места в их личном опыте. Они легко запоминают и повторяют за взрослыми не только отдельные слова, но и целые слова, рифмовки.

Качественно меняются отношения между пониманием и активной речью. Если раньше о понимании ребёнком речи взрослого приходилось судить по его двигательным ответам (выполнению просьбы,поручения: покажи, принеси, сделай то-то, то теперь, когда активная речь неразрывно связана со всей деятельностью малыша (и выполняет функцию воспроизведения, об уровне понимания и мышления начинают судить по его высказываниям.

Хорошо развитое подражание и достаточный уровень понимания речи обеспечивают бурный рост словарного запаса. Е. Аркин в книге «Дошкольный возраст» (М., 1948) приводил данные о росте словаря ребёнка: в 2 года – 300 сл., в 3 года 6 месяцев – 1000 -1200 сл. В составе его словаря имеются почти все части речи (существительные, глаголы, наречия, прилагательные, числительные, местоимения; служебные слова (союзы, предлоги, частицы); междометия).

На третьем году жизни дети начинают интенсивно использовать глаголы и местоимения. Учёные объясняют это возрастанием активности ребёнка, расширением его контактов с окружающими.

Встречающиеся в речи детей прилагательные характеризуют в основном размер предмета (большой – маленький, его цвет. Вместе с тем малыши начинаю замечать и отражать в своей речи принадлежность предмета к тому или иному лицу (мамин, Серёжин, дядин); могут характеризировать состояние, которое испытывают (голодный, мокрый); передавать сои эстетические переживания (чистенький, красивый).

Говоря о наличии в речи детей наречий и прилагательных, следует заметить, что этими частями речи они только начинают овладевать. Малыши осваивают простейшие, недифференцированные пространственные, временные и другие отношения,выраженные словами: там, тут, потом, такая, вот какая и пр. При освоении более точных, дифференцированных отношений и качеств дети испытывают трудности и нуждаются в помощи воспитателя.

Исследователи указывают на наличие трёх уровней усвоения слов – названий предметов, действий, качеств,отношений:

1 уровень: ребёнок понимает слово, но не использует его в речи;

2 уровень: ребёнок узнаёт и называет предмет (действие, качество и пр.) лишь в привычных сочетаниях, условиях («ножницы нужны, чтобы стричь коготки»);

3 уровень: ребёнок понимает и правильно использует слово-называние в любых доступных его пониманию связях и отношения.

Проводя словарную работу, выбирая те или иные приёмы и методы, необходимо учитывать, что от того, насколько хорошо ребёнок знаком с объектом (действием, качеством и т. п., зависит понимание и использование им в речи соответствующего слова, обозначающего данный предмет (действие, качество и т. д.)

Наряду с фактом очень быстрого пополнения словаря (с 2 до 3 лет он увеличивается в 3-4 раза) речь детей данного возраста характеризуется ещё одной особенностью. В этот период начинается важнейший этап освоения родного языка – овладение его грамматической структурой.

Усвоение грамматики происходит также очень интенсивно. Ребёнок третьего года жизни употребляет в речи различные формы глаголов, все падежные формы существительных (с предлогами и без них, различает единственное и множественное число существительных, настоящее и прошедшее время глаголов. В целом же в грамматическом отношении речь детей ещё очень несовершенна. Нередко они путают падежные окончания, допускают ошибки в употреблении множественного числа существительных и в согласовании слов. При повторении фразы порой нарушается порядок слов, отрицание нет выносится в конец предложения (на вопрос: «Кто взял мяч?» — ребёнок отвечает: «Виталя нет»).

На третьем году жизни совершенствуется восприятие детьми речи окружающих. Дети начинают различать слова, сходные по звучанию и отличающиеся порой одним звуком (ложка, кошка, мошка, ориентируясь при этом не только на конкретную ситуацию, но и на звуковое оформление слова.Многие дети к знакомому слову подбирают сходно звучащее слово: дрёма – кулёма, дурёха – люлёха и т. д. Малыши очень любят распевать свои «произведения». Осваивая новое слово, ребёнок уже стремится к точному его воспроизведению. Дети всёчаще пользуются словами более сложными по стоговой структуре : состоящими из трёх и более слогов, хотя при этом ещё не всегда могут сохранить структуру слова, правильно произнести в нём все звуки в соответствующей последовательности (например, велосипед произносят как апипед,спасибо как сипибо и т. д.).

В целом речь большинства детей этого возраста всё ещё характеризуется общей смягчённостью, недоступностью, недостаточно отчётливым произнесением слов, неправильным произнесением многих звуков, заменой сложных для произношения звуков более простыми. Так в начале третьего года жизни многие дети заменяют твёрдые свистящие звуки мягкими, шипящие (ш,ж) – свистящими (с,з) или переднеязычными (т (ть, д (дь) и т. д. Это объясняется недостаточным развитием речевого аппарата: неполноценной работой всего артикуляционного аппарата, малой подвижностью языка, губ, мышц нижней челюсти.

Темпы овладения речью у детей неодинаковы. Одни, начиная говорить рано, чётко произносят слова, активно используют их в речи. Другие, хорошо понимая речь окружающих, сами говорят мало. Такая задержка речевого развития (при отсутствии каких-либо отклонений в общем психическом развитии) не опасна. Однако, если к концу третьего года жизни ребёнок не заговорил, его необходимо показать логопеду.

Источник

        Развитие детей 3 года жизни

Читайте также:  Физическое развитие ребенка по фгос в доу

  речи

Характеристика речи детей. 

Словарь. Период от двух до трех лет характеризуется быстрым увеличением словарного запаса у детей. Это объясняется тем, что деятельность детей становится сложнее и разнообразнее. Он знакомится с различными свойствами предметов, устанавливает простейшие связи между ними, обобщает по сходным признакам. Однако способность понимать обобщенное значение слов развита еще недостаточно.

Словарный запас к концу 3-го года по сравнению с предыдущим возрастом увеличивается в 3-4 раза. Ребенок знает названия многих предметов: игрушек, одежды и прочее, т. е. в основном тех объектов, которые находятся в ближайшем их окружении. На 3-ем году жизни ребенок начинает шире пользоваться глаголами. Но все же в словарном запасе малыша преобладают существительные (60%), затем глаголы (25%) и меньше всего (10%) прилагательные.   Ребенок начинает широко пользоваться местоимениями, предлогами. Таким образом, в речи ребенка третьего года жизни есть почти все части речи, за исключением числительных, причастий и деепричастий.

    Грамматический строй речи.   На третьем году жизни ребенок начинает высказывать элементарные суждения о предметах, простых явлениях. При этом он пользуется как однословными предложениями («Мосьно?» — можно) так и предложениями из нескольких слов («мама будет умываться»). Однако речь детей еще очень несовершенна. Зачастую они допускают ошибки в роде существительных («Куда папа посола?» — куда папа пошел?), числе и падеже («Вот лубасек» — Вот рубашка);   не всегда употребляют союзы и предлоги («миса сидит кусит» — Миша сидит и кушает; «Кису каду паток» — Кошку кладу в платок).

    На третьем году жизни ребенок способен воспринимать простые по содержанию и небольшие по объему сказки, может отвечать на некоторые вопросы по прочитанному. Однако содержание произведения должно быть близко жизненному опыту малыша.   При пересказе сказок ребенок способен лишь договаривать за взрослым отдельные слова либо группы слов. Небольшие тексты, почитанные многократно, запоминают наизусть.  

    Звукопроизношение.   О произносительной стороне речи ребенка можно судить только тогда, когда у него накопится значительный запас слов, так как звуки и их различные сочетания усваиваются детьми лишь через слово, которое является для них наименьшей речевой единицей. Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаковы. Обычно к двум годам ребенок усваивает губные звуки (п, пь, б, бь, м, мь), губно-зубные (ф, фь, в, вь),   переднеязычные (т, ть, д, дь, н, нь, сь, ль), заднеязычные (к, кь, г, гь, х, хь). Свистящие звуки (с, з, зь, ц),   шипящие (ш, ж, щ, ч) и сонорные (р, рь, л) он обычно или пропускает, или заменяет (с-сь, фь;   з-с, в;   ц-ть; ш-сь и др.) 

    На третьем году жизни у детей появляется более точное произношение слов и уже не только те, кто постоянно общаются с ребенком, но и все окружающие начинают понимать его речь. Но все же дети нередко пропускают в слове отдельные слоги («клой» — открой, «сото» — высоко), а при стечении согласных один звук («камейка» — скамейка, «тул» — стул); вставляют лишние звуки в слово («таньканчик» — стаканчик) и т. п.

  В произнесении многосложных слов дети продолжают испытывать затруднения: переставляют слоги, укорачивают слова, заменяют или опускают отдельные звуки.

    Дети этого возраста имеют укороченный слабый выдох, многие говорят недостаточно громко, не умеют говорить шепотом, когда этого требует обстановка (дети спят). У ребенка еще недостаточно устойчивое внимание к речи взрослых, он может часто отвлекаться. 

    Главным средством развития речи ребенка 2—3 лет является общение его со взрослыми и речь взрослых. Развивая речь, нужно заботиться не столько о том, чтобы ребенок произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слышимые и произносимые слова были наполнены живыми образами, конкретным, действенным содержанием. А для этого надо не только говорить с ребенком о том или другом, но и знакомить его с реальным миром вещей, явлений, событий. Надо, чтобы он то, о чем с ним говорят, видел своими глазами, слышал своими ушами и по возможности при этом действовал своими руками. Надо расширять его личный опыт, наглядно обогащать его знания, обогащать его восприятие внешнего мира через органы чувств (зрение, слух, осязание и др.) и через различные действия с предметами и вещами.

      Расширению кругозора и развитию речи ребенка в этом возрасте в большой степени способствует разнообразие явлений окружающей жизни, которые он наблюдает. Жизнь дома, улицы, природы так разнообразна, что может дать очень много для обогащения содержания речи маленького ребенка. Гуляя с ребенком, обратите его внимание и поговорите с ним о том, что солнышко ярко светит, что снег тает, остановитесь с ним и посмотрите, как красят дом.

С ребенком 2—3 лет можно и нужно говорить и о том, что сейчас не находится в поле его зрения, что он видел сегодня утром на прогулке или даже некоторое время тому назад. Это упражняет не только его речь, но и память, учит вслушиваться в чужую речь и понимать ее без наглядного сопровождения. Хорошо поговорить с ребенком, например, о том, что он видел 1—2 месяца тому назад, что было на празднике в яслях, на елке; можно зимой вспомнить о том, как летом жили на даче, и т. п.

      С ребенком необходимо постоянно говорить, многократно проговаривая все обычные ситуации (одевание и раздевание, умывание, купание, еда, прогулка, подготовка ко сну, раскладывание игрушек по местам, приготовление еды, уборка со стола, мытье посуды, подметание пола и др.). Такую же работу следует проводить во время игр с игрушками и картинками, при чтении книжек, просмотра мультфильмов. При этом взрослый часто обращается к ребенку, задает вопросы. Но не следует требовать от малыша немедленного ответа. Взрослый задает вопрос, делает паузу, затем отвечает на вопрос сам. После того, как ребенок много раз услышал название предмета, брал его, ощупывал и рассматривал, действовал с ним, можно попросить малыша принести (показать, найти, подать) знакомый предмет или совершить с ним какое-либо действие.

      Рассматривание отдельных картинок и рассказывание по ним или по книжке-картинке очень полезно детям. Объясняя изображение или рассказывая по поводу нарисованного, взрослые должны давать ребенку образцы правильной речи. Конечно, надо подбирать для рассматривания картинки с понятным ребенку сюжетом.

      С большим удовольствием дети слушают рассказы из их жизни, о других детях, об известных им животных. Рассказ должен быть кратким, простым и понятным. Не нужно перегружать его лишними описаниями и рассуждениями. Чтобы приучить ребенка внимательно слушать, надо создать благоприятную обстановку: в комнате должно быть тихо и никто ничем не должен его отвлекать. Детям этого возраста нужно рассказывать сказки. Доступны и интересны им такие народные русские сказки, как «Волк и семеро козлят», «Курочка ряба», «Колобок», «Три медведя» и т. п.

Читайте также:  Авторы книг отклонение в развитии ребенка

Детям нужно читать стихи. Их радует ритм стиха, стихи обогащают детские переживания, развивают мышление, пробуждают любовь к художественному слову и родному языку.

    Малышам нужно читать короткие стихи, несложные ритмически, с понятными ребенку образами. Это в первую очередь русские народные стихи, песни, прибаутки, например про кота, гусей, уточку и т.п. Желательно, чтобы стихотворение закрепляло непосредственные впечатления ребенка. Например, он видит за окном дождь, хорошо именно в это время рассказать ему стишок про дождь. Конечно, это не значит, что про дождь нельзя рассказать ребенку в другое время или в другой форме.

Источник

Показатели речевого развития детей третьего года жизни

Между двумя и тремя годами становится особенно заметным значительный скачок в общем развитии ребенка, вызванный овладением речью. Некоторые дети двух лет вообще разговаривают мало, но на третьем году обычно все дети начинают охотно и много говорить. Они уже лучше понимают речь окружающих людей.

     Словарный запас

    После двух лет в активной речи детей появляется все больше слов. На ранних этапах овладения языком (а рассматриваемый период относится к ранним этапам) ведущая роль в обогащении словарного запаса принадлежит лексическому уровню – после четырех лет будет преобладать словообразовательный уровень. Количество слов в три года в активной речи достигает одной тысячи. Такой существенный рост словаря обусловлен обогащением жизненного опыта ребенка, усложнением его деятельности, развитием общения с окружающими людьми. В речи преобладают имена существительные (60%), но все больше появляется глаголов (25-27%), прилагательных (10-12%), уже есть местоимения и предлоги. При помощи прилагательных ребенок обозначает не только размеры предметов (большой-маленький), но все чаще называет их цвет, форму, свойства и качества (красный, круглый, чистый, сладкий и т.д.).

    По мере развития речи лексика ребенка не только обогащается, но и систематизируется. У трехлетних детей объединение слов в группы происходит преимущественно на основе тематического принципа (лиса-норма, гриб-лес). В три года ребенок должен начать усваивать слова-понятия (одежда, посуда, мебель и т.д.) в пассивной речи.

    Хотя дети уже довольно свободно ориентируются в мире бытовых вещей, окружающих их, они могут смешивать названия сходных предметов (кружка – чашка), а также использовать одно слово для называния нескольких сходных предметов: словом «шапка» называют фуражку, кепку, шляпу; словом «чашка» — миску, стакан, кружку, тарелку и т.д. Точно так же дети пользуются общим глаголом для обозначения разных, но похожих действий: идет – человек, змея, птица. Почти не называют дети детали сложных предметов: у машины – кузов, кабина, колесо; у стула – ножки, спинка и т.д. Не выделяют части тела животных: у зверей – туловище, лапы, у птиц – перья, крылья, клюв, у рыб – чешуя, плавники.

    На третьем году жизни дети начинают овладевать словообразовательными моделями. Раньше всего появляются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, чаще для образования имен: Машенька, Петенька. Появлению данных моделей способствует запоминание народных песенок, где много ласкательных суффиксов.

     Грамматический строй

   Третий год жизни характеризуется дальнейшим развитием грамматического строя речи. По периодизации А.Н. Гвоздева, это второй этап второго периода (от 2 лет 1 месяца до 2 лет 6 месяцев) – этап использования системы окончаний – и третий этап 2 периода (от 2 лет 6 месяцев до 3 лет) – этап усвоения служебных слов.

    Вначале происходит усвоение наиболее частотных окончаний, и дети пользуются только одним вариантом, самым распространенным, для образования той или иной формы. Поэтому в речи детей встречаются ошибки, связанные с неусвоенностью редких в употреблении форм. Так, при изменении существительных в родительном падеже множественного числа используется только окончание – ов (много «Платков, ложков, ножов»). «Не замечают» дети и других частных правил: чередования согласных, «Беглых» гласных («пекет» — печет, «пени» — пни, «молотоком» — молотком).

    В течение первого полугодия в речи детей регулярно появляются формы косвенных падежей существительных: винительного, родительного, творительного, предложного, дательного.

    Глаголы настоящего времени употребляются в единственном и множественном числе, кроме 2 лица множественного числа (дети еще не говорят взрослым «вы»). Появляются формы прошедшего времени глаголов, поначалу без согласования в роде с существительным. Формирование согласования в роде усваивается относительно поздно, к трем годам.

    При употреблении прилагательных детьми также наблюдается смешение окончаний мужского, женского и среднего рода.

    Личные местоимения употребляются включая и косвенные падежи: я, ты, меня, мне, тебе, он, она, они, его, ее, их.

    К трем годам вводятся в речь наиболее употребительные предлоги: на, в, под, за и другие.

   К концу третьего года ребенок в основном усваивает многие грамматические формы. Но в полной мере морфологическая система языка еще не усвоена. Большое значение в развитии грамматического строя языка имеет не только слушание грамматически правильной и фонетически точной речи, но и собственная практика ребенка по использованию всех имеющихся в языке грамматических форм.

     Связанная речь

    Связанная речь ребенка на третьем году жизни только начинает формироваться. В начале года малыш строит короткие простые предложения, но затем начинает пользоваться сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. К концу третьего года ребенок овладевает ситуативной связанной речью, то есть может рассказать о том, что он видел, что узнал, что он хочет. После двух лет малыш уже способен воспринимать простые сказки, рассказы, отвечать на вопросы по их содержанию. Связанного пересказа большинство детей еще не дает. В этом возрасте дети любят слушать одни и те же сказки, стихи, и после многократного прослушивания запоминают наизусть тексты и как бы читают их по книге. Передать же своими словами текст сказки дети еще не могут. Трехлетние дети в состоянии отгадывать несложные загадки, в тексте которых много информации и есть намеки и подсказки, звукоподражания.

    Произносительная сторона речи

    В течение третьего года жизни ребенка его звукопроизношение улучшается. Некоторые дети к концу года начинают произносить все звуки чисто, у большинства могут отсутствовать шипящие Ш, Ж, Щ, Ч, которые заменяются свистящими и звуком Тˊ, а также звуки Л, Р, Рˊ. Группа этих сонорных заменяется или звуком Лˊ, или Й, или опускается совсем.

    Нормой для детей двух с половиной лет будет дифференцированное произнесение твердых и мягких звуков, Т, Д, Н, К, Г, Х, В, Ф, С, З, то есть слова «тапки» и «Тяжелый», к примеру, будут произносится по-разному, с твердым в первом слове и мягким во втором слове звукам соответственно.

    Если же ребенок к трем годам не имеет в речи твердых звуков Т, Д, Н, С, З, можно говорить о некоторой задержке в развитии его звукопроизношения.

Читайте также:  Развитие у ребенка скоростной реакции

   Надо сказать, что количество правильно произносимых ребенком звуков стоит в тесной связи с запасом активно используемых слов. Дети с большим запасом слов больше упражняются в произнесении звуков, у них совершенствуется артикуляционный аппарат, развивается фонематический слух, и в результате таких тренировок звуки приходят в норму.

Особенностью звукопроизношения в данный период является большое количество смешений. Звуки, появляющиеся вместо заменителей, не сразу и не во всех словах занимают свое место. Усвоение отдельных звуков длится месяц, других – более двух месяцев, и в течение этого времени звук то появляется в слове, то опять уступает место старому заменителю. При этом внимание к слову, старательное выговаривание может даже помешать, тогда как спонтанное произнесение бывает чистым. Примерные сроки полной автоматизации отдельных звуков следующие:

Звуки

Сроки автоматизации

Т

      20 дней

Л’

      1 месяц

Н

      1 месяц и 8   дней

В

      2 месяца и 24   дня

Л

      2 месяца и 1   день

С

      1месяц и 22   дня

З

      1 месяц и 24   дня

Р

      2 месяца и 11   дней

Ш

      1 месяц и 18   дней

Ж

      2 месяца и 7   дней

Щ

      15 дней

Ч

      2 месяца и 4   дня

Ц

      2 месяца и 4   дня

    Еще одна особенность, характерная для детей данного возраста, — появляющийся интерес к звуковой форме слова, «рифмотворчество», как говорил К.И. Чуковский. Это и бесконечное повторение одного и того же слова, и непрерывное манипулирование словом путем его изменения, и составление чисто бессмысленных рифм и ритмов. Такое действие со словами является мощным средством усвоения звуковой материальной формы слов, развития фонематического восприятия, укрепления артикуляционного аппарата. Можно сказать, что ребенок сам себя тренирует в произнесении звуков помимо того, что он пользуется осмысленной речью.

    Голосовой аппарат детей третьего года жизни еще недостаточно окреп. Малыши не умеют говорить шепотом, им трудно произвольно менять силу голоса. Речевое дыхание характеризуется укороченным слабым выдохом (1,5-2 секунды).

     Фонематический слух

     Без полноценного фонематического слуха, то есть способности различать все фонемы языка, ребенок не овладеет чистым звукопроизношением. Ребенок к концу второго года жизни слышит в чужой речи все фонемы родного языка, начинает замечать чужие ошибки при произношении слов, но в собственной речи он ошибок еще не замечает. К концу третьего года важным достижением в развитии фонематического восприятия должно стать осознание собственного ошибочного звукопроинесения. Только тогда ребенок будет в состоянии овладеть нормальным произношением звуков.

     Всего ребенок проходит пять этапов по овладению полноценным фонематическим восприятием.

     На первом этапе полностью отсутствует дифференциация звуков; полностью отсутствует как понимание речи, так и активная речь самого ребенка. Это дофонематическая стадия развития речи.

     На втором этапе возникает различие наиболее далеких фонем, но отсутствет диффреницация близких. На этой стадии ребенок слышит звуки иначе, чем мы. Произношение ребенка неправильное, искаженное. Ребенок не различает правильного и неправильного произношения других людей, не замечает он и своего произношения. Он одинаково реагирует как на правильно произносимые слова, так и на слова, которые он сам произносит.

    На третьем этапе происходят решающие сдвиги. Ребенок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонематическими признаками. Он узнает неправильно произносимые слова и способен проводить различие между правильным и неправильным произношением.

   На четвертом этапе получают преобладание новые образы звуков. Активная речь достигает почти полной правильности.

    На пятом этапе завершается процесс фонематического развития. Ребенок слышит и говорит правильно. На этом этапе ребенок перестает узнавать неправильно произносимые слова. У него формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков. Первые три этапа ребенок походит в раннем детстве до трех лет, в дошкольном возрасте он проходит два последних этапа.

    Роль речи в общем развитии ребенка третьего года жизни

    Освоение речи качественно изменяет ориентировку ребенка в окружающем мире и обеспечивает быстрое и легкое приспособление к среде. Используя слова, ребенок учится анализировать окружающий ео мир. С другой стороны, слово, благодаря своему обобщающему характеру, помогает малышам группировать предметы по сходству их главных признаков.

    С помощью слов, обозначающих признаки предметов, ребенок учится узнавать различные цвета, звуки, запахи; разные слова помогают осознавать величину, удаленность, количественные, временные, причинные и другие связи, существующие между предметами внешнего мира.

    Знания об окружающих предметах, явлениях, событиях малыш получает уже не только наглядно, но и при помощи словесных объяснений.

    Огромную роль освоение речи играет и в развитии первых моральных оценок. Их обозначение посредством речи необходимо для того, чтобы уже у маленького ребенка сформировалось различное отношение к хорошему и к плохому. Самые первые оценочные слова: «хорошо», «плохо» — дети слышат очень рано и понимают их, так как они сопровождаются интонацией, мимикой и жестами. Затем дети начинают пользоваться сами этими словами для выражения оценки своих поступков и поступков других людей.

    Особое значение имеет речь для освоения ребенком правил поведения, ведь все требования взрослых выражены словами. С третьего года жизни слово становится регулятором поведения ребенка. Его дейтвия начинают подчиняться словесно выраженному признаку, запрету. Освоение правил и требований, выраженных словами, имеет огромное значение для развития воли ребенка, выдержки и настойчивости.

    Пользуясь речью, малыш может вступать в контакт с другими детьми, играть с ними, что тоже способствует его развитию. Не менее значимыми являются речевые контакты со взрослыми, совместные игры, в которых взрослый выступает как равный партнер по игре.

    Таким образом, речь способствует развитию личности ребенка в целом, расширяет его знания, кругозор, помогает общаться с окружающими, осознать правила поведения.

ИТОГИ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

    1. Самым важным отличием речи трехлетнего ребенка от двухлетнего является почти полное отсутствие аграмматизмов в речи трехлетнего.

     2. Связь слов в предложении налажена с помощью окончаний и предлогов, употребляются союзы, используются все новые части речи.

     3. Словарный запас характеризуется не только словами чисто бытовой тематики, встречаются слова оценочного значения, слова-обобщения. Ребенок уже оперирует некоторыми родовыми понятиями.

     4. Звукопроизношение еще не полностью соответствует норме. Отсутствуют шипящие и сонорные. Твердые и мягкие звуки дифференцируются большинством детей.

     5. Слова со сложной слоговой структурой и со стечениями согласных могут произноситься искаженностью.

     6. Если у ребенка сформировано положительное отношение к книгам, он любит слушать по многу раз знакомые сказки и стихи. Хорошо запоминает текст и дословно воспроизводит его. Свободного пересказа своими словами еще не дает.

     7. Понимает несложные сюжетные картинки.

Мы рады помочь Вами и Вашим детям!

Источник