Учимся говорить ребенку 4 года

Учимся говорить ребенку 4 года thumbnail

В раннем возрасте малыши с интересом познают окружающий их мир, при этом речь ребенка в 3 года является важной составляющей. Для родителей очень важно следить за развитием крохи, усвоением новой информации. В этом возрасте малыш должен говорить понятно, пусть он пока и не может произносить сложных предложений. Уже к четырем годам речь должна быть насыщена местоимениями, прилагательными, которые позволяют описывать свойства окружающих предметов. Развитие речи для детей в данном возрасте крайне важно, поэтому важно устранять любые дефекты.

Речь ребенка 3-4 лет

Развитие речи детей 3-4 лет характеризуется следующими особенностями: ребенок говорит понятно, пусть и невнятно, повторяет слова, которые слышит, умеет составлять простые предложения, может составить небольшой пересказ.

Диагностика

Говоря о развитии речи у детей 3 4 лет, нужно сказать, что оно является фундаментальным. От него будет зависеть социальная адаптация крохи, а также в дальнейшем школьном обучении. Существуют определенные нормы, по которым определяется, имеется ли задержка речи у ребенка или нет. Если отмечается отставание, тогда стоит использовать специальную программу по развитию речи. Также существует немало пособий, которыми могут руководствоваться заботливые родители. Не стоит допускать того, чтобы кроха отставал от своих сверстников, важно вовремя догонять упущенное.

Нормы развития речи детей

Специалисты выделяют нормативные показатели, узнав которые вы сможете определить, соответствует ли речь ребенка его возрастным особенностям.

Нормы

Перед тем, как разбираться с вопросом о том, как научить ребенка разговаривать в 3 года, стоит познакомиться ближе с нормами развития речи детей. Такие показатели являются строго индивидуальными, не существует строгих ограничений. Но примерно родители должны ориентироваться на следующие положения:

Словарный запас ребенка 3 лет должен составлять 800-1000 слов. К 4 годам в норме он увеличивается до 2000 слов.

В активном словаре ребенка появляются почти все части речи: существительные, прилагательные, глаголы, местоимения, числительные, наречия, предлоги, частицы, союзы.

  1. У ребенка получается проговаривать собственные фамилию, имя и отчество.
  2. Он может точно повторять то, что услышал.
  3. С удовольствием пересказывает сказку, мультик, который смотрел.
  4. Обладает способностью разговаривать тихо или громко, если есть такая необходимость.
  5. Может назвать имена родственников или друзей.
  6. Для ребенка в три года считается нормальным называть действия.
  7. Рассказывает, какими признаками обладают окружающие предметы, например, мама красивая, яблоко грязное и так далее.
  8. Также у детей получается группировать предметы, то есть к одежде они относятся и пальто, и шорты, и трусы. При этом он не отнесет к одежде сковороду или карандаши.
  9. В пособиях говорится о том, что кроха может описать ситуацию, которую увидел.
  10. У крохи получается воспринимать говорить простыми предложениями, но при этом отмечаются попытки переходить к более сложным.

Особенности речи

Особенности развития речи в 3 года

Несовершенство развития артикуляционного аппарата в возрасте 3-4 лет предполагает характерные для этого возраста особенности речи, которые являются нормой и не должны вызывать беспокойство у родителей.

Речь детей 2 3 4 лет обладает рядом особенностей, которые признаются нормой для большинства детей. Родители должны знать, что можно охарактеризовать, как отставание, а что признается нормальным течением развития речи.

Многие малыши стараются говорить красиво, правильно, как-то подражать взрослым. Но у многих это не получается, чаще слова звучат коряво, даже смешно. Кроха трех лет говорит невнятно.

  • Неправильно произносит длинные и малознакомые слова.
  • Сокращает длинные слова (вместо “пароход” – “паход”, вместо “машина” – “шина”).
  • Переставляет слоги в словах ( вместо “музыкальные” – “замукальные”).
  • Пропускает звуки (вместо “красный”- “касин”).
  • Произносит согласные в мягкой форме (вместо “кошка” – “коська”).
  • Свистящие звуки С, З, Ц произносит недостаточно четко, пропуская или заменяя другими звуками (вместо “замок” – “мамок”, вместо “собака” – “тобака”).
  • Шипящие звуки Ш, Ж, Щ, Ч  произносит не четко, пропускает (вместо “шапка” – “сяпка”, вместо “жук” – “юк”).
  • Звуки Р, Л пропускает или заменяет на “й”, “ль” (вместо “ракета” – “йакета” или “лякета”).
  • Неправильно строит предложения, переставляя слова (Я кашу хочу нет. Много игрушкав.).

Кроха трех лет говорит невнятно, но его речь быстро совершенствуется, улучшается.

Нужно, чтобы крошки развивались правильно, такие недочеты не требуют коррекции. Такие проблемы, как переставление слогов, смена звуков не являются отклонением. Проблема состоит в том, что физиологическое развитие речевого аппарата не совершенно, он еще только формируется. Поэтому крохи не справляются с такими сложными звукам, как “р”, “л”, “с”, “ш”.

Развитие звуковой культуры речи у детей 3 4 лет подразумевает, что кроха прислушивается ко всем звукам, словам, которые окружают его. Если не удается воспроизводить слова так, как требуется, то кроха легко образует более удобные словоформы. У ребенка в этом возрасте отмечаются попытки повторять потешки и стишки, а также сочинять их.

Отклонения

Ознакомившись с нормами развития речи в этом возрасте можно определить, развивается ли малыш нормально. Родителей должны насторожить следующие характерные признаки задержки речи.

  1. У ребенка полностью отсутствует речь в 3 года или он говорит крайне мало.
  2. Родители не могут понять, что говорит ребенок.
  3. Он говорит очень быстро или наоборот замедленно.
  4. Не может построить даже простое предложение.
  5. У малыша часто приоткрыт рот, обильное слюнотечение.

Все эти признаки могут указывать на тяжелые речевые отклонения, и в этом случае родителям необходимо обратится к специалистам.

Отклонения в речевом развитии детей

Консультация педиатра, детского невролога и логопеда поможет выяснить причину речевых отклонений и вовремя начать лечение и коррекцию.

Что способствует развитию речи

Чтобы выяснить это, родителям стоит изучить разнообразные пособия, методики. Можно сделать это самостоятельно, а можно пообщаться со специалистами. В том случае, когда самостоятельные занятия не дают никаких результатов, стоит обратиться к логопедам. Можно подобрать специальные упражнения для ребёнка, это можно делать даже в два года. В любом случае, нужно общаться с крохой, разговаривать с ним, а также расширять сферу общения. Постарайтесь знакомить малыша с новыми людьми, подталкивайте его к контакту с ними, объясните, что ему нечего бояться.

В разговорах с ребенком на третьем году жизни, нужно употреблять новые слова, чтобы увеличивать его словарный запас. Любые успехи должны отмечаться с вашей стороны, нужно хвалить кроху и поощрять его. Что касается словарного запаса, то он постепенно должен увеличиваться, нужно учить с малышом отдельные слова. Также увеличению словарного запаса способствует чтение сказок. Помните о том, что при чтении нужно уделять внимание интонации и выразительности. Так малыш будет запоминать, как нужно говорить правильно.

К четырем годам можно учить потешки, это позволит научиться проговаривать шипящие, свистящие звуки. Не стесняйтесь и не ленитесь исправлять малыша, если он произносит слова неправильно. Если вы будете внимательны к детской речи, то кроха будет задумываться о том, что нужно стремиться говорить правильно. Можно подобрать разнообразные дидактические игры по развитию речи для детей 3 4 лет. Если решите играть, совершенствуя при этом речь, нужно стараться говорить с малышом по-разному, – громко, тихо, быстро, медленно.

Учим ребенка говорить

Многих родителей беспокоит вопрос, с какого возраста нужно учить крошек говорить. Нужно ли учить двух трёхлетних? Не нужно специально учить кроху речь, заставлять зазубривать слова.

  • Обучайте малыша в процессе игры, уже к годику можно использовать различные методы мотивации речи. Можно, например, просто рассказывать крохе обо всем, что видите на прогулке. Всегда нужно спрашивать о том, как прошел день, что интересного было в детском саду, что нового он увидел.
  • Говорите правильно и четко произнося слова. Активно артикулируйте во время общения с малышом.
  • Хвалите кроху за любые попытки произнести новые звуки или слова.
  • Мягко поправляйте малыша, если он произносит слова и звуки неправильно, но не ругайте.
  • Учите ребенка формулировать описания предметов и явлений : что это? или кто это? какого цвета? что это у куклы? как можно назвать куклу?
  • Стимулируйте общение малыша с другими детьми. Чаще посещайте детские площадки, мероприятия, дни рождения.
  • Читайте детские потешки, стихи, загадки, они прекрасно воспринимаются малышами, при этом их проговаривание способствует речевому развитию.
  • Позволяйте крохе играть с мелкими деталями, это может быть и крупа, и песок, и пластилин.
  • Познакомьтесь с презентациями и пособиями, которые расскажут о развитии мелкой моторики. Ведь она напрямую сказывается на формировании речи.

Упражнения

Важно планирование, нужно понимать, кто, когда будет заниматься с крохой. Включите в режим для малыша регулярные занятия артикуляционной гимнастикой. Заниматься лучше в утреннее время. Достаточно уделять занятиям 10-15 минут в день.

Артикуляционная гимнастика для губ

Артикуляционная гимнастика для губ: показать зубки и широко улыбнуться, удерживать 5 секунд, вытянуть губки трубочкой и удерживать 7 секунд. Повторять до 10 раз.

Если не уверены в собственных силах, не хватает презентаций и потешек, то можете привлечь специалистов со стороны. Возникновение отставания развития речи детей не возникает неожиданно, это длительный результат, это может подтвердить даже фгос. Малышам могут помощь развивающие игры, постановка звуков. Когда не получается самостоятельно, можно отыскать хорошего логопеда.

По материалам статьи мы подготовили презентацию “Учусь говорить. Особенности развития речи детей 3-4 года”.

Презентация “Учусь говорить. Особенности развития речи детей 3-4 года” скачать

Источник

Как научить ребёнка 4, 5 лет говорить правильно

Как научить детей говорить правильно

Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок научился говорить четко, внятно и красиво. Для этого нужно потрудиться. Не забывайте хвалить ребенка, отмечать его успехи и обращать внимание, когда у него получается чистое произношение. Также следите за тем, чтобы ваша собственная речь была правильной и выразительной.

Игры для развития речи

Игра «Поймай звук»

В эту игру вы можете играть по пути из дома в детский сад и обратно. Например, вы говорите: «Поймай звук «м» в слове «машина», поймай звук «с» в слове «слон», звук «р» в слове «дерево», звук «м» в слове «сом» и т. д. Ребенок должен определить, где он слышит звук: в начале, середине или в конце слова. К 4—5 годам легче всего дети различают звуки в начале и конце слов, сложнее им даются звуки в середине слов.

Игры на развитие правильной артикуляции, фонетического слуха и речевого дыхания (по А. С. Галанову).

«Смешные рожицы». Наверняка это упражнение понравится ребенку. Ведь можно покривляться в свое удовольствие. Сядьте друг напротив друга. Описывайте, что нужно делать и показывайте, как. Например, вы говорите: «Высунь язык, попробуй дотянуться до кончика носа, выдвинь нижнюю челюсть вперед, подвигай ею в стороны, надуй щеки». Ребенок должен все повторять за вами.

«Кораблик». Вам понадобится тазик с водой и бумажный кораблик. Усадите «капитана» на стульчике рядом с тазиком и попросите подуть на кораблик, чтобы он поплыл. Дуть надо с произнесением звуков «ф» и «п». Следите за тем, чтобы малыш не надувал щеки, чтобы звук «п» произносился на выдохе 2—3 раза, а «ф» — непрерывно. Попробуйте подуть сильнее, слабее, прерывисто. Что происходит с корабликом?

«Радист». Скажите ребенку: «Представь, что ты радист и тебе нужно принять и передать важное сообщение. Я буду хлопать в ладоши, а ты в ответ — стучать ребром ладони по столу, я буду говорить «хлоп», а ты будешь говорить «тук»». И покажите на примере, если ребенок сразу не понял, что от него требуется. Начинайте с одного хлопка, затем делайте два, три, четыре. Это будет выглядеть так: хлоп — тук; хлоп- хлоп — тук-тук; хлоп-хлоп-хлоп — тук-тук-тук. Хлопайте тише и громче, чаще и реже. Ребенок должен вас отзеркаливать, обратите его внимание на то, чтобы он стучал с такой же частотой и интенсивностью. Эта игра отлично формирует чувство ритма у ребенка.

«Лиса-Патрикеевна». Для этой игры вам понадобится узкая полоска ткани, круглое печенье небольшого размера. Положите на пол ткань — это будет мост. Ребенок будет лисой, которая идет по мосту. Но она не просто идет: плутовка обхитрила Колобка, положила его на язык и съест только тогда, когда убежит на другую сторону реки. Малыш должен идти с высунутым языком, на котором лежит печенье. Пройдет — съест! Сильная мотивация, ничего не скажешь.

«Жираф и мышонок». Предложите малышу изобразить жирафа: нужно встать на колени, сложить ладони, поднять руки и потянуться вверх, делая вдох. Теперь пусть покажет мышонка. На выдохе нужно произнести звук «ш-ш-ш-ш», присесть, опустить голову и обхватить колени руками. Пока малыш изображает жирафа, вы произносите: «У жирафа рост большой…», когда показывает мышонка, говорите: «А мышонок маленький». Это упражнение нужно повторить 5—6 раз.

«Часики». Скажите: «Представь, что твой язычок — это стрелка часов, которая бегает или медленно ходит по кругу». Чтобы выполнить это упражнение, нужно открыть рот и водить языком по внутренней поверхности губ быстро и медленно.

ОТ ЧЕГО ЗВУКОВ? ЗАВИСИТ ЧИСТОТА ПРОИЗНОШЕНИЯ

❀ Язык — главный инструмент для звукопроизношения. От того, насколько развиты его мышцы, зависит внятность речи ребенка.

❀ От состояния зубов, носоглотки, развитости челюсти. Также нужно знать, что если прикус у ребенка формируется неправильно, у него могут возникнуть дефекты речи.

❀ От развитости речевого дыхания, которое создает непрерывность речи. Чем оно мощнее, тем лучше и красивее звучит голос ребенка.

❀ От фонематического слуха. Некоторые дети не могут различить слова, близкие по звучанию. Например: мал — мул, мял — мел. Они не слышат разницы между фонемами (речевыми звуками), заменяют один звук другим.

Рекомендуем посмотреть:

Развивающие игры для детей от 5 до 6 лет

Развивающие игры для детей от 5 до 6 лет. Моторные игры

Развитие мышления и воображения ребенка

Опыты и эксперименты для детей 5, 6, 7 лет

Примеры развивающих игр для детей

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Источник

Правильное и своевременное развитие речевых навыков — важный процесс в формировании личности малыша. Особо важными являются первые два года жизни: в этот срок становится понятно, происходит ли развитие соответственно установленным нормам. Чтобы ребенок начал разговаривать, маме и папе придется приложить немало усилий.

Как развивается речь до года

Специалисты выделяют несколько основных стадий развития детской речи. Но формирование каждого малыша происходит по индивидуальному сценарию, допускаются некоторые отклонения от установленной нормы. Тревожность у родителей должна появиться в том случае, если к моменту поступления в детский садик ребенок все еще не начал произносить целые слова. Это может свидетельствовать о задержке психического или психомоторного развития.

Чтобы научить ребенка говорить, заниматься придется практически с самого рождения

В 1-2 месяца дети произносят различные звуки и отзываются на обращение родителей. Даже обычный крик — своеобразное сочетание гласных. Период гуления стартует примерно в 2-3 месяца. Кроха может произносить согласные звуки и сочетать их с гласными. Это также должно происходить во время контакта с другими людьми. Голосовая реакция — признак замены рефлекторных звуков на коммуникативные.

После полугода нормой считается способность произносить простые слоги, которые к 12 месяцам постепенно превращаются в связки, заменяющие единичные обозначения предметов. Уже к году малыш может начать произносить простые фразы и понимать несложные предложения, обращенные к нему.

Как развивается речь от 1 до 2 лет

Маленькие детки растут очень быстро, с каждым днем они все лучше понимают, что говорят мама и папа. Правильно развивающийся малыш с интересом прислушивается ко взрослой речи и пытается повторять за родителями. Но вместо предложений получаются простые словосочетания. Словарный запас варьируется от 120 до 300 слов.

Развитие речи от 2 до 3 лет

Словарный запас расширяется до тысячи обозначений и 200-250 фраз. Дети уже могут осознанно употреблять местоимения и падежные склонения, рассказывают короткие и простые стишки, поют песни. Основная задача родителей — побуждать кроху говорить связными предложениями.

Трехлетние дети еще не могут произносить четко большинство звуков. Некоторые из них являются слишком сложными для речевого аппарата ребенка, который полностью еще не сформирован. Ситуация должна исправиться к 4-5 годам. Если этого не происходит, необходим специалист.

Как научить ребенка говорить в домашних условиях

Основная задача мамы — как можно чаще разговаривать с ребенком. Некоторые педиатры уверены, что делать это нужно еще во время беременности. Считается, что уже на 6-7 месяцах внутриутробного развития ребенок неплохо слышит и способен различать знакомые голоса. После его рождения общение должно стать еще более активным.

Груднички не понимают смысла фраз, в этот период важную роль играет эмоционально-речевое общение.

Можно использовать технику перемены интонаций: голос делать нужно громче и тише, вкладывать в сказанные слова разные эмоции. Кричать при этом нельзя, чтобы резкие звуки не испугали ребенка.

После первого года жизни малыша нужно воздерживаться от использования языка жестов. Любые действия и указания проговариваются четко. Лучший вариант — использовать короткие понятные предложения. В идеале следует всегда поворачиваться лицом к ребенку, чтобы он видел артикуляцию.

Используйте правильную речь

При разговоре с маленькими детьми многие взрослые начинают «сюсюкаться», коверкая слова и пытаясь изобразить «детский язык». Малыши стараются копировать поведение взрослых и неосознанно считают подобные речевые искажения нормой. Такое поведение приводит к задержке обучения.

Научить ребенка говорить в домашних условиях помогают разные игры

Дети, с которыми слишком часто сюсюкаются, обычно разговаривают хуже сверстников. Они чаще нуждаются в профессиональной помощи для постановки произношения различных звуков. Педиатры уверены, что уже после полугода с ребенком нужно разговаривать как со взрослым, четко, понятно и правильно произнося любые названия и обозначения предметов.

Важно называть вещи своими именами. Вместо «гав-гав» и «бибика» лучше говорить «собака» и «машина». Придется следить, чтобы все родственники придерживались этих правил — это поможет ребенку быстрее привыкнуть к нужным словам в их правильном произношении.

Упражнения и игры для развития речи

В памяти маленьких детей откладываются любые уроки от мамы и папы. Заниматься с азбукой можно уже после года. Ребенку понравится рассматривать яркие картинки, а задача взрослого — сопроводить их словами. Нужно указывать на определенную букву, называть ее и проговаривать соответствующий звук, побуждая малыша сделать то же самое.

Стихи и сказки помогают в изучении новых слов. Если ребенок уже хоть немного разговаривает, хорошо работает несложное упражнение: нужно выбрать простое четверостишие и часто его повторять, чтобы малыш запоминал слова и пытался их повторить. Подобное активно практикуется в детских садиках.

Мелодичные звуки воспринимаются несколько легче, поэтому детские песни способствуют развитию речи. Лучше подбирать те композиции, в которых появляются новые для ребенка слова. Важно, чтобы они были на родном языке и текст хорошо воспринимался бы на слух.

Не игнорируйте ребенка

У детей постоянно появляются различные вопросы. Зачастую родители отмахиваются, когда малыш интересуется новыми предметами, и не поясняют, что это такое и зачем оно нужно. Так делать нельзя: подобные пояснения позволяют расширять словарный запас. Для объяснения используются простые и доступные слова, уже знакомые крохе.

Правильно произносить слова помогает чтение книг

При отсутствии времени на помощь приходят различные обучающие программы в планшетах, детские телепередачи или развивающие мультфильмы. Но нельзя полагаться только на них и заменять таким образом живое общение. Дети, с которыми мало общаются родители, обычно отстают в развитии от своих сверстников.

Упражнения на мелкую моторику

У детей дошкольного возраста наблюдается связь между умственным развитием, речью и мелкой моторикой. У младенцев пальчики рефлекторно сжимаются в кулачки. Чем активнее проявляется хватательный рефлекс, тем лучше происходит интеллектуальное и эмоциональное развитие.

Учеными доказано, что развитие моторики положительно влияет на развитие речевых зон мозга. Уже с 12 месяцев можно выполнять упражнения, развивающие пальчики и ручки:

  • Рисование пальцами. Подбираются специальные краски, не вредящие нежной коже малыша. Дополнительно происходит обучение новым словам — родители могут произносить название цветов или обозначать разукрашенные предметы;
  • Определение предметов. Нужно попросить ребенка закрыть глаза и вложить в его руки уже знакомый предмет. Задача малыша — тщательно его ощупать, сказать, на что это похоже и какие ощущения вызывает. Цель — назвать выбранный предмет;
  • Развитию моторики способствует лепка из глины, соленого теста или пластилина, складывание оригами. Каждый раз можно воспроизводить новые вещи и рассказывать про них, пополняя словарный запас.

Периодически нужно делать легкий массаж ладошек и пальчиков, осторожно их разминая. Такое раздражение нервных окончаний не только стимулирует моторику, но и способствует налаживанию эмоционально-положительного контакта между ребенком и родителем.

Задавайте больше вопросов

Ребенку гораздо проще «объясняться» жестами и слогами, издали напоминающими настоящие слова. Родители достаточно привыкают к детскому языку и перестают обращать на него внимание. Это большая ошибка: нужно учить малыша не просто тыкать пальцем в желанный предмет, а внятно говорить о своих желаниях.

Быстро научить ребенка говорить поможет только личный контакт с родителями

Если ребенок захочет игрушку, он может ограничиться указанием на неё рукой и коротким «Дай». Нужно переспросить его и удлинить фразу. Новые слова тяжелы для восприятия, и повторять их придется много раз. Если запоминание идет плохо, желательно постоянно держать нужный предмет в поле зрения малыша. Если он справится с новой фразой, необходима похвала.

Когда нужна помощь логопеда

К детскому саду у ребенка должны быть определенные речевые навыки. Рассчитывать на то, что его научат говорить в детском учреждении не стоит: у воспитателя банально не хватит времени на занятия с одним подопечным. Недостаточное владение языком может привести к конфликтам в коллективе.

Чтобы избежать проблем, нужно внимательно следить за успехами крохи. При определенных проблемах придется обратиться за помощью к специалисту. Логопед или невролог понадобятся в таких случаях:

  • Ребенку не хватает воздуха на произнесение какой-то фразы и он добирает его прямо посреди произношения слова.
  • В восемь месяцев малыш не может ответить на вопрос «где мама?» или не понимает, что обращаются именно к нему.
  • Проявляется назализация голоса, возникает постоянная гнусавость.
  • В два малыш говорит только отдельными слогами.
  • Наблюдается повышенное слюноотделение во время попыток разговаривать.
  • После трех лет ребенок все еще стремится к упрощению.
  • Кк четырем у крохи отсутствует чувство слога и простые слова искажаются до неузнаваемости.

Если вовремя не обратиться за помощью, проблемы не исчезнут сами по себе. Может оказаться так, что к школе ребенок все еще не начнет нормально говорить. Это провоцирует задержку развития и серьезные проблемы во время образовательного процесса.

Родителям придется запастись терпением: процесс обучения требует достаточно много времени. Нужно постоянно изучать что-то новое, знакомый материал требует бесконечного повторения. Хорошего результата можно добиться только при позитивном эмоциональном контакте с чадом.

Читайте далее: слизь в моче у ребенка

Источник