Учим ребенка цифрам конспект 4 года

Учим ребенка цифрам конспект 4 года thumbnail

План — конспект занятия по математике для детей 4-5 лет.

Тема: «Знакомство с цифрой 1»

Цель: Познакомить детей с цифрой 1.

Задачи:

Образовательные:

           Закрепить знания о цифре 1

Учить соотносить цифру с количеством.

Развивающие:

Развивать мыслительные операции, речь.

Развивать память, воображение.

Воспитательные:

          Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу.

      Воспитывать активность и самостоятельность на занятии.

Воспитывать интерес к математике.

Материал к занятию:

Демонстрационный: интерактивная доска, карточки с цифрой 1, предметные картинки, стихи и загадки про цифру 1, портрет Буратино.

Раздаточный:  кубики Никитина, цифра 1 (шаблон), фасоль.

Ход занятия

Организационный момент

— Ребята, посмотрите, пожалуйста, все на меня:

Наши ушки на макушке

Глазки широко открыты

Слушаем, запоминаем

Ни минутки не теряем.

— Молодцы, начинаем наше занятие.

— Ой! На моем столе лежит письмо! Догадайтесь, от кого оно может быть.

Деревянный озорник,
Из сказки в нашу жизнь проник.
Любимец взрослых и детей,
Смельчак и выдумщик затей,
Проказник, весельчак и плут.
Скажите, как его зовут?
(Буратино)

— Правильно, Буратино! Он хочет, чтоб вы отгадали его загадки. Попробуем?

Загадки Буратино

Ты весь мир обогреваешь,
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все …(солнце)

 Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам…
(Луна)

— Молодцы! Солнце в небе… (одно), луна в небе… (одна)

Нос один и рот один, 
Я один у мамы сын, 
Солнце и в небе и луна, 
И земля на всех одна.

-Вы догадались, какая цифра пришла сегодня к нам в гости? Правильно, один.

                       ***

-На что еще похожа цифра 1? (ответы детей)

Эта цифра – единица. 
Видишь, как она гордится? 
А ты знаешь почему?
Начинает счет всему!

                     ***

А похожа единица. 
На крючок, 
На гвоздь, на спицу. 
И еще немного, может, 
На свечу она похожа.

— Сейчас я расскажу вам сказку «Почему одному плохо?»

«Почему одному плохо»

Однажды цифра 1 увидела в лесу зайчонка и сказала ему:

— Из всех лесных зверей только у тебя длинные ушки, значит, ты один

такой длинноухий.

— Я не один, — возразил зайчонок, — у меня много братьев.

Пошла цифра 1 дальше, увидела белочку и похвалила ее:

— Во всем лесу только у тебя одной пушистый хвостик, значит, ты одна

такая красивая.

— Я не одна, — не согласилась белочка. — У меня много друзей бельчат.

Тут на поляну вышел медвежонок и запел: «Всех сильнее медведь

в лесу».

— Ты один такой сильный зверь в лесу, — восхитилась цифра 1.

— Да, я один сынок у мамы, и я сильнее всех, — важно ответил медвежонок. Завтра у меня день рождения, и мне исполняется один год.

— Поздравляю! — воскликнула цифра 1, — надеюсь, ты будешь праздновать день рождения один и все угощение съешь сам?

— Одному плохо, — заревел медвежонок. — С кем я буду в прятки играть и песни петь? Это плохой праздник, если ты один.

Мама медведица услышала плач сыночка и тут же прибежала. Она дала медвежонку корзину с малиной и ласково сказала:

— Ты не будешь один, если пригласишь на свой праздник других зверей.

Медвежонок взял малину и пошёл по лесу, весело распевая песню:

Всех добрей медведь в лесу,

Всем малину я несу,

Всех зову на угощенье,

Жду гостей на день рожденья.

— Почему никто не хочет быть один? — грустно спросила сама себя цифра

один.

-Ребята, а вы как думаете, почему никто не хочет быть один? (ответы детей)

— Правильно, одному грустно, неинтересно!

— Вы немного устали, давайте отдохнём!

Физминутка:

(изображения на интерактивной доске)

— Отдохнули, а теперь за дело!

– Возьмите сейчас шаблон цифры 1 и баночку с фасолью.

Выложите из фасоли цифру 1 (приложение 1)

Выложите цифру 1 из кубиков (приложение  2)

  — Вспомните стих про цифру 1.

Итог занятия:

— С какой цифрой познакомились?

— Какое задание понравилось больше всего?

— Что показалось трудным?

Молодцы! Вы хорошо проработали, можно отдохнуть!

Источник

Офелия Гейбуллаева
Конспект по ФЭМП «Число и цифра 4» для детей 4–5 лет

КОНСПЕКТ

НОД в соответствии с ФГОС по ФЭМП

для детей 4-5 лет

Тема: «Число и цифра 4»

Воспитатель: Гейбуллаева

Москва 2018

Образовательная область: «Познание»

Вид деятельности: непосредственно-образовательная деятельность

Тип: интегрированное

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Возраст детей: 4-5 лет

Образовательные задачи:

• Формировать представление об образовании числа 4, путем прибавления единицы;

• Познакомить с цифрой 4, как формой наглядного изображения числа 4

• Учить соотносить цифру с количеством;

• Закреплять счетные умения, знания цифр от 1 до 3;

• Закреплять знания о временах года и деятельностью детей в это время;

•Закреплять знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, упражнять в выделении их характерных свойств;

• Закреплять знания о частях суток.

• Обогащать и активизировать словарный запас, добиваться правильных ответов

Развивающие задачи:

• Развивать творческие способности, речь;

• Развивать геометрическое воображение, зрительно-пространственное восприятие и зрительно-моторные координации, речевой слух, тонкую моторику;

• Развивать внимание, память, логическое мышление;

Воспитательные задачи:

• Воспитывать активность, инициативность, навык сотрудничества.

• Воспитывать умение работать в коллективе, сопереживать успехам и неудачам товарищей, основы культуры поведения.

Предварительная работа: отгадывание загадок, разучивание физкультминуток, просмотр презентаций о частях суток, о временах года, знакомство с геометрическими фигурами.

Методические приёмы:

• Игровой (использование сюрпризных моментов);

• Наглядный (использование иллюстраций, мультимедийного оборудования);

• Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей);

• Поощрение, анализ занятия.

Оборудование

Демонстрационный материал:

• магнитная доска;

• магнитные цифры (1-4);

• карточки с изображением предметов до 4;

• кукла «Принцесса Четыре»;

• картинки с изображением времен года;

• картинки с изображением 4 частей суток;

• плоскостные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник);

• Лист бумаги формата А3

Раздаточный материал:

• Клей-карандаш, клеенка, салфетка;

• Геометрические фигуры, вырезанные из цветной бумаги (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники.

• Материал к дидактической игре «Геометрическое лото»: геометрические фигуры разных цветов, разных размеров и разных форм.

Образовательная ситуация.

Воспитатель: Ребята, сегодня на нашем занятии мы продолжим учиться считать, познакомимся с новой цифрой. Давайте вспомним, чему мы уже научились. Посчитайте, по скольку предметов изображено на карточках? Покажите соответствующую цифру. Дети выполняют задание.

(Раздается стук в дверь. Сюрпризный момент. Появляется кукла в наряде с цифрой 4)

Принцесса 4:

-Здравствуйте, ребята! Проходила я мимо вашего садика и решила заглянуть. Я-Принцесса 4. Слышала я, что знаете вы цифры и числа 1,2,3. Умеете считать. А вот мою цифру еще не знаете. Я хочу с вами познакомиться.Посмотрите на мой наряд: по скольку здесь предметов? (по 4 снежинки, цветочка, грибочка, желтых листочка).

Читайте также:  Как рисует ребенок человека в 4 года

— А вы знаете как образуется число 4? (Ответы детей).

-Надо к 3+1. У меня 3 мячика. Прикатился еще 1. Сколько стало мячиков? (4).

-Вокруг нас есть очень много, что обозначает число 4. Есть 4 времени года. Я вам загадаю загадки, а вы угадайте и назовите их.

Кто угадай-ка

Седая хозяйка

Тряхнет перинки

Над миром пушинки? (Зима).

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает? (Весна)

Солнце печет,

Липа цветет,

Рожь поспевает,

Когда это бывает? (Лето)

Все деревья пожелтели

(Кроме пышных сосен,

Птицы к югу полетели…

Наступила? (Осень)

-Посмотрите на картинки (на доске картинки времен года). Назовите, что вы любите делать в разное время. (Ответы детей).

-А еще есть 4 части суток. Назовите. А что дети и взрослые делают в это время? (Дети смотрят на картинки и отвечают).

— Все ребята молодцы! А теперь немного отдохнем и зарядку проведем!

Физкультминутка

На зарядку, на зарядку,

Приучаем всех к порядку.

Руки, ноги, голова.

Руки-раз, два, три, четыре.

Ноги –раз, два, три, четыре,

Голова — раз, два, три, четыре.

На зарядку, на зарядку,

Достаем руками пятку,

Раз, два, три, четыре,

Раз, два, раз, два,

Вот и кончилась игра.

Принцесса: Ребята, у меня есть еще геометрические фигуры, у которых 4 стороны и 4 угла. Это – четырехугольники. Вы знакомы с ними? Покажите. —Чем отличается квадрат от прямоугольника?

-А какие вы еще знаете геометрические фигуры? (Ответы детей). Давайте с ними поиграем.

Игра «Геометрическое лото»

Принцесса рассказывает:

-Жили-были фигуры,вдруг поссорились: «Не хотим вместе жить, мы такие разные! Соберемся группами»Как разделить фигуры:

а) по цвету; б) по размеру; в) по форме.

Продуктивная деятельность

Воспитатель: Ребята, давайте порадуем нашу гостью. Сделаем красивую картину и подарим ей.

Из готовых геометрических фигур дети совместно с воспитателем составляют коллективную картину- аппликацию с элементами рисования. После окончания дети дарят картину Принцессе.

Принцесса прощается, уходит.

Итог занятия

-Дети, что мы с вами узнали на занятии?

-Что вам больше всего запомнилось? Понравилось?

Источник

Ирина Шафиева
Конспект открытого занятия по математике для детей 3–4 лет «Число и цифра 3»

Цели и задачи: познакомить с числом и цифрой «3»; учить считать до 3; сформировать умение соотносить цифру 3 с количеством; соотносить последнее число ко всем перечисленным предметам; закреплять знание геометрических фигур; развивать логическое мышление, мелкую моторику рук.

Ход занятия.

-Здравствуйте, ребята. Скажите, а вы любите сказки? Какие сказки вы знаете? А хотите послушать новую сказку? Ну, тогда, слушайте.

В одном городе было 3 площадки. Посмотрите какие. (Воспитатель с детьми подходит к столу,на котором лежат 3 большие фигуры: квадрат, треугольник, круг.)

-На что похожи площадки? Какого они цвета?

На этих площадках захотели поиграть игрушки: зайцы, медведи и лисичка. Но они никак не могли выбрать себе площадку. Поможем им? Где будут играть зайцы, а медведи, а лиса? Хорошо.

-Скажите, а сколько лисичек? (Одна).Какой цифрой мы обозначаем один предмет? Верно, цифрой «1». (На соседнем столе цифры) Найдите цифру«1», положите ее на площадку с лисичкой.

-А сколько же у нас медведей? (Два). Какой цифрой мы обозначаем два предмета? Да, цифрой «2». Найдите цифру «2» и положите ее на площадку с медведями.

-А сколько зайцев? Давайте считать. Сколько? Верно, три. Какой цифрой мы обозначаем три предмета? Правильно, цифрой «3». Несите цифру «3». Вот она какая! Давайте ее рассмотрим.

Цифра «3» вся в завитках.

Скользит по льду как на коньках,

Она на месте не стоит,

О трех предметах говорит!

-А теперь я проверю как вы запомнили цифру «3»

Игра «Найди цифру «3» (воспитатель предлагает детям выбрать из предложенных цифр цифру «3»).

-Ой, ребята, посмотрите. Наши игрушки совсем загрустили. Им захотелось домой, а домиков у них нет. Хотите построить домики для животных?

Воспитатель раздает детям конверты с фигурами. В конвертах треугольник и квадрат. Воспитатель читает стихи, дети выкладывают фигуры в определенном порядке.

Вот квадратик, треугольник,

Получился целый домик!

Мы игрушки там поселим,

Вот же будет им веселье!

-Молодцы! Как хорошо у вас получилось.

-Скажите, какая цифра на первой площадке? (Цифра «1»). значит сколько домиков мы здесь поставим? (1) Для кого домик? (Для лисы)

-Какая цифра на второй площадке? (Цифра «2») Сколько домиков мы здесь поставим (2) Кого поселим? (Медведей) Почему? (Потому что их двое)

-Какая цифра на третьей площадке? (Цифра «3») А здесь мы сколько домиков поставим? (3) А для кого? (Для зайцев) Почему? (Потому что их трое) Хорошо.

Ребята, а какой у нас скоро праздник? Конечно, Новый год. В этот праздник Дед Мороз приносит детям из леса елочки. А вот у наших игрушек елочек нет. Хотите построить елочки для игрушек?

Воспитатель раздает детям конверты с фигурами. Затем читает стих, а дети выкладывают елочки.

Я взял три треугольника

И палочку иголочку.

Их положил легонько я

И получил вдруг елочку!

-Вот как хорошо у вас получилось!

-А вы знаете песенку про елочку? Давайте споем!

-Молодцы, ребята!

-Ну, а наши игрушки весело встретят Новый год в новых домиках с праздничными елочками. Вот и сказке конец.

-Скажите, с какой цифрой вы сегодня познакомились Цифрой «3»)

-Вы сегодня большие молодцы, так хорошо справились с заданиями, что цифра «3» решила подарить вам подарок-свою фотографию.

Источник

Маргарита Солошенко
Конспект занятия по математике для детей 4–5 лет «Закрепление знаний о порядковых числительных»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №92»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по познавательному развитию в группе общеразвивающей направленности

для детей 4-5 лет

Тема: «Закрепление знаний о порядковых числительных, установление соответствия между количеством предметов и цифрой. Усвоение пройденного материала о геометрических фигурах. Ориентирование — слева, посередине, справа»

Подготовила и провела: Солошенко М. И.,

воспитатель

Курск, 2017

Тема: Закрепление знаний о порядковых числительных. Установление соответствия между количеством предметов и цифрой. Закрепление знаний о круге, квадрате, треугольнике, прямоугольнике. Слева, посередине, справа.

Задачи:

Образовательные: Продолжать закреплять знания о порядковом счете (в пределах 5, различать количественный и порядковый счет,правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «какой по счету?»;

Развивающие: Соотносить цифру с числовой карточкой и количеством предметов;

Закреплять знания о геометрических фигурах круг, квадрат, треугольник, прямоугольник;

Обозначать словами положение предмета на листе бумаги (слева, справа, в середине);

Воспитательные: Способствовать дисциплинированности, организованности, умению слушать и слышать.

Оборудование: кукла, геометрические фигуры, карточки с цифрами (от 1 до 5, тетрадь, цветные карандаши (красный и синий, лист бумаги.

Ход занятия.

Организационный момент

Дети, посмотрите, к нам сегодня на занятие пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

-Здравствуйте.

-Ребята, взгляните, кто к нам еще пришел в гости (в руках воспитателя кукла, это кукла, давайте дадим ей имя.

Читайте также:  Ребенку 4 года у него нет логики

— Маша.

-Маше интересно посмотреть, как мы будем заниматься, что уже умеем и что сегодня узнаем нового. Давайте Машу посадим на шкаф, чтобы она могла на нас смотреть.

Дети, сейчас я вам предлагаю выполнить пальчиковую гимнастику «Как у нас семья большая»:

Как у нас семья большая,да веселая:

Два у лавки стоят, два учиться хотят,

Два Степана у сметаны объедаются.

Две Дашки у кашки питаются;

Две Ульки в люльке качаются.

Основная часть

1. Ребята, хотите, сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Число и цифра»?

(Присели за стол, на свои места, в тетрадках изображены два прямоугольника, в которых нарисовано по 5 мячей, разного размера.)

-Посмотрите, что изображено в ваших тетрадях?

-Дети, давайте посчитаем, сколько мячей в верхнем прямоугольнике?

-Пять.

-А сколько мячей в нижнем прямоугольнике?

-Пять.

-Что мы можем сказать об их размере, о количестве?

-Больших и маленьких мячей поровну, по пять.

-Молодцы ребята, правильно! А теперь закрасьте маленькие мячи красным карандашом, а большие синим.

Наши картинки оживились, вот как красиво получилось, и Маше очень нравится.

2. Дети, вы любите отгадывать загадки?

-Да.

Тогда я буду загадывать, а вам нужно угадав, найти соответствующую цифру и показать её.

Игра «Загадки и отгадки».

(Необходимо подготовить цифры от 1 до 5.)

— Дети, мы не отвечаем хором, а поднимаем вверх ту цифру, которая соответствует отгадке.

Карандаш один у Миши,

Карандаш один у Гриши.

Сколько же карандашей

У обоих малышей?

-Два.

Чтобы кошка ножки не

Промочила, сколько бы

Сапожек она купила?

— Сколько же сапожек надо купить кошке?

— Четыре.

У стены стоят кадушки,

В каждой по одной лягушке.

Если б было пять кадушек,

Сколько было б них лягушек?

-Пять.

-Какую цифру вы подняли?

-Сколько лягушек в кадушках?

— Молодцы, сделали все правильно. Наша гостья, кукла Маша, устала сидеть, давайте пригласим ее на физкультминутку? Выходим из-за стола и встаем в круг,физкультминутка называется: «Быстро встаньте, улыбнитесь».

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Руками коленей коснулись.

Сели – встали, сели – встали

И на месте побежали.

3. А теперь присаживайтесь на свои места и посмотрите, какие фигуры лежат перед вами.

(Работа с раздаточным материалом (геометрические фигуры). Разложить геометрические фигуры круг, квадрат, треугольник, прямоугольник)

— Маша (другое имя, назови геометрические фигуры в последовательности слева направо.

— Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

— Указательный пальчик правой руки положите на первую геометрическую фигуру,давайте хором посчитаем геометрические фигуры:

— Одна, две, три, четыре.

— Сколько всего фигур?

— 4

— Дети, какая геометрическая фигура у вас третья, покажите и назовите ее.

— Треугольник.

— Какая фигура вторая?

— Квадрат.

— Какой по счету у вас круг?

— Первый.

— Дима (другое имя, какой по счету прямоугольник?

— Четвертый.

-Ребята, у всех четвертый?

Отложили геометрические фигуры в сторону.

4.

— Сегодня, дети, мы с вами будем учиться раскладывать предметы слева и справа от геометрической фигуры на листе бумаги.

-Возьмите в руки круг, положите его в середину листочка, покажите указательным пальчиком правой руки круг. Дети, у всех посередине листочка лежит круг? Возьмите треугольник и положите его слева от круга, возьмите квадрат и положите его справа от круга. Дети, посчитайте, сколько геометрических фигур у вас на листочке. Скажи, Даша, Ваня, Артем.

— 3.

— Посередине, какая геометрическая фигура?

— Круг

-А справа от нее?

— Квадрат

— Как называется фигура, которая расположена слева?

— Треугольник.

Подведение итогов

— Ребята, что вам понравилось больше всего сегодня делать на нашем занятии? Что вам было трудно выполнять? Что вы хотите пожелать нашей гостье, Маше? Сегодня мы показали нашим гостям, какая мы семья, какие мы дружные, умные, смелые и находчивые. Спасибо вам за это занятие, на этом оно окончено.

Источник

Активное развитие ребенка должно происходить с ранних лет жизни, поэтому в 3 года стоит начать учить цифры, используя для этой цели различные игры, пособия, дидактические материалы. В зависимости от способностей конкретного малыша можно осваивать счет до 10 или даже до 100, главное – чтобы крохе все было понятно и он получал удовольствие от занятий.

Лучший возраст

Есть известная фраза «после трех уже поздно». Действительно, учеными доказано, что малыши в 2,5-3 годика отличаются уникальной способностью к запоминанию, которая с возрастом ослабевает. Поэтому трехлетки вполне способны совершить первое путешествие в мир математики и разучить цифры, это поможет их развитию и станет отличным методом подготовки к школе. Кроме того, работа с дидактическими материалами, например палочками Кюизенера, способствует улучшению мелкой моторики, что, в свою очередь, благотворно влияет на речь.

Вот почему первые уроки по арифметике можно проводить уже в 3 года. Однако если малыш еще не готов к этому, стоит дать ему время, отложить начало уроков до 4-5 лет.

Правила организации занятия

Чтобы знакомство с цифрами не обернулось для малыша «катаргой», следует использовать следующие принципы работы.

  • Обучение в процессе игры. Постоянными гостями на занятиях должны стать игрушки, куклы, выдуманные сказочные персонажи.
  • Похвала – лучшая мотивация, а ругать малыша не стоит. Родителям важно помнить, что ребенок не понимает, почему взрослые им недовольны, ведь он действительно старался. Такое отношение может навсегда убить в нем стремление к обучению. Поэтому про строгость следует забыть.
  • Занятия должны вестись непрерывно, поэтому можно поместить на стену в комнате малыша крупные яркие карточки с цифрами, числовые ряды. Главное – на картинках должна присутствовать не только сама цифра, но и обозначаемое ею количество. Например, двойка и два апельсина.
  • Совмещать разные виды деятельность. Так, лепка из теста или пластилина фигурок-цифр не только помогает их усвоению, но и способствует развитию мелкой моторики.
  • Не следует перегружать малыша новыми знаниями, для одного дня знакомства с одной новой цифрой вполне достаточно. Когда он научился четко себе представлять, что 1 – это один предмет, а 7 – семь, можно приступать к обучению счету.

Соблюдение этих несложных правил поможет родителям не только передать крохе полезные знания, но и получить удовольствие от самого занятия и от общения.

Этапы обучающего процесса

Научить ребенка цифрам непросто, к этому делу следует подойти внимательно и серьезно – так выстроить работу, чтобы соблюдать логику «от простого к сложному».

Можно выделить несколько этапов работы.

  1. Знакомство. Родитель заранее готовит материал: карточку, на которой изображена, например, единица или двойка, подбирает необходимое количество одинаковых предметов. После этого поясняет, что «сегодня мы знакомимся с цифрой «Один», она обозначает один предмет. Вот, посмотри, мишка один». Сколько мишек ты видишь?».
  2. Запоминание. Предложение ребенку различных заданий, которые помогут ему запомнить, как выглядит единица и что она означает. Допустимо немного помогать ему. Задания должны быть двух типов: сначала те, которые помогают соотнести цифру с конкретным количеством, а затем – направленные на запоминание внешнего вида цифры.
  3. Закрепление. Следующая «порция» заданий, которые малыш уже должен выполнить полностью самостоятельно.
  4. Новый материал.
Читайте также:  4 года ребенку не говорит

Следует подчеркивать связь с прошлым, показать одного медведя и спросить, сколько мишек видит ребенок, после чего выставить второго, сказать, что мишек теперь два. Не стоит перегружать ребенка, знакомство с каждой последующей цифрой стоит проводить только тогда, когда предыдущая хорошо усвоена. Если у родителей нет возможности покупать одинаковые игрушки, на помощь придут карточки, конфеты, фрукты, овощи. Решая, с чего начинать, упражнения необходимо подобрать таким образом, чтобы каждое из них было доступно крохе.

Занятия с дидактическими материалами

Благодаря своему разнообразию игры со специально разработанными наборами, например палочками Кюизенера, подойдут для детей и 3 лет, и 5 лет. Можно выбрать те варианты, которые в наибольшей степени соответствуют уровню развития крохи.

Для малышей подойдут задания по следующим шаблонам.

  • Найти три желтые палочки.
  • Сколько палочек я показываю?
  • Найди две синие палочки и четыре желтые. Каких больше?
  • Родитель выкладывает квадрат из палочек, после чего спрашивает: сколько палочек я использовала, чтобы создать фигуру? Возможно и противоположное задание: сложи фигуру, используя только 5 (или любое другое количество) палочек.

Хорошо зарекомендовала себя карточная методика Домана, которая помогает запомнить внешний вид цифры и ее значение. Задания также просты.

  • Мама показывает карточку, задача ребенка – понять, какая цифра на ней изображена, и найти ее пару – другую карточку, на которой нарисовано необходимое число предметов.
  • Потом наоборот – мама выбирает карточку, например, с двумя мишками, ребенок должен найти ей пару – «2».
  • Мама показывает карточку с тремя зайцам и просит ребенка найти в квартире такое количество предметов, которое изображено на картине. Дошкольник может принести ей три яблока.

Мнение Эксперта

Таня Охрименко, педагог-психолог: Учить с ребёнком в игре цифры здорово. И можно это делать не только дома. А например, поднимаясь по лестнице и считая ступеньки. Главное, если ребёнок их не запоминает, не переживайте, пусть пройдёт немного времени и у него все уложится. Например, то, что ребёнок неделями запоминает в 3 года, в 5 он сможет запомнить за считанные минуты, если у него проснётся «познавательный интерес».

Подобные карточки можно купить или изготовить самостоятельно.

Для дошкольников, которые хорошо разобрались с первым десятком, можно использовать и числовую ленту Зайцева, представляющую собой ряд цифр от 1 до 99. Разместить ее можно на стене, чтобы пособие всегда было перед глазами. Задания могут быть различными.

  • Взрослый описывает число: два десятка, три единицы. Задача ребенка – понять, что речь идет о 23, и показать число на ленте.
  • Чье число больше. Мама и ребенок берут по одной карточке, на которых написаны числа. Ребенок должен понять, у кого число имеет большее значение, а потом – найти оба на ленте.
  • Найти на ленте Зайцева возраст каждого из членов семьи.

Все это поможет сформировать правильное представление о цифрах у дошкольников.

Разнообразие упражнений

Есть большое число упражнений, выполнение которых поможет малышу 3 лет познакомиться с цифрами, запомнить, как они выглядят и какое количество означают. Некоторые из них могут использоваться в возрасте 4 лет. Начинать надо с того, что ребенок хорошо знает.

  • Выборка. Мама ставит перед ребенком блюдо, на котором лежат фрукты или конфеты, и просит его набрать, например, три штуки (например, «дай маме три конфеты»). Второй вариант задания – мама сама откладывает некое количество конфет и просит ребенка посчитать их, а потом сказать, сколько сладостей в кучке.
  • Найти цифру. Взрослый просит дошкольника показать ему все единицы, которые представлены на заранее подготовленном плакате. Это поможет крохе запомнить, как цифра выглядит.
  • Найди пару. Родитель готовит две серии картинок: на одних изображены крупные цифры, на других – знакомые детям иллюстрации к сказкам. Например, два Ивана, три медведя, семь Симеонов и прочее. Задача малыша – соотнести картинку и цифру.
  • Посчитай свои пальчики (после знакомства с пятеркой).
  • Сюжетно-тематическая игра «Домики». Родитель заранее рисует на листе бумаги определенное количество домиков и просит ребенка принести столько игрушек, чтобы всех их можно было «заселить» и ни одного пустого домика не осталось.
  • Игра «По грибы». Родитель заранее размещает в комнате «грибы» (картинки, кубики), ребенок берет с собой корзинку и идет из собирать, найдя первый, он произносит «один», второй – «два», и так далее.

Игр огромное множество, поэтому каждый день следует предлагать ребенку что-нибудь новенькое. Заниматься можно и за компьютером, прося малыша посчитать число предметов на экране.

Использование различных форм работы

Чтобы малышу было проще запоминать цифры, важно визуализировать каждую из них. Есть несколько способов это сделать.

  • Распечатать крупные картинки, на которых изображен изучаемый материал, причем желательно, чтобы каждая цифра выглядела интересно, необычно (например, двойка в виде змеи). Предложить ребенку раскрасить картинку яркими карандашами, фломастерами, красками.
  • Еще одно похожее задание – раскраска, на которой изображено обозначаемое количество (например, пять котят) и рядом стоит пятерка. Ребенок раскрашивает саму картинку и число, постепенно запоминая. Со временем задачу можно усложнить: на картинке присутствует только определенное количество предметов (4 яблока), малыш их раскрашивает и готовит родителю, сколько их, какую цифру нужно вписать.
  • Ребенок с удовольствием выполнит такое задание: будет искать знакомые цифры повсюду – на улице в номерах домов, автобусов, автомобилей, на рекламных щитах. Нетерпеливых родителей это стремление будет раздражать, а мудрые мамы и папы сами предложат малышу веселое задание – кто найдет за время прогулки большее число двоек или единиц. И, конечно, взрослый обязательно должен проиграть.

Чтобы ребенок быстро постигал основы счета, следует постоянно произносить ему считалки с цифрами, например: «Раз-два-три-четыре-пять, мы идем с тобой гулять». Такой несложный текст можно проговаривать перед каждой прогулкой, через несколько раз ребенок уже сам сможет его повторить. Полезны будут и настольные игры: бросив кубик и отсчитывая необходимое число шагов по игровому полю, ребенок быстро научится считать.

Выучить с детьми цифры в 3-4 года – вполне реальная задача, но придется проявить фантазию, предлагая крохам все новые варианты упражнений. Также крайне важно терпение, ведь не с первого раза удастся осуществить задуманное – возможно, какой-то цифре придется уделить несколько занятий. И это нормально, ведь для каждого малыша свойственен собственный уровень развития.

Главный редактор проекта «Развивашка Онлайн» по раннему развитию детей

Об эксперте

Ольга активная мама, увлеченная развитием ребенка. Автор курса по развивающему уходу и развивающих игр, карточек, автор и редактор статей по раннему развитию и особенностям нейропсихологии ребенка.

@razvivaem_zanimaem

Поделитесь записью в социальных сетях!

Какие математические игры нравятся вашим малышам? Поделитесь, пожалуйста,до какого числа ваши детки считают и укажите возраст.

Источник